Цифровая трансформация портовой инфраструктуры как драйвер стратегического развития морских грузовых портов

Костин К.Б.1, Мамедова Л.Э.1, Золотов А.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2026)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты анализа уровня и роли модернизации портовой инфраструктуры в сфере цифровой трансформации и стратегического развития морских грузовых портов. В работе уточнены понятия “цифровая трансформация” и “портовая инфраструктура”. Представлены результаты анализа отечественных и зарубежных литературных источников с целью формирования универсальной дорожной карты проведения цифровой трансформации. Проведен анализ кейсов успешной цифровой трансформации логистических процессов с уточнениями по выбору перспективных направлений развития, и представлены соответствующие результаты анализа. Статья представляют интерес как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области экономики, менеджмента, логистики и судостроения.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, морская грузовая логистика, портовая инфраструктура, инновационное развитие, информационные технологии, транспорт

JEL-классификация: L86, C80, M15, R58, L90, L91



Введение

Современное состояние транспортно-логистической системы морской торговли характеризуется высокими темпами развития инновационных технологий. Повышаются ключевые показатели эффективности морских портов: растут пропускная способность и экономическая эффективность в целом, снижаются временные затраты на перевалку грузов. Современные тенденции роста международной торговли являются главным драйвером развития морского грузового судостроения. Следует отметить, что данное условие описывает взаимозависимость, которая находит отражение как в инновационном развитии строящихся судов, так и морских грузовых портов. Развитие последних в свою очередь определяется модернизацией их главной структурной составляющей - портовой инфраструктуры и сооружений, создаваемых для выполнения востребованных погрузочно-разгрузочных работ и других транспортно-логистических задач, что и определяет актуальность исследования.

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических подходов к решению проблем цифровой трансформации в области морской грузовой логистики. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) провести сравнительный анализ отечественных и зарубежных литературных источников с целью уточнения рассматриваемых понятий;

2) сформировать “дорожную карту” проведения процесса цифровой трансформации с указанием приоритетных направлений в выборе инновационных технологий;

3) рассмотреть практические примеры успешного проведения цифровой трансформации морских грузовых портов.

Научная новизна исследования заключается в формировании “дорожной карты” проведения процесса цифровой трансформации на основе авторского анализа процессов цифровой трансформации морских грузовых портов, основанном на обобщении практических и теоретических подходов отечественных и зарубежных авторов.

Гипотеза исследования заключается в том, что совершенствование транспортно-логистических процессов на основе проведения цифровой трансформации портовой инфраструктуры приводит к сокращению “производственных” издержек и повышению экономической эффективности деятельности порта. Продолжая изучение тематики подходов к модернизации портовой инфраструктуры [3], следует отметить, что морской грузовой порт как субъект экономики является таким же “производственным” предприятием. Характеристика морского грузового порта как “производственного” предприятия находит подтверждение за счёт наличия устоявшегося “производственного цикла” в его деятельности, необходимости планирования и организации, а также эксплуатации требуемой “производственной” инфраструктуры. Указанное условие позволяет упростить процесс формирования детального плана проведения цифровой трансформации в силу возможности рассмотрения практических примеров из смежных отраслей. В рамках настоящего исследования были рассмотрены труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Зефиров А. И. [1], Филобокова Е. А. [1], Масюк Н. Н. [4], Блюдик А.Р. [4], Ташкинова А.Г. [11], Панамарёва О. Н. [6], Патракеева О. Ю. [7], Алмейда Ф. [15], Брунила О. [16], Хайлиг Л [17], Ноттебум Т. [18], Юан К. [19] и др.

К результатам исследования, помимо детального описания процесса проведения цифровой трансформации, следует отнести формирование принципов выбора перспективных цифровых технологий и направлений дальнейшего изучения.

Цифровая трансформация портовой инфраструктуры: современные научные подходы к определению рассматриваемого понятия

