Механизмы реализации технологической независимости в контексте безопасности промышленных парков
Кузнецова С.Н.1
, Лапаев Д.Н.2![]()
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия
2 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 12 (Декабрь 2025)
Аннотация:
В результате существенной трансформации мирохозяйственных связей наблюдается необходимость в релокализации производства критической продукции. Достигнутый технологический суверенитет помогает промышленным паркам успешно купировать вызовы и угрозы, обеспечивая стабильное функционирование в условиях экономических санкций. Актуальность укрепления технологического суверенитета промышленными парками возрастает в условиях глобальной экономической нестабильности и растущей конкуренции на мировых рынках. Эта стратегия позволяет резидентам повысить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое и безопасное развитие. Реализация технологической независимости в контексте экономической безопасности промышленных парков является комплексной задачей, затрагивающей как кибербезопасность, так и физическую безопасность, и устойчивость всей цепочки создания стоимости. При этом важными мерами по обеспечению технологического лидерства являются: доработка законодательства о договорах инвестиционных товариществ и создание их реестра; внедрение права на риск для технологических предпринимателей; разработка классификатора технологий для прослеживания цепочки их создания и производства. Авторами предложена модель формирования технологической независимости промышленных парков. Показано, что для укрепления технологического суверенитета предстоит разработать сбалансированную стратегию долгосрочного геопространственного развития и определить виды технологической продукции, услуг производства в промышленных парках. Модель укрепления технологической независимости промышленных парков, представленная авторами исследования, обеспечит создание единой навигации для инвесторов. Технологический суверенитет промышленных парков выступает концепцией, направленной на обеспечение независимости и устойчивости производственных мощностей от внешних факторов, таких как санкции, экономические кризисы, перебои с поставками комплектующих и технологий и пр.
Ключевые слова: экономическая безопасность, технологическое импортозамещение, суверенитет, лидерство, локализация, промышленный парк, кооперация, механизм
JEL-классификация: L52, O25, R58
Введение
Новым направлением в области технологической независимости и внедрения цифровых технологий становится технологическое лидерство. Механизм реализации технологической независимости, предусматривающий переход от импортозамещения к достижению технологического суверенитета, и далее к технологическому лидерству в отдельных отраслях включает три этапа.
Этап 1. Импортозамещение и развитие отдельных высокотехнологичных направлений (2023–2024 гг.);
Этап 2. Технологический суверенитет (2024–2027 гг.);
Этап 3. Технологическое лидерство (2027–2030 гг.).
Задача достижения технологического лидерства требует сочетания проектно-продуктового и экосистемного подходов. Первый акцентируется на производстве высокотехнологичной продукции и формировании спроса, а второй поддерживает команды, разрабатывающие прорывные технологии. Для осуществления комплекса синхронизированных мер структурного, технологического и организационного характера комплексно реализуется новая отечественная промышленная политика.
В современных условиях промышленные парки и технопарки успешно обеспечивают импортозамещение, поскольку парковая инфраструктура способствует сокращению издержек. Промышленные площадки становятся перспективным инструментом обеспечения экономической безопасности и технологического суверенитета. Поэтому на создание и развитие инфраструктуры технопарков в России в 2023–2025 гг. будет выделено 2,57 млрд руб., создано более 1,6 тыс. рабочих мест к 2030 г. [4] (Association of Industrial Parks of Russia).
Механизмами реализации технологической безопасности для обеспечения экономической стабильности выступают: защита цифрового двойника и интеллектуальной собственности, обеспечение непрерывности производственного процесса, снижение операционных и репутационных рисков, управление логистикой и цепочками поставок, правовое и кадровое обеспечение [6] (Bylyeva, 2023).
Кооперационные цепочки, которыми связаны резиденты промышленных парков, выявляют инвестиционные импортозамещающие проекты, для которых внедрены новые меры поддержки, обеспечивающие локализацию производства аналогов иностранной продукции. Меры поддержки гарантируют инновационной продукции долгосрочный спрос, а также укрепляют экспортный потенциал.
