Китайские малые и средние предприятия в Центральной Азии: новые вызовы и возможности в рамках инициативы «Один пояс – один путь»
Ван Ю.![]()
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Статья исследует работу малых и средних предприятий из Китая в странах Центральной Азии. Это происходит в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Китайские компании важны для экономики региона. Они помогают развивать связи и привлекать инвестиции. В статье рассматриваются законы, правила и механизмы поддержки. Они регулируют деятельность китайских и центральноазиатских компаний. Китайские малые и средние предприятия делают значительные инвестиции в инфраструктуру, промышленность и торговлю Центральной Азии. Это приводит к увеличению экономического потенциала региона. Однако на пути к успеху стоят определенные препятствия: политическая нестабильность, проблемы с логистикой, различия в культурных традициях и бюрократические барьеры. Для достижения устойчивого развития существуют перспективные направления: цифровизация, внедрение принципов устойчивого развития, а также сотрудничество с местными компаниями. Для эффективной деятельности китайских малых и средних предприятий необходимо совершенствовать законодательную базу и укреплять международное сотрудничество.
Ключевые слова: малые и средние предприятия Китая, Центральная Азия, инициатива «Один пояс – один путь», инвестиции, региональное сотрудничество, инфраструктурные проекты, цифровизация, экономическое развитие
JEL-классификация: L86, N85, F21, P33
Введение
Малые и средние предприятия (МСП) имеют важное значение в экономике Китая. Они помогают экономике быть гибкой, способствуют новым идеям и созданию рабочих мест. Эти компании активно участвуют в международных проектах, таких как «Один пояс - один путь» (BRI).
Указанный проект был инициирован в 2013 году. Основная цель данного проекта заключается в развитии инфраструктуры, улучшению торговых отношений. Кроме того, проект способствовал увеличению объема инвестиций между Китаем и странами Евразийского континента. Для Центральной Азии эта инициатива значима, так как регион выступает мостом между Востоком и Западом. Для Китая Центральная Азия – важный путь для доставки товаров и инвестиций. Здесь создаются новые рынки, производственные цепочки и транспортные коридоры [1]. Для стран Центральной Азии проект открывает возможности для привлечения инвестиций, обмена технологиями и экономического роста. Китайские МСП играют ключевую роль в развитии региона. В отличие от крупных государственных компаний, они налаживают связи, развивают торговлю, создают совместные предприятия и т.д. Это способствует диверсификации экономики и укреплению связей между странами.
Однако китайские МСП сталкиваются с трудностями. Таковы являются политические риски, различия в институтах, транспортные проблемы, а также культурные и языковые барьеры. В условиях глобальных кризисов, таких как пандемия COVID-19 и изменения в логистике, эти проблемы становятся первостепенными.
Поэтому важно изучать, как сейчас развиваются, с какими трудностями сталкиваются и какие перспективы имеют МСП из Китая в Центральной Азии в рамках инициативы BRI. Это поможет лучше понять экономику региона и предложить идеи, как улучшить международное сотрудничество.
Цель этой статьи – разобраться в основах и практических действиях китайских МСП, выявить проблемы, с которыми они сталкиваются, и найти способы успешного дальнейшего взаимодействия.
1. Теоретико-методологический базис исследования
МСП занимают важную роль в экономике, и их статус определяется в различных странах по-разному. В Китае малые предприятия имеют до 300 сотрудников и годовой доход до 20 млн юаней (примерно 2,7 млн долларов США), а средние - до 1000 сотрудников и доход до 400 млн юаней (около 54 млн долларов США). Регулирование осуществляется Законом «О содействии малым и средним предприятиям» от 2002 года [6].
В России критерии установлены по объему выручки и численности: малые предприятия - до 100 сотрудников и до 800 млн рублей годовой выручки (≈8,7 млн долларов США), средние - до 250 сотрудников и до 2 млрд рублей (≈21,7 млн долларов США) [4].
