Значение волонтерского труда для студентов и его влияние на формирование профессиональных и организационных навыков

Головлева И.В., Гурина М.А., Митрофанова О.Н., Румянцева Ю.В.
1 Липецкий филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецк, Россия
2 Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена вопросам роли и значения волонтерского труда для студенческой молодежи, а также его влияния на формирование ценностей и профессиональных компетенций обучающихся вузов. Авторы статьи приводят результаты исследования, направленные на выявление отношения студентов российских вузов различных профилей к волонтерству, оценку степени вовлеченности в добровольческую деятельность и влияния занятия волонтерством на их ценности и профессиональные и организационные навыки. Делаются выводы о том, что волонтерство, положительно влияет на их трудоспособность как будущих специалистов, осознание выбора профессии и личностное развитие, и способствует приобретению, в том числе, навыков взаимодействия, разрешения конфликтов, необходимых для успешной карьеры, дает значимые преимущества, такие как внутреннее удовлетворение, новые знакомства и опыт в управлении

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, воспитание, образование, личностное и профессиональное развитие, социальная активность, молодежь, студенты, профессиональные и организационные навыки

JEL-классификация: I38, Z13, A13, D64, L26



Введение

Расширение масштабов общественных задач, с одной стороны, и необходимость вовлечения студентов с различные социальные проекты, партнерское взаимодействие со стороны вузов, с другой, усиливают значение добровольческих движений, в которые образовательные учреждения вовлекают студентов. Развитие студенческого волонтерства в России на современном этапе не только решает общественные задачи, связанные с формированием гражданской позиции и консолидацией общества, но создает условия для повышения профессиональной трудоспособности, личностного развития и осознания собственного призвания. Возрождение добрых традиций помощи ближним, дел милосердия, безвозмездного служения и принесения общественной пользы также выступает императивом формирования системы нравственных ориентиров молодежи, что, в свою очередь, реализует задачу воспитания в вузовской среде.

Вопрос волонтерства (добровольчества) достаточно глубоко исследуется на протяжении последних десятилетий в научной литературе. Особо можно отметить работы Алексеенок А.А., Путилиной Ю.Ю. [1], Ануфриева Д. И. [2], Болдыревой Э. Н. [3], Бородаевой Г. Г. [4], Брыксиной Е.С. [5], Бурчаковой М. А. [6], Васильевой И.В. и соавторов [7], Галстян С. А. [9], Ельниковой Г. А. и соавторы [10], Киселевой Т. Г. [11], Коган Е. А. [12], Корнеевой Е. Л. [13], Палкина К. А. [14], Певной М. В. [8, 15, 16], Первушиной Е. А. [17], Проказиной Н. В. и соавторов [18], Пушкаревой Т.В., Мельниковой В.Н. [19], Рассохиной И.Ю., Аршиновой Е.В., Билан М.А. [20], Узюмовой Н. В. [21].

Брыксина Е.С. утверждает, что «… именно волонтерская деятельность наиболее подходит для выполнения поставленных воспитательных образовательных задач в формировании нравственной личности» [5].

Алексеенок А.А. и Путилина Ю.Ю. отмечают, что «Волонтерская деятельность является личностно значимой, влияющей на формирование осознанной, ответственной, решительной, инициативной, увлеченной, социально зрелой личности молодого человека. Вместе с тем это фундамент для успешного формирования личности современного молодого поколения в целом и студенческой молодежи в частности» [1].

Социологи Васильева И.В., Чумаков М.В. и Чумакова Д.М. выражают озабоченность о том, что «Понимание того как студенты представляют волонтерскую деятельность, позволяет внести уточнения в организацию молодежной политики, в воспитательную деятельность в университетах, повысить мотивацию к волонтерской деятельности. Возможное расхождение представлений и реальных особенностей деятельности может вызвать демотивацию участников волонтерского движения» [7].

«Вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность способствует развитию у молодых людей необходимых качеств для дальнейшего профессионального ориентирования, роста личностного потенциала» отмечает И. Ю. Рассохина и соавторы [20]. Также исследователи отмечают значимую роль образовательных организаций высшего образования, которые «…активно принимают участие в создании волонтерских отрядов различной направленности: от трудовой до военно-патриотической» [20].

Нельзя не согласится с мнением Рассохиной И.Ю., Аршиновой Е.В. и Билан М.А. о том, что: «Волонтерская деятельность для студенческой молодежи является ключевым фактором гражданско-патриотического воспитания и социализации, гражданской самоактуализации, получения практического трудового опыта, расширения коммуникативных навыков и социальных связей, формирования необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций, направленных на развитие личности будущего профессионала» [20].

Первушина Е. А. так же отмечает важность волонтерства для развития разносторонней личности, а именно «волонтерство полезно для студентов и с точки зрения формирования у них общекультурных компетенций, общечеловеческих и гуманитарных ценностей» [17].

Пушкарева Т.В. и Мельникова В.Н. делают акцент на том, что: «Волонтерская деятельность способствует развитию активной социальной позиции личности» [19], а так же «…стимулирование волонтерской активности выступает одним из важных условий формирования системы ценностей…» [19]

Вопрос волонтерства (добровольчества) достаточно глубоко исследуется на протяжении последних десятилетий в научной литературе. В трудах отечественных специалистов мы находим социологические исследования мотивов и причин волонтерства среди студентов.

Вместе с тем, в связи изменениями в геополитических процессах страны, усилением проблем, связанных с национальной безопасностью, обострением социальных противоречий в обществе, усилением вызовов общественного характера, необходимостью формирования гражданской позиции, роль добровольчества в студенческой среде требует нового осмысления и изучения.

Целью исследования является анализ роли и значения добровольчества для молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, выявление взаимосвязи между волонтерской деятельностью и ценностной ориентацией студентов, формированием организационных и профессиональных навыков.

Научная новизна работы заключается в установлении факторов и мотивов добровольчества среди молодежи высших учебных заведений, её отношения к занятию оказания добровольной помощи окружающим, формировании рейтинга действующих направлений волонтерства с учетом профессиональной ориентации.

Социальное служение и волонтерская деятельность, как показывает опыт многих институтов, оказывает значительное влияние на качество профессиональных и мягких навыков. Принимая во внимание актуальность и значимость студенческого добровольчества для формирования различных навыков работы и развития общественно полезных ценностей, авторами было проведено исследование среди студентов российских вузов.

Методы исследования

В работе применялись общенаучные методы исследования, такие как анализ библиографических источников, сравнение, индукция и дедукция. Также в марте 2025 года было проведено онлайн-анкетирование среди студентов, для анализа данных использовались методы сравнения и обобщения, а также статистическая обработка данных, включающая описательную статистику.

Респондентами выступили 362 студента вузов Липецкой области. Среди них: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Липецкий государственный технический университет, Липецкий государственный педагогический университет и ряд других.

Непосредственный опрос респондентов осуществлялся с помощью программного обеспечения для администрирования опросов Google-Forms. Проведение опроса сопровождалось распространением анкеты через социальные сети и студенческие чаты в различных мессенджерах. Результаты данного исследования были получены путем математико-статистической обработки психодиагностических данных с использованием программы «Microsoft Office Exсel».

Результаты и обсуждение

Авторами было проведено исследование отношения студентов российских вузов различных профилей на предмет вовлеченности в добровольческую деятельность и влияния занятия волонтерством на их ценности и профессиональные и организационные навыки.

В рамках нашего исследования мы выдвинули ряд гипотез, направленных на выявление взаимосвязи между занятием добровольным безвозмездным трудом и различными факторами, на него влияющими:

1) волонтерством занято не более 35% студентов, среди которых большинство обучающихся женского пола;

2) самое популярное направление волонтерской деятельности среди студентов – социальное;

3) у студентов, занятых и незанятых волонтерской деятельностью, отличается понимание основной пользы волонтерства;

4) волонтерство делает выбор профессии более осознанным и способствует повышению общей профессиональной трудоспособности;

5) направление, по которому обучаются опрошенные, влияет на выбор направления волонтерства, а студенты таким образом больше погружаются в свою будущую профессию;

6) материальные поощрения не стимулируют деятельность реальных волонтеров, но могут стимулировать тех, кто не занимается волонтерством и, следовательно, в какой-то мере не понимает его суть.

