Трансформация теневых экономических отношений и проблема их элиминирования

Степанов А.А.1, Савина М.В.2, Потехина Е.В.2, Морозова Н.В.
1 Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России, Москва, Россия
2 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье изложены положения по решению проблемы детеневизации экономической деятельности с применением инструментов элиминирования, то есть минимизации масштабов теневых экономических отношений на основе оценки степени заинтересованности субъектов-участников в теневой экономической деятельности. В статье обобщены и раскрыты современные представления о сущности теневой экономики; уточнены особенности авторского видения содержания термина «теневые экономические отношения», а также понятийный аппарат и специфика исследовательской парадигмы анализа теневых экономических отношений; выявлена система социально-экономических факторов и ключевых противоречий, лежащих в основе трансформации теневых экономических отношений; раскрыты сущность, особенность, закономерности и механизмы действия основного закона теневых экономических отношений; уточнены цели и роль регулирующего воздействия государства в процессе элиминирования теневых экономических отношений, принципы формирования системы детеневизации экономической деятельности на основе применения подходов к ее элиминированию.

Ключевые слова: теневая экономика; теневые экономические отношения; социально-экономические интересы; социально-экономические противоречия; девиантные потребности; хрематистика; морально-этические нормы; действующее законодательство; детеневизация; трансформация; методология; концепция; элиминирование

JEL-классификация: E26, J46, O17



Введение

Проблема формирования эффективных механизмов управления процессами детеневизации социально-экономического развития Российской Федерации была обозначена в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина, заявившего на пленарной сессии XХII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 02 октября 2025 г. о недопустимости роста объемов и масштабов «… развития теневой экономики» на фоне принятых Правительством РФ решений «в сфере налогообложения, повышения НДС на два процента». [12; 5] Вместе с тем в настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные концепции детеневизации экономической деятельности, в то время как именно специфика теневой экономики, учет ее в практике требует формирования и освоения стратегий детеневизации, адаптированных к специфическим особенностям конкретных теневых экономических моделей.

Формирование современных механизмов детеневизации социально-экономического развития в парадигме информационно-цифровой экономики требует критического осмысления и дальнейшего усовершенствования ряда методологических и методических положений.

Литературный обзор. Теоретические и методологические вопросы противодействия теневой экономике раскрыты в многочисленных научных трудах отечественных и зарубежных авторов.

В работах Гарышиновой А.Р. [3], Ермошиной А.А. [4], Кунявского С.С. [6], Недоспасова А.О. [11], Кязимова М.С., Алиева Н.К. [7] и ряда других авторов раскрыты концепции сущности теневой экономики, уточнены особенности, предпосылки и факторы ее формирования, критерии оценки с позиций решения задач обеспечения экономической безопасности. Авторы акцентируют внимание на прямой зависимости теневой экономики от политической и финансовой деятельности.

Сулейманова Н.Х. [14] анализирует и раскрывает авторское видение проблем методов оценки теневого сектора экономики.

В монографии Бурова В.Ю. [2] раскрыты и уточнены актуальные теоретико-методологические аспекты теневых социально-экономических отношений.

Буровым В., Тумунбаяровой Ж., Ханчук Н., Масаловым П. приведены результаты всестороннего анализа актуальных проблем противодействия теневой экономике, представленных в научной отечественной и зарубежной литературе. По мнению авторов, в подавляющем большинстве публикаций «…отсутствуют рекомендации по противодействию теневой экономике» [1]. Отмечается также недостаток внимания со стороны авторов изучению региональных аспектов теневой экономики.

Третьякова Н.В. исследует специфику теневой экономической деятельности на уровне региональных экономик, раскрывает авторскую концепцию сущности понятия «детеневизация экономики», определяя ее как «… процесс вывода … из теневого сектора экономической деятельности и возвращение в русло легальных экономических отношений, контролируемых государством и обществом» [15]. Автором предложены и обоснованы два принципиальных стратегических направления решения данной проблемы. Первое направление – обоснование инструментария «… выявления и оценки масштабов и уровней внутрирегиональной теневой деятельности с учетом специфики ее функционирования в регионах…». Второе – «… на основе выявленной модели… разработать с учетом специфики региона систему управления процессами детеневизации региональной экономики» [15].

