Роль национальных проектов в управлении экономической безопасностью России
Звягинцев П.С.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В исследовании определены мотивы появления национальных проектов, их роль в осуществлении стратегических целей и экономической безопасности. Определено влияние национальных проектов на экономическую безопасность Российской Федерации.
Проведен количественный анализ национальных проектов, затраты на финансирование национальных проектов. Определены недостатки национальных проектовпри их разработке и реализации, и перечислены предложения по их улучшению.
Ключевые слова: национальные проекты, затраты федерального бюджета, экономическая безопасность, государственные программы
JEL-классификация: H11, H56, А13
Введение
В настоящее время вопросы экономической безопасности являются первостепенными. Для развитияэкономической безопасностиРоссии необходимо развитиевсевозможных инструментовуправления. Национальные проекты являются исключительным инструментом управления российской экономики в целях ее роста и экономической безопасности.
Национальные проекты предназначены для «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» [1].
С помощью национальных проектов происходит стабильный рост национальной экономики, и тем самым осуществляетсяэкономическая безопасность Российской Федерации.
Национальные проекты занимаютважнейшуюпозицию в системе государственного управления. Онисодействуют детализациицелей для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных социально-экономических проблем.
Национальные проекты являются инструментом решения сложных социально-экономических задач государства [11].
Значимость национальных проектов в условиях специальной военной операции (СВО) и тотального санкционного давления на экономику России заметно увеличивается. В этих условиях разработка и внедрение национальных проектов происходит в ускоренном порядке.
Эффективная их реализация должна способствовать укреплению и росту российской экономики в целом и экономической безопасности.
При разработке и реализации национальных проектов возникают множество проблем, которые в не полной мересоздают условия дляэкономической безопасности Российской Федерации.
Так, бюджетные ассигнования на финансирование национальных проектов не всегда взаимоувязаны с результатами. Этот вызвано «отсутствием механизмов взаимозависимости достигнутых результатов и дальнейших ассигнований на реализацию проекта» [17].
В настоящее время достаточно остро стоит проблема национальных проектов - увеличения их эффективности.
Ввиду этого целью данной статьи является установление недостатков национальных проектов, и составление обоснованных рекомендаций по их улучшению.
В статье, которая является продолжением научных исследований и разработок «Центра исследований проблем государственного управления» Института экономики РАН, обобщены основные результаты, полученные в рамках научной темы «Трансформация и развитие институтов государственного управления в новых социально-экономических условиях».
Основная часть
Инициатором создания приоритетных национальных проектов является Президент Российской Федерации по причине уменьшения население страны [10].Сокращениежителейсказывается набезопасностиРоссии, потому что это приводит к нехватке рабочей силы, сокращению населения молодого и среднего возраста и другие.
Поэтому национальные проекты стали ключевым вопросом внутренней государственной политики, так как они обуславливаютдемографическое благополучие страны, рост экономики страны, качество жизни всех граждан Российской Федерации и создают образованную и здоровую нацию,и повышают безопасность страны.
Проведенные исследования показали, что количествонациональных проектов определялось Указами президента и Постановлениями Правительства РФ. Согласно УказаПрезидента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» было разработано 14 национальных проектов (см. табл. 1). Из них 4 национальных проектов – это Человеческий капитал, 3 национальных проекта - Комфортная среда для жизни, и 7 национальных проектов - Экономический рост.
