Старопромышленные регионы как объект стратегического управления в условиях новой геополитической реальности

Печаткин В.В.
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Обоснована актуальность исследования старопромышленных регионов России в условиях новой геополитической реальности. Осуществлён анализ эволюции понятийного аппарата старопромышленных регионов в трудах зарубежных и отечественных ученых более чем за полувековую историю. Предложено авторское понятие старопромышленный регион. На основе проведенного анализа выделены 10 ключевых индикаторов идентификации старопромышленных регионов с обоснованием необходимости их использования. Осуществлена, на примере регионов Приволжского федерального округа, апробация предложенного методического подхода к идентификации старопромышленных регионов. По основным индикаторам предложенного подхода осуществлен анализ развития старопромышленных регионов Приволжского федерального округа с выявлением основных тенденций и проблем их развития. Обоснована необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы развития старопромышленных регионов России до 2035 года, что будет способствовать обеспечению экономической безопасности и конкурентоспособности России в условиях новой геополитической реальности и способствовать достижению лидерских позиций в мире по уровню индустриального развития. Статья может представлять интерес для научных сотрудников, занимающихся проблемами развития старопромышленных регионов России и органов территориального управления, ответственных за принятие управленческих решений в сфере экономической и промышленной политики.

Ключевые слова: старопромышленный регион, новая геополитическая реальность, обрабатывающая промышленность, конкурентоспособность, стратегическое управление, экономическая политика

Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.

JEL-классификация: 025, R11, L52, R58



Введение. В условиях формирования новой геополитической реальности, связанной, прежде всего, с переходом от однополярной к многополярной модели мироустройства, сопровождающейся ростом глобальной, региональной нестабильности и усиливающегося санкционного давления на Россию с целью ее изоляции от экономических, политических, культурных процессов, происходящих в мире, возрастает актуальность проблемы укрепления конкурентоспособности и экономической безопасности регионов страны.

Решение данной проблемы в этих условиях во многом будет зависеть, с одной стороны, от того, насколько быстро российские регионы смогут адаптироваться к новым условиям социально-экономического развития и, с другой стороны, от результативности экономической политики. Особенно значима такая адаптация для индустриальных территорий и, прежде всего, старопромышленных, которые должны быть особым объектом экономической политики в России, поскольку данные регионы характеризуются специфическими проблемами, обусловливающих их высокую уязвимость перед воздействием внешних шоков. Более того, необходимо учитывать, что именно старопромышленные регионы России продолжают составлять опорный каркас национальной безопасности страны в условиях обострения геополитической обстановки.

Проблемам развития старопромышленных регионов посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых.

В числе трудов зарубежных ученых можно выделить публикации следующих авторов: Штейнер М. [1], Хадсонс К.Д. [2], Лю И.И. [3], Тоддинга Ф, Триппл М. [4], Люберта Л. [5], Перес К. [6].

Среди отечественных исследователей значительный вклад в понимание сущности старопромышленных регионов внесли Гранберг А.Г. [7], Романова О.А. [8] Глазьев С.Ю. [9]. Глонти К.М. [10]. Сорокина Н.В., Латов Ю.В. [11].

В последнее время интерес к исследованию проблем старопромышленных регионов России и их решению не ослабевает, а возрастает в связи с актуальностью тематики, о чем свидетельствует рост публикаций, из которых следует выделить работы: Азаренко С.А. [12], Антипина И.А., Шишикиной Е.А., Сурниной А.А [13], Антонюк В.С., Корниенко Е.Л. [14], Иванченко А.В. [15], Киселева М.С. [16], Крюкова В.А, Фридман Ю.А., Логиновой Е.Ю., Речко Г.Н., Хохриной О.И. [17], Полуяновой Н.В. [18], Сорокиной Н.Ю. [19], Степанова В.В., Ю. Ю. Ковалева, Соболева А. О., Бурнасова А. С. [20], Черновой О.А., Митрофановой И.В. [21] и др.

Вместе с тем, единого мнения как о понятийном аппарате «старопромышленного региона», так и о критериях идентификации такого типа территорий, а также разработке направлений повышения конкурентоспособности старопромышленных регионов России в условиях новых геополитических реалий еще не выработано.

Целью статьи является разработка и апробация методического подхода к идентификации старопромышленных регионов ПФО как объекта стратегического управления в условиях новой геополитической реальности.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Анализ понятийного аппарата старопромышленных регионов.

2. Раскрытие сущности понятия старопромышленный регион.

3. Обоснование критериев идентификации старопромышленных регионов.