Вместе с тем проблема формирования эффективного организационно-экономического и управленческого механизма минимизации масштабов теневого экономического сектора, как показывает предыдущий отечественный и зарубежный опыт требует концептуально иного подхода к проблеме разрешения социально-экономических и социально-психологических противоречий между ключевыми субъектами-участниками системы теневых экономических отношений на принципах их элиминирования.

Цель статьи (исследования) – довести до научной общественности возможности применения в современных условиях информационно-цифрового общества концепции детеневизации социально-экономических отношений, основанной на принципах элиминирования.

Разработка концепции элиминирования теневых экономических отношений требует системного осмысления на основе анализа существующего опыта теневизации и детеневизации экономики, выявления ее специфических особенностей, факторов, а главное, адекватной оценки возможности трансформации существующих социально-экономических интересов ее участников.

Научная новизна предлагаемой концепции состоит в теоретическом обосновании необходимости и возможности применения методологии элиминирования в целях минимизации масштабов теневых экономических отношений на основе оценки сущностных интересов субъектов-участников по вопросу их участия или неучастия в теневой экономической деятельности.

Авторская гипотеза. Формирование и реализация концепции детеневизации на принципах элиминирования социально-экономических механизмов позволит раскрепостить синергетический эффект внутренней мотивации выхода из тени субъектов-участников теневой экономической деятельности.

Методология. Методологической базой исследований послужили положения политической экономии, экономической социологии экономической психологии и ряда других наук, аналитические инструменты которых (эвристический и системно-креативный анализ) использовались для работы с полученными данными.

Основное содержание

В последние десятилетия в экономической деятельности практически всех стран мира наблюдается устойчивая тенденция роста теневых экономических отношений. Однако, несмотря на подобные тенденции, до настоящего времени не существует однозначных оценок и современной интерпретации социально-экономической сущности категории теневых экономических отношений.

В соответствии с выдвигаемой концепцией теневые экономические отношения представляют собой специфическую форму проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, а также гражданами по поводу складывающихся между ними не подконтрольных и не фиксируемых государством и обществом социально-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, часто противоречащих общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству.

По своей сущности и смысловому содержанию теневые экономические отношения направлены на минимизацию издержек экономической деятельности и максимизацию дохода, не показываемых государству и обществу. На поверхности явления с правовой точки зрения теневые экономические отношения проявляются в форме противоправных действий их субъектов, поскольку они основаны на полном или частичном игнорировании формальных юридических норм хозяйствования.

Содержание и направленность теневых экономических отношений является результатом длительного экономического и социального развития, обусловленных целым рядом объективных и субъективных предпосылок и факторов, главными из которых, как правило, являются:

- девиантное проявление хрематистики социально-экономических потребностей и интересов субъектов-участников теневой экономики;

- личная заинтересованность предпринимателей, выступающая движущим мотивом поиска «предпринимательских инноваций» как инструмента увеличения, прежде всего, доходов и прибылей;

- социальные проблемы институционализации процессов развития теневой экономической деятельности и теневой экономики в обществе;

- развитие современных коммуникационных технологий и прежде всего интернета, в значительной степени способствующих перемещению активов в зоны налогового благоприятствования и существенно упрощающих возможности, как оптимизации налогов, так и уходу от них;

- несовершенство законодательства, противоречащего ряду социально-экономических интересов предпринимательства, принуждающего последних к правовому нигилизму;

- коррумпированность части бюрократии, использующей административный ресурс для создания барьеров при входе на рынок;

- низкий уровень жизни населения, способствующий развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень реальной безработицы (при низких официальных данных о ее уровне) и ориентации части населения на получение доходов любым способом;

- недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов по пропаганде и пресечению незаконной, криминальной экономической деятельности;

- глобализация теневых экономических процессов, способствующая повышению мобильности капиталов, наиболее выгодному их размещению в других частях мира, позволяющих минимизировать издержки и максимизировать прибыль и др. [13].

Теневые экономические отношения представляют собой динамичную, саморазвивающуюся систему. В процессе своего развития она постоянно изменяется и трансформируется.

