Развитие предпринимательских сетей как фактор сохранения устойчивости компании в условиях внешних шоков

Зорева Д.С.
1 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В основе работы лежит тезис о положительном влиянии предпринимательских сетей на финансовую устойчивость бизнеса в условиях быстро меняющейся внешней среды. Нивелирование рисков и минимизация негативного воздействия факторов макросреды в условиях геополитической турбулентности достигается благодаря выстроенным устойчивым межфирменным связям, деятельность которых построена на взаимном доверии, а финансовое благосостояние каждой компании зависит от всех участников сети. В работе рассмотрены причины формирования предпринимательской сети в условиях преодоления внешних шоков, а также предложен анализ роли сетевого объединения в разрезе типов внешних шоков. Сложность выполнения аналитической работы заключалась в отсутствии статистических данных о деятельности и численности предпринимательских сетей в Российской Федерации. Исследование проводилось на основе данных Федеральной службы государственной статистики о субъектах малого и среднего предпринимательства. Статья может быть интересна как широкому кругу читателей, так и предпринимателям, инвесторам и экономистам.

Ключевые слова: предпринимательская сеть, субъекты малого и среднего предпринимательства, статистика, анализ, финансовая устойчивость

JEL-классификация: L20, L26, C46



Введение

Высокий уровень неопределенности внешней среды бизнеса одна из ключевых характеристик современных экономических реалий Российской Федерации. В условиях постоянной геополитической турбулентности, беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран, трансформации логистических цепочек, снижения покупательской способности населения, сокращения объемов финансовой поддержки предпринимательства со стороны государства наиболее чувствительными к высокой событийности макросреды становятся представители малого и среднего бизнеса. Преимуществами небольших компаний являются скорость принятия управленческих решений, оперативность и маневренность, тогда как ключевой недостаток заключается в ограниченности ресурсной базы, что в условиях макроэкономической нестабильности ощущается особенно остро.

Долгосрочное планирование для большинства компаний теряет преимущества, фокус внимания смещается на решение вопросов выживаемости и выхода из кризиса с минимальными потерями. Наиболее оптимальным вариантом сохранения финансовой устойчивости для субъектов малого и среднего предпринимательства становится формирование стабильной партнерской сети, позволяющей сократить долю неопределенности в микросреде и нивелировать влияние макроэкономических факторов на деятельность организации.

Сегодня предприниматели, стремясь добиться финансовой стабильности в компании, все чаще выбирают формат эффективных и долгосрочных партнерских коммуникаций, направленных на извлечение максимальной выгоды из сложившегося экономического союза. Взаимодействие самостоятельных как с экономической, так и с юридической стороны предпринимательских единиц, построено на получении синергетического эффекта и интересно всем участникам образованной сети. Объединяя усилия и выстраивая межфирменные отношения на наиболее выгодных для сторон условиях, бизнес-структуры формируют предпринимательскую сеть, преимуществом которой в условиях неопределенной внешней среды оказывается внутренняя стабильность. Работа с ближним окружением бизнеса становится инструментом выживания и сохранения финансовой устойчивости.

Согласно статистическим данным: для развития высокотехнологичных производств требуется в 1,5 раза меньше ресурсов, при этом суммарный годовой доход увеличивается в 1,5 раза при условии наличия эффективных долгосрочных партнерских отношений. [3] Особенную актуальность вопрос формирования предпринимательской сети приобретает в условиях гиперконкуренции и экономической нестабильности.

В современной научной литературе выбранная тема представлена широко.

Анализом роли предпринимательских сетей и силы воздействия объединений на экономику региона и государства занимались П.Е. Резкин [10], Сокольцов В.В. [12], Белоусова И.В. [1], Попова Ю.Ф. [8], Маев Д.В. [6].

Значительное влияние внешних шоков на устойчивость экономики Российской Федерации находит отражение в исследованиях Жиронкина С.А., Таран Е.А., Алешиной О.Г. [5], Быков А.А., Хаустович Н.А., Гуринович С.А. [2], Радионова Е.А. [9].

Вопросы сетевого взаимодействия партнеров в условиях высоких темпов внешней событийности поднимаются в работе Якуниной Ю.С. [16], Скрипко В.Е. [11], Тинтин Х. [16] При этом в научной литературе не рассмотрены силы влияния сетевых структур на устойчивость организаций в зависимости от специфики выявленных шоков, отсутствует практико-ориентированный анализ деятельности предпринимательских сетей в разрезе статистических данных.

Целью научного исследования является разработка теоретико-методических основ по формированию и развитию предпринимательских сетей, направленных на повышение устойчивости компаний в условиях кризисных явлений и внешних шоков.

Основная часть

Предпринимательская сеть является частным примером сетевых структур. При этом взаимодействие участников строится исключительно на принципах взаимности и системности. [12] Под предпринимательской сетью следует понимать форму межфирменного сотрудничества, в основе которой лежит взаимный экономический интерес партнеров, а взаимодействие характеризуется как долгосрочное и строится на доверии участников.

П.Е. Резкин [10] акцентирует внимание на значимости качественного обмена информацией между партнерами сетевого объединения и выделяет ряд преимуществ сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые графически можно представить как на рисунке 1:

Рисунок 1 – Преимущества сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов

Источник: составлено автором по данным [10].

Дополнить перечень преимуществ сетевого взаимодействия, представленного в работе Е.П. Резкина [10], можно актуальной функцией взаимопомощи сетевых партнеров в процессе минимизации давления рыночных рисков на хозяйственную деятельность организации. В условиях динамично меняющейся внешней конъюнктуры рынка и высокой интенсивности влияния факторов внешней среды выделенное преимущество устойчивых межфирменных связей приобретает особенную актуальность. Своевременная информационная поддержка, предоставление ресурсной базы на коммерческой основе с отложенным периодом погашения задолженности, посредническая функция в процессе поиска рынков сбыта и помощь с оптимизацией издержек – все это становится конкретными антикризисными инструментами внутри предпринимательской сети в условиях рыночных шоков.

А.А. Быков, Н.А. Хаустович и С.А. Гуринович [2], анализируя антикризисное регулирование потребительской экономики, делают акцент на сложности быстрого реагирования бизнеса на непредвиденные события в условиях экстенсивного развития организации. При этом под кризисными явлениями или внешними шоками следует понимать события, природой возникновения которых является внешнеэкономический характер. Значимые события, которые впоследствии влияют на экономическую систему не являются результатом внутренних проблем сфер товарного и денежного обращения, в большей степени они вызваны геополитическими, биологическими, природными и иными внеэкономическими факторами. [2]

Необходимо отметить, что внешние шоки отличаются субъективностью, непредсказуемостью и слабым прогнозированием, поэтому внешние шоки по своей природе и особенности возникновения отличаются от кризисных явлений циклического характера. [4]

Несмотря на то, что Белоусова И.В. [1] в анализе развития малого и среднего предпринимательства выделяет практику создания на территории Российской Федерации инновационных промышленных кластеров, которые направлены на улучшение эффективности взаимодействия представителей малого и среднего предпринимательства со стратегически важными партнерами, при этом автор статьи не отмечает сложность вступления, барьеры для входа и требования к организациями, желающим стать частью профессионального объединения.

Тогда как взаимодействие участников предпринимательской сети не предполагает четкую фиксацию состава заинтересованных в сотрудничестве субъектов хозяйственной деятельности. В сравнении с кластерами предпринимательская сеть обладает большей гибкостью, отсутствием барьеров для начала сотрудничества и легкостью процесса формирования. В связи с выделением описанных выше характерных черт, мы считаем предпринимательскую сеть более эффективной кооперацией в условиях возникновения внешних шоков.

На основе анализа ключевых преимуществ сетевых структур, можно выделить следующие факторы повышения устойчивости компаний к внешним шокам (рисунок 2):

Рисунок 2 – Факторы повышения устойчивости компаний к внешним шокам

Источник: составлено автором на основе [16].

Проведение многофакторного анализа деятельности предпринимательских сетей затруднено в связи с тем, что межфирменные сети не являются объектом для сбора статистической информации. Вместе с тем Федеральная служба государственной статистики на постоянной основе анализирует данные о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателях, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, финансовых показателях, среднесписочной численности. Обработка и анализ данных позволит сделать вывод о предпринимательских сетях как о стратегическом инструменте сохранения финансовой стабильности компаний.

Для определения роли предпринимательских сетей в процессе стабилизации экономики региона и государства и оценки уровня значимости вклада межфирменного сотрудничества в развитие региональной и национальной экономики, необходимо провести количественный и структурный анализ юридических лиц в разрезе масштаба деятельности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Аналитическая работа основана на данных Федеральной службы государственной статистики, и сведениях, которые содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистические данные рассмотрены на временном диапазоне 5 лет (с 01.01.2021 г. по 01.01.2025 г.). [7]

Отдельное внимание необходимо уделить макроэкономическим и политическим событиям, отразившимся на предпринимательской деятельности за выбранный для анализа временной отрезок. К ним относится комплекс вводимых мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, ужесточение в 2024 году денежно-кредитной политики и увеличение ключевой ставки до рекордного уровня – 21%, беспрецедентное санкционное давление со стороны «недружественных» стран, трансформация направлений международных экономических связей Российской Федерации в новых геополитических и геоэкономических условиях, интегрирование пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ с 2025 года.

Таблица 1 – Количество зарегистрированных предпринимательских единиц по масштабам деятельности, за период 2021 – 2025 гг.

Категория предприятий
01.01.2021
01.01.2022
01.01.2023
01.01.2024
01.01.2025
Структура на 01.01.2025
Изменения за период
в ед.
в %
Микро-предприятия
5 450 261
5 636 297
5 761 069
6 114 610
6 340 971
96,24%
+ 890 710
16,34
Изменения за год
-225 495
186 036
124 772
353 541
226 361
-
-
-
Малые предприятия
216 615
212 429
212 271
214 426
226 605
3,44%
+ 9 990
4,61
Изменения за год
- 7 490
- 4 186
- 158
2 155
12 179
-
-
-
Средние предприятия
17 685
17 977
18 009
18 735
20 959
0,32%
+ 3 274
18,51
Изменения за год
640
292
32
726
2 224
-
-
-
Итого
5 684 561
5 866 703
5 991 349
6 347 771
6 588 535
100,00%
+ 903 974
15,90
Изменения за год
-232 345
182 142
124 646
356 422
240 764
-
-
-

Источник: составлено автором, используя данные [7].

На протяжении анализируемого периода (таблица 1), наблюдается планомерный рост зарегистрированных предпринимательских единиц (+ 903 974 ед. или +15,90% на 01.01.2025 г. по сравнению с данными на 01.01.2021 г.) [7], в числе которых юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом негативная тенденция была выявлена по итогам работы за 2020 год, несмотря на наличие мер, направленных на сокращение динамики распространения пандемии коронавирусной COVID-19, бизнес не в полном объеме смог сохранить финансовую устойчивость.

По состоянию на 01.01.2025 г. всего зарегистрировано 6 588 535 предприятий, в наибольшей степени, а именно на 96,24% или 6 340 971 ед., компаниями являются микропредприятия [7], что в структуре субъектов предпринимательства обосновано минимальными требованиями к организации и высоким уровнем гибкости и мобильности в процессе принятия управленческих решений.

По состоянию на 01.01.2025 г. количество малых предприятий увеличилось на 9 990 ед. или на 4,61% за анализируемый временной диапазон и составило 226 605 ед. [7] Наиболее интенсивный рост за исследуемый период был зарегистрирован в 2024 году (прирост за год составил 12 179 ед. или порядка 5,68% по сравнению с данными на 01.01.2021 г.). По итогам 2021 и 2022 года было зафиксировано сокращение численности малых предприятий на 4 186 ед. и на 158 ед. соответственно. [7] Изменения связаны не только с ликвидацией организаций, но и с переходом компаний из категории малое предпринимательство в группу микропредприятий в связи со снижением дохода от деятельности.

Средние предприятия, количество которых на 01.01.2025 г. увеличилось на 2 224 ед. за 2024 г. и составило 20 959 ед. [7], представляют собой организации, численность сотрудников которых достигает 250 человек, а максимальный годовой доход не превышает 2 млрд. руб. Характерной особенностью среднего бизнеса является наличие более устойчивой к внешним триггерам финансовой базы и возможность привлечения инвестиций благодаря своему успешному опыту выполнения контрактов и положительной репутации.

В целом по результатам деятельности 2021 и 2022 гг. можно выявить тенденцию сокращения темпов регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства. Тогда как по итогам 2023 года наблюдается увеличение количества зарегистрированных организаций, что может быть связано со стабилизацией геополитической ситуации и наличием государственной поддержки актуальных бизнес-направлений.

Ужесточение денежно-кредитной политики в 2024 году нашло отражение в статистических данных за выделенный период времени следующим образом: общее количество зарегистрированных субъектов предпринимательства растет, при этом на 35,97% снижается темп прироста микропредприятий по сравнению с предыдущим отчетным годом, тогда как интерес к малому предпринимательству по сравнению с 2023 годом увеличивается практически в 6 раз.

Таблица 2 – Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, за период 2021 - 2025 гг.

Категория предприятий
01.01.2021
01.01.2022
01.01.2023
01.01.2024
01.01.2025
ЮЛ
ИП
ЮЛ
ИП
ЮЛ
ИП
ЮЛ
ИП
ЮЛ
ИП
Микро-
предприятия
2 164 402
3 285 859
2 110 815
3 525 482
2 103 812
3 657 257
2 082 325
4 032 285
2 045 090
4 295 881
Малые предприятия
190 137
26 478
185 592
26 837
183 920
28 351
185 197
29 229
194 516
32 089
Средние предприятия
17 376
309
17 651
326
17 655
354
18 333
402
20 429
530
Итого
2 371 915
3 312 646
2 314 058
3 552 645
2 305 387
3 685 962
2 285 855
4 061 916
2 260 035
4 328 500

Источник: составлено автором, используя данные [7].

По состоянию на 01.01.2025 г. зарегистрировано 6 588 535 предпринимательских единиц (таблица 2), в том числе 65,70% или 4 328 500 индивидуальных предпринимателей и 34,30% или 2 260 035 юридических лиц [7]. Подавляющее большинство зарегистрированных в ЕГРЮЛ как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей является микропредприятиями.

Динамика юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в разрезе масштабов бизнеса на протяжении анализируемого периода времени неоднородна. Тогда как за пять лет объем юридических лиц - субъектов микропредпринимательства – сократился на 119 312 ед. или на 11,63%. [7] А численность индивидуальных предпринимателей микробизнеса выросла практически на 30% или 1 010 022 ед. [7] В целом за пять лет спрос на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя существенно выше, чем желание собственников компаний вести бизнес в качестве юридического лица.

В разрезе по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2025 г. выделим три направления, на которые приходится наибольшая доля зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок 3). Ими являются: торговля оптовая и розничная (24,64%), строительство (11,91%) и деятельность по операциям с недвижимым имуществом (9,13%).

Рисунок 3 - Структурный анализ зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2025 г.

Источник: составлено автором, используя данные [7].

На протяжении анализируемого периода существенных структурных изменений в общей численности зарегистрированных организаций по видам экономической деятельности не выявлено. Предположим, что в выделенных отраслях компании чаще формируют предпринимательские сети для достижения синергетического эффекта.

Рассматривая финансовое положение компаний (таблица 3), работающих в выделенных отраслях, можно отметить, что наибольший объем выручки по итогам 2024 года зафиксирован в отрасли розничной и оптовой торговли, а именно 138,5 трлн. руб., тогда как на строительство приходится 27 трлн. руб., что меньше в 5 раз, чем выручка компаний, специализирующихся в торговле. [7] При этом коэффициент финансового левериджа – показатель, характеризующий соотношение заемного капитала к собственному, демонстрирует, что лидирующие позиции остаются за отраслью строительства – 4,38. [7] Значение выбранного показателя свидетельствует о высокой зависимости основной деятельности от привлеченных денежных средств. На практике зачастую строительные компании используют инвестиционные кредиты для реализации проектной деятельности и выполнения заключенных контрактов в срок.

Таблица 3 – Основные финансовые показатели по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2025 г.

Вид экономической деятельности
Выручка, трлн. руб.
Чистая прибыль, трлн. руб.
Коэффициент финансового левериджа
Рентабельность капитала (ROE), %
Оптовая и розничная торговля
138,5
5,8
2,42
23,58
Строительство
27,0
1,0
4,38
28,76
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
7,0
0,8
0,54
17,90

Источник: составлено автором, используя данные [13].

Наибольшее значение рентабельности капитала (ROE), как одного из индикаторов эффективного использования собственных денежных средств для генерации прибыли, по состоянию на 01.01.2025 г., как среди выбранных отраслей, так и среди общего перечня видов экономической деятельности, приходится на отрасль строительства. Показатель является маркером для инвесторов и собственников бизнеса в процессе оценки целесообразности вложения собственных средств в реализацию проектов.

