Государственное управление ценовыми трендами в контексте прогноза социально-экономического развития: влияние на экономическую безопасность
Лев М.Ю.![]()
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011828
Аннотация:
В статье анализируются основные ценовые тенденции, заложенные в прогноз социально-экономического развития России на 2026 г. и плановый период 2027-2028 гг., оценивается их влияние на достижение целей экономического роста и обеспечение экономической безопасности страны. Для верификации прогнозных значений используются статистические данные российских источников. Особое внимание уделяется анализу инфляции, динамики валового внутреннего продукта, регулируемых цен и тарифов (на газ и электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги и железнодорожные перевозки) в контексте их взаимосвязи с покупательной способностью населения. В заключении представлена критическая оценка ценовых показателей, раскрывающая их потенциальную дестабилизацию социально-экономической безопасности России.
Ключевые слова: прогноз социально-экономического развития, инфляция, ВВП, экономическая безопасность, государственное управление, регулирование, цены
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».
JEL-классификация: E31, P24, P44, P22
Введение. Анализ предыдущих социально-экономических прогнозов и бюджетов Российской Федерации за последние десять лет показывает, что вопросы национальной и экономической безопасности в них не отражены, следовательно, не учитываются и не прогнозируются. Отсутствие оценки влияния критических индикаторов на прогнозно-бюджетные показатели является дестабилизирующим фактором роста экономики России. Неприменение индикаторов экономической безопасности в качестве отдельного раздела в прогнозно-бюджетных показателях не способствует выходу страны за пределы красной черты пороговых значений, когда необходимо определить степень риска и возможные методы/инструменты его нейтрализации. С этой целью необходимо иметь резервный бюджетный вариант доходов, предусматривающий, помимо базового и консервативного, оперативный и мобилизационный варианты [9; 11]. В прогнозных бюджетных показателях следует предусмотреть резервы относительно реагирования на комплексные угрозы: военные действия, потерю территориального суверенитета и физический ущерб населению и государству.В настоящее время растет диссонанс между существующими формами/методами и реалиями формирующегося нового мирового порядка [10]. Фактически, страна не осознает большинство будущих угроз и вызовов, и они не стали императивом повседневной практики.
Уровень национальной экономической безопасности в конечном итоге определяется тем, насколько параметры, обозначенные в прогнозе социально-экономического развития, соответствуют задачам, стоящим перед экономикой. Конечной целью социально-экономического развития является постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей, улучшение здоровья и уровня образования граждан, создание условий для их комфортного проживания и доступа к культурным ценностям.
Поскольку Послание Президента на предстоящие годы еще не представлено (ожидаемая дата публикации – конец октября 2025 г.), будем ориентироваться на положения Послания, принятого в 2024 г. [19]. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 отмечено о продолжающейся работе «над целым рядом перспективных систем вооружений», но необходимо «обсуждать ответственные, важные для всей планеты вопросы безопасности и стабильности, и делать это только в едином комплексе, естественно, включая все те аспекты, которые затрагивают наши национальные интересы и прямо влияют на безопасность нашей страны, на безопасность России». Следует увеличить темп в решении социальных, демографических, инфраструктурных и других задач для выхода на качественно новый уровень [20]. В этих условиях первостепенное значение имеет выработка правильной экономической и, прежде всего, денежно-кредитной и бюджетной политики, максимальной приоритетности бюджетных параметров для решения социальных и экономических проблем. Следует отметить, что первоочередные задачи – обеспечение динамизма развития и решение социально-экономических проблем, сбалансированность бюджета тоже крайне важная, но все же не первостепенная задача.
Цель исследования –осуществить критическую оценку прогноза социально-экономического развития РФ на 2026-2028 гг., с точки зрения ценовых факторов, влияющих на достижение целей экономического роста России. Сформулировать рекомендации по совершенствованию прогнозных моделей и мер экономической политики в контексте обеспечения экономической безопасности.
Настоящее исследование является продолжением серии работ, посвященных экономической безопасности, и опирается на авторские разработки, в том числе на уже опубликованные статьи.
Анализ экономического роста по показателю ВВП
На совещании по экономическим вопросам Президент РФ обратил внимание на то, что «текущая траектория инфляции в РФ складывается ниже прогноза Правительства и Банка России на 2025 г., вопрос вызывает достаточность темпов роста ВВП, который за январь-июль прибавил 1,1%» [21].По оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП за январь-июль 2025 г. составил 1,1% после 4,3% за 2024 г. в целом. Основная причина охлаждения экономики – по мнению министерства, замедление внутреннего спроса как потребительского, так и инвестиционного на фоне жестких денежно-кредитных условий. Рост промышленного производства замедлился до 0,8% за январь-июль 2025 г. после 5,6% за 2024 г. в целом, в том числе по обрабатывающей промышленности – 3,3% после 9,8%. Снижение темпов объема ВВП обусловлено по всем группам товаров (инвестиционного, промежуточного и потребительского назначения). По итогам 2025 г. прирост промышленного производства Минэкономразвития прогнозируется на уровне 1,5%, в том числе обрабатывающей промышленности – 3,1%, что несколько отличается от, например, прогноза МВФ, но со смещением по сентябрю-октябрю 2025 г. [6, с.3].
Рассмотрим, как складывается ситуация с ростом экономики по показателю ВВП (табл. 1).
