Об оценке инвестиционно-финансовых рисков при проведении инженерно-экологических изысканий по физическому воздействию (на примере вибрации от высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры)

Бородина Ж.В.1, Захаров В.Б.2, Кузнецов А.В.2, Лазарев В.М.3, Серебряков Д.В.2, Серебряков Д.В.2
1 Октябрьская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», Санкт-Петербург, Россия
2 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия
3 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Управление финансовыми рисками (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам оценки инвестиционно-финансовых рисков при проведении инженерно-экологических изысканий по физическому воздействию в экологически неблагополучных районах, подверженных вибрации от высокоскоростной железнодорожной магистрали. Акцентировано внимание на оценке воздействия на окружающую среду при использовании упрощенного анализа рисков – FMEA (failure modes and effects analysis). Рассмотрены случаи влияния вибрации на примагистральную территорию при эксплуатации высокоскоростных магистралей. Описано воздействие вибрации на организм человека. Проанализированы риски признания жилого помещения непригодным для проживания по причине превышения допустимых показателей уровня вибрации. Авторами предложено установить медико-биологические исследования территорий как обязательного вида в составе инженерно-экологических изысканий. Статья может быть полезна государственным служащим, предпринимателям, студентам, аспирантам, а также всем, кто занимается вопросами устойчивого развития железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: инвестиционно-финансовые риски, высокоскоростная железнодорожная магистраль, вибрация, оценка воздействия на окружающую среду, медико-биологические исследования, инженерно-экологические изыскания, пригодность для проживания

JEL-классификация: G32, F64, L92



Введение

Высокоскоростной железнодорожный транспорт в современном мире развивается крайне быстро, создавая конкуренцию авиационному транспорту, и соединяя не только города внутри одного государства, но и страны между собой. В России в настоящее время реализуется федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» [1]. В 2024 г. заключено концессионное соглашение о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту «Москва – Санкт-Петербург» [2].

Строительство инфраструктуры — это один из основных факторов, способствующих привлечению инвестиций [6, С. 108–112]. Прирост инвестиций в транспортную сферу приводит в экономике к росту внутреннего валового продукта за счет увеличения спроса на инвестиционные товары, а также повышению транспортной мобильности граждан [13, С. 167–190]. В то же время, в сфере строительства остро стоит проблема распределения рисков, где могут возникнуть непредвиденные затраты, вызванные изменениями в стоимости материалов [10], ростом ключевой ставки, снижением доступности источников краткосрочной ликвидности, риском оттока квалифицированной рабочей силы [9, С. 51–55]. Также оборотной стороной такого стремительного развития высоких скоростей является повышение сопутствующих воздействий физических факторов на примагистральные территории, таких как вибрация. В нашей стране нормирование вибрации по уровню виброскорости и виброускорения регламентируется только в жилых и общественных зданиях: в помещениях жилых зданий, в палатах больниц и санаториев, но требования к уровням вибрации на прилегающей селитебной территории и территории перспективной жилой застройки не предъявляются. В частности, в жилом помещении допустимые уровни вибрации от внутренних и внешних источников в дневное и ночное время суток должны соответствовать следующим значениям [3]:

Таблица № 1

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
Эквивалентные значения и уровни виброускорения
м/с2 · 10-3
дБ
2
4,0
72,0
4
4,5
73,0
8
5,6
75,0
16
11,0
81,0
31,5
22,0
87,0
63
45,0
93,0
Корректированные и эквивалентные корректированные значения и их уровни, частотная коррекция Wm
4,0
72,0
Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Вибрация — это механические колебания упругих тел при низких частотах (3–100 Гц) с большими амплитудами (0,5–0, 003 мм). При воздействии внешних колебаний таких частот на человека происходят резонансные явления во внутренних органах, способные вызвать травмы, разрыв артерий, даже летальный исход. Воздействие на человека вибраций угнетает центральную нервную систему, вызывая чувство тревоги и страха. Биологическое действие вибраций в диапазоне частот до 15 Гц проявляется в нарушении вестибулярного аппарата, смещении органов. Вибрационные колебания до 25 Гц вызывают костно-суставные изменения; вибрации в диапазоне частот от 50 до 250 Гц оказывают негативное воздействие на сердечно-сосудистую и нервную системы, часто вызывают вибрационную болезнь, которая проявляется болями в суставах, повышенной чувствительностью к охлаждению, судорогами. Эти изменения наблюдаются вместе с расстройствами нервной системы, головными болями, нарушениями обмена веществ, желез внутренней секреции. Помимо частоты, основным параметром воздействия вибрации является ускорение, частота колебаний гравитационных сил, векторы этих колебаний. Вибрация не отражается от поверхности живого организма, что характерно для звука, а проникает во все органы и ткани, вызывая соответствующие нарушения из деятельности [4]. В отношении сидящего человека вибрация представляет собой фактор риска, в первую очередь для поясничных позвонков и связанных с ними нервных окончаний. Большие механические напряжения, нарушения питания ткани диска могут вызвать развитие дегенеративных процессов в поясничных сегментах позвоночника (спондилеза, межпозвонкового остеохондроза, артроза). Воздействие общей вибрации может привести также к появлению определенных эндогенных патологических отклонений позвоночника. Кроме того, вибрация может оказывать влияние на органы пищеварения, мочевыделительную систему и женские репродуктивные органы [5].

