Экономико-правовая целесообразность практического применения камер видеонаблюдения в системе обращения с отходами
Макарова В.Н.
, Решетников В.С.![]()
1 Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)
Аннотация:
В данной статье рассматривается правовое регулирование внедрения и использования систем видеонаблюдения на контейнерных площадках для сбора твердых коммунальных отходов на территории города Якутска с целью анализа экономической эффективности внедрения инновации.
В настоящее время эта тема является особенно актуальной и требует всестороннего обсуждения с целью практического применения. Исследование подробно описывает преимущества камер видеонаблюдения как эффективного инструмента для оптимизации работы в сфере управления отходами, позволяя снизить уровень правонарушений, повысить дисциплину граждан и улучшить состояние санитарных точек. Данная статья будет полезна не только специалистам в области управления отходами, экономики, но и преподавателям и студентам, изучающим эту сферу, а также всем гражданам, интересующимся правильным обращением с отходами и стремящимся внести свой вклад в защиту окружающей среды. Освещая правовые аспекты и передовой опыт внедрения таких систем, статья призвана способствовать формированию более ответственного отношения общества к вопросам утилизации отходов.
Ключевые слова: экономическая эффективность, окружающая среда, отходы, обращение с отходами, системы видеонаблюдения
JEL-классификация: F64, P28, P48
Введение
Одной из серьезных проблем современного общества является управление отходами производства и потребления, а также их чрезмерное образование. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях глобальных изменений климата, возникающих в результате антропогенной деятельности человека, что приводит к негативным последствиям для экосистем. Увеличение объемов отходов влияет на состояние окружающей среды, включая загрязнение водоемов и угнетение природных ресурсов, что также сказывается на здоровье населения. На сегодняшний день существует несколько нормативно-правовых актов, которые полностью регулируют обращение с отходами производства и потребления. Это означает, что вопросы, связанные с обращением с отходами, полностью нормируются государством.Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день города в России продолжают активно разрастаться, что выражается в значительной мере в увеличении нагрузки на систему обращения с отходами в городах.
Современные технологии в области управления отходами активно рассматриваются и в других странах, особенно такие аспекты, как применение искусственного интеллекта и эффективная цифровизация процессов сбора, сортировки и переработки отходов [18-21].
Теоретические аспекты, освещающие суть и особенности обращения с отходами, рассмотрены в работах различных советских и российских ученых. Среди них: Т.Л. Антонова [1], Б.Г. Булатов [2], О.А. Зиновьева [4], И.В. Иванова [5], Т. Е. Колосова [7], К.А. Лаврова [9], В. И. Осипов [15] и многие другие, однако мало кто из авторов в текущий момент времени исследует направления, связанные с применением камер видеонаблюдения в системе обращения с отходами.
Цель исследования состоит в оценке (анализе) текущих процессов обращения с отходами, в том числе оценки камер видеонаблюдения в местах для сбора отходов как средство для оптимизации в управлении отходами и информирования населения, и ключевой момент – оценка экономической целесообразности внедрения данной инновации.
Научная новизна работы состоит в том, что, полученные в ходе исследования результаты и выводы дают определенную характеристику целесообразности применения системы видеофиксации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и крупногабаритным отходам.
Методология исследования включает:
- анализ нормативно-правовых актов, регулирующих обращение с отходами; сравнение текущей ситуации с теоретическими аспектами обращения с отходами, описанными в работах советских и российских учёных; выявления ключевых проблем и определения механизмов их решения;
- рассмотрение возможности применения современных систем видеонаблюдения для мониторинга ситуации и привлечения к ответственности за нарушения.
Ключевым направлением обращения с отходами стал мониторинг санитарных точек с помощью систем видеонаблюдения. Многие граждане не обеспечивают надлежащую сортировку, хранение и утилизацию отходов, что приводит к накоплению в местах сбора отходов, не входящих в списки твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов. В результате этого переполняются ёмкости для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), что может грозить возникновением рисков для здоровья населения и окружающей среды.
Обращение с отходами производства и потребления является одной из наиболее актуальных экологических проблем в Российской Федерации. Ключевыми аспектами данной проблемы являются низкий уровень утилизации и переработки, недостаточная информированность населения и чрезмерное накопление отходов в местах для сбора. Данная ситуация вызывает обеспокоенность у общества, так как может иметь серьезные последствия для здоровья населения и состояния окружающей среды. И одним из механизмов оптимизации и улучшения данной ситуации можно с помощью отслеживания с помощью современных систем видеонаблюдения и последующего привлечения населения и организации ответственные за вывоз отходов к административной ответственности [1, 12].
Последствия загрязнения окружающей среды ТКО могут быть весьма плачевными. Во-первых, ТКО могут загрязнить почву и грунтовые воды, что в свою очередь может привести к распространению различных заболеваний. Во-вторых, мусорные свалки являются рассадником крыс, мышей и других грызунов, которые являются переносчиками различных болезней. В-третьих, ТКО представляют серьезную угрозу для флоры и фауны, поскольку многие животные принимают пластик за пищу и погибают от этого. В-четвертых, загрязнение окружающей среды ТКО ведет к снижению качества жизни людей, поскольку загрязненный воздух и вода могут негативно сказываться на здоровье. И, наконец, в-пятых, загрязнение ТКО приводит к потере ценных земельных ресурсов, которые могли бы использоваться для других целей, например, для строительства жилья или развития инфраструктуры [2, 13].
Для решения этих проблем необходимо принимать меры по снижению количества отходов, их переработке и утилизации. Важно также обучать людей правильному обращению с отходами и создавать условия для его раздельного сбора. Кроме того, необходимо разрабатывать и внедрять новые технологии утилизации отходов, которые бы позволяли максимально эффективно использовать все ресурсы и снижать негативное воздействие на окружающую среду [4, 5, 11].
Республика Саха (Якутия) является самым крупным по территории регионом России. Общая площадь Якутии составляет 3,1 млн. кв. км. Вся территория расположена на вечной мерзлоте, столица региона – город Якутск является самым крупным городом, в агломерации которого проживает половина населения региона.
Современная экологическая ситуация в области обращения с отходами производства и потребления в городе Якутск представляет собой комплексный вопрос, в значительной степени обусловленный несколькими ключевыми факторами. С одной стороны, Якутск является крупнейшим городом, расположенным на территории вечной мерзлоты, что накладывает специфические ограничения и условия на процессы управления отходами. Вечная мерзлота, занимающая значительную часть этой территории, делает невозможным традиционное захоронение отходов, так как это может привести к их разрушению и загрязнению окружающей среды из-за таяния льда [10].
С другой стороны, климатические условия Якутска, характеризующиеся резко континентальными чертами, также существенно влияют на экологическую обстановку. Экстремальные колебания температур, с сильными холодами зимой и высокой температурой летом, усложняют процесс утилизации и переработки отходов. Длительные холодные периоды способствуют накоплению отходов, тогда как теплый сезон зачастую становится временем активизации производственной деятельности и увеличения объемов потребления, что, в свою очередь, приводит к росту количества образующихся отходов.
На сегодняшний день жители Республики Саха (Якутия) все чаще сталкиваются с проблемой захламления контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий мусором, не относящимся к категориям ТКО и крупногабаритные отходы (КГО). Следствием указанной проблемы является грубое нарушение правил благоустройства и создание неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, что, в свою очередь, затрагивает законные права и интересы граждан.
Региональный оператор в рамках своих полномочий обеспечивает сбор, транспортировку, обработку только ТКО. Мусорные контейнеры и площадки предназначены для сбора именно ТКО, то есть того мусора, который образуется в результате жизнедеятельности людей в жилых помещениях, а также товаров, утративших свои потребительские свойства.
Мусор, который мы ежедневно собираем и выбрасываем в специально отведенные места, такие как контейнерные площадки, классифицируется как твердые коммунальные отходы (ТКО). К ТКО относятся различные виды отходов, включая пищевые остатки, одежду, обувь, пластиковые и бумажные изделия. Эти отходы необходимо утилизировать в специально предназначенных для этого баках. За вывоз ТКО мы регулярно оплачиваем услуги, исходя из договора с региональным оператором. В состав ТКО также входят КГО.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014, на контейнерную площадку можно выбрасывать предметы, утратившие свои потребительские свойства, если их размеры превышают полметра в высоту, ширину или длину. К крупногабаритным отходам относятся: старая мебель любого формата (например, диваны, кровати, шкафы), крупная и мелкая бытовая техника (такая как микроволновые печи, холодильники, стиральные машины, фены), а также сантехнические изделия (унитазы, ванны, душевые кабины).
Если в квартире проводился текущий или косметический ремонт – например, побелка потолков, оклеивание стен или покраска окон и дверей – отходы, образующиеся в процессе, также относятся к категории КГО. Аккуратно смотанные куски старых обоев и линолеума, остатки гипсокартона и керамической плитки можно выносить на площадку для крупногабаритных отходов. Оставлять крупногабаритные отходы следует либо на специализированных площадках (в многоквартирных домах, как правило, это бетонная плита, расположенная рядом с контейнерной площадкой), либо в специально отведенных местах для их складирования.
Важно подчеркнуть, что к крупногабаритным отходам не относятся отходы растительного происхождения, а также строительный мусор. Кирпичи, куски металла, бетонные обломки, остатки штукатурки, образующиеся в результате ремонта или сноса зданий и сооружений, а также перекрытия и балки не классифицируются как КГО. К этой категории отходов также не относятся люминесцентные лампы, батарейки и автомобильные покрышки. Органические вещества, возникающие в результате содержания сельскохозяйственных животных, также не считаются крупногабаритными отходами [14, 16].
В рамках внедрения аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» с апреля 2025 года на территории ГО «город Якутск» в местах накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) Окружной администрацией города установлены камеры видеонаблюдения [3, 8, 17].
С использованием камер видеонаблюдения начали выявлять недобросовестных граждан, которые выгружают отходы, не относящиеся к ТКО, на общественных санитарных точках, предназначенных для накопления отходов частного жилого фонда. Более того, на прилегающей территории площадок, предназначенных для накопления ТКО запрещено складировать отходы ТКО. Однако в нарушение утвержденных правил благоустройства жители складируют отходы на прилегающих к контейнерным площадкам территориях. Это влечет административную ответственность и усложняет вывоз ТКО. За данное правонарушение предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – «несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»: нарушение требований влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей:
– для граждан в размере от 10 тыс. рублей до 15 тыс. рублей;
– для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей;
– юридических лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.
Повторное совершение действий, указанных в части 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей;
– на должностных лиц – от 40 тыс. до 60 тыс. рублей;
– на юридических лиц – от 60 тыс. до 100 тыс. рублей.
Совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин), – влекут наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей;
– на должностных лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. рублей;
– на юридических лиц – от 100 тыс. до 120 тыс. рублей.
За повторное совершение административного правонарушения с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин), – влекут наложение административного штрафа:
– на граждан в размере от 60 тыс. до 70. тысяч рублей;
– на должностных лиц – от 80 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой;
– на юридических лиц – от 150 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.
Кроме того, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов производства и потребления, в том числе ненадлежащее оборудование мест накопления ТКО, нарушение периодичности их вывоза, а также иные нарушения требований, предусмотренные санитарными правилами, влекут административную ответственность по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей и на должностных лиц – от тридцати до сорока тысяч рублей [6].
Однако, несмотря на имеющиеся административные санкции, происходит захламление прилегающих территорий контейнерных площадок, а несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм приводит к факторам риска появления эпидемий и эпизоотий. Это обусловлено трудностями выявления и фиксации лиц (как физических, так и должностных), совершающих указанные деяния. Взаимосвязанная работа муниципальных административных комиссий, задачей которых является выявление и привлечение к юридической ответственности таких нарушителей, а также установка системы видеонаблюдения на контейнерных площадках для выявления нарушений в области обращения с ТКО, может кардинально изменить ситуацию.
После установки камер видеонаблюдения на санитарных точках за период с апреля по июль было установлено 100 случаев несанкционированного сброса отходов (получено авторами с помощью систем видеонаблюдения), не относящихся к твердым коммунальным отходам с транспортных средств, распределение выявленных нарушений по месяцам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Количество выявленных нарушений по месяцам в период с апреля по июль 2025 года, город Якутск.
Согласно данным, представленным на рисунке 1, наименьшее количество нарушений было зафиксировано в апреле – всего три нарушения. Данное незначительное количество обусловлено как новизной системы фиксации нарушений, так и особенностями сезонной активности. В частности, апрель как весенний месяц характеризуется снижением активности граждан в области строительства и благоустройства, что, в свою очередь, может приводить к сокращению образования отходов.
В последующие месяцы наблюдается резкое увеличение числа выявленных нарушений. В июне было зарегистрировано 29 случаев, что отражает изменение в динамике. В мае и июле фиксируется ещё большее количество нарушений – по 34 случая в каждом из указанных месяцев. Резкий прирост числа нарушений в летний период может быть связан с несколькими факторами.
Во-первых, таяние снега в этот период приводит к обнаружению ранее скрытых отходов. Во-вторых, начало дачного сезона провоцирует увеличение активности граждан на загородных участках, что связано с проведением работ по благоустройству и озеленению. Кроме того, многие владельцы недвижимости обращаются к капитальному ремонту зданий, в результате чего образуется значительное количество отходов, которые не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам (ТКО) и крупногабаритным отходам (КГО).
Также были выявлены самые распространенные виды отходов (получено авторами с помощью систем видеонаблюдения), не относящиеся к твердым коммунальным отходам и часто сбрасываемые с транспорта на санитарных точках для сбора ТКО, данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество сбросов по видам отходов в период с апреля по июль 2025 года, город Якутск.
В результате проведенного анализа было выявлено 100 случаев сброса отходов, которые не входят в перечень твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритных отходов (КГО). Учитывая, что в рамках одного случая могли сбрасываться несколько видов отходов, соотношение видов отходов по количеству сбросов выглядит следующим образом: наибольшее количество случаев составляют деревянные доски – 43 случая, далее следуют спил деревьев – 26 случаев, отработанные пневматические шины – 23 случая и металлический лом – 17 случаев. Количество случаев сброса остальных видов отходов составляет менее 15 случаев для каждого из них, далее в порядке убывания: куски ДСП и сухая трава – по 14 случаев, деревянные поддоны – 10 случаев и куски профлиста – 4 случая.
Как показывают данные, наибольшая доля отходов занимают отходы от капитального ремонта, а также детали автомобилей и отходы, возникающие при уходе за дачной территорией.
На рисунке 3 представлено соотношение сбросов отходов по месяцам (получено авторами с помощью систем видеонаблюдения), осуществляемых с использованием легковых автомобилей и грузового транспорта. Следует отметить, что к грузовому транспорту также были отнесены легковые автомобили, использующие прицепы для сброса отходов.
Рисунок 3. Соотношение между легковым и грузовым транспортом по месяцам в период с апреля по июль 2025 года, город Якутск.
Всего с легковых автомобилей производили сброс 49 раз, а с грузового транспорта 51 раз, что составляет почти одинаковое соотношение.
В апреле все три случая сбросов были произведены с использованием грузового транспорта. В мае и июне соотношение составило: легковые автомобили – 41%, грузовой транспорт – 59%. Однако в июле происходит значительное смещение в сторону легковых автомобилей, которые составляют более двух третей всех сбросов 68% от общего числа сбросов, в то время как доля грузового транспорта снижается до 32%.
Далее, для оценки соотношения по сумме штрафов за сбросы с легкового и грузового транспорта, будут взяты минимальные значения штрафов для физических (гражданских) лиц на основе данных полученных павторами с помощью систем видеонаблюдения:
– для граждан, использующих легковые автомобили в размере 10 тыс. рублей;
– на граждан, использующих грузовой транспорт в размере 40 тыс. рублей;
Полученные соотношения сумм по месяцам, на основе данных полученных павторами с помощью систем видеонаблюдения, представлены в виде графика на рисунке 4.
Рисунок 4. Соотношение суммы штрафов за несанкционированное размещение отходов с использованием различных видов транспорта по месяцам в период с апреля по июль 2025 года, город Якутск, указанно в тысячах рублей.
Таким образом, можно подытожить общую сумму штрафов в течении рассматриваемого периода. Полученный результат представлен на рисунке 5
Рисунок 5. Соотношение суммы штрафов за несанкционированное размещение отходов с использованием всех видов транспортных средств по месяцам в период с апреля по июль 2025 года, город Якутск, указанно в тысячах рублей.
За период с апреля по июль 2025 г. на территории г. Якутск с помощью видеофиксации было зарегистрировано административных нарушений в сфере обращения с ТКО, с использованием различных видов транспорта, на сумму 2,61 млн. рублей. Распределение данной суммы штрафов: основная часть суммы от штрафов грузовых транспортов – 81,2%, а от легковых автомобилей – 19,8%, соотношение составляет 1 на 4, в пользу грузового транспорта, хотя изначально соотношение по количеству нарушений было 1 на 1.
Следует подчеркнуть высокую эффективность использования камер видеонаблюдения для мониторинга за санитарными точками для сбора ТКО, позволивших существенно улучшить ситуацию в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С ее помощью были выявлены случаи недобросовестных потребителей, которые нарушают установленные правила обращения с ТКО, размещая на контейнерных площадках строительные и промышленные отходы. Эти отходы не входят в тариф, предусмотренный для транспортирования ТКО, что ставит под угрозу экологическую безопасность и эффективное управление отходами в городе.
Кроме того, данная мера позволила заранее выявлять потенциальные случаи образования стихийных свалок на участках, предназначенных для сбора ТКО. Своевременное обнаружение таких ситуаций позволяет инициировать оперативные действия для их предотвращения, а также создает возможность для проведения разъяснительной работы среди жителей. Это включает в себя информирование населения о правильных методах утилизации отходов, а также о последствиях нарушения правил обращения с отходами.
Такой подход не только помогает поддерживать чистоту и порядок на контейнерных площадках, но и повышает осведомленность граждан о важности соблюдения правил обращения с отходами. При увеличении информированности люди начнут реже сбрасывать отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО) и крупногабаритным отходам (КГО), в места сбора, что снизит нагрузку на инфраструктуру вывоза мусора и, соответственно, уменьшит затраты, связанные с его вывозом. Учитывая современные экологические вызовы, эта мера является важным шагом к формированию более ответственного отношения к управлению отходами. Таким образом, данная инициатива создает условия для улучшения экологической ситуации в регионе и способствует формированию культуры правильной утилизации отходов среди населения.
Заключение
Основными критериями для разграничения административной ответственности за нарушения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления являются размер причиненного ущерба и наличие повторности правонарушений. Эти аспекты играют ключевую роль в определении мер наказания и соответствующих последствий для нарушителей.В период с апреля по июль 2025 года был проведен тщательный анализ правонарушений, выявленных в ходе мониторинга санитарных точек, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). В этом контексте применение систем видеонаблюдения продемонстрировало свою высокую эффективность как средство оптимизации управления процессами обращения с отходами производства и потребления. Камеры видеонаблюдения не только позволяют своевременно выявлять случаи переполнения контейнеров, но и фиксируют действия граждан, нарушающих требования при сбросе отходов с транспортных средств.
Установка видеонаблюдения существенно дало проанализировать все случаи правонарушений, предоставив возможность детального выявления соотношения между легковыми автомобилями и грузовым транспортом в контексте сброса отходов. Это соотношение имеет важное значение, так как выявление закономерностей в практиках утилизации отходов поможет оптимизировать процессы вывоза мусора, повышая общую эффективность системы управления отходами.
Кроме того, внедрение этих технологий будет играть важную роль в повышении информированности граждан о правилах и нормах обращения с отходами. За счет более прозрачного мониторинга, связанных с выявлением нарушений, жители смогут лучше понять последствия неправильной утилизации отходов и важность соблюдения установленных норм.
Повышение осведомленности населения не только способствовало бы уменьшению числа правонарушений, но и формировало бы более ответственное отношение к вопросам экологии и управления отходами. Информирование граждан о существующих правилах, а также о последствиях их нарушения создаст необходимые условия для формирования культуры правильной утилизации отходов, что способствовало бы эффективному управлению отходами и снижению нагрузки на инфраструктуру вывоза мусора и, соответственно, уменьшит затраты, связанные с его вывозом.
В результате такой аналитической работы можно установить более четкие и обоснованные рекомендации для улучшения системы утилизации и уменьшения количества нарушений. Это также может стать основой для разработки новых политик и инициатив, направленных на повышение ответственности граждан и организаций в области правильной утилизации отходов, а также на уменьшение их воздействия на окружающую среду.
Источники:
2. Булатов Б.Г., Мустафин Р.Ф., Мухаматнуров Л.Р., Галимханов Р.Р. Твердые комунальные отходы - способы их утилизации с микрорайонов малоэтажных застроек // Обращение с отходами: современное состояние и перспективы: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2018. – c. 127-130.
3. Видеокамеры у контейнерных площадок фиксируют нарушителей, выбрасывающих мусор, не относящийся к ТКО. yakutskecoseti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://yakutskecoseti.ru/2025/04/02/видеокамеры-у-контейнерных-площадок/ (дата обращения: 20.09.2025).
4. Зиновьева О.А. Реализация Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2023. – № 3. – c. 139-147.
5. Иванова А.В., Лопатин В.Л. Экономические аспекты утилизации ТКО в региональной системе // Охрана, инновационное восстановление и устойчивое управление лесами. Forestry. Воронеж, 2023. – c. 10-13.– url: https://elibrary.ru/download/elibrary_54975801_83772866.pdf.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/4692274d9f4f47a15311ff6f1c140f3ccf38385f/ (дата обращения: 22.09.2025).
7. Колосова Т.Е., Каримова А.М. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в области охраны окружающей среды // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 1(77). – c. 19-23.
8. Контейнерные площадки в регионах станут контролировать при помощи видеокамер. nia.eco. [Электронный ресурс]. URL: https://nia.eco/2024/11/22/94028/ (дата обращения: 20.09.2025).
9. Лаврова К.А., Павлова Е.А. Исследование особенностей обращения с отходами на территории России и за рубежом // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2023. – № 3(57). – c. 98-104. – doi: 10.6060/ivecofin.2023573.658.
10. Макарова В.Н., Решетников В.С. Анализ факторов внешней среды, влияющих на подтаивание вечной мерзлоты, на примере Якутии // Отходы и ресурсы. – 2024. – № 1. – doi: 10.15862/11NZOR124.
11. Марьев В.А., Гаев Ф.Ф., Шканов С.И., Якушина А.М., Рахманов М.Л., Величко Е.Г., Юшин В.В., Вахрушев С.А., Цховребов Э.С. Инновационная система организации, учета обращения с твердыми коммунальными и крупногабаритными отходами, экономического стимулирования их раздельного сбора и обработки // Вестник МГСУ. – 2019. – № 1(124). – c. 46-59. – doi: 10.22227/1997-0935.2019.1.46-59.
12. Михайлова Е.С. Государственно-правовое регулирование обращения с ТКО в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2024. – № 1(59). – c. 31-35.
13. Мустафин Р.Ф., Булатов Б.Г. Проблемы утилизации твердых бытовых отходов на примере микрорайона малоэтажной застройки // Уральский экологический вестник. – 2014. – № 2. – c. 23.
14. Об отходах производства и потребления №89-ФЗ от 24 июня 1998 года. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons (дата обращения: 20.09.2025).
15. Осипов В.И., Хмельченко Е.Г. О проблемах размещения твердых бытовых отходов в России // Вестник Национального института бизнеса. – 2022. – № 3. – c. 52-60.
16. Авакова М.С. Правовое регулирование внедрения систем видеонаблюдения на контейнерных площадках для сбора ТКО на территории краснодарского края // Юридический процесс в России: Всероссийская межвузовская студенческая научно-практическая конференция. Нижний Новгород, 2025. – c. 10-13.
17. Установка камер видеонаблюдения приносит результаты. yakutskecoseti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://yakutskecoseti.ru/2025/04/04/установка-камер-видеонаблюдения-при/ (дата обращения: 20.09.2025).
18. Ahmed A.Al.A., Asadullah A. Artificial intelligence and machine learning in waste management and recycling // Engineering International. – 2020. – № 1. – p. 43-52. – doi: 10.18034/ei.v8i1.498.
19. Reema A. Alsabt, Wadha Alkhaldi, Yusuf A Adenle, Habib Alshuwaikhat Оptimizing waste management strategies through artificial intelligence and machine learning - an economic and environmental impact study // Cleaner Waste Systems. – 2024. – № 13. – p. 100158. – doi: 10.1016/j.clwas.2024.100158.
20. Borchard R., Zeiss R., Recker J. Digitalization of waste management: insights from german private and public waste management firms // Waste Management & Research.. – 2022. – № 6. – p. 775-792. – doi: 10.1177/0734242X211029173.
21. Thao Le.Q. AN AUTOMATED WASTE MANAGEMENT SYSTEM USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ROBOTICS // Journal of Material Cycles and Waste Management. – 2023. – № 6. – p. 3791-3800. – doi: 10.1007/s10163-023-01796-4.
Страница обновлена: 28.11.2025 в 23:45:59
Economic and legal expediency of practical application of video surveillance cameras in the waste management system
Makarova V.N., Reshetnikov V.S.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)
Abstract:
The article examines the legal regulation of the introduction of video surveillance systems at container sites for the collection of municipal solid waste in the city of Yakutsk in order to analyze the economic effectiveness of innovation.
Currently, this topic is particularly relevant and requires a comprehensive discussion with a view to practical application. The study describes the advantages of video surveillance cameras as an effective tool for optimizing work in the field of waste management, allowing to reduce the level of offenses, increase the discipline of citizens and improve the condition of sanitary points. The article will be useful not only for specialists in the field of waste management and economics but also for academic staff and students studying this field, as well as for all citizens interested in proper waste management and seeking to contribute to environmental protection. By highlighting the legal aspects and best practices of implementing such systems, the article aims to promote a more responsible attitude of society towards waste disposal.
Keywords: economic efficiency, environment, waste, waste management, video surveillance system
JEL-classification: F64, P28, P48
References:
Ahmed A.Al.A., Asadullah A. (2020). Artificial intelligence and machine learning in waste management and recycling Engineering International. 8 (1). 43-52. doi: 10.18034/ei.v8i1.498.