Таблица 1. Индекс объема ВВП по отраслям экономики*,
(в постоянных ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года)
|
|
2025 г.
|
Справочно 2024 г.
| ||||
|
I квартал
|
II квартал
|
I полу-
годие
|
I квартал
|
II квартал
|
I полу-
годие
| |
|
Валовой внутренний продукт, всего
|
101,4
|
101,1
|
101,2
|
105,4
|
104,3
|
104,8
|
|
в том числе:
| ||||||
|
- сельское, лесное хозяйство, охота,
- рыболовство и рыбоводство;
|
101,1
|
100,8
|
100,9
|
101,2
|
100,9
|
101,1
|
|
- добыча полезных ископаемых;
|
96,0
|
98,8
|
97,5
|
100,5
|
98,3
|
99,4
|
|
- обрабатывающие производства;
|
104,5
|
103,8
|
104,2
|
108,3
|
107,5
|
107,9
|
|
- электроэнергия, газ, пар;
|
96,2
|
100,1
|
97,8
|
104,6
|
101,9
|
103,4
|
|
- водоснабжение, водоотведение,
утилизацииотходов;
|
99,8
|
96,1
|
97,8
|
101,2
|
101,1
|
101,1
|
|
- строительство
|
107,3
|
102,7
|
104,6
|
107,6
|
104,8
|
105,9
|
|
- торговля оптовая и розничная;
ремонт автомото;
|
99,9
|
98,0
|
98,9
|
111,6
|
108,5
|
109,9
|
|
- транспортировка и хранение;
|
100,2
|
100,8
|
100,5
|
102,2
|
101,4
|
101,8
|
|
- услуги гостиници питания
|
106,8
|
109,2
|
108,0
|
105,8
|
109,5
|
107,6
|
|
- информация и связь
|
102,8
|
103,5
|
103,2
|
108,6
|
111,2
|
110,0
|
|
- финансоваяи страховая
|
117,5
|
111,0
|
114,3
|
116,0
|
117,1
|
116,5
|
|
- операции с имуществом
|
98,4
|
99,6
|
99,0
|
98,9
|
99,0
|
98,9
|
|
- деятельность профессиональная,
научная и техническая
|
98,7
|
100,9
|
99,8
|
103,4
|
103,6
|
103,5
|
|
- деятельность административная
и сопутствующие услуги
|
101,5
|
98,3
|
99,9
|
103,0
|
102,9
|
102,9
|
|
- государственное управление
военная безопасность и социальное
Обеспечение; |
106,8
|
105,3
|
106,1
|
108,4
|
110,4
|
109,4
|
|
- образование;
|
100,1
|
99,6
|
99,8
|
100,8
|
100,7
|
100,7
|
|
- здравоохранения и соц. услуги;
|
101,1
|
100,4
|
100,7
|
100,8
|
101,0
|
100,9
|
|
- культура,спорта, досуг;
|
109,5
|
101,6
|
105,3
|
108,3
|
108,3
|
108,3
|
|
- прочие виды услуг;
|
97,5
|
98,5
|
98,0
|
101,8
|
101,4
|
101,6
|
|
- деятельность домашних хозяйств
- как работодателей.
|
94,0
|
100,0
|
95,6
|
102,5
|
81,2
|
95,6
|
|
Чистые налоги на продукты
|
97,3
|
96,8
|
97,1
|
104,7
|
100,3
|
102,5
|
1 * Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям.
Источник: составлено автором по материалам [18].
Как видно из таблицы 1 наименьший рост по объему ВВП в 1 полугодии 2025 г. – 95,6%,в категории – деятельность домашних хозяйствкак работодателей, отнесена недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления. Наибольший прирост в категории – финансовая и страховая деятельность – 114,3%. В среднем, по всем отраслям 101,2%, которая сложилась выше 100,0% по 10 отраслям и столько же– ниже стопроцентной отметки. Следует отметить о снижении объемов по ведущим отраслям:добыче полезных ископаемых – 97,5%; электроэнергия, газ, пар – 97,8%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Это свидетельствует о снижении темпов производства.
В сравнении с 1 кварталом 2025 г. во втором квартале 2025 г. и за 1 полугодие идет снижение экономического роста по показателю ВВП на 0,3 процентных пункта (п.п.) и 0,1 п.п. соответственно. В сравнении с соответствующими показателями по объему ВВП прошлого года положение с экономическим ростом не улучшается. Разница составляет между первым полугодием 2025 г. и аналогичным периодом прошлого года в 3,6%.
Между тем, по прогнозу Минэкономразвития, разработанному в период до июля 2025 г., данные не корреспондируются с показателями, представленными в таблице 1 на основании данных, представленных в сентябре. То есть, спустя два месяца ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на фоне более высокого урожая по большинству видов культур. За январь-июль текущего года прирост составил 1,0% г/г, прирост за 2025 г. прогнозируется на уровне 2,2% после сокращения выпуска в 2024 г. на 3,2%.
При этом неблагоприятный прогноз по росту ВВП в России (2025 г.) скорректирован Международным валютным фондом (МВФ) в октябре с 0,9%, которые прогнозировались в конце июля до 0,6% [22].За небольшими на первый взгляд процентами снижения объема ВВП скрываются огромные потери денежных средств. Так, если объем ВВП России за II квартал 2025 г. составил в текущих ценах 49516,8 млрд руб., а объем ВВП за I полугодие 2025 г. – 97263,6 млрд руб., то уменьшение на 3,6% против аналогичного периода прошлого года уменьшило объем ВВП на 3501, 49 млрд руб. [18].
Несмотря на неблагоприятные прогнозы МВФ, Минэкономразвития в базовом сценарии ожидает роста ВВП. При условии эффективной реализации мер экономической политики, в частности, национальных проектов и сбалансированной бюджетной политики, прогнозируется увеличение ВВП на 1,3% в 2026 г., в 2027 и 2028 гг. – на 2,8% и 2,5% в год соответственно. К началу 2029 г. ВВП превысит уровень 2024 г. на 7,9%, составив в номинальном выражении более 276 трлн руб. [6, с.6].
В рамках консервативного сценария предполагается поэтапное и менее агрессивное смягчение денежно-кредитной политики. Данная мера окажет влияние на динамику инвестиционной и потребительской активности, что, в свою очередь, скажется на показателях роста ВВП: прогнозируется 0,8% в 2026 г. и среднегодовой прирост на уровне 1,7% в период с 2027 по 2028 гг. [6, с.7].