Основной метод оценки вибрации включает в себя измерения среднеквадратичного значения корректированного виброускорения в метрах на секунду в квадрате (м/с2) в случае поступательной вибрации и в радианах на секунду в квадрате (рад/с2) в случае угловой вибрации. Во временной области формула расчета имеет вид:

где – корректированное поступательное (угловое) виброускорение как функция времени, м/с2 (рад/с2);

T – длительность измерений, с [6].

Территории, подверженные воздействию такого физического фактора как вибрация, относятся к экологически неблагополучным зонам, которые исследуются в целях:

- оценки уровней вредных физических воздействий вибрации в границах инженерно-экологических изысканий;

- прогнозирования уровня вибрации в проектируемых зданиях и сооружениях;

- определения фоновых значений физических полей при проектировании жилой застройки, детских, медицинских и образовательных организаций, объектов оздоровительного и рекреационного назначения, зон отдыха;

- подготовки рекомендаций и предложений по снижению негативного воздействия физических полей, по организации мониторинга физических воздействий в период строительства и эксплуатации объекта [7];

- обеспечения качества жизни населения: его благосостояния [8], безопасности [9], здоровья [10], продолжительности здоровой жизни [11] (представляющей собой статистические данные периода жизни до момента возможного наступления необратимых изменений в состоянии здоровья, ограничивающих возможность профессиональной деятельности, например, инсульт, инфаркт, смертельно опасное онкологическое заболевание и др.) [16, С. 5–9].

В то же время, в России установлены целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», такие как увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г., в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни [12].

При таких обстоятельствах, прогнозирование вибрации на примагистральной территории является крайне важным как для соблюдения санитарно-эпидемиологических норм внутри жилых помещений, так и для оценки уровней воздействия и обеспечения целостности конструкций близлежащих к железной дороге зданий и сооружений [14, С. 21–29].

В связи с этим, возникает потребность в профессиональном управлении рисками инвестиционных проектов в целях безошибочного планирования и реализации проектируемых объектов, оптимизации доходов инвесторов и одновременного снижения потенциальных угроз [7, С. 276–280], а также стабильности деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения долгосрочной и краткосрочной перспективы [19, С. 13–15].

Как отмечает А.Ю. Чурилов [18, С. 63–76], в качестве одного из показателей добросовестности инвестора или организации, реализующей инвестиционный проект, рассматривается надлежащая оценка воздействия на окружающую среду (environmental impact assessment, EIA), обязанность проведения которой закрепляется в национальном законодательстве практически всех стран мира. В 2009 г. Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой одним из основных принципов правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является принцип приоритета публичных интересов [13], который является фундаментальной опорой презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности [5, С. 7–14].

Действующее российское законодательство возлагает на юридические лица обязанность принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия такого вида физического воздействия на атмосферный воздух как вибрация в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц при осуществлении хозяйственной деятельности с превышением нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду [14]. Также запрещается проектирование, строительство объектов капитального строительства, деятельность которых может привести к ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для окружающей среды [15].

Вопросы оценки инвестиционно-финансовых рисков при проведении инженерно-экологических изысканий по физическому воздействию являлись предметом множественных исследований, в том числе, Е.В. Антоновой [1, С. 567–573], В.А. Дмитриевой [7, С. 276–280], Н.В. Литвиненко, С.С. Рацен, Т.Н. Рацен [11], С.А. Правкина [13, С. 167–190], А.С. Сироткиной [15, С. 64–68] и других.

Авторами статьи выявлен пробел в виде отсутствия требований к уровням вибрации на прилегающей селитебной территории и территории перспективной жилой застройки, что актуализирует научный поиск подходов к решению задачи повышения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Целью настоящего исследования является анализ вопросов, связанных с оценкой инвестиционно-финансовых рисков при проведении инженерно-экологических изысканий по физическому воздействию вибрации от высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры, и выработка предложений по повышению эффективности такой деятельности.

