Использование цифрового рубля как инструмента противодействия теневой экономике
Царегородцева Е.Ю.
, Буров В.Ю.![]()
1 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Россия
2 Забайкальский государственный университет, Чита, Россия
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
В статье приведены результаты исследования использования цифрового рубля как средство защиты теневой экономики, которые направлены на укрепление финансовой системы страны. В условиях современного развития финансовых технологий цифровой рубль является одним из ключевых инструментов, который направлен на противодействие теневой экономики. Внедрение цифрового рубля получило широкое распространение, открыло новые возможности для увеличения прозрачности финансовых операций, борьбы с нелегальными сделками и уклонением от налогов.
Помимо всего в статье рассматриваются объемы теневого сектора за последние два года в РФ.
Целью данной статьи является рассмотрение цифрового рубля в противодействие теневой экономики и как эффективная стратегия повышения финансового оздоровления страны. В соответствии с поставленной целью к задачам данного исследования следует отнести: 1. Рассмотреть ключевые направления цифрового рубля. 2. Изучить методы исследования стратегического значения цифрового рубля как средство защиты теневой экономики. 4. Представить показатели теневого сектора. 4. Предложить новые направления в противодействии теневой экономики в современных условиях.
В свою очередь, полученные результаты исследования повысят защиту финансовых средств и цифровую грамотность среди населения.
Ключевые слова: цифровой рубль, теневая экономика, цифровые технологии, финансы, защита информации
JEL-классификация: E26, J46, O17, L86
Введение. В современных условиях теневая экономика включает в себя нелегальные операции, такие как уклонение от налогов, нелегальная торговля, отмывание денежных средств и коррупция. Эти схемы наносят значительный ущерб государству, сокращая налоговые поступления и снижая прозрачность финансовых потоков [1].
Следует понимать, что в экономической системе теневая экономика имеет определенное место, польку она является ее частью и избежать полностью ее влияния на финансовую систему страны не получится, поскольку масштабы теневого сектора и мошенничества существенно выросли, можно лишь ей противодействовать, развивая новые технологии том числе в виде цифрового рубля.
Цифровой рубль — это электронная форма национальной валюты, создаваемая Центральным банком России с целью совершенствования системы платежей и повышения ее безопасности. В отличие от наличных денег, он позволяет осуществлять быстрые, прозрачные и безопасные транзакции без необходимости использования наличных или сторонних платежных систем. При этом использование цифрового рубля как защиту от теневой экономики позволяет отслеживать все транзакции в реальном времени. Это противодействует и усложняет совершение нелегальных сделок, поскольку все операции регистрируются в защищенной системе, которые доступны для контролирующих органов.
Стоит отметить, что наличные деньги традиционно служили инструментом для уклонения от налоговых выплат и проведения нелегальных финансовых схем. Введение цифрового рубля способствует переводу расчетов в безналичный формат, повышая прозрачность за финансовыми потоками. В такой ситуации современным аналитическим системам государственным органам под силу быстрее выявлять подозрительные операции, связанные с отмыванием денег или уклонением от налоговых выплат.
Актуальность исследования заключается в том, что формирование цифрового рубля как прорывной технологии направлено улучшить качество жизни населения, а современную финансовую платежную систему сделать более препрозрачной и доступной. Поскольку все мировое сообщество, включая Россию, применяют цифровые технологии, и тем самым появилась необходимость применения цифрового рубля в экономике РФ, которое давно уже используется во многих странах.
Все это активизирует процесс поиска механизмов и инструментов для защиты от теневых операций, распространение которых может сильно пошатнуть экономику РФ. Цифровизация в свою очередь способна приумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе и станет мощным инструментарием в борьбе с теневыми сделками за счет определенных механизмов, которые будут представлены в данной работе. Также несмотря на очевидные преимущества, внедрение цифрового рубля, он сталкивается с рядом вызовов. В первую очередь сюда относится конфиденциальность и защита персональных данных пользователей, а также необходимость создания надежной платежной системы. Кроме того, важна просветительская работа для населения и бизнеса по вопросам безопасности и правил использования цифровых денег.