Доля чистых налогов (табл. 1) на производство и импорт после сокращения в 1 полугодии 2025 г. на 5,4% против аналогичного периода 2024 г. в прогнозируемых Минэкономразвития 2027-2028 гг. стабилизируется на уровне 7,0%, то есть ниже уровня 2024 г. на 0,7 п.п. По мнению составителей прогноза, это будет связано с увеличением роста отечественного производства в условиях реализации программ по импортозамещению [6, с. 17].
В таблице 2 представлены отдельные прогнозные показатели, составленные Минэкономразвития.
Таблица 2. Отдельные показатели прогноза социально-экономического развития РФ
|
Показатели
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
|
Цена
на нефть марки «Брент» (мировая), долл. США за баррель
| |||||
|
базовый
|
80,8
|
70,0
|
70,0
|
70,0
|
72,0
|
|
консервативный
|
70,0
|
55,0
|
57,3
|
60,2
| |
|
Курс
доллара среднегодовой, руб. за долл. США
| |||||
|
базовый
|
92,4
|
86,1
|
92,2
|
95,8
|
100,1
|
|
консервативный
|
86,1
|
94,8
|
99,3
|
104,2
| |
|
Индекс
потребительских цен на конец года, в % к декабрю
| |||||
|
базовый
|
9,5
|
6,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
|
консервативный
|
6,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
| |
|
Валовой
внутренний продукт,%
| |||||
|
базовый
|
4,3
|
1,0
|
1,3
|
2,8
|
2,5
|
|
консервативный
|
1,0
|
0,8
|
1,5
|
1,9
| |
|
Реальные
располагаемые денежные доходы населения,%
| |||||
|
базовый
|
7,3
|
3,8
|
2,1
|
3,5
|
3,0
|
|
консервативный
|
3,8
|
1,6
|
2,3
|
2,3
| |
|
Реальная
заработная плата работников организаций,%
| |||||
|
базовый
|
9,7
|
3,4
|
2,4
|
3,9
|
3,2
|
|
консервативный
|
3,4
|
1,9
|
2,4
|
2,4
| |
Согласно таблице 2, даже при прогнозируемом почти двукратном росте ВВП к 2028 г. (по сравнению с 2025 г.) в рамках как базового, так и консервативного сценариев, его уровень все равно останется почти вдвое ниже показателей 2024 г.
Прогнозируется, что к концу 2028 г. реальные располагаемые денежные доходы населения продемонстрируют рост. Тем не менее, их абсолютное значение будет почти в 2,5 раза ниже уровня 2024 г. Данное обстоятельство несколько диссонирует с прогнозом, согласно которому ожидается увеличение потребительского спроса. Предполагается, что ключевым фактором роста потребления станет постепенное снижение нормы сбережения населения с 10% в 2024 г. до 6,7% к 2028 г. [6, с.5]. То есть, на фоне сбережений реальные доходы к 2028 г. не будут увеличиваться по сравнению с предыдущим 2027 г. как в базовом, так и консервативном сценарии.
Анализ прогнозных государственных регулируемых ценовых показателей. Традиционно в Прогноз, как и в прошлые трехлетние прогнозные периоды закладывается индексация цен и тарифов на товары и услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, существенно превышающие как прогнозируемую инфляцию, так и параметры индексации цен и тарифов на период 2026-2028 гг. [8]. В Прогнозе представлены основные виды регулируемых цен: цены и тарифы в сфере газоснабжения;цены и тарифы в электроэнергетике; тарифы за коммунальные услуги; тарифы на железнодорожные перевозки. Следует отметить, что представленные виды регулируемых цен и тарифов в большой степени влияют на формирование товаров и услуг на оптовом, розничном сегменте всех отраслей, но не являются единственными [14]. Перечень отраслей в которых регулируются цены значительно шире и включают по неполному федеральному списку: продукция ядерно-топливного цикла; электрическая и тепловая энергия; транспортировка нефти и нефтепродуктов; продукция оборонного назначения; протезно-ортопедические изделия; услуги внутренних водных путей; лекарственные препараты, включенные в отдельный перечень [1; 3; 12; 13]. Рассмотрим отражение и влияние ценовых факторов в Прогнозе на формирование денежно-кредитной и бюджетной политики.
Цены и тарифы в газовой отрасли
Ключевым фактором, заложенным в Прогноз, является индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в период с 2026 по 2028 гг. Эта индексация превысит прогнозную инфляцию на 3 п.п. (табл. 3).
Таблица 3. Индексация цен (тарифов) на продукцию газовой отрасли,%
|
Показатели
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
|
факт
|
оценка
|
прогноз
| |||
|
индексация оптовых цен на газ для всех
категорий потребителей, исключая населения /
дата индексации |
11,2%/
с 1 июля |
10,3%
-21,3% /
с 1 июля |
9,6%/
с 1 октября |
9,1%/
с 1 июля |
7,0%/
с 1 июля |
|
индексация оптовых цен на газ для
населения /
дата индексации |
11,2%
с 1 июля |
10,3%
с 1 июля |
9,6%
с 1 октября |
9,1%
с 1 июля |
7,0%
с 1 июля |
|
индексация тарифов на транспортировку
газа по распределительным газопроводам /
дата индексации |
10,2%
с 1 июля |
11,3%
с 1 июля |
11,6%
с 1 октября |
11,1%
с 1 июля |
7,0%
с 1 июля |
При формировании регулируемых цен необходимо учитывать уровень инфляции. Прогнозируемый уровень инфляции на период 2026-2028 гг. составляет 4,0%. Тем не менее, в Прогнозе для газовой отрасли предусмотрен тариф, который будет несколько выше, чем для других секторов экономики. Естественно, этот повышенный тариф как инфраструктурный будет входить в стоимость практически всех товаров, продуктов и услуг, повышая уровень инфляции на 5-10%%, в итоге увеличивая расходы бюджета и сокращая доходы. Причем такое повышение обосновывается под благовидным предлогом – «обеспечение надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения. С учетом переоценки инфляции индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2026 г. составит 9,6%, в 2027 году –9,1%, в 2028 году – 7,0%» [6, с. 22].Кроме того, планируется ежегодное увеличение индексации тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям на 2 п.п. в 2026 и 2027 гг. В 2028 г. индексация останется на прежнем уровне. Повышение тарифа обусловлено необходимостью обеспечения финансового потенциала для инфраструктурного строительства газораспределительных организаций. Это делается в рамках региональных программ газификации и программы социальной газификации, а не с целью наращивания прибыли отрасли. Чтобы компенсировать снижение доходов от сокращения объемов реализации на всех этапах производства и продажи газа, «тарифы для отдельных регионов и газораспределительных организаций будут формироваться на основе экономически обоснованных инвестиционных затрат и специальной надбавки, устанавливаемой регионами» [6, с. 23].