Объектом исследования выступают студенты российских вузов (в возрасте от 17 лет и старше). Задачей работы является выявление взаимосвязи между волонтерской деятельностью и профессиональной, ценностной ориентацией студентов, а также факторы и мотивы добровольчества среди молодежи, её отношение к занятию оказания добровольной помощи окружающим. Всего было опрошено 362 студента вузов России. Среди них: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский университет транспорта, Воронежский медицинский институт, Липецкий государственный технический университет, Липецкий государственный педагогический университет и ряд других. Авторами специально были выбраны различные по профилю учебные заведения, чтобы исследовать вовлеченность в различные формы и направления волонтерства и установить взаимосвязь между профилем специальности и выбором вида волонтерства.

При анализе ответов респондентов сразу была проверена первая гипотеза - волонтерством занято не более 35% студентов. На постоянной основе из опрошенных студентов волонтерством заняты, по их словам, 24%. Еще 14,9% опрошенных заняты волонтерством за компанию с друзьями. Общая сумма занятых превышает 35% – она составляет 38,9% от опрошенных. Вторая часть гипотезы говорит о том, что волонтерством занимаются преимущественно девушки. Это можно подтвердить лишь косвенно, т.к. большинство опрошенных (73,2%) женского пола, а значит выборка не совсем показательна. Среди тех респондентов, кто занимается волонтерством, доля девушек составляет 79%, что несколько выше их доли в выборке.

Был проанализирован опыт участия в волонтерстве по времени и направлению помощи. Длительность участия в волонтерской деятельности была проранжирована как более двух лет, 1-2 года, от месяцев до 1 года и менее 6 месяцев. В результате опроса было выявлено, что только 13,8% респондентов занимается волонтерством более двух лет. Это косвенно свидетельствует о том, что молодые люди не занимались сознательной волонтерской деятельностью до студенчества. От года до двух лет волонтерский стаж имеют 9,9% опрошенных, 6% респондентов имеют опыт от полугода до года, 9,1% – только начали осваивать эту деятельность. Остальные 61,1%, как уже было отмечено ранее, не занимаются волонтерством вовсе. Несмотря на то, что первая гипотеза не подтвердилась численно, процент волонтеров среди студентов достаточно низок – менее 40%.

Для выявления направлений волонтерской деятельности среди студентов нами были сформулированы следующие виды участия: социальное волонтерство: помощь пожилым людям, поддержка бездомным и т.п.; экологическое волонтерство: участие в субботниках, сбор мусора, высадка деревьев и т.п.; медицинское волонтерство: донорство крови и ее компонентов и т.п.; спортивное волонтерство: участие в марафонах, помощь в организации соревнований и т.п.; патриотическое волонтерство: помощь ветеранам, участие в акции «Свеча памяти» и т.п.; культурное волонтерство: организация благотворительных мероприятий, помощь храмам и т.п.; научное волонтерство: участие в организации конференций, форумов и т.п.

Опираясь на результаты опроса, мы составили рейтинг участия в деятельности и рейтинг желания участия в той или иной волонтерской деятельности тех, кто ею пока не занимается (рис. 1). Множественные ответы приветствовались.

Рисунок 1 – Распределение респондентов по участию и желанию участия в различных направлениях волонтерской деятельности, %

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Таким образом, рейтинг действующих направлений волонтерства представлен тройкой:

– социальное волонтерство;

– экологическое волонтерство;

– патриотическое волонтерство.

Рейтинг же желаемых направлений выглядит немного иначе:

– социальное волонтерство;

– культурное волонтерство;

– экологическое волонтерство.