Анализируя текущее положение дел в рамках изучения вопросов цифровой трансформации (далее - ЦТ) в контексте морской грузовой логистики, в первую очередь обратимся к труду О. Н. Панамарёвой [6]. В своей работе автор обращает внимание на то, что не существует консенсунса в научной среде по определению сущности понятия “цифровая трансформация”. При этом, по мнению автора, в основе лежит «цифровизация», которая предполагает «сращивание физической, социальной и информационной сред». Данное условие позволяет нам говорить о ЦТ и, в частности, цифровизации, не только как о процессе перехода от аналоговой информации к цифровой, но и как об определённом бесшовном объединении разнородных процессов в одном информационном поле. О. Н. Панамарёва [6] определяет понятие цифровизации как изменения в бизнес-процессах или способах осуществления экономической деятельности (бизнес-моделях) в результате внедрения цифровых технологий. Предложенное понятие «цифровизация» ближе к понятию цифровой трансформации, поскольку оно подразумевает преобразование бизнес-процессов, а не только вышеупомянутую смену формата представления информации с аналогового на цифровой. Особую ценность представляет классификация направлений развития транспортно-логистического комплекса в контексте отраслевой Траспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года [12] и текущих трендов цифровизации. Элементы данной классификации представлены в упрощённом виде на рис. 1:

Рисунок 1. Ключевые направления развития транспортно-логистического комплекса в контексте отраслевой Стратегии и текущих трендов цифровизации [составлено авторами по 6, 12].

Элементы представленной классификации отражают взаимозависимость показателей транспортной и экономической эффективности, повышение значений которых на сегодняшний день существенным образом зависит от внедрения передовых цифровых технологий.

Следующим подходом к определению сущности понятия “цифровая трансформация” является оценки, представленные в работе Масюк Н. Н., Блюдик А. Р., а также Панамарёвой О. Н., посвященные изучению сущности цифровой трансформации [4,6]. Вышеуказанные авторы разделяют исследуемые нами процессы на “цифровизацию”, которая есть “частный инструмент оптимизации бизнес-процессов” и “цифровую трансформацию”, которая представляет собой “глубокую перестройку системы управления”. Таким образом можно утверждать, что авторы [4,6] рассматривают цифровую трансформацию как систематический процесс модернизации управленческой структуры и оптимизации бизнес-процессов, ориентированный на выявление узких мест функционирования предприятия и дальнейшее устранение проблем путём внедрения информационных технологий. Данный подход позволяет оценивать степень готовности предприятий к внедрению новых технологий с точки зрения уровня их “цифровой зрелости”. В понятие цифровой зрелости авторы [4,6] включают широкий спектр уровня развития предприятий от “незрелости и скепсиса к цифровой культуре” до “всеобъемлющего цифрового видения, позволяющего создавать ценность для бизнеса”. Следует отметить, что для проведения эффективной цифровой трансформации необходимо обеспечить взаимосвязь “внешнего и внутреннего контура”, которые включают в себя как законодательство и стандарты (внешний контур), так и учёт, анализ и управление развитием предприятия в рассматриваемой сфере (внутренний контур).

Ученые Патракеева О. Ю. и Митрофанова И. В. в своей работе [7] определяют значимость цифровой трансформации как ключевого звена автоматизации и эффективности транспортно-логистической системы. Авторы [7] утверждают, что эффект от цифровой трансформации “мягкой инфраструктуры” (комплекса нематериальных элементов, необходимых для функционирования организации) сопоставим с эффектом от создания новых физических капиталоёмких элементов транспортно-логистической системы.

Значимым представляется авторский обзор и анализ стратегических направлений цифровой трансформации транспортной системы РФ до 2030 г (в контексте транспортной Стратегии), под призмой которого было определено такое ключевое направление развития, как «бесшовная грузовая логистика» [12].

Ученые Зефиров В. И. и Филобокова Е. А. в своей работе [1] отмечают роль навигационной и коммуникационной инфраструктуры в материально-техническом обеспечении, модернизация которой способствует безопасному и эффективному управлению морскими перевозками. Также, авторы [1] отмечают роль инфраструктуры снабжения топливом и реагирования на чрезвычайные ситуации на примере обеспечения функционирования логистически-развивающихся регионов РФ. Результаты данного исследования позволяют определить ключевую роль модернизации портовой инфраструктуры в комплексном процессе цифровой трансформации морской транспортно-логистической системы.

Исследователи Прудникова А. А. и Пинчук У. В. в работе [10] определяют «развитие портовой инфраструктуры и интеграцию в мировую транспортную сеть как комплекс мер, направленных на модернизацию и оптимизацию транспортного комплекса страны в современных реалиях». В контексте данного исследования роль ЦТ в модернизации портового и транспортного комплекса определяется востребованностью автоматизации процессов, что, в свою очередь, является прямым драйвером цифровой трансформации. Управление, контроль и стабилизация автоматизированных процессов в современных реалиях лежит на передовых IT-технологиях.