Анализируя специфику работы в лидирующих сферах по количеству зарегистрированных бизнес-единиц, можно выделить характерные особенности, присущие всем трем отраслям, а именно: высокий спрос на узкоспециализированные услуги и товары, долгий производственный цикл, высокая конкурентная среда и неоднородные финансовые источники. При этом отсутствуют высокие барьеры для входа, а сложность получения допусков и лицензий можно оценить как умеренную.

Фактически проанализированные виды экономической деятельности являются привлекательными как для инвесторов, так и для предпринимателей. При этом узкая специализация, многообразие подвидов деятельности и специфичные особенности организации бизнес-процессов позволяют говорить о формировании устойчивых межфирменных связей. Высокие требования к качеству предлагаемых продуктов и услуг, скорость взаимодействия для оперативного решения задач, финансовая помощь партнерам – все это является причинами создания предпринимательской сети, тогда как количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства подтверждают данный тезис.

На основе представленной в работе Жиронкина С.А., Таран Е.А., Алешиной О.Г. [4] типологии внешних шоков определим роль предпринимательской сети для сохранения устойчивости компании в зависимости от сущности экономического потрясения (таблица 4).

Таблица 4 – Роль предпринимательской сети в процессе сохранения устойчивости организации в разрезе типов внешних шоков

Характеристика роли предпринимательской сети (далее – ПС)
Вид внешнего шока
Циклический шок
Структурный шок
Технологический шок
Рыночный шок
Причина возникновения ПС
Смена фаз экономического цикла, изменение конъюнктуры рынка
Структурный сдвиг в экономике
Сокращение объема национальных технологий, и как следствие, поиск для интегрирования в работу организации
Существенные негативные реакции на колебания спроса и предложения
Скорость формирования ПС
Умеренно
(от 1 года до 2 лет)
Умеренно
(от 1 года до 2 лет)
Медленно
(от 2 лет и более)
Быстро
(до 1 года)
Сила влияния ПС на устойчивость компаний
Высокая
ПС помогает компаниям оперативно найти контрагентов для сокращения давления силы шока
Высокая
ПС помогает компаниям быстро менять вектор развития бизнеса с минимальными потерями
Средняя
Компании могут продолжать работу без ПС, однако участие в ПС ускоряет процесс поиска технологий
Высокая
ПС помогает компаниям оперативно найти контрагентов для сокращения давления силы шока
Барьеры для входа компаний в состав ПС
Среднее или хорошее финансовое положение компании
Наличие отраслевых кризисных явлений
Наличие технологий и финансовых ресурсов для приобретения технологий
Среднее или хорошее финансовое положение компании
Источник: составлено автором.

Таким образом, многофакторный анализ позволяет сделать вывод о финансовой устойчивости наиболее многочисленных по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства отраслей в условиях неопределенности. Можно предположить, что одним из факторов для сохранения стабильности является внутриотраслевая предпринимательская сеть, позволяющая сдерживать негативное влияние ряда факторов внешней среды и снижать макроэкономическую турбулентность, создавая комфортные условия компаниям для адаптации к изменениям.

Заключение

Анализ статистических данных о динамике зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства позволил определить силу воздействия экономических и политических шоков на интерес к предпринимательству, характерных для исследуемого временного диапазона. Обработка информации о количественном составе субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности дала возможность выбрать востребованные среди бизнесменов направления. На основе полученной информации были изучены ключевые финансовые показатели, анализ которых позволяет сделать вывод о привлекательности выбранных отраслей как инвесторами, так и предпринимателями. При этом финансовая устойчивость компаний выделенных отраслей в связи со спецификой деятельности и характерными особенностями напрямую зависит от успешно выстроенной коммуникации с компаниями-партнерами. Формирование внутриотраслевой сети, благодаря устойчивым деловым связям, позволяет компаниям в срок и качественно выполнять работы или оказывать услуги. В целом показатели по отраслям можно оценить как умеренно стабильные, несмотря на наличие внешних шоков во временном диапазоне анализа данных.

