Современный мировой опыт прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: особенности и возможности для России
Конищев Е.С.1
, Кузьмина А.С.1![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)
Аннотация:
Статья посвящена исследованию современного мирового опыта прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность темы обусловлена ролью малого и среднего предпринимательства в диверсификации производства, поддержке занятости и импортозамещении. Цель исследования – систематизировать зарубежный опыт прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и выявить перспективные меры и инструменты, применимые для совершенствования экономической политики Российской Федерации. В работе представлен сравнительный анализ зарубежных практик, сгруппированных по основным направлениям. По результатам анализа и с учетом основных положений исследований, посвященных актуальному состоянию системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, сформированы потенциальные направления совершенствования прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. В заключении резюмированы основные положения проведенного авторами исследования.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инструменты государственной поддержки, финансовая поддержка, налоговое стимулирование
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета.
JEL-классификация: L20, L26, G23
Введение
В условиях ускоренной структурной трансформации экономики, вызванной шоками 2020-2021 гг. (пандемия коронавирусной инфекции), а также геополитической напряженностью и усилением санкционного давления на Российскую Федерацию после 2022 г. важным направлением экономической политики становится совершенствование системы прямой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Российской Федерации. Тема исследования представляется актуальной, что обусловлено значительной ролью МСП в национальной экономике, включая диверсификацию производства, поддержку занятости и импортозамещения (Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А., 2018 г.; Крупнов Ю.А., 2024 г.; Яркова Т.М., 2024 г.) [3; 5; 9]. В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года (далее – Стратегия развития МСП) малое и среднее предпринимательство выделяется в качестве одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости (Стратегия развития малого и среднего предпринимательства) [1].
Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые на государственном уровне субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают сталкиваться с системными ограничениями. Так, в Стратегии развития МСП отмечается, что малый и средний бизнес развиваются на территории Российской Федерации неравномерно, что в том числе связано с доступностью финансовых ресурсов для субъектов МСП, недостаточным учетом интересов субъектов МСП в рамках государственной политики, несовершенством административно-правового регулирования и т.д. (Стратегия развития малого и среднего предпринимательства) [1]. Релевантные научные работы также нередко посвящены вопросам труднодоступности финансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства и существования административных барьеров (Урумов Т.Р., 2020 г.; Рыкова И.Н., Уткин В.С., 2013 г.; Бикеева М.В., Иншаков В.А., Фадеева И.М., 2020 г.) [8; 6; 2].
При этом, необходимо обратить отдельное внимание на то, что с учетом большого набора доступных мер и инструментов, эффективность государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в России, по оценкам различных авторов, остается, как минимум, неоднозначной (Гайнанов Д.А., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А., 2023 г.; Степанов Н.С., 2020 г.) [4; 7].
С 2020 года Российская Федерации сталкивается с различными геополитическими и геоэкономическими вызовами, которые требуют своевременной и комплексной актуализации как управленческих приоритетов, так и инструментов их реализации. В условиях усиливающихся внешнеэкономических ограничений и необходимости поддержания предпринимательской активности фиксируется потребность в инструментах прямой поддержки МСП, обеспечивающих не только краткосрочную экономическую устойчивость, но и возможности долгосрочного роста для субъектов МСП. Цель исследования состоит в систематизации мирового опыта прямой государственной поддержки МСП и выявления перспективных мер и инструментов, применимых для совершенствования экономической политики Российской Федерации. Научная новизна исследования заключается в выделении перспективных направлений развития прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на основе систематизации релевантного зарубежного опыта прямой государственной поддержки МСП.
Материалы и методы
Исследование выполнено в формате анализа зарубежных практик прямой государственной поддержки МСП. Информационной базой исследования служат открытые нормативные и программные документы различных стран, аналитические отчеты международных и национальных институтов, профильные научные публикации и другая информация в открытом доступе, включающая описание действующих инструментов. Исследование основано на институциональном и сравнительном анализе, с последующей систематизацией по ключевым направлениям (финансовые меры, налоговое стимулирование, участие в государственных закупках). Систематизация и обобщение проведено в целях последующей экспертной оценки перспективности применения отдельных инструментов и мер в Российской Федерации.
Результаты
Финансовая поддержка и доступ к финансированию МСП
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам является одним из ключевых направлений государственной политики в отношении МСП. Данная группа мер включает различные инструменты финансовой поддержки, среди которых следует выделить: государственные программы кредитования; программы гарантирования кредитов для МСП; государственные фонды венчурного капитала и содействия инвестициям; микрофинансирование, а также прямые субсидии и гранты на развитие бизнеса.Анализ зарубежных практик финансовой поддержки МСП демонстрирует, что преимущественно государство принимает на себя часть кредитных рисков по займам малых и средних предприятий, используя механизмы кредитного гарантийного обеспечения и инструменты специализированных институтов развития.
Инструменты финансовой поддержки МСП активно применяются в странах Северной Америки, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) и Азии, хотя их конкретные формы различаются.
Так, в Европейском союзе действует многоуровневая система: на наднациональном уровне через программы EIF/EIB малые и средние предприятия получают поддерживаемые ЕС кредиты и гарантии (например, только COSME-LGF охватывал 21 страну и заключил 67 соглашений с банками [1]), а на национальном уровне практически каждая страна имеет госпрограммы кредитной поддержки. Германия предоставляет кредиты через KfW, Франция – через Bpifrance, Италия – через фонд гарантий, который только за первый год пандемии обеспечил поручительств более чем на 100 млрд евро для приблизительно 1 млн фирм [2].
