Институционально-правовые аспекты импакт-инвестирования: взгляд розничных инвесторов

Осипова О.С.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье исследуются перспективные направления формирования институционально-правового механизма импакт-инвестирования в РФ. Предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы формулируются на основе результатов оригинального эмпирического исследования (опроса частных розничных российских инвесторов), проведенного в апреле 2025 года группой ученых Финансового университета. На основе количественного и качественного анализа полученных данных систематизированы предложения розничных российских инвесторов по развитию рынка импакт-инвестиций. Сделаны выводы: индивидуальные частные инвесторы выражают высокую заинтересованность в институализации импакт-инвестиционного процесса; государственная политика является для них значимым фактором при принятии решения об участии в импакт-инвестировании; неразработанность правового поля в сфере импакт-инвестирования воспринимается респондентами как дополнительные регуляторные и правовые риски; частные розничные инвесторы хотят иметь большую ясность относительно законодательных и нормативных актов, регулирующих импакт-инвестиционную деятельность; респонденты выражают большую заинтересованность в развитии налогового законодательства, указывают на необходимость введения налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в социально значимые проекты, с целью уменьшения инвестиционных рисков

Ключевые слова: финансовые импакт-инвестиции, импакт-инвестор, частные розничные инвесторы, инвестиционное поведение, механизм импакт-инвестирования, налоговое законодательство

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету на 2025 год

JEL-классификация: O16, E20, E22



ВВЕДЕНИЕ

В последние годы активно развивается и становится частью международной практики устойчивого развития Концепция импакт-инвестиций. Глобальная сеть импакт-инвесторов (Global Impact Investing Network, GIIN) [1] определяет импакт-инвестиции как «инвестиции, осуществляемые с намерением создать положительное, измеримое социальное и экологическое воздействие наряду с финансовой отдачей» [15]. Это не международный юридический документ, а скорее консенсусное определение, принятое в сообществе импакт-инвесторов. По оценкам GIIN, более 3907 организаций [2] в 2024 году управляли 1,571 триллиона долларов США в рамках импакт-инвестирования по всему миру [16]. За последние шесть лет совокупный годовой темп роста активов Impact составил 21% [17]. Импакт-инвестирование бросает вызов устоявшимся представлениям о том, что социальные и экологические проблемы должны решаться только правительствами и филантропами, и что рыночные инвесторы должны сосредоточиться исключительно на получении финансовой прибыли.

Теоретический объект исследования в данной статье: процесс формирования институционально-правового механизма импакт-инвестирования. Механизм импакт-инвестирования представляет собой комплексную систему методов и инструментов, которые обеспечивают взаимодействие субъектов импакт-инвестиций в рамках действующего законодательства. Институциональные элементы механизма импакт-инвестирования — это нормы, правила, законы и культурные традиции, которые регулируют поведение участников рынка импакт-инвестиций, определяют порядок взаимодействия между ними, особенности исполнения той или иной социальной роли, реализуемой субъектами импакт-инвестиционной деятельности. Механизм импакт-инвестирования формирует условия для устойчивого развития сектора импакт-инвестиций, его эффективного функционирования.

В данной статье эмпирическим объектом исследования являются частные розничные импакт-инвесторы как массовая социальная группа, представляющая физические лица, имеющие определенный уровень достатка, которые самостоятельно вкладывают свои собственные средства в различные финансовые инструменты и/или импакт-проекты, с целью получения положительного социального/экологического эффекта и финансовой отдачи (дохода) от инвестиций [3]. Розничные инвесторы, представляющие собой перспективных субъектов импакт-инвестирования, различаются по множеству параметров — от возраста и рода деятельности до терпимости к риску и выбора стратегии инвестирования. Они могут быть как начинающими, так и опытными/квалифицированными, а их инвестиционные стратегии могут варьироваться от консервативных до агрессивных.

Интерес к этой группе финансовых инвесторов значительно вырос после того, как Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании к Федеральному собранию (29 февраля 2024 года) впервые озвучил задачу увеличить капитализацию фондового рынка страны к 2030 году до 66% ВВП, а к 2036 г - до 75% ВВП [4]. Традиционно принято выделять две основные «движущие силы» фондового рынка: частные инвесторы — это физические лица, которые самостоятельно принимают решения о торговле различными активами и совершают операции через посредника, которым выступает брокер; институциональные инвесторы — к ним относят профессиональных участников рынка, которые, как правило, управляют деньгами третьих лиц. Обе эти группы, как отмечают эксперты Т-Банка, «являются важными участниками рынка, необходимыми для его здоровой динамики и развития» [14].

Отличительной чертой российского фондового рынка после начала специальной военной операции (СВО) стало постоянное увеличение доли розничных инвесторов. Если в 2022 году число частных инвесторов на Московской бирже составляло всего лишь 16,8 млн лиц, то в марте 2025 года их количество превысило 36,2 млн, прирост за три года составил 115,5%. В 2024 году на долю розничных инвесторов приходилось до 74% от объема торгов акциями, до 34% от объема торгов облигациями и до 62% от объема торгов на срочном рынке [14]. Таким образом, со стороны физических лиц в последние годы наблюдается значительный рост инвестиционной активности. Поэтому понимание настроений, пожеланий данной инвестиционной группы особенно важно в контексте разработки рекомендаций для развития российского механизма импакт-инвестирования и выполнения задачи, поставленной Президентом РФ по увеличению капитализации фондового рынка страны.