Функционирование предпринимательских сетей перестает быть вспомогательным элементом и потенциальной возможностью для масштабирования, постепенно превращаясь в ключевой стратегический актив и новую организационную парадигму деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня, в условиях сложных геополитических отношений и быстро меняющейся внешней среды, успех бизнеса зависит не только от внутреннего запаса финансовой прочности и грамотной стратегии развития, но и от «капитала отношений» - способности выстраивать, поддерживать и продуктивно использовать сетевые контакты.


Источники:

1. Белоусова И.В. Развитие малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – c. 353-356. – doi: 10.17513/vaael.3099.
2. Быков А.А., Хаустович Н.А., Гуринович С.А. Антикризисное регулирование потребительской экономики: возможности и ограничения // Белорусский экономический журнал. – 2023. – № 4(105). – c. 103-114. – doi: 10.46782/1818-4510-2023-4-103-114.
3. Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства. forbes.ru/. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/509924-dve-golovy-lucse-zacem-rossijskim-predprinimatelam-razvivat-kul-turu-partnerstva?ysclid=mgtwiwnout729512726.
4. Жиронкин С.А., Таран Е.А., Алешина О.Г. Принципы анализа и типология в методологии экономических шоков // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2023. – № 1. – c. 128-144. – doi: 10.18799/26584956/2023/1/1528.
5. Жиронкин С.А., Таран Е.А., Алешина О.Г. Устойчивость экономики к шокам на макро- и мезоуровнях: типология и условия // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2023. – № 61. – c. 225-249. – doi: 10.17223/19988648/61/15.
6. Маев Д.В., Юдина С.В. Трансформация сложных предпринимательских объединений: от сетей и кластеров - к экосистемам // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 49(2). – c. 151-159.
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.08.2025).
8. Попова Ю.Ф. Желанные узы. Предпринимательские сети в современной российской экономике // Креативная экономика. – 2008. – № 8(20). – c. 32-39.
9. Радионова Е.А., Фролова Е.А. Состоятельность государства как фактор укрепления устойчивости экономики в условиях внешних шоков // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2023. – № 61. – c. 17-31. – doi: 10.17223/19988648/61/2.
10. Резкин П.Е. Диффузия знаний в сетевых предпринимательских структурах: теоретические аспекты // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2023. – № 3. – c. 53-58. – doi: 10.52928/2070-1632-2023-65-3-53-58.
11. Скрипко В.Е., Жиронкин С.А. Тенденции развития сетевой структурной трансформации российской экономики в условиях внешних шоков // Экономика и управление. – 2024. – № 1(28). – c. 39-47. – doi: 10.26730/2587-5574-2024-1-39-47.
12. Сокольцов В.В. Сетевая экономика как продукт цифровой трансформации экономико-социальной сферы жизнедеятельности человека и гарант ее устойчивости // Индустриальная экономика. – 2022. – № 2. – c. 139-144. – doi: 10.47576/2712-7559_2022_2_2_139.
13. Статистика финансового состояния организаций нефинансового сектора Российской Федерации. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/Non-financial_sector/Statistics_fin_condition/ (дата обращения: 31.07.2025).
14. Матерова Е.С., Белов А.В., Сафиуллин Л.Н., Гайзатуллин Р.Р. Финансовая устойчивость банковской системы России в условиях внешних шоков // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – c. 2291-2304. – doi: 10.18334/ce.17.6.117835.
15. Шавкун Г.А., Черноволова А.А. Цифровая экономика как фактор обеспечения экономического подъема России в условиях внешних шоков // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. – 2024. – № 3. – c. 133-143. – doi: 10.5281/zenodo.14283963.
16. Якунина Ю.С., Скрипко В.Е., Тинтин Ху. К вопросу о сетевизации экономики в контексте ее устойчивости к внешним шокам // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 2(151). – c. 152-154. – doi: 10.34925/EIP.2023.151.2.029.
17. Aarikka-Stenroos L., Paavo Ritala Network management in the era of ecosystems: Systematic review and management framework // Industrial Marketing Management. – 2017. – p. 23-26. – doi: 10.1016/j.indmarman.2017.08.010.

Страница обновлена: 26.11.2025 в 18:29:35

 

 

Development of business networks as a factor in maintaining the company's resilience amid external shocks

Zoreva D.S.