Трансформация теневых экономических отношений представляет собой объективный процесс их изменения, перехода из одного качественного состояния в другое. Содержание и направленность процессов трансформации теневых экономических отношений на каждом историческом этапе определяется политическими, экономическими, социальными, научно-техническими и другими факторами.

Трансформация теневых экономических отношений осуществляется в соответствии с основным законом теневых экономических отношений, то есть законом соответствия интересов предпринимательства по эффективному ведению бизнеса в целях удовлетворения общественных потребностей в соответствии с морально-этическими нормами и регулирующими ограничениями государства, нередко направленными на создание механизмов противодействия объективным интересам предпринимательства.

Источником развития и трансформации теневых экономических отношений являются их внутренние противоречия.

Исходным социально-экономическим противоречием, лежащим в основе трансформации теневых экономических отношений, является противоречие между характером регулирующего воздействия государства на формирование условий для осуществления хозяйственной деятельности и все возрастающими и изменяющимися интересами их субъектов-участников в развитии эффективного бизнеса по удовлетворению общественных потребностей.

Очень часто в соответствии с этим противоречием вначале изменяются и развиваются новые экономические отношения, не вписывающиеся в существующую систему регулирующего воздействия государства, а затем в результате этих изменений создается новая адекватная прогрессивным экономическим отношениям система их государственного регулирования.

Если система государственного регулирования экономических отношений соответствует характеру интересов предпринимательства (субъектов-участников теневой экономической деятельности), то она создает необходимые предпосылки для поступательного развития бизнеса и экономики в целом по пути прогресса и содействует сокращению масштабов теневой экономики. Когда же система регулирующего воздействия государства осуществляет прессинг и воздвигает все новые барьеры для эффективного развития экономики и предпринимательства на основе учета объективных экономических закономерностей, то она становится тормозом его прогрессивного развития, что создает объективные предпосылки для перехода бизнеса в тень. В результате между предпринимательством и бизнесом, с одной стороны, и государством, с другой, обостряется исходное социально-экономическое противоречие, лежащее в основе формирования, развития и трансформации теневых экономических отношений [13].

К другим социально-экономическим противоречиям, являющимся источником формирования, развития и трансформации теневых экономических отношений, относятся:

во-первых, противоречие между интересами и возможностями предпринимателей в увеличении их доходов, с одной стороны, и всё возрастающим прессингом со стороны государства, направленным на сокращение этих доходов в результате усложняющихся для предпринимателей правил игры, с другой;

во-вторых, противоречие, возникающее между государством, бизнесом и личностью по поводу их участия в процессах производства, распределения, обмена и потребления;

в-третьих, противоречие между интересами предпринимателей и государства по поводу масштабов присвоения и распределения доли создаваемых бизнесом в процессе производства продуктов и услуг;

в-четвертых противоречие между социально ориентированными интересами предпринимательства и антисоциальными экономическими интересами коррумпированной части чиновников [13; 9].

Процесс разработки концепции и системы мер по детеневизации теневых экономических отношений необходимо осуществлять на основе изучения объективных закономерностей их трансформации:

- прежние теневые экономические отношения трансформируется в новые в результате разрешения основных социально-экономических противоречий, лежащих в основе их формирования и развития;

- трансформация содержания теневых экономических отношений определяется преобладающими в обществе формами собственности и способами их сочетания (общественной, коллективной, частной);

- в результате общественного развития изменяется характер социально-экономических интересов предпринимательства, господствующих слоев общества и элит, меняется их социальная ориентация и ответственность в процессе разрешения противоречий теневых экономических отношений;

- теневые экономические отношения развиваются и усложняются в направлении от преобладания в сфере производства и финансовой сфере, проникая далее в неэкономические сферы общества;

- формы организации функционирования теневых экономических отношений усложняются и приобретают тенденцию трансформации от единичных сделок к постоянно действующим сетевым моделям;

- развитие теневых экономических отношений заключает в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты, стабилизирующие воздействия) и регресса (негативные эффекты и дестабилизирующее воздействие) и реализуется соответственно либо в конструктивных, либо в деструктивных результатах;