В США основным набором мер выступает программа гарантий SBA 7(a), в рамках которой частные банки выдают ссуды, до 85% суммы которых страхует государство [3]. В Соединенных Штатах Америки существуют и иные специальные программы в части финансовой поддержки МСП – например, программа SBA 504 финансирует покупку оборудования и недвижимости через партнерство с местными корпорациями развития, а Microloan Program предоставляет микрозаймы через некоммерческие организации.
В Канаде федеральная Canada Small Business Financing Program обеспечивает гарантию до 85% банковских кредитов МСП [4], а государственный банк BDC напрямую кредитует тысячи предприятий ежегодно [5].
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна ключевую роль играют государственные гарантийные фонды и банки развития: в Чили FOGAPE обеспечивает государственные гарантии по кредитам МСП (после 2020 г. инструменты были расширены в рамках программ Fogape Chile Apoya для финансирования оборотного капитала и инвестиций) [6], [7]. Одновременно развиваются рыночные инструменты оборотного финансирования: платформа реверсивного факторинга «Cadenas Productivas» национального банка развития Мексики (NAFIN) заняла доминирующее положение на рынке, увеличив долю с 2% в 2001 г. до 60% рынка факторинга, тем самым ускоряя доступ МСП к ликвидности и кредитоспособности (Klapper L., 2006 г.) [10]. В Бразилии ключевым инструментом поддержки МСП выступает государственный Банк развития (BNDES). Так, в период 2016-2018 гг. доля кредитов BNDES, приходящаяся на МСП, выросла с 30% до 46,8% [8].
В азиатских странах с развитой финансовой системой (например, Япония и Республика Корея) также действуют системы гарантирования: государственные корпорации покрывают около 80% риска по ссудам МСП, что стимулирует коммерческие банки кредитовать малый бизнес [9], [10]. Например, в Малайзии корпорация CGC ежегодно предоставляют более чем 10 тыс. кредитов, предлагая специальные продукты для стартапов (BizMula), женщин-предпринимателей (BizWanita), предприятий, занимающихся «зелеными» технологиями и др. [11]. Кроме того, в Азии ускоренными темпами развивается финтех-сектор, который дополняет традиционные инструменты – например, цифровые платформы кредитования (Ant Group – в Китае, P2P-кредиторы – в Юго-Восточной Азии) предоставляют малым фирм краткосрочные кредиты, ранее недоступные некоторым субъектам МСП из-за отсутствия кредитной истории [12], [13] (Suryani I.P., Suri A.G., Shafira Z., 2023 г.) [11].
Налоговые льготы и фискальные стимулирующие меры для МСП
Меры налогового стимулирования характеризуются различной функциональной направленностью, что позволяет выделить следующие их основные типы:1) пониженные ставки налога на прибыль для субъектов МСП;
2) особые упрощенные режимы налогообложения для микропредприятий (например, единый налог, патент или налогообложение с оборота);
3) налоговые вычеты, кредиты и скидки, предназначенные для МСП (например, ускоренная амортизация, налоговые каникулы для новых фирм, налоговые кредиты на НИОКР, на инвестиции или на обучение персонала);
4) льготы по косвенным налогам, таким как НДС (чаще всего освобождение от НДС или упрощенные процедуры для небольших по обороту фирм).
Пониженные ставки корпоративного налога для малых предприятий применяются не во всех европейских странах, однако, по состоянию на 2021 год, по меньшей мере 8 государств – членов ОЭСР в Европе устанавливали дифференцированные налоговые ставки в зависимости от размера бизнеса [14]. Например, в Бельгии первые 100 тыс. евро прибыли малых компаний облагаются по ставке 20% вместо стандартных 25%, в Нидерландах применяется ставка 15% на прибыль до 245 тыс. евро против стандартных 25% [15]. В Литве для микропредприятий, численность которых не превышает 10 работников, а доход составляет до 300 тыс. евро, установлена налоговая ставка в размере 5%, при этом для вновь созданных микропредприятий предусмотрена нулевая ставка в течение первого года деятельности [16].
В странах Евросоюза распространены упрощенные налоговые режимы для микропредприятий. Например, в Италии режим «forfait» (налог 15% с выручки до 65 тыс. евро, и 5% для стартапов) [17], во Франции – режим «micro-entreprise» с уплатой процента с оборота (от 1% до 7% в зависимости от вида деятельности) вместо обычных налогов и взносов [18], [19], в странах Центральной Европы представлены аналоги единого налога [20].
В США поддержка малого и среднего бизнеса реализуется преимущественно через механизм налогообложения доходов физических лиц. Помимо вычета в размере 20% [21], предусмотрены повышенные нормы списания расходов: в частности, малые предприятия могут единовременно включать в собственные расходы до 1 млн долларов инвестиций в оборудование в год [22]. На уровне штатов США также встречаются льготные режимы для малых предприятий (патентные налоги, упрощенные режимы для микробизнеса и т.п.).