Текущее состояние правового регулирования импакт-инвестирования

В РФ нет единого и формального правового определения «импакт‑инвестиций» — понятие используется в экспертной и бизнес‑практике, но не закреплено в федеральном законодательстве. Регулирование «импакта» фрагментарно: меры, направленные на реализацию в РФ Концепции устойчивого развития, распределены по различным отраслям права (налоговое, бюджетное, корпоративное, социальное, финансовое), муниципальным и региональным программам, инициативам госкорпораций и фондов развития. В России институционально-правовая основа импакт-инвестирования только начинает оформляться. В Общественной палате РФ отмечают, что пока для развития импакт-экономики нет законодательной базы, а также понятийного аппарата и терминологии. Из-за этого любая компания может назваться импакт-ориентированной, хотя на деле ее могут волновать собственное продвижение и быстрое привлечение инвестиций [2].

Развитие и институализация механизма ответственного устойчивого инвестирования осложняется дополнительно и тем, что он должен регулировать два встречных инвестиционных потока, формирующихся в подсистемах реальных и финансовых инвестиций. В результат чего один и тот же человек в рамках единой инвестиционной системы, включающей обе подсистемы, может выполнять несколько социальных ролей: выступать в качестве финансового розничного инвестора, как участник коллективных инвестиций или, например, в роли хозяйствующего субъекта/индивидуального предпринимателя, реализующего импакт-проект [9].

Одними из первых к изучению вопросам правового регулирования импакт-инвестиций обратились исследователи Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина (МГЮА) [3]. Ученые отмечают, что ключевые термины по импакт-инвестициям пока не закреплены в федеральных законах или иных нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Е.П.Ермакова, Н.В.Аксакова обращают внимание на необходимость институализации импакт-инвестирования, законодательного регулирования прав импакт-инвесторов и стимулирования социально ответственного инвестирования [7;1].

Несмотря на отсутствие понятия импакт-инвестиций в нормативной базе в России, практика их использования, считает Е.Б.Тютюкина, существует, поскольку российская экономика нуждается в новых подходах к инвестированию, в том числе для реализации национальных проектов, больше половины которых являются социально значимыми. Импакт-инвестиции, по ее мнению, фактически используются в российской экономике под видом социально ответственных, или ESG-инвестиций [13]. Аналогичной точки зрения придерживаются многие российские ученые [11]. С. Р. Древинг и О. В. Борисова обращают внимание на необходимость создания экосистемы импакт-инвестиций [5]. Для полноценного внедрения концепции импакт-инвестиций в российскую правовую систему и формирование импакт-инвестиционной экосистемы, по мнению А.М.Губернаторова [4], О.С.Осиповой [10] требуется разработка соответствующих нормативных актов, стандартов и методологий оценки социального и экологического влияния проектов, учет особенностей инвестиционного поведения различных групп инвесторов. Автор данной статьи полностью поддерживает точку зрения тех ученых, которые рассматривают импакт-инвестиции как самостоятельный класс инвестиций в устойчивое развитие. Д.А. Егорова отмечает, что импакт-вошинг затрудняет финансовую инвестиционную активность российских инвесторов, что требует более четкого правового поля в области импакт-инвестирования [6].

Российские ученые стремятся обобщить международный опыт в области правового регулирования импакт-инвестирования. По мнению Э.Ю. Силпагар, зарубежный опыт демонстрирует успешные примеры законодательных и политических инициатив, способствующих росту сектора импакт-инвестиций. Однако и за рубежом нормативное (формальное) регулирование импакт-инвестиций также находится в процессе формирования. На данном этапе развития оно преимущественно попадает под действие законодательных норм и страновых политик в сфере устойчивого развития (и соответствующего финансирования), направленных на достижение целей устойчивого развития, а также выполнения требований ESG-повестки [12].

Дополнительные законодательные инициативы, которые можно отнести непосредственно к формированию системы нормативного регулирования импакт-инвестиций, разрабатываются в Австралии, Великобритании, США, Южной Корее, Японии. Анализ опыта этих стран, проведенный Э.Ю. Силпагар, показал, что во всех этих странах предусмотрены меры финансовой поддержки и стимулирования импакт-инвестиций (налоговые льготы и вычеты, реализующих импакт-проекты, льготные целевые кредиты, гранты и субсидии), в отдельных странах предусмотрены таргетированные меры поддержки [12]. Причем инструменты налогового регулирования (налоговые льготы и вычеты для инвесторов и предприятий, относят к первоочередным мерам финансовой поддержки и стимулирования.

