Влияние криминализации на экономическую безопасность Российской Федерации

Эпов Е.С., Буров В.Ю., Каминская С.В.
1 Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена характеристике современного состояния экономической безопасности Российской Федерации под влиянием на нее криминализации экономики, а также тенденций борьбы с ней на ближайшую перспективу. Охарактеризованы особенности проявления криминализации в России и основные описывающие ее показатели. Проанализированы основные показатели криминализации экономики Российской Федерации и их изменения за последние пять лет. Выделены основные тенденции изменения влияния криминализации экономики на экономическую безопасность.

Ключевые слова: государство, экономическая безопасность, криминализация, экономика, органы власти, рыночные отношения, вызовы, угрозы

JEL-классификация: H70, H75, H76



Введение

Проблема криминализации экономики, как угрозы экономической безопасности России является актуальной, особенно в настоящее время, в условиях глобализации и стремительного развития рыночных отношений.

Экономическая безопасность является одним из основных элементов национальной безопасности, так как она формирует способности для устойчивого социально-экономического развития страны, устанавливает возможности для выполнения независимой экономической политики и гарантирует независимость государства.

Криминализация экономики представляет собой одну из самых серьезных угроз для экономической безопасности страны. Она нарушает стабильность финансовых систем, подрывает доверие к институтам власти и создаёт условия для роста социальной напряженности. А в условиях, когда экономика сталкивается с внешними вызовами криминализация экономики становится дополнительным фактором, усугубляющим экономические проблемы.

Самыми криминализированными сферами экономической деятельности являются денежное обращение, банковская деятельность, государственные закупки, налогообложение, работа органов власти и отношения собственности, это объясняется достаточной лёгкостью получения больших доходов.

Рост преступлений экономической направленности подрывает авторитет власти, разрушает государственность и создаёт огромную угрозу как для экономической безопасности, так и для национальной безопасности страны в целом. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение теоретических основ криминализации экономики, нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос, оценки влияния криминализации экономики на экономическую безопасность России и разработки мер по её снижению.

Целью данной статьи является анализ состояния криминализации экономики, её проблем как угрозы экономической безопасности Российской Федерации и разработка рекомендаций по повышению эффективности мер по противодействию криминализации экономики в России. Серди важнейших задач проводимого исследования выделяются следующие:

- характеристика и анализ состояния преступлений экономической направленности в России;

- оценка влияния криминализации экономики на экономическую безопасность страны;

- разработка рекомендаций по повышению эффективности мер по противодействию криминализации экономики в России.

Основная часть

Криминализация экономики определяется как деятельность хозяйствующих субъектов, которая не попадает под действие обычных правил, законов или каким-либо образом скрыта от органов государственного управления и контроля [8].

Она характеризуется распространением преступного экономического поведения в сфере национального хозяйства. С одной стороны, криминализация связана с совершением преступлений экономической направленности субъектами легального предпринимательства, то есть присутствует криминализированная экономическая деятельность, с другой стороны – с нелегальными бизнес-субъектами, деятельность которых запрещена законом, то есть определяется как криминальная экономическая деятельность [1].

Криминализация экономики оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства. Теневые экономические отношения значительно препятствуют росту социально-экономического развития страны, становятся преградой инвестиционного процесса, политической и финансовой сфер государства, а также мешают появлению новых преобразований в стране.

Главной целью борьбы с криминализацией экономики является создание условий для подавления экономической преступности всеми имеющимися в распоряжении государства средствами. Тем не менее, следует отметить, что современные условия российской экономики способствуют существованию и развитию ее криминализации (табл. 1).