В Аргентине режим «Monotributo» объединяет уплату НДС и налога на прибыль (с добавлением социальных взносов) в единую фиксированную квоту и применяется к «малым плательщикам» по шкале, определяемой выручкой [23]. В Бразилии действует программа «Simples Nacional» – общенациональный упрощенный режим для МСП с лимитом выручки 4,8 млн бразильских реалов в год и единым расчетом (с включением федеральных и субфедеральных налогов) [24]. В Колумбии для МСП введен единый платеж SIMPLE/RST, агрегирующий несколько обязательств (включая корпоративный налог и местные сборы), установленный в диапазоне от 1,2% до 8,3% валовой выручки [25]. В Перу для малых и средних предприятий действует программа NRUS с фиксированными ежемесячными квотами (например: фиксированный ежемесячный платеж составляет 20 перуанских солей для плательщиков с выручкой до 5 000 перуанских солей, и 50 перуанских солей – для плательщиков с выручкой до 8 000 перуанских солей) [26].
В Индии действует упрощенный режим налогообложения доходов, в рамках которого для малых налогоплательщиков нормативная (предполагаемая) прибыль принимается равной 8% от оборота (или 6% при преобладании безналичных поступлений) при условии, что годовая выручка не превышает 2-3 крор (прим. 1 крор – 10 млн рупий) индийских рупий [27], [28]. В Китае установлены льготы для «малых и низкоприбыльных предприятий»: применяется ставка 20% к части налоговой базы (например, включение в налогооблагаемую базу 25% прибыли до 3 млн юаней КНР, что эквивалентно эффективной ставке 5%), также по НДС действует освобождение при месячных продажах до 100 000 юаней КНР и пониженный сбор 1% вместо 3% по ряду операций [29], [30], [31]. В Японии для МСП (как правило, с уставным капиталом до 100 млн иен) продлено применение пониженной ставки 15% на часть прибыли (до 8 млн иен в год) в рамках специальных налоговых мер [32].
Участие малых предприятий в государственных закупках
Доступ к рынку государственных закупок для малых предприятий нередко ограничен ввиду наличия высокой конкуренции со стороны крупных поставщиков и сложности процедур. Для снижения этих барьеров используются инструменты, призванные расширить участие субъектов МСП. К таким мерам относятся:1) Установление квот или целевых показателей по доле контрактов, которые должны быть выполнены субъектами МСП. Например, в США на федеральном уровне действует целевая установка – не менее 23% объема годовых прямых контрактов правительства должны быть размещены для малых предприятий [33].
2) Дробление крупных лотов (разделение крупных контрактов на более мелкие, чтобы небольшие фирмы могли принимать участие в закупках). Такая норма закреплена, например, в директивах Европейского союза от 2014 г. по закупкам, которые призывают заказчиков делить контракты на лоты и допускать консорциумы МСП для совместной заявки [34].
3) Облегчение тендерных требований для субъектов МСП (уменьшение требуемых финансовых гарантий, упрощенные формы заявки, снижение требований к предыдущему опыту или размеру компании и т.д.).
4) Обучение и информирование. Во многих странах действуют программы повышения компетенций для малых поставщиков (семинары, вебинары, методические материалы о порядке участия в торгах), а также специализированные электронные порталы с объявлениями закупок и разъяснениями, ориентированные на потребности МСП.
5) Платежная дисциплина и ускоренные расчеты (введение поэтапных выплат и установление сокращенных сроков оплаты по контрактам в целях своевременного поступления денежных средств малым подрядчикам без задержек).
Также, важным направлением являются меры по развитию субподряда – государство стимулирует генеральных подрядчиков привлекать МСП в качестве субподрядчиков и устанавливает целевые доли их участия (например, в США ориентир составляет порядка 30% объема субподрядов в пользу МСП) [35]. В Канаде для отдельных категорий товаров и услуг закреплен приоритет участия канадских малых поставщиков. Строгих количественных квот при этом не предусмотрено, однако реализуются программы, нацеленные на расширение участия отдельных групп МСП.
В Европейском союзе, исходя из принципов равного обращения и конкуренции, прямые квоты в пользу МСП не применяются – их участие стимулируется косвенными инструментами, закрепленными в директивах и национальных актах (дробление закупок на лоты, упрощенные процедуры, сокращенные сроки оплаты и др.). Например, во Франции и Германии заказчик обязан письменно обосновать отказ от деления закупки на лоты, что фактически поощряет дробление крупных закупок и упрощает доступ МСП. В Италии установлено, что при технической возможности не менее 50% предмета закупки должно быть выделено в лоты, доступные для участия малых и средних предприятий.
В Бразилии статус МСП в закупках закреплен в Дополнительном законе №123/2006 и иных подзаконных актах к федеральной системе закупок: для позиций с ценой до 80 тыс. бразильских реалов допускается проведение процедур, ориентированных только на микропредприятия и субъектов МСП. Нормативно-правовыми актами дополнительно предусмотрено резервирование долей объекта закупки и требование субподряда в пользу МСП [36], [37]. В Чили реформа ChileCompra сочетает правовые и процедурные инструменты: существующие нормы поощряют участие микрофирм и малых компаний; осуществляется модернизация системы закупок, которая расширяет доступ МСП к электронным процедурам и применению стандартных (типовых) условий контрактов [38], [39].
В Индии действует «Положение о государственных закупках для микропредприятий и малых предприятий», устанавливающее минимальную долю закупок органов публичной власти и государственных компаний у МСП в размере 25% в год, с дополнительными квотами по группам [40], [41]. В Республике Корея правовая база и операционная экосистема KONEPS обеспечивают преференциальные возможности для МСП, включая авансовые платежи вплоть до 70% цены контракта и ускоренные расчеты, что снижает кассовые разрывы при исполнении контракта [42].
Принимая во внимание многообразие рассмотренных форм прямой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в таблице 1 систематизированы ключевые механизмы и инструменты прямой государственной поддержки МСП и выделены особенности их применения на основе результатов анализа мирового опыта.
Таблица 1 – Обзор передовых практик зарубежного опыта реализации прямых мер государственной поддержки
|
Макрорегион (страна)
|
Механизм/инструмент поддержки
|
Краткое описание механизма/инструмента
поддержки
|
|
I. Финансовая поддержка и доступ к финансированию МСП
| ||
|
Северная Америка (США)
|
Гарантированное кредитование SBA
7(a)
|
Коммерческие банки выдают ссуды при
государственной гарантии до 85% основного долга, что снижает риск кредитора и
расширяет доступ МСП к оборотному и инвестиционному финансированию.
|
|
Европа (ЕС)
|
Пул гарантий EIF/EIB (напр.,
COSME-LGF)
|
Многоуровневая система гарантий и
контргарантий снижает стоимость риска для банков; только COSME-LGF охватывал
21 страну и 67 соглашений с финансовыми посредниками.
|
|
Европа (Германия)
|
Льготные кредиты KfW
|
Целевые программы развития
предоставляют длительные ресурсы по пониженным ставкам, поддерживая
инвестиции и модернизацию активов МСП.
|
|
Северная Америка (Канада)
|
Canada Small Business
Financing Program (гарантии) / кредиты BDC
|
Федеральные гарантии до 85% в
сочетании с прямым кредитованием Банка развития Канады повышают доступность и
сроки финансирования без вытеснения частного сектора.
|
|
Латинская Америка и Карибский
бассейн (Мексика)
|
Реверсивный факторинг NAFIN «Cadenas
Productivas»
|
Государственный банк развития
организует платформу факторинга, ускоряя оборачиваемость и повышая
кредитоспособность поставщиков-МСП; доля рынка факторинга выросла с 2% до
60%.
|
|
Латинская Америка и Карибский
бассейн (Чили)
|
Гарантийный фонд FOGAPE/Fogape Chile Apoya
|
Государственные поручительства по
кредитам на оборотный капитал и инвестиции компенсируют риск банков и поддерживают
финансирование МСП в стрессовые периоды.
|
|
II. Налоговые льготы и фискальные стимулирующие меры
| ||
|
Европа (Бельгия)
|
Пониженная ставка налога на прибыль
для малых компаний
|
Первые 100 тыс. евро прибыли
облагаются по ставке 20% вместо стандартных 25%, что облегчает накопление
капитала и инвестирование.
|
|
Европа (Нидерланды)
|
Дифференцированная ставка
корпоративного налога
|
Ставка 15% применяется к прибыли до
установленного порога, снижая фискальное бремя для небольших фирм.
|
|
Европа (Италия)
|
Упрощённый режим «forfait»
|
Единый налог с выручки (с пониженной
ставкой для стартапов) сокращает административные издержки и упрощает
планирование у микропредприятий.
|
|
Северная Америка (США)
|
Единовременное списание инвестиций
(Section 179) и иные вычеты
|
Повышенные нормы списания и вычетов
ускоряют обновление оборудования и смягчают кассовые разрывы у малого
бизнеса.
|
|
Латинская Америка и Карибский
бассейн (Бразилия)
|
Единый режим «Simples Nacional»
|
Консолидация федеральных и
субфедеральных налогов в один платёж снижает издержки администрирования и
повышает предсказуемость налоговой нагрузки.
|
|
Азия (Индия)
|
Режим предполагаемой прибыли / GST
Composition Scheme
|
Для малых плательщиков
устанавливается нормативная прибыль от оборота и упрощённая уплата, что уменьшает
расходы на учёт и отчётность.
|
|
III. Участие МСП в государственных закупках
| ||
|
Северная Америка (США)
|
Целевые доли федеральных контрактов
для малых предприятий
|
Цель - не менее 23% годового объёма
прямых контрактов, что формирует гарантированный спрос и рыночную историю
поставщика.
|
|
Европа (ЕС)
|
Дробление закупок на лоты и участие
консорциумов
|
Директивы поощряют деление крупных
закупок и совместные заявки МСП, снижая порог входа и расширяя конкуренцию.
|
|
Европа (Франция/Германия)
|
Обязательное обоснование отказа от
лотирования
|
Требование заказчика письменно
объяснять неделение контракта фактически стимулирует лотирование и повышает
доступность процедур для МСП.
|
|
Европа (Италия)
|
Норматив доли предмета закупки под
лоты
|
При технической возможности не менее
50% предмета закупки выделяется в лоты, доступные для МСП.
|
|
Латинская Америка и Карибский
бассейн (Бразилия)
|
Преференциальный режим закупок для
МСП
|
Для позиций до установленного порога
допускаются процедуры «только для МСП», предусмотрены резервирование долей и
требования субподряда.
|
|
Азия (Республика Корея)
|
Платёжная дисциплина и авансирование
(KONEPS)
|
Сокращённые сроки оплаты и авансы до
70% цены контракта снижают кассовые разрывы при исполнении договоров МСП.