Journal paper

Leadership and Management
Volume 12, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The research is based on the thesis about the positive impact of business networks on the business financial resilience in a rapidly changing external environment. Risk mitigation and minimization of the negative impact of macro-environment factors amid geopolitical turbulence is achieved through stable inter-company relations built on mutual trust; and the financial well-being of each company depends on all network participants. The article considers the reasons for building a business network in the context of overcoming external shocks and analyzes the role of a network association in terms of types of external shocks. The lack of statistical data on the activities and number of business networks in the Russian Federation made it difficult to carry out the analytical research. The research was conducted on the basis of Rosstat statistics on small and medium-sized businesses. The article may be of interest to a wide range of readers, as well as business people, investors and economists.

Keywords: business network, small and medium-sized businesses, statistics, analysis, financial resilience

JEL-classification: L20, L26, C46

References:

Aarikka-Stenroos L., Paavo Ritala (2017). Network management in the era of ecosystems: Systematic review and management framework Industrial Marketing Management. 67 23-26. doi: 10.1016/j.indmarman.2017.08.010.

Belousova I.V. (2023). DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-3). 353-356. doi: 10.17513/vaael.3099.

Bykov A.A., Khaustovich N.A., Gurinovich S.A. (2023). CRISIS-PROOF REGULATION OF THE CONSUMER ECONOMY: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. (4(105)). 103-114. doi: 10.46782/1818-4510-2023-4-103-114.

Maev D.V., Yudina S.V. (2022). TRANSFORMATION OF COMPLEX BUSINESS ASSOCIATIONS: FROM NETWORKS AND CLUSTERS TO ECOSYSTEMS. Vestnik Akademii znaniy. (49(2)). 151-159.

Materova E.S., Belov A.V., Safiullin L.N., Gayzatullin R.R. (2023). Financial sustainability of the Russian banking system in the face of external shocks. Creative Economy. 17 (6). 2291-2304. doi: 10.18334/ce.17.6.117835.

Popova Yu.F. (2008). A coveted bond. Entrepreneurial networks in the modern Russian economy. Creative Economy. (8(20)). 32-39.

Radionova E.A., Frolova E.A. (2023). STATE CAPACITY FOR ECONOMIC SUSTAINABILITY IN THE EXTERNAL SHOCKS FRAMEWORK. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. (61). 17-31. doi: 10.17223/19988648/61/2.

Rezkin P.E. (2023). DIFFUSION OF KNOWLEDGE IN NETWORK ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES: THEORETICAL ASPECTS. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. (3). 53-58. doi: 10.52928/2070-1632-2023-65-3-53-58.

Shavkun G.A., Chernovolova A.A. (2024). THE DIGITAL ECONOMY AS A FACTOR IN ENSURING RUSSIA'S ECONOMIC RECOVERY IN THE FACE OF EXTERNAL SHOCKS. Vestnik Donetskogo natsionalnogo universiteta. Seriya V. Ekonomika i pravo. (3). 133-143. doi: 10.5281/zenodo.14283963.

Skripko V.E., Zhironkin S.A. (2024). DEVELOPMENT TRENDS OF NETWORK STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY IN CONDITIONS OF EXTERNAL SHOCKS. Ekonomika i upravlenie. (1(28)). 39-47. doi: 10.26730/2587-5574-2024-1-39-47.

Sokoltsov V.V. (2022). NETWORK ECONOMY AS A PRODUCT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ECONOMIC AND SOCIAL SPHERE OF HUMAN LIFE AND A GUARANTOR OF ITS SUSTAINABILITY. Industrialnaya ekonomika. (2). 139-144. doi: 10.47576/2712-7559_2022_2_2_139.

Yakunina Yu.S., Skripko V.E., Tintin Khu. (2023). TO THE QUESTION OF THE NETWORKIZATION OF THE ECONOMY IN THE CONTEXT OF ITS RESISTANCE TO EXTERNAL SHOCKS. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2(151)). 152-154. doi: 10.34925/EIP.2023.151.2.029.

Zhironkin S.A., Taran E.A., Aleshina O.G. (2023). Principles of analysis and typology in the methodology of economic shocks. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i sotsium. 48 (1). 128-144. doi: 10.18799/26584956/2023/1/1528.

Zhironkin S.A., Taran E.A., Aleshina O.G. (2023). THE ECONOMY'S RESILIENCE TO SHOCKS AT THE MACROAND MESO-LEVELS: TYPOLOGY AND CONDITIONS. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. (61). 225-249. doi: 10.17223/19988648/61/15.