В странах Центральной Азии критерии также различаются. В Казахстане малые предприятия включают до 100 сотрудников, а средние - до 250 [9].
Несмотря на различия, МСП в Китае и странах Центральной Азии выполняют схожие функции: обеспечивают занятость, стимулируют инновации и развивают региональную торговлю [10]. Китайские МСП обладают более высоким уровнем интеграции в глобальные цепочки поставок и получают государственную поддержку, включая налоговые льготы и субсидии [4].
Важным направлением государственного стимулирования является участие МСП в международных инфраструктурных проектах. Основные направления включают строительство дорог и путей сообщения, улучшение инфраструктуры и другие инициативы. Инициатива BRI охватывает более 140 стран и имеет стратегическое значение для Центральной Азии, поскольку обеспечивает сухопутную связь между Китаем и Европой. Взаимодействие осуществляется через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). А также через соглашения с Евразийским экономическим союзом. Данный аспект способствует увеличению инвестиций и развитию экономики региона [2; 14].
Китайские МСП играют ключевую роль в реализации инициативы BRI. По мнению Чжу Цзэцзяна, их вклад в экономическое развитие Китая и стран Центральной Азии является многогранным: МСП активно участвуют в инвестициях, выполнении заказов и внедрении инноваций. В своей работе он подчеркивает, что деятельность МСП в рамках BRI стимулирует экономический рост. Данный факт способствует диверсификации экономик участвующих стран [13].
Международные эксперты исследуют влияние МСП на развитие экономических отношений. Китайские предприятия успешно работают за рубежом, если у них получается адаптироваться к местным законодательным нормам и культурным особенностям.
В России наблюдается растущий интерес к проекту BRI, поскольку он меняет международные экономические связи. Что способствует развитию сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, включая поддержку МСП.
Исследование основано на законодательных актах, международных проектах и научных публикациях. Оно подчеркивает важность МСП для экономик различных регионов в рамках инициативы BRI.
2. Современное состояние китайских МСП и их роль в экономике Центральной Азии
Китайские МСП в настоящее время занимают стратегически важное положение как в национальной экономике, так и в региональном сотрудничестве с Центральной Азией.
В ряде стран Центральной Азии доля участия Китая в структуре внешней торговли и новых инвестпроектов неуклонно увеличивается. Не редко она достигает 20-30% от общего объёма новых инициатив в регионе. МСП Китая особенно заметны в производственной, логистической и высокотехнологичной сферах. Опыт в этих сферах способствует повышению конкурентоспособности местной экономики [12]. Малые и средние компании из Китая умеют подстраиваться под особенности разных мест. Это даёт им возможность быть успешными в тех районах, где мало конкурентов. Китайские компании в Центральной Азии осуществляют широкий спектр деятельности, включая продажу товаров, строительство зданий, переработку сельскохозяйственной продукции и т.д. Дополнительно, китайские компании предоставляют местным жителям возможность приобретения товаров через китайские интернет-платформы.
Наблюдается устойчивая динамика роста присутствия китайских МСП в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Они создают совместные компании, открывают филиалы и работают в промышленных парках. Особенно важны кластеры в Алматы, Ташкенте и Бишкеке. Здесь китайские фирмы занимаются производством строительных материалов, электроники, лёгкой промышленности и сельскохозяйственных технологий.
Китай вложил в малый и средний бизнес Центральной Азии более 4,8 млрд долларов за 2023–2024 годы, что на 27 % больше, чем в 2020 году. Казахстан и Узбекистан получили больше 70 % этих инвестиций из-за лучших условий и стабильности [8].
Среди приоритетных направлений инвестиций выделяются:
производственный сектор (в особенности переработка сельхозпродукции и материалов);
логистика и транспортные услуги;
цифровая экономика (платежные системы, e-commerce, IT-инфраструктура);
«зелёные» технологии (солнечные панели, энергоэффективное оборудование).