|
Возможности для России
В России существуют программы государственного субсидирования кредитных ставок и кредитные гарантии (например, Национальная Гарантийная Система), но их масштабы и эффективность ограничены. Опыт США, ЕС, ЛАК и стран Азии показывает, что расширение гарантийных схем (особенно при кризисах) и интеграция их с частным банковским сектором могут существенно повысить доступность кредитов для субъектов МСП. Так, следует рассмотреть увеличение государственной квоты гарантирования кредитов МСП, особенно целевых – на инвестиции, модернизацию, экспорт. Корпорация МСП имеет возможности для интегрирования инструментов EIF: например, предоставлять контргарантии региональным фондам, страховать первые потери портфелей банков (схемы разделения рисков), что позволит мультиплицировать эффект.BDC в Канаде, BNDES в Бразилии и SBA в США активно кредитуют сегменты, недокредитованные рынком (стартапы, быстрорастущие МСП). В России МСП Банк и ряд региональных ФРП пока не играют сопоставимой роли. Потенциал – трансформация МСП Банка в полноценный «банк малого бизнеса» по модели BDC, предоставляя долговое и условно-капитальное финансирование (мезонинное финансирование, венчурные кредиты) компаниям, не получающим достаточно средств в коммерческих банках, что может быть особенно актуально для инновационных МСП.
В РФ функционирует ряд фондов (через РВК, Сколково и др.), но объем инвестиций в стартапы остается низким относительно ВВП. В России имеют потенциал для развития венчурные фонды с государственным участием для финансирования МСП, предоставляя гарантии доходности или покрытие рисков.
В Российской Федерации уже применяются специальные налоговые режимы для малого бизнеса – упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система для ИП, налог на профессиональный доход (для самозанятых). Однако зарубежный опыт указывает на целесообразность дополнительных мер: введение или расширение R&D-налоговых кредитов для инновационных малых фирм, налоговые каникулы для стартапов, единые пороги освобождения от НДС для микробизнеса. Кроме того, создание стимулов для инвестиций в МСП (например, особых льгот для инвесторов или частных капиталов) могло бы привлечь больше ресурсов в сектор.
В части стимулирования участия МСП в государственных закупках российская практика во многом соответствует мировому опыту. Среди потенциальных направлений дальнейшего развития системы государственных закупок в Российской Федерации в рамках стимулирования участия МСП можно выделить применение более целенаправленных мер по разукрупнению лотов в случаях когда это возможно без снижения качества выполняемых работ, а также внедрение регулируемых условий по применению субподряда (подрядчики при выполнение крупных контрактов должны передавать определенную часть контракта на субподряд представителям МСП).
Заключение
Обобщение зарубежных практик прямой государственной поддержки МСП позволяет выделить ряд перспективных предложений для применения в рамках экономической политики Российской Федерации. В части финансовой поддержки представляется целесообразным расширять использование государственных гарантий, включая инструменты разделения рисков и развивать программы субсидирования процентных ставок и льготного кредитования для сегментов рынка, испытывающих недостаток финансирования. При реализации мер налогового стимулирования дополнительное внимание может быть уделено инструментам, ориентированным на инвестиции и НИОКР (в том числе режимам, аналогичным налоговым кредитам на исследования и разработку), а также предсказуемым режимам для стартапов и упорядочиванию порогов по НДС для малого бизнеса. Стимулирование участия МСП в государственных закупках может включать разукрупнение лотов в допустимых случаях, обеспечение платежной дисциплины (ускоренные расчеты и поэтапные выплаты), а также регулируемые условия субподряда, повышающие доступ малого бизнеса к крупным контрактам.
Несмотря на то, что многие из упомянутых в работе инструментов уже применяются в Российской Федерации, сохраняется значительный потенциал для их «донастройки» и адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям. Комплексная реализация выделенных предложений позволит внести вклад в формирование целостной системы государственной поддержки, ориентированной на устойчивый рост субъектов МСП и повышающей их инвестиционную активность, технологическое обновление и вовлеченность в цепочки поставок.
[1] Report from the Commission to the European Parliament and the Council. COSME 2014–2020 Programme for the Competitiveness of Enterprises and SMEs. 2016 Monitoring Report. – Brussels : European Commission, 2021. – COM(2021) 682 final. – Текст : электронный. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021DC0682 (дата обращения: 20.08.2025).
[2] Credito e liquidità per famiglie e imprese: domande di moratoria a 302 miliardi di euro, oltre 107 miliardi il valore delle richieste al Fondo di Garanzia PMI; raggiungono i 17,2 miliardi di euro i volumi complessivi dei prestiti garantiti da SACE. – 30.11.2020. – Текст : электронный. – URL: https://www.acerweb.it/credito-e-liquidita-per-famiglie-e-imprese-domande-di-moratoria-a-302-miliardi-di-euro-oltre-107-miliardi-il-valore-delle-richieste-al-fondo-di-garanzia-pmi/ (дата обращения: 20.08.2025).
[3] SBA 7(a) Loan Program. – Washington, DC : U.S. Small Business Administration, 2023. – Текст : электронный. – URL: https://www.sba.gov/funding-programs/loans/7a-loans (дата обращения: 20.08.2025).
[4] Canada Small Business Financing Program (CSBFP). – Ottawa : Innovation, Science and Economic Development Canada, 2023. – Текст : электронный. – URL: https://ised-isde.canada.ca/site/canada-small-business-financing-program/en (дата обращения: 20.08.2025).