В соответствии с данными таблицы 3, в графе «Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, исключая население», в колонке «2025 оценка» отражены следующие изменения: с 1 июля 2025 г. прогнозируется увеличение оптовой цены на газ на 21,3% для предприятий электроэнергетики и организаций ЖКХ (числитель) и на 10,3% для прочих промышленных потребителей (знаменатель).
Цены и тарифы в электроэнергетической отрасли
Введение к Прогнозу индексации тарифов сетевых компаний на услуги по передаче электроэнергии обосновывается потребностью в финансировании распределительного сетевого комплекса«с целью внедрения эталонного принципа формирования операционных расходов» [6, с. 23]. В таблице 4 представлены показатели индексации цен (тарифов) в электроэнергетической отрасли по фактическому 2024 г., оценочному 2025 г., прогнозным 2026-2028 гг.
Таблица 4. Индексация цен (тарифов) в электроэнергетической отрасли, %
|
Показатели
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
| |
|
факт
|
оценка
|
прогноз
| ||||
|
индексация
тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС /
дата индексации |
8,0%
с 1 июля |
14,0%
с 1 июля |
16,0%
с 1 октября |
14,7%
с 1 июля |
12,0%
с 1 июля | |
|
Индексация тарифов
сетевых компаний:
| ||||||
|
-
для населения /
дата индексации |
9,1%
с 1 июля |
11,6%
с 1 июля |
15,2%
с 1 октября |
15,3%
с 1 июля |
11,2%
с 1 июля | |
|
-
для прочих потребителей /
дата индексации |
15,2%
с 1 октября |
13,0%
с 1 июля |
8,9%
с 1 июля | |||
|
Индексация
тарифов на электроэнергию для населения/
дата индексации |
8,9%
с 1 июля |
12,6%
с 1 июля |
11,3%
с 1 октября |
8,6%
с 1 июля |
9,1%
с 1 июля | |
|
Справочно:
| ||||||
|
Прогноз роста конечной цены электроэнергии для прочих потребителей
|
14,3%
|
11,0%
|
7,8%
| |||
|
Прогноз роста одноставочной цены электроэнергии с учетом мощности на
оптовом рынке (ОРЭМ) – по данным Ассоциации «НП Совет рынка»
|
14,8%
|
10,2%
|
7,3%
| |||
|
Прогноз роста одноставочной цены электроэнергии с учетом мощности в
рамках регулируемых договоров - по данным ФАС России
|
9,0%
|
3,8%
|
7,9%
| |||
|
Индексация
регулируемых тарифов на тепловую энергию для всех категорий потребителей/
дата индексации |
10,2%
с 1 июля |
13,7%
с 1 июля |
9,9%
с 1 октября |
9,3%
с 1 июля |
6,8%
с 1 июля | |
Как видно, из таблицы 4, указанный в графе показатель «индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей» составит по Прогнозу в 2026 г.– 16,0%, в 2027 г– 14,7%, в 2028 г.– 12,0%. Казалось бы, предусмотрено снижение роста тарифов в 2027 г. на 1,3%, и на 4,0% в 2028 г. против 2026 г. Однако, это не так, поскольку в 2026 г. тариф предусматривается увеличить на 2,0% против оценки 2025 г. в 14,0%. В последующие прогнозные годы 2027-2028 процент считается от достигнутого, то есть по факту в 2027 г. прогноз в 14,7% будет составлять 16,0% 2026 г. с увеличением на 14,0%, а 2028 г. не 12,0% с увеличением, достигнутым в предыдущие годы. В экономике такое действие процентов на проценты принято называть капитализацией, когда проценты начисляются не только на первоначальную сумму, но и на уже начисленные проценты. Особая роль капитализации отведена в долгосрочном инвестировании. Эффект капитализации наиболее заметен при индексации значительных сумм. Этот принцип применяется не только в банковской сфере, но и при расчёте рыночной капитализации и широко используется инвесторами в сфере недвижимости и строительства. Подобное завуалированное повышение тарифов вызвано двумя основными факторами:
– превышение фактической инфляции над прогнозными показателями: рост инфляционных ожиданий, не учтенных в первоначальных прогнозах, привел к увеличению закладываемых в тариф значений;
– включение в тариф затрат на развитие инфраструктуры: на конечных потребителей (население в том числе) возлагается бремя оплаты строительства и реконструкции магистральных объектов электросетевого хозяйства, необходимых для развития энергосистемы Московского региона. Также в тариф включены инвестиционные проекты по созданию систем накопления электрической энергии на Юге России.
В графе «индексация тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС» и «индексация тарифов сетевых компаний: для населения; для прочих потребителей» тариф указан без учета надбавки на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, на период до 2025 г. включительно в размере по 2,5% ежегодно. Кроме того, индексация тарифа в этих графах осуществляется «без учета индивидуальных решений Правительства РФ, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней тарифов».Следует отметить, что по графе «индексация тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС» в колонках «2026, 2027, 2028 / прогноз» указан с«учетом надбавки на финансирование мероприятий по строительству систем накопления электрической энергии на Юге России – 1,0% ежегодно» [6, с. 24].
