Меры по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза и их роль в обеспечении национальной безопасности стран (таможенный аспект)

Петросян А.Э.
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Россия

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Данная тема актуальна в связи с введением антироссийских санкций и необходимостью экономики адаптироваться к быстро изменяющимся условиям внешней среды, начиная с 2022 года. Проводится анализ мер по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза в контексте таможенного регулирования, представленного запретами и ограничениями (мерами нетарифного регулирования), мерами защиты внутреннего рынка и мерами в рамках совершения таможенных операций и применения таможенных процедур. Определено, что применяется комплексный подход к мерам таможенного регулирования для поддержки различных отраслей. Выявлены недостатки информационных ресурсов, систематизирующих меры по повышению устойчивости экономик, а именно их неактуальность и не удобство использования, и предложены пути устранения некоторых из них (например, дополнительные функции в рамках поиска мер), а также проблемы применения различных упрощений в мерах таможенного регулирования (например, в отношении маркировки товаров)

Ключевые слова: меры таможенного регулирования, устойчивость экономики, национальная безопасность, ЕАЭС, поддержка отраслей

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

В настоящее время изменение направлений торговли России с другими странами, перестройка международных цепочек поставок, активная диверсификация товаров обусловливают необходимость все больше внимания уделять обеспечению национальной безопасности страны, которая включает продовольственную, транспортную, экономическую и др. виды безопасности [4]. Достижение экономической стабильности и прироста валового внутреннего продукта стран по отдельности и интеграционных объединений возможно за счет применения комплекса инструментов, среди которых государственные занимают центральное место.

Актуальность темы работы обоснована необходимостью оценки и анализа мер по повышению устойчивости экономик государств – членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза) в контексте таможенного регулирования для выявления особенностей и проблем их применения, а также секторов экономики, наиболее зависимых от импорта сырья и полуфабрикатов. Также необходимым является предложение путей улучшения существующих инструментов, систематизирующих меры по повышению устойчивости экономик, для обеспечения их эффективного использования.

В рамках данной статьи среди методов государственного регулирования экономики уделено внимание только таможенным мерам, так как их роль в регулировании объемов и структуры перемещаемых товаров, обеспечении внутреннего рынка необходимой продукцией и упрощении процедур торговли существенна.

Вопросам влияния санкций на экономику России, анализу мер поддержки различных секторов экономики в условиях нестабильности, в т.ч. для обеспечения экономической и национальной безопасности, и разработке мер по преодолению проблем посвящены труды Сильвестрова С.Н., Льва М.Ю. [35], Пак А.Ю., Андроновой И.В. [23], Колмыковой Т.С., Астапенко Е.О., Кастаньо А.Х.Л. [20], Козловой Ю.В. [19], Казиевой Ж.Н., Мороза Ю.П., Лариева В.Н. [7], Гераськиной А.Р. [2], Зимовеца А.В., Климачева Т.Д. [5], Городновой Н.В [3], Пасат В.А. [24], Ашиновой М.К., Козловой Н.Ш., Козлова Р.С. [1], Минакова А.В. и Лапиной С.Б. [21]. Научные статьи, посвященные вышеуказанному аспекту, описывают в основном события 2022-2023 гг., а также не содержат подробный анализ принятых конкретных мер таможенного регулирования (представлены в целом направления государственного регулирования экономики).

Цель данной работы заключается в анализе эволюции мер таможенного регулирования, принимаемых на уровне ЕАЭС и Россией для повышения устойчивости экономик стран, и определение их роли в обеспечении национальной безопасности.

Научная новизна исследования заключается в видоизменении автором классификации мер, предусмотренной Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 12 «О реализации мер по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности» (далее – Распоряжение Совета ЕЭК № 12), а также формата представления информации. Приведена более подробная и по другим признакам классификация (например, меры, не включенные в перечень мер по Распоряжению Совета ЕЭК № 12, отнесены к конкретной группе), проведены анализ и систематизация мер таможенного регулирования, в т.ч. указано на совместное (комплексное) применение различных видов мер в отношении одних и тех же видов (групп) товаров, приведены конкретные примеры видов (групп) товаров, а также обновлены сроки применения мер. Кроме этого, выявлены недостатки информационных ресурсов (инструментов), систематизирующих меры по повышению устойчивости экономик, и предложены пути устранения некоторых из них, а также поставлены проблемы применения различных упрощений в мерах таможенного регулирования.

