Материальные виды стимулирования мотивации сотрудников предприятий (организаций) по вовлечению в систематическую двигательную активность и занятие корпоративным спортом
Кричевский Н.А.1![]()
1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Введение
Во исполнение указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «о вовлечении в систематические занятия спортом к 2030 году 70% российских граждан, то есть сделать спорт нормой жизни для 93 млн. человек, причем всех возрастов и групп по здоровью», остро встает вопрос о создании мотивационной архитектуры привлечения в массовый спорт занятого населения [3]. Прежде всего, материального стимулирования работников предприятий (организаций). Вопрос вовлечения граждан (работников) в систематические занятия физической культурой и спортом также закреплен в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года [8].
В этой связи будет нелишним упомянуть о спортивной инфраструктуре, которую Президент России оценил «в более 350 тыс. объектов спорта. 353, если быть более точным. Этого, конечно же, еще недостаточно для такой большой страны, как Россия – с таким многообразием регионов, территорий, причем в разных климатических зонах» [3].
Занятия физической культурой и спортом заложены в культурный код национального характера, то есть – менталитет человека. Человек еще в раннем детстве впитывает передаваемые по ментальному наследству социальные поведенческие установки и в дальнейшем всю жизнь руководствуется ими [5].
Тем не менее, имеющаяся спортивная инфраструктура уже в настоящее время позволяет акцентировать внимание научного сообщества (как отечественных, так и зарубежных) на проработке различных аспектов материального стимулирования работников. В частности, разработаны методические рекомендации субъектам Российской Федерации, имеющие целью повышение эффективности вовлечения населения в массовые занятия физической культурой и спортом, с учетом современных тенденций в разработке подходов к организации занятий физической культурой и спортом, включая систему подготовки в рамках всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [1].
Основная часть
Для целей реализации указа Президента Российской Федерации «о вовлечении в систематические занятия спортом к 2030 году 70% российских граждан, то есть сделать спорт нормой жизни для 93 млн. человек, причем всех возрастов и групп по здоровью», представим ключевые, по нашему мнению, факторы материального стимулирования мотивации работников, ведущие к систематическим, входящим в привычку, занятиям физической культурой и корпоративным спортом [3].
Разработка мер материального поощрения работников для участия в спортивных мероприятиях. В непростых современных социально-экономических условиях акционеры, участники и менеджмент предприятий (организаций) могут разработать программу материального поощрения сотрудников за успехи в корпоративных (межкорпоративных, региональных, федеральных) командных или индивидуальных соревнованиях.
Как известно, у экономических агентов формируются фонды премирования работников в дополнение к фонду оплаты труда, из которых могли бы выплачиваться денежные средства. Условия и объем поощрения находится в пределах компетенций менеджмента компаний. Важно, чтобы успех спортсменов-работников тиражировался на корпоративных сайтах, каналах компаний в социальных сетях и других в корпоративных медиа.
Программы финансирования двигательной активности работников на объектах внутренней и внешней спортивной инфраструктуры. Крупные компании, как правило, имеют собственную спортивную инфраструктуру в регионах присутствия. Это могут быть как собственные мини-стадионы или легкоатлетические (конные) манежи, так и спортивные залы для занятий фитнесом и другие видами массового спорта (падел, сквош, теннис, спортивные танцы, акробатика, прочее).
Полагаем, что посещение таких объектов для работников предприятий (организаций) должно полностью финансироваться из бюджетов компаний при предоставлении возможности платного пользования инфраструктурой для окружающего сообщества, не задействованного в производственных процессах компаний.
В последнем случае у собственников спортивной инфраструктуры (предполагается, что это обособленные юридические лица) появятся дополнительные средства для материально-технического обеспечения спортивных объектов. В том случае, если предприятие (организация) не обладает необходимыми для занятий массовым спортом инфраструктурными объектами, возможна организация присутствия работников на внешних площадках на платной основе.
Аренда. Спектр вариантов при таком подходе обширен: от краткосрочной фиксированной аренды теннисных кортов или плавательных бассейнов до организации посещения работниками объектов учреждений общего (специального, высшего) образования или спортивных залов других компаний, расположенных в ареале присутствия.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос участия работников в инновационных видах спорта (фиджитал-спорт). Здесь, по нашему мнению, аренда представляется оптимальным вариантом, поскольку оборудовать современные цифровые площадки затратно.
Не стоит сбрасывать со счетов необходимость регулярной модернизации (обновления) оборудования. В данном случае, аутсорсинг видится безальтернативным.