Следует отметить, что в прошлогоднем прогнозе в 2026 г. рост тарифов на передачу электрической энергии по ЕНЭС должен был составить 8,5%, сетевых компаний – 6,3%. Согласно предыдущему прогнозу предполагалось получить, как результат, ожидаемого темпа роста конечной цены электрической энергии для всех категорий потребителей в размере – 5,2%. Кроме того, в прошлогоднем прогнозе в 2027 г. ожидался возврат к динамике роста регулируемых и конечных цен на электрическую энергию в пределах прогнозной инфляции на уровне 4,0% ежегодно [5, с. 20; 17]. Создается впечатление, что разработчики не стали дожидаться выбора смерти осла или шаха в известной восточной притче, в которой один плут пообещал шаху научить осла говорить в течение 50 лет и получил от шаха деньги. На вопрос приятеля, не боится ли он расстаться с жизнью плут ответил, что этого не случится, поскольку за это время кто-то обязательно умрет. В рамках Прогноза эксперты вновь воздержались от использования данных предыдущего года. Предполагается, что это решение продиктовано уверенностью в отсутствии необходимости вспоминать прошлогодние показатели, а также их низкой релевантностью. Аналогично подходу, применяемому при регулировании цен в газовой отрасли, настоящим документом предусматривается возможность дополнительной индексации цен, превышающей прогнозируемые значения. В Прогнозе также детально оговариваются условия, при которых допускается увеличение тарифов на услуги по передаче электрической энергии:
– индивидуальные решения Правительства РФ, для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах;
– решений ФАС России о согласовании заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ;
– решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, установленных ФАС России [6, с. 23].
В рамках Прогноза на 2027-2028 гг. вновь акцентируется внимание на необходимости ограничения роста перекрестного субсидирования в сфере электроэнергетики. В частности, предлагается не допускать опережающего роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения по сравнению с темпами индексации тарифов для других категорий потребителей.
Как видно из таблицы 4 с учетом такой необходимости индексация тарифов сетевых компаний на услуги по передаче электрической энергии в 2026 г. для всех категорий потребителей составит 15,2%, в 2027 г. для населения – 15,3%, для прочих потребителей – 13,0%, в 2028 г. для населения – 11,2%, для прочих потребителей – 8,9%.По итогам индексации прогнозируемый темп роста конечной цены электрической энергии для населения в 2026 г. составит 11,3%, в 2027 г.–8,6%, в 2028 г.– 9,1%.
Излишне говорить, что индексация в 2024 г. составила 8,9%. В прогнозные периоды наблюдается тенденция к снижению темпов индексации, однако происходит капитализация, обуславливающая ее рост. Кроме того, текущий Прогноз, подобно прошлогоднему, сохраняет подход к установлению тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Тарифы будут дифференцированы по объемам потребления, а параметры их индексации для населения приведены для первого диапазона [6, с. 23]. Это значит, что в первый диапазон объемов потребления электроэнергии, предусматривается оплата по минимальному тарифу, установленного на уровне, достаточном для удовлетворения потребности семьи. В случае, если объем потребления выходит за пределы соответствующего диапазона, то электроэнергия, потребленная свыше пределов диапазона, оплачивается по более высокой цене следующего диапазона. То есть первый диапазон, аналогичен потребительской корзине. Он представляет собой набор продуктов питания, отобранных по минимальной стоимости, с целью обеспечения физиологического выживания наименее обеспеченных слоев населения.
Тарифы на коммунальные услуги
Как и в предыдущем прогнозе в настоящем Прогнозе в разделе «Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги» индексация совокупного платежа граждан будет формироваться от прогнозируемой инфляции и темпов изменения цен/тарифов в сфере газоснабжения и в электроэнергетике. Кроме того, в период 2026-2028 гг. при утверждении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для ресурсоснабжающих организаций будет сформирована дополнительная выручка под реализацию инвестиционных программ и проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры [16], то есть дополнительно ежегодно 1,5% к выручке. В отличие от прогноза предыдущего года, предполагавшего индексацию платы за коммунальные услуги на 2025 г. в размере 11,9% (к уровню по состоянию на 1 сентября 2024 г.), на 2026 г. – 5,4%, и на 2027 г. – 4,8%, текущий прогноз предусматривает увеличение данного показателя почти в два раза за аналогичный период.
В таблице 5 представлены показатели индексации тарифов на коммунальные услуги.
Таблица 5. Индексация тарифов на коммунальные услуги, %
|
Показатели
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
| ||
|
факт
|
оценка
|
прогноз
| |||||
|
Индексация
тарифов на услуги водоснабжения для всех категорий потребителей/
дата индексации |
9,8%
с 1 июля |
9,2%
с 1 июля |
9,8%
с 1 октября |
8,9%
с 1 июля |
5,9%
с 1 июля | ||
|
Индексация
тарифов на услуги водоотведения для всех категорий потребителей/
дата индексации |
9,8%
с 1 июля |
8,8%
с 1 июля |
9,3%
с 1 октября |
8,6%
с 1 июля |
5,8%
с 1 июля | ||
|
Совокупный
платеж граждан за коммунальные услуги - размер индексации/
дата индексации |
9,8%
с 1 июля |
11,9%
с 1 июля |
9,9%
с 1 октября |
8,7%
с 1 июля |
7,1%
с 1 июля | ||
Как видно из таблицы 5 по графе: «Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги», состоящей из набора стоимости за потребление газа, электротепловое снабжение, водоотведение, вывоз мусора, лифтовое обеспечение и др. виды оплачиваемых услуг, по государственным регулируемым тарифам прогнозируются в размере:в 2026 г.– 9,9%; в 2027 г.– 8,7%; в 2028 г.– 7,1%. В зависимости от региональных условий прогнозируемые индексы дифференцируются по субъектам РФ, в том числе по доли расходов на газ, электроэнергию и другие энергоресурсы в необходимой валовой выручке ресурсоснабжающих организаций соответствующего региона. Кроме того, по отдельным муниципальным образованиям размер индексации может превысить установленный индекс по субъекту РФ более чем на величину предельного отклонения. Превышение установленной индексации возможна по предложениям высших должностных лиц субъектов РФ по следующим основаниям:
– с учетом реализации инвестиционных программ;
– соблюдения долгосрочных параметров в рамках концессионных соглашений;
– реализации программ комплексного развития территорий;
– принятия решений об отнесении отдельных муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения и переходе к модели предельного ценообразования на тепловую энергию.
