Китайские малые и средние предприятия в Центральной Азии: новые вызовы и возможности в рамках инициативы «Один пояс – один путь»

Ван Ю.1
1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Малые и средние предприятия (МСП) имеют важное значение в экономике Китая. Они помогают экономике быть гибкой, способствуют новым идеям и созданию рабочих мест. Эти компании активно участвуют в международных проектах, таких как «Один пояс - один путь» (BRI).

Указанный проект был инициирован в 2013 году. Основная цель данного проекта заключается в развитии инфраструктуры, улучшению торговых отношений. Кроме того, проект способствовал увеличению объема инвестиций между Китаем и странами Евразийского континента. Для Центральной Азии эта инициатива значима, так как регион выступает мостом между Востоком и Западом. Для Китая Центральная Азия – важный путь для доставки товаров и инвестиций. Здесь создаются новые рынки, производственные цепочки и транспортные коридоры [1]. Для стран Центральной Азии проект открывает возможности для привлечения инвестиций, обмена технологиями и экономического роста. Китайские МСП играют ключевую роль в развитии региона. В отличие от крупных государственных компаний, они налаживают связи, развивают торговлю, создают совместные предприятия и т.д. Это способствует диверсификации экономики и укреплению связей между странами.

Однако китайские МСП сталкиваются с трудностями. Таковы являются политические риски, различия в институтах, транспортные проблемы, а также культурные и языковые барьеры. В условиях глобальных кризисов, таких как пандемия COVID-19 и изменения в логистике, эти проблемы становятся первостепенными.

Поэтому важно изучать, как сейчас развиваются, с какими трудностями сталкиваются и какие перспективы имеют МСП из Китая в Центральной Азии в рамках инициативы BRI. Это поможет лучше понять экономику региона и предложить идеи, как улучшить международное сотрудничество.

Цель этой статьи – разобраться в основах и практических действиях китайских МСП, выявить проблемы, с которыми они сталкиваются, и найти способы успешного дальнейшего взаимодействия.

1. Теоретико-методологический базис исследования

МСП занимают важную роль в экономике, и их статус определяется в различных странах по-разному. В Китае малые предприятия имеют до 300 сотрудников и годовой доход до 20 млн юаней (примерно 2,7 млн долларов США), а средние - до 1000 сотрудников и доход до 400 млн юаней (около 54 млн долларов США). Регулирование осуществляется Законом «О содействии малым и средним предприятиям» от 2002 года [6].

В России критерии установлены по объему выручки и численности: малые предприятия - до 100 сотрудников и до 800 млн рублей годовой выручки (≈8,7 млн долларов США), средние - до 250 сотрудников и до 2 млрд рублей (≈21,7 млн долларов США) [4].

В странах Центральной Азии критерии также различаются. В Казахстане малые предприятия включают до 100 сотрудников, а средние - до 250 [9].

Несмотря на различия, МСП в Китае и странах Центральной Азии выполняют схожие функции: обеспечивают занятость, стимулируют инновации и развивают региональную торговлю [10]. Китайские МСП обладают более высоким уровнем интеграции в глобальные цепочки поставок и получают государственную поддержку, включая налоговые льготы и субсидии [4].

Важным направлением государственного стимулирования является участие МСП в международных инфраструктурных проектах. Основные направления включают строительство дорог и путей сообщения, улучшение инфраструктуры и другие инициативы. Инициатива BRI охватывает более 140 стран и имеет стратегическое значение для Центральной Азии, поскольку обеспечивает сухопутную связь между Китаем и Европой. Взаимодействие осуществляется через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). А также через соглашения с Евразийским экономическим союзом. Данный аспект способствует увеличению инвестиций и развитию экономики региона [2; 14].

Китайские МСП играют ключевую роль в реализации инициативы BRI. По мнению Чжу Цзэцзяна, их вклад в экономическое развитие Китая и стран Центральной Азии является многогранным: МСП активно участвуют в инвестициях, выполнении заказов и внедрении инноваций. В своей работе он подчеркивает, что деятельность МСП в рамках BRI стимулирует экономический рост. Данный факт способствует диверсификации экономик участвующих стран [13].

Международные эксперты исследуют влияние МСП на развитие экономических отношений. Китайские предприятия успешно работают за рубежом, если у них получается адаптироваться к местным законодательным нормам и культурным особенностям.

В России наблюдается растущий интерес к проекту BRI, поскольку он меняет международные экономические связи. Что способствует развитию сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии, включая поддержку МСП.

Исследование основано на законодательных актах, международных проектах и научных публикациях. Оно подчеркивает важность МСП для экономик различных регионов в рамках инициативы BRI.

2. Современное состояние китайских МСП и их роль в экономике Центральной Азии

Китайские МСП в настоящее время занимают стратегически важное положение как в национальной экономике, так и в региональном сотрудничестве с Центральной Азией.