Материалы и методы
Обеспечение суверенитета промышленных парков раскрывается во многих профильных научно-экономических трудах. Так, в работе Брянцевой О.С. рассмотрен коэффициент структурного опережения валового регионального продукта индустриальных регионов [5] (Bryantseva, 2023). Ермакова Ж.А. указывает на факторы и условия, влияющие на степень технологического развития экономики [7] (Ermakova, 2023). Иванченко А.В. в публикации [8] (Ivanchenko, 2023) отмечает необходимость выполнения специализированных исследований в отраслевом и региональном разрезе, что указывает на целесообразность развития институтов импортозамещения. Наумов И.В. и Красных С.С. в исследовании [14] (Naumov et al., 2023) проанализировали сосредоточение исследовательских организаций, научных и инженерных кадров, а также объем финансирования НИОКР в регионах. Овчинникова А.В. и Тополева Т.Н. в публикации обосновывают потребность реализации инновационных высокотехнологичных идей для достижения технологического суверенитета [15] (Ovchinnikova et al., 2023). В работе Потапцевой Е.В. и Акбердиной В.В. охарактеризована необходимость усиления глобальной конкуренции и обеспечения национальной безопасности [16] (Potaptseva et al., 2023). В исследовании Тополева Т.Н. отмечается усиление роли регионально-ориентированных производственных систем [19] (Topoleva, 2023). Тухтарова Е.Х. в публикации [20] (Tutarova, 2023) указывает, что изменение мировой хозяйственной системы в результате смены технологических укладов становится существенным вызовом отечественной экономике. Ужегов А.О. рассматривает концепцию структурно-функциональной модели технологического развития индустриальных регионов [21] (Uzhegov, 2023). Урасова А.А., Глезман Л.В. и Федосеева С.С. в работе [22] (Urasova et al., 2023) показывают, что достижение технологического суверенитета, а также продовольственной безопасности возможно за счет осуществления проектов по организации агробиотехнопарков. Шамова Е.А. и Мыслякова Ю.Г. в работе [23] (Shamova et al., 2023) выделяют регионы, которые являются ядрами технологического развития, имеющими потенциал обеспечения технологической суверенизации страны. Kotlyarova S.N. и Shamova E.A. дали оценку уровня специализации и степени их развития для индустриальных регионов [24] (Kotlyarova et al., 2023).
Реализация технологической безопасности в промышленных парках является стратегической инвестицией в их экономическую безопасность. Управляющие компании промышленных парков должны выступать архитектором единого защищенного пространства, объединяя резидентов общими стандартами, услугами, инфраструктурой. Только так можно создать устойчивую экосистему, привлекательную для инвесторов и резистентную к современным вызовам и угрозам, где технологическая независимость становится гарантом экономической безопасности.
Экономическая безопасность промышленного парка обеспечивается соблюдением целого комплекса федеральных законов, стратегий и внутренних документов. Управляющие компании выступают в роли интегратора, который должен выстроить систему управления рисками, основанную на этом правовом фундаменте, чтобы создать для резидентов безопасную среду [9–12] (Kuznetsova, 2025; Kuznetsova et al., 2024; Kuznetsova et al., 2024; Kuznetsova et al., 2024).
Исследование опирается на актуальную статистическую информацию Ассоциации индустриальных парков. По мере раскрытия темы осуществлен анализ вызовов и угроз в технологической сфере, который позволил разработать сценарии, ведущие к достижению целей по обеспечению технологического лидерства.
Теоретико-методологические подходы к новой промышленной политике основываются на технологической независимости, которая опирается на достижение технологического суверенитета, обеспечивающего осуществление национальных интересов в техносфере с учётом актуальных вызовов и угроз; обеспечение гибкой структуры экономики с использованием эффективных технологий [6] (Bylyeva, 2023); создание инновационных систем в разнообразных секторах сферы науки и техники. Наряду с этим рассмотрены нормативные документы, регулирующие экономическую безопасность в России (включая аспекты деятельности промышленных парков), которые охватывают как общие стратегические документы, так и специализированные акты, касающиеся собственно промышленных парков [1–3] (Federal Law № 209-FZ of 24.07.2007; Federal Law № 488-FZ of 31.12.2014; Decree of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 № 316).
Основная часть
Цель исследования заключается в разработке концепции, направленной на формирование платформы сотрудничества промышленных парков, а также на создание бесшовного пространства для инвесторов. Уровень отечественной высокотехнологичной продукции, созданной на основе собственных линий разработки, в 1,5 раза больше уровня прошлого года за счет достижения технологического суверенитета. Технологическое лидерство увеличивает выручку не менее чем в 7 раз, что обеспечивается за счет парковых структур.
Подготовка необходимых инструментов для построения моделей укрепляет независимость от внешних поставок, и дает возможность занять передовые позиции в глобальной экономике. Основные аспекты технологического суверенитета, обеспечивающие переход к технологическому лидерству промышленных парков, представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Модель формирования технологической независимости промышленных парков
Источник: составлено авторами.
Предложенная модель обеспечивает интеграцию ресурсов в процессы создания и практического внедрения инноваций в промышленности, а также формирует условия для инвестирования в инновационное производство. На развитие инструментов информационного обеспечения технологической политики потребуется 1,67 млрд руб. в ближайшие три года [4] (Association of Industrial Parks of Russia). Таким образом, технологический суверенитет промышленных парков становится важным фактором повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики в условиях глобализации и геополитической нестабильности.
По мере расширения числа приоритетных направлений проектов технологического суверенитета, и структурной адаптации экономики технологический суверенитет трансформируется в лидерство. Модель купирования вызовов и угроз технологической независимости, приведенная на рис. 2, опирается на единую систему технологического прогнозирования, с помощью которой возможно внесение изменений по обеспечению долгосрочного развития отечественного производственно-экономического потенциала.
Рисунок 2. Модель купирования вызовов и угроз
технологической независимости
Источник: составлено авторами.
Согласно модели, предстоит формировать отечественные производственные циклы с высокой степенью добавленной стоимости, а также автономные наукоемкие производственные и технологические цепочки наравне с импортозамещением конкретных единичных продуктов. За счет данных изменений обеспечивается создание целостных, технологически суверенных платформ, комплексов и систем.
В целях повышения управляемости отечественной промышленности необходимо провести полномасштабный мониторинг российских технологий, на базе которых предстоит определить приоритетные направления развития промышленности. Для организации каталога технологического оборудования и компонентов в интересах обеспечения технологического суверенитета следует сформировать общероссийскую информационную базу номенклатуры взаимозаменяемого технологического оборудования по отраслям промышленности и поставщикам, а также по результатам выполненных исследований и разработок [17] (Sidorov, et al., 2023).
Результаты исследования
Для проведения комплекса синхронизированных мер структурного, технологического и организационного характера успешно реализуется новая отечественная промышленная политика. Изменение границ технологического суверенитета и выстраивание альянсов с опорными странами требует конкретной проработки на уровне отраслей промышленности.
Промышленное развитие является основой устойчивого экономического роста экономики требуемого качества. Важнейшим фактором экономического развития становится усиление производственной кооперации промышленными парками. Тем самым успешно реализуется переход от технологического суверенитета к технологическому лидерству [18] (Sirotin, 2023). При этом сквозной задачей выступает обновление основных фондов и повышение производительности труда. Поэтому в 2023 г. на поддержку парков было выделено более 20 млрд руб., а до 2026 г. запланировано 82 млрд руб.
Промышленная кооперация остается эффективной и развивающейся формой взаимодействия промышленных площадок, обеспечивающей рациональное использование мощностей и компенсирующей резидентам недостающие ресурсы и компетенции при высокой сложности продукции и условий производства.
По информации Ассоциации индустриальных парков России объём производства в отечественных промышленных парках в 2024 г. составил 2,5 трлн руб., из которых на производство потрачено 2,041 трлн руб., а на инфраструктуру – 450 млрд руб. Данный показатель к 2030 г. увеличится до 3,4 трлн руб., соответственно 2,8 трлн руб. и 630 млрд руб.
В 2023 году в российских промышленных парках было создано около 65 тыс. рабочих мест. Объём налоговых поступлений от резидентов российских промышленных парков в 2023 г. достиг 52 млрд руб. Во втором квартале 2024 г. объём налоговых поступлений увеличился в 1,7 раза и составил 6,9 млрд руб. [4] (Association of Industrial Parks of Russia).
Промышленная кооперация с опорными странами оказывает содействие интеграции инноваций, снижает научно-технические и инновационные расходы, а также форсирует научно-технический прогресс.
Изменение границ технологического суверенитета и выстраивание альянсов с опорными странами требует конкретной проработки на уровне отраслей промышленности. В 2023–2025 гг. российские промышленные парки активно сотрудничают со странами Центральной Азии и Северной Африки. Также рассматривается возможность усиления сотрудничества с Китаем и Кубой.
Обсуждение
Применение концепции технологического лидерства промышленными парками становится все более актуальным по мере нарастания глобальной экономической неопределенности, ужесточения санкций и торговых ограничений. Рассмотрим аналитику по основным аспектам применения этого подхода, изложенную в источнике [13] (Medvedeva, 2024).
1. Локализация производства. По информации Ассоциации индустриальных парков России, объём локализации производства в российских промышленных парках в 2024 г. составил 2,041 трлн руб., а в 2030 г. может увеличиться до 2,8 трлн руб.
Преимущества: снижение зависимости от иностранных поставщиков; уменьшение рисков, связанных с перебоями в международных поставках; повышение стабильности производственного процесса; возможность адаптации продукции под местные условия и потребности.
2. Разработка собственных технологий. Инвестиции резидентов промышленных парков в производственные мощности достигли 261 млрд руб. в 2023 г.
Преимущества: возможность создания уникальных конкурентоспособных продуктов, независимость от лицензионных соглашений и патентов, способность быстро адаптироваться к изменениям рынка и новым вызовам.
3. Кадровое обеспечение. Объём кадрового обеспечения российских промышленных парков в 2023–2024 гг. составляет 1,4 млн человек.
Преимущества: наличие высококвалифицированной рабочей силы, улучшение качества производимой продукции, сокращение затрат на обучение персонала.
4. Цифровая трансформация. По данным Ассоциации индустриальных парков России, объём инвестиций в цифровую трансформацию российских промышленных парков в 2023–2024 гг. достиг 2,5 трлн руб.
Преимущества: увеличение производительности и эффективности производственных процессов, автоматизация рутинных задач, сбор и анализ больших данных для принятия оптимальных управленческих решений.
5. Энергетическая независимость. В 2023 г. объём инвестиций резидентов промышленных парков в производство составил 261 млрд руб., что на 76% выше, чем годом ранее.
Преимущества: устойчивость к колебаниям цен на энергоносители, стабильное энергоснабжение без риска отключения, экологические преимущества за счет использования возобновляемых источников энергии.
6. Экологическая устойчивость. Объём инвестиций в инфраструктуру эколого-промышленного парка оценивается в 1 млрд руб.
Преимущества: соответствие экологическим нормам и стандартам, привлечение инвестиций благодаря устойчивому развитию, поддержка репутации компании и бренда.
Технологический суверенитет предполагает замкнутую экономику и технологическое лидерство, означает выход и занятие первых позиций на рынках других стран, поэтому важен переход к новой экономической модели. В исследовании авторами разработана модель укрепления технологической независимости промышленных парков (рис. 3).
Рисунок 3. Модель укрепления технологической независимости
промышленных парков
Источник: составлено авторами.
Модель укрепления технологической независимости промышленных парков, представленная на рис. 3, раскрывает возможность создания специализированной платформы на основе саморегулирования рынка и способность реализовать новую концепцию.
Таксономия является механизмом поддержки инвестиций: формирование производства инновационного продукта, освоение современных технологий, замещение поставок в сфере высоких технологий продукции российского производства, переориентация транспортно-логистических потоков. Авторами предлагается расширение рамок механизма таксономии технологического суверенитета и структуры адаптации экономики. Проекты технологического суверенитета реализуются в 19 регионах страны.
В настоящее время введены в действие 27 проектов, на реализацию которых выделено более 1 трлн руб.:
– 391,8 млрд руб. – судостроение;
– 170,2 млрд руб. – строительство и развитие промышленных парков;
– 113,9 млрд руб. – производство аккумуляторов.
Вложения в основной капитал за 2023 г. составили 34 трлн руб., а в 2024 г. 315 млрд руб. Авторы предлагают наряду с финансовыми продуктами предоставлять промышленные площадки бесплатно на несколько лет. Также важно интегрировать таксономию в программу поддержки. В 2025–2027 гг. на реализацию технологического суверенитета планируется инвестировать 6,091 трлн руб.: в 2025 г. – 1,646 трлн руб., в 2026 г. – 2,202 трлн руб., в 2027 г. – 2,343 трлн руб. Значительная часть средств выделена на национальные проекты технологического лидерства: промышленное обеспечение транспортной мобильности в размере 678,7 млрд руб.; производство станков – 234,4 млрд руб.; материалов и химии – 55,6 млрд руб.; беспилотных авиационных систем – 112,1 млрд руб.; атомных и энергетических технологий – 46,9 млрд руб. При этом на автомобилестроение, сельскохозяйственное и специализированное машиностроение направлено 3,75 трлн руб. и 175,3 млрд руб. выделено на развитие радио- и микроэлектроники [4] (Association of Industrial Parks of Russia).
Заключение
Технологический суверенитет промышленных парков представляет собой комплексный подход к обеспечению независимости и устойчивости развития производственных мощностей. Этот подход позволяет компаниям и странам снижать риски, связанные с внешними факторами, и повышать свою конкурентоспособность на мировом рынке. Примеры успешных инициатив показывают, что инвестиции в локализацию производства, разработку собственных технологий, цифровую трансформацию и иные аспекты технологического суверенитета приносят значительные выгоды, и способствуют долгосрочному росту и развитию. Промышленные парки стали действенной платформой для локализации, укрепляющей международную промышленную кооперацию. Усиление международной кооперации промышленных парков обусловливает целесообразность формирования Международного альянса промышленных парков, выстраивания эффективных и безопасных технологических цепочек между зарубежными партнёрами и создания надлежащей промышленной и логистической инфраструктуры на пути международных транспортных коридоров. Механизмы реализации технологической независимости промышленных парков выступают единой стратегией, интегрирующей усилия государства, бизнеса и науки. Стратегической задачей является способность создать замкнутый инновационный цикл внутри страны: от фундаментальной идеи и подготовки специалиста до серийного производства и его цифрового сопровождение, защищенного от внешних угроз. Промышленные парки, реализующие эту модель, становятся не просто производственными площадками, а точками роста и гарантами технологического суверенитета государства.
Источники:
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/?ysclid=luyq1cfx7s60422054 (дата обращения: 01.11.2025).
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 16.03.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/?ysclid=luyq7zqijm125484957 (дата обращения: 01.11.2025).
4. Ассоциация индустриальных парков России. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/ (дата обращения: 12.01.2025).
5. Брянцева О.С. Исследование отраслевой структуры промышленности индустриальных регионов Российской Федерации в контексте технологического суверенитета // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6363-6382. – doi: 10.18334/epp.13.12.120066.
6. Быльева Д.С. Коллективный и искусственный интеллект // Вестник Мининского университета. – 2023. – № 2. – c. 13. – doi: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-13.
7. Ермакова Ж.А. Финансовое обеспечение технологического развития отраслей экономики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2023. – № 3. – c. 59-70. – doi: 10.18287/2542-0461-2023-14-3-59-70.
8. Иванченко А.В. Роль старопромышленных регионов в производственной и научно-технологической трансформации российской экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2023. – № 1. – c. 84-91. – doi: 10.24891/re.21.1.84.
9. Кузнецова С. Н. Анализ и оценка моделей технологического партнерства в промышленных парках // Бизнес. Образование. Право. – 2025. – № 2. – c. 153-157. – doi: 10.25683/VOLBI.2025.71.1316.
10. Кузнецова С.Н., Кутепов М.М. Локализация как инструмент формирования кластерной экономики // Московский экономический журнал. – 2024. – № 10. – c. 45-57. – doi: 10.55186/2413046X_2024_9_10_397.
11. Кузнецова С.Н., Кутепова Л.И. Реализация идеи сквозной межотраслевой кооперации промышленных парков // Московский экономический журнал. – 2024. – № 9. – c. 218-228. – doi: 10.55186/2413046X_2024_9_9_382.
12. Кузнецова С.Н., Лапаев Д.Н. Обеспечение комплексной экономической безопасности техно- и промышленных парков // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 951-966. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120939.
13. Медведев В.В. Стратегические императивы модели обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации // Вестник РАЕН. – 2024. – № 3. – c. 300-309. – doi: 10.52531/1682-1696-2024-24-4-12-20.
14. Наумов И.В., Красных С.С. Пространственное моделирование влияния научно-исследовательского потенциала на динамику научно-технологического развития регионов России // Journal of Applied Economic Research. – 2023. – № 3. – c. 630-656. – doi: 10.15826/vestnik.2023.22.3.026.
15. Овчинникова А.В., Тополева Т.Н. Барьеры становления экосистемы технологического предпринимательства в России // Управленческие науки. – 2023. – № 3. – c. 71-85. – doi: 10.26794/2304-022X-2023-13-3-71-85.
16. Потапцева Е. В., Акбердина В. В. Технологический суверенитет: понятие, содержание и формы реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2023. – № 3. – c. 5-16. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2023.3.1.
17. Сидоров К.А., Беркутова Т.А., Иванова Т.Н. Принципы управления технологической независимостью российской экономики // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. – 2023. – № 3. – c. 455-460. – doi: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-455-460.
18. Сиротин Д.В. Технологическая структура российской промышленности и индустриальных регионов РФ // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2023. – № 3. – c. 67-86. – doi: 10.18799/26584956/2023/3.
19. Тополева Т.Н. Декомпозиция факторов инновационного развития регионально-ориентированных производственных систем // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2023. – № 3. – c. 193-201. – doi: 10.12737/2073-0462-2023-193-201.
20. Тухтарова Е. Х. Перспектива перехода России на новый технологический уклад // Вопросы экономики. – 2023. – № 8. – c. 147-158. – doi: 10.32609/0042-8736-2023-8-147-158.
21. Ужегов А.О. Технологические возможности развития индустриальных регионов России на основе концепции «новой индустриализации» // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – № 6. – c. 995-1004. – doi: 10.35634/2412-9593-2023-33-6-995-1004.
22. Урасова А.А., Глезман Л.В., Федосеева С.С. Создание агробиотехнопарков как условие достижения технологического суверенитета и продовольственной безопасности России // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2023. – № 4. – c. 138-158. – doi: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-138-158.
23. Шамова Е.А., Мыслякова Ю.Г. Оценка регионального потенциала технологической суверенизации Российской Федерации // Экономика и управление. – 2023. – № 12. – c. 1442-1453. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-12-1442-1453.
24. Kotlyarova S.N., Shamova E.A. Development Trends and Dynamics of Industrial Specialization in Russian Regions // R-Economy. – 2023. – № 9. – p. 384-404. – doi: 10.15826/recon.2023.9.4.024.
Страница обновлена: 13.11.2025 в 21:16:56
Mechanisms for implementing technological independence in the context of industrial park security
Kuznetsova S.N., Lapaev D.N.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 12 (december 2025)
Abstract:
As a result of the significant transformation of world economic relations, there is a need to relocalize the production of critical products. The achieved technological sovereignty helps industrial parks successfully cope with challenges and threats, ensuring stable activity amid economic sanctions. The importance of strengthening technological sovereignty by industrial parks is increasing in the context of global economic instability and growing competition in global markets. This strategy allows residents to increase their competitiveness and ensure sustainable and secure development. The realization of technological independence in the context of the economic security of industrial parks is a complex task affecting both cybersecurity and physical security, and the sustainability of the entire value chain. At the same time, important measures to ensure technological leadership are: finalizing legislation on investment partnership agreements and creating a register of them; introducing the right to risk for technology entrepreneurs; and development of a technology classifier for tracing the chain of their creation and production. The authors propose a model of industrial park technological independence. It is shown that in order to strengthen technological sovereignty, it is necessary to develop a balanced strategy for long-term geospatial development and identify the types of technological products and production services in industrial parks. The model of strengthening the technological independence of industrial parks will ensure the creation of a unified navigation for investors. Technological sovereignty of industrial parks is a concept aimed at ensuring the independence and sustainability of production facilities from external factors such as sanctions, economic crises, disruptions in the supply of components and technologies, etc.
Keywords: economic security, technological import substitution, sovereignty, leadership, localization, industrial park, cooperation, mechanism
JEL-classification: L52, O25, R58
References:
Bryantseva O.S. (2023). The sectoral structure of the Russian industrial regions in the context of technological sovereignty. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 6363-6382. doi: 10.18334/epp.13.12.120066.
Byleva D.S. (2023). COLLECTIVE AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE. Vestnik of Minin University. 11 (2). 13. doi: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-13.
Ermakova Zh.A. (2023). Financial support for the technological development of economic sectors. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 14 (3). 59-70. doi: 10.18287/2542-0461-2023-14-3-59-70.
Ivanchenko A.V. (2023). THE ROLE OF OLD-INDUSTRY AREAS IN THE PRODUCTION, SCIENCE AND TECHNOLOGY TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY. Regional Economics: Theory and Pactice. 21 (1). 84-91. doi: 10.24891/re.21.1.84.