ДИЗАЙН ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: на основе определения законодательных и нормативно-правовых предпочтений розничных инвесторов разработать ряд предложений по развитию механизма импакт-инвестирования в России. Основной исследовательский вопрос: что должен делать регулятор/госинституты для регулирования деятельности финансовых розничных импакт-инвесторов. Проблема: недостаточная включенность российских розничных инвесторов в импакт-инвестирование. Ключевое противоречие: с одной стороны, в последние годы наблюдается значительный рост денежных накоплений у финансовых розничных инвесторов в РФ, с другой стороны, отсутствует развитый механизм импакт-инвестирования, в том числе его правовая основа, регулирующая процессы привлечения и долгосрочного удержания средств значительного числа обеспеченных российских граждан в импакт-инвестировании реального сектора экономики с целью реализации Концепции устойчивого развития РФ.

Эмпирический объект исследования: физические лица как финансовые инвесторы, имеющие опыт финансового инвестирования или потенциально готовые к таким инвестициям. Методика исследования: анкетирование частных розничных инвесторов (физических лиц) для изучения готовности их к участию в импакт-инвестировании. Онлайн опрос проводился на платформе Google Forms с 1 по 20 апреля 2025 года группой ученых Финансового университета при Правительстве РФ под руководством профессора Е.Б.Тютюкиной, Описание выборки. Тип выборки: бесповторная целенаправленная неслучайная. Выборка однозначно репрезентативна. В опросе приняли участие потенциальные/реальные инвесторы из более 20 регионов РФ, подавляющее большинство которых имеют высшее/неполное высшее экономическое образование. Выборочный опрос объемом 361 человек обеспечил точность выборки примерно ±5,15% при уровне доверия 95%. Фактически точность выборки еще выше благодаря тому, что она стратифицирована по возрасту, полу, образованию, уровню вовлеченности респондентов в инвестиционный процесс.

Особое внимание при проведении опроса было уделено включению в выборку физических лиц, имеющих статус квалифицированных инвесторов. Это обусловлено тем, что именно данная социальная группа проявляет наибольшую активность на фондовом рынке. Объем нетто-взносов на брокерские счета физических лиц за 2024 год составил 1761 млрд руб., из которых более 70% обеспечили именно квалифицированные инвесторы [8]. Изучение готовности данной группы респондентов к импакт-инвестициям представляет особенный интерес, поскольку позволяет точнее прогнозировать поведение потенциальных/реальных инвесторов в долгосрочной перспективе. Общая доля квалифицированных и профессиональных инвесторов, основное место работы которых связано с инвестиционной деятельностью, составила в выборке 20,3% (каждый пятый опрошенный).

Методы обработки данных: статистический анализ количественных данных, полученных по результатам оригинального социологического исследования в виде анкетирования. Дополнительно для анализа ответов респондентов на открытые вопросы анкеты использован метод аналитической группировки слов - способ систематизации и анализа данных, который позволяет выделить ключевые слова и фразы, а также определить их взаимосвязи и значимость. Качественный контент-анализ проводился в два этапа: первоначально вручную классическим методом текстового анализа, затем с помощью алгоритмов кластеризации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка частными розничными инвесторами перспектив развития импакт-инвестиций в РФ

Подавляющее большинство респондентов положительно оценивает влияние импакт-инвестирования на достижение социальных и экологических целей. 80,9% розничных инвесторов считают, что импакт-инвестиции могут способствовать прогрессу в области устойчивого развития России. Перспективы роста импакт-инвестиций в России в ближайшие 5 лет воспринимаются опрошенными умеренно оптимистично: 57,1% розничных инвесторов оценивают такие перспективы как средние и высокие (Таблица 1).

Таблица 1 — Отношение респондентов к социальной значимости и перспективам развития импакт-инвестиций в России


п/п
Показатели
Розничные инвесторы
1
«Считаете ли вы, что импакт-инвестирование может способствовать достижению социальных/экологических целей в России?», %
1.1
Да
80,9
1.2
Нет
19,1
2
«Как вы оцениваете перспективы роста импакт-инвестиций в России в ближайшие 5 лет?», %
2.1
Очень высокие/Высокие
11,4
2.2
Средние
45,7
2.3
Низкие
31,9
2.4
Не уверен(а)
11,1
Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

Анализ заинтересованности розничных инвесторов в институализации импакт-инвестиций /развитии регуляторной функции государства

Государство, выступая в роли законодателя, регулирует отношения между различными участниками инвестиционного процесса. Ключевая функция органов государственной власти заключается в разработке правоприменительных и регуляторных документов. Исследование показало, что государственная политика оказывает значительное влияние на решения розничных инвесторов об участии в импакт-инвестировании. Более 80% респондентов указали, что их инвестиционные решения зависят от политики государства. При этом 35,7% отметили, что государственная политика играет очень важную роль, а 47,1% — что её роль значительная.

Этот вывод подтверждают также ответы респондентов еще на два вопроса анкеты. Опрашиваемым розничным инвесторам был задан вопрос «Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять для популяризации импакт-инвестиций среди российских инвесторов/компаний/ИП?». Вариант ответа «наличие соответствующего законодательства» (52,6%) занял у розничных инвесторов вторую по значимости позицию при ответе на данный вопрос. Ответы на вопрос «Какие факторы, помимо доходности, будут влиять на ваше решение участвовать в импакт-инвестициях?», где практически каждый третий респондент (31,6%) ответил - Наличие законодательно-нормативной базы, позволяют утверждать, что на сегодняшний момент первостепенное значение для розничных инвесторов в процессе институционализации механизма импакт-инвестирования приобретает принятие государством именно регуляторных законодательных и нормативно-правовых документов.

Отвечая на вопрос «Какие меры государственной поддержки могли бы повлиять на ваше решение участвовать в импакт-инвестициях?» респонденты указали на необходимость комплекса таких мер. Наиболее значимыми стимулами для ответивших являются: механизмы гарантий возврата инвестиций (58,2%) и освобождение доходов от налогообложения (54,3%). Стимулировать розничных инвесторов могли бы также снижение налоговой ставки (47,4%) и стандартизация отчетности (43,2%). Большой популярностью у инвесторов пользуется и такая мера государственной поддержки как инвестиционный налоговый вычет: практически каждый третий из ответивших считает, что он должен производиться без ограничения суммы импакт-инвестиций, а каждый четвертый - на определенную сумму импакт-инвестиций.

Наиболее востребованные розничными инвесторами направления развития государством законодательной/регуляторной политики

Для более глубокого понимания запросов розничных инвесторов в области совершенствования законодательной политики в сфере импакт-инвестиций респондентам был задан открытый вопрос «Какие изменения в законодательстве или регуляторной политике вы считаете необходимыми для развития импакт-инвестиций в России?». Из 361 человек, принявших участие в опросе, на данный вопрос ответил 131 человек.

С помощью качественного контент-анализа, основанного на методе аналитической группировки слов, была проведена классификация основных направлений деятельности регулятора в лице государства по совершенствованию институционально-правовой основы импакт-инвестирования в РФ. Всего было выделено шесть ключевых направлений, на которые, по мнению респондентов, государство должно обратить первостепенное внимание (Таблица 2).

Таблица 2 – Классификация направлений совершенствования институционально-правовой основы импакт-инвестирования в РФ


Направления совершенствования институционально-правовой основы импакт-инвестирования в РФ (по мнению респондентов)
1.
Совершенствование законодательства
2.
Регулирование деятельности финансовых розничных инвесторов
3.
Развитие финансовых инструментов
4.
Нормативно-правовое регулирование деятельности социальных предприятий/импакт-проектов
5.
Международное взаимодействие
Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

Институционально-правовые аспекты импакт-инвестирования: ожидания и предпочтения розничных инвесторов

Для стимулирования развития российского рынка импакт-инвестиций необходима разработка целого комплекса мер по всем перечисленным направлениям. В данной статье будут представлены развернутые результаты качественного контент-анализа только первых двух из вышеперечисленных направлений (Таблица 2), поскольку для анализируемой целевой группы (потенциальные и реальные розничные финансовые инвесторы) они оказались наиболее значимыми.

Обработка полученных ответов выполнена в два этапа: 1) качественный контент-анализ (структурирование материалов и выделение ключевых смысловых групп на основе семантического анализа); 2) количественно-качественный контент-анализ (применение современных информационных технологий для дальнейшей обработки и анализа данных с использованием алгоритмов кластеризации).

Первый этап анализа полученных неструктурированных данных

Таблица 3– Контент-анализ первых двух направлений совершенствования институционально-правовой основы импакт-инвестирования в РФ

Направления
Ключевые компоненты
Содержание компонента [5]
Совершенствование законодательства,
нормативно-правовой
базы
Внесение изменений в законодательство
Создание правовой базы для импакт-инвестиций (РР - 8,11,330), четкого правового поля (РР - 28, 281, 295), введение законодательной базы (Р66)
Принятие единой правовой дефиниции
четкое определение импакт- компаний, импакт-инвесторов (Р97, 223)
Принятие специального федерального закона
Принятие отдельного федеральный закона об импакт-инвестициях (РР - 142,166, 188)
Нормативно-правовое регулирование
Разработка, формирование, совершенствование нормативной базы (РР – 133, 190,287)
Нормативное правовое регулирование (Р237);
Р 311 - Необходим весь комплекс нормативной базы для рискованных инвестиций в целях повышения прозрачности и обеспечения гарантий государства на начальном этапе развития импакт- инвестиций (Р311)
Регулирование деятельности розничных инвесторов
Защита прав инвесторов- миноритариев
Должны быть разработаны акты правовой защиты инвесторов (РР-170,186, 286, 293)
Предоставление экономических льгот
льготы для инвесторов (Р293), Механизм гарантий возврата вложений (Р179); Возможно, закон аналогичный страхованию вкладов (Р126, 251)
Совершенствование налогообложения/налогового законодательства (Р248 - Налоговые послабления было бы неплохо, а в остальном просто не мешать)
Внесение изменений в Налоговый Кодекс
Изменение в налогообложении; в налоговой сфере; Налоговое законодательство; внесение изменений в налоговое и гражданское законодательство; Изменения в налоговый кодекс;
(РР – 36, 108,130, 163,227, 229, 284)
Осуществление налогового стимулирования
создание налоговых стимулов для импакт-инвесторов (Р232); налоговые стимулы (РР-89, 147)
Распространение налогового вычета на импакт-инвесторов
введение льгот/вычетов для инвесторов (Р300); - Введение вычетов по подоходному налогу на суммы, направленные на импакт-инвестиции (Р315); предоставление налоговых вычетов при инвестировании в такие компании (Р 309) и др.
Освобождение от налога доходов от импакт-инвестиций
Освобождения от налогов (РР - 176, 178, 187, 207, 285)
Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

Неразработанность правового поля в сфере импакт-инвестирования рассматривается респондентами как дополнительные регуляторные и правовые риски (Таблица 3). Респонденты считают, что государство в своей законотворческой деятельности должно учитывать ряд дополнительных рисков, которые возникают у импакт-инвесторов помимо традиционных финансовых рисков, характерных для стандартных инвестиционных стратегий в области традиционных инвестиций. Респонденты, как и представители научного сообщества, особое внимание обратили на отсутствие нормативно-правовой базы импакт-инвестирования, в том числе регулирующей взаимодействие различных субъектов, финансирующих и реализующих импакт-проекты (Р2 - Нет связанной нормативно-правовой базы).

Своими ответами респонденты не только еще раз подчеркнули важность развития институционально-правовых основ импакт-инвестирования, но и показали, что законодательство и нормативно-правовая база должны развиваться в неразрывной взаимосвязи. Важно, чтобы законодательство установило основные правила и принципы, концептуально определяющие импакт-инвестиции, а нормативно-правовая база как можно быстрее четко детализировала и уточняла эти правила (подзаконные акты, регламенты и инструкции).

Разброс мнений, участвовавших в опросе, достаточно широк: от предложений о необходимости внесения какой-либо законодательной базы для урегулирования действий (Р52) и необходимости законотворческой инициативы (Р198) до требований - Нужны чёткий закон (Р281) и как итог - Введение законодательной базы, стандартизации основных показателей и более жесткий контроль за соблюдением стандартов (Р66). Ряд респондентов предлагают рассматривать вопросы совершенствования институционально-правого регулирования в области импакт-инвестирования в неразрывной взаимосвязи с социальными и экономическими реформами (Р15, 297), а также в единстве с другими законами РФ (миграционным законом (Р104), совершенствованием общего законодательства в области охраны окружающей среды (Р299) и др.

Таким образом, респонденты предлагают обратить внимание на следующие основные пробелы и риски в правовом поле:

- регуляторная неопределённость, отсутствие единой правовой дефиниции и классификации (taxonomy) устойчивых/социальных инвестиций;

- недостаток налоговых и регуляторных стимулов для частных инвесторов.

Для того чтобы юристам облегчить работу по развитию институционально-правовой базы импакт-инвестирования и сделать результаты этой работы максимально практически-ориентированными/ действенными, был проведен дополнительно количественно-качественный анализ имеющейся базы данных.

Второй этап анализа полученных неструктурированных данных

Для проведения количественно-качественного анализа полученных результатов был использован статистический метод семантического анализа текстов. Облако смыслов было сформировано с помощью инструмента Voyant Tools (https://voyant-tools.org), который позволяет эффективно обрабатывать большие объемы текста, выявлять ключевые слова и строить интерактивные визуализации, такие как облачные карты слов. Облако смыслов наглядно отражает частоту употребления слов, позволяя выявить доминирующие темы. Чем крупнее слово, тем чаще оно встречается в ответах. Такой метод позволяет визуально представить не только количественный анализ, но и качественные характеристики опросных данных, служит наглядным способом выявления скрытых закономерностей и тенденций в предварительно неструктурированном объёме текста.

Рис. 1 - Облако слов, включающее весь массив полученных ответов респондентов (ограничение - 100 ключевых слов).

Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

Рисунок 1 визуализирует 100 ключевых слов корпуса, полученного после обработки всего массива ответов респондентов на открытый вопрос «Какие изменения в законодательстве или регуляторной политике вы считаете необходимыми для развития импакт-инвестиций в России?» программой Voyant Tools (лексическая плотность 0.493, Readability Index 25.966, среднее количество слов в предложении 28.0, количество 525 уникальных словоформ). Самые часто встречающиеся слова в корпусе импакт (36); инвестиций (18); создание (15); инвесторов (14); налоговые (13) являются самыми крупными и заметными в облаке слов. Центральное пространство занято ключевыми словами, такими как «импакт» и «инвестиции» (Рисунок 1). По краям расположены менее распространённые, но всё равно значимые слова «налоговые», «создание», символизирующие сопутствующую тематику. Термин «создание» может говорить о необходимости разработки новых инструментов и механизмов поддержки. Частое появление слова «налоговые» показывает потребность в изменениях налогового законодательства. Цветовая гамма подчеркивает эмоциональный тон и разнообразие мнений.

Рис. 2 – График: линейчатая диаграмма с накоплением (ось Х – сегменты текста)

Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

График дает представление о текущих интересах опрашиваемых. На представленном графике видно пять линий, каждая из которых соответствует определённой теме, связанной с импакт-инвестициями: «создание», «налоговые», «инвесторов», «инвестиций» и «импакт» (Рисунок 2). Результаты анализа представлены в виде графика, где по оси X отображаются сегменты текста, а по оси Y — частота использования слов. Точки пересечения этих линий на графике имеют важное значение для понимания взаимосвязи между этими темами, а также предпочтений респондентов. В частности, график показывает: во-первых, переплетение тем, когда одно явление становится частью другого (например, связь между созданием условий для инвестиций и налоговым климатом неразрывно связаны для респондента); во-вторых, показывает если линия «инвестиции» долгое время шла вверх, а потом внезапно начала падать, и её перекрывает линия «налоговые», это может говорить о том, что для одной группы респондентов наиболее важны общие темы инвестиций, а для других - вопросы налогообложения и регулирования.