Основная часть. Старопромышленные регионы являются объектом исследования многих зарубежных и отечественных исследователей на протяжении более века, поскольку, как показала практика, данные территории наиболее остро подвержены влиянию кризисных явлений в условиях смены технологических укладов, промышленных революций и интерес к этой проблематике не только не угасает, но и возрастает, вследствие ее актуальности. Ускорение темпов научно-технического развития и, прежде всего, технологического, приводит к тому, что старопромышленные регионы появлялись и будут появляться практически во всех индустриально развитых странах мира. Неизбежное снижение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, которые некогда являлись драйверами экономического роста и обеспечивали благосостояние населения стран и регионов, вследствие устаревания производственных фондов и используемых технологий постепенно утрачивали эту роль, что приводило, как правило, к негативным последствиям для устойчивого развития территорий.

Наиболее яркими примерами в XIX веке в России стали территории Урала и Алтая, на которых были расположена сеть горнорудных заводов, в США в XX веке: центр машиностроения Детройт в штате Мичиган, сталелитейный Питтсбург в штате Иллинойс, в Германии угледобывающий и сталелитейный Рур на территории федеральной земли Северный Рейн -Вестфалия, в Великобритании текстильный Манчестер и сталелитейный Глазго, в Азиатских странах в начале текущего столетия в Китае сталелитейный Дунбэй, в Южной-Корее судостроительный Кенсан – Намдо и др.

В этих странах проблемы старопромышленных регионов решались, по-разному, от либеральной модели в США до централизованной модели в странах Азии. Так или иначе, старопромышленные регионы стали объектами особой экономической политики и накоплен значительный опыт по решению проблем таких территорий, который может быть использован в адаптированном виде и в регионах России.

В зарубежной и отечественной литературе можно проследить эволюцию подходов к трактовке понятия старопромышленный регион.

В период с 1970 по 1990 гг. по мнению большинства исследователей старопромышленные регионы – это проблемные территории с преобладанием ранее успешно развивающихся отраслей промышленности, которые в настоящее времени претерпевают длительный спад. К таким отраслям чаще всего относили металлургию, угольную и текстильную промышленности, тяжелое машиностроение. Так М. Штейнер под старопромышленными регионами понимает «особый тип проблемного региона с экономической основой, образованной в 19 веке ограниченным числом развитых секторов, например, металлургией, добычей полезных ископаемых, текстильной отраслью и успешно развивающихся более 100 лет, но сейчас претерпевающей спад». [1] Кэрни Дж. Хадсонс считает, что это «регионы, в которых доминирующая отрасль тяжелой промышленности (например, угольная, металлургическая или тяжелое машиностроение) находятся в упадке. [2]

По мнению Инны И. Лю старопромышленные регионы – это «территории, специализирующиеся на тяжелой промышленности, в которых после рыночных реформ в 1970-х годах наступил экономический спад». [3]

В данных определениях указывается, прежде всего, на то, что старопромышленные регионы – это депрессивные регионы с указанием в качестве примера наиболее проблемных отраслей.

В последующем, при обосновании сущности старопромышленных регионов, в трудах теоретиков и практиков просматриваются попытки объяснения причин спада промышленного производства на таких территориях. Ряд авторов связывают это с низкой инновационной активностью и неспособностью своевременно использовать достижения науки и техники.

Так, например, по мнению Ф. Тодлинга и М. Триппл [4] старопромышленные регионы – это «тип проблемных регионов, где обучение и инновации в условиях обновления экономической структуры недостаточны для его эффективного осуществления. Для них характерны узко ориентированные на традиционные отрасли технологические инновации…».

Люберт Л. [5] полагает, что старопромышленные регионы – это территории, «вступившие в фазу кризиса в результате неспособности быстро реагировать на изменения на мировых рынках, адаптироваться к новым условиям и своевременно использовать достижения науки и техники».

Гранберг А.Г. и коллектив авторов монографии: «Реструктуризация старопромышленных регионов; опыт России и стран мира», [7] обосновывают сущность старопромышленных регионов как «территорий или районов, профилирующие отрасли которых в силу научно-технического прогресса и изменения спроса потеряли рынок сбыта, стали убыточными, либо полностью прекратили производственную деятельность».

Романова О.А. и коллектив авторов [8] считают, что старопромышленный регион – это «регион в экономике которого преобладают материалоемкие и энергоемкие отрасли промышленного производства с высоким уровнем износа основных фондов».

