Пространственное развитие как фактор повышения национальной безопасности
Екатериновская М.А.![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 12 (Декабрь 2025)
Введение
Реализация пространственного потенциала в условиях сложных геополитических вызовов приобретает сегодня особую актуальность в связи с поиском внутренних резервов социально-экономического развития и повышения национальной безопасности.
Утверждение новой Стратегии пространственного развития РФ в декабре 2024 г. отчасти призвано решить данную задачу, т.к. в ее новой версии отмечается возврат от агломерационного вектора развития к развитию всей территории страны, включая депрессивные регионы и сельские территории. [3-4].
Представленный комплекс мер для активизации и покрытия всего пространственного развития может дать более значимый результат в повышении эффективности проводимой государственной региональной политики и национальной безопасности, если при разработке управленческих мер учитывать региональный потенциал субъектов РФ.
Нами предлагается подход, который позволяет систематизировать комплексные меры государственной пространственной политики на основе регионального потенциала, включая генотип региона.
Основная часть
В условиях существенного оттока населения в связи с возрастанием межрегиональной дифференциации возникают не только пространственные диспропорции, но и угрозы и риски потери территориальной целостности, так как территория проживания существенно сужается в части населенности территорий малых городов, сельских поселений, районов Сибири и Дальнего Востока [1]. Снижение численности населения в слабо развитых регионах обуславливает не только риски потенциального снижения трудовых ресурсов, но и риски сокращения потребительского спроса, что может существенно снизить ВВП [2]. Данные тревожные тенденции обуславливают необходимость пересмотра государственной региональной политики, которая должна соответствовать задачам национальной безопасности страны.
Усугубляющаяся межрегиональная дифференциация (Рисунок 1.1.) фиксирует население в центральной части России, обуславливая опустошение сибирских и дальневосточных территорий, пространства сел и малых городов.
Рисунок 1.1. Динамика дифференциации между субъектами РФ
Источник: Составлено автором по данным [20].
Как мы видим из Рисунка 1.1, уровень дифференциации существенно возрастает с 12,5 в 2018 г. до 14,0 в 2024 г., что говорит о текущей тенденции роста неравенства между уровнем жизни в различных регионах и территориальных единицах страны. Такой уровень разрыва в разы превышает параметры развитых стран.
В сельской местности в последние годы сохраняются риски обезлюдения из-за оттока населения. Люди уезжают в поисках возможности лучших заработков и самореализации в профессии, возможности обучать своих детей (в рамках оптимизации системы школьного образования фиксируется резкое сокращение сельских школ) и др. [5].
Отдельно следует выделить переток сельского населения в города. Люди приезжают, как правило, без профессиональных навыков работы в городской среде. Как мы видим из Рисунка 1.2 отмечается существенный отток сельского населения (85%).
Рисунок 1.2. Индекс роста сельского населения в 2023 к 2022
Источник: Составлено автором по данным [20].
Как показал проведенный анализ, только 15% регионов с ростом сельского населения. На Рисунке 2 мы видим рост населения в очень незначительном количестве регионов: Калужская область, Московская область, Калининградская область, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Алтай и Тюменская область. При этом в подавляющем большинстве регионов снижение сельского населения. Среди обуславливающих проблем оттока сельского населения приоритетными являются отсутствие рабочих мест и возможности самореализации, низкий уровень жизни населения в части предоставления услуг и др. [11; 23].
Кроме обезлюдения сельских территорий мы сталкиваемся с риском продовольственной безопасности, поэтому в данном случае речь может идти уже о рисках комплексной безопасности.
Таким образом, мы видим, что переток населения происходит поступательно: из сельских территорий в малые города, а оттуда в крупные города и агломерации. Сегодня столичные агломерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область) концентрируют большую часть ресурсов, среди которых выделяется трудовой компонент [19].
Отток населения вызывает риск для национальной безопасности России в части опустошения территорий и если не предпринимать комплексных мер в рамках проводимой государственной региональной политики, то основная масса людей будет сосредоточена в центральном районе страны. При этом обезлюдение затронет не только северные регионы, но и в целом малые города и сельские территории по всей России. Массовое обезлюдение (включая сельские территории) можно рассматривать как уже риски комплексной безопасности (включая продовольственную).
На Рисунке 1.3. представлена динамика заработной платы за последние годы в разрезе регионов.
Рисунок 1.3. Заработная плата в субъектах РФ
Источник: Составлено автором по данным [20].