Только 18 человек отметили, что увлечены одним направлением, а другие участвуют в двух и более.

Кроме того, мы выявили, что число желающих сильно превышает число занимающихся волонтерством сейчас, что подчеркивает потенциал и важность волонтерской деятельности. Например, сейчас медицинским волонтерством занимаются только студенты медицинских вузов, принявших участие в опросе, но число желающих втрое превышает число действующих волонтеров. Вторым выводом явилось то, что после разбора и пояснений о направлениях волонтерской деятельности число не желающих ей заниматься снизилось. Если сложить доли респондентов с рис. 1, ответивших, что это напрасная трата времени, и не задумывающихся о волонтерстве, то общая доля составляла 37,1%. После выявления возможных направлений волонтерской деятельности, доля нежелающих составила всего 18%. Это связано со второй и третьей гипотезой нашего исследования. Подавляющее большинство людей воспринимает волонтерство в связи с помощью бездомным, пожилым людям и т.п. Не все готовы помогать этим группам населения и поэтому отвергают саму идею волонтерства. Если им предложить альтернативные виды помощи, то число нежелающих заниматься волонтерством снижается. Это подтверждает сразу вторую и третью гипотезы: самое популярное направление волонтерской деятельности среди студентов – социальное; у студентов, занятых и незанятых волонтерской деятельностью, отличается понимание основной пользы волонтерства.

Далее разберем наполнение сущности волонтерства: частоту, мотивацию, эмоции, проблемы и материальную составляющую.

Только 8,8% опрошенных занимаются волонтерством на постоянной основе; 26,8% – несколько раз в год; 26,8% – в особых случаях. Как следует из цифр, доля не занимающихся снизилась до 37,6% после разъяснения видов волонтерской деятельности, т.е. часть студентов иногда осуществляла различные виды волонтерского участия, не задумываясь об этом. С другой стороны, негативной тенденцией является то, что доля реальных, действующих волонтеров оказалась очень низкой – менее 9% от опрошенных.

Основной движущей силой для занятия волонтерством является альтруизм, хотя личные мотивы также играют свою роль (рис. 3).

Рисунок 3 – Взаимосвязь между занятостью студента волонтерством и пониманием основной пользы волонтерства, %

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Следующая составляющая волонтерской деятельности – это эмоции, которые испытывает человек, оказывая бесплатную помощь. Мы предложили респондентам следующие варианты эмоций: радость от осознания того, что твоя помощь делает мир лучше; ответственность; гордость за свои усилия; сочувствие и сострадание; мотивацию и вдохновение.

Респонденты расставляли баллы от 1 до 5, в зависимости от яркости этих эмоций при осуществлении волонтерской деятельности. Представим список в порядке уменьшения их яркости для респондентов: а) радость от осознания того, что твоя помощь делает мир лучше; б) сочувствие и сострадание; в) ответственность; г) мотивацию и вдохновение; д) гордость за свои усилия.

Приятно осознавать, что личная гордость в большинстве свое оказалась на последнем месте, а радость альтруизма – на первом, но это лишь статистические данные. На самом деле, ответы, конечно, разнились друг от друга.

Другая составляющая эмоций связана с сущностью общения с проблемами: бедностью, болезненностью, беспомощностью, озлобленностью и проч. Этих проблем боятся многие, кто не решается заниматься волонтерской деятельностью. С целью анализа эмоций, возникающих в трудных ситуациях мы задали респондентам несколько вопросов:

– Что испытывают волонтеры при общении с людьми, которые находятся в сложной ситуации?

– Как бы Вы помогли волонтеру, если ему трудно понять инструкции действий?

– Как бы Вы разобрались в ситуации несогласия мнений в волонтерской команде?

– Как бы Вы организовали координацию волонтерского процесса?