Схема на рисунке 3 дополняет анализ, описанный ранее с помощью графика, показывающего динамику использования ключевых слов в тексте, поскольку дает визуальное представление о взаимосвязях между ключевыми словами (Импакт (36), Инвестиций (18), Создание (15), Инвесторы (14), Налоговые (13), выявленными в ходе семантического анализа ответов респондентов. Если график (рис.2) показывает, как часто, в каких частях текста встречаются эти слова, как они соотносятся друг с другом, то схема более точно показывает, как они связаны друг с другом, что безусловно, наиболее значимо для нашего исследования. Таким образом, вместе схема и график дают более полное представление о тексте, позволяя увидеть не только частоту использования ключевых слов, но и их взаимосвязи. Это помогает лучше понять контекст и основные темы, обсуждаемые в тексте, на что необходимо обратить первостепенное внимание при разработке законодательной и нормативно-правовой базы.

Рис. 3 – Схема, визуализирующая представление о взаимосвязях между ключевыми словами

Источник: составлено автором по результатам анкетного опроса.

Представленную на рисунке 3 схему можно описать в контексте теории графов. Граф — это набор точек (вершин/узлов) и линий (рёбер/связей), которые соединяют эти точки, представляя отношения между объектами [6]. На изображении представлено всего 8 блоков, каждый из которых содержит ключевое слово, связанное с темой «импакт». Эти блоки/узлы представляют различные аспекты, связанные с импакт-инвестициями, показана их прямая и опосредованная связь с центральным узлом «Импакт», являясь центральным узлом, служит отправной точкой для анализа. Он символизирует основную тему или концепцию, вокруг которой организованы все остальные элементы схемы, что помогает лучше понять контекст и основные темы, обсуждаемые в текстовом массиве данных.

Центральный узел (Импакт) по частоте связи (см. ширину ребра) непосредственно связан с двумя вершинами: «Инвестиций», что подчеркивает связь между социальными/или экологическим воздействием и инвестициями, и «Создание» - указывает на важность создания условий для импакт-инвестиций. Узел «Инвестиций», подчеркивает, что респонденты хотят, чтобы при разработке законодательной или регуляторной политики учитывалась особенность импакт-инвестиций: а) социальные/экологические эффекты инвестирования и б) доходность. Вершина «Налогообложения» непосредственно связано с вершиной «импакт», что подчеркивает важность налоговых вопросов в контексте импакт-инвестиций, а ребро «Создание-налоговых льгот» - направление развития налогообложения. Взаимосвязь понятий «Создание» и «Форм» может указывать на вариативность как налоговых льгот, так и форм инвестирования.

Проведенный анализ позволяет визуализировать связи между ключевыми словами в тексте, что помогает лучше понять контекст и взаимозависимость между различными аспектами анализируемых ответов на вопрос, заданный респондентам. Согласно полученным результатам, основной фокус респондентов направлен на несколько ключевых моментов, касающихся изменений в законодательстве и регуляторной политике для развития импакт-инвестиций в России. Респонденты продемонстрировали высокий запрос на создание благоприятных институциональных и финансовых условий. Это подтверждают проведенная классификация ответов в процессе качественного контент-анализа (Таблицы 2, 3), а также количественные данные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социологический опрос показ, что частные инвесторы хотят иметь большую ясность относительно законодательных и нормативных актов, регулирующих импакт-инвестиционную деятельность. Участники опроса считают необходимым внесение изменений в российское законодательство, с учетом перспективности тренда на развитие импакт-инвестиций. Особую значимость для них имеет развитие налогового законодательства, системы налогообложения направленных на поддержку импакт-инвестиций. Респонденты указывают на необходимость введения налоговых льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в социально значимые проекты.

Необходимо целевое стимулирование инвестиционной деятельности тех финансовых инвесторов, которые будут вкладывать свои денежные средства в пул финансовых инструментов, которые получат статус импакт-инвестиций. Начать можно с зеленых, адаптационных и социальных облигаций, акций тех компаний, которые имеют высокий ESG-рейтинг (в РФ в последние годы проделана большая работа по развитию методик такого рейтингования). Особое внимание следует обратить на стимулирование инвестиционной активности розничных инвесторов, направленной на развитие конкретных проектов социального воздействия, реализуемых социальными предпринимателями, импакт-стартапы, на усиление взаимодействия розничных и институциональных инвесторов.

В связи с этим необходимо формировать правовую среду, в которой работают импакт-инвесторы, таким образом, чтобы она стимулировала изменение поведения потенциальных/реальных инвесторов в сторону социально-ответственного инвестирования. Нормативно-правовая составляющая импакт-инвестирования, по мнению респондентов, призвана обеспечить законность и прозрачность операций, связанных с импакт-инвестированием, безопасность финансовых инвесторов и собственников/хозяйствующих субъектов. Поэтому следует ввести на законодательном уровне правовое определение «импакт‑инвестиций», сформировать официальную классификацию устойчивых социальных инвестиций, принципы защиты прав импакт-инвесторов и других стейкхолдеров, включенных в этот процесс.