Исследование теневой экономики ведется учеными давно, начиная с середины XX века. К известным исследователям в этой области следует отнести: А.А. Александр, В.Ю. Буров, С. Гуриев, М. Хазин. Каждый из них принес определенный вклад в изучение темы теневой экономики.
Таблица 1
Исследование теневой экономики учеными
|
Ученый
|
Исследования
|
|
А.А. Аузан [1]
|
Активен с конца 1980-х годов по
настоящее время. Широко известны его работы, начавшиеся в 1990-е годы,
особенно после распада СССР, когда возникли новые формы теневой экономики.
|
|
В.Ю. Буров [2]
|
Ведёт активную научную
деятельность с начала 1990-х годов, публикуя работы, касающиеся изучения
перехода от плановой экономики к рыночной и роли теневого сектора в этом
процессе.
|
|
С. Гуриев [5]
|
Основные публикации относятся к
концу 1990-х — началу 2000-х годов, однако продолжает активно заниматься
проблемами развития и регулировании теневой экономики в современной России.
|
|
М. Хазин [12]
|
Стал широко известным с начала
2000-х годов благодаря своим публикациям и выступлениям на тему кризисов,
финансовых рынков и теневой экономики.
|
Таким образом, представленные ученые занимаются исследованием теневой экономики не один десяток лет, предлагая разнообразные методики и подходы для понимания её структуры и динамики. Анализ теневой экономики помогает странам строить эффективную политическую систему, которая направленна на снижение негативного воздействия теневых схем на экономику в целом.
Методы исследования
Исследования показывают, что введение цифрового рубля обладает значительным потенциалом для сокращения масштабов теневой экономики, обеспечивая прозрачность финансовой активности и облегчение борьбы с преступностью. Вместе с тем требуются эффективные механизмы регулирования и надзора, чтобы предотвратить появление новых видов злоупотреблений и мошенничества [4].
Это комплексное исследование предполагает разработку комплексной стратегии введения и эксплуатации цифрового рубля, обеспечивающей максимальную защиту национальной экономики от угроз, исходящих от теневого сектора.
Неконтролируемая государством деятельность не ограничивается только сотрудниками и работодателями — незаконные методы обхода проверок со стороны государственных органов широко распространены также среди юридических лиц. Кроме налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), включая страховые взносы во внебюджетные фонды.
Большие масштабы бизнеса придумывают сложные схемы, поскольку такие организации подвергаются более строгому контролю, обладают значительными финансовыми оборотами. В результате у них появляется больше возможностей для уменьшать налоговые обязательства для повышения прибыльности. Поэтому в малом предпринимательстве теневая бухгалтерия существенно выше и занимает доминирующее положение.
Государственные органы активно борются с теневой экономикой, используя балансовые методы, с учетом расходов и доходов, и в случае превышения доходов, становится очевидно, что часть дохода не представлена официальной отчетности. Представленный метод имеет свои погрешности, но предварительный анализ осуществляется в соответствии с данными Росстата и ЦБ РФ.
Рисунок 1. Показатели теневой экономики и ВВП за 2022 – 2024 гг., трлн. руб. [19]
Источник: составлено авторами по данным сайта ЦБ РФ [19].
На основании представленных данных ЦБ РФ в 2024 году подозрительные операции теневого сектора снизились на 20% (с 113 млрд рублей до 90 млрд рублей). Как показывают данные 2022 – 2023 годов сокращение было несущственным (на 4–10%).
Основной вывод, который можно вынести из представленных цифр диаграммы объемы теневого сектора за 2024 год по сравнению с 2023 годом стало меньше на 16% и составило 25,5 млрд рублей.
Объемы по обналичиванию вне банковской системы в 2024 году в сравнении с 2023 годом сократились на 12% и составили 20 млрд рублей.
Основной упор на теневой сектор в 2024 году, как и в 2023 году, наблюдается в строительном бизнесе (33%), торговле (25%) и сфере услуг (24%) [5].
Представленные данные ЦБ РФ не содержат расчеты криминального характера, но по стандартам МСФО нелегальные обороты в экономике следует учитывать в банковской статистике.
Рисунок 2. Показатели теневого сектора за 2023 – 2024 гг., %.
Источник: составлено авторами по данным сайта ЦБ РФ [19].
Принимая во внимание международные источники, например, отчётность британского агентства World Economics, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают результаты теневой экономики больше, в отличие от российских показателей.
Рисунок 3. Показатели теневого сектора за 2023 – 2024 гг., %.
Источник: составлено авторами по данным сайта ЦБ РФ [19].
На основании представленных показателей импорт товаров за рубеж превысило сумму свыше 12 млрд. руб. При этом переводы за товары составило 7 млрд. руб., а переводы по сделкам и услугам составили 2 млрд. руб.
Помимо всего представленного следует оценивать транзитные операции повышенного риска, которые содержат обналичивание денежных средств, операции по уклонению от налогов в сфере закупок и металлолома, драгоценных металлов и камней. Также сюда попал вывод денежных средств за рубеж. Оценку транзитных операций повышенного риска можно рассмотреть на рис. 4.
Рисунок 4. Транзитные операции повышенного риска за 2024 г., %.
Источник: : составлено авторами по данным сайта ЦБ РФ [19].
В результате оценки службы финансового мониторинга и валютного контроля страны СНГ, Африки, Южной Азии, где Россия занимает 26-е место из 27 стран с показателем прогноза на 2026 год 38,1% теневого сектора к ВВП, является негативным фактором.
Таким образом представленные методы оценки теневой экономики позволили сформировать следующие выводы. Для улучшения экономического развития РФ необходимо производить как можно больше отечественного продукта и формировать импортозамещение, чтобы доходы шли в государственную казну не только за счет нефти и газа. Также следует как можно больше контролировать коррупционные схемы и улучшать существующие методики по борьбе с ними, и в скором будущем получится в рейтинге АССА занимать высокие рейтинги.
Результаты исследования по использованию цифрового рубля.
По результатам приведенной статистики ЦБ РФ, стало понятно, что показатели теневой экономики стали меньше, за счет введения цифровых расчетов. В соответствии с проведенным опросом компании на онлайн – платформе HeadHunter среди населения согласны ли они работать с серой зарплатой в 2024 году, то 40% респондентов согласились с данным предложением, 36% ответили отрицательно и 24% затруднились ответить.
Рисунок 5. Опрос компании на онлайн – платформе HeadHunter среди населения за 2024 г.,
Источник: составлено авторами по данным сайта HeadHunter [18].
В соответствии с представленными данными опроса компании на онлайн – платформе HeadHunter среди населения стало понятно, что 36% респондентов хотят получать официальную зарплату, а при этом 40% выбрали зарплату в конверте, а 24% не смогли дать определенного ответа.
Таким образом, несмотря на 40% согласившихся в опросе участников на выплаты в конверте, 36% респондентов стремятся получить официальный заработок. Такой показатель тоже неплохой, на него повлияли ряд пенсионных изменений за последние года, которые влекут за собой стаж пенсии среди населения. В таком случае многие трудящиеся будут отдавать предпочтение легальным доходам, поскольку по-другому стаж подтвердить пока не предоставляется возможным [11].
Благодаря внедрению новых технологий уже с 1 октября 2025 года начнется первый этап по выдаче социальных пособий и федеральных расходов через цифровой рубль. При этом для граждан появятся возможность бесплатно и быстро переводить средства, которые защищены платформой ЦБ. За счет использования мобильных приложений, и автоматизированных программ помогут улучшить качество предоставления услуг населению.
Пока наличные деньги в обороте, будет присутствовать незаконная деятельность, которую может искоренить цифровизация. Цифровые технологии несут в себе историю операций, где каждая транзакция, совершенная с через электронные технологии, оставляет сведенья. У каждого сервера есть свои базы данных, реестры, которые будут хранить всю информацию, а доступ к этой информации ограничен.
Помимо всего необходимо понимать, что для защиты цифрового рубля необходимо внедрять технологии по защите экономической информации, которые являются комплексом методов по организации защиты от несанкционированного доступа, которые направленны на обеспечение безопасности финансовых данных в государственном секторе, предприятий, и всего общества в целом. Наиболее подверженными кибератакам оказалась торговая отрасль (83%), обрабатывающее производство (80%), включая сферу информации и связи (60%). Менее подверженными атакам злоумышленников оказалась финансовая отрасль и страхование (25% компаний) (рис. 6).