Мы получили следующие результаты. При общении с людьми в сложных ситуациях чаще всего волонтеры сочувствуют и пытаются понять их проблемы (73,2%), сохраняют спокойствие (23,2%), остальные испытывают негативные эмоции – стресс и тревогу (1,9%), недоумение и растерянность (1,7%). На вопрос о возникновении сложностей с пониманием инструкции респонденты дали следующие ответы (рис. 4). Такое распределение ответов показывает понимание сущности волонтерства как помощь не только нуждающимся, но и членам своей команды, что важно. При ответе на третий вопрос наиболее популярным был ответ: «выслушал бы его мнение и попытался бы найти компромисс, его выбрали 77,3% опрошенных.

Рисунок 4 – Распределение ответов респондентов на вопрос о помощи другому волонтеру со сложными инструкциями к действиям

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Четвертый вопрос имеет значение, с точки зрения развития компетенций волонтера. Большинство волонтеров создали бы подробный план и список задач для выполнения (77,9%). Он предполагал подтверждение четвертой гипотезы нашего исследования: волонтерство делает выбор профессии более осознанным и способствует повышению общей профессиональной трудоспособности. У студентов, занимающихся волонтерством, в большинстве своем более развиты такие навыки, как эмпатия, навык работы в команде, коммуникативные навыки, лидерские качества, стрессоустойчивость. И эта тенденция возрастает со сроком стажа занятия волонтерством. Также добровольческая деятельность дает определенные преимущества.

Из 135 человек, занимающихся волонтерством, 103 человека (76%) ответили, что считают, что волонтерство помогает в самоорганизации и профориентационном развитии и оценили полученные навыки на 4 и 5 баллов, что соответствует высокому уровню важности этих навыков. И только 8 человек, которые занимаются волонтерством, затруднились ответить на этот вопрос, и один человек ответил, что волонтерство не помогает в самоорганизации и профориентационном развитии. Из этих 103 человек, 86 человек получили коммуникативные навыки, 72 чел. – организационные, 63 чел. – навык работы в команде, 48 чел. – лидерские качества, 40 чел. научились управлять стрессом, 36 чел. получили навык управления временем, 27 чел. развили эмпатию.

Градацию преимуществ, полученных студентами-волонтерами, можно увидеть на рис. 5. Также были и свободные ответы на этот вопрос: кому-то волонтерство помогло меньше бояться людей и повысить самооценку, кому-то получить новые знания в различных видах деятельности.

Рисунок 5 – Преимущества, полученные студентами-волонтерами, чел.

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Анализируя важность волонтерской деятельности для личностного развития, мы получили следующие результаты. Для 41% человек волонтерский труд очень важен для личного развития, для 46% опрошенных - просто важен, 13% студентов ответили «нейтрально», и никто не ответил, что волонтерский труд не важен для его личного развития.

К полезным навыками студентов, которые они приобретают в процессе добровольчества по результатам опроса следует отнести: коммуникацию, эмпатию, стрессоустойчивость, лидерские качества, навык работы в команде, организационные навыки. Взаимосвязь стажа волонтерства и сформированности навыков можно увидеть на рис. 6.

Гипотеза в основном подтвердилась. Волонтерство, по мнению самих волонтеров, положительно влияет на их профессиональное и личностное развитие, и способствует приобретению важных навыков, в том числе необходимых для успешной карьеры, дает значимые преимущества, такие как внутреннее удовлетворение, новые знакомства и опыт в управлении.

Рисунок 6 – Взаимосвязь между стажем волонтерства и сформированностью полезных навыков, %

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Хотя волонтерство развивает многие навыки, четкая зависимость от стажа не прослеживается. В большинстве типовых случаев для получения ключевых навыков достаточно небольшого периода волонтерства, а дальнейшая работа лишь поддерживает навыки на должном уровне. Для получения более высоких организационных навыков, безусловно, требуется больше времени, но из наших респондентов, видимо, не было выявлено организаторов волонтерских мероприятий.

Исследование позволило подтвердить также и пятую гипотезу, устанавливающую связь между направлением, по которому обучаются опрошенные, и выбором направления волонтерства. Студенты таким образом больше погружаются в свою будущую профессию. Например, молодые люди, обучающиеся по гуманитарным специальностям, чаще выбирают социальное, культурное и патриотическое волонтерство. Студенты технических и естественнонаучных направлений склонны выбирать экологическое, спортивное и научное волонтерство. Студенты медицинских специальностей закономерно чаще выбирают медицинское волонтерство. При этом есть и исключения. Например, студенты общего направления «Искусство и культура» имеют высокий интерес к экологическому направлению, а студентов общего направления общественных наук привлекают социальное, патриотическое и культурное волонтерство (рис. 7).

Рисунок 7 – Взаимосвязь между занятостью студента волонтерством и пониманием основной пользы волонтерства, %

Источник: составлено авторами в ходе исследования

Последняя гипотеза данного исследования состоит в том, что материальные поощрения не стимулируют деятельность реальных волонтеров, но могут стимулировать тех, кто не занимается волонтерством и, следовательно, в какой-то мере не понимает его суть.

Гипотеза в целом подтверждается - студенты, занимающиеся волонтерством, значительно менее склонны к материальной мотивации, чем остальные группы. Студенты, которые считают волонтерство бесполезной тратой времени, наоборот, являются наиболее ориентированными на материальное поощрение. Студенты, которые не задумываются о волонтерстве и хотят попробовать, показывают промежуточные результаты, что подтверждает идею об их нейтральном или переходном отношении к волонтерству. Наибольшее количество тех, кто не согласен на материальное поощрение, среди тех, кто является волонтером (67%) и тех, кто не является, но хочет (64%), что говорит о их понимании бескорыстного характера волонтерства. Это подтверждает связь между личной вовлеченностью в волонтерство и пониманием его ценностей, отличных от материальной выгоды.

Такая взаимосвязь также может показывать отдельные случаи привлечения «студентов-волонтеров» на платной основе. Хотя это не считается волонтерством, тем не менее показывает дальнейшие возможности привлечения студентов для участия в различных мероприятиях. Иногда так называемая «плата» может быть нематериальной: дополнительные баллы по дисциплине, закрытие пропусков на занятии и т.п. Студенты являются наиболее активной частью населения, к которой можно применить разные способы стимулирования их общественной деятельности, но самым приемлемым методом, безусловно, является разъяснение важности социальных и прочих проектов волонтерства.

Заключение

Проведенное исследование показало, что волонтерская деятельность имеет значительный потенциал для развития студентов, их профессиональной ориентации и формирования активной гражданской позиции. Понимание мотивов и ценностей, которыми руководствуются студенты-волонтеры, может помочь в разработке более эффективных и привлекательных волонтерских программ.

Анализ данных, полученных в результате опроса, позволил сделать ряд выводов о мотивации и влиянии волонтерской деятельности на профессиональную и ценностную позицию студентов. В целом, результаты исследования позволяют нам сформировать более полное понимание феномена волонтерства в студенческой среде.

1.Волонтерство распространено больше, чем предполагалось, и, возможно, имеет гендерную специфику.

2. Социальное волонтерство – самый популярный выбор студентов. Это говорит о стремлении молодежи помогать людям в трудных ситуациях.

3. Студенты видят в волонтерском труде возможность как помощи другим, так и личностного развития. Основной мотивацией для занятия волонтерством является желание помочь окружающим, саморазвитие и новые знакомства.

4. Волонтерство способствует развитию важных навыков и осознанному выбору профессии.

5. Студенты выбирают волонтерские направления, которые соответствуют их профессиональным интересам и образованию.

6. Студенты, которые уже занимаются волонтерством, гораздо реже соглашаются на материальное поощрение за свой труд, чем те, кто не вовлечен в такую деятельность, а также лучше понимают ценность волонтерства.

7. Потенциал волонтерства велик – им по сути желают или уже занимаются те, кто ответил, что не задумывается о волонтерской деятельности. Проведение разъяснительных бесед с обучающимися может показать высокие результаты по расширению видов и направлений волонтерской деятельности.


Источники:

1. Алексеенок А. А., Путилина Ю. Ю. Волонтёрство как фактор формирования личности студенческой молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. – 2022. – № 4. – c. 31-46.
2. Ануфриев Д. И. Отношение студенческой молодежи к волонтерской деятельности // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 03–05 октября 2019 года / Ответственный редактор Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2019. – c. 301-302.
3. Болдырева Э. Н. Об актуальной роли волонтерских движений в студенческой среде // Современные социальные и экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы регионального развития. – 2023. – № 1. – c. 97-99. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnoy-roli-volonterskih-dvizheniy-v-studencheskoy-srede.
4. Бородаева Г. Г., Руднева И. А. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – c. 54.
5. Брыксина Е. С. Специфика формирования нравственной культуры студентов посредством волонтерской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2024. – № 6. – c. 1698-1706.
6. Бурчакова М. А., Хожемпо В. В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса // Современные технологии управления. – 2015. – № 4. – c. 15-20.
7. Васильева И. В., Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов // Образование и наука. – 2024. – № 2. – c. 140-165.
8. Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф., Черникова - Бука М. Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа // Образование и наука. – 2022. – № 10. – c. 200-230.
9. Галстян С. А. Волонтерская деятельность как основа формирования активности молодежи в России // Апгрейд молодёжных инициатив: Обновление - 2025: материалы VII Всероссийской научно–практической конференции с международным участием, Москва, 29–30 октября 2021 года. – Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство \"Зебра\"). Москва, 2021. – c. 14-17.
10. Ельникова Г. А., Абакумов р. Г., Абакумова М. М. Практики студенческого волонтерства (на материалах Белгородской области) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 6. – c. 28-31.
11. Киселева Т. Г. Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – c. 44-48.
12. Коган Е. А. Отношение студенческой молодежи к волонтерской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 4. – c. 144-149.
13. Корнеева Е. Л. Основные направления исследования волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2015. – № 1. – c. 131-141.
14. Палкин К. А. Ценностные детерминанты готовности человека к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 3. – c. 52-62. – doi: 10.17759/pse.2019240305.
15. Певная М.В., Минченко Д.В., Белов А.А. Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи // Наука. Культура. Общество. – 2023. – № 3. – c. 53-68.
16. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. / монография / под научной редакцией Г. Е. Зборовского. — 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 433 c.
17. Первушина Е. А. Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. – 2014. – № 11. – c. 112-117.
18. Проказина Н. В., Бобылева Н. Ю., Хатнюк Н. Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. – 2019. – № 2. – c. 47-56.
19. Пушкарева Т. В., Мельникова В. Н. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – № 1. – c. 188-190.
20. Рассохина И. Ю., Аршинова Е. В., Билан М. А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 2. – c. 114-121.
21. Узюмова Н. В., Киселёва Н. И. Волонтёрская деятельность (добровольчество) как фактор профессионального развития студентов // Вестник евразийской науки. – 2023. – c. 68.

Страница обновлена: 27.11.2025 в 16:22:50

 

 

The importance of volunteering activities for students and its impact on professional and organizational skills

Golovleva I.V., Gurina M.A., Mitrofanova O.N., Rumyantseva Y.V.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the role and significance of volunteering activities for student youth, as well as its impact on values and professional competencies of university students. The authors of the article present the results of a study aimed at identifying the attitude of students of Russian universities of various profiles to volunteering, assessing the degree of involvement in volunteering and the impact of volunteering on their values and professional and organizational skills. It is concluded that volunteering has a positive effect on their ability to work as future specialists and awareness of their choice of profession and personal development. Volunteering contributes to the development of interaction and conflict resolution skills necessary for a successful career and provides significant advantages such as inner satisfaction, new acquaintances and management experience.

Keywords: volunteering, volunteerism, education, education, personal and professional development, social activity, youth, students, professional and organizational skills

JEL-classification: I38, Z13, A13, D64, L26

References:

Alekseenok A. A., Putilina Yu. Yu. (2022). VOLUNTEERING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS' PERSONALITIES. Central Russian Journal of Social Sciences. 17 (4). 31-46.