Kotlyarova S.N., Shamova E.A. (2023). Development Trends and Dynamics of Industrial Specialization in Russian Regions R-Economy. (9). 384-404. doi: 10.15826/recon.2023.9.4.024.
Kuznetsova S. N. (2025). ANALYSIS AND EVALUATION OF TECHNOLOGICAL PARTNERSHIP MODELS IN INDUSTRIAL PARKS. Business. Education. Law. (2). 153-157. doi: 10.25683/VOLBI.2025.71.1316.
Kuznetsova S.N., Kutepov M.M. (2024). LOCALIZATION AS A TOOL FOR FORMING A CLUSTER ECONOMY. Moscow Economic Journal. 9 (10). 45-57. doi: 10.55186/2413046X_2024_9_10_397.
Kuznetsova S.N., Kutepova L.I. (2024). IMPLEMENTATION OF THE IDEA OF CROSS-SECTORAL COOPERATION OF INDUSTRIAL PARKS. Moscow Economic Journal. 9 (9). 218-228. doi: 10.55186/2413046X_2024_9_9_382.
Kuznetsova S.N., Lapaev D.N. (2024). Comprehensive economic security of technological and industrial parks. Economic security. 7 (4). 951-966. doi: 10.18334/ecsec.7.4.120939.
Medvedev V.V. (2024). Strategic imperatives of the model for ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation. Vestnik RAEN. 24 (3). 300-309. doi: 10.52531/1682-1696-2024-24-4-12-20.
Naumov I.V., Krasnyh S.S. (2023). SPATIAL MODELLING OF THE IMPACT OF R&D POTENTIAL ON THE DYNAMICS OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS. Journal of Applied Economic Research. 22 (3). 630-656. doi: 10.15826/vestnik.2023.22.3.026.
Ovchinnikova A.V., Topoleva T.N. (2023). Barriers to the formation of an ecosystem of technological entrepreneurship in Russia. Management Sciences. 13 (3). 71-85. doi: 10.26794/2304-022X-2023-13-3-71-85.
Potaptseva E. V., Akberdina V. V. (2023). Technological sovereignty: concept, content, and forms of implementation. Science Journal of Volgograd State University. GLOBAL ECONOMIC SYSTEM. 25 (3). 5-16. doi: 10.15688/ek.jvolsu.2023.3.1.
Shamova E.A., Myslyakova Yu.G. (2023). ASSESSMENT OF THE REGIONAL POTENTIAL OF TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY OF THE Russian Federation. Economics and management. 29 (12). 1442-1453. doi: 10.35854/1998-1627-2023-12-1442-1453.
Sidorov K.A., Berkutova T.A., Ivanova T.N. (2023). PRINCIPLES OF MANAGING THE TECHNOLOGICAL INDEPENDENCE OF THE RUSSIAN ECONOMY. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ekonomika i pravo. 33 (3). 455-460. doi: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-455-460.
Sirotin D.V. (2023). TECHNOLOGICAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN INDUSTRY AND INDUSTRIAL REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i sotsium. 50 (3). 67-86. doi: 10.18799/26584956/2023/3.
Topoleva T.N. (2023). DECOMPOSITION OF FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL-ORIENTED PRODUCTION SYSTEMS. Vestnik of Kazan State Agrarian University. 18 (3). 193-201. doi: 10.12737/2073-0462-2023-193-201.
Tukhtarova E. Kh. (2023). Prospects of russian regions for the transition to a new technological order. Voprosy Ekonomiki. (8). 147-158. doi: 10.32609/0042-8736-2023-8-147-158.
Urasova A.A., Glezman L.V., Fedoseeva S.S. (2023). CREATION OF AGROBIOTECH PARKS AS A CONDITION FOR ACHIEVING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY AND FOOD SECURITY IN RUSSIA. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 242 (4). 138-158. doi: 10.38197/2072-2060-2023-242-4-138-158.
Uzhegov A.O. (2023). TECHNOLOGICAL OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIA’S INDUSTRIAL REGIONS ON THE BASIS OF THE "NEW INDUSTRIALIZATION" CONCEPT. Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law Series. 33 (6). 995-1004. doi: 10.35634/2412-9593-2023-33-6-995-1004.