Проведение инженерно-экологических изысканий по физическому фактору — вибрации

Исследование вибрации от высокоскоростных железнодорожных магистралей (с установленной скоростью движения пассажирских поездов более 200 км/час) [16] (далее — ВСМ) является неотъемлемой частью комплексных инженерно-экологических изысканий [17], выполняемых для выбора трасс строительства, исследования инженерно-экологических условий территории в целях принятия пространственных и объемно-планировочных решений, оценки воздействия на окружающую среду намечаемой градостроительной деятельности, обоснования инвестиций в строительство ВСМ, обеспечения качества окружающей среды [18].

Необходимо отметить, что вибрация, воздействующая на людей внутри зданий, сопровождается ощущением дискомфорта, что можно определить как ухудшение качества жизни. Источники вибрации внутри и вне здания могут быть причиной:

- общей вибрации, воздействующей на тело человека;

- распространения колебаний по конструкции и излучения их в виде шума, дребезжания стекол, перемещения мебели и других предметов;

- визуально воспринимаемых эффектов, например колебаний подвешенных предметов [19].

Объективная оценка техногенной нагрузки на природу позволяет спрогнозировать ее потенциальные изменения в процессе строительства/ эксплуатации объекта и заблаговременно оценить инвестиционно-финансовые, социально-экономические и экологические риски, а также разработать превентивные меры в зоне дискомфорта [20].

В процессе проведения инженерно-экологических изысканий оцениваются сроки и стоимость последующих этапов изысканий; возможные негативные последствия для местных экосистем, близость расположения промышленных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, оказывающих влияние на фоновые уровни; анализируются полученные материалы инженерных изысканий на предмет достаточности и достоверности для оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду по уровням физических факторов и составляется технический отчет о состоянии экологии на исследуемой территории, возможных экологических рисках, рекомендациях по экологической безопасности и охране окружающей среды [15, С. 64–68].

Считаем обоснованным вывод Е.В. Антонова [1, С. 567–573], что некачественные изыскания, помимо вопросов безопасности, могут привести к значительным экономическим потерям для застройщика. Строительство — это всегда инвестиции, и просчеты на этапе подготовки проекта ведут к удорожанию работ и увеличению срока их выполнения, принимая во внимание, что отсутствует единая система оценки альтернативных издержек [17, С. 182–208].

При выполнении оценки потенциального воздействия на окружающую среду возможно использовать упрощенный анализов рисков – FMEA (failure modes and effects analysis) — анализ причин и последствий отказов. Методология FMEA позволяет оценить риски и возможный ущерб, вызванный потенциальным несоответствием состояния объекта и требованиям к нему, условий и возможности реализации и т.п. В методе предлагается оценивать следующие параметры: значимость риска, степень его воздействия и вероятность возникновения риска.

Расчётная часть метода состоит в определении приоритетного числа рисков (ПЧР) по следующей формуле:

ПЧР =𝑆×𝐼×𝑂,

где 𝑆 – значимость последствий от риска, 𝐼 – оказываемое риском воздействие, 𝑂 – вероятность наступления критической ситуации.

Метод применяется на любых этапах жизненного цикла. В период проектирования, в процессе улучшения любой системы или анализа уже существующей системы [8, С. 134–138].

Необходимо отметить, что любая инвестиционная деятельность, включая сферу транспорта, должна сохранять и улучшать благосостояние населения нашей страны. В связи с этим, полностью разделяем позицию Е.А. Луговой, И.В. Аверьяновой, С.И. Вдовенко [12] о том, что главнейшим богатством любого региона являются люди, в связи с чем понимание особенностей восприятия антропогенных факторов риска различными социальными группами является необходимым условием построения эффективной политики в сфере здоровья населения.

Оценка состояния и степень ухудшения здоровья населения при воздействии негативных факторов окружающей среды производится в процессе проведения медико-биологических исследований, которые могут быть выполнены дополнительно по требованию застройщика (технического заказчика) и включены в состав инженерно-экологических изысканий [21]. Основной целью медико-биологических исследований является качественная или количественная оценка вреда здоровью лиц с установлением наличия или отсутствия связи этого вреда с уровнем негативного воздействия факторов среды обитания.

Исследования и формирования доказательной базы причинения вреда здоровью населения негативным воздействием факторов среды обитания проводится путем применения следующего алгоритма (рис. 1).