- в прошлом неформальные социально ориентированные теневые экономические отношения, как правило, трансформируются затем в криминальные экономические отношения;

- в процессе трансформации теневых экономических отношений их субъекты: предпринимательство, с одной стороны, и государство, с другой, изменяют и трансформируют собственную систему ценностей и взаимоотношений. Они модифицируют свои социально-экономические интересы и потребности, а также механизмы их реализации. [8]

Теневые экономические отношения принято считать, с одной стороны, одной из серьезнейших угроз экономической безопасности государства. С другой, теневые экономические отношения очень часто способствуют и помогают развитию официальной экономики.

К негативным эффектам, оказывающим дестабилизирующее влияние на процессы социально-экономического развития, как правило, относят вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов; дезорганизацию производственных процессов в официальной экономике; усиление криминогенной обстановки; деформацию принципов социального поведения, следование социальным нормам и др.

К противоположным эффектам теневой экономики, оказывающим стабилизующее влияние на развитие экономики и общества, следует отнести эффекты инновационного прорыва, институциональной утилизации, экономического амортизатора и экономической «смазки», социального умиротворителя, дубликата общественных институтов, стимулирования экономической активности в условиях ее невыгодности в легальном секторе экономики и создания конкуренции для официальной экономики, создания дополнительных рабочих мест для малообеспеченных слоев населения и корректировки распределения доходов, формирования негосударственной финансовой базы для решения социальных проблем и др. [13].

Исходя из дуалистической природы теневых экономических отношений (социальной и криминальной их ориентации) сегодня в основу их классификации должен быть положен принцип разделения теневых экономических отношений на следующие классы и подклассы: I класс – социально ориентированные теневые экономические отношения, оказывающие стабилизирующее воздействие и прогрессивное влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе; II класс – класс криминально ориентированные теневые экономические отношения, оказывающие антисоциальное воздействие и дестабилизирующее влияние.

Трансформация теневых экономических отношений – сложный многогранный процесс, отражающий изменение социально-экономи­чес­ких интересов, сознания и отношений, как отдельных людей, так и социальных групп.

Трансформация теневых экономических отношений существенным образом влияет не только на изменение индивидуальных, групповых и общественных потребностей, но также определяет появление новых социальных и социально-экономических проблем.

Особенности трансформации теневых экономических отношений существенно различаются по содержанию, формам, масштабам и тенденциям. Такие отношения имеют тенденцию к расширенному самовоспроизводству на основе интеграции и взаимодействия коррупции и теневой экономики.

К наиболее важным и общественно опасным тенденциям трансформации теневых экономических отношений, имеющим негативные социально-экономические последствия для развития общества, следует отнести:

во-первых, резкое возрастание масштабов теневой экономики;

во-вторых, усиление антисоциальной и криминальной направленности теневых экономических отношений в результате обострения исходного социально-экономического противоречия между ужесточением со стороны властей условий для осуществления эффективной хозяйственной деятельности и все возрастающими и изменяющимися потребностями предпринимательства в инновационном свободном развитии бизнеса и удовлетворении своих и общественных социально-экономических интересов;

в-третьих, развитие теневых экономических отношений, заключающее в себе две диаметрально противоположные тенденции прогресса (позитивные эффекты стабилизирующего воздействия) и регресса (негативные эффекты дестабилизирующего воздействия), в основном, стало проявляться в деструктивных результатах, причем, регресс явно стал выступать как преобладающая тенденция;

в-четвертых, в процессе трансформации теневых экономических отношений их субъекты, предпринимательство, с одной стороны, и представители государственной власти, с другой, изменяют собственную систему ценностей, взаимоотношений, а также механизмы их реализации, что приводит к значительному преобладанию криминально-экономических отношений над неформальными социально ориентированными;

в-пятых, развитие и усложнение теневых экономических отношений, осуществляемое в направлении от преобладания в сфере производства и финансовой сфере к проникновению практически во все неэкономические сферы общества, приводит к формированию так называемых социальных рынков, где объектами купли-продажи, основанными на рыночных отношениях становятся политические, экономические, социальные, кадровые решения, лоббирование финансовых, экономических и иных интересов, получение различного рода привилегий, льготных условий и т.д.;

в-шестых, дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых сделок к постоянно действующим сетевым формам теневых экономических отношений приводит к формированию устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей определенных органов государственной власти, что наносит существенный, а, порой, и непоправимый ущерб социально-экономическому развитию общества по пути прогресса.