Среди зарубежных источников для начала следует упомянуть работу Хейлига Л., Шварце С. и Восса С. [17] из Университета Гамбурга. В процессе рассмотрения подходов к определению сущности цифровой трансформации авторы выделяют такие формулировки как “digital transformation”, “IT-enabled business transformation” и “information system-enabled organizational transformation”, а также предлагают 5-уровневую классификацию внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы (см. Таблицу ниже):

ТАБЛИЦА 1. 5-уровневая классификация внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы [составлено авторами по 17]

Уровень
Назначение проводимых мероприятий
Краткая характеристика
1. Локализация и эксплуатация
Развертывание стандартных ИТ-функций для поддержки отдельных бизнес-процессов
Отсутствие полного развёртывания IT-потенциала внедряемых технологий
2. Внутренняя интеграция
Объединение различных ИТ-систем и процессов внутри компании
Локальная интеграция IT-систем (например: ERP, DW)
3. Реинжиниринг бизнес-процессов
Перестройка организационной структуры и бизнес-процессов для всестороннего раскрытия потенциала внедряемых IT-технологий
Локальная перестройка бизнес-процессов с формированием новых требований к исполнению
4. Перестройка бизнес-сетей
Перестройка межорганизационного взаимодействия при помощи внедрения IT-технологий
Стратегическая перестройка межорганизационных связей с целью формирования потенциальных выгод
5. Перестройка бизнес-моделей
Модификация и расширение существующих бизнес-моделей и процессов с учётом новых возможностей при использовании IT-технологий
Формирование новых стратегий, продуктов/услуг и партнерских отношений в условиях формирования новой бизнес-модели

В представленной формулировке цифровая трансформация определяется как процесс качественного преобразования бизнес среды, ключевым драйвером проведения которого являются IT-технологии (так как указывается фактор “IT-enabled”).

Жан-Поль Родриге Ж.-П., Ноттебум Т., Паллис А. в своей работе [18] подразделяют понятие цифровая трансформация на два ключевых элемента - “digitization” и “digitalization”. Термин «digitalization» переводится как «цифровизация» и имеет схожее определение с рассмотренными выше понятиями: “интеграция информационных технологий в бизнес-процессы, меняющая способ их работы и предоставления ценности своим клиентам”. Термин “digitization” в свою очередь определяется как “преобразование документов, включая контракты, коносаменты и любую соответствующую информацию в цифровой формат с целью более эффективного анализа, хранения, копирования и передачи информации”, что является лишь элементом проведения процесса цифровой трансформации.

Следующий подход к определению сущности ЦТ представлен в работе Алмейда Ф. [15]. В своём исследовании автор рассматривает процесс цифровой трансформации с точки зрения возникновения уникальных задач, обусловленных сложностью проведения процесса и различными требованиями заинтересованных сторон. В процессе исследования автор осуществляет систематизацию и обобщение трудностей проведения цифровой трансформации, находящие отражение в трёх ключевых направлениях развития: модернизация портовой инфраструктуры, совершенствование операционной деятельности и повышение эффективности систем регулирования и контроля проводимых операций. На рис. 2 представлены ключевые направления совершенствования организации в контексте цифровой трансформации.

Рисунок 2. Ключевые направления совершенствования организации в контексте цифровой трансформации [составлено авторами по 15]

Примечательно, что автор [15] также выделяет такие направления дальнейшего развития, как кибербезопасность и улучшение партнёрских отношений в контексте цифровой трансформации. Эти аспекты сближают подход Алмейда Ф. с предыдущим авторским взглядом. Трёхкомпонентный подход к улучшению деятельности компании через развитие её инфраструктуры, операционной деятельности и систем контроля способствует стимулированию инновационной деятельности и созданию новых бизнес-моделей в различных отраслях благодаря всестороннему анализу.

Брунила О.-П., Куннаала-Хыркки В., Инкинен Т. в своей работе [16] определяют цифровую трансформацию как “мегатренд” и разделяют несколько этапов в проведении данного процесса. Первоначально цифровая трансформация - это традиционная оптимизация эффективности и улучшения материальных (грузовых) потоков, в основе которой лежал электронный обмен данными (EDI).

По мере развития организаций, уровни проведения цифровой трансформации подразделяются на следующие категории [16]:

1) безбумажные процедуры (paperless procedures);

2) автоматизация операционной деятельности (automated procedures);

3) умные процессы (smart procedures).

Авторы [16] отмечают, что в большинстве случаев «переход на цифровизацию» просто означает небольшие усовершенствования на первом этапе, т. е. переход к безбумажным процедурам. В связи с этим была предложена следующая классификация “цифровой зрелости” портов, представленная на рис. 3.

Рисунок 3. 4 уровня цифровой зрелости морских грузовых портов [составлено авторами по 16]

Исходя из вышепредставленного подхода можно заключить, что понимание цифровой трансформации не должно заключаться лишь во внедрении локальных инструментов, таких как автоматизированная система документооборота. Более того, третий уровень проведения цифровой трансформации в представленной классификации, в сочетании с 3 и 4 уровнем цифровой зрелости морских грузовых портов, говорят нам в первую очередь о совершенствовании операционной и контроллинговой деятельности порта.

Заключительный подход относится к авторству Юаня К., Сюй Ч. и Фу Х. В своей работе [19] исследователи распределяют роль отдельных элементов проведения цифровой трансформации под призмой авторской теоретической модели. Уровни влияния отдельных элементов цифровой трансформации включают в себя следующие стадии: “проникновение цифровых технологий — усиление новой цифровой инфраструктуры — интернализация применения технологий — трансформация производительности”. Начальный этап предполагает запуск конкретной IT-технологии, а конечный — непосредственно повышение производительности порта. В заключение следует сказать, что авторы [19] при помощи модели двойного опосредования на наглядном примере показывают влияние изменений цифровой инфраструктуры на информационную сеть порта. Такой подход позволяет описать эффект от внедрения отдельных IT-технологий на развитие инновационного потенциала и способность быстрой адаптации к изменениям на рынке.

Цифровая трансформация портовой инфраструктуры: обобщённая система понятий и дорожная карта процесса

Подводя итоги обзора литературных источников, необходимо составить систему понятий рассматриваемых процессов и явлений. Среди них следует выделить понятия “цифровая трансформация”, “цифровизация”, “портовая инфраструктура”. По мнению авторов, процесс проведения цифровой трансформации можно охарактеризовать как комплекс мер по качественному преобразованию бизнес-модели и входящих в неё процессов за счёт внедрения цифровых информационных технологий с целью повышения экономической и транспортно-логистической эффективности морского грузового порта. Проведение процесса цифровой трансформации сопровождается локальной или повсеместной модернизацией портовой инфраструктуры, что является ключевым объектом её направленности. В понятие "инфраструктура” входят не только погрузочно-разгрузочное оборудование и сопутствующие сооружения, но также и информационные системы и технологии, входящие в понятие “мягкой инфраструктуры” - комплекса нематериальных элементов, необходимых для функционирования организации [7].

Рассуждая о сущности “цифровизации”, следует отметить, что ряд источников использует понятие в значении “цифровая трансформация”. Цифровизация же представляет собой более узкое понятие, характеризуемое как процесс перевода информации из аналогового представления в цифровой формат, и является лишь первичным, подготовительным этапом проведения цифровой трансформации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предметом цифровой трансформации является бизнес-модель морского грузового порта и связанные с ней процессы. Влияние же на эти элементы осуществляется через модернизацию ключевого объекта ЦТ — портовой инфраструктуры. Для наглядного рассмотрения ключевых особенностей проведения цифровой трансформации обратимся к анализу этапов проведения цифровой трансформации морского грузового порта, результаты которого представлены на рис 3.

Рисунок 4. Этапы проведения цифровой трансформации морского грузового порта [составлено авторами по 11, 15, 16]

Выбор той или иной группы технологий определяется исходя из направления развития: сфера перевалки грузов, мониторинг груза на всём протяжении транспортировки, складское хранение, оптимизация документооборота, информационная и цифровая безопасность и т. д. Направления, в свою очередь, определяются целями повышения экономической и транспортно-технологической эффективности, наглядно описанными на рисунке 2: “портовая инфраструктура, операционные процессы и методы контроллинга”. В упрощённом виде выбор той или иной технологии можно представить в виде следующей схемы, представленной на рис. 5.

Рисунок 5. Ключевые направления выбора IT-технологий в контексте проведения цифровой трансформации морского грузового порта [составлено автором по 15]

На рисунке 5, помимо цифровых систем автоматизации процессов складирования и транспортировки представлены сопутствующие сферы модернизации, оказывающие значительное влияние на экономический эффект проводимых транспортно-логистических операций. К таким направлениям были отнесены системы мониторинга груза и ведения автоматизированного документооборота. Внедрение этих видов технологий повышает прозрачность проводимых транспортно-логистических операций, упрощая процессы учета и слежения за грузом, а также снижая риски его потери или повреждения.