Методология исследования основана на анализе сводных данных (Евразийской экономической комиссии) ЕЭК, представленных за различные периоды времени, обзоре ключевых мер и решений ЕЭК, анализе принятых Россией нормативных правовых актов и Реестра ограничительных мер третьих сторон в отношении государств-членов и Союза. Рассматриваются в большей степени меры, касающиеся импорта, обязательно распространяющиеся на Россию среди государств-членов ЕАЭС и имеющие «непосредственную пользу» для участников ВЭД (внешнеэкономической деятельности) и конечных потребителей и подразумевающие ее получение в ближайшее с момента подписания нормативного правового акта время. Следовательно, например, проведение оперативных совещаний и поручение рассмотреть и внести предложения по определенному вопросу не рассматриваются.

Основная часть

Меры по повышению устойчивости экономик были приняты для всех государств-членов ЕАЭС, а не для каждой отдельной страны, несмотря на то, что в большей степени на их принятие оказала влияние политическая обстановка между Россией, Белоруссией и другими мировыми державами. Это обусловлено поддержанием экономической активности (интеграции) внутри ЕАЭС в силу высокой взаимосвязи экономик данных стран и стабильного роста товарооборота между странами (в 2019 г. – 58361,6 млн долл. США, в 2021 г. – 69137,9 млн долл. США) [6].

Первым документом, определившим направления стабилизации экономик государств-членов ЕАЭС, стало Распоряжение Совета ЕЭК № 12 [31]. Оно включает только обобщенные мероприятия (сгруппированные инструменты), но при этом учитывает различные направления регулирования с целью комплексного решения проблем. К мерам относятся:

1. Меры таможенного регулирования (защитные меры, меры таможенного, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования).

2. Меры в рамках развития внутреннего рынка и кооперации (формирование новых логистических цепочек, стимулирование взаимных инвестиций в экономику государств-членов ЕАЭС и др.).

3. Меры в рамках развития финансовых и валютных рынков (расширение использования национальных валют государств-членов ЕАЭС при осуществлении расчетов в рамках взаимной торговли, ускоренное формирование Евразийской перестраховочной компании и принятие нормативных актов, необходимых для ее функционирования и др.).

4. Меры в рамках развития международного экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями (проработка механизмов расширения торгово-экономического сотрудничества с ключевыми партнерами ЕАЭС, заключение с ключевыми партнерами ЕАЭС соглашений об устранении технических барьеров во взаимной торговле) [31].

Характеризуя в целом применение мер таможенного регулирования, отметим, что большая часть мер, принятых в 2022 году, была продлена на 2023-2024 гг. В 2024-2025 гг. с принятием новых пакетов антироссийских санкций органами власти принимаются меры, которые носят более «точечный» характер, т.е. направлены на поддержку не отраслей в целом, а на поддержку отдельных видов (групп) товаров (табл. 1-табл. 3).

Ранее проведенный анализ применения мер таможенно-тарифного регулирования показал, что ключевым инструментом является освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин (установление ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в размере 0%), связанное, с одной стороны, с климатическими условиями в государствах-членах ЕАЭС, не позволяющими производить те или иные виды сельскохозяйственного сырья, с другой стороны, с зависимостью производственных отраслей России от сырья и полуфабрикатов для производства готовой продукции, в т.ч. в силу отсутствия научной и материально-технической базы и (или) высокой стоимости национального производства (переработки), что создает угрозу экономической безопасности страны, которую пытаются нивелировать посредством введения субсидирования, льготного кредитования и др. мер поддержки отраслей, требующих значительное количество времени для их реализации. Кроме этого, остаются группы продукции, в отношении которых меры были отменены (например, продукты переработки какао-бобов), но они необходимы для эффективной деятельности отечественных производителей, а также ограничительные импортные меры, которые Россия принимает самостоятельно [28].