Этап I. Установление обстоятельств, потребовавших исследования
ситуации (расследования, оценки, экспертизы)
Анализ жалоб. Социологическое исследование.
Анализ градостроительных решений по размещению промышленных объектов на рассматриваемой территории.
Гигиеническая оценка состояния объектов среды обитания на рассматриваемой территории


Отсутствуют объективные причины:
- нарушения санитарных правил и норм;
- превышения гигиенических нормативов как по расчетам, так и по результатам инструментальных исследований;
- риск для здоровья приемлемый
Выявлены:
- потенциальные источники опасности и условия вредного воздействия факторов среды обитания;
- нарушения санитарных правил и норм;
- нарушения гигиенических нормативов;
- риск для здоровья выше приемлемого уровня


Завершение исследования
Заключение
Продолжение исследования


Этап II. Установление характера и степени фактического нарушения
индивидуального и популяционного здоровья
Анализ заболеваемости.
Расчет относительного риска (relative risk – RR)
или отношение шансов (odds ratio – OR).
Медико-биологические исследования:
- маркеры экспозиции;
- маркеры ответа;
- клинические проявления


Отсутствуют различия в:
- уровнях заболеваемости;
- уровнях маркеров экспозиции и ответа;
- риск для здоровья приемлемый
Установлены различия в:
- уровнях заболеваемости;
- уровнях маркеров экспозиции и ответа;
- риск для здоровья выше приемлемого


Завершение исследования
Заключение
Продолжение исследования


Этап III. Формирование системы доказательств неблагоприятного
воздействия факторов среды обитания
Определение связей между:
- факторами среды обитания и маркером(ами) экспозиции;
- факторами среды обитания и маркером(ами) ответа;
- маркером(ами) ответа и нозологической формой(ами) болезни.
Этиологическое и патогенетическое обоснование выявленных нарушений здоровья

Заключение
рис. 1. Алгоритм исследования и формирования доказательной базы причинения вреда здоровью населения негативным воздействием факторов среды обитания [22].

В случае, если в жилых домах превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части вибрации, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, то находящиеся в них жилые помещения признаются непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать факторы риска до допустимого уровня [23]. Пригодность для проживания [24] является ключевым признаком объекта, относящегося к жилому фонду [2, С. 18–22].

Анализ судебной практики по спорам о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определении сроков расселения таких домов показывает, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, при оценке потребительских свойств жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, учитывается равнозначность или неравнозначность предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения [25].

К примеру, для создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный в Санкт-Петербурге подлежат расселению 120 квартир: в доме №  4 на Днепропетровской улице, доме №  12 в Транспортном переулке, в домах №№  2, 4, 34, 40, 48 и 54 на территории Фарфоровского поста. Однако стоимость предлагаемой жильцам компенсации не позволяет им без доплаты приобрести новое жилье с такими же характеристиками [26]. Данное обстоятельство породит в будущем судебные споры об оспаривании выкупной стоимости изымаемого для государственных нужд жилья, и как следствие, дополнительные судебные издержки и расходы на исполнение решения суда (в случае заниженного размера компенсации).

В связи с тем, что оценка воздействия на окружающую среду рассматривает ситуацию в будущем, всегда неизбежно существует некоторая неопределенность относительно того, что произойдет в реальности. Прогнозирование воздействия на предпроектной стадии неизбежно сталкивается с неопределенностью возможных технических решений, которые разрабатываются на стадии проекта. Проблема усугубляется тем, что аналоги реализуемой в нашей стране высокоскоростной железнодорожной магистрали отсутствуют не только в отечественной, но и в мировой практике. Это касается, прежде всего, скоростного режима и обусловленных им физических воздействий (шумовых, вибрационных и т.п.) на компоненты окружающей среды [27].

В целях минимизации инвестиционно-финансовых рисков возможно использовать эмпирические данные, полученные при проектировании аналогичных объектов. Так, при проведении оценки воздействия на окружающую среду от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Ростов-на-Дону–Адлер» в границах Ростовской области было установлено, что на расстоянии менее 40 м от железнодорожных путей уровень вибрации будет превышать предельно-допустимые значения [28]. Хорошо известно, что с возрастанием скорости поезда усиливается и создаваемая им вибрация. Это особенно заметно, когда скорость поезда приближается к определенным критическим скоростям упругих волн, распространяющихся в грунте, самой важной из которых является поверхностная волна Рэлея. Если скорость поезда превышает волновую скорость Рэлея в опорном грунте, может произойти резкий рост вибрации грунта. Такое явление похоже на звуковой удар, вызванный самолетом, проходящим звуковой барьер, что подтверждено экспериментально. Скорость волны Рэлея зависит от плотности грунта и находится в пределах 100–300 м/с (первое значение — для мягкой почвы, второе — для твердой). Для мягких грунтов данный эффект может произойти при достижении поездом скорости 350 км/ч (и выше) [29]. Таким образом, при проектировании высокоскоростной железнодорожной магистрали в зоне жилой застройки не следует устанавливать скорость движения поездов более 350 км/ч.

Убеждены, что избежать инвестиционно-финансовых рисков при реализации проекта по созданию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта возможно на стадии проведения инженерно-экологических изысканий при проведении оценки воздействия на окружающую среду и обоснования инвестиций в строительство. Материалы и данные о состоянии компонентов природной среды и источниках ее загрязнения, используемые при проектировании объекта, необходимы для разработки раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в целях оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду [30] при разработке документов территориального планирования и документации по планировке территории [11, 4].

Заключение

Программа инженерно-экологических изысканий составляется для обоснования предполагаемых границ зон воздействия высокоскоростной железнодорожной магистрали по физическим факторам для проведения предварительных расчетов и прогнозов возможных неблагоприятных изменений природной и техногенной среды при эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры с определением ориентировочных расчетных зон акустического дискомфорта для каждого физического фактора без учета проведения защитных мероприятий [31]. В процессе исследования воздействия на окружающую среду выявляются возможные прямые, косвенные и иные (экологические и связанные с ними социальные и экономические) воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также оценка достоверности прогнозируемых последствий планируемой хозяйственной деятельности [32] в целях недопущения причинения экологического вреда и привлечения к установленной законом ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой) с возмещением причиненного ущерба экологии [3, С. 69–96].

Установлено, что медико-биологические исследования не входят в состав основных видов инженерно экологических работ и исследований и относятся к дополнительным и специальным инженерно экологическим работам [33].

В связи с тем, что данный вид исследования способен оценить состояния и степень ухудшения здоровья населения при воздействии негативных факторов окружающей среды (в том числе, вибрации от высокоскоростных железнодорожных магистралей), то в целях минимизации инвестиционно-финансовых рисков предлагаем внести изменения в пункт 5.4 «СП 502.1325800.2021. Свод правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ» (утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 16.07.2021 № 475/пр), а также пункт 8.1.6 и Таблицу А.1 «СП 47.13330.2016 Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11 02-96» (утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1033/пр) и сделать обязательным проведение медико-биологических исследований в составе инженерно-экологических изысканий.

[1] См. п. 4.8 Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры «Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 42 (часть II). Ст. 6480; Перечень поручений президента России от 05.04.2024 № Пр-663. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73806/print; См. п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.06.2024 № 1397-р «О заключении концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту «Москва – Санкт-Петербург», с обществом с ограниченной ответственностью «ВСМ Две Столицы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 24. Ст. 3361.

[3] См. пп. 107, 11, 114 «Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2. [Электронный ресурс]. URL: Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" от 28 января 2021 - docs.cntd.ru (дата обращения: 03.10.2025).

[4] Экологические аспекты устойчивого развития высокоскоростного железнодорожного транспорта [Текст] : [монография] / О.В. Белый, Л.Д. Баринова, Л.Э. Забалканская ; Рос. акад. наук, С.-Петерб. науч. центр, Объед. науч. совет по междисциплинар. проблемам трансп. систем. - Санкт-Петербург : Наука, 2018. - 159 с.

[5] См. п. 7.1 «ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997). Межгосударственный стандарт. Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 12.12.2007 № 357-ст. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200060904 (дата обращения: 02.10.2025).

[6] См. п. 7.1 «ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997). Межгосударственный стандарт. Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 12.12.2007 № 357-ст. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200060904 (дата обращения: 02.10.2025).

[7] См. пп. 5.16, 5.16.7, 5.16.8, 6.1.10 «СП 502.1325800.2021. Свод правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 16.07.2021 № 475/пр / М., 2021.

[8] Благосостояние: уровень экономического роста, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень безработицы, вероятность трудоустройства, величина прожиточного минимума.

[9] Безопасность: отсутствие опасных природных явлений; высокого уровня загрязнения и других негативных факторов окружающей среды; техногенных аварий и экологических катастроф.

[10] Здоровье: обеспеченность чистой питьевой водой и продуктами питания, возможность активного отдыха (доступность спортивных сооружений, парков, зон отдыха), низкая заболеваемость, низкое число самоубийств, обеспеченность инфраструктурой здравоохранения, отсутствие эпидемий неизлечимых болезней).

[11] См. п. 5.19.7 «СП 502.1325800.2021. Свод правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 16.07.2021 № 475/пр / М., 2021.

[12] См. пп. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 20. Ст. 2584.

[13] См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 22. Ст. 2752.

[14] См. ст.ст. 25, 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.

[15] См. ст.ст. 1, 15, 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2222.

[16] См. п. 7 Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 13.01.2020 № 28р. [Электронный ресурс]. URL: Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД" от 13 января 2020 - docs.cntd.ru (дата обращения: 24.09.2025).

[17] Согласно пп. 3.1.7, 4.7 «СП 502.1325800.2021. Свод правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 16.07.2021 № 475/пр, инженерно-экологические изыскания – один из основных видов инженерных изысканий, выполняемый для изучения и оценки инженерно-экологических условий территории (района, площадки, участка, трассы, включая зону возможного воздействия проектируемого объекта), составления прогноза возможных изменений инженерно-экологических условий, обоснования мероприятий по охране окружающей среды и предотвращению негативного воздействия на биотопы и условия жизнедеятельности человека. Инженерно-экологические изыскания - самостоятельный вид инженерных изысканий, который выполняется как в составе комплексных инженерных изысканий, так и отдельно по заданию застройщика (технического заказчика).

[18] См. п. 6.2.2 «СП 338.1325800.2018. Свод правил. Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.02.2018 № 69/пр / М., 2018.

[19] См. п. B.2.4 Руководства по сбору данных для оценки реакции человека на вибрацию внутри зданий «ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003). Межгосударственный стандарт. Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий», введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 12.12.2007 № 355-ст / М.: Стандартинформ, 2008.

[20] Зона дискомфорта – это область территории вокруг высокоскоростной железной дороги, в границах которой уровни физических факторов (шума, вибрации, инфразвука) в окружающей среде превышают предельные значения, установленные нормативными документами.

[21] См. пп. 5.2, 5.4 «СП 502.1325800.2021. Свод правил. Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 16.07.2021 № 475/пр / М., 2021.

[22] См. пп. 2.2, 3.1 «МУ 2.1.10.3165-14. 2.1.10. Гигиена. Коммунальная гигиена. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей природной среды и условиями проживания населения. Порядок применения результатов медико-биологических исследований для доказательства причинения вреда здоровью населения негативным воздействием химических факторов среды обитания. Методические указания», утвержденных Роспотребнадзором 23.05.2014 / М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014.

[23] См. пп. 14, 27, 33, 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 6. Ст. 702.

[24] См. ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

[25] См. пп. II и III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/documents/thematics/15134/?ysclid=mgb69cu9cy859540742 (дата обращения: 03.10.2025).

[26] Жители Фарфоровского поста недовольны деньгами за свое жилье. Какую компенсацию сулят расселенным ради ВСМ домам. 19.07.2025. Сайт Петербургского сетевого издания «Фонтанка». [Электронный ресурс]. URL: Размер компенсации при изъятии квартиры для госнужд в Петербурге - 17 июля 2025 | ФОНТАНКА.ру (дата обращения: 04.10.2025).

[27] Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Ростов-на-Дону–Адлер»: участок в границах Ростовской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Материалы для общественных обсуждений. ОАО «Ленгипротранс». [Электронный ресурс]. URL: vsjd-materialy.pdf (дата обращения: 04.10.2025).

[28] См. пп. 5.12.2, 5.12.4 Обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва–Ростов-на-Дону–Адлер»: участок в границах Ростовской области. Оценка воздействия на окружающую среду. Материалы для общественных обсуждений. ОАО «Ленгипротранс». [Электронный ресурс]. URL: vsjd-materialy.pdf (дата обращения: 04.10.2025).

[29] Титова Т.С., Шашурин А.Е., Бужинский К.В., Светлов В.В. Образование и распространение вибрации при движении высокоскоростных поездов // БРНИ. 2017. №3. С. 89-95.

[30] См. ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.

[31] См. 6.2.4 «СП 338.1325800.2018. Свод правил. Защита от шума для высокоскоростных железнодорожных линий. Правила проектирования и строительства», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 05.02.2018 № 69/пр / М., 2018.

[32] См. пп. «в», «г» п. 8 Правил проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 № 1644 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 49 (Часть V). Ст. 7617.

[33] См. п. 8.1.6 и Таблицу А.1 «СП 47.13330.2016 Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11 02-96», утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1033/пр. Электронный ресурс]. URL: СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (Приказ Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1033/пр) | Минстрой России (дата обращения: 04.10.2025).