Для современного этапа развития теневых экономических отношений одним из его главных признаков становится взаимосвязь и взаимодействие между коррупцией и теневой экономикой.

В основу решения проблемы распространения и развития теневой экономики должна быть положена концепция регулирующего воздействия государства, основанная на моделях и механизмах элиминирования теневых экономических отношений как процесса, направленного на максимально возможное устранение и исключение теневых экономических отношений из хозяйственной практики с использованием методов, как легализации, так и противодействия им [10].

Основная цель регулирующего воздействия государства в процессе элиминирования теневых экономических отношений – обеспечение таких условий раз­вития и функционирования экономики, при которых развитие теневых экономических отношений было бы невыгодно как предпринимателям, так и государству.

Формирование модели государственного регулирования на основе элиминирования теневых экономических отношений следует рассматривать как систему централизованного воздействия государства на процесс непрерывного поиска баланса социально-экономических интересов между обществом, государством, бизнесом и рядовыми гражданами по поводу формирования благоприятных условий для эффективного развития предпринимательства в соответствии со сложившимися в обществе морально-этическими нормами.

Сущность и закономерности развития современных теневых экономических отношений позволяют сформулировать базовые принципы формирования системы государственного регулирования элиминирования теневых экономических отношений. К ним в первую очередь относятся:

- принцип четкого разграничения теневых экономических отношений на теневые хозяйственные, которые могут и должны быть легализованы и криминально-хозяйственные, которые явно носят антиобщественный характер и учет такого разделения в законодательных актах;

- принцип учета социально-психологических и социологических особенностей процесса принятия субъектами рыночных отношений решения об участии или неучастии в теневых экономических отношениях;

- принцип создания для бизнеса благоприятных изменений в правохозяйственных условиях и прежде всего в вопросах налогообложения, внешнеэкономической деятельности, приватизации и т.д., причем такие изменения должны носить упреждающий характер;

- принцип осуществления транспорентного общественного контроля над экономическими отношениями между субъектами хозяйствования в рамках правового поля;

- принцип создания эффективной системы социальной защиты населения от теневых и криминальных проявлений в экономике как инструмента формирования доверия к власти;

- принцип формирования позитивного социально ориентированного имиджа представителей предпринимательского корпуса и чиновничества в глазах общественности, основанного на высоких морально-этических принципах;

- принцип создания комфортных и безопасных условий для проживания и профессиональной деятельности для представителей бизнеса с целью возвращения капиталов и их владельцев и превращения их в инвестиционный ресурс и др.

Исходя из аксиомы, что полностью ликвидировать теневые экономические отношения невозможно, очевидно, что государственная политика решения проблемы теневой экономики может и должна осуществляться на основе комплексного подхода, включающего в себя два основных направления. Первое направление – радикально-либеральное – легализация теневых экономических отношений социальной направленности. Второе – репрессивное направление, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики.

В целях четкого отнесения теневых экономических отношений к социально ориентированным, которые могут и должны быть легализованы, и криминально ориентированным, которые явно носят антиобщественный характер и которым должно оказываться эффективное противодействие, должны быть разработаны соответствующие признаки-индикаторы. Причем, основным принципом отнесения теневых экономических отношений к криминально ориентированным должно служить то, что такие отношения складываются по поводу создания продуктов и услуг, наносящих ущерб обществу и здоровью людей, а также неприемлемых для общества в силу сложившихся морально-этических представлений и норм.

Предлагаемый ниже методологический подход к разработке и реализации системы мероприятий по детеневизации теневой экономики позволит обеспечить максимизацию решения стоящих перед обществом задач.

Заключение

Теневые экономические отношения представляют собой специфическую форму проявления социально-экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных структур, а также гражданами по поводу складывающихся между ними не подконтрольных и не фиксируемых государством и обществом социально-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, часто противоречащих общепризнанным морально-этическим нормам и действующему законодательству.