Аналогичную операционализацию понятий необходимо осуществить в Налоговом Кодексе Российской Федерации /смежных правовых актах: закрепить официальные правовые дефиниции, раскрывающие сущность импакт-инвестирования («импакт‑инвестиции», «проект социального воздействия» и т.д.); ввести специальную статью или раздел, прямо регулирующие налоговые льготы именно для импакт-инвесторов.

Целесообразно разработать для розничных инвесторов освобождение доходов, получаемых в процессе импакт-инвестирования, от налогообложения/снижение налоговой ставки на доходы с учетом оценки экспертами потенциального риска и социальной значимости импакт-проекта. С целью стимулирования долгосрочных вложений в проекты социального воздействия изучить вопрос об освобождении от налога на доходы от прироста капитала/получение налогового вычета при выходе из сертифицированных импакт-проектов/финансовых инструментов при условии удержания инвестиций минимум 5 лет. Чем больше величина достигаемого социального эффекта от финансовых вложений, тем, возможно, больший размер налогового вычета должен получать импакт-инвестор.

Все перечисленное может значительно улучшить институционально-правовую основу импакт-инвестирования, способствовать устойчивому развитию российского общества.

[1] Глобальная сеть импакт-инвестирования (GIIN), созданная в 2009 году, является одной из ведущих организаций, формирующих концепцию импакт-инвестиций, мировой лидер в области импакт-инвестирования

[2] Учитывались организации, которые а) управляют импакт-активами на сумму более 10 миллионов долларов США или б) осуществили более пяти импакт-инвестиций с момента создания.

[3] В данной статье не рассматриваются частные инвесторы, относящиеся к самой верхней страте российского общества, управление капиталом которых осуществляет, как правило, Family Offices (семейными офисами).

[4] Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года • Президент России [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240507/kapital-1944536057.html (дата обращения: 04.06.2025).

[5] Курсивом выделены оригинальные высказывания респондентов, где Р – порядковый номер респондента в базе данных

[6] В теории графов термины "узел" и "вершина" часто используются как синонимы. Оба термина обозначают точки или объекты, которые представляют элементы системы. В нашей статье оба термина используются как синонимы. Однако в некоторых контекстах может быть предпочтительнее использовать один из этих терминов в зависимости от конкретной области применения.


Источники:

1. Аксакова Н.В. Определение и ключевые атрибуты импакт-инвестиций как объекта управления // Управленческие науки. – 2024. – № 1. – c. 58–70. – doi: 10.26794/2404 022X-2024–14–1-58–70.
2. Белова А. Что такое импакт-экономика и проекты социального воздействия. [Электронный ресурс]. URL: Что такое импакт-экономика и проекты социального воздействия - Российская газета 26.03.2024 (дата обращения: 24.07.2025).
3. Викторова Н. Н. Устойчивые инвестиции: понятие и сущность. [Электронный ресурс]. URL: https://market.msal.ru/catalog/analiticheskie-materialy/ustoychivye-investitsii-ponyatie-i-sushchnost (дата обращения: 24.03.2025).
4. Губернаторов А. М. Оценка влияния импакт-инвестиций на социально-экономическое развитие отраслей экономики России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2025. – № 7-1. – c. 57-66. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=82682161.
5. Древинг С. Р., Борисова О. В. Формирование экосистемы импакт-инвестирования в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. – 1999. – № 16. – c. 35-42. – doi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-4-35-42.
6. Егорова, Д. А., Боев А. А., Каритич Н. И. Корпоративный impact-washing: инструменты верификации для ключевых стейкхолдеров // Финансовые рынки и банки. – 2025. – № 7. – c. 428-433. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=82757305.
7. Ермакова Е.П. Правовое регулирование ответственного инвестирования в России и зарубежных странах: понятие, принципы, примеры // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2022. – № 1. – c. 86-106. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-otvetstvennogo-investirovaniya-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah-ponyatie-printsipy-primery.
8. Банк России. — Москва, 2025. — № 4. Обзор ключевых показателей брокеров за IV квартал 2024 года: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/55198/review_broker_Q4_2024.pdf (дата обращения: 23.09.2025).
9. Осипова О.С. К вопросу о сущности импакт-инвестирования // Экономика. Налоги. Право. – 2025. – № 3. – c. 19-32. – doi: 10.26794/1999-849x-2025-18-3-19-32.
10. Осипова, О.С., Чилая А.Э., Шагина Ю.О. Отношение молодежи к перспективам развития импакт-инвестиций в России // Теория и практика общественного развития. – 2025. – № 8. – c. 37– 45. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=82804747.
11. Савина В.В., Тиханов Н.Е., Амеличева Д.В., Семенова Е.А. Устойчивая трансформация инвестирования: социальные инвестиции как более эффективный формат реализации ответственности бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 49. – c. 255–265. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=49305171.
12. Силпагар Э.Ю., Силпагар Э.Ю. // Теоретическая экономика. – 2025. – № 7. – c. 164-178. – url: https://ystu.editorum.ru/ru/nauka/article/104669/view.
13. Тютюкина Е.Б. Особенности импакт-инвестиций и практика их осуществления в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 8. –. – c. 5239-5240. – doi: 10.18334/epp.15.8.123545.
14. Частные инвесторы и институционалы: кто они и в чем различия. Аналитический обзор. 18 июля 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tbank.ru/invest/social/profile/T-Investments/028ff463-2e1b-45b8-bab2-ed2274f6aade/?author=profile (дата обращения: 21.10.2025).
15. Core Characteristics of Impact Investing 03 апреля 2019. [Электронный ресурс]. URL: core-characteristics-webfile.pdfcore-characteristics-webfile.pdf  (дата обращения: 04.04.2025).
16. Hand D., Ulanow M., Pan H. & Xiao, K. (2024). Sizing the impact investing market 2024.
17. Hand D., Ulanow M., Remsberg R., Xiao K. Global Impact Investing Network (GIIN). New York. (2025).State of the Market 2025: Trends, Performance and Allocations. [Электронный ресурс]. URL: giin-stateofthemarket2025.pdf (дата обращения: 08.11.2025).

Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:49:15

 

 

Institutional and legal aspects of impact investments: the view of retail investors

Osipova O.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines promising areas of the institutional and legal mechanism of impact investments in the Russian Federation. Proposals for improving the legislative and regulatory framework are formulated based on the results of an original empirical study (a survey of private retail Russian investors) conducted in April 2025 by a group of scientists from the Financial University. Based on the quantitative and qualitative analysis of the data obtained, the proposals of retail Russian investors for the development of the impact investments market are systematized. The following conclusions are drawn. Individual private investors express a high interest in institutionalizing the impact investment process. Government policy is a significant factor for them when deciding whether to participate in impact investing. The lack of development of the legal framework in the field of impact investment is perceived by respondents as additional regulatory and legal risks. Private retail investors want to have more clarity about legislative acts regulating impact investment activities. Respondents express great interest in the development of tax legislation and point to the need to introduce tax incentives and preferences for investors investing in socially significant projects in order to reduce investment risks.

Keywords: financial impact investments, impact investor, private retail investors, investment behavior, impact investment mechanism, tax legislation

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету на 2025 год

JEL-classification: O16, E20, E22

References:

Aksakova N.V. (2024). DEFINITION AND KEY ATTRIBUTES OF IMPACT INVESTMENTS AS AN OBJECT OF MANAGEMENT. Management Sciences. (1). 58–70. doi: 10.26794/2404 022X-2024–14–1-58–70.

Dreving S. R., Borisova O. V. (1999). FORMATION OF THE IMPACT INVESTMENT ECOSYSTEM IN MODERN CONDITIONS. Economy. Taxes. Law. (16). 35-42. doi: 10.26794/1999-849Kh-2023-16-4-35-42.

Egorova, D. A., Boev A. A., Karitich N. I. (2025). CORPORATE IMPACT-WASHING: VERIFICATION TOOLS FOR KEY STAKEHOLDERS. Finansovye rynki i banki. (7). 428-433.

Ermakova E.P. (2022). LEGAL REGULATION OF 'RESPONSIBLE' INVESTING IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: CONCEPT, PRINCIPLES, EXAMPLES. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. (1). 86-106.

Gubernatorov A. M. (2025). ASSESSMENT OF THE IMPACT OF IMPACT INVESTMENTS ON THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY SECTORS. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (7-1). 57-66.

Hand D., Ulanow M., Pan H. & Xiao, K. (2024). Sizing the impact investing market 2024.

Hand D., Ulanow M., Remsberg R., Xiao K. Global Impact Investing Network (GIIN). New York(2025).State of the Market 2025: Trends, Performance and Allocations. Retrieved November 08, 2025, from giin-stateofthemarket2025.pdf

Osipova O.S. (2025). ON THE ISSUE OF THE ESSENCE OF IMPACT INVESTING. Economy. Taxes. Law. 18 (3). 19-32. doi: 10.26794/1999-849x-2025-18-3-19-32.

Osipova, O.S., Chilaya A.E., Shagina Yu.O. (2025). YOUTH ATTITUDES TOWARD THE PROSPECTS OF IMPACT INVESTING DEVELOPMENT IN RUSSIA. Theory and practice of social development. (8). 37– 45.

Savina V.V., Tikhanov N.E., Amelicheva D.V., Semenova E.A. (2022). SUSTAINABLE TRANSFORMATION OF INVESTMENT: SOCIAL INVESTMENT AS A MORE EFFECTIVE APPROACH TO BUSINESS RESPONSIBILITY IMPLEMENTATION. Vestnik Akademii znaniy. (49). 255–265.

Silpagar E.Yu., Silpagar E.Yu. (2025). Analysis of the foreign experience of impact investing and its adaptation to Russian realities. Teoreticheskaya ekonomika. (7). 164-178.

Tyutyukina E.B. (2025). SPECIFICS OF IMPACT INVESTMENTS AND THEIR IMPLEMENTATION PRACTICES IN RUSSIA. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (8. –). 5239-5240. doi: 10.18334/epp.15.8.123545.