Источники:

1. Антонова Е.В. Проблемы, возникающие в строительстве при выполнении некачественных инженерно-экологических изысканий // Вестник науки. – 2024. – № 10(79). – c. 567-573.
2. Басос Е.В. Основания признания жилого помещения непригодным для проживания: проблемы правового регулирования // Семейное и жилищное право. – 2023. – № 6. – c. 18-22. – doi: 10.18572/1999-477X-2023-6-18-22.
3. Брославский Л.И. Ответственность хозяйствующего субъекта за причинение экологического вреда // Хозяйство и право. – 2023. – № 5(556). – c. 69-96. – doi: 10.18572/0134-2398-2023-5-69-96.
4. Бузякова И.В. Геоэкологическая оценка антропогенной нагрузки на городские почвы // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 2.
5. Волков Г.А. Презумпции в экологическом праве // Экологическое право. – 2025. – № 1. – c. 7-14. – doi: 10.18572/1812-3775-2025-1-7-14.
6. Гулмаммедов М., Хаджыев А., Халмурадов К. Роль строительства в развитии инвестиционных процессов национальных экономик // – 2024. – № 11(80). – c. 108-112.
7. Дмитриева В.А. Особенности процесса управления финансовыми рисками инвестиционных // Журнал правовых и экономических исследований. – 2023. – № 4. – c. 276-280. – doi: 10.26163/GIEF.2023.43.44.040.
8. Заболотина А.С., Шабалина В.П., Исмаилова Р.Н., Соловьев В.И., Горюнова С.М. Оценка возможных рисковых ситуаций при осуществлении рекультивационных мероприятий // Вестник Технологического университета. – 2024. – № 5. – c. 134-138. – doi: 10.55421/1998-7072_2024_27_5_134.
9. Калмыков П.А. Способы повышения инвестиционной привлекательности ГЧП в условиях макроэкономической нестабильности // Академическая наука. – 2025. – № 2. – c. 51-55. – doi: 10.24412/3034-4042-2025-2-51-55.
10. Красноцветов Г.М. Проблемы и риски в сфере государственно-частных проектов в социальной инфраструктуре // Вестник евразийской науки. – 2025.
11. Литвиненко Н.В., Рацен С.С., Рацен Т.Н. Проведение инженерно-экологических изысканий при проектировании линейного объекта // International Agricultural Journal. – 2024. – № 6. – doi: 10.55186/25880209_2024_8_6_44.
12. Луговая Е.А., Аверьянова И.В., Вдовенко С.И. Принципы и подходы к районированию северных территорий по медико-биологическим показателям. Аналитический обзор // Социальные аспекты здоровья населения. – 2023. – № 5. – doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-7.
13. Правкин С.А. Механизм реализации инвестиций в соответствии с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. – 2024. – № 1(49). – c. 167-190.
14. Рассошенко Ю.С., Иванов Н.И., Крылов В.В. Проблема оценки вибрационных полей поверхностных волн Рэлея, создаваемых высокоскоростными железнодорожными линиями // Noise Theory and Practice. – 2018. – № 2(12). – c. 21-29.
15. Сироткина А.С. Этапы инженерно-экологических изысканий: анализ воздействия строительства на экосистему // Научно-исследовательский центр «Technical Innovations». – 2024. – № 26. – c. 64-68.
16. Соловьёв В.Ю., Цовьянов А.Г., Васильев Е.В., Пустовойт В.И. Концепция создания системы мониторинга состояния здоровья и управления риском персонала предприятий, курируемых Федеральным медико-биологическим агентством, и населения прилегающих территорий // Медицина катастроф. – 2024. – № 1. – c. 5-9. – doi: 10.33266/2070-1004-2024-1-5-9.
17. Столяров В.М., Кочетов Ян.С., Морозов Д.В. Экологические и экономические ограничения формирования землепользования объектов инфраструктуры // Московский экономический журнал. – 2025. – № 6. – c. 182-208. – doi: 10.55186/2413046X_2025_10_6_161.
18. Чурилов А.Ю. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в Арктике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2025. – № 1. – c. 63-76. – doi: 10.21638/spbu14.2025.105.
19. Шнайдер О.В., Алибекова Э.Р. Уровень финансовой устойчивости и платежеспособности - индикаторы текущего и прогнозного состояния экономического субъекта // Карельский научный журнал. – 2024. – № 2(47). – c. 13-15.

Страница обновлена: 03.11.2025 в 10:51:12

 

 

Assessment of investment and financial risks during engineering and environmental surveys on physical impacts (on the example of vibration from high-speed railway infrastructure)

Borodina Z.V., Zakharov V.B., Kuznetsov A.V., Lazarev V.M., Serebryakov D.V., Serebryakov D.V.

Journal paper

Financial risk management

Citation:

Abstract:
The article examines topical issues of assessing investment and financial risks when conducting engineering and environmental surveys on physical impacts in ecologically disadvantaged areas exposed to vibration from a high-speed railway. Attention is focused on environmental impact assessment using simplified tool of risk analysis - FMEA (Failure Modes and Effects Analysis). The cases of vibration influence on the mainline territory during the operation of high-speed highways are considered. The effect of vibration on the human body is described. The risks of recognizing residential premises as uninhabitable due to exceeding acceptable vibration levels are analyzed. The authors proposed to establish biomedical research of territories as a mandatory type as part of engineering and environmental surveys. The article may be useful to government officials, business people, students, postgraduates, as well as anyone who deals with the issues of sustainable development of the railway industry.