ШОС помогает МСП в трансграничной торговле, создавая платформы для обмена информацией и поддержки инвестиций [3]. Китайские МСП активно развивают экономику Центральной Азии. По данным World Bank Group (2021), они особенно важны в сельском хозяйстве и переработке овощей [17]. Данный факт улучшает качество и конкурентоспособность экспорта региона. Сотрудничая с местными МСП, китайские компании передают знания и навыки, способствуя новым проектам в образовании и технологиях. Исланова Р.У. считает, что они объединяют Центральную Азию, внедряя успешные бизнес-модели [11].
3. Новые вызовы для китайских МСП в Центральной Азии
Китайские МСП в Центральной Азии растут, но сталкиваются с проблемами из-за политики, экономики и институтов региона. Основные риски – это политическая нестабильность, неопределённость в законах и колебания валют. В Кыргызстане и Таджикистане много административных барьеров, а бизнес зависит от политики.
Исследование показывает, что разные правовые нормы и инвестиционные правила в странах Центральной Азии усложняют долгосрочное планирование для МСП. Конкуренция с местными и российскими компаниями также давит на китайские фирмы [18].
По данным World Bank 2019 [24], многие транспортные узлы в Центральной Азии работают неэффективно. Это мешает малому и среднему бизнесу, особенно в экспорте и импорте. Также сложно координировать таможенные процедуры и пропускная способность границ на китайско-казахстанской и китайско-кыргызской границах ограничена. Для решения этих проблем нужно согласовать инвестиции в инфраструктуру с реформами в управлении и таможенной интеграции.
Глобальные процессы – в частности, пандемия COVID-19, рост геополитической напряжённости и санкционное давление – оказали существенное влияние на функционирование китайских МСП. В условиях временного закрытия границ и разрыва логистических цепочек многие предприятия были вынуждены сократить производство и оптимизировать расходы.
Пандемия стимулировала ускоренную цифровизацию и переход МСП на гибридные бизнес-модели. Благодаря чему удалось сохаранить позиции китайских компаний на региональных рынках. Однако повышение транспортных издержек и снижение потребительской активности в Центральной Азии замедлили темпы расширения инвестиций [23].
Наконец, одной из центральных проблем для китайских МСП остаётся адаптация к местным правовым системам. Различия в налоговых режимах, трудовом законодательстве и антимонопольных нормах создают неопределённость для инвесторов.
В странах региона отсутствует системная политика интеграции иностранных МСП. Данный аспект приводит к дублированию административных требований и росту издержек при регистрации компаний. Кроме того, недостаточная защита прав собственности и слабая судебная инфраструктура сдерживают приток инвестиций малого бизнеса [16].
4. Возможности и перспективы развития
Несмотря на многочисленные вызовы, потенциал развития китайских МСП в Центральной Азии остаётся чрезвычайно высоким. Ключевым фактором роста является развитие инфраструктуры и транспортных коридоров в рамках инициативы BRI.
Инфраструктурные проекты, такие как коридоры Китай–Казахстан–Европа и Китай–Кыргызстан–Узбекистан, открывают новые логистические возможности для малых и средних предприятий, повышая скорость товарооборота и снижая транзакционные издержки.
Наиболее перспективными направлениями деятельности китайских МСП в регионе являются:
сельское хозяйство и агротехнологии (инновационные методы орошения, семеноводство, переработка);
логистика и транспортные услуги;
электронная коммерция и цифровые платформы;
туризм и услуги гостеприимства;
возобновляемая энергетика (солнечные и ветровые установки).
Китайские МСП могут сыграть важную роль в улучшении сельского хозяйства в Центральной Азии. Они могут внедрять современные технологии, такие как точное земледелие и умные системы для мониторинга сельскохозяйственного производства.
Главная тенденция в развитии китайских МСП – производство товаров внутри страны и сотрудничество с местными компаниями. Создание совместных предприятий помогает улучшить доверие между бизнесом и способствует обмену знаниями [20].
В Казахстане и Узбекистане создают новые промышленные зоны и технопарки при участии китайских компаний. Там внедряют энергосберегающие технологии, цифровые методы и автоматизацию. Эти площадки привлекают инвестиции и инновации.
Страны региона и международные организации поддерживают сотрудничество предпринимателей. Развивается система помощи малым и средним предприятиям в получении кредитов и инвестиций через банки и фонды. Это облегчает доступ к финансированию [7].
OECD (2022) и ШОС (2022) создают платформу для бизнес-коммуникаций и цифровой торговли. Это помогает китайским МСП выходить на региональные рынки с меньшими затратами и лучше общаться с партнёрами.
Инновации и цифровизация важны для МСП. Они снижают барьеры выхода на внешние рынки и делают операции прозрачнее [20].
В рамках BRI развиваются программы цифровой грамотности и обмена технологиями. Это даёт возможность малым предприятиям повышать эффективность и снижать затраты.
Возможности для китайских МСП в Центральной Азии появляются благодаря инфраструктурным проектам, партнёрствам и цифровым технологиям. Координированная государственная и региональная политика может сделать малый и средний бизнес Китая движущей силой роста экономики региона.
5. Аналитика и тематические кейсы
Опыт работы над проектом BRI показывает, что китайские малые и средние предприятия активно участвуют в экономике Центральной Азии. Они вкладывают деньги в разные проекты, легко меняют свою организацию, быстро приспосабливаясь к новым технологиям.
Одним из ярких примеров является деятельность китайской компании "Huaxin Cement", которая, будучи изначально малым предприятием, открыла производственные мощности в Таджикистане и Кыргызстане. Данный проект позволил создать сотни рабочих мест и способствовал передаче технологий в строительную отрасль региона [19]. Участие китайских МСП в подобных проектах демонстрирует синергетический эффект между инвестициями, локальным развитием и институциональным сотрудничеством. В Казахстане особое значение имеет создание Китайско-Казахстанского центра трансграничного сотрудничества «Хоргос», где МСП обеих стран получают возможность осуществлять торговлю, логистику и услуги на взаимовыгодной основе. Этот пример демонстрирует, как инфраструктурные проекты BRI стимулируют появление экосистем малого бизнеса и укрепляют региональную интеграцию [15].
В Узбекистане китайские МСП активно участвуют в проектах по модернизации сельского хозяйства, внедряя инновационные методы орошения и цифровые системы мониторинга урожайности. По данным World Bank Group (2021), данные инициативы повысили экспортный потенциал узбекской плодоовощной продукции и позволили интегрировать местных производителей в цепочки поставок, ориентированные на Китай [5].
В рамках инициативы BRI китайские МСП активно вовлекаются в проекты малой энергетики, транспортной логистики и промышленной кооперации. Например, проект по строительству солнечной электростанции в Нарынской области Кыргызстана, реализованный совместно с китайским МСП «Tongwei Solar», стал модельным примером сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики. Он продемонстрировал потенциал малых компаний в передаче технологий устойчивого развития [21].
Таблица 1. Примеры проектов китайских МСП и их показатели
|
Компания / Проект
|
Страна
|
Характеристика проекта
|
Показатели и результаты
|
Источники
|
|
Huaxin Cement
|
Таджикистан, Кыргызстан
|
Производство цемента, инвестиции
137 млн USD
|
Емкость - 1 млн тонн в год; 1300
рабочих мест; экспорт продукции
|
[BRI in Central Asia:
Industrial Projects, 2019], [Global Cement]
|
|
Китайско-Казахстанский центр «Хоргос»
|
Казахстан
|
Трансграничное сотрудничество МСП
|
Платформа для торговли и логистики
МСП
|
[Aminjonov et al., 2019]
|
|
Tongwei Solar
|
Кыргызстан
|
Солнечная электростанция,
инвестиции 180 млн USD
|
Первая крупная солнечная
электростанция; 300 МВт мощность (2026)
|
[PV Knowhow, 2025],
[Eurasian Development Bank]
|
|
Программы агротехнологий
|
Узбекистан
|
Цифровой мониторинг урожайности
|
Рост экспорта плодоовощной
продукции; внедрение цифровых систем
|
[World Bank Group,
2021], [Uzbekistan Agriculture Project]
|
|
МСП в сфере e-commerce
|
Центральная Азия
|
Переход на цифровые модели во время
COVID-19
|
Использование Alibaba Cloud, JD
Logistics; сохранение экспортных потоков
|
[EU SME Centre &
China-Britain Business Council, 2025]
|
Такие проекты оказывают мультипликативный эффект: формируют местные цепочки поставок, развивают инженерную инфраструктуру и т.д.
Анализ показывает, что эффективность деятельности китайских МСП в Центральной Азии напрямую зависит от степени институциональной поддержки, доступности финансовых инструментов и уровня интеграции в местную экономику [22].
Наиболее успешные примеры связаны с теми предприятиями, которые внедряют модели совместного владения, активно используют цифровые платформы и взаимодействуют с региональными бизнес-ассоциациями.
Культурная чувствительность и локальная адаптация являются важнейшими факторами конкурентоспособности китайских МСП. Компании, которые активно сотрудничают с местными университетами, торговыми палатами и сообществами предпринимателей, демонстрируют более устойчивые результаты и меньшую зависимость от политических колебаний.
В условиях геополитических и экономических вызовов китайские МСП демонстрируют высокий уровень адаптивности. Например, в период пандемии COVID-19 предприятия, работающие в сфере e-commerce, быстро перешли на цифровые модели взаимодействия, используя платформы Alibaba Cloud и JD Logistics для организации поставок и дистанционного обслуживания клиентов. Это позволило им сохранить экспортные потоки и минимизировать потери от разрыва цепочек поставок [23]. В Казахстане и Узбекистане китайские МСП всё чаще внедряют технологии искусственного интеллекта для анализа спроса и оптимизации складских процессов. Эти практики демонстрируют переход от традиционных форм ведения бизнеса к цифрово-инновационным моделям, соответствующим глобальным тенденциям.
Таким образом, аналитика и тематические кейсы подтверждают, что китайские МСП эффективно используют возможности инициативы BRI и становятся важнейшим инструментом диверсификации и устойчивого развития экономик Центральной Азии.
Заключение
Исследование показало, как китайские малые и средние компании входят в экономику Центральной Азии. Это происходит в рамках проекта «Один пояс – один путь».
Во-первых, китайские малые и средние предприятия важны для международной кооперации. Они помогают экономике Китая и развивают регионы. Эти предприятия создают рабочие места, передают технологии, улучшают инфраструктуру и цифровизируют экономику.
Во-вторых, анализ показал, что несмотря на существенные успехи, деятельность китайских МСП сталкивается с рядом вызовов – от политической нестабильности и регуляторных барьеров до культурных различий и проблем логистики. Однако данные препятствия не являются критическими: в условиях стратегического партнёрства Китая и стран Центральной Азии они постепенно преодолеваются посредством совершенствования нормативной базы, внедрения инноваций и расширения межгосударственного сотрудничества.
В-третьих, возможности для дальнейшего роста связаны с активным участием МСП в инфраструктурных проектах, цифровой экономике и «зелёных» технологиях. Важную роль в этом процессе играют международные институты – ЕЭК, ШОС, Всемирный банк, OECD и UNECE, которые обеспечивают координацию, финансирование и обмен лучшими практиками.
Следовательно, малые и средние предприятия Китая помогают экономике Центральной Азии. Они улучшают торговлю и производство, а также помогают людям больше доверять друг другу и развивать регион.
Рекомендации:
Развивать институциональные механизмы поддержки китайских и местных МСП через совместные фонды и технопарки.
Улучшить нормативно-правовую базу для облегчения регистрации, налогообложения и сертификации продукции.
Активно развивать цифровые платформы трансграничного взаимодействия.
Уделять внимание культурной и образовательной интеграции предпринимателей.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в более глубоком анализе влияния цифровизации, климатической повестки и геоэкономических изменений на модели функционирования китайских МСП в регионе. Поэтому китайские малые и средние предприятия становятся не просто участниками, а локомотивом трансформации Центральной Азии, превращая инициативу «Один пояс – один путь» в реальный инструмент устойчивого и взаимовыгодного развития.
Источники:
2. Акматалиева А.М. Инициатива «Один пояс – один путь» в Центральной Азии // Сравнительная политика. – 2018. – № 4. – c. 139-146. – doi: 10.24411/2221-3279-2018-10009.
3. Астанинская декларация Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. ritmeurasia.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ritmeurasia.ru/news--2024-07-04--astaninskaja-deklaracija-soveta-glav-gosudarstv-chlenov-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva-74305 (дата обращения: 09.10.2025).
4. Волков И.Л. Сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего бизнеса в производственном секторе в России и Китае // Современная Азия: политика, экономика, общество. – 2024. – № 2. – c. 5-16. – doi: 10.48647/ICCA.2024.84.66.002.
5. Плодоовощеводство в странах Центральной Азии – Использование новых экспортных возможностей в Китай и Российскую Федерацию. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: http://documents.vsemirnyjbank.org/curated/ru/736791587367284788/pdf/Central-Asia-s-Horticulture-Sector-Capitalizing-on-New-Export-Opportunities-in-Chinese-and-Russian-Markets.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
6. Закон КНР «О содействии малым и средним предприятиям» от 29 июня 2002 г. Государственный совет Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2019-01/29/content_2071216.htm (дата обращения: 04.10.2025).
7. Развитие экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org (дата обращения: 07.10.2025).
8. Взаимные инвестиции на Евразийском континенте: новые и традиционные партнёры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newscentralasia.net/2025/02/21/edb-central-asia-accounts-for-47-of-total-chinese-investments-to-eurasian-region/ (дата обращения: 09.10.2025).
9. Закон «О частном предпринимательстве» Закон «О частном предпринимательстве»
10. Закон КНР «О стимулировании малых и средних предприятий» от 29 июня 2002 г. russchinatrade.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-useful-info/China_law_malyi_biznes.pdf (дата обращения: 04.10.2025).
11. Исланова Р.У. Проект «Один пояс – один путь»: проблемы и перспективы реализации для Кыргызской республики // Вестник Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. – 2019. – № 26. – c. 143-147.
12. Калашников Д.Б. Роль зарубежных малых и средних предприятий Китая в модернизации национальной экономики // Вестник МГИМО-Университета. – 2021. – № 1. – c. 174-196. – doi: 10.24833/2071-8160-2021-1-76-174-196.
13. Чжу Ц. Влияние инициативы «Пояс и путь» на экономический рост Китая и стран Центральной Азии // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2024. – № 3. – c. 157-163. – doi: 10.18101/2304-4446-2024-3-157-163.
14. Цифровое сотрудничество и платформа для электронной торговли. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). [Электронный ресурс]. URL: https://en.people.cn/n3/2025/0902/c90000-20361148.html (дата обращения: 07.10.2025).
15. Aminjonov F., Abylkasymova A., Aimée A., Eshchanov B., Moldokanov D., Overland I., Vakulchuk R. BRI in Central Asia: Industrial Projects // Central Asia Regional Data Review. – 2019. – № 24. – doi: 10.13140/RG.2.2.17017.11369.
16. Boosting the Internationalisation of Firms through Better Export Promotion Policies in Uzbekistan. OECD. [Электронный ресурс]. URL: https://eu-cai.org/wp-content/uploads/2022/02/EN-Final-Monitoring-Review-Uzbekistan.pdf.
17. Central Asia’s Horticulture Sector: Capitalizing on New Export Opportunities in Chinese and Russian Markets. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/736791587367284788/pdf/Central-Asia-s-Horticulture-Sector-Capitalizing-on-New-Export-Opportunities-in-Chinese-and-Russian-Markets.pdf (дата обращения: 04.10.2025).
18. China’s Belt and Road initiative and its impact in Central Asia. CAP Working Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://centralasiaprogram.org/wp-content/uploads/2018/01/OBOR_CAP_2018.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
19. Huaxin Gayur Cement Plant. Global Energy Monitor. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gem.wiki/Huaxin_Gayur_Cement_Plant (дата обращения: 07.10.2025).
20. Nedopil Christoph China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2023 H1 – the first ten years. Green Finance & Development Center. [Электронный ресурс]. URL: https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2023/07/Nedopil-2023_China-Belt-and-Road-Initiative-BRI-Investment-Report-2023-H1-1.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
21. Kyrgyzstan solar power: $180M Station a Unique Boost. PVKnowhow.Com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pvknowhow.com/news/kyrgyzstan-solar-power-180m-station-a-unique-boost/ (дата обращения: 07.10.2025).
22. Royal Thai Embassy in Astana. SMEsʼ Development in Central Asian Countries. image.mfa.go.th. [Электронный ресурс]. URL: https://image.mfa.go.th/mfa/0/iyOJNVBddx/E-book/SMEs%E2%80%99_Development_in_Central_Asia.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
23. The Belt and Road Initiatives: Opportunities and Challenges for EU SMEs. EU SME Centre & China-Britain Business Council. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eusmecentre.org.cn/publications/the-belt-and-road-initiatives-opportunities-and-challenges-for-eu-smes/ (дата обращения: 07.10.2025).
24. Belt and Road Economics: Opportunities and Risks of Transport Corridors. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/regional-integration/publication/belt-and-road-economics-opportunities-and-risks-of-transport-corridors (дата обращения: 04.10.2025).
Страница обновлена: 26.11.2025 в 00:10:26
Chinese small and medium-sized companies in Central Asia: new challenges and opportunities within the framework of the Belt and Road Initiative
Wang Y.Journal paper
Journal of Central Asia Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The article examines the operations of Chinese small and medium-sized companies in the countries of Central Asia within the framework of the Belt and Road Initiative. Chinese companies play a significant role in the region's economy, facilitating the development of connections and attracting investment. The article addresses the legal frameworks, regulations, and support mechanisms governing the activities of Chinese and Central Asian companies.
Chinese SMEs make substantial investments in infrastructure, industry, and trade in Central Asia, which contributes to enhancing the region's economic potential. However, their success is hindered by certain challenges, including political instability, logistical issues, cultural differences, and bureaucratic obstacles.
To achieve sustainable development, promising directions include digitalization, the implementation of sustainable development principles, and cooperation with local companies. For the effective activity of Chinese medium-sized companies, it is necessary to improve the legislative framework and strengthen international cooperation.
Keywords: Chinese small and medium-sized companies, Central Asia, Belt and Road Initiative, investments, regional cooperation, infrastructure project, digitalization, economic development
JEL-classification: L86, N85, F21, P33
References:
Abubakirova D.B. (2022). THE BELT AND ROAD INITIATIVE AS A NEW IMPETUS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CENTRAL ASIAN REGION. Postsovetskie issledovaniya. 5 (1). 73-89.
Akmatalieva A.M. (2018). PERSPECTIVES OF CHINA’S ECONOMIC BELT OF SILK ROAD IN CENTRAL ASIA. Comparative politics. 9 (4). 139-146. doi: 10.24411/2221-3279-2018-10009.
Aminjonov F., Abylkasymova A., Aimée A., Eshchanov B., Moldokanov D., Overland I., Vakulchuk R. (2019). BRI in Central Asia: Industrial Projects Central Asia Regional Data Review. (24). doi: 10.13140/RG.2.2.17017.11369.
Belt and Road Economics: Opportunities and Risks of Transport CorridorsWorld Bank. Retrieved October 04, 2025, from https://www.worldbank.org/en/topic/regional-integration/publication/belt-and-road-economics-opportunities-and-risks-of-transport-corridors
Boosting the Internationalisation of Firms through Better Export Promotion Policies in UzbekistanOECD. Retrieved from https://eu-cai.org/wp-content/uploads/2022/02/EN-Final-Monitoring-Review-Uzbekistan.pdf
Central Asia’s Horticulture Sector: Capitalizing on New Export Opportunities in Chinese and Russian MarketsWorld Bank Group. Retrieved October 04, 2025, from https://documents1.worldbank.org/curated/en/736791587367284788/pdf/Central-Asia-s-Horticulture-Sector-Capitalizing-on-New-Export-Opportunities-in-Chinese-and-Russian-Markets.pdf
China’s Belt and Road initiative and its impact in Central AsiaCAP Working Papers. Retrieved October 07, 2025, from https://centralasiaprogram.org/wp-content/uploads/2018/01/OBOR_CAP_2018.pdf
Chzhu Ts. (2024). THE IMPACT OF “THE BELT AND ROAD” INITIATIVE ON ECONOMIC GROWTH IN CHINA AND CENTRAL ASIAN COUNTRIES. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment. (3). 157-163. doi: 10.18101/2304-4446-2024-3-157-163.
Huaxin Gayur Cement PlantGlobal Energy Monitor. Retrieved October 07, 2025, from https://www.gem.wiki/Huaxin_Gayur_Cement_Plant
Islanova R.U. (2019). «ONE BELT - ONE ROAD» PROJECT: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC. Vestnik Akademii gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Kyrgyzskoy Respubliki. (26). 143-147.
Kalashnikov D.B. (2021). THE ROLE OF CHINESE SMALL AND MEDIUM TNCS IN THE MODERNIZATION OF THE NATIONAL ECONOMY. Vestnik MGIMO-Universiteta. 14 (1). 174-196. doi: 10.24833/2071-8160-2021-1-76-174-196.
Kyrgyzstan solar power: $180M Station a Unique BoostPVKnowhow.Com. Retrieved October 07, 2025, from https://www.pvknowhow.com/news/kyrgyzstan-solar-power-180m-station-a-unique-boost/
Nedopil Christoph China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2023 H1 – the first ten yearsGreen Finance & Development Center. Retrieved October 07, 2025, from https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2023/07/Nedopil-2023_China-Belt-and-Road-Initiative-BRI-Investment-Report-2023-H1-1.pdf
Royal Thai Embassy in Astana. SMEsʼ Development in Central Asian Countriesimage.mfa.go.th. Retrieved October 09, 2025, from https://image.mfa.go.th/mfa/0/iyOJNVBddx/E-book/SMEs%E2%80%99_Development_in_Central_Asia.pdf
The Belt and Road Initiatives: Opportunities and Challenges for EU SMEsEU SME Centre & China-Britain Business Council. Retrieved October 07, 2025, from https://www.eusmecentre.org.cn/publications/the-belt-and-road-initiatives-opportunities-and-challenges-for-eu-smes/
Volkov I.L. (2024). COMPARATIVE ANALYSIS OF MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM)SIZED BUSINESSES IN THE MANUFACTURING SECTOR IN RUSSIA AND CHINA. Sovremennaya Aziya: politika, ekonomika, obschestvo. (2). 5-16. doi: 10.48647/ICCA.2024.84.66.002.