Практические примеры успешного проведения цифровой трансформации морских грузовых портов

При анализе кейсов успешного проведения цифровой трансформации портовой инфраструктуры, для начала обратимся к опыту китайского порта Циндао. В рамках контейнерного терминала порта удалось создать полностью автоматизированную систему управления перемещением контейнерами [13]. Проект был запущен в 2017 году и получил своё завершение в конце ноября 2024 года, получив статус системы интеллектуального управления следующего поколения, разработанной собственными силами компании. Согласно последним статистическим данным, на 22 мая 2025 года было установлено, что производительность терминала во время разгрузки составила 62,62 TEU в час, что позволило установить новый мировой рекорд среди автоматизированных терминалов по уровню эффективности (TEU - двадцатифутовый эквивалент - стандартная единица измерения эффективности контейнерного терминала) [9]. Следует отметить, что это 13 раз, когда контейнерный терминал Циндао (дочернее предприятие Shandong Port Group) ставит новый мировой рекорд по эффективности обработки грузов. Новая транспортно-логистическая эффективность последних лет позволила терминалу превзойти совокупные объёмы обработанных контейнеров в первом полугодии 2025 года на 35% (по отношению к аналогичному периоду предыдущего года) [2]. Процесс планирования и дальнейшего повышения эффективности деятельности контейнерного терминала Циндао можно охарактеризовать как цифровую трансформацию портовой инфраструктуры в силу следующих условий: среди ключевых направлений развития выделяются автоматизированные системы швартовки судов, транспортировки контейнеров и “планирования” оборудования.

Представленные выше факторы позволяют утверждать, что повышение эффективности деятельности морского грузового порта зависит от проведения модернизации его важнейшей инфраструктуры, которая приводит к значительному экономическому и операционному эффекту.

Следующий пример относится к внедрению отечественной платформы НЦТЛП (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа) “ГосЛог”. Следует отметить, что проект находится на стадии открытого тестирования, экономический и транспортно-логистический эффект от которого возможно оценить только лишь с течением времени [14]. Платформа представляет собой единую информационную систему, созданную для унификации цифрового взаимодействия между всеми участниками транспортно-логистической цепи. Внедрение НЦТЛП “ГосЛог” можно охарактеризовать как комплексное преобразование “мягкой” инфраструктуры портов с целью формирования единой модели взаимодействия и ухода от фрагментации цифровой среды. Данная инициатива представляет особую ценность в изучении влияния нематериальной инфраструктуры на экономическую и транспортно-логистическую эффективность порта, так как “эффекты совершенствования “мягкой инфраструктуры”, в частности от цифровизации процессов контроля за грузоперевозками, сопоставимы с уровнем отдачи от строительства и модернизации транспортной сети” [7]. Проект реализуется в рамках Поручений Президента Российской Федерации от 19.10.2021 № Пр-1997 и от 02.01.2024 № 26. Участниками проекта в проведении тестового внедрения являются такие компании, как FESCO, S7 Cargo, РЖД, “Евросиб” и другие [5]. Основой информационной системы является внедрение таких сервисов, как «единое окно», цифровой профиль перевозчика, прослеживаемость и мониторинг движения грузов, призванные к повышению следующих показателей. Ключевые показатели эффективности НЦТЛП «Гослог» представлены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2. Ключевые показатели эффективности НЦТЛП “ГосЛог” до 2028 г. [составлено авторами по 5]

Показатель
Ожидаемое значение
Скорость доставки грузов
Увеличение на 15%
Объём грузоперевозок
Рост на 12%
Оптимизация загрузки транспортной инфраструктуры
Увеличение на 20%
Тестовый запуск проекта состоялся 1 августа 2024 года с запланированным окончанием на 1 июня 2025 года. Полноценная интеграция платформы в транспортно-логистическую систему РФ планируется к 2028 году.

В заключение следует упомянуть пример нидерландского порта Роттердам. Модернизация портовой инфраструктуры в рамках проведения цифровой трансформации порта была направлена на совершенствование систем контроля за грузом и погрузочно-разгрузочными процессами [13]. В рамках проекта по цифровой трансформации порта были внедрены такие технологии, как IoT-датчики (“Интернет вещей”), “искусственный интеллект” (для повышения эффективности мониторинга работы порта) и “цифровой двойник” порта (позволяющий сформировать платформу управления отправлениями судов и инфраструктурой, а также получать актуальные статистические данные об изменении погодных и водных условий).