Вместе с тем формирование эффективных механизмов детеневизации социально-экономического развития в парадигме информационно-цифровой экономики требует переосмысления ряда ключевых теоретико-методологических положений. Это прежде всего положение о том, что триггером формирования и развития теневых экономических отношений является противоречие между характером регулирующего воздействия государства по формированию предпосылок для осуществления экономической деятельности и постоянно трансформирующимися бизнес-интересами.

Предлагаемый в статье подход к детеневизации теневой экономической деятельности на основе элиминированиия теневых экономических отношений направлен на минимизацию их масштабов.

В этих целях исходя из дуалистической природы теневых экономических отношений, предлагается их дифференциация на классы по принципу их социальной и антисоциальной направленности:

- I класс – класс криминально ориентированных теневых экономических отношений, оказывающих антисоциальное воздействие и дестабилизирующее влияние;

- II класс – социально ориентированных теневых экономических отношений, оказывающих стабилизирующее воздействие и прогрессивное влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе.

Исходя из аксиомы, что полностью ликвидировать теневые экономические отношения невозможно, очевидно, что детеневизация теневых экономических отношений должна осуществляться на основе комплексного подхода и включать два стратегических направления:

- первое – репрессивное направление, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики;

- второе – радикально-либеральное – легализация теневых экономических отношений, имеющих определенно выраженную социальную направленность.

Разработка и реализация системы мероприятий по государственному регулированию процессов детеневизации теневой экономической деятельности на основе ее элиминирования сможет существенным образом способствовать минимизации масштабов теневой экономической деятельности.


Источники:

1. Буров В.Ю., Тумунбаярова Ж.Б., Ханчук Н.Н., Масалов П.В. Проблемы противодействия теневой экономике в научной литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2022. – № 3. – c. 462-494. – doi: 10.21638/spbu05.2022.306.
2. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования. / Монография. - Чита: ЗабГУ, 2014.
3. Гарышинова А.Р. Теневая экономика как угроза экономической безопасности РФ // Молодой ученый. – 2022. – № 17(412). – c. 83-88. – url: https://moluch.ru/archive/412/90825/.
4. Ермошина А.А., Корлыханова К.И. Теневая экономика как угроза экономической безопасности // Молодой ученый. – 2020. – № 13(303). – c. 104-107. – url: https://moluch.ru/archive/303/68341/.
5. Заседание дискуссионного клуба «Валдай». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/78134 (дата обращения: 04.10.2025).
6. Кунявский С.С. Теоретические аспекты теневой экономики // Форум молодёжной науки. – 2021. – № 4. – c. 55-66. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-tenevoy-ekonomiki.
7. Кязимов М.С.О., Алиев Н.К.О. Эффективное противодействие коррупции и теневой экономики – главное условие экономической безопасности каждого государства // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 245-251. – doi: 10.18334/tek.3.4.41496.
8. Морозова Н.В. Неформальная экономика и теневые экономические отношения // Стратегия развития кооперации в России: Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, навстречу 100-летию Российского университета кооперации. М., 2009. – c. 295-299.
9. Морозова Н.В. Теневые экономические отношения и их место в общественном воспроизводстве. / В книге: Проблемы формирования главной производительной силы постиндустриального общества (теория и практика). - М.: Старая Басманная, 2008. – 175-185 c.
10. Морозова Н.В. Теневая экономика: как бороться, чтобы победить? Элиминирование теневых экономических отношений: легализация или противодействие? // Российское предпринимательство. – 2009. – № 12-2. – c. 33-40.
11. Недоспасов А.О. Противодействие теневой экономики в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации2024 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 6-3(98). – c. 21-26. – doi: 10.24412/2500-1000-2024-6-3-21-26.
12. Путин: важно не допустить развития теневой экономики после повышения НДС. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8081409 (дата обращения: 04.10.2025).
13. Степанов А.А., Морозова Н.В., Савина М.В., Жукова Н.В., Степанов И.А., Алишаев Э.А. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика). / Коллективная монография. - М.: Старая Басманная, 2010. – 164 c.
14. Сулейманова Н.Х. Подходы к количественной оценке объемов теневой экономики // Молодой ученый. – 2015. – № 21(101). – c. 478-481. – url: https://moluch.ru/archive/101/22902/.
15. Третьякова Н.В. Формирование региональных систем управления процессами детеневизации экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – № 11(35). – c. 72. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-regionalnyh-sistem-upravleniya-protsessami-detenevizatsii-ekonomiki.