Anufriev D. I. (2019). Student youth's attitude to volunteering Forms and methods of social work in various spheres of life. 301-302.

Boldyreva E. N. (2023). About the actual role of volunteer movements in the student environment. Modern social and economic processes: problems, trends, prospects for regional development. (1). 97-99.

Borodaeva G. G., Rudneva I. A. (2014). VOLONTEER ACTIVITY AS A FACTOR OF FORMING OF PERSONALITY OF STUDENT. Modern problems of science and education. (4). 54.

Bryksina E. S. (2024). THE SPECIFICS OF THE MORAL CULTURE FORMATION OF STUDENTS THROUGH VOLUNTEER ACTIVITIES. Tambov university reports. Series: Humanities. 29 (6). 1698-1706.

Burchakova M. A., Khozhempo V. V. (2015). VOLUNTEERING AS A FORM OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE STATE, SOCIETY AND BUSINESS. Modern management technologies. (4). 15-20.

Elnikova G. A., Abakumov r. G., Abakumova M. M. (2021). STUDENT VOLUNTEERING PRACTICES (ON THE MATERIALS OF THE BELGOROD REGION). Humanities, socio-economic and social sciences. (6). 28-31.

Galstyan S. A. (2021). Volunteering as a basis for the formation of youth activism in Russia Upgrade of youth initiatives: Renewal 2025. 14-17.

Kiseleva T. G. (2013). RESEARCH OF DOMINATING MOTIVATION TO PARTICIPATE IN THE VOLUNTEER ACTIVITY. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2 (2). 44-48.

Kogan E. A. (2014). STUDENTS ATTITUDES TOWARD VOLUNTEER ACTIVITIES. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4). 144-149.

Korneeva E. L. (2015). THE MAIN DIRECTIONS OF RESEARCH VOLUNTEER ACTIVITIES. Psychological-Educational Studies. 7 (1). 131-141.

Palkin K. A. (2019). VALUE DETERMINANTS OF READINESS FOR VOLUNTEER ACTIVITIES IN INDIVIDUALS. Psychological-Educational Studies. 24 (3). 52-62. doi: 10.17759/pse.2019240305.

Pervushina E. A. (2014). DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITIES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Higher education in Russia. (11). 112-117.

Pevnaya M. V. (2025). Volunteer management: international experience and local practices

Pevnaya M. V., Tarasova A. N., Telepaeva D. F., Chernikova - Buka M. (2022). VOLUNTEERING OF STUDENTS: SOCIAL MEANING AND BASIS OF MOTIVATED REFUSAL. The Education and Science Journal. 24 (10). 200-230.

Pevnaya M.V., Minchenko D.V., Belov A.A. (2023). MOTIVATION IN SELF-REGULATION OF YOUTH VOLUNTEER ACTIVITIES. Nauka. Kultura. Obschestvo. 29 (3). 53-68.

Prokazina N. V., Bobyleva N. Yu., Khatnyuk N. N. (2019). REALIZATION OF VOLUNTARY (VOLUNTEER) CAPACITY IN RUSSIA. Nauchnyy rezultat. Sotsiologiya i upravlenie. 5 (2). 47-56.

Pushkareva T. V., Melnikova V. N. (2013). VOLUNTEERING AS VOLUNTARY CHARITY. Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov (KSU). 19 (1). 188-190.

Rassokhina I. Yu., Arshinova E. V., Bilan M. A. (2017). VOLUNTEER ACTIVITIES AS MEANS OF STUDENTS'' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. (2). 114-121.

Uzyumova N. V., Kiselyova N. I. (2023). VOLUNTEER ACTIVITY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL STUDENTS' DEVELOPMENT. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 68.

Vasileva I. V., Chumakov M. V., Chumakova D. M. (2024). PERSONAL VALUES AND STUDENT VOLUNTEERING. The Education and Science Journal. 26 (2). 140-165.