Antonova T.L., Evsikova E.V. (2022). BASES OF LEGAL REGULATION OF HANDLING WITH PRODUCTION AND HOUSEHOLD WASTE AND ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THEIR VIOLATION. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki. 6 (1). 402-418.
Avakova M.S. (2025). LEGAL REGULATION OF THE INSTALLATION OF A VIDEO SURVEILLANCE SYSTEM AT CONTAINER SITES IN THE KRASNODAR TERRITORY The legal process in Russia. 10-13.
Borchard R., Zeiss R., Recker J. (2022). Digitalization of waste management: insights from german private and public waste management firms Waste Management & Research.. 40 (6). 775-792. doi: 10.1177/0734242X211029173.
Bulatov B.G., Mustafin R.F., Mukhamatnurov L.R., Galimkhanov R.R. (2018). Solid communal waste - ways to dispose of it from residential areas of low-rise buildings Waste management: current state and prospects. 127-130.
Ivanova A.V., Lopatin V.L. (2023). ECONOMIC ASPECTS OF MSW DISPOSAL IN THE REGIONAL SYSTEM Conservation, innovative restoration and sustainable forest management. Forestry. 10-13.
Kolosova T.E., Karimova A.M. (2023). TOPICAL ISSUES OF IMPROVING LEGISLATION IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (1(77)). 19-23.
Lavrova K.A., Pavlova E.A. (2023). STUDY OF THE PECULIARITIES OF WASTE MANAGEMENT IN RUSSIA AND ABROAD. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. (3(57)). 98-104. doi: 10.6060/ivecofin.2023573.658.
Makarova V.N., Reshetnikov V.S. (2024). PREVENTION OF DEGRADATION OF THE NATURAL ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL TOURISM IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS. Otkhody i resursy. 11 (1). doi: 10.15862/11NZOR124.
Marev V.A., Gaev F.F., Shkanov S.I., Yakushina A.M., Rakhmanov M.L., Velichko E.G., Yushin V.V., Vakhrushev S.A., Tskhovrebov E.S. (2019). INNOVATIVE SYSTEM OF ORGANIZATION, ACCOUNTING TREATMENT OF SOLID MUNICIPAL AND BULKY WASTE, ECONOMIC INCENTIVES FOR THEIR SEPARATE COLLECTION AND PROCESSING. Vestnik MGSU. 14 (1(124)). 46-59. doi: 10.22227/1997-0935.2019.1.46-59.
Mikhaylova E.S. (2024). STATE LEGAL REGULATION OF MUNICIPAL SOLID WASTE MANAGEMENT IN THE Russian Federation. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. (1(59)). 31-35.
Mustafin R.F., Bulatov B.G. (2014). DISPOSAL OF SOLID WASTE FOR EXAMPLE, RESIDENTIAL DISTRICT. Uralskiy ekologicheskiy vestnik. (2). 23.
Osipov V.I., Khmelchenko E.G. (2022). ANALYTICAL REVIEW OF THE STATE OF THE PROBLEM OF SOLID MUNICIPAL WASTE DISPOSAL IN RUSSIA. Vestnik Natsionalnogo Instituta Biznesa. (3). 52-60.
Reema A. Alsabt, Wadha Alkhaldi, Yusuf A Adenle, Habib Alshuwaikhat (2024). Optimizing waste management strategies through artificial intelligence and machine learning - an economic and environmental impact study Cleaner Waste Systems. 8 (13). 100158. doi: 10.1016/j.clwas.2024.100158.
Thao Le.Q. (2023). AN AUTOMATED WASTE MANAGEMENT SYSTEM USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ROBOTICS Journal of Material Cycles and Waste Management. 25 (6). 3791-3800. doi: 10.1007/s10163-023-01796-4.
Zinoveva O.A. (2023). IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY FOR THE TREATMENT, UTILIZATION AND NEUTRALIZATION OF PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE FOR THE PERIOD UP TO 2030. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). (3). 139-147.