В ряде стран Центральной Азии доля участия Китая в структуре внешней торговли и новых инвестпроектов неуклонно увеличивается. Не редко она достигает 20-30% от общего объёма новых инициатив в регионе. МСП Китая особенно заметны в производственной, логистической и высокотехнологичной сферах. Опыт в этих сферах способствует повышению конкурентоспособности местной экономики [12]. Малые и средние компании из Китая умеют подстраиваться под особенности разных мест. Это даёт им возможность быть успешными в тех районах, где мало конкурентов. Китайские компании в Центральной Азии осуществляют широкий спектр деятельности, включая продажу товаров, строительство зданий, переработку сельскохозяйственной продукции и т.д. Дополнительно, китайские компании предоставляют местным жителям возможность приобретения товаров через китайские интернет-платформы.

Наблюдается устойчивая динамика роста присутствия китайских МСП в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Они создают совместные компании, открывают филиалы и работают в промышленных парках. Особенно важны кластеры в Алматы, Ташкенте и Бишкеке. Здесь китайские фирмы занимаются производством строительных материалов, электроники, лёгкой промышленности и сельскохозяйственных технологий.

Китай вложил в малый и средний бизнес Центральной Азии более 4,8 млрд долларов за 2023–2024 годы, что на 27 % больше, чем в 2020 году. Казахстан и Узбекистан получили больше 70 % этих инвестиций из-за лучших условий и стабильности [8].

Среди приоритетных направлений инвестиций выделяются:

производственный сектор (в особенности переработка сельхозпродукции и материалов);

логистика и транспортные услуги;

цифровая экономика (платежные системы, e-commerce, IT-инфраструктура);

«зелёные» технологии (солнечные панели, энергоэффективное оборудование).

ШОС помогает МСП в трансграничной торговле, создавая платформы для обмена информацией и поддержки инвестиций [3]. Китайские МСП активно развивают экономику Центральной Азии. По данным World Bank Group (2021), они особенно важны в сельском хозяйстве и переработке овощей [17]. Данный факт улучшает качество и конкурентоспособность экспорта региона. Сотрудничая с местными МСП, китайские компании передают знания и навыки, способствуя новым проектам в образовании и технологиях. Исланова Р.У. считает, что они объединяют Центральную Азию, внедряя успешные бизнес-модели [11].

3. Новые вызовы для китайских МСП в Центральной Азии

Китайские МСП в Центральной Азии растут, но сталкиваются с проблемами из-за политики, экономики и институтов региона. Основные риски – это политическая нестабильность, неопределённость в законах и колебания валют. В Кыргызстане и Таджикистане много административных барьеров, а бизнес зависит от политики.

Исследование показывает, что разные правовые нормы и инвестиционные правила в странах Центральной Азии усложняют долгосрочное планирование для МСП. Конкуренция с местными и российскими компаниями также давит на китайские фирмы [18].

По данным World Bank 2019 [24], многие транспортные узлы в Центральной Азии работают неэффективно. Это мешает малому и среднему бизнесу, особенно в экспорте и импорте. Также сложно координировать таможенные процедуры и пропускная способность границ на китайско-казахстанской и китайско-кыргызской границах ограничена. Для решения этих проблем нужно согласовать инвестиции в инфраструктуру с реформами в управлении и таможенной интеграции.

Глобальные процессы – в частности, пандемия COVID-19, рост геополитической напряжённости и санкционное давление – оказали существенное влияние на функционирование китайских МСП. В условиях временного закрытия границ и разрыва логистических цепочек многие предприятия были вынуждены сократить производство и оптимизировать расходы.

Пандемия стимулировала ускоренную цифровизацию и переход МСП на гибридные бизнес-модели. Благодаря чему удалось сохаранить позиции китайских компаний на региональных рынках. Однако повышение транспортных издержек и снижение потребительской активности в Центральной Азии замедлили темпы расширения инвестиций [23].

Наконец, одной из центральных проблем для китайских МСП остаётся адаптация к местным правовым системам. Различия в налоговых режимах, трудовом законодательстве и антимонопольных нормах создают неопределённость для инвесторов.

В странах региона отсутствует системная политика интеграции иностранных МСП. Данный аспект приводит к дублированию административных требований и росту издержек при регистрации компаний. Кроме того, недостаточная защита прав собственности и слабая судебная инфраструктура сдерживают приток инвестиций малого бизнеса [16].

4. Возможности и перспективы развития

Несмотря на многочисленные вызовы, потенциал развития китайских МСП в Центральной Азии остаётся чрезвычайно высоким. Ключевым фактором роста является развитие инфраструктуры и транспортных коридоров в рамках инициативы BRI.