[5] BDC Annual Report 2023. – Montréal : BDC, 2023. – Текст : электронный. – URL: https://www.bdc.ca/globalassets/digizuite/42073-bdc-annual-report-2023.pdf (дата обращения: 20.08.2025).
[6] Qué es FOGAPE. – Fogape. – Текст : электронный. – URL: https://www.fogape.cl/que-es-fogape-2 (дата обращения: 18.09.2025).
[7] Acceso al Crédito Fogape se extiende a todas las MiPymes. – Gobierno de Chile (Gob.cl). – Текст : электронный. – URL: https://www.gob.cl/noticias/cambio-credito-fogape-extiende-todas-mipymes-acceso-financiamiento-empresas-fondo-garantias-pequenos-medianos-empresarios-microempresas/ (дата обращения: 18.09.2025).
[8] SME and Entrepreneurship Policy in Brazil 2020. – OECD. – 2020. – Текст : электронный. – DOI: 10.1787/cc5feb81-en. – URL: https://doi.org/10.1787/cc5feb81-en (дата обращения: 18.09.2025).
[9] Credit Guarantee // Korea Credit Guarantee Fund (KODIT). – Текст : электронный. – URL: https://www.kodit.co.kr/koditEng/cm/cntnts/cntntsView.do?cntntsId=11562&mi=2770 (дата обращения: 18.09.2025).
[10] Financial Policy for SMEs in Japan / T. Miura // Bank of Japan. – 2012. – Текст : электронный. – URL: https://www.boj.or.jp/en/finsys/c_aft/data/rel121009a7.pdf (дата обращения: 18.09.2025).
[11] Credit Guarantee Corporation Malaysia Berhad Annual Report 2023. – 2023. – Текст : электронный. – URL: https://www.cgc.com.my/getattachment/25d20462-9665-4c5a-96b3-addbf45ff919/CGC_AR2023.pdf?lang=en-US&ext=.pdf (дата обращения: 18.09.2025).
[12] MYbank Makes Financing More Accessible for 45 Million SME Clients by Leveraging Digital Technology. – Ant Group. – Текст : электронный. – URL: https://www.antgroup.com/en/news-media/press-releases/1651219200000 (дата обращения: 19.09.2025).
[13] Alternative Financing Instruments for ASEAN SMEs. – OECD. – 2020. – P. 166. – Текст : электронный. – URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2020/09/alternative-financing-instruments-for-asean-smes_083cbe02/a4779afc-en.pdf (дата обращения: 19.09.2025).
[14] Reduced Corporate Income Tax Rates for Small Businesses in Europe. – Tax Foundation Europe. – Текст : электронный. – URL: https://taxfoundation.org/data/all/eu/reduced-corporate-income-tax-rates-for-small-businesses-in-europe-2021/ (дата обращения: 19.09.2025).
[15] Reduced Corporate Income Tax Rates for Small Businesses in Europe. – Tax Foundation Europe. – Текст : электронный. – URL: https://taxfoundation.org/data/all/eu/reduced-corporate-income-tax-rates-for-small-businesses-in-europe-2021/ (дата обращения: 18.08.2025).
[16] Reduced Corporate Income Tax Rates for Small Businesses in Europe. – Tax Foundation Europe. – Текст : электронный. – URL: https://taxfoundation.org/data/all/eu/reduced-corporate-income-tax-rates-for-small-businesses-in-europe-2021/ (дата обращения: 18.08.2025).
[17] Regime forfettario 2023: guida e requisiti. – Agenzia delle Entrate, 2023. – Текст : электронный. – URL: https://www.agenziaentrate.gov.it/portale/web/guest/schede/regimi/forfettario (дата обращения: 18.08.2025).
[18] Régime fiscal de la micro-entreprise. – Service-Public.fr. – Текст : электронный. – URL: https://entreprendre.service-public.fr/vosdroits/F23267. (дата обращения: 18.08.2025).
[19] Le régime social du micro-entrepreneur. – Bpifrance Création. – Текст : электронный. – URL: https://bpifrance-creation.fr/encyclopedie/micro-entreprise-regime-auto-entrepreneur/fiscal-social-comptable/regime-social-du (дата обращения: 18.08.2025).
[20] Taxation Trends in the European Union: Data for the EU Member States, Iceland and Norway – 2022 Edition. – DG TAXUD, 2022.. – Текст : электронный. – URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/f85da28f-f5be-11ec-b976-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 18.08.2025).
[21] Internal Revenue Service (IRS). Qualified Business Income Deduction (Section 199A). –IRS. – Текст : электронный. – URL: https://www.irs.gov/newsroom/qualified-business-income-deduction (дата обращения: 18.08.2025).
[22] Internal Revenue Service (IRS). Section 179 Deduction. – Текст : электронный. – URL: https://www.irs.gov/publications/p946 (дата обращения: 18.08.2025).
[23] Ayuda sobre el Monotributo. – ARCA Monotributo (Administración Federal de Ingresos Públicos, AFIP). – Текст : электронный. – URL: https://www.afip.gob.ar/monotributo/ayuda/que-es.asp (дата обращения: 18.08.2025).
[24]Perguntas e Respostas Simples Nacional. – Simples Nacional. – 2024. – P. 107. – Текст : электронный. – URL: https://www8.receita.fazenda.gov.br/simplesnacional/arquivos/manual/perguntaosn.pdf (дата обращения: 18.08.2025).
[25] Régimen Simple de Tributación (RST). – Dirección de Impuestos y Aduanas Nacionales (DIAN). – Текст : электронный. – URL: https://www.dian.gov.co/impuestos/Regimen-Simple-de-Tributacion-RST/Documents/RST-2023.pdf (дата обращения: 18.09.2025).
[26] Nuevo Régimen Único Simplificado. – Gobierno del Perú (Gob.pe). – Текст : электронный. – URL: https://www.gob.pe/6988-nuevo-regimen-unico-simplificado-nrus (дата обращения: 25.08.2025).
[27] Frequently Asked Questions on Composition Levy. – Central Board of Indirect Taxes and Customs (CBIC). – Текст : электронный. – URL: https://cbic-gst.gov.in/pdf/faq-manual/faq-composition-levy-revised.pdf (дата обращения: 19.09.2025).
[28] Central Board of Direct Taxes (CBDT). e-Filing ITR-4: Validation Rules, AY 2025–26, Version 1.1. – Текст : электронный. – URL: https://www.incometax.gov.in/iec/foportal/sites/default/files/2025-07/CBDT_e-Filing_ITR%204_Validation%20Rules_AY%202025-26_V1.1.pdf (дата обращения: 19.09.2025).
[29] Tax Incentives for Foreign Invested Enterprises // Doing Business in China. – China Briefing. – Текст : электронный. – URL: https://www.china-briefing.com/doing-business-guide/china/taxation-and-accounting/tax-incentives-in-china (дата обращения: 22.09.2025).
[30] China Clarifies 2023 VAT Incentives for Small-Scale Taxpayers and Lifestyle and Production Oriented Services // Doing Business in China. – China Briefing. – Текст : электронный. – URL: https://www.china-briefing.com/doing-business-guide/china/sector-insights/china-clarifies-2023-vat-incentives-for-small-scale-taxpayers-and-lifestyle-and-production-oriented-services (дата обращения: 22.09.2025).
[31] Announcement on the Policy of Reducing and Exempting Value-Added Tax for Small-Scale VAT Taxpayers. – Ministry of Finance and State Taxation Administration of the People’s Republic of China. – Текст : электронный. – URL: https://guangdong.chinatax.gov.cn/gdsw/yhyshjzt2024_zcwj_tssjxlE/2024-07/19/content_f426773734164582b55520a870d78930.shtml (дата обращения: 22.09.2025).
[32] 2025 Fiscal Year (Reiwa 7) Tax Reforms – Corporate Tax. – Grant Thornton Japan. – Текст : электронный. – URL: https://www.grantthornton.jp/en/insights/news-letter/tax-bulletin/202502/ (дата обращения: 22.09.2025).
[33] Biden-Harris Administration Awards Record-Breaking $178 Billion in Federal Procurement Opportunities to Small Businesses. – U.S. Small Business Administration (SBA). – Текст : электронный. – URL: https://www.sba.gov/article/2024/04/29/biden-harris-administration-awards-record-breaking-178-billion-federal-procurement-opportunities (дата обращения: 24.09.2025).
[34] Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement : consolidated version of 01.01.2024. – EUR-Lex, 2024. – Текст : электронный. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:02014L0024-20240101 (дата обращения: 12.08.2025).
[35] Biden-Harris Administration Awards Record-Breaking $178 Billion in Federal Procurement Opportunities to Small Businesses. – U.S. Small Business Administration (SBA). – Текст : электронный. – URL: https://www.sba.gov/article/2024/04/29/biden-harris-administration-awards-record-breaking-178-billion-federal-procurement-opportunities (дата обращения: 24.09.2025).
[36] Art. 48 da Lei Complementar nº 123/2006. – Defensoria Pública do Estado do Rio Grande do Sul. – Текст : электронный. – URL: https://www.defensoria.rs.def.br/upload/arquivos/202401/25083117-art-48-lc123.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
[37]Lei Complementar №123, de 14 de Dezembro de 2006. – Casa Civil. Subchefia para Assuntos Jurídicos. – Текст : электронный. – URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/lcp/lcp123.htm (дата обращения: 24.09.2025).
[38] Balance de Gestión Integral. – Ministerio de Hacienda, Dirección de Compras y Contratación Pública. – 2023. – P. 65. – Текст : электронный. – URL: https://www.chilecompra.cl/wp-content/uploads/2024/11/BGI-2023.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
[39] Nueva directiva de ChileCompra promueve la participación MIPYMES en adquisiciones del Estado. – Dirección ChileCompra. – Текст : электронный. – URL: https://www.chilecompra.cl/2023/01/nueva-directiva-de-chilecompra-promueve-la-participacion-mipymes-en-adquisiciones-del-estado/ (дата обращения: 24.09.2025).
[40] Frequently Asked Questions on Public Procurement Policy for MSEs. – Office Memorandum, E. No. 1(3)2018-MA. Part-III. – Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises, Government of India. – Текст : электронный. – URL: https://www.dcmsme.gov.in/FAQs-PPP_25032022.pdf (дата обращения: 24.09.2025).
[41] Public Procurement Policy for Micro and Small Enterprises (MSEs). – Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises, Government of India. – Текст : электронный. – URL: https://msme.gov.in/public-procurement-policy-micro-and-small-enterprises-mses-order-2012 (дата обращения: 24.09.2025).