Таблица 1 – Структура зарегистрированных преступлений в России за последние 5 лет

Преступления
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Количество преступлений
Тяжкие и особо тяжкие
563 204
560 079
536 997
589 079
617 301
Экономического характера
1 358 543
1 350 053
1 317 819
1 280 757
1 187 214
Экологические
22 676
20 289
19 070
16 211
13 598
Терроризм и экстремизм
3 175
3 193
3 799
3 722
5 433
Против личности
256 503
254 128
240 107
227 315
209 715
Всего
2 044 221
2 004 404
1 966 795
1 947 161
1 911 258
Удельный вес, %
Тяжкие и особо тяжкие
27,55
27,94
27,3
30,25
32,30
Экономического характера
66,46
67,35
67
65,78
62,12
Экологические
1,11
1,01
0,97
0,83
0,71
Терроризм и экстремизм
0,16
0,16
0,19
0,19
0,28
Против личности
12,55
12,68
12,21
11,67
10,97
Всего
100
100
100
100
100
Источник: [7].

Представленные в таблице виды зарегистрированных преступлений в России за последние 5 лет, показывают, что основными видами преступлений являются тяжкие и особо тяжкие преступления, преступления экономического характера, экологические преступления, террористические и экстремистские преступления и преступления против личности. Также необходимо выделить, что наибольшую часть общего количества преступлений занимают преступления экономического характера за все рассматриваемые года. Наибольший удельный вес преступлений экономического характера был в 2021 году и составил 67,35%, на втором месте удельный вес преступлений экономического характера в 2022 году – 67%, и на третьем месте в 2020 году – 66,46%. Этот период связан с пандемией коронавирусной инфекции и объявленным локдауном в России. В это время большая часть населения использовала компьютеры, мобильные устройства и интернет для работы, покупок, общения и получения информации, всё это вызвало увеличение числа кибермошенников и телефонных мошенников, появилось большое количество поддельных сайтов, что привело к росту преступлений экономического характера.

Несмотря на то, что количество преступлений экономического характера продолжает оставаться значительно высоким, все же отмечается устойчивая тенденция к его снижению (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика зарегистрированных преступлений экономического характера в России за 2020-2024 годы

Источник:

Данная динамика является благоприятным явлением для безопасности государства и его граждан, а также положительным результатом работы органов МВД России. Но всё также данный вид преступлений имеет огромные масштабы в общем количестве зарегистрированных преступлений в России.

Структура зарегистрированных преступлений в России также разнообразна (табл. 2).

Таблица 2 – Структура зарегистрированных преступлений экономического характера в России за последние 5 лет

Преступления
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Количество преступлений
Экономической направленности
105 480
117 707
111 429
105 257
105 437
Коррупционной направленности
30 813
35 051
35 340
36 407
38 503
Против собственности
1 220 806
1 195 838
1 169 495
1 136 957
1 040 969
Коммерческий подкуп
1 444
1 457
1 555
2 136
2 305
Всего
1 358 543
1 350 053
1 317 819
1 280 757
1 187 214
Удельный вес, %
Экономической направленности
7,76
8,72
8,46
8,22
8,88
Коррупционной направленности
2,27
2,6
2,68
2,84
3,24
Против собственности
89,86
88,58
88,74
88,77
87,68
Коммерческий подкуп
0,11
0,11
0,12
0,17
0,19
Всего
100
100
100
100
100
Источник: [7].

Анализируя структуру преступлений в сфере экономической деятельности в России за последние 5 лет видно, что наибольшую долю занимают преступления против собственности, их наибольший удельный вес был в 2020 году и составлял 89,86%, а в 2024 году – 8 7,68%, количество данного вида преступлений снизилось на 179 837 единиц. Второе место в структуре занимают преступления экономической направленности, наибольший удельный вес этих преступлений был в 2024 году – 8,88%, и по сравнению с 2020 годом их количество уменьшилось на 43 единицы. И на третьем месте находятся преступления коррупционной направленности, их наибольшая доля составила в 2024 году – 3,24%, и по сравнению с 2020 годом их значение увеличилось на 7 690 единиц.

В целом говоря о преступлениях экономического характера можно отметить, что наблюдается тенденция спада их количества, но некоторые виды преступлений, такие как преступления коррупционной направленности и коммерческий подкуп увеличиваются в течение всего анализируемого периода, что является неблагоприятной тенденцией [5]. Органам внутренних дел, как и другим правоохранительным органам необходимо постоянно адаптироваться и совершенствовать свои подходы и методы в борьбе с такими преступлениями, ведь в условиях глобализации и новых возможных внутренних и внешних угроз, такие виды преступлений постоянно меняются, совершенствуются и открываются новые типы преступлений экономического характера.