Как видно из Рисунка 1.3, рейтинговые позиции у регионов относительно постоянны. К регионам с низкой заработной платой относятся: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Алтайский край, Республика Мордовия и др. Лидерами среди регионов по уровню заработной платы выступают Ямало-Ненецкий АО, г. Москва, г. Санкт-Петербург и др. Очевидно, что тенденция достаточно устойчива, т.к. за период 2020-2024 гг. рэнкинговые позиции регионов сохранялись.
Таким образом, сложившаяся ситуация обусловила ряд рисков и вызовов, влияющих на национальную безопасность страны. Данные вопросы стали отчасти импульсом для обновления Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее-Стратегия) [1] [13].
Новые пропорции российского пространства обусловлены следующими факторами:
- утрата ресурсоориентированных регионов лидирующих позиций в силу снижения экспорта;
- усиление позиций в обрабатывающих отраслях регионов ЦФО, Поволжья, Урала и Сибири с учетом наличия развитой производственной, транспортной, социальной инфраструктуры;
- интеграция новых субъектов РФ в национальную экономику;
- выделение геостратегических территорий;
- определение опорных населенных пунктов, призванных сформировать пространственный каркас страны и т.д.
Снижение уровня межрегионального неравенства как фактор риска национальной безопасности может быть достигнуто с помощью межрегиональной кооперации, ориентированной на создание производства конечной продукции высокого передела [21].
Это позволит увеличить спрос бизнеса на труд, вдохнув новую жизнь в депрессивные территории, включая сельские пространства.
Организация пространственного развития должна быть концептуально пересмотрена в условиях необходимости усиления национальной безопасности страны. Текущая задача должна сводиться к увязке расстановке производительных сил и схем расселения в единых координатах, установив новые институциональные условия. Это должно дать импульс для связанности территории и закреплении населения по всему пространству [19].
Для этого сегодня необходимо мобилизовать потенциал регионов и консолидировать межрегиональные усилия в:
поиске новых форм формирования производственных цепочек;
формировании новой логистики, ориентированной на Восток;
фиксации требуемого трудового потенциала на перспективных территориях для развития и др.
Для реализации таких масштабных комплексных задач потребуется перенастройка государственной региональной политики, государственных институтов, формировании инструментария и даже созидательной идеологии. Крайне важно при таком подходе не упустить из вида региональные особенности развития каждого субъекта РФ, его потенциал. Это даст возможность органично встраивать регионы в новую матрицу государственного пространственного развития, ориентированного на сохранение территориальной целостности страны, повышения устойчивости и национальной безопасности.
В целях выработки управленческих мер, исходя из дифференцированных по классификационным признакам критериев существует много подходов к рейтингованию регионов. Для этого современными учеными используются критерии как частного порядка, например, ИРЧП, так и в целом по уровню экономического развития [7].
Развитие экономики региона более результативно, если отталкиваться от своего генотипа, потенциала развития, включая культурно-религиозные аспекты [6].
Предлагаемый подход в пространственном управлении включает: формирование типологии признаков потенциала развития регионов с учетом их генотипа, рейтингование и разработку комплекса управленческих мер с учетом органики развития каждого региона. Только учет генотипа развития в управлении территорией может претендовать на комплексность и системность подхода [9]. Использование генотипа регионов даст именно ту «связку», которая «зацементирует» механизмы развития и зафиксирует население рядом с территориальными точками роста.
Нами предлагается интегральная оценка уровня использования регионом своего комплексного потенциала (комплекс природно-климатических, минерально-сырьевых и социальных характеристик; финансовая устойчивость; освоение экономической специализации; транспортная связанность и др.). Это позволяет выявить резерв недоиспользования и направления совершенствования исходя из специфики его развития. Для этого мы сформировали региональную матрицу, исходя из классификационных признаков. Предлагается определять потенциал региона как совокупность компонент, представленных на Рисунке 1.4. [12; 14-18; 22].
Рисунок 1.4. Составляющие элементы потенциала региона.
Источник: составлено автором.
По установленным критериям проведена балльная оценка для всех регионов. В расчете заложен принцип установления более высокого балла при активизации (росте) компонента. К квартилям развития относим регионы, исходя из суммы баллов (1 квартиль - самый высокий балл по компонентам, 4 квартиль – самый низкий балл). В Таблице 1 приводится градация по группам в соответствии с критериями [10].
Потенциал развития территории определяется интегральной оценкой, которая включает проранжированные оценки. Весовая оценка критерия используется от агломерационной группы к креативной (от высокой к низкой оценке). Группа определяется исходя из превалирующего квартиля в оценке.
Таблица 1
Группировка субъектов РФ исходя из регионального потенциала развития
|
Критерий принадлежности к
классификационной группе
|
Группа «Агломерационный потенциал»
|
Группа «Производственно-технологический
потенциал»
|
Группа «Природно-сырьевой потенциал»
|
Группа «Креативный потенциал»
|
|
Компонент
генотипа региона
|
1 квартиль
|
2 квартиль
|
3 квартиль
|
4 квартиль
|
|
Компонент
экономической специализации региона
|
1 квартиль
|
2 квартиль
|
3 квартиль
|
4 квартиль
|
|
Компонент
финансово-экономической устойчивости
|
1 квартиль
|
2 квартиль
|
3 квартиль
|
4 квартиль
|
|
Компонент
инновационности и технологичности
|
1 квартиль
|
2 квартиль
|
3 квартиль
|
4 квартиль
|
|
Компонент
транспортно-логистической доступности
|
1 квартиль
|
2 квартиль
|
3 квартиль
|
4 квартиль
|
В Таблице 1 представлена группировка регионов на основе регионального потенциала в форме региональной матрицы.
К группе регионов «Агломерационный потенциал» должны быть отнесены те регионы, которые продемонстрировали высокий уровень (1 квартиль) компонент генотипа региона, экономической специализации, финансово-экономической устойчивости, инновационности технологичности, транспортно-логистической доступности. И, наоборот, регионы с самыми слабыми характеристиками (4 квартиль) отнесены к группе «Креативный потенциал». Регион может иметь разные характеристики (разные квартили) по разным критериям, но отнесение к группе производится исходя из наибольшего количества того или иного квартиля.
На Рисунке 1.5 представлено распределение по группам регионов в соответствии с разработанной методикой.
Рисунок 1.5. Группы регионов в соответствии с рэнкингом потенциала развития
Источник: составлено автором по данным [20].
Из Рисунка 1.5. видно, что группа регионов «Агломерационный потенциал» - группа самодостаточных регионов (Москва, Р. Татарстан и др.), характеризующаяся финансово-экономической устойчивостью, ресурсной обеспеченностью, конкурентоспособностью, инновационностью и деловой активностью. Это регионы могут позволить себе реализацию капиталоемких проектов и направлять средства в развитие межрегиональных кооперационных цепочек с регионами из других групп. В общей макроэкономической системе у них роль «доноров».
Группа регионов «Производственно-технологический потенциал» характеризуется достаточно хорошими параметрами как в части производственных мощностей, так и в части транспортно-логистической обеспеченности, имеет устойчивый трудовой компонент с высоким уровнем квалификации и др. В этой связи их развитие может быть связано с модернизацией производства в части технологического развития, межотраслевых и межрегиональных производственных цепочек и др. У данной группы функциональная роль «производственного ядра» страны.
Группа регионов «Природно-сырьевой потенциал» включает регионы с низким уровнем выпуска продукции высокого передела, с оттоком активного населения, неразвитой инфраструктурой и др. Для этих регионов необходимо
обеспечить с помощью федеральной поддержки развитие производственной и социальной инфраструктуры, разработка комплекса поддерживающих мер по сохранению проживающего населения и обеспечению занятости.
Группа «Креативный потенциал» регионов требует точечного рассмотрения и настройки, т.к. в этой группе присутствуют регионы с титульным этносом традиционного уклада, что необходимо учитывать при формировании направлений развития [8].
Представленная классификация регионов позволит учитывать их потенциал при формировании дифференцированных подходов к управлению территориями в рамках проводимой государственной региональной политики. Кроме того, учитывая генотип региона, легче сфокусировать усилия именно на направлениях, которые более органичны генезису территориального развития и проживающего населения.
Заключение
Представленный подход может использоваться для диагностики развития территорий, которая позволит не только определять текущий уровень развития в сравнении с потенциалом (в части полноты использования), но и определять комплексную оценку в динамике за ряд лет, определяя формирующиеся тренды.
Также указанный подход может учитываться при принятии управленческих решений органами исполнительной власти федерального и регионального уровней в рамках формирования и реализации государственной пространственной политики, основываясь на генотипе (комплексной органики) региона и выявлении резервов его развития.
[1] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р.
Страница обновлена: 18.11.2025 в 21:55:05
Prostranstvennoe razvitie kak faktor povysheniya natsionalnoy bezopasnosti
Ekaterinovskaya M.A.Journal paper