Таблица 1

Запреты и ограничения (меры нетарифного регулирования), направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС

Table 1

Prohibitions and restrictions (non-tariff regulatory measures) to increase the sustainability of the economies of the EAEU Member States

№ п/п
Вид меры
Срок действия меры
1
Установление особенностей обращения лекарственных средств для медицинского применения
по настоящее время
2
Техническое регулирование
2.1
Перенос вступления в силу ТР ЕАЭС (технического регламента ЕАЭС) «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств»
с 1 сентября 2028 г.
2.2
Продление срока переходных положений
2.2.1
ТР ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (TP ЕАЭС 045/2017)
действуют до
1 января 2027 г.
2.2.2
ТР ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (TP ЕАЭС 046/2018)
действуют до
1 января 2030 г.
2.3
Предоставление возможности проведения оценки соответствия отдельных типов компонентов по ТР ТС (техническому регламенту Таможенного союза) «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012) по новым Правилам ООН
по настоящее время
2.4
Возможность в срок до 36 месяцев с даты переименования географического объекта и (или) элемента улично-дорожной сети не менять сведения о местонахождении организации или индивидуального предпринимателя по ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)
по настоящее время
Составлено автором на основе [22]

В отличие от мер таможенно-тарифного регулирования все представленные в табл. 1 запреты и ограничения (меры нетарифного регулирования) продолжают свое действие. В большей степени они касаются мер технического регулирования, включающих перенос сроков вступления ТР ЕАЭС или продление срока переходных положений различных ТР ЕАЭС. Это связано со сложностью технологических процессов, их разнородностью и особенностями, а также и большого количества времени, необходимого для их унификации. Так, для газа горючего природного прежние требования сохранены с целью упрощения процессов производства и выпуска в обращение на территории ЕАЭС продукции.

Также, как и в случае с таможенно-тарифными мерами, в рамках мер нетарифного регулирования в условиях санкций Россия принимает отдельные меры для обеспечения внутренней стабильности различных рынков и экономики в целом. Например, до 31 декабря 2027 г. включительно действует запрет на вывоз за пределы территории России медицинских материалов и оборудования, технологического оборудования (ядерных реакторов, котлов, механических устройств и т.д.), транспортных средств и др. [25], а также запрет на вывоз отдельных видов товаров в недружественные страны (лесоматериалы, отходы и лом, взрывчатые материалы и др.) [26]; по 31 декабря 2027 г. включительно возможно введение количественных ограничений на ввоз из недружественных стран семян сельскохозяйственных культур (рапса, картофеля, ячменя и др.) [29] и вводятся с 1 декабря 2025 г. по 31 мая 2026 г. включительно количественные ограничения на вывоз отдельных видов минеральных удобрений [30] в целях обеспечения продовольственной безопасности. Также экспортные квоты применяются в отношении лома и отходов чёрных металлов и риса-сырца до конца 2025 года.

Так как реализация мер таможенными и другими государственными органами в конечном итоге подразумевает положительное влияние на жизнь обычного потребителя, то среди принимаемых мер непосредственно с ним будет связано появление возможности у импортеров до 1 сентября 2026 г. ввозить на территорию России продукцию без маркировки (знака ЕАС и информации о составе, сроке годности, сведения о производителе и т.д.) и обязательства нанести ее на импортную продукцию до реализации потребителю [27]. По мнению автора данной статьи, предоставленные участникам ВЭД упрощения с целью снижения их издержек приведут, с одной стороны, к созданию дополнительных возможностей для реализации продукции без маркировки недобросовестными участниками ВЭД, и, как следствие, присутствию на рынке продукции без ключевой для формирования потребителем представления об определенном уровне ее качества информации, что для конечного потребителя будет иметь отрицательный эффект; с другой стороны, к необходимости определения порядка организации дополнительного контроля и его осуществления со государственных органов, так как в нормативно-правовом акте [27] не обозначено, где, кем и каким образом маркировка должна быть нанесена на продукцию, ввезенную на территорию России до реализации такой продукции потребителю. В настоящее время в магазинах розничной торговли присутствуют зарубежные товары, у которых маркировка на русском языке отсутствует (в большей степени кондитерские изделия).

Таблица 2

Меры защиты внутреннего рынка, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС

Table 2

Measures to protect the domestic market to increase the sustainability of the economies of the EAEU Member States

№ п/п
Вид меры
Срок действия меры
1
Антидемпинговая пошлина
1.1
Неприменение пошлины в отношении гербицидов, происходящих из Европейского союза (стран Европейского союза) и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
по 30 сентября 2022 г. включительно
1.2
Применение пошлины в отношении ввозимых
1.2.1
литых алюминиевых колесных дисков, происходящих из Японии, Королевства Таиланд, Турецкой Республики и Малайзии
по 22 марта 2030 г. включительно
1.2.2
диоксида титана, происходящего из КНР (Китайской Народной Республики)
с 16 ноября 2025 г. по 16 ноября 2030 г. включительно
1.2.3
алюминиевой фольги, происходящей из КНР
1.2.4
графитированных электродов, происходящих из КНР
до 1 октября 2027 г.
Составлено автором на основе [8-18; 33; 34]

Среди всех видов мер защиты внутреннего рынка предпочтение отдавалось и отдается антидемпинговой пошлине в отношении гербицидов, литых алюминиевых колесных дисков, диоксида титана, алюминиевой фольги и графитированных электродов из различных стран с целью обеспечения нужд сельского хозяйства, металлургической и химической отраслей, обеспечения продовольственной и экономической безопасности в целом.

Таблица 3

Меры в рамках совершения таможенных операций и применения (действия) таможенных процедур, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС

Table 3

Measures related to the customs operations and the customs procedures to increase the sustainability of the economies of the EAEU Member States

№ п/п
Вид меры
Срок действия меры
1
Продление срока временного ввоза (допуска) товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов до 2 лет (контейнеры и иная многооборотная тара, товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, ярмарках и др., вагонные тележки и др.)
до 11 июля 2024 г.
2
Возможность выпуска до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления
по настоящее время
2.1
Товары для производства и реализации продовольственной продукции (молочная сыворотка (основа), масла (жиры) и крахмалы, пленка из пластмасс, белая жесть и др.)
2.2
Товары для производства металлургической продукции (прокат плоский из коррозионной стали в зависимости от ширины и состава)
2.3
Товары для производства электронной продукции (чистящие средства, клеи или адгезивы)
2.4
Товары для развития цифровых технологий (диски, ленты и другие носители для записи)
2.5
Товары для производства продукции легкой промышленности (пряжа, нитки и др.)
2.6
Товары, применяемые в строительной (диоксид серы, изделия из цемента и др.) и транспортной (двигатели авиационные и компасы для определения направления) отраслях
3
Применение специальной таможенной процедуры для гражданских пассажирских самолетов (8802 40 001 6 ТН ВЭД ЕАЭС (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)) для перемещения в целях их ремонта и (или) технического обслуживания и увеличение срока их обратного ввоза до 2 лет
4
Совершение таможенных операций в первоочередном порядке
4.1
Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении жиров или масел растительного или микробиологического происхождения, реагенты диагностические и др.
по настоящее время
4.2
Мясо и мясные продукты, рыбы и рыбные продукты, плантайны свежие, органы и ткани человека, кровь и др.
Составлено автором на основе [8-18]

В рамках совершения таможенных операций и применения (действия) таможенных процедур представлены меры, которые в некоторой степени являются дополнительными к мерам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, так как направлены на общее содействие торговле и отражают комплексный подход к мерам таможенного регулирования для поддержания различных отраслей. Так, на одни и те же товары распространяются и установление ставок ввозных таможенных пошлин в размере 0%, и возможность выпуска до подачи декларации (например, товары для производства и реализации продовольственной продукции и товары для производства электронной продукции (п. 2.1-2.6 табл. 3)), а также освобождение от ввозных таможенных пошлин и совершение таможенных операций в первоочередном порядке (например, различные виды крови). Следовательно, применяется комплексный подход и данные отрасли особенно нуждаются в поддержке, а компоненты, которые они производят используются, в т.ч. в производстве социально значимых товаров, или товары имеют непродолжительный срок хранения и требуют особых условий перевозки. Продление срока временного ввоза (допуска) товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении перечня товаров действовало в отношении всех товаров до единой даты – 11 июля 2024 г. В настоящее время срок действия данной меры зависит от вида товара, его назначения, потребностей и специфики той или иной отрасли.

В качестве существенного недостатка проанализированных сводных данных ЕЭК следует отметить отсутствие их актуализации, несмотря на их представление на различные периоды времени. Например, в сводных данных по состоянию на 1 апреля 2024 года [17] представлены меры и решения, которые действуют до середины-конца 2023 года, т.е. на 2024 год они уже не применяются и в сводных данных должны отсутствовать с целью получения актуальной информации. Кроме этого, обзор ключевых мер и решений на сайте ЕЭК [22] содержит информацию только до середины 2024 года, что не учитывает, например, новые сроки вступления (действия) положений нормативных документов (например, в рамках технического регулирования).

Для оперативного отслеживания мер ограничительного характера на сайте ЕАЭС был создан такой инструмент как «Реестр ограничительных мер третьих сторон в отношении государств-членов и Союза» [32]. Его функционал включает возможность поиска информации по стране, коду ТН ВЭД ЕАЭС, виду товара и принимаемой мере (используется логический оператор «и»). Также доступны описание меры, срок ее действия и источник исходной информации с официального сайта третьей стороны. По состоянию на начало ноября 2025 года реестр содержит 280 мер, среди которых большее количество мер приходится на Соединенные Штаты Америки (34 меры), Европейский союз (34 меры), Турцию (21 мера) и Индонезию (20 мер); в рамках видов принимаемых мер – на антидемпинговую меру в форме антидемпинговой пошлины (69 мер) и технические барьеры в торговле в форме требований к безопасности, маркировке, регистрации товаров и др. (51 мера), т.е. на меры, не связанные с таможенно-тарифным регулированием, что частично обусловлено политикой, проводимой Всемирной торговой организацией. Несмотря на наличие актуальной информации, в качестве рекомендаций отметим, что наиболее удобным для определенных целей было бы предусмотреть следующие возможности:

1. Поиск информации, например, по нескольким странам (видам товаров, видам мер) одновременно.

2. Поиск информации по сроку действия меры, например, в разрезе годов или варианта «действует».

3. Поиск по наименованию товара в соответствии с кратким описанием товара по ТН ВЭД ЕАЭС в случае поиска по виду товара (в данный момент положительные результаты поиска будут получены только в случае, если заданный для поиска вид товара совпадает с указанным видом товара в системе. Например, если поисковый запрос в виде товара – «антибиотики», то меры не будут найдены, так как в системе под видом товара понимаются только «лекарственные средства»). Кроме этого, в виде товара в системе в некоторых случаях указано «широкий перечень продукции». В таком случае поиск целесообразно осуществлять только по коду ТН ВЭД ЕАЭС, что не всегда удобно, поэтому рекомендуется указать краткое описание товара в дополнение к «широкий перечень продукции».

Заключение

Таким образом, анализ эволюции мер, принимаемых на уровне ЕАЭС и России для повышения устойчивости экономик стран показал, что комплексное применение разнонаправленных мер таможенного регулирования в отношении продовольственных, сельскохозяйственных товаров, товаров различных отраслей промышленности настоящее время необходимо для обеспечения их бесперебойного и полноценного функционирования. Принятие мер, направленных на обеспечение устойчивости, необходимо для всех участников экономических отношений: участнику ВЭД – для поддержания экономической активности и снижения финансовых и временных издержек, связанных, в т.ч. с оформлением (получением) документов, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, логистическими трудностями и уплатой таможенных пошлин; конечному потребителю – для охраны жизни и здоровья, не допущения дефицита критически важных товаров и обеспечение его потребностей; государству – для поддержания экономической стабильности России и других государств-членов ЕАЭС, а также обеспечения национальной безопасности.