Тарифы на железнодорожные перевозки
В преамбуле абзаца «Тарифы на железнодорожные перевозки» приводится короткая фраза, что с 2025 г. произведена корректировка принципов тарифного регулирования, «на основе совокупного композитного индекса». По-видимому, с учетом этой корректировки в прогнозные годы предполагается достигнуть безубыточности работы железнодорожных пассажирских перевозок всего инфраструктурного комплекса [6, с. 23].
Попробуем разобраться, что стоит за сложной формулировкой «принципы композитного индекса» и как они связаны с прибыльностью пассажирских перевозок. Для начала выясним, что такое композитный индекс. В железнодорожной и автомобильной отраслях сохранились прейскуранты цен (тарифов), утвержденные в советский период: для железнодорожных перевозок действует прейскурант 10-01, для автомобильных грузовых перевозок – 13-01-01. Прейскуранты были разработаны специалистами, учеными ведущих институтов СССР настолько хорошо, что оказались действующими на протяжение почти полувека, с учетом поправочных коэффициентов.
Для определения степени роста тарифа брали среднеарифметический ИПЦ за четыре года. Сейчас вместо ранее действующей формулы расчета инфляции по ИПЦ (индекс потребительских цен), по которой осуществлялся уровень индексации, предложен новый показатель – композитный индекс ценового давления (ИЦД). При утверждении тарифов в этот показатель, как и прежде, включались затраты: материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, зарплата и отчисления, топливо, электроэнергия, амортизация и другие затраты. Дополнительно теперь добавлена ключевая ставка. Таким образом, если раньше рост тарифов определялся годовой инфляцией с учетом дополнительного процента, в текущих условиях, характеризующихся снижением доходов и ростом потребностей, при формировании тарифов приоритет отдается интересам собственника, с целью компенсации снижения доходов, а не получения прибыли (механизмы стимулирования сокращения затрат не предусмотрены) [15]. В итоге композитный индекс или «индекс ценовой нагрузки» учитывает теперь как темпы роста издержек по основным статьям затрат, так и интегрирует, отмеченные показатели в общий индекс.
Обратимся к первоисточнику, в соответствии с которым предлагается произвести корректировку. Согласно распоряжению Правительства РФ, с 2025 г. расчет композитного индекса осуществляется как среднее арифметическое значение за два года. В случае, если ранее среднеарифметическое значение рассчитывалось за четырехлетний период, то при переходе к двухлетнему расчету наблюдается его повышение. Это обусловлено тем, что затраты демонстрируют устойчивый рост, и исключение из выборки более ранних двухлетних периодов автоматически приводит к увеличению расчетной стоимости. Кроме того, с 01.12.2024 г. проиндексированы:
– на 13,8% тарифы при перевозке грузов с включением в индексируемую базу;
– на 10,2% тарифы услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров дальнего следования;
– на 11,6% тарифы перевозок пассажиров в поездах дальнего следования в регулируемом секторе железнодорожных перевозок, багажа и грузобагажа [4].
В таблице 6 представлены показатели индексации тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом сегменте.
Таблица 6. Индексация тарифов на железнодорожные перевозки, %
|
Показатели
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
|
|
факт
|
оценка
|
прогноз
| |||
|
Индексация
тарифов железнодорожных перевозок, грузов*/
дата индексации |
13,8%
с 1 декабря |
10,0%
с 1 декабря |
0%
|
8,3%
с 1 января |
6,0%
с 1 января |
|
Индексация
тарифов пассажирских перевозок железнодорожным транспортом /
дата индексации |
11,6%
с 1 декабря |
11,4%
с 1 декабря |
0%
|
5,9%
с 1 января |
5,9%
с 1 января |
|
Индексация
тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта** /
дата индексации |
10,2%
с 1 декабря |
9,6%
с 1 декабря |
0%
|
9,2%
с 1 января |
9,2%
с 1 января |
** индексация тарифов на перевозку пассажиров дальнего следования.
Источник: составлено автором по материалам [6, с. 25].
Как видно из таблицы 6 индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составят в 2026 г. 10,0%, в 2027 г. 8,3%, в 2028 г. 6,0%.Индексация тарифов на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании составит с 1 декабря 2025 г. 9,6%, с 1 января 2027 г. 9,2%, с 1 января 2028 г. 9,2%. Параметры роста тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом секторе составят с 1 декабря 2025 г. 11,4%, с 1 января 2027 г. 5,9%, с 1 января 2028 г. 5,9%.
Таким образом, вместо ранее учитываемой прогнозной инфляции в размере 4,0% в новых условиях стоимость тарифа увеличивается в среднем на 5,0%. Поскольку, железнодорожный тариф является «градообразующим», то его увеличение скажется на все товары, продукты и услуги как минимум на 10,0-15,0%%, что соответственно снизит доходы населения. Между тем, декларируемые приоритеты государственной политики, направленные на«обеспечение темпа устойчивого роста уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции» окажутся фикцией. Так, инфляция прогнозная и реальная несопоставимы не только по железнодорожным перевозкам, но и по всем остальным регулируемым государством цен (тарифам).