Таблица 1. Национальные проектыРоссийской Федерации
|
|
Указы ПрезидентаРоссийской
Федерации
| |||
|
|
№ 204 от 7
мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на
период до 2024 года»
|
№ 474 от 21
июля 2020 г. «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»
|
№ 309 от 7 мая
2024 г. № 309 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»
| |
|
|
1
|
2
|
3
| |
|
|
Человеческий
капитал:
| |||
|
1
|
Демография
|
Демография
|
Семья
| |
|
2
|
Здравоохранение
|
Здравоохранение
|
Молодежь и дети
| |
|
3
|
Образование
|
Образование
|
Продолжительная и
активная жизнь
| |
|
4
|
Культура
|
Культура
|
Кадры
| |
|
|
Комфортная среда для жизни:
| |||
|
5
|
Жилье
и городская среда
|
«Жильё и городская среда»
|
Инфраструктура
для жизни
| |
|
6
|
Экология
|
«Экология»
|
Экологическое
благополучие
| |
|
7
|
Безопасные
и качественные автомобильные дороги
|
«Безопасные и качественные автомобильные дороги»
|
Эффективная
транспортная система
| |
|
|
Экономический рост:
| |||
|
8
|
Производительность
труда и поддержка занятости
|
«Производительность труда и поддержка занятости»
|
Эффективная и
конкурентная экономика
| |
|
9
|
Наука
|
«Наука»
|
Новые технологии
сбережения здоровья
| |
|
10
|
Цифровая
экономика
|
«Цифровая экономика»
|
Экономика данных
и цифровая трансформация государства
| |
|
11
|
Малое
и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы
|
«Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы»
|
Развитие
космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года
| |
|
12
|
Международная
кооперация и экспорт
|
«Международная кооперация и экспорт»
|
Международная
кооперация и экспорт
| |
|
13
|
Туризм и
индустрия гостеприимств
|
Туризм и
индустрия гостеприимства
|
Туризм и
гостеприимство
| |
|
14
|
Комплексный план
модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
|
Комплексный
план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры
|
Промышленное
обеспечение транспортной мобильности
| |
|
15
|
Новые материалы и
химия
| |||
|
16
|
Технологическое
обеспе-чение продовольственной безопасности
| |||
|
17
|
Беспилотные
авиационные системы
| |||
|
18
|
Новые атомные и
энергетические технологии
| |||
|
19
|
Средства
производства и автоматизации
| |||
|
20
|
Технологическое обеспечение
биоэкономики
| |||
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» были продлены 14 национальных проектов, которые были ранее разработаны в соответствии Указа Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года.
В соответствии данного Указа № 309 от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» было утверждено 20 национальных проектов (табл. 1). Самое наибольшее количество проектов содержит Экономический рост – 14.
В условиях СВО появились такие нацпроекты как «Беспилотные авиационные системы»,«Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и другие.
Анализ показал, на протяжении последних десятилетий происходит уменьшение численности населения страны.В 2024 году численность населения в Российской Федерации составляла 146,1 млн. человек, и сократилась на 1,9 млн. чел.по сравнению с 2020 годом [15].
На 1 000 человек населения количество рождений в России в 2024 году составило 8,4 человек, а число умерших - 12,5 человек.
Суммарный коэффициент рождаемости, родившиеся живыми, на 1 женщину в 2024 году составил 1,40, а в 2020 году составлял 1,47.
Государство ежегодно вкладывает значительные средства в различные демографические мероприятия, в том числе и национальные проекты, а уменьшение числа рождений продолжается.
В 2035 году суммарный коэффициент рождаемости, детей на одну
женщину составит 1,8, и увеличится на 27,4% по сравнению с 2024 годом (рис. 1).
Устойчивый естественный прирост населения возможен при достижении суммарного коэффициента рождаемости равного 2,1.
В 2035 году суммарный коэффициент рождаемоститретьих и последующих детей, детей на одну женщину составит 0,485, и увеличится по сравнению с 2024 годом на 26%.
Рисунок 1. Суммарные коэффициенты рождаемости, детей на одну женщину и рождаемости третьих и последующих детей, детей на одну женщину.
Источник: составлено автором по данным [4].
В ближайшие десятилетия устойчивого естественного прироста населения за счет рождаемости детей не ожидается.
Увеличение численности населения возможно за счет роста продолжительности их жизни. Продолжительность жизни – один из важнейших показателей качества жизни людей, и в 2035 году она составит 81 год (рис.2).
В 2035 году рост ожидаемой продолжительности жизни
увеличится на 11,2% по сравнению с 2024 годом.
Рисунок 2. Ожидаемая продолжительность жизни, и здоровой жизни при рождении, сельского населения, лет.