Сторонники идей Й. Шумпеттера и Кондратьева Н.Д., объясняют причину возникновения старопромышленных регионов последовательной сменой технологических укладов или промышленных революций. По мнению Глазьева С.Ю. смена технологических укладов, которых он на протяжении современной истории выделяет 5, приводит к «сворачиванию устаревших производств», что обуславливает кризисное состояние территорий, где концентрируются отрасли старых технологических укладов [9]. Созвучно его мнению позиция К. Перес [6], которая в отличие от технологических укладов выделяет 5 «промышленных революций».

По определению Глонти К.М. «старопромышленный регион – это территория с устаревающей, невысокого технологического уровня промышленностью». [10]

По мнению Сорокиной Н.В. и Латова Ю.В. старопромышленный регион – это «территория, на которой сконцентрированы высокоспециализированные отрасли промышленности, связанные с «уходящими» технологическими укладами». [11]

В целом приведенные выше понятия старопромышленного региона, на наш взгляд, не противоречат друг другу. Более того они взаимодополняют друг друга, раскрывая отдельные аспекты данного многогранного понятия.

Вместе с тем для идентификации старопромышленных регионов крайне важно не ограничиваться только учетом депрессивности данных территорий, поскольку они находятся на разных стадиях своего развития и могут демонстрировать при определённых условиях внешней среды промышленный рост, являясь по своей сути старопромышленными. Что касается уходящих технологических укладов также не все однозначно, поскольку даже в рамках одного предприятия часто успешно используются технологии разных укладов. «Вьетнамское экономическое чудо» – это отнюдь не результат постиндустриального развития, а прежде всего индустриализация за счет «уходящих» технологических укладов, поскольку потребности человека в одежде и еде, а промышленных и строительных предприятий в стали не только не уменьшаются, но и возрастают.

По нашему мнению, старопромышленный регион – это индустриально развитый регион, в котором преобладают промышленные предприятия, использующие преимущественно устаревшие технологии и ориентированные на выпуск продукции по своим количественным и качественным параметрам уступающим конкурентам, что приводит или может привести с течением времени к банкротству хозяйствующих субъектов и к депрессивному состоянию региона в целом.

Тем самым старопромышленные регионы могут по-прежнему демонстрировать устойчивый рост объемов производства, но как правило не за счет экономических факторов, а преимущественно политических. Конкурентным преимуществом часто становится не производительность, а государственные преференции. Как правило без государственных преференций, государственного заказа такие предприятия не имеют запаса прочности по своей конкурентоспособности на рынке и в случае снижения объемов государственного заказа и прекращения государственной поддержки могут испытывать депрессивное и кризисное состояние. Вместе с тем в условиях санкционной политики западных стран именно таким предприятиям необходима государственная поддержка.

Таким образом, на основе проведенного анализа сущности данной категории можно выделить следующие индикаторы для идентификации старопромышленных регионов:

1. Доля обрабатывающей промышленности в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости – более 20 %, (выше, чем в среднем по РФ).

2. Промышленная база, созданная преимущественно в середине XX века в СССР (1938 -1960 гг.).

3. Преобладание в экономике крупных промышленных предприятий, относящихся к одному виду экономической деятельности (монопрофильная структура экономики), с низким вкладом малых промышленных предприятий в объемы отгруженной продукции собственного производства.

4. Преобладание отраслей промышленности 3 – 4 технологического укладов с высоким уровнем энергоемкости и материалоемкости.

5. Индексы промышленного производства (ниже, чем в среднем по РФ).

6. Износ основных производственных фондов (выше, чем в среднем по РФ).

7. Объем инвестиции в основной капитал промышленных предприятий относительно объемов произведенной продукции собственного производства (ниже, чем в среднем по РФ).

8. Доля инновационной продукции в общем объеме продукции собственного производства промышленных предприятий (ниже, чем в среднем по РФ).

На основе представленных критериев осуществлена идентификация старопромышленных регионов ПФО, представленная в таблице 1.

Таблица 1. Идентификация старопромышленных регионов ПФО.




Наименование субъекта ПФО
Критерии идентификации старопромышленных регионов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Республика Башкортостан
+
+
+/-
+
-
+
+
+
2
Кировская область
+
+/-
-
+
-
+
+
+
3
Республика Марий Эл
+
-
-
+
-
+
-
-
4
Республика Мордовия
+
-
-
+
-
+
-
+
5
Нижегородская область
+
+
+
+
-
+
+
-
6
Оренбургская область
-
-
-
+
+
+
+
+
7
Пензенская область
-
-
-
+
-
+
+
+
8
Пермский край
+
+
+
+
+
+
-
-
9
Самарская область
-
-
-
+
+
+
+
-
10
Саратовская область
-
-
-
+
-
+
-
+
11
Республика Татарстан
-
-
-
+
-
-
-
-
12
Республика Удмуртия
+
+
+
+
-
+
+
+-
13
Ульяновская область
-
-
-
+
-
+
+
-
14
Республика Чувашия
+
-
-
+
-
+
+
+
Источник: составлено автором

По первому критерию из числа 14 регионов Приволжского федерального округа отобраны индустриально развитые регионы в которых обрабатывающая промышленность является ведущей отраслью экономики с вкладом в валовую добавленную стоимость не менее 20 %.

В таблице 2 представлен вклад добывающей и обрабатывающей промышленности в валовую добавленную стоимость субъектов ПФО в 2017 и в 2023 гг.

Таблица 2 Доля отраслей промышленности в валовой добавленной стоимости субъектов ПФО в 2017 и 2023 гг., %

Субъект РФ
Доля отраслей промышленности в ВДС в 2017 г. %
Доля отраслей
промышленности в ВДС в 2023 г. %
Изменение доли промышленности в ВДС в 2023 г. относит. 2017 г. проц. пункта
добы-вающая
обраба-тываю-щая
добы-вающая
обраба-тываю-щая
добы-вающая
обраба-тываю-щая
1
2
3
4
5
6
7
РФ
11,3
16,2
14,0
15,9
2,7
-0,3
ПФО
12,6
22,5
15,1
21,8
2,5
-0,7
Республика Башкортостан
3,3
28,3
4,4
25,9
1,1
-2,4
Республика Марий Эл
0,1
31,3
0,1
27,6
0,0
-3,7
Республика Мордовия
0,0
23,1
0,0
26,9
0,0
3,8
Республика Татарстан
23,7
16,1
23,8
19,6
0,1
3,5
Удмуртская Республика
22,8
18,9
25,3
21,2
2,5
2,3
Чувашская Республика
0,1
25,3
0,1
27,2
0,0
1,9
Пермский край
17,9
29,8
24,4
26,0
6,5
-3,8
Кировская область
0,2
26,8
0,2
29,3
0,0
2,5
Нижегородская область
0,1
28,1
0,1
24,6
0,0
-3,5
Оренбургская область
33,9
12,7
41,6
12,7
7,7
0,0
Пензенская область
0,1
19,9
0,4
21,1
0,3
1,2
Самарская область
15,3
20,8
19,1
18,7
3,8
-2,1
Саратовская область
2,5
18,9
3,8
17,6
1,3
-1,3
Ульяновская область
1,0
25,0
2,9
23,4
1,9
-1,6
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ

Лишь в 4 субъектах ПФО доля обрабатывающей промышленности не превышает 20 %: Саратовская область, Оренбургская область, Самарская область, Республика Татарстан.

При этом самый высокий прирост доли валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в 2023 г относительно 2017 г. достигнут в республиках Мордовия, Татарстан и Удмуртии при снижении показателя в среднем по РФ и ПФО, что связано с одной стороны с интенсивным развитием в данных субъектах обрабатывающей промышленности с другой стороны с ростом потребности в их продукции в связи с проведением специальной военной операции на Украине.

По второму критерию необходимо отметить, что в большинстве субъектов ПФО промышленность сформировалась в эпоху индустриализации СССР в 1936 – 1950 гг. Безусловно, в последние десятилетия в регионах ПФО было создано достаточно большое количество новых промышленных предприятий, в том числе в рамках создания и развития особых экономических зон, индустриальных парков. Однако в большинстве регионов основной вклад в объемы промышленного производства и валовой добавленной стоимости продолжают вносить промышленные предприятия, так называемых «уходящих» технологических укладов, созданных в середине 20 века. Максимальных объемов производства такие производства достигли, как правило, в 1960 – 1980 гг., с устойчивой тенденцией к снижению на протяжении полувека. Например, в Республике Башкортостан производство металлорежущих станков к 1965 г. достигала 12,2 тыс. шт., то к 2023 году произведено только 40 шт., при том, что их импорт превышает в стране 75 %, преимущественно из Китая. Нужно учитывать, что именно станкостроение является фундаментом укрепления технологического суверенитета страны. Добыча нефти в республике в 1965 г. достигла рекордных 40,7 млн. тонн. В 2023 году добывалось чуть более 14 млн. тонн, вследствие истощения крупных месторождений углеводородного сырья. Также имеется устойчивая тенденция к снижению производства бензина и мазута.

По третьему критерию монопрофильности – ряд субъектов ПФО являются монопрофильными регионами, экономика которых зависима и сформирована одной доминирующей отраслью. В нашем исследовании к таким регионам отнесены субъекты ПФО, в которых более 40 % объемов отгруженной продукции промышленности принадлежит одному виду экономической деятельности с учетом доли населения, проживающего в кризисных и находящихся в зоне риска моногородах, по классификации Фонда развития моногородов РФ.

По четвертому критерию – принадлежности отраслей промышленности к тому или иному технологическому укладу можно констатировать, что все регионы ПФО можно было бы отнести к старопромышленным, поскольку в них преобладают промышленные виды экономической деятельности, которые можно отнести к «уходящим» - использующим технологии 3 и 4, а иногда и 2 технологического укладов.

По пятому критерию – индексу промышленного производства все регионы ПФО в 2017 – 2024 гг. демонстрировали рост. При этом в 3 регионах он ниже, чем в среднем по РФ: Пермский край, Оренбургская и Самарская области. Лидерами роста стали Пензенская, Кировская области и Чувашская республика.

Таблица 3 Индексы обрабатывающей промышленности субъектов ПФО

Субъекты РФ
Годы
2017-2024 гг.
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Российская Федерация
103,7
103,5
103,4
97,9
106,3
100,7
104,3
104,6
103,1
Республика Башкортостан
104,2
101,1
104,8
99,1
104,4
103,6
108,5
105,4
103,9
Республика Марий Эл
106,5
96,7
108,8
95,4
99,7
95,6
115,7
106,2
103,1
Республика Мордовия
109,6
107,2
104,1
106,3
111,1
99,4
109,4
107,0
106,8
Республика Татарстан
101,5
102,6
102,4
96,6
108,6
106,7
103,0
105,0
103,3
Удмуртская Республика
97,7
102,0
101,5
95,2
108,9
103,7
113,6
110,9
104,2
Чувашская Республика
103,7
103,3
104,7
97,7
98,9
102,3
130,7
113,0
106,8
Пермский край
102,5
100,3
98,9
97,5
104,3
98,4
105,9
105,5
101,7
Кировская область
101,0
103,3
101,3
104,1
114,6
103,3
110,5
111,7
106,2
Нижегородская область
104,8
102,3
105,3
95,3
113,6
101,3
111,8
103,3
104,7
Оренбургская область
101,4
101,6
103,4
98,4
99,6
97,2
103,7
96,7
100,3
Пензенская область
109,1
104,7
112,3
117,6
115,5
102,0
112,4
108,2
110,2
Самарская область
101,5
100,0
102,4
96,4
103,6
96,7
111,4
105,7
102,2
Саратовская область
103,2
100,7
100,3
107,1
107,0
108,9
104,7
106,1
104,8
Ульяновская область
106,6
100,9
102,1
96,4
111,8
95,3
115,1
116,0
105,5
Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ

По шестому критерию – износу основных фондов в промышленности субъекты ПФО в своем большинстве имеют более значения показателя (от 51,1 до 65 %), относительно среднего уровня по РФ – 48 %, за исключением лишь Республики Татарстан – 43,2 % (таблица 4).

Таблица 4. Износ основных фондов в целом по промышленности субъектов ПФО, %

Субъекты РФ

Годы

Прирост
(снижение),
процентных
пунктов в
2023 г./
2017 г.
2017
2020
2021
2022
2023
1
2
3
4
5
6
7
Российская Федерация
48,8
52,1
53,0
48,0
48,0
- 0,8
Республика Башкортостан
53,0
57,9
59,4
54,2
55,2
2,2
Республика Марий Эл
61,2
68,1
71,1
64,9
65,0
3,8
Республика Мордовия
56,4
63,9
66,9
59,9
59,9
3,5
Республика Татарстан
44,4
51,8
53,5
42,6
43,2
-1,2
Удмуртская Республика
62,3
68,1
68,7
62,0
62,0
-0,2
Чувашская Республика
55,4
64,8
67,7
59,9
60,4
5,0
Пермский край
60,4
64,3
64,5
57,7
58,2
-2,2
Кировская область
52,5
53,3
55,0
50,4
51,1
-1,4
Нижегородская область
49,7
58,1
58,7
54,8
54,6
4,9
Оренбургская область
58,0
63,1
65,7
60,3
61,4
1,6
Пензенская область
51,2
53,5
53,9
50,0
49,9
-1,3
Самарская область
53,7
59,8
60,4
56,9
56,5
2,8
Саратовская область
54,2
60,6
60,2
56,6
56,6
2,4
Ульяновская область
46,1
55,8
58,1
55,1
57,0
10,9

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ

При этом если в целом по Российской Федерации в 2017 – 2023 гг. наблюдается положительная тенденция к снижению износа основных фондов, то в большинстве субъектов ПФО ситуация негативная. По данному показателю ПФО один из худших среди федеральных округов.

По седьмому критерию – среднегодовые темпы роста инвестиций в 2017 – 2023 гг. в половине регионов ПФО, ниже, чем в среднем по РФ.

По восьмому критерию – объемы инновационных товаров, услуг в процентах от объема продукции собственного производства в 5 регионах ПФО в 2017 – 2023 гг. показатель стабильно выше по сравнению со средним уровнем по РФ и средним уровнем по ПФО: в Республике Мордовия – 23,4 %, Республике Татарстан – 19,8 %, Нижегородской области – 15, 9 %, Самарской области – 12,5 %, Ульяновской области – 11,7 %.

В целом, в наибольшей степени 4 субъекта ПФО соответствуют критериям отнесения к старопромышленным регионам (6 пунктов из 8): Республика Башкортостан, Нижегородская область, Удмуртия, Пермский край. В наименьшей степени такому типу регионов относится Республика Татарстан.

Заключение. Таким образом по результатам оценки идентифицировано 4 старопромышленных региона ПФО: Республика Башкортостан, Нижегородская область, Пермский край. Республика Удмуртия, поскольку они в наибольшей степени соответствуют выбранным критериям. Однако такая типологизация весьма условна, поскольку по критерию преобладания технологического уклада все регионы ПФО могут быть отнесены к старопромышленным.

Примечательно, что Республика Татарстан, будучи старопромышленным регионом, к началу 2000 годов за счет успешной политики реиндустриализации перешла в категорию инновационно развитых регионов России и ее опыт можно рассматривать как положительный для других субъектов ПФО.

Активную политику реиндустриализации, но несколько позже (начиная с 2015 г.) начала проводить и Республика Башкортостан.

В этом отношении достигнуты определенные успехи. Несмотря на пандемию и санкционную политику «недружественных» России стран наблюдался рост индекса промышленного производства. Созданы необходима инфраструктура: особая экономическая зона «Алга» с 24 резидентами и планируемым объемом инвестиций в 62,4 млрд руб., 19 технопарков и 12 индустриальных парков, 25 промышленных кластера (12 региональных и 13 межрегиональных). По эффективности промышленной политики Республика Башкортостан является трехкратным победителем за последние 4 года.

Однако пока, на наш взгляд, преждевременно говорить о том, что Республика Башкортостан преодолела статус старопромышленного региона. Следует отметить, что в республике созданы хорошие условия для инновационного прорыва и формирования современной высокотехнологичной промышленности. Для этого имеется необходимый экономический потенциал и инфраструктура. По нашему мнению, количественные результаты рано или поздно перейдут в качественные. Вместе с тем в 2025 году прогнозируется снижение индекса промышленного производства, обусловленного, прежде всего, высокой ставкой рефинансирования Центробанка РФ и высокими процентными ставками по кредиту коммерческих банков, что ограничивает возможности для развития.

На наш взгляд, в России целесообразно разработать и реализовать целевую среднесрочную программу развития старопромышленных регионов, что будет способствовать устойчивому их развитию и укреплению технологического суверенитета и национальной безопасности страны в условиях новой геополитической реальности.


Источники:

1. Steiner М. Old Industrial Areas: A Theoretical Approach // Urban Studies. – 1985. – № 5. – p. 387-398. – doi: 10.1080/00420988520080701.
2. Carney J., Hudson R., Lewis J. Regions in Crisis: New Perspectives in European Regional Theory. - London: Croom Helm, 1980. – 179 p.
3. Yin Y., Liu Z. Creating New Path for Old Industrial Areas: A Case Study on Dalian City, China // Urbani Izziv. – 2012. – № 2. – p. 127-136. – doi: 10.5379/urbani-izziv-en-2012-23-supplement-2-011.
4. Tödtling F., Trippl M. One Size Fits All? Towards a Differentiated Policy Approach with Respect to Regional Innovation Systems // Research Policy. – 2005. – № 8. – p. 1203-1219. – doi: 10.1016/j.respol.2005.01.018.
5. Lorber L. Holistic Approach to Revitalised Old Industrial Areas // Procedia — Social and Behavioral Sciences. – 2014. – № 120. – p. 326-334. – doi: 10.1016/j.sbspro.2014.02.110.
6. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания. - М.: Дело, 2011. – 231 c.
7. Гранберг А., Артоболевская С., Ковалева Г., Россель Э., Артоболевский С.С. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира // Региональное развитие и сотрудничество. – 1998. – № 1-2. – c. 4-23.
8. Романова О.А., Акбердина В.В., Брянцева О.С. Потенциал старопромышленного региона в условиях неоиндустриальной парадигмы развития // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2013. – № 2(93). – c. 143-152.
9. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – c. 26-38. – doi: 10.32609/0042-8736-2009-3-26-38.
10. Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития // Регионология. – 2008. – № 4(65). – c. 27-36.
11. Сорокина Н.Ю., Латов Ю.В. Эволюция старопромышленных регионов в экономике России // Journal of Economic Regulation. – 2018. – № 1. – c. 6-22. – doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.006-022.
12. Азаренко С.А., Келлер А.В. Своеобразие Уральского старопромышленного региона: социально-топологический аспект // Quaestio Rossica. – 2022. – № 1. – c. 335-352. – doi: 10.15826/qr.2022.1.675.
13. Антипин И.А., Шишкина Е.А., Сурнина А.А. Территориальное планирование в системе управления социально-экономическим развитием старопромышленного региона // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 3(53). – c. 19-25.
14. Антонюк В.С., Корниенко Е.Л. Экономическое развитие старопромышленных регионов Российской Федерации // Journal of New Economy. – 2022. – № 2. – c. 45-63. – doi: 10.29141/2658-5081-2022-23-2-3.
15. Иванченко А.В. Роль старопромышленных регионов в производственной и научно-технологической трансформации российской экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2023. – № 1(508). – c. 84-105. – doi: 10.24891/re.21.1.84.
16. Киселев М.С. Оценка уровня экономического развития старопромышленных регионов Юга России // Региональная экономика. Юг России. – 2024. – № 2. – c. 139-150. – doi: 10.15688/re.volsu.2024.2.12.
17. Крюков В.А., Фридман Ю.А., Логинова Е.Ю., Речко Г.Н., Хохрина О.И. Стратегии развития Кузбасса в контексте концепции ревитализации старопромышленного региона // Экономика региона. – 2024. – № 4. – c. 978-992. – doi: 10.17059/ekon.reg.2024-4-1.
18. Полуянова Н.В. Особенности и специфика формирования региональной социально-экономической политики в старопромышленном регионе // Экономика устойчивого развития. – 2024. – № 3(59). – c. 150-157.
19. Сорокина Н.Ю. Методический подход к согласованию стратегических приоритетов государственной региональной политики развития старопромышленных регионов Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2024. – № 5. – c. 36-40. – doi: 10.12737/2587-9111-2024-12-5-36-40.
20. Степанов А.В., Ковалев Ю.Ю., Соболев А.О., Бурнасов А.С. От старопромышленного к инновационному региону ЕС: процессы трансформации экономики Рурской области ФРГ. / Монография. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2022. – 134 c.
21. Чернова О.А., Митрофанова И.В. Оценка влияния цифровизации на экологическую устойчивость старопромышленных регионов ЮФО // Региональная экономика. Юг России. – 2023. – № 1. – c. 135-145. – doi: 10.15688/re.volsu.2023.1.13.

Страница обновлена: 25.11.2025 в 13:41:18

 

 

Old industrial regions as an object of strategic management in the new geopolitical reality

Pechatkin V.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article substantiates the necessity of the study of the old industrial regions of Russia amid the new geopolitical reality. The article analyzes the evolution of the conceptual framework of the old industrial regions in the works of foreign and domestic scientists over more than half a century of history. The article suggests the concept of old industrial region. Based on the analysis, the article identifies 10 key indicators for identifying old industrial regions, justifying the need to use them. On the example of the regions of the Volga Federal District, the proposed methodological approach to the identification of old industrial regions was tested. According to the main indicators of the proposed approach, the article analyzes the development of the old industrial regions of the Volga Federal District with the identification of the main trends and problems of their development. The article substantiates the need to develop and implement a federal target program for the development of the old industrial regions of Russia until 2035, which will contribute to ensuring Russia's economic security and competitiveness in the new geopolitical reality and contribute to achieving leadership positions in the world in terms of industrial development. The article may be of interest to researchers involved in the development of the old industrial regions in Russia and the territorial government bodies responsible for making managerial decisions in the field of economic and industrial policy.

Keywords: old industrial region, new geopolitical reality, manufacturing industry, competitiveness, strategic management, and economic policy

Funding:
Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.

JEL-classification: 025, R11, L52, R58

References:

Antipin I.A., Shishkina E.A., Surnina A.A. (2024). TERRITORIAL PLANNING IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE OLD INDUSTRIAL REGION. Natural-humanitarian research. (3(53)). 19-25.

Antonyuk V.S., Kornienko E.L. (2022). ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA’S OLD INDUSTRIAL BORDER REGIONS. Journal of New Economy. 23 (2). 45-63. doi: 10.29141/2658-5081-2022-23-2-3.

Azarenko S.A., Keller A.V. (2022). THE REGIONAL PECULIARITIES OF THE URAL OLD INDUSTRIAL DISTRICT: SOCIO-TOPOLOGICAL ASPECTS. Quaestio Rossica. 10 (1). 335-352. doi: 10.15826/qr.2022.1.675.

Carney J., Hudson R., Lewis J. (1980). Regions in Crisis: New Perspectives in European Regional Theory London: Croom Helm.

Chernova O.A., Mitrofanova I.V. (2023). ASSESSMENT OF DIGITALIZATION IMPACT ON ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY OF OLD INDUSTRIAL REGIONS OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. 11 (1). 135-145. doi: 10.15688/re.volsu.2023.1.13.

Glazev S. (2009). The global economic crisis as a process of changing technological patterns. Voprosy Ekonomiki. (3). 26-38. doi: 10.32609/0042-8736-2009-3-26-38.

Glonti K.M. (2008). OLD-INDUSTRIAL REGIONS: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PERSPECTIVES. Regionologiya. (4(65)). 27-36.

Granberg A., Artobolevskaya S., Kovaleva G., Rossel E., Artobolevskiy S.S. (1998). Restructuring of old industrial regions: the experience of Russia and the world. Regionalnoe razvitie i sotrudnichestvo. (1-2). 4-23.

Ivanchenko A.V. (2023). THE ROLE OF OLD-INDUSTRY AREAS IN THE PRODUCTION, SCIENCE AND TECHNOLOGY TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 21 (1(508)). 84-105. doi: 10.24891/re.21.1.84.

Kiselev M.S. (2024). ANALYSIS OF CURRENT LEVEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT IN OLD INDUSTRIAL REGIONS OF SOUTHERN RUSSIA. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. 12 (2). 139-150. doi: 10.15688/re.volsu.2024.2.12.

Kryukov V.A., Fridman Yu.A., Loginova E.Yu., Rechko G.N., Khokhrina O.I. (2024). KUZBASS IN TRANSITION: DEVELOPMENT STRATEGIES FOR REVITALIZING AN OLD INDUSTRIAL REGION. Ekonomika regiona. 20 (4). 978-992. doi: 10.17059/ekon.reg.2024-4-1.

Lorber L. (2014). Holistic Approach to Revitalised Old Industrial Areas Procedia — Social and Behavioral Sciences. (120). 326-334. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.02.110.

Peres K. (2011). Technological revolutions and financial capital. Dynamics of bubbles and periods of prosperity M.: Delo.

Poluyanova N.V. (2024). FEATURES AND SPECIFICS OF THE FORMATION OF REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY IN OLD INDUSTRIAL REGIONS (BASED ON THE EXAMPLE OF REGIONS OF CENTRAL RUSSIA). Ekonomika ustoychivogo razvitiya. (3(59)). 150-157.

Romanova O.A., Akberdina V.V., Bryantseva O.S. (2013). THE POTENTIAL OF OLD INDUSTRIAL REGION IN A NEO-INDUSTRIAL DEVELOPMENT PARADIGM. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta. (2(93)). 143-152.

Sorokina N.Yu. (2024). METHODOLOGICAL APPROACH TO THE COORDINATION OF STRATEGIC PRIORITIES OF THE STATE REGIONAL DEVELOPMENT POLICY OLD INDUSTRIAL REGIONS OF THE Russian Federation. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika. 12 (5). 36-40. doi: 10.12737/2587-9111-2024-12-5-36-40.

Sorokina N.Yu., Latov Yu.V. (2018). EVOLUTION OF OLD INDUSTRIAL REGIONS IN THE ECONOMY OF RUSSIA. Journal of Economic Regulation. 9 (1). 6-22. doi: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.006-022.

Steiner M. (1985). Old Industrial Areas: A Theoretical Approach Urban Studies. 22 (5). 387-398. doi: 10.1080/00420988520080701.

Stepanov A.V., Kovalev Yu.Yu., Sobolev A.O., Burnasov A.S. (2022). From the old industrial to the innovative EU region: economic transformation processes in the Ruhr region of Germany Yekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo universiteta.

Tödtling F., Trippl M. (2005). One Size Fits All? Towards a Differentiated Policy Approach with Respect to Regional Innovation Systems Research Policy. 34 (8). 1203-1219. doi: 10.1016/j.respol.2005.01.018.

Yin Y., Liu Z. (2012). Creating New Path for Old Industrial Areas: A Case Study on Dalian City, China Urbani Izziv. 23 (2). 127-136. doi: 10.5379/urbani-izziv-en-2012-23-supplement-2-011.