В таблице 7 представлены показатели инфляции по регулируемым и свободным рыночным ценам (тарифам) на товары, продукты, услуги.
Таблица 7.Инфляция по видам и отраслям
|
Показатель
|
Вариант
|
2024
|
2025
|
2026
|
2027
|
2028
| |
|
отчет
|
оценка
|
прогноз
| |||||
|
Инфляция (ИПЦ)
на конец года,
% к декабрю |
Базовый
|
9,5
|
6,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
| |
|
Консервативный
|
6,8
|
4,0
|
4,0
|
4,0
| |||
|
Инфляция (ИПЦ)
в среднем за год,
% |
Базовый
|
8,5
|
9,0
|
5,1
|
4,0
|
4,0
| |
|
Консервативный
|
9,0
|
5,1
|
4,0
|
4,0
| |||
|
Продовольственные
товары на конец года,% к декабрю
|
Базовый
|
11,1
|
6,1
|
3,5
|
3,7
|
3,8
| |
|
Консервативный
|
6,1
|
3,5
|
3,7
|
3,8
| |||
|
Продовольственные
товары
в среднем за год,% |
Базовый
|
9,2
|
10,5
|
3,9
|
3,7
|
3,7
| |
|
Консервативный
|
10,5
|
3,9
|
3,7
|
3,7
| |||
|
Непродовольственные
товары на конец года, % к декабрю
|
Базовый
|
6,1
|
4,5
|
3,7
|
3,7
|
3,8
| |
|
Консервативный
|
4,5
|
3,7
|
3,7
|
4,0
| |||
|
Непродовольственные
товары в среднем за год, %
|
Базовый
|
6,4
|
4,7
|
5,1
|
3,6
|
3,7
| |
|
Консервативный
|
4,7
|
5,1
|
3,6
|
3,7
| |||
|
Услуги
на конец года, % к декабрю |
Базовый
|
11,5
|
10,8
|
5,0
|
4,8
|
4,5
| |
|
Консервативный
|
10,8
|
5,0
|
4,8
|
4,5
| |||
|
Услуги
в среднем за год, % |
Базовый
|
10,0
|
12,0
|
6,9
|
5,0
|
4,6
| |
|
Консервативный
|
12,0
|
6,9
|
5,0
|
4,6
| |||
|
Организаций
ЖКХ на конец года, % к декабрю
|
Базовый
|
9,5
|
13,2
|
9,4
|
8,3
|
6,1
| |
|
Консервативный
|
13,2
|
9,4
|
8,3
|
6,1
| |||
|
Организаций
ЖКХ в среднем за год, %
|
Базовый
|
5,4
|
12,3
|
8,8
|
10,3
|
7,1
| |
|
Консервативный
|
12,3
|
8,8
|
10,3
|
7,1
| |||
Анализ данных (табл. 7) демонстрирует идентичность прогнозов по инфляции в базовом и консервативном сценариях. Данное обстоятельство свидетельствует, во-первых, о двух возможных причинах: либо о недостаточном учете экономических факторов при прогнозировании, либо о необходимости пересмотра и детализации сценарных условий. Во-вторых, инфляция по ИПЦ, включая непродовольственные, продовольственные товары/услуги значительно ниже, чем по прогнозируемым событиям в отношении регулируемых цен в инфраструктурном комплексе, рассмотренная ранее. Кроме того, приведенные показатели по всем услугам, формируемым по свободным ценам значительно ниже, чем по регулируемым услугам в системе ЖКХ. Если по услугам инфляция прогнозируется к декабрю/в среднем за год, на уровне: 2026 г. – 5,0% / 6,9%; 2027 г. – 4,8% / 5,0%; 2028 г. – 4,5% / 4,6%, то по услугам ЖКХ – 2026 г. – 9,4% / 8,8%; 2027 г. – 8,3% / 10,3%; 2028 г. – 6,1% / 7,1%. Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении организациями жилищно-коммунального хозяйства своих обязанностей, несмотря на наличие государственных регулируемых тарифов, призванных обеспечить выполнение этих обязательств.
Из представленных показателей (табл. 7) видно, что рост тарифов на услуги к декабрю предыдущего года ниже, чем на услуги организаций ЖКХ в прогнозируемые 2026-2027 гг. почти на 5,0 п.п. Наблюдаемый существенный рост регулируемых цен (тарифов), наряду с другими аналогичными примерами, будет только способствовать усилению инфляционного давления. Снижение цен в других отраслях не сможет полностью нивелировать этот эффект. Кроме того, дополнительная индексация цен на газ в 2026 г. для обслуживающих организаций косвенно окажет влияние на расходы населения через увеличение ряда жилищных платежей. Индексация тарифов спровоцирует рост цен производителей. Это приведет к удорожанию производимой продукции и оказываемых услуг, что, в свою очередь, станет дополнительным фактором ускорения потребительской инфляции. Это формирует риски превышения прогнозного уровня инфляции на фоне повышенной индексации тарифов для потребителей.
Далее необходимо пристально проследить за «игрой» с ценами и тарифами. Прогноз открыто заявляет о росте коммунальных услуг в пределах инфляции. Однако, прежде чем этот общий рост станет реальностью, ожидается поэтапное повышение: сначала газ и электроэнергия, а затем «незначительное» увеличение тарифов ЖКХ, также заявленное в рамках инфляционного прогноза. Суть манипуляции в следующем: повышение тарифов на газ (на 9,6% для всех категорий, включая население (табл. 3) и на его транспортировку на 11,6% (табл. 3), а также на электроэнергию на 16,0% за передачу по сетям ЕНЭС (табл. 4) – эти составляющие, входящие в совокупный платеж граждан за коммунальные услуги – фактически повысятся на 9,9% (табл. 5). Это свидетельствует о том, что повышение тарифов ЖКХ будет рассматриваться отдельно от роста регулируемых тарифов на газ и электроэнергию. Таким образом, заявленный рост тарифов ЖКХ в 9,9% годовых, который, по сути, является лишь частью общего удорожания коммунальных услуг, превышает прогнозируемую инфляцию почти на 6 п.п.