Рисунок 6. Результаты исследования InfoWatch за 2024 по взломам эконмической информации
Источник: составлено авторами на основе данных сайта InfoWatch [17].
По проведенным исследованиям компании Forbes доля несанкционированного доступа, связанные с эксплуатацией экономической информации с января по июнь 2024 года составила 35% от всех взломов [6].
Следует понимать, что законодательство старается обеспечить сохранность информации, осуществляя по нескольким направлениям мероприятия по защите экономической информации.
Коммерческие банки стали использовать новое направление по защите информации применяя смарт-контракты и блокчейн. Данная технология распределённых реестров разработана на принципе неизменности и последовательности информатизации, сохранённой в ней. При этом снижает риск ошибок на 95% и существенно повышает работу банковской системы [13, с. 682].
Защита от теневой экономики через DLP-систему также является популярным направлением в финансовой сфере. Это специальное программное обеспечение, которое блокирует несанкционированный доступ к эконмической информации.
Также необходимо понимать, что государство и современные цифровые технологии по борьбе с теневой экономикой не в силах обезопасить работу с информацией, поскольку человеческий фактор имеет место быть и изобретательных мошенников к сожалению, становится с каждым годом больше [7,9].
Заключение
Представленное в данной статье исследование позволило рассмотреть ключевые сегменты взаимосвязи цифрового рубля и нелегальные операции в условиях теневого сектора. Участники теневого рынка применяют разные схемы от укрытия налогов пользуясь благами и связями со стороны государственных органов, порождая этим коррупцию и повышение роли теневой экономики.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При использование цифрового рубля как средство защиты теневой экономики, следует исключить коррупционные схемы. Основной вывод, который можно вынести из представленных цифр в данной статье состоит в том, что объемы теневого сектора за 2024 год по сравнению с 2023 годом стали меньше на 16% и составили 25,5 млрд рублей.
Объемы по обналичиванию вне банковской системы в 2024 году в сравнении с 2023 годом сократились на 12% и составили 20 млрд рублей [11].
2. Методы исследования показали, что на основании представленных показателей импорт товаров за рубеж превысило сумму свыше 12 млрд. руб. При этом переводы за товары составило 7 млрд. руб., а переводы по сделкам и услугам составили 2 млрд. руб.
3. В результате оценки службы финансового мониторинга и валютного контроля стран, Россия занимает 26-е место из 27 стран с показателем прогноза на 2026 год 38,1% теневого сектора к ВВП, является негативным фактором [16].
На основании сформированной стратегии по борьбе с теневой экономикой, следует активно внедрять цифровой рубль, который будет способствовать улучшению экономического развития РФ. Как уже отмечалось необходимо производить как можно больше отечественного продукта, где доходы будут идти государственную казну, искоренять коррупционные схемы и в дальнейшем Россия сможет занимать высокие рейтинги по развитию экономических отношений на мировой арене.
Источники:
2. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
3. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2014. – 204 c.
4. Вавилова Е.Ю., Кузин А.В. Векторы защиты информации в современном обществе // Исследования молодых ученых: Материалы IX Международной научной конференции. Казань, 2020. – c. 19-21.– url: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15712/.
5. Гуриев С.М. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 320 c.
6. Информационная безопасность – государственная задача. comnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/content/218649/2022-02-04/2022-w05/informacionnayabezopasnost-gosudarstvennaya-zadacha (дата обращения: 20.09.2025).
7. Кондрашова Н.Г. Защита информации как важная составляющая экономической безопасности // Modern Economy Success. – 2022. – № 6. – c. 149-153.
8. Сергеев В.М., Шадурская М.М., Бойтуш О.А. Цифровой рубль как средство противодействия теневой экономике в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 2827-2846. – doi: 10.18334/ ce.15.7.112356.
9. Сорокин П.А. Разработка мер по совершенствованию системы защиты коммерческой тайны в целях повышения уровня экономической безопасности коммерческих организациях // Вестник евразийской науки. – 2023.
10. Способы предотвращения утечки информации. Searchinform.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://searchinform.ru/analitika-v-oblasti-ib/utechki-informatsii/sposobypredotvrascheniya-utechki-informatsii.