[42] The Korean Public Procurement Service: Innovating for Effectiveness // OECD Public Governance Reviews. – OECD. – 2016. – P. 115. – Текст : электронный. – DOI: 10.1787/9789264249431-en. – URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264249431-en (дата обращения: 24.09.2025).
Источники:
2. Бикеева М.В., Иншаков В.А., Фадеева И.М. Административные барьеры развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия: материалы практического исследования // Статистика и Экономика. – 2020. – № 6. – c. 22-30. – doi: 10.21686/2500-3925-2020-6-22-30.
3. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник евразийской науки. – 2018. – № 5. – c. 6.
4. Гайнанов Д.А., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и развитие территорий // Проблемы развития территории. – 2023. – № 6. – c. 104-120. – doi: 10.15838/ptd.2023.6.128.7.
5. Крупнов Ю.А. О роли малого и среднего предпринимательства в экономике современной России // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 1. – doi: 10.15862/09ECVN124.
6. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Оценка эффективности налоговых льгот: систематизация инвестиционных проектов и мер поддержки // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2013. – № 4(18). – c. 31-38.
7. Степанов Н.С. Почему не работают институциональные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии (коронавирусной инфекции) // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 3(52). – c. 243-247. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.52.349.
8. Урумов Т.Р. Доступ малых и средних предприятий к финансированию: новые возможности // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2020. – № 3. – c. 44-50. – doi: 10.20542/afij-2020-3-44-50.
9. Яркова Т.М. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в России // Креативная экономика. – 2024. – № 7. – c. 1667-1682. – doi: 10.18334/ce.18.7.121276.
10. Klapper L. Export financing for SMEs: the role of factoring. Trade Note. [Электронный ресурс]. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/916461468331756323 (дата обращения: 19.09.2025).
11. Suryani I.P., Suri A.G., Shafira Z. How Fintech Peer to Peer Lending Affected MSMEs // InFestasi. – 2023. – № 2. – p. 166-181. – doi: 10.21107/infestasi.v19i2.22921.
Страница обновлена: 17.11.2025 в 09:54:40
Current global experience of direct government support for small and medium-sized businesses: features and opportunities for Russia
Konischev E.S., Kuzmina A.S.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 12 (december 2025)
Abstract:
The article examines modern world’s experience of direct government support for small and medium-sized businesses. The relevance of this topic stems from the role of small and medium-sized businesses in production diversification, employment support, and import substitution. The article aims to systematize international practices in providing direct government support for small and medium-sized businesses and identify promising measures and instruments applicable to improving the economic policy of the Russian Federation. The article presents a comparative analysis of international practices, grouped by key areas. Based on the analysis and consideration of key research findings on the current situation of the small and medium-sized business support system in the Russian Federation, potential areas for improving direct government support for small and medium-sized businesses in Russia have been identified. The conclusion summarizes the main points of the study.
Keywords: small and medium-sized businesses, government support tools, financial support, tax incentives
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета.
JEL-classification: L20, L26, G23
References:
Bikeeva M.V., Inshakov V.A., Fadeeva I.M. (2020). ADMINISTRATIVE BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: MATERIALS OF PRACTICAL RESEARCH. Statistika i Ekonomika. 17 (6). 22-30. doi: 10.21686/2500-3925-2020-6-22-30.
Bykovskaya Yu.V., Ivanova L.N., Safokhina E.A. (2018). SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN MODERN RUSSIA: THE STATE, PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT. Vestnik evraziyskoy nauki. 10 (5). 6.
Gaynanov D.A., Altufeva T.Yu., Ivanov P.A. (2023). STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES AND TERRITORIES’ DEVELOPMENT. Problemy razvitiya territorii. 27 (6). 104-120. doi: 10.15838/ptd.2023.6.128.7.
Klapper L. Export financing for SMEs: the role of factoringTrade Note. Retrieved September 19, 2025, from https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/916461468331756323
Krupnov Yu.A. (2024). ON THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE ECONOMY OF MODERN RUSSIA. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (1). doi: 10.15862/09ECVN124.
Rykova I.N., Utkin V.S. (2013). ASSESSMENT OF TAX INCENTIVES EFFECTIVENESS: SYSTEMIZATION OF INVESTMENT PROJECTS AND SUPPORT MEASURES. The Journal of Finance. (4(18)). 31-38.
Stepanov N.S. (2020). WHY THE INSTITUTIONAL MECHANISMS OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF PANDEMIC (CORONAVIRUSES INFECTION) DO NOT WORK. Biznes. Obrazovanie. Pravo. (3(52)). 243-247. doi: 10.25683/VOLBI.2020.52.349.
Suryani I.P., Suri A.G., Shafira Z. (2023). How Fintech Peer to Peer Lending Affected MSMEs InFestasi. 19 (2). 166-181. doi: 10.21107/infestasi.v19i2.22921.
Urumov T.R. (2020). ACCESS TO FINANCE FOR SMALL-AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN MODERN REALITY. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN. (3). 44-50. doi: 10.20542/afij-2020-3-44-50.
Yarkova T.M. (2024). Problems and prospects of small and medium-sized businesses in Russia. Creative Economy. 18 (7). 1667-1682. doi: 10.18334/ce.18.7.121276.