Инфраструктурные проекты, такие как коридоры Китай–Казахстан–Европа и Китай–Кыргызстан–Узбекистан, открывают новые логистические возможности для малых и средних предприятий, повышая скорость товарооборота и снижая транзакционные издержки.

Наиболее перспективными направлениями деятельности китайских МСП в регионе являются:

сельское хозяйство и агротехнологии (инновационные методы орошения, семеноводство, переработка);

логистика и транспортные услуги;

электронная коммерция и цифровые платформы;

туризм и услуги гостеприимства;

возобновляемая энергетика (солнечные и ветровые установки).

Китайские МСП могут сыграть важную роль в улучшении сельского хозяйства в Центральной Азии. Они могут внедрять современные технологии, такие как точное земледелие и умные системы для мониторинга сельскохозяйственного производства.

Главная тенденция в развитии китайских МСП – производство товаров внутри страны и сотрудничество с местными компаниями. Создание совместных предприятий помогает улучшить доверие между бизнесом и способствует обмену знаниями [20].

В Казахстане и Узбекистане создают новые промышленные зоны и технопарки при участии китайских компаний. Там внедряют энергосберегающие технологии, цифровые методы и автоматизацию. Эти площадки привлекают инвестиции и инновации.

Страны региона и международные организации поддерживают сотрудничество предпринимателей. Развивается система помощи малым и средним предприятиям в получении кредитов и инвестиций через банки и фонды. Это облегчает доступ к финансированию [7].

OECD (2022) и ШОС (2022) создают платформу для бизнес-коммуникаций и цифровой торговли. Это помогает китайским МСП выходить на региональные рынки с меньшими затратами и лучше общаться с партнёрами.

Инновации и цифровизация важны для МСП. Они снижают барьеры выхода на внешние рынки и делают операции прозрачнее [20].

В рамках BRI развиваются программы цифровой грамотности и обмена технологиями. Это даёт возможность малым предприятиям повышать эффективность и снижать затраты.

Возможности для китайских МСП в Центральной Азии появляются благодаря инфраструктурным проектам, партнёрствам и цифровым технологиям. Координированная государственная и региональная политика может сделать малый и средний бизнес Китая движущей силой роста экономики региона.

5. Аналитика и тематические кейсы

Опыт работы над проектом BRI показывает, что китайские малые и средние предприятия активно участвуют в экономике Центральной Азии. Они вкладывают деньги в разные проекты, легко меняют свою организацию, быстро приспосабливаясь к новым технологиям.

Одним из ярких примеров является деятельность китайской компании "Huaxin Cement", которая, будучи изначально малым предприятием, открыла производственные мощности в Таджикистане и Кыргызстане. Данный проект позволил создать сотни рабочих мест и способствовал передаче технологий в строительную отрасль региона [19]. Участие китайских МСП в подобных проектах демонстрирует синергетический эффект между инвестициями, локальным развитием и институциональным сотрудничеством. В Казахстане особое значение имеет создание Китайско-Казахстанского центра трансграничного сотрудничества «Хоргос», где МСП обеих стран получают возможность осуществлять торговлю, логистику и услуги на взаимовыгодной основе. Этот пример демонстрирует, как инфраструктурные проекты BRI стимулируют появление экосистем малого бизнеса и укрепляют региональную интеграцию [15].

В Узбекистане китайские МСП активно участвуют в проектах по модернизации сельского хозяйства, внедряя инновационные методы орошения и цифровые системы мониторинга урожайности. По данным World Bank Group (2021), данные инициативы повысили экспортный потенциал узбекской плодоовощной продукции и позволили интегрировать местных производителей в цепочки поставок, ориентированные на Китай [5].

В рамках инициативы BRI китайские МСП активно вовлекаются в проекты малой энергетики, транспортной логистики и промышленной кооперации. Например, проект по строительству солнечной электростанции в Нарынской области Кыргызстана, реализованный совместно с китайским МСП «Tongwei Solar», стал модельным примером сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики. Он продемонстрировал потенциал малых компаний в передаче технологий устойчивого развития [21].

Таблица 1. Примеры проектов китайских МСП и их показатели

Компания / Проект
Страна
Характеристика проекта
Показатели и результаты
Источники
Huaxin Cement
Таджикистан, Кыргызстан
Производство цемента, инвестиции 137 млн USD
Емкость - 1 млн тонн в год; 1300 рабочих мест; экспорт продукции
[BRI in Central Asia: Industrial Projects, 2019], [Global Cement]
Китайско-Казахстанский центр «Хоргос»
Казахстан
Трансграничное сотрудничество МСП
Платформа для торговли и логистики МСП
[Aminjonov et al., 2019]
Tongwei Solar
Кыргызстан
Солнечная электростанция, инвестиции 180 млн USD
Первая крупная солнечная электростанция; 300 МВт мощность (2026)
[PV Knowhow, 2025], [Eurasian Development Bank]
Программы агротехнологий
Узбекистан
Цифровой мониторинг урожайности
Рост экспорта плодоовощной продукции; внедрение цифровых систем
[World Bank Group, 2021], [Uzbekistan Agriculture Project]
МСП в сфере e-commerce
Центральная Азия
Переход на цифровые модели во время COVID-19
Использование Alibaba Cloud, JD Logistics; сохранение экспортных потоков
[EU SME Centre & China-Britain Business Council, 2025]
Источник: составлено автором.