11. Ткачева М.В., Береснев Н.Р. Средства и методы защиты информации в рамках обеспечения экономической безопасности организации: основная характеристика // Современная экономика: проблемы и решения. – 2024. – № 5(173. – c. 165-177. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2024/5/165-177.
12. Хазин М.Л., Щеглов С.И. Кризис и Власть. Т. 2. Люди Власти. Диалоги о великих сюзеренах и властных группировках. - М.: Рипол Классик, 2023. – 236 c.
13. Царегородцева Е.Ю. Защита общества от кибератак в современных условиях // Государство, общество, личность: история и современность: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2025. – c. 680-684.
14. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения: 12.09.2025).
15. Состояние преступности за январь-декабрь, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024. Сайт МВД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/ (дата обращения: 02.09.2025).
16. Сайт ЕМИСС Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 22.04.2025).
17. Сайт InfoWatch. [Электронный ресурс]. URL: https://rt-solar.ru/analytics/reports/.
18. Сайт HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://rating.hh.ru/history/rating2024.
19. Сайт ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2024/.
Страница обновлена: 22.11.2025 в 22:35:36
Digital ruble as a tool for countering the shadow economy
Tsaregorodtseva E.Y., Burov V.Y.Journal paper
Shadow Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article analyzes the possibilities of using the digital ruble as a tool of countering the shadow economy to strengthen the country's financial system. In the context of the modern development of financial technologies, the digital ruble is one of the key tools aimed at countering the shadow economy. The introduction of the digital ruble has become widespread, opening up new opportunities to increase the transparency of financial transactions, combat illegal transactions and tax evasion.
The article examines the volume of the shadow sector over the past two years in the Russian Federation.
The article aims to consider the digital ruble in countering the shadow economy and as an effective strategy for improving the country's financial recovery. The article examines the key areas of development of the digital ruble and examines the methods of studying the strategic importance of the digital ruble as a tool of countering the shadow economy. The article presents the indicators of the shadow sector and suggests new directions in countering the shadow economy in modern conditions.
The results of the study will increase financial protection and population digital literacy.
Keywords: digital ruble, shadow economy, digital technology, finance, information security
JEL-classification: E26, J46, O17, L86
References:
Auzan A.A. (2011). Institutional Economics: a New Institutional Economic Theory M.: NITs INFRA-M.
Burov V.Yu. (2014). Shadow economy and small business: theoretical and methodological foundations of the study Chita: ZabGU.
Burov V.Yu. (2017). THEORETICAL BACKGROUND FOR RESEARCH OF SHADOW ECONOMY: THE RETROSPECTIVE ANALYSIS. Tenevaya ekonomika. 1 (2). 57-72. doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
Guriev S.M. (2014). Myths of economics. Misconceptions and stereotypes spread by the media and politicians M.: Mann, Ivanov i Ferber.
Khazin M.L., Scheglov S.I. (2023). Crisis and power. Vol. 2. People of power. Dialogues about great suzerains and power groups M.: Ripol Klassik.
Kondrashova N.G. (2022). INFORMATION PROTECTION AS THE IMPORTANT COMPONENT OF ECONOMIC SECURITY. Modern Economy Success. (6). 149-153.
Sergeev V.M., Shadurskaya M.M., Boytush O.A. (2021). The digital ruble as a means of countering the shadow economy in the Russian Federation. Creative economy. 15 (7). 2827-2846. doi: 10.18334/ ce.15.7.112356.
Sorokin P.A. (2023). DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE SYSTEM FOR PROTECTING TRADE SECRETS IN ORDER TO INCREASE THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF A COMMERCIAL ORGANIZATION. Vestnik evraziyskoy nauki. 15
Tkacheva M.V., Beresnev N.R. (2024). MEANS AND METHODS OF INFORMATION PROTECTION WITHIN THE FRAMEWORK OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE ORGANIZATION: THE MAIN CHARACTERISTIC. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. (5(173). 165-177. doi: 10.17308/meps/2078-9017/2024/5/165-177.
Tsaregorodtseva E.Yu. (2025). THE STATE AS A KEY SOURCE OF INFORMATION PROTECTION State, society, personality: history and modernity. 680-684.
Vavilova E.Yu., Kuzin A.V. (2020). Vectors of information protection in modern society Research by young scientists. 19-21.