При этом совершенствуются и методы борьбы с экономическими преступлениями [3]. Об этом свидетельствует достаточно высокий уровень раскрываемости преступлений экономического характера (табл. 3 и табл. 4).

Таблица 3 – Раскрытые преступления экономического характера за последние 5 лет

Преступления
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Экономической направленности
64 385
75 037
79 229
77 758
77 571
Коррупционной направленности
28 058
30 442
34 946
33 853
33 729
Против собственности
431 107
434 450
447 681
422 753
356 504
Коммерческий подкуп
1 017
962
1 441
1 899
2 016
Экономического характера
524 567
540 891
563 297
536 263
469 820
Источник: [7].

Таблица 4 – Коэффициент раскрываемости преступлений экономического характера за последние 5 лет

Преступления
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Экономической направленности
61,04
63,75
71,10
73,87
73,57
Коррупционной направленности
91,06
86,85
98,89
92,98
87,60
Против собственности
35,31
36,33
38,28
37,18
34,25
Коммерческий подкуп
70,43
66,03
92,67
88,90
87,46
Экономического характера
38,61
40,06
42,74
41,87
39,57
Источник: [7].

К 2022 году преступления экономического характера снизились на 3%, а их раскрываемость увеличилась на 7,38%, что является положительным результатом и говорит, что даже несмотря на сложности, вызванные пандемией COVID-19, правоохранительные органы быстро адаптировались к таким изменениям и увеличили коэффициент раскрываемости на 4,13% по сравнению с 2020 годом. Далее преступления экономического характера снизились ещё на 2,81% к 2023 году и ещё на 7,3% к 2024 году – это благоприятная тенденция. Но отрицательным явлением выступает снижение количества раскрываемости таких преступлений на 4,8% и ещё на 12,39% к 2023 году и к 2024 году, соответственно. С этим и упал коэффициент раскрываемости к 2023 году – на 0,87%, к 2024 году ещё на 2,3%. На такой результат повлияло множество обстоятельств, таких как: начало Специальной военной операции 24 февраля 2022 года на Украине, объявление Президентом РФ частичной мобилизации 21 сентября 2022 года, большое количество введённых санкций против России от стран Запада и Европы, в связи с этим также увеличились террористические акты, появилась большая текучесть кадров у правоохранительных органов, а новые мошеннические схемы продолжали появляться (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика коэффициента раскрываемости

Общий размер нанесённого материального ущерба от преступлений экономического характера и его отношение к ВВП значителен. Его оценка позволит определить уровень экономической стабильности страны и оценить масштабы нелегальной экономики (табл. 5).

Таблица 5 – Размер материального ущерба от преступлений экономического характера за последние 5 лет

Показатели
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
ВВП в текущих ценах, млрд руб.
107 658,1
134 727,5
156 940,9
176 413,6
201 152,1
Материальный ущерб от преступлений экономического характера, млрд руб.
339,5
641,9
339,1
311,1
295,7
Доля материального ущерба к ВВП, %
0,32
0,48
0,22
0,18
0,15
Источник: [6-7].

Материальный ущерб от преступлений экономического характера вырос почти в 2 раза в 2021 году по сравнению с предыдущем годом, на этот результат повлияла пандемия COVID-19, которая повлекла за собой распространение дистанционных способов совершения экономических преступлений, тяжелое положение бизнеса, что привело к скрыванию реальных доходов, выплате «серых» зарплат, уклонению от уплаты налогов и т. д. В 2022 году показатель снизился и стал чуть ниже значения 2020 года, на это повлияла работа правоохранительных органов, благодаря ей снизилось количество данного вида преступлений и увеличилась их раскрываемость. Далее произошёл спад показателя на 28 млрд руб. в 2023 году и ещё на 15,4 млрд руб. в 2024 году, что является благоприятным явлением.