Страница обновлена: 11.11.2025 в 09:48:25

 

 

The transformation of shadow economic activities and the challenge of their elimination

Stepanov A.A., Savina M.V., Potekhina E.V., Morozova N.V.

Journal paper

Shadow Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article presents provisions for solving the problem of de-shadowing of economic activity using elimination tools, that is, minimizing the scale of shadow economic relations based on an assessment of the degree of interest of participating entities in shadow economic activity. The article summarizes and reveals modern ideas about the shadow economy and clarifies the features of the author's vision of the concept of shadow economic activities. The article provides the conceptual apparatus and specificity of the research paradigm for analyzing shadow economic activities and identifies a system of socio-economic factors and key contradictions underlying the transformation of shadow economic activities. The article reveals the essence, features, patterns and mechanisms of action of the basic law of shadow economic activities and clarifies the goals and role of the regulatory impact of the state in the process of eliminating shadow economic activities, the principles and models for forming a system for de-shadowing of economic activity based on the application of approaches to its elimination.

Keywords: shadow economy, shadow economic activity, socio-economic interest, socio-economic contradictions, deviant needs, chrematistics, moral and ethical norms, current legislation, de-shadowing, transformation, methodology, concept, elimination

JEL-classification: E26, J46, O17

References:

Burov V.Yu. (2014). Shadow economy and small business: theoretical and methodological foundations of the study Chita: ZabGU.

Burov V.Yu., Tumunbayarova Zh.B., Khanchuk N.N., Masalov P.V. (2022). Issues of countering the shadow economy in the scientific literature. Vestnik of Saint Petersburg University. 38 (3). 462-494. doi: 10.21638/spbu05.2022.306.

Ermoshina A.A., Korlyhanova K.I. (2020). Shadow economy as a threat to economic security. The young scientist. (13(303)). 104-107.

Garyshinova A.R. (2022). Shadow economy as a threat to Russia's economic security. The young scientist. (17(412)). 83-88.

Kunyavskiy S.S. (2021). THEORETICAL ASPECTS OF THE SHADOW ECONOMY. Forum molodyozhnoy nauki. 2 (4). 55-66.

Kyazimov M.S.O., Aliev N.K.O. (2019). EFFECTIVE COUNTERACTION TO CORRUPTION AND THE SHADOW ECONOMY AS THE MAIN CONDITION FOR THE ECONOMIC SECURITY OF EACH STATE. Tenevaya ekonomika. 3 (4). 245-251. doi: 10.18334/tek.3.4.41496.

Morozova N.V. (2008). Shadow economic relations and their place in social reproduction M.: Staraya Basmannaya.

Morozova N.V. (2009). ELIMINATION OF SHADOW ECONOMIC RELATIONS: LEGALIZATION OR OPPOSITION?. Russian Journal of Entrepreneurship. (12-2). 33-40.

Morozova N.V. (2009). Informal economy and shadow economic relations Cooperation development strategy in Russia. 295-299.

Nedospasov A.O. (2024). COUNTERING THE SHADOW ECONOMY IN ORDER TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF THE Russian Federation. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. (6-3(98)). 21-26. doi: 10.24412/2500-1000-2024-6-3-21-26.

Stepanov A.A., Morozova N.V., Savina M.V., Zhukova N.V., Stepanov I.A., Alishaev E.A. (2010). Shadow economic relations in the real economy (theory and practice) M.: Staraya Basmannaya.

Suleymanova N.Kh. (2015). Approaches to quantifying the shadow economy. The young scientist. (21(101)). 478-481.

Tretiakova N.V. (2011). Formation of regional management systems for the processes of economic denationalization. Management of economic systems: scientific electronic journal. (11(35)). 72.