Абонементы. В настоящее время многочисленные фитнес-компании предлагают корпоративному сектору значительное количество корпоративных планов финансирования систематического посещения работниками своих объектов. Диапазон ценовых предложений разнится от самых «бюджетных» до «элитных», с существенными скидками и дополнительными услугами. Маркетинговые службы предприятий (организаций) могли бы провести исследование данного сегмента рынка, предложив руководству (акционерам, менеджменту) наиболее подходящие варианты. Следует отметить, что численность занимающихся в фитнес-клубах (в том числе по месту жительства), согласно форме статистического наблюдения 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2024 год составляет 23 841 344 млн человек [7].
В этой связи, следует уделить особое внимание вопросу участия предприятий в финансировании занятий спортом работников. Материальная сторона может быть полностью взята на корпоративные бюджеты, либо предусматривать частичное участие организаций. Согласно исследованию Национального фитнес-сообщества во втором квартале 2025 года продажи клубных карт и абонементов увеличились на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Совокупный объем выручки за первые два квартала 2025 года составил 72,4 млрд рублей [4]. Однако, несмотря на рост совокупного объема выручки, в фитнес-индустрии остается ряд проблемных вопросов, связанных с фондом оплаты труда, ростом арендной платы и низкой рентабельностью.
Вместе с тем, модификацию оплаты занятий массовым спортом самими работниками также исключать нельзя, так как материально-мотивационная составляющая уже заложена в соглашениях между предприятиями (организациями) и фитнес-компаниями.
Спортивный инвентарь и аксессуары. Современный спорт, включая массовый, требует наличия соответствующего инвентаря, от самых простых опций, наподобие спортивной формы, до сложных атрибутов, к примеру – спортивных девайсов. Представляется, что материальное стимулирование как мотивационная составляющая занятий работников физической культурой (спортом) могла бы выражаться в финансировании предприятиями (организациями) спортивной атрибутики. Другим вариантом видится частичное или полное возмещение затрат работников при приобретении ими необходимого оснащения.
Спортивные площадки вблизи рабочих мест (на прилегающей территории).К настоящему моменту на предприятиях (организациях) получили широкое распространение стеновые турники, столы для настольного тенниса и комплекты шахмат (шашек) в рекреациях для релаксации. Представляется, что подобная практика должна быть обязательной для всех без исключения компаний, став частью «социального пакета». Вполне вероятно, что данное предложение потребует корректировки действующей нормативной базы в сфере охраны труда.
Еще одним материально-мотивационным способом вовлечения работников систематическую двигательную активность представляется оборудование на территории предприятий (организаций) площадок со street-тренажерами, как это присутствует во дворах российских городов по программам благоустройства. В настоящее время российская промышленность предлагает подобное оборудование во множестве, а современные способы коммуникации позволяют составить на основе отзывов пользователей достаточно объективное мнение о полезности данных устройств. Важное уточнение: street-тренажеры должны быть рассчитаны как на мужчин, так и на женщин, у которых может не быть достаточного свободного времени для углубленных занятий массовым спортом, однако всегда имеется возможность выделить в графике post-work временной интервал для спортивной активности.
Кроме того, существенным барьером, препятствующим вовлечению занятиями физической активностью работников организаций (предприятий), выступает дефицит свободного времени вследствие ненормируемого рабочего графика. Так, позитивной представляется инициатива по формированию соответствующей инфраструктуры непосредственно на территории офисов в виде комнат для йоги, небольших спортзалов и игровых комнат.
Существующие реалии таковы, что уличными физкультурными занятиями увлекаются и мужчины, и женщины самых разных возрастов. Главное – предоставить им возможность выполнять спортивные упражнения.
Централизованное оформление налоговых вычетов при систематических занятиях спортом на платной основе. В данном случае, мы в своем предложении руководствуемся не столько материальными стимулами, сколько экономией куда более ценного ресурса – временнóго.
Централизованная подготовка (помощь) к предоставлению налогового вычета за систематические занятия спортом за счет собственных средств могла быть вменена в обязанности либо кадровой службы, либо, что вернее, финансового подразделения.
Вполне вероятно, что данная услуга востребована не будет ввиду несложного алгоритма предоставления соответствующей документации, но здесь подразумевается проявление заботы о работниках-физкультурниках. Например, с 1 января 2025 года налогоплательщики могут получить налоговый вычет за сдачу нормативов «Готов к труду и обороне» через работодателя (при условии прохождении диспансеризации), но уже с 1 января 2026 года право на вычет можно заявить самостоятельно [10]. Вместе с тем, социальный вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги могут получить только те налогоплательщики, чей фитнес клуб включен в Перечень физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности [6].
Расширение добровольного медицинского страхования (далее – ДМС).Программы ДМС существуют на многих предприятиях (организациях). Они подразделяются на страхование разноуровневых специалистов. Ввиду рассмотрения способов материальной мотивации работников к систематической двигательной активности нам представляется целесообразным повысить уровень пакетного ДМС для тех, кто систематически участвует в корпоративных спортивных программах.
Кроме того, вопрос наполнения корпоративного социального пакета при трудоустройстве является не менее важным, чем размер заработной платы. Так, согласно данным репрезентативного социологического опроса, проведенного в ноябре 2024 года ПАО СК «Росгосстрах» и исследовательского центра «Зарплата.ру», 33% респондентов заявили, что наличие оплаченного работодателем добровольного медицинского страхования является для них важнейшим фактором при трудоустройстве. Еще 57% расценивают эту опцию, как желательную, хотя и не являющейся обязательной. Анализ предпочтений респондентов относительно наполнения корпоративного полиса ДМС показал, следующие ключевые услуги, которые работники хотели бы видеть в корпоративном полисе ДМС, в частности: бесплатные анализы и исследования (МРТ, КТ, рентген и т.д.); стоматологические услуги, широкий выбор медицинских учреждений [9].
Другой вариант материального поощрения: распространение корпоративного ДМС на членов домохозяйств работников по их желанию.
Организация коллективных посещений спортивно-зрелищных мероприятий. Материальная сторона мотивации к систематическим занятиям спортом проявляется не только в форме прямых выплат или частичного (полного) финансирования использования работниками спортивной инфраструктуры, но также в виде коллективных посещений (с частичной или полной компенсацией затрат) мероприятий «спорта высших достижений».
Важно иметь ввиду, что акцент должен быть сделан на командные виды спорта. Здесь же – организация коллективных просмотров соревнований в корпоративных или во внешних общественных местах с компенсацией части затрат (например, через выдачу «ваучеров»).
Предоставление фиксированного графика для занятий спортом. Мы подразумеваем не классические отгулы, а например, добавление в коллективный договор («соцпакет») пункта, по которому работник должен иметь возможность посвятить занятиям спортом определенное количество рабочего времени один-два раза в неделю. Причем, речь идет не об освобождении на определенное количество часов от исполнения трудовых обязанностей, а о переработках, в выборе, по которому работник может либо продолжать трудовой день (с соответствующей компенсацией), либо по внутрикорпоративным основаниям уделять высвобождающееся время занятиям физической культурой (спортом).Дополнением к высказанному тезису выступает организация регулярных спортивно-семейных мероприятий выходного дня, что потребует разработки отдельной корпоративной подпрограммы.
Замена традиционных праздничных корпоративов на внутренние спартакиады. Во-первых, в последнее время среди корпоративных развлечений новый импульс популярности приобрела игра в падел, признанная Министерством спорта Российской Федерации с 2019 года официальным видом спорта в Российской Федерации [2].
Во-вторых, заметно развитие альтернативных способов организации досуга молодых работников, включающее киберспортивное направление. Следует отметить, что киберспортивные турниры становятся неотъемлемой частью мероприятий, проводимых как внутри предприятий (организаций), так и на государственной гражданской службе.
В-третьих, важно подчеркнуть, что победы в локальных соревнованиях, взаимодействие во время активного отдыха между отделами и/или структурными подразделениями, способствуют улучшению общего эмоционального и психологического состояния в коллективе, укрепляют корпоративную культуру и единство коллектива.
Заключение
Представленные предложения, безусловно, не являются исчерпывающими в части материального стимулирования работников как мотивационной составляющей к вовлеченности в активный образ жизни. Вместе с тем, реализация даже части из них будет способствовать оздоровлению трудовых коллективов и улучшению в них морального климата, что, в конечном итоге, приведет к выполнению указа Президента Российской Федерации об участии 70% населения к 2030 году в регулярных физкультурно-спортивных мероприятиях [3].
Страница обновлена: 10.11.2025 в 12:50:14
Materialnye vidy stimulirovaniya motivatsii sotrudnikov predpriyatiy (organizatsiy) po vovlecheniyu v sistematicheskuyu dvigatelnuyu aktivnost i zanyatie korporativnym sportom
Krichevsky N.A.Journal paper
Economics and management in sports
Volume 5, Number 4 (October-December 2025)