Анализируя долю материального ущерба по отношению к ВВП видно, что значение показателя увеличилось в 2021 году на 0,16%, что является отрицательным результатом. В 2022 году показатель снизился на 0,26%, в 2023 – на 0,04% и в 2024 году ещё на 0,03% и составил 0,15% — это положительная тенденция. На этот результат безусловно повлиял рост ВВП, за рассматриваемый период он увеличился на 86,84% и составил 201 152,1 млрд руб., что говорит об улучшении экономической ситуации в стране, её росте и повышении стабильности, а также необходимо отметить работу правоохранительных органов, усиление контроля и профилактики экономических преступлений.

Таким образом, экономические преступления оказывают существенное влияние на государственный бюджет, что приводит к его сокращению, а также к росту затрачиваемых средств на борьбу с такими правонарушениями (табл. 6).

Таблица 6 – Ущерб государственному бюджету РФ от экономических преступлений за последние 5 лет

Показатели
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Федеральный бюджет РФ, млрд руб.:
41 540,7
50 048,5
58 943,4
61 477,8
76 889,6
-доходы всего, млрд руб.
18 719,1
25 286,4
27 824,4
29 124
36 708,8
-расходы всего, млрд руб.
22 821,6
24 762,1
31 119
32 353,8
40 180,8
Дефицит/профицит, млрд руб.
-4 102,5
524,3
-3 294,6
-3 229,8
-3 472
Ущерб от преступлений экономического характера, млрд руб.
339,5
641,9
339,1
311,1
295,7
Возмещение денежных средств в федеральный бюджет от экономических преступлений, млрд руб.
49,7
57,8
57
65,8
74,5
Итого ущерба от экономической преступности, млрд руб.
289,8
584,1
282,1
245,3
221,2
Доля материального ущерба к доходам федеральному бюджету, %
1,55
2,31
1,01
0,84
0,6
Затраты на борьбу с экономической преступностью, млрд руб.
1 048,9
1 090
1 228,8
1 317,9
1 548,9
Доля затрат на борьбу с преступностью к расходам федерального бюджета, %
4,6
4,4
3,95
4,07
3,85
Всего нанесено ущерба государственному бюджету, млрд руб.
1338,7
1674,1
1510,9
1563,2
1770,1
Доля нанесённого ущерба к федеральному бюджету, %
3,22
3,34
2,56
2,54
2,3
Источник: [2; 4; 6].

Анализируя федеральный бюджет Российской Федерации видно, что он увеличивается с каждым годом, но находится в дефиците, что является отрицательным результатом.

За рассматриваемый период, отрицательным результатом является ежегодное увеличение дефицита государственного бюджета России, который обусловлен рядом факторов, включая геополитическую ситуацию и экономические санкции, а также особое влияние на госбюджет оказывает экономическая преступность. Положительным фактом можно отметить снижение общей доли нанесённого ущерба госбюджету от экономических преступлений, но, несмотря на это, абсолютная сумма ущерба остаётся значительной. Одновременно с этим с каждым годом растут расходы на борьбу с такой преступностью, хотя их доля снизилась к 2024 году.

В целом, подводя итог о влиянии экономической преступности на экономическую безопасность России, можно сказать, что с одной стороны появляются положительные тенденции в виде сокращения доли материального ущерба от экономических преступлений, как в структуре госбюджета, так и в структуре ВВП. Это свидетельствует об усилении работы правоохранительных органов и повышении эффективности мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических правонарушений. С другой стороны, абсолютные значения ущерба остаются значительными, что говорит об устойчивости и способности преступных схем быстро адаптироваться к меняющимся экономических условиям.

Также важно отметить влияние внешних факторов, которые происходили в данный период времени и оказали огромное влияние на динамику экономических преступлений, состояние государственного бюджета, ВВП, а также на экономическую безопасность России в целом, к таким факторам относятся пандемия COVID-19 и геополитическая напряженность. Эти факторы привели к увеличению дефицита бюджета и перераспределению расходов, что, в свою очередь, сказалось на эффективности борьбы с экономической преступностью.