Источник: составлено автором по данным [4].
Доля населения старших возрастов в Российской Федерации повышается, за счет роста продолжительности жизни. Это может вызвать угрозу экономической безопасности вследствие «устаревания» населения, так как это вызывает добавочные финансовые затраты государства на улучшение инфраструктуры здравоохранения, социального обеспечения, и другие.
В 2024 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни на 10,5 лет меньше по сравнению с ожидаемой продолжительностью жизни при рождении. Эта тенденция почти сохранится и в 2035 году.
В 2024 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении
сельского населения меньше ожидаемой продолжительности жизни при рождении населения на 0,34 года и в 2035 году на 0,9 года.
Рост ожидаемой продолжительности здоровой жизни позволит оценивать потенциал того, как и насколько чувствует себя человек.
Показатели национальных проектов «Семья», «Кадры»,
«Инфраструктура для жизни», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодежь и дети», «Социальная поддержка граждан»будутдостигнуты в 2035 году.
Важным вызовом экономической безопасности России в условиях санкционного давления, и в условияхСВО является технологическая независимость. Технологическая независимость Российской Федерации обеспечивает национальную безопасность страны.
Важнейшей задачей Российской Федерации является найти и развить те ниши рынка, в которых мы можем занять передовые позиции.
Достигнутый уровень технологической независимости России в
2024 году составлял только 30%, по плану должен составить 80% в 2030 году (рис. 3).
Рисунок 3. Показатели технологической независимости России, %
Источник: составлено автором по данным [4].
В 2024 году достигнутый уровень технологической независимости производства средств производствасоставил 65%, и в 2030 году должен составить – 95,0%.
Комплексный индекс технологической независимости Российской
Федерации составит 100,0% в 2030 году.
Комплексный индекс технологической независимости оказывает влияние на все отрасли экономики.
Самый низкий уровень технологической независимости в отрасли авиастроении составил в 2024 году 23%, но в 2030 году должен достигнуть 50% (рис. 4). Достигнутый уровень технологической независимости по новым материалам и химии в 2024 году составил 43%, а в 2030 году должен составить 100%.
Рис. 4. Показатели технологической независимости Российской Федерации по отраслям, %
Источник: составлено автором по данным [4].
Для экономической безопасности большое значение имеет технологическая независимость в сфере продовольственной безопасности страны. В 2024 году достигнутый уровень технологической независимости в сфере продовольственной безопасности составлял 48%, и в 2030 году планируется достичь 67%.
Показатели по обеспечению технологического лидерства будут достигатьсянациональными проектами «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Эффективная и конкурентная экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Кадры».
Количество нацпроектов и бюджетные ассигнования на их
финансовое обеспечение в 2025 - 2027 годах представлены в таблице 2.
Таблица 2. Бюджетные ассигнования на финансирование национальных проектов в 2025-2027 годы.
|
Наименование национальных проектов
|
2025 год
|
2026 год
|
2027 год
| |||||
|
млрд руб.
|
%
|
млрд руб.
|
%
|
млрд руб.
|
%
| |||
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| ||
|
1.
Семья
|
2832,9
|
49,1
|
2 883,4
|
45,7
|
2843,7
|
44,7
| ||
|
2. Молодежь и дети
|
458,1
|
7,9
|
547,4
|
8,7
|
550,3
|
8,7
| ||
|
1. Продолжительная
и активная жизнь
|
369,8
|
6,4
|
284,2
|
4,5
|
284,7
|
4,5
| ||
|
2. Инфраструктура для жизни
|
1168,4
|
20,3
|
1359,1
|
21,6
|
1413,1
|
22,2
| ||
|
3. Эффективная
транспортная система
|
131,4
|
2,3
|
165,5
|
2,6
|
202,2
|
3,2
| ||
|
4. Экологическое
благополучие
|
48,6
|
0,8
|
109,3
|
1,7
|
124,2
|
2,0
| ||
|
5. Международная кооперация и
экспорт
|
45,3
|
0,8
|
49,4
|
0,8
|
52,5
|
0,8
| ||
|
6. Эффективная и
конкурентная экономика
|
206,8
|
3,6
|
162,0
|
2,6
|
99,2
|
1,6
| ||
|
9. Туризм и гостеприимство
|
44,0
|
0,8
|
70,8
|
1,1
|
81,9
|
1,3
| ||
|
10. Кадры
|
17,9
|
0,3
|
15,6
|
0,2
|
17,3
|
0,3
| ||
|
11.
Экономика
данных и цифровая трансформация государства
|
129,1
|
2,2
|
161,8
|
2,6
|
167,0
|
2,6
| ||
|
12.
Средства
производства и автоматизации
|
51,4
|
0,9
|
86,3
|
1,4
|
96,8
|
1,5
| ||
|
13.
Новые
материалы и химия
|
8,3
|
0,1
|
21,3
|
0,3
|
25,9
|
0,4
| ||
|
14.
Промышленное
обеспечение транспорт ной мобильности
|
167,7
|
2,9
|
249,8
|
4,0
|
261,2
|
4,1
| ||
|
15.
Новые
технологии сбережения здоровья
|
4,8
|
0,1
|
4,7
|
0,1
|
5,0
|
0,1
| ||
|
16.
Технологическое
обеспечение продовольственной безопасности
|
14,5
|
0,3
|
19,6
|
0,3
|
23,1
|
0,4
| ||
|
17.
Беспилотные
авиационные системы
|
27,8
|
0,5
|
43,8
|
0,7
|
40,5
|
0,6
| ||
|
18.
Развитие
косми-ческой деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года
|
10,0
|
0,2
|
10,0
|
0,2
|
10,0
|
0,2
| ||
|
19.
Новые
атомные и энергетические технологии
|
28,7
|
0,5
|
58,9
|
0,9
|
57,7
|
0,9
| ||
|
Итого
|
5765,5
|
100,0
|
6302,9
|
100,0
|
6356,4
|
100,0
| ||
В 2025 году затраты бюджета на реализацию национальных проектов в целом составят5 765 488,0 млн рублей, в 2026 году - 6 302 894,1 млн рублей, в 2027 году - 6356 401,9 млн рублей.
В общем объеме расходов федерального бюджета расходы на реализацию национальных программ с каждым годом увеличиваются: в 2027 г. на 10,3% по сравнению с 2025 годом и на 0,09% по сравнению с 2026 годом.
Наибольшие расходы федерального бюджета в 2025-2027 годы
приходятся на следующие национальные проекты: «Семья» - 2025 год - 2832,9 млрд руб. (49,1%), 2026 год - 2 883,4 млрд руб. (45,7%) и 2027 год - 2843,7 млрд руб. (44,7%).
На втором месте находится нацпроект «Инфраструктура для жизни», объем финансирования которого составит в 2025 году - 1168,4 млрд руб. (20,3%), в 2026 году - 1359,1 млрд руб. (21,6%), и в 2027 году - 1413,1 млрд руб. (22,2%).
На третьем месте по объему средств идет нацпроект «Молодежь и
дети: 2025 год - 458,1млрд руб. (7,9%), 2026 год - 547,4 млрд руб. (8,7%) и 2027 год - 550,3 млрд руб. (8,7%).
Недостатки национальных проектов
К недостаткам при разработке и реализации национальных проектов России можно отнести:
1. Отсутствует практика проведения оценок социально-экономической эффективности национальных проектов [9].
2. Множественность и неоднозначность понятийного аппарата в отношении терминов «результат» и «показатель».
3. Неисполнение действующей методической базы мониторинга.
4. Изменение методик расчета показателей в течение года в связи с возможным невыполнением запланированных значений.
5. «Недостаточно изученными остаются вопросы осуществления мониторинга как важнейшего этапа контроля реализации и оценки эффективности приоритетных национальных проектов» [6]
6. Отсутствие должной проработки предлагаемых к реализации мер и мероприятий на этапе их инициирования.
7. «Перераспределение денежных средств внутри этих программ с выделением национальных проектов не привело к увеличению финансирования социальной сферы» [12].
Счетной Палатой была осуществлена оценка программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в РФ, и выявлен ряд проблем и недостатков: «системы показателей и результатов программ и проектов»; «системы мониторинга и оценки программ и проектов, системы управления рисками» [14], и другие.
Заключение
За период реализации национальныхпроектов,несмотря на большоеколичество недостатков при их формировании и внедрении они внеслиопределенныйположительный вклад в развитие социальной сферы, экономики и безопасности России.
«Так, в регионах создано свыше 17 тыс. центров образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», 300 детских технопарков «Кванториум», 260 центров «IT-куб», в которых школьники осваивают современные информационные решения и технологии, рассказал Мишустин» [13].
Для контроля исполнителей, координации, определения, анализа и оценки целевых показателей национальных был создан Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам ипрезидиум, возглавляемый Премьер-министром России.
Совершенствованиесистемы управления реализации национальных проектов проводится Правительством Российской Федерации.
В решении экономической безопасности Российской Федерации принимают участие не только национальные проекты, но и отдельные государственные программы.Национальные проекты и госпрограммы играют стратегически важную роль в управлении экономикой России.
Государственные программы стали основной инфраструктурой реализации национальных проектов. В сравнении с госпрограммами национальные проекты имеют преимущества, так как они разрабатываются и утверждаются в короткий период времени. Кроме этого новизна национальных проектов в концентрации ресурсов на ограниченном количестве четко обозначенных приоритетных направлений и высокий политический контроль над степенью выполнения и расходами.
Государственные программы в основном предлагаются «снизу», предприятиями, институтами, а нацпроекты «сверху», правительством. Учитывая, что целеполагание нацпроектов в повышении качества жизни граждан, целесообразно, чтобы нацпроекты содержалив основном социальные вопросы, а госпрограммы –экономическое развитие экономики России. Государственные программы содержат комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских и других мероприятий, что приводит к длительному периоду их разработки и реализации. Социальные вопросы необходимо решать сравнительно в короткий период времени. Однако национальный проект «Беспилотные авиационные системы», проект технологического лидерства был сформирован в 2023 году и реализуется с 2024 года,НИОКР и выход изделий в серию этого нацпроекта сократился с нескольких лет до нескольких месяцев [8].
Для улучшения национальных проектов, следует учитывать:
1. «Создать институт стратегического планирования» [9].
2. Развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики.
3. Национальные проекты генерировать на основе стратегических планов.
4. «Кратное увеличение государственного финансирования фундаментальной науки, НИОКР и налоговое стимулирование частных инвестиций в этой сфере» [16].
5. Запретить повторения (частичного или полного) показателей.
6. «Разработать и внести в Правительство РФ проект нормативного правового акта, предусматривающего необходимость проведения отдельных оценок программ и проектов, порядок проведения таких оценок» [6].
7. Привлекать независимых экспертов для проведения оценки нацпроектов.
8. «Необходимо расширять практику привлечения в проекты источников внебюджетного финансирования на основе развития и укрепления государственно-частного партнерства» [7].
Надлежит усовершенствовать формирование и ведение национальных проектов в ГИИС «Электронный бюджет», что повысит качество разрабатываемых и реализуемых национальных проектов.
Следовательно, устранениенедостатков и учет предложений при разработке и внедрении национальных проектов позволит обеспечить экономический суверенитет Российской Федерации, устойчивость национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам и улучшит качество жизни граждан и социальную стабильность в стране.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru›acts/bank/45726.
3. Указ Президента Российской Федерации № 309 от 7 мая 2024 г. «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru›acts/bank/50542.
4. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411156963/?ysclid=mg6hdmaodp484037361.
5. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». sozd.duma.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sozd.duma.gov.ru›s3files/s3sozd/1ef7f232/9e50/.