Keywords: investment and financial risk, high-speed railway, vibration, environmental impact assessment, biomedical research, environmental engineering, habitability

JEL-classification: G32, F64, L92

References:

Antonova E.V. (2024). Problems that arise in construction when performing low-quality engineering and environmental surveys. Vestnik nauki. 2 (10(79)). 567-573.

Basos E.V. (2023). Grounds for the recognition of residential premises uninhabitable: legal regulation problems. Semeynoe i zhilischnoe pravo. (6). 18-22. doi: 10.18572/1999-477X-2023-6-18-22.

Broslavskiy L.I. (2023). Liability of an economic entity for caused environmental damage. Khozyaystvo i pravo. (5(556)). 69-96. doi: 10.18572/0134-2398-2023-5-69-96.

Buzyakova I.V. (2024). Geoecological assessment of anthropogenic load on urban soils. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (2).

Churilov A.Yu. (2025). Peculiarities of regulation of investment activity in the Arctic. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 16 (1). 63-76. doi: 10.21638/spbu14.2025.105.

Dmitrieva V.A. (2023). Features of managing financial risks of investment projects. Journal of legal and economic studies. (4). 276-280. doi: 10.26163/GIEF.2023.43.44.040.

Gulmammedov M., Khadzhyev A., Khalmuradov K. (2024). Role of construction in the development of investment processes of national economies. []. 1 (11(80)). 108-112.

Kalmykov P.A. (2025). Ways to increase the investment attractiveness of ppps in the context of macroeconomic instability. Akademicheskaya nauka. (2). 51-55. doi: 10.24412/3034-4042-2025-2-51-55.

Krasnotsvetov G.M. (2025). Problems and risks in the field of public-private projects in social infrastructure. Vestnik evraziyskoy nauki. 17

Litvinenko N.V., Ratsen S.S., Ratsen T.N. (2024). Conducting engineering and environmental surveys when designing a linear facility. International Agricultural Journal. 67 (6). doi: 10.55186/25880209_2024_8_6_44.

Lugovaya E.A., Averyanova I.V., Vdovenko S.I. (2023). Principles and approaches to zoning the north territories according to medical and biological indicators. Analytical review. Sotsialnye aspekty zdorovya naseleniya. 69 (5). doi: 10.21045/2071-5021-2023-69-5-7.

Pravkin S.A. (2024). The mechanism for implementing investments in accordance with the goals and objectives of the transport strategy of the Russian Federation. Transportnoe pravo i bezopasnost. (1(49)). 167-190.

Rassoshenko Yu.S., Ivanov N.I., Krylov V.V. (2018). The problem of estimating the vibrational fields of Rayleigh surface waves produced by high-speed railways. Noise Theory and Practice. 4 (2(12)). 21-29.

Shnayder O.V., Alibekova E.R. (2024). The level of financial stability and solvency are indicators of the current and forecast state of an economic entity. Karelskiy nauchnyy zhurnal. 13 (2(47)). 13-15.

Sirotkina A.S. (2024). Stages of engineering and environmental surveys: analysis of the impact of construction on the ecosystem. Nauchno-issledovatelskiy tsentr «Technical Innovations». (26). 64-68.

Solovyov V.Yu., Tsovyanov A.G., Vasilev E.V., Pustovoyt V.I. (2024). The concept of creating a system for monitoring the state of health and risk management of the personnel of enterprises supervised by Federal medical and biological agency and the population of the adjacent territories. Meditsina katastrof. (1). 5-9. doi: 10.33266/2070-1004-2024-1-5-9.

Stolyarov V.M., Kochetov Yan.S., Morozov D.V. (2025). Ecological and economic constraints on land use formation for infrastructure facilities. Moscow Economic Journal. 10 (6). 182-208. doi: 10.55186/2413046X_2025_10_6_161.

Volkov G.A. (2025). Presumptions in environmental law. Ekologicheskoe pravo. (1). 7-14. doi: 10.18572/1812-3775-2025-1-7-14.

Zabolotina A.S., Shabalina V.P., Ismailova R.N., Solovev V.I., Goryunova S.M. (2024). Assessment of possible risk situations during the implementation of recultivation activities. Vestnik Tekhnologicheskogo universiteta. 27 (5). 134-138. doi: 10.55421/1998-7072_2024_27_5_134.