Такие проекты оказывают мультипликативный эффект: формируют местные цепочки поставок, развивают инженерную инфраструктуру и т.д.

Анализ показывает, что эффективность деятельности китайских МСП в Центральной Азии напрямую зависит от степени институциональной поддержки, доступности финансовых инструментов и уровня интеграции в местную экономику [22].

Наиболее успешные примеры связаны с теми предприятиями, которые внедряют модели совместного владения, активно используют цифровые платформы и взаимодействуют с региональными бизнес-ассоциациями.

Культурная чувствительность и локальная адаптация являются важнейшими факторами конкурентоспособности китайских МСП. Компании, которые активно сотрудничают с местными университетами, торговыми палатами и сообществами предпринимателей, демонстрируют более устойчивые результаты и меньшую зависимость от политических колебаний.

В условиях геополитических и экономических вызовов китайские МСП демонстрируют высокий уровень адаптивности. Например, в период пандемии COVID-19 предприятия, работающие в сфере e-commerce, быстро перешли на цифровые модели взаимодействия, используя платформы Alibaba Cloud и JD Logistics для организации поставок и дистанционного обслуживания клиентов. Это позволило им сохранить экспортные потоки и минимизировать потери от разрыва цепочек поставок [23]. В Казахстане и Узбекистане китайские МСП всё чаще внедряют технологии искусственного интеллекта для анализа спроса и оптимизации складских процессов. Эти практики демонстрируют переход от традиционных форм ведения бизнеса к цифрово-инновационным моделям, соответствующим глобальным тенденциям.

Таким образом, аналитика и тематические кейсы подтверждают, что китайские МСП эффективно используют возможности инициативы BRI и становятся важнейшим инструментом диверсификации и устойчивого развития экономик Центральной Азии.

Заключение

Исследование показало, как китайские малые и средние компании входят в экономику Центральной Азии. Это происходит в рамках проекта «Один пояс – один путь».

Во-первых, китайские малые и средние предприятия важны для международной кооперации. Они помогают экономике Китая и развивают регионы. Эти предприятия создают рабочие места, передают технологии, улучшают инфраструктуру и цифровизируют экономику.

Во-вторых, анализ показал, что несмотря на существенные успехи, деятельность китайских МСП сталкивается с рядом вызовов – от политической нестабильности и регуляторных барьеров до культурных различий и проблем логистики. Однако данные препятствия не являются критическими: в условиях стратегического партнёрства Китая и стран Центральной Азии они постепенно преодолеваются посредством совершенствования нормативной базы, внедрения инноваций и расширения межгосударственного сотрудничества.

В-третьих, возможности для дальнейшего роста связаны с активным участием МСП в инфраструктурных проектах, цифровой экономике и «зелёных» технологиях. Важную роль в этом процессе играют международные институты – ЕЭК, ШОС, Всемирный банк, OECD и UNECE, которые обеспечивают координацию, финансирование и обмен лучшими практиками.

Следовательно, малые и средние предприятия Китая помогают экономике Центральной Азии. Они улучшают торговлю и производство, а также помогают людям больше доверять друг другу и развивать регион.

Рекомендации:

Развивать институциональные механизмы поддержки китайских и местных МСП через совместные фонды и технопарки.

Улучшить нормативно-правовую базу для облегчения регистрации, налогообложения и сертификации продукции.

Активно развивать цифровые платформы трансграничного взаимодействия.

Уделять внимание культурной и образовательной интеграции предпринимателей.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в более глубоком анализе влияния цифровизации, климатической повестки и геоэкономических изменений на модели функционирования китайских МСП в регионе. Поэтому китайские малые и средние предприятия становятся не просто участниками, а локомотивом трансформации Центральной Азии, превращая инициативу «Один пояс – один путь» в реальный инструмент устойчивого и взаимовыгодного развития.


Страница обновлена: 03.11.2025 в 14:04:07

 

 

Kitayskie malye i srednie predpriyatiya v Tsentralnoy Azii: novye vyzovy i vozmozhnosti v ramkakh initsiativy «Odin poyas – odin puty»

Van Yue

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2025)

Citation: