Сравнительный анализ методик и стандартов, применяемых в бизнес-планировании

Рейхерт Н.В., Александрова Е.А.
1 Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования по вопросам выбора эффективной методики составления бизнес-плана. Обозначена проблема темы данного исследования, которая заключается в трудности выбора определенного стандарта для разработки бизнес-плана, в связи с чем возникает необходимость дальнейшего формирования теоретических и практических основ бизнес-планирования. Авторами представлен ряд мнений отечественных ученых, по вопросу определения важных структурированных элементов, входящих в существующие методики. Рассмотрены и проанализированы зарубежные (BFM Group, TACIS и КРМG, UNIDO) и отечественные (Правительства Москвы, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства, ОАО «РоссельхозБанка, Министерства экономического развития и торговли РФ, Правительства РФ) стандарты бизнес-планирования. Отмечены особенности структуры и содержания каждой методики. Сравнительный анализ стандартов позволил установить различия и схожесть их подходов к разработке бизнес-планов.

Ключевые слова: бизнес-планирование, стандарты бизнес-планирования, структура бизнес-плана, методика составления бизнес-плана

JEL-классификация: O21, G31, L52, N80



Введение.

Актуальность темы исследования. В современных условиях бизнес-планирование играет ключевую роль в развитии бизнеса, так как позволяет в рамках проекта оценить его перспективность, будущий успех, посчитать риски, срок окупаемости и эффективность вложений, а также построить финансовую модель и обозначить источники финансирования.

Бизнес-план – основной инструмент реализации функций планирования и управления бизнесом, который позволяет выбрать наиболее эффективный вариант его инвестирования [3].

По какому стандарту составлять бизнес-план, каждый разработчик решает самостоятельно и зависит это во многом от цели, объекта и сложности проекта. К выбору нужной методики инициаторам проектов из числа существующих стандартов нужно подходить основательно, потому что есть методики недоработанные или, несмотря на популярность стандарта, могут не соответствовать выбранной тематике и идее бизнес-плана.

Степень изученности проблемы. При написании научной статьи рассматривались мнения и подходы разных авторов по вопросам выбора методики при разработке бизнес-плана. Рассмотрим и проанализируем некоторые из них.

Э. Н. Щеголева отмечает, что в российской практике существующие стандарты составления бизнес-планов в большинстве случаев носят рекомендательный характер, например, для получения кредита или государственной поддержки [11].

Т. М. Яковлева утверждает, что структура бизнес-плана в России не закреплена ГОСТом, поэтому каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно, исходя из целей и поставленных задач [12].

Как правило, по мнению К. Р. Сафина, выбор методики, по которой будет составлен бизнес-план, остается за инвестором, то есть за тем, кто будет обеспечивать реализацию проекта [9].

Авторы Е. В. Кузнецова и А. А. Шаманаев считают, что зарубежные стандарты являются более приемлемыми в бизнес-планировании предприятий. Например, методика UNIDO больше подходит для разработки бизнес-планов субъектами малого бизнеса, для средних предприятий больше подходит методика KPMG, а методика ЕБРР характерна для крупных предприятий с мощным экономическим потенциалом [5].

М. О. Гладких и Т. Н. Панкова в своих исследованиях рассматривают международные стандарты разработки бизнес-плана, предлагаемые аудиторскими и консалтинговыми фирмами, определяя их особенности и преимущества [13].

В монографии А. С. Братченко нашли отражение вопросы, посвященные структуре и содержанию таких общеизвестных методик как ЕБРР, UNIDO и KPMG. Автор отмечает разницу между ними, в частности методика ЕБР применяется при составлении бизнес-плана для получения кредита, UNIDO преимущественно применяется для оценки проектов в развивающихся странах, методика KPMG более применима для действующих компаний [2].

Большое внимание в трудах А. Б. Коробчук уделено основным характеристикам и особенностям подготовки бизнес-плана по стандарту UNIDO. Несмотря на ее сложность и большой объем данных, которые необходимо анализировать, по мнению автора, это одна из самых популярных и надежных методик [4].

Таким образом, к настоящему моменту проведено множество исследований по данному вопросу. Но следует отметить, что большинство авторов исследуют зарубежные стандарты бизнес-планирования, менее уделяя внимание существующим отечественным методикам, что подтверждает проблему как теоретического, так и практического характера.

Целью данной статьи является сравнительный анализ существующих зарубежных и российских стандартов в бизнес-планировании для выбора и применения наиболее эффективного из них при разработке бизнес-плана.

Научная новизна исследования заключается в системном подходе к сравнению не только зарубежных, но и отечественных стандартов бизнес-планирования, по результатам которого выявлены различия в структуре бизнес-планов, содержании разделов, их названии и последовательности изложения, а также обозначены общие разделы бизнес-плана, которые отражены во всех стандартах.

В качестве методологической основы используются:

– системный подход к группировке стандартов, применяемых для разработки бизнес-планов в российской и зарубежной практике;

– сравнительный подход в исследовании стандартов бизнес-планирования на предмет выбора наиболее эффективного из них по структуре, содержанию и сфере использования разрабатываемого бизнес-плана.

Практический аспект заключается в том, что результаты исследования можно использовать для решения проблем, возникающих при выборе методики, используемой в разработке структуры и содержания бизнес-плана.

Основная часть.

Рисунок 1 иллюстрирует наиболее распространенные зарубежные стандарты бизнес-планирования.

Рисунок 1. Зарубежные стандарты бизнес-планирования

Источник: составлено авторами

В основе этих методик лежит описание последовательности составления разделов бизнес-плана, их содержание, в приложении представляется структура затрат проекта, указаны нормативные акты, на основании которых разрабатывается структура бизнес-плана. Особенностью является то, что в зарубежных стандартах приводятся примеры (шаблоны) написания бизнес-плана.

Краткая информация о зарубежных стандартах бизнес-планирования:

1. Стандарт UNIDO. UNIDO – специализированное учреждение при ООН по промышленному развитию. Организация основана в 1996 году с целью поддержки промышленных, инновационных, инвестиционных проектов, содействуют развитию предпринимательства. Бизнес-планы, разработанные по данному стандарту, считаются самыми детализированными и подробными.

2. Стандарт ЕБРР. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) финансирует не только новые проекты, но и поддерживает действующие коммерческие компании. Составление бизнес-плана по стандарту ЕБРР требует от разработчиков определенного опыта, навыков и умений.

3. Стандарт BFM Group. Правила (стандарт) составления бизнес-плана были созданы консалтинговой компанией BFM Group, в основе которых лежат такие способы или средства (методики) как: матрица Consulting Group, PEST-анализ, SWOT-анализ, анализ этапов создания стоимости. Отличие этого стандарта от других методик – большое количество числовых показателей и детальное описание реализации проекта в прогнозном периоде.

4. Стандарт КРМG. Консалтинговая и аудиторская американская компания (КРМG), штаб-квартира в Швейцарии, основана в 1987 году. Осуществляет подготовку проектной документации для клиентов, в том числе занимается разработкой бизнес-планов, используя собственный стандарт (шаблон).

5. Стандарт TACIS. Данный стандарт был создан в рамках европейской программы «Техническая помощь СНГ». На настоящий момент она не актуальна для данного содружества, так как свернута, но сам стандарт и принципы разработки бизнес-планов до сих пор используются как образец его оформления.

На рисунке 2 представлено содержание бизнес-планов, разработанных по методикам, описанным выше.

Рисунок 2. Сравнение содержания бизнес-планов по зарубежным методикам

Источник: составлено авторами

Методики, представленные на рисунке 2, имеют как схожие черты, так и различия.

Если исходить из наличия числа разделов, которые рекомендуют стандарты, то здесь следует отметить, что такие методики как BFM Group, TACIS и КРМG предлагают разрабатывать бизнес-планы наиболее детально, анализируя большое количество информации.

Одним из распространенных и популярных стандартов является методика UNIDO. Так как в ней большое внимание уделяется описанию идеи, то наибольшее ее применение – среди начинающих предпринимателей и стартапов. Разработку маркетинговой стратегии (анализ рынка, продвижение продукции, выделение целевых потребителей) предусматривают все методики.

В методике BFM Group как ни в одной другой из рассматриваемых методик большое внимание уделяется разделу «Организационный план и менеджмент», где требуется довольно подробно дать ответы на 23 подпункта. Описать следует не только организационно-правовую форму, штатное расписание, затраты на персонал, организационную структуру предприятия, но должна быть представлена информация о будущем управленческом персонале, их биография, образование. Помимо этого, в данном разделе бизнес-плана должна быть дана характеристика имеющихся партнеров, информация о подрядных организациях, советниках, консультантах.

Все методики уделяют внимание экономической эффективности проекта, предлагают в основном использовать для оценки такие показатели как: простой и дисконтированный срок окупаемости, индекс прибыльности, чистую приведенную стоимость, внутреннюю норму доходности. По стандарту ЕБРР помимо прочего предлагается проводить экологическую оценку проекта.

В России также имеются собственные разработки стандартов бизнес-планирования, которые используются разработчиками в качестве шаблонов или методик. Отечественные стандарты бизнес-планирования представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Отечественные стандарты бизнес-планирования

Источник: составлено авторами

Стандарт Правительства Москвы предусматривает более широкое изложение бизнес-плана – 17 разделов, в которых должен быть приведен расчет нескольких видов показателей эффективности проектов: в целом по проекту, для города Москвы и общества, бюджетная эффективность, эффективность за период реализации проекта. Это один из стандартов, который предполагает сравнение расчетных показателей эффективности проекта с такими же показателями эффективности аналогичных проектов. В данном стандарте предусмотрено технико-экономическое обоснование участия города Москвы в бизнес-проекте вновь создаваемого акционерного общества (АО) и действующего хозяйственного общества.

Структура бизнес-плана, составленного по стандарту Правительства РФ, по своему содержанию и по числу разделов (7) очень близка к методике UNIDO. Применяется в основном для проектов с государственным финансированием [1].

Методика Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) помимо стандартных разделов, присущих каждому бизнес-плану проектов, учитывает еще экологическую и нормативную информацию.

Стандарт ОАО «РоссельхозБанк» был разработан в соответствии с выдачей кредитов для экономических субъектов в сельскохозяйственной сфере. В связи с этим методика банка основное внимание уделяет финансовому разделу бизнес-плана, в котором должны быть подробно просчитаны все затраты (материальные, трудовые, инвестиционные), указана калькуляция себестоимости продукции. Так как банк является потенциальным кредитором разработчика бизнес-плана, то его интересуют источники финансирования и денежные потоки проекта, когда наступит его срок окупаемости и какие есть гарантии возврата кредитных ресурсов.

При составлении бизнес-планов в соответствии со Стандартами Министерства экономического развития и торговли РФ в первую очередь учитывается общая стоимость проекта, сумма необходимых финансовых ресурсов и предполагаемые суммы налоговых поступлений в бюджеты (РФ, регионов и местные) [6].

А также предполагается ли привлечение кредитных ресурсов, и какие есть гарантии возврата инвестиций участникам проекта и заемных средств кредиторам. Важно, чтобы был произведен расчет показателей эффективности: экономической, социальной, экологической, общественной и др.

На рисунке 4 представлено содержание бизнес-планов, разработанных по вышеперечисленным отечественным методикам.

Рисунок 4. Сравнение содержания бизнес-планов, составленных по отечественным стандартам

Источник: составлено авторами

Сравнительный анализ представленных выше методик отображен в нижеследующей таблице. За основу сравнения были взяты общепринятые в бизнес-планировании параметры, позволившие установить следующее:

- во всех методиках обязательными элементами в структуре бизнес-плана присутствуют такие базовые разделы как маркетинговый, производственный, организационный и финансовый планы;

- резюме проекта, приложение к бизнес-плану характерно для всех анализируемых методик;

- неотъемлемым является обязательная оценка рисков в трех российских стандартах (Правительства РФ, Правительства Москвы и ФФПМП) и двух зарубежных (TACIS и ЕБРР);

- раздел, посвященный описанию идеи проекта и раздел «Инвестиционный план» как отдельные составляющие бизнес-плана важны только в зарубежной методике UNIDO и российской ФФПМП соответственно;

- меморандум о конфиденциальности рекомендуется прописывать в зарубежных стандартах BFM Group и ЕБРР;

- в стандартах Правительства РФ, ФФПМП и Правительства Москвы прописаны требования к обязательной оценке экологического эффекта от реализации проекта;

- анализ рынка сбыта, отрасли прописан как обязательный раздел в стандартах КРМG, ОАО «РоссельхозБанка» и Правительства Москвы, в остальных методиках нет четких предписаний и эти требования носят рекомендательный характер.

Таблица

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных стандартов

бизнес-планирования

Разделы бизнес-плана
Зарубежные стандарты
Отечественные стандарты
UNIDO
КРМG
TACIS
BFM Group
ЕБРР
ФФПМП
Правительства Москвы
Правительства РФ
ОАО «РоссельхозБанк»
Министерства экономического развития и торговли РФ
Идея проекта
+








+
Резюме
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Меморандум о конфиденциальности



+
+





План маркетинга
+
+
+

+
+
+
+
+
+
Производственный план
+

+
+

+
+
+

+
Организационный план
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Финансовый план
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Экологический эффект и нормативная информация





+
+
+


Анализ рынка сбыта, отрасли

+



+

+
+

Инвестиционный план



+






Оценка рисков


+

+
+
+

+

Приложения
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Источник: составлено авторами

Ознакомившись и изучив разные стандарты и методологические подходы бизнес-планирования, предприниматели в зависимости от поставленных целей и задач (получить грант, субсидию от государства или реализовать инновационный проект) могут разработать собственную структуру бизнес-плана с учетом особенностей компании.

Начинать составление бизнес-плана надо с осознания того, что его основой является финансовый раздел, где надо учесть все затраты и денежные потоки проекта. Расчет эффективности проекта (экономической, бюджетной, социальной и др.) позволяет принять более взвешенное решение о его реализации [10].

Помимо этого, должно учитываться содержание разделов бизнес-плана. Так, например, маркетинговый план дает возможность выяснить не только целевую группу потребителей, виды рекламы, но и просчитать расходы, связанные с реализацией маркетинговых мероприятий [7].

Организационный план очень важен при разработке бизнес-плана, так как в нем отражены данные о планируемом количестве и квалификации персонала, затратах на оплату труда сотрудников, дается характеристика будущей организационной структуры бизнеса [8].

Если проект небольшой, то расчеты можно производить самостоятельно, используя такие инструменты как SWOT-анализ, онлайн-конструкторы, специализированные программные приложения (Альт-Инвест, ProjektExpert). Сложность и масштабность проекта может стать причиной привлечения группы сторонних разработчиков-профессионалов.

В некоторых случаях предприниматели используют готовые бизнес-планы, но, как правило, с последующей их доработкой в соответствии с собственными нуждами и спецификой деятельности экономического бизнеса. Помимо всего прочего, специалисты должны принимать во внимание особенности оформления бизнес-плана и учитывать их при разработке проекта.

Заключение.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, следует выделить следующие обобщающие выводы:

1. Обзор мнений отечественных ученых по вопросу выбора методики составления бизнес-плана показал, что в большинстве случаев авторами анализируются зарубежные стандарты бизнес-планирования на предмет их особенностей и применения в российской практике.

2. Стандарт UNIDO – один из самых применяемых в бизнес-планировании, в соответствии с которым в большинстве случаев разрабатываются бизнес-планы инновационных и инвестиционных проектов. Популярность данной методики связана с тем, что составленные бизнес-планы как правило, имеют достаточно детализировано проработанные разделы, большое внимание уделяется описанию идеи проекта и маркетинговому плану.

3. Несмотря на то, что сравнительный анализ показал отличие стандартов друг от друга: имеют разную структуру бизнес-планов, собственное видение содержания разделов, их название и последовательность изложения, но также они имеют и схожесть: во всех отражены такие разделы как маркетинговый план, производственный, финансовый, организационный, оценивается экономический эффект проекта.


Источники:

1. Александрова Е.А., Рейхерт Н.В. Обоснование расчета ставки дисконтирования в оценке эффективности инвестиционных проектов создания малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 9. – c. 6421-6444. – doi: 10.18334/epp.15.9.123755.
2. Братченко С.А. Бизнес-планирование как эффективный инструмент управления компанией. / Монография. - Москва: Издательский дом «Научная библиотека»,, 2016. – 172 c.
3. Зозуля Д.М. Бизнес-планирование в современной предпринимательской среде: теоретико-прикладной аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – c. 566-570.
4. Коробчук А.Б. Стандарты подготовки бизнес - плана // Экономика и социум. – 2023. – № 11-1(114). – c. 801-805.
5. Кузнецова Е.В., Шаманаев А.А. Методики бизнес-планирования // Инновационная наука. – 2017. – № 12. – c. 111-113.
6. Шапошникова С.В., Линькова Л.А., Оглобина А.В., Щербакова В.В. Особенности бизнес-планирования на российских предприятиях // Экономинфо. – 2008. – № 10. – c. 58-63.
7. Рейхерт Н.В., Александрова Е.А. Маркетинговый план, его особенности, роль и место в бизнес-плане создания новой компании // Бизнес. Образование. Право. – 2025. – № 3(72). – c. 138-146. – doi: 10.25683/VOLBI.2025.72.1402.
8. Сапожникова С.М. Особенности развития рынка труда в современных условиях // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Брянск, 2023. – c. 387-392.
9. Сафин К.Р. Вопросы выбора методики составления бизнес-плана в системе повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы // Молодой ученый. – 2021. – № 17(359). – c. 147-149.
10. Торосян Е.К., Сажнева Л.П., Варзунов А.В. Бизнес-планирование. / Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2015. – 90 c.
11. Щеголева Э.Н. Современные методики бизнес-планирования и анализ программ для составления бизнес-планов // Oeconomia et Jus. – 2018. – № 4. – c. 29-34.
12. Яковлева Т.М. Сравнительный анализ методик составления бизнес-плана // Вестник науки и образования. – 2017. – № 6(30). – c. 52-55.
13. Gladkikh M.O., Pankova T.N. Standards of business planning in the Russian Federation // Modern Economics: Problems and Solutions. – 2019. – № 7(115). – p. 53-65. – doi: 10.17308/meps.2019.7/2157.

Страница обновлена: 25.11.2025 в 12:03:53

 

 

Comparative analysis of methods and standards used in business planning

Reichert N.V., Aleksandrova E.A.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article presents the results of a study on selecting an effective business plan methodology. The problem identified in this study is the difficulty of selecting a specific standard for business plan development, necessitating further development of the theoretical and practical foundations of business planning. The authors present a number of opinions from Russian scholars on the issue of defining the important structured elements included in existing methodologies. Foreign (BFM Group, TACIS and KRMG, UNIDO) and Russian (Government of Moscow, Federal Fund for Small Entrepreneurship Support, JSC Rosselkhozbank, Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation, and Government of the Russian Federation) business planning standards are reviewed and analyzed. The structural and content features of each methodology are highlighted. A comparative analysis of the standards allowed to identify the differences and similarities in their approaches to business plan development.

Keywords: business planning, business planning standard, business plan structure, business plan preparation methodology

JEL-classification: O21, G31, L52, N80

References:

Aleksandrova E.A., Reykhert N.V. (2025). Justification of the discount rate calculation in assessing the effectiveness of small business investment projects. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (9). 6421-6444. doi: 10.18334/epp.15.9.123755.

Bratchenko S.A. (2016). Business planning as an effective management tool for a company Moscow: Izdatelskiy dom «Nauchnaya biblioteka».

Gladkikh M.O., Pankova T.N. (2019). Standards of business planning in the Russian Federation Modern Economics: Problems and Solutions. (7(115)). 53-65. doi: 10.17308/meps.2019.7/2157.

Korobchuk A.B. (2023). STANDARDS FOR PREPARATION OF A BUSINESS PLAN. Ekonomika i sotsium. (11-1(114)). 801-805.

Kuznetsova E.V., Shamanaev A.A. (2017). Business planning techniques. Innovative science. (12). 111-113.

Reykhert N.V., Aleksandrova E.A. (2025). MARKETING PLAN, ITS FEATURES, ROLE AND PLACE IN THE BUSINESS PLAN FOR CREATING A NEW COMPANY. Business. Education. Law. (3(72)). 138-146. doi: 10.25683/VOLBI.2025.72.1402.

Safin K.R. (2021). Issues of choosing the methodology for drawing up a business plan in the system of increasing the efficiency of the company's business activities. The young scientist. (17(359)). 147-149.

Sapozhnikova S.M. (2023). FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE LABOR MARKET IN MODERN CONDITIONS Current issues of economics and agribusiness. 387-392.

Schegoleva E.N. (2018). MODERN METHODS OF BUSINESS PLANNING AND ANALYSIS OF PROGRAMS FOR BUSINESS PLANNING. Oeconomia et Jus. (4). 29-34.

Shaposhnikova S.V., Linkova L.A., Oglobina A.V., Scherbakova V.V. (2008). Features of business planning in Russian enterprises. Econominfo. (10). 58-63.

Torosyan E.K., Sazhneva L.P., Varzunov A.V. (2015). Business planning SPb.: Universitet ITMO.

Yakovleva T.M. (2017). Comparative analysis of business plan preparation methods. Vestnik nauki i obrazovaniya. 1 (6(30)). 52-55.

Zozulya D.M. (2017). Business planning in the modern business environment: theoretical and applied aspect. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 566-570.