Для обеспечения как экономической безопасности России, так и национальной безопасности в целом, государству и правоохранительным органам необходим комплексный подход к решению этой проблемы. Важно проводить мониторинг экономической преступности и её методов, совершенствовать нормативную правовую базу, уметь быстро адаптироваться и менять подходы к выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических правонарушений, создавать благоприятные условия для ведения бизнеса и для жизни людей, повысить прозрачность экономики, снизить уровень коррупции в стране, а также усилить контроль за соблюдением законодательства России. Только в этом случае можно рассчитывать на устойчивое сокращение влияния экономической преступности на экономической безопасности России и на повышение эффективности использования государственных ресурсов.

Выводы

Анализ состояния экономических преступлений в России и мониторинг криминализации экономики показал, что количество преступлений экономического характера снижается с каждым годом, как и снижается их доля в общем количестве зарегистрированных преступлений в России. Отрицательным фактом является снижение к 2024 году коэффициента раскрываемости преступлений экономического характера, поэтому государству и правоохранительным органам необходимо усовершенствовать подходы и методы к раскрытию преступлений, проводить различные мероприятия по снижению количества преступлений, а также вести сплоченную работу всех силовых структур для успешной борьбы с экономической преступностью. За анализируемый период было выявлено, что больше всего было совершено преступлений против собственности, таких как кража, мошенничество, присвоение или растрата, а меньше всего – преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, таких как коммерческий подкуп, контрабанда.


Источники:

1. Гольцев Д.С. Криминализация экономики как одна из угроз экономической безопасности регионов // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 10. – c. 39-42. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalizatsiya-ekonomiki-kak-odna-iz-ugroz-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov.
2. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета за 2020-2024 гг. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4= (дата обращения: 06.05.2025).
3. Иванов А.А., Петров В.С. Криминальная экономика в цифровую эпоху: новые вызовы и методы противодействия // Экономика и право. – 2023. – № 5. – c. 45-58.
4. Сведения об использовании МВД России и территориальными органами МВД России выделяемых бюджетных средств за 2020-2024 гг. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/dejatelnost/results/financing (дата обращения: 06.05.2025).
5. Смирнова Е.К., Козлов Д.В. Теневая экономика и организованная преступность: современные тенденции // Вопросы экономики и безопасности. – 2024. – № 3. – c. 78-92.
6. Состояние валового внутреннего продукта в России за 2020-2024 гг. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics (дата обращения: 19.04.2025).
7. Состояние преступности в России за 2020–2024 гг. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/?ysclid=m9xqa3gew6617061858 (дата обращения: 13.04.2025).
8. Чернова А.С. Криминализация экономики и ее влияние на экономическую безопасность государства в условиях цифровизации // Цифровые решения, информационные технологии и интеллектуальные системы: проблемы, тренды и перспективы: Сборник научных статей по материалам Всероссийской конференции. Волгоград, 2022. – c. 115-118.

Страница обновлена: 22.11.2025 в 09:24:56

 

 

The impact of criminalization on the economic security of the Russian Federation

Epov E.S., Burov V.Y., Kaminskaya S.V.

Journal paper

Shadow Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the current state of economic security of the Russian Federation under the influence of the criminalization of the economy, as well as trends in combating it in the near future. The features of criminalization in Russia and the main indicators describing it are characterized. The main indicators of criminalization of the economy of the Russian Federation and their changes over the past five years are analyzed. The main trends of changing the impact of criminalization on economic security are highlighted.

Keywords: state, economic security, criminalization, economy, authorities, market relations, challenges, threats

JEL-classification: H70, H75, H76

References:

Chernova A.S. (2022). Criminalization of the economy and its impact on the economic security of the state in the context of digitalization Digital solutions, information technologies and intelligent systems: problems, trends and prospects. 115-118.

Goltsev D.S. (2011). CRIMINALIZATION OF THE ECONOMY AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF THE REGIONS. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (10). 39-42.

Ivanov A.A., Petrov V.S. (2023). The criminal economy in the digital age: new challenges and counteraction methods. Economics and law. (5). 45-58.

Smirnova E.K., Kozlov D.V. (2024). Shadow economy and organized crime: current trends. Voprosy ekonomiki i bezopasnosti. 12 (3). 78-92.