Источники:

1. Ашинова М.К., Козлова Н.Ш., Козлов Р.С. Меры поддержки экономики России и возможные макроэкономические последствия в условиях санкционного давления // Новые технологии. – 2022. – № 18. – c. 127-133.
2. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
3. Городнова Н.В. Валютное и таможенное регулирование: анализ влияния санкционного давления на экономику России // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 459-478. – doi: 10.18334/eo.13.3.118410.
4. Гупанова Ю.Е., Курихин С.В., Подшивалова В.В., Петросян А.Э. Оценка качества таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. / Учебное пособие. Под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора Ю.Е. Гупановой. - Москва : РИО Российской таможенной академии, 2024. – 176 c.
5. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.11720.
6. Итоги внешней торговли со странами ЕАЭС. customs.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/509 (дата обращения: 01.11.2025).
7. Казиева Ж.Н., Мороз Ю.П., Лариев В.Н. Инструменты обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 8. – c. 95-101. – doi: 10.26726/rppe2024v8tfef.
8. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 31 марта 2022 г. minsk.cci.by. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsk.cci.by/upload/golos_business/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B%2 (дата обращения: 05.11.2025).
9. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 15 апреля 2022. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/9c2/Mery-EEK-15.04.2022.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
10. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 27 мая 2022 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/ae2/Mery-EEK-27.05.2022.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
11. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 23 декабря 2022 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/4e2/Mery-EEK-23.12.2022.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
12. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 13 января 2023 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/05b/Mery-EEK-13.01.2023.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
13. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 14 июля 2023 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/40e/Mery-EEK-14.07.2023.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
14. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 27 октября 2023 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/e92/Mery-EEK-27.10.2023.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
15. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 5 декабря 2023 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5d1/Mery-EEK-05.12.2023.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
16. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 29 декабря 2023 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/80b/Mery-EEK-29.12.2023.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
17. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 1 апреля 2024 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/2ff/vlq1efd3vzogukhf6p0hjed08dprz0mj/Mery-EEK-01.04.2024.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
18. Ключевые меры и решения, направленные на повышение устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС, принятые ЕЭК, на 16 июля 2024 г. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/5ef/wdqeb90y473j7m9g7yukqwilkygqnc2v/Mery-EEK-16.07.2024.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
19. Козлова Ю.В. Роль таможенного регулирования в государственной поддержке швейной промышленности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. – 2024. – № 4. – c. 204-212.
20. Колмыкова Т.С., Астапенко Е.О., Кастаньо А.Х.Л. О новых трендах регионального развития, обусловленных сменой приоритетов во внешней торговле в условиях санкционных ограничений // Регион: системы, экономика, управление. – 2024. – № 1. – c. 187-195.
21. Минаков А.В., Лапина С.Б. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях санкций западных стран // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 2. – c. 305-312. – doi: 10.24412/2414-3995-2021-2-305-312.
22. Обзор ключевых мер и решений ЕЭК. eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/increasing_stability_economies/obzor-klyuchevykh-mer.php (дата обращения: 05.11.2025).
23. Пак А.Ю., Андронова И.В. Единая промышленная политика Союзного государства Белоруссии и России как инструмент обеспечения экономической безопасности // Проблемы рыночной экономики. – 2024. – № 1. – c. 98-111.
24. Пасат В. А. Вызовы и направления развития таможенных органов в условиях санкций // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2023. – № 2. – c. 54-57.
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0311/#pril2 (дата обращения: 07.11.2025).
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 313 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0313/#pril2 (дата обращения: 07.11.2025).
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps0353/ (дата обращения: 07.11.2025).
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22ps2240/ (дата обращения: 07.11.2025).
29. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2023 г. № 1034 «Об отдельных видах товаров, в отношении которых могут применяться количественные ограничения на ввоз на территорию Российской Федерации». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/23ps1034/ (дата обращения: 07.11.2025).
30. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2025 г. № 1610 «О введении временного количественного ограничения на вывоз отдельных видов удобрений». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/25ps1610/ (дата обращения: 07.11.2025).
31. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 12 «О реализации мер по повышению устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/22s00012/ (дата обращения: 07.11.2025).
32. Реестр ограничительных мер третьих сторон в отношении государств-членов и Союза. trade.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://trade.eaeunion.org/en-us/Pages/registry.aspx (дата обращения: 02.11.2025).
33. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 января 2025 г. № 7 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении литых алюминиевых колесных дисков, происходящих из Японии, Королевства Таиланд, Турецкой Республики и Малайзии и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/25kr0007/ (дата обращения: 07.11.2025).
34. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2025 г. № 96 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении диоксида титана, происходящего из Китайской Народной Республики и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Альта-Софт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/25kr0096/ (дата обращения: 07.11.2025).
35. Сильвестров С.Н., Лев М.Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях геополитической нестабильности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 4. – c. 761-784. – doi: 10.18334/ecsec.8.4.123158.