Заключение
Рост регулируемых цен оказывает существенное влияние на динамику реальных денежных доходов населения, замедляя их прирост. По прогнозным оценкам на 2025 г., прирост составит 4,2 п.п. В период 2026-2028 гг. прогнозируется замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов до уровня 3,8% ежегодно, что является значительным снижением по сравнению с показателем 2024 г. (7,3%).Экономическое прогнозирование, основанное на текущих данных, ставит под сомнение возможность достижения целевых показателей и задач, намеченных в президентском Указе [2].Инкорпорация в регулируемые цены (тарифы) дополнительных «экономически обоснованных» затрат, превышающих прогнозируемый уровень инфляции, влечет за собой не только прямое снижение покупательной способности наименее защищенных слоев населения и пенсионеров, но и девальвацию реальных доходов работающих граждан. Данная тенденция может представлять собой угрозу социально-экономической безопасности государства.
Представляется необходимым предусмотреть рост благосостояния граждан в реальном выражении, обеспеченный мерами по поддержанию макроэкономической стабильности на соответствующем уровне [7].
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 13.10.2024).
3. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 16.04.2025) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=503528&dst=100037#NYzLjzUw4c4T4GVs (дата обращения: 15.10.2025).
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2024 N 3248-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29.12.2017 N 2991-р». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=491279#2T9QuzUig5m3OykH (дата обращения: 17.10.2025).
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (разработан Минэкономразвития России). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_486913/ (дата обращения: 13.10.2024).
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=515364#fObcXzU7RxAGoXO9 (дата обращения: 01.10.2025).
7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Правительством РФ). 5.4. Обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации Новак А.В., Голикова Т.А. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_495719/ea079b5343b0f93df396e4b6a51f57b1bb7f5cc3/ (дата обращения: 18.10.2025).
8. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.
9. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
11. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через призму экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 8. – c. 2121-2152. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121598.
12. Лев М.Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. / Монография. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
13. Лев М.Ю. Ценообразование. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 720 c.
14. Лев М.Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 5. – c. 139-149.
15. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
16. Лев М.Ю. Инвестиции в коммунальные услуги России в контексте социально-экономической безопасности: институционально-эволюционный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 5. – c. 1137-1154. – doi: 10.18334/ecsec.7.5.120937.
17. Лев М.Ю. Ценовые тренды в прогнозе социально-экономического развития и их оценка в федеральном бюджете в аспекте экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 10. – c. 2465-2484. – doi: 10.18334/ecsec.7.10.121926.
18. О производстве ВВП во 2 квартале 2025 г. Ssl.rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/140_12-09-2025.html (дата обращения: 15.10.2025).
19. Песков: Путин до конца года огласит послание Федеральному собранию. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/24990079 (дата обращения: 18.10.2025).
20. Послание Президента Федеральному Собранию. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/? (дата обращения: 13.10.2025).
21. Путин задался вопросом о достаточности темпов роста ВВП. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/1047453 (дата обращения: 15.10.2025).
22. Что ждет мировую экономику. Прогноз роста мировой экономики. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2025/10/14/world-economic-outlook-october-2025 (дата обращения: 15.10.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:33
Download PDF | Downloads: 5
State management of price trends in the context of socio-economic development forecasting: impact on economic security
Lev M.Y.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article analyzes the main price trends included in the forecast of Russia's socio-economic development for 2026 and the planning period 2027-2028 and assesses their impact on achieving the goals of economic growth and ensuring the country's economic security. Statistical data from Russian sources are used to verify the forecast values. Special attention is paid to the analysis of inflation, the dynamics of gross domestic product, regulated prices and tariffs (for gas and electricity, housing and communal services and rail transportation) in the context of their relationship with the purchasing power of the population. In conclusion, a critical assessment of price indicators, revealing their potential to destabilize Russia's socio-economic security, is presented.
Keywords: forecast of socio-economic development, inflation, GDP, economic security, public administration, regulation, price
Funding:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях».
JEL-classification: E31, P24, P44, P22
References:
Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). The federal budget of the Russian Federation for the year 2019 and for the planning period from 2020 through 2021 in the light of the urgent tasks of promoting economic growth and social development. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 9-26. doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.
Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolomiets A.G., Bykovskaya Yu.V., Shafranskaya A.M. (2023). The federal budget of the Russian Federation for 2023 and for the planning period of 2024-2025 in a partially mobilization economy. Economic security. 6 (1). 11-50. doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Priorities of state regulation of Russia's economic security amidst new global challenges. Economic security. 6 (2). 453-466. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2024). The economy in the context of sanctions and partial economic mobilization through the prism of economic security. Economic security. 7 (8). 2121-2152. doi: 10.18334/ecsec.7.8.121598.
Lev M.Yu. (2001). Legal issues of pricing and government regulation of prices Saint Petersburg: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta.
Lev M.Yu. (2013). Pricing Moscow: OOO «Izdatelstvo «Yuniti-Dana».
Lev M.Yu. (2015). The features of implementation of the state price policy: social and economic context. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 139-149.
Lev M.Yu. (2016). Prices as a factor of economic security and their impact on inflation in Russia. Vestnik RAEN. 16 (2). 80-87.
Lev M.Yu. (2024). Investments in public utilities in Russia in the context of socio-economic security: an institutional and evolutionary aspect. Economic security. 7 (5). 1137-1154. doi: 10.18334/ecsec.7.5.120937.
Lev M.Yu. (2024). Price trends in the forecast of socio-economic development and their assessment in the federal budget in terms of economic security. Economic security. 7 (10). 2465-2484. doi: 10.18334/ecsec.7.10.121926.