6. Батуркин А. Госуправление. Бюллетень Счетной палаты. Спецвыпуск. 2024. Счетная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/939/do4a89d041xnqo38hb8jsqwiykjbjbqm.pdf.
7. Борисов С.А., Соменкова Н.С. Повышение эффективности реализации приоритетных национальных проектов на основе мониторинга как инструмент экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 611-626. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117684.
8. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru›events/president/transcripts/….
9. Звягинцев П.С. Роль национальных проектов в управлении социально-экономическим развитием России // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2025. – № 3. – c. 38-52. – doi: 10.33983/2075-1826-2025-3-38-52.
10. Итоги переписи населения. Всероссийская перепись населения 2002 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid =10715289081460 (дата обращения: 10.08.2022).
11. Кравцова М.В. Роль национальных проектов в решении социально-экономических задач государства (на примере национального проекта «Здравоохранение») // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 2(170). – c. 8-13. – doi: 10.34773/EU.2023.2.2.
12. Лев М.Ю., Колпакова И.А. Бюджетные факторы реализации государственных программ и национальных проектов в системе экономической и социальной безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1521-1534. – doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
13. Мишустин заявил о выполнении национальных целей на 2023 год. TACC
14. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Аудит программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами в Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. Госуправление. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/statements/bulletin-sp-2024-spetsvypusk.
15. Российский статистический ежегодник. 2024. - М.: Росстат, 2024. – 630 c.
16. Шлычков В.В., Зарезнов Д.А., Нестулаева Д.Р. Национальные проекты 2025–2027 гг. как инструмент развития социально-экономической системы России и потенциальные риски процесса их реализации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2024. – № 4. – c. 161-165. – doi: 10.24412/2225-8264-2024-4-897.
17. Юрченко К.Г. Государственные программы и национальные проекты России – синергетический эффект интеграции инструментария // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2005. – № 1-1. – c. 198-213. – doi: 10.34670/AR.2022.23.92.024.
18. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: Инфра-М, 2005. - 383 с.
Страница обновлена: 03.12.2025 в 14:48:39
The role of national projects in managing Russia's economic security
Zvyagintsev P.S.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article identifies the motives for the emergence of national projects, their role in achieving strategic goals and economic security. The article examines the impact of national projects on the economic security of the Russian Federation. The author conducts a quantitative analysis of national projects and the costs associated with their financing. The study identifies the shortcomings of national projects during their development and implementation and provides suggestions for improving them.
Keywords: national project, federal budget expenditures, economic security, government program
JEL-classification: H11, H56, А13
References:
Russian Statistical Yearbook. 2024 (2024). M.: Rosstat.
Borisov S.A., Somenkova N.S. (2022). INCREASING THE EFFICIENCY OF NATIONAL PRIORITY PROJECTS BASED ON MONITORING AS A TOOL FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (2). 611-626. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117684.
Kravtsova M.V. (2023). THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN SOLVING SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE NATIONAL PROJECT «HEALTHCARE»). Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. (2(170)). 8-13. doi: 10.34773/EU.2023.2.2.
Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2020). Budgetary factors of implementation of state programs and national projects in the system of economic and social security of Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (5). 1521-1534. doi: 10.18334/epp.10.5.110264.
Shlychkov V.V., Zareznov D.A., Nestulaeva D.R. (2024). NATIONAL PROJECTS 2025-2027 AS A DEVELOPMENT OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA AND POTENTIAL RISKS OF THE PROCESS OF THEIR IMPLEMENTATION. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnyh tekhnologiy. 13 (4). 161-165. doi: 10.24412/2225-8264-2024-4-897.
Yurchenko K.G. (2005). STATE PROGRAMS AND NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA: SYNERGY EFFECT OF TOOL INTEGRATION. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 12 (1-1). 198-213. doi: 10.34670/AR.2022.23.92.024.
Zvyagintsev P.S. (2025). THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN MANAGING RUSSIA'S SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT. Menedzhment i biznes-administrirovanie. (3). 38-52. doi: 10.33983/2075-1826-2025-3-38-52.