Страница обновлена: 23.11.2025 в 22:16:29

 

 

Measures to increase the sustainability of the economies of the member states of the Eurasian Economic Union and their role in ensuring the national security (customs aspect)

Petrosyan A.E.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs
Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The introduction of anti-Russian sanctions has led to the need for the economy to adapt to rapidly changing environmental conditions starting in 2022. The article analyzes measures to increase the stability of the economies of the member states of the Eurasian Economic Union in the context of customs regulation, represented by prohibitions and restrictions (non–tariff regulation measures), measures to protect the internal market and measures in the framework of customs operations and customs procedures. It is determined that an integrated approach to customs regulation measures is being applied to support various industries. The disadvantages of information resources systematizing measures to increase the sustainability of economies, namely their irrelevance and lack of usability, have been identified, and ways to eliminate some of them (e.g., additional functions in the search for measures), as well as problems with the application of various simplifications in customs regulation measures (e.g., in relation to labeling of goods) have been proposed.

Keywords: customs regulation measures, economic sustainability, national security, EAEU, industry support

JEL-classification: F52, H56, H12

References:

Ashinova M.K., Kozlova N.Sh., Kozlov R.S. (2022). MEASURES TO SUPPORT THE RUSSIAN ECONOMY AND POSSIBLE MACROECONOMIC CONSEQUENCES UNDER SANCTION PRESSURE. Novye tekhnologii. (18). 127-133.

Geraskina A.R. (2023). The impact of anti-Russian sanctions on the global economy and contemporary international economic relations. Journal of international economic affairs. 13 (2). 221-236. doi: 10.18334/eo.13.2.117900.

Gorodnova N.V. (2023). Currency and customs regulations: sanctions impact on the Russian economy. Journal of international economic affairs. 13 (3). 459-478. doi: 10.18334/eo.13.3.118410.

Gupanova Yu.E., Kurikhin S.V., Podshivalova V.V., Petrosyan A.E. (2024). Assessment of the quality of customs regulation of foreign economic activity

Kazieva Zh.N., Moroz Yu.P., Lariev V.N. (2024). TOOLS FOR ENSURING FOOD SECURITY UNDER SANCTIONS. Regional problems of transforming the economy. (8). 95-101. doi: 10.26726/rppe2024v8tfef.

Kolmykova T.S., Astapenko E.O., Kastano A.Kh.L. (2024). ABOUT NEW TRENDS IN REGIONAL DEVELOPMENT DUE TO CHANGE OF PRIORITIES IN FOREIGN TRADE UNDER SANCTIONS RESTRICTIONS. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (1). 187-195.

Kozlova Yu.V. (2024). THE ROLE OF CUSTOMS REGULATION IN STATE SUPPORT OF THE GARMENT INDUSTRY OF THE Russian Federation. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (4). 204-212.

Minakov A.V., Lapina S.B. (2021). ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF WESTERN SANCTIONS. Economic Security Bulletin. (2). 305-312. doi: 10.24412/2414-3995-2021-2-305-312.

Pak A.Yu., Andronova I.V. (2024). THE COMMON INDUSTRIAL POLICY OF THE UNION STATE OF BELARUS AND RUSSIA AS AN ECONOMIC SECURITY TOOL. Problemy rynochnoy ekonomiki. (1). 98-111.

Pasat V. A. (2023). CHALLENGES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF SANCTIONS. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (2). 54-57.

Silvestrov S.N., Lev M.Yu. (2025). Prospects for the development of the Russian economy amidst geopolitical instability. Economic security. 8 (4). 761-784. doi: 10.18334/ecsec.8.4.123158.

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analysis and assessment of scenarios for russia's socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends. Journal of International Economic Affairs. 13 (1). 181-202. doi: 10.18334/eo.13.1.11720.