Повышение эффективности работы порта нашло свое отражение в следующих показателях:

- снижение энергопотребления за счёт системы мониторинга, основанного на AI на 11%;

- сокращение времени транспортировки контейнеров при помощи внедрения цифрового двойника порта на 25%.

Рассуждая об экономическом выражении данных показателей, следует отметить, что порту удалось увеличить объёмы выручки от проведения транспортно-логистический операций. В первом полугодии 2025 года выручка порта выросла на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 462,3 млн евро [8].

Заключение

Подводя итоги рассмотрения теоретических основ и практических примеров цифровой трансформации морских грузовых портов, можно заключить, что своевременное внедрение IT-технологии позволяет увеличить ключевые показатели эффективности деятельности морского грузового порта. Инновации, предполагающие обновление оборудования и сооружений порта, представляют собой область «цифровой трансформации портовой инфраструктуры». Сокращение времени на проведение транспортно-логистических операций в сочетании с высокоэффективными системами контроля процессов приводит к росту экономического эффекта в силу снижения затрат на обеспечение работы порта. Таким образом, можно заключить, что ЦТ портовой инфраструктуры напрямую влияет на повышение транспортно-логистической эффективности порта и приводит к закономерному увеличению экономического эффекта из чего следует, что авторская гипотеза нашла свое подтверждение.

Закладывая базис для дальнейших исследований в области цифровой трансформации морских грузовых портов, необходимо отметить следующие направления:

1. возможности и ограничения государственного регулирования процесса цифровой трансформации транспортно-логистической системы Российской Федерации;

2. вопросы совместимости цифровых информационных систем и их адаптивности к стремительно меняющимся условиям рынка;

3. роль процесса цифровой трансформации в обеспечении “бесшовной логистики” и режимов “одного окна”.

Актуальность выбора данных направлений исследования определяется стратегическими целями и задачами, сопутствующими Транспортной стратегии Российской Федерации, а также потребностью обеспечения совместимости и адаптируемости российского программного обеспечения для их решения [12].


Источники:

1. Зефиров В.И., Филобокова Е.А. Адаптация российских компаний к новым торговым маршрутам: «Северный морской путь» и его перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2025. – № 1(57). – c. 214-219. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rossiyskih-kompaniy-k-novym-torgovym-marshrutam-severnyy-morskoy-put-i-ego-perspektivy.
2. Количество контейнеров, отправленных в Центральную Азию транзитом через порт Циндао, выросло на 35 проц. в первом полугодии 2025 года. Russian.news.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.news.cn/20250723/7f13f918ac974ee999465a7d8ab06f3c/c.html (дата обращения: 02.10.2025).
3. Костин К.Б., Мамедова Л.Э., Золотов А.С. Современные подходы к модернизации портовой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 9. – c. 6153-6176. – doi: 10.18334/epp.15.9.123800.
4. Масюк Н.Н., Блюдик А.Р. Современные тенденции цифровой трансформации в морской отрасли // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 6(44). – c. 203-207. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-tsifrovoy-transformatsii-v-morskoy-otrasli.
5. Нцтлп. Новости. Электронная подпись. [Электронный ресурс]. URL: https://ecp.sale/glossary/ntstlp.html (дата обращения: 02.10.2025).
6. Панамарева О.Н. Особенности цифровой трансформации транспортной отрасли и ее влияние на развитие портов России // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 2. – c. 76-99. – doi: 10.52210/2224669X_2022_2_76.
7. Патракеева О.Ю., Митрофанова И.В. Инфраструктурные ограничения комплексной модернизации и определение путей формирования экономического пространства Южного макрорегиона // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2024. – № 3. – c. 57-67. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.3.5.
8. Порт Роттердам зафиксировал снижение грузооборота на 4,1% в первом полугодии 2025 года — до 211 млн тонн. Новости. PortNews. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/379613/ (дата обращения: 02.10.2025).
9. Порт Циндао установил 13-й мировой рекорд скорости перевалки контейнеров за восемь лет. Новости. Advance Shipping. [Электронный ресурс]. URL: https://advanceshipping.ru/port_tsindao_ustanovil_13_y_mirovoy_rekord_skorosti_perevalki_konteynerov_za_vosem_let (дата обращения: 02.10.2025).
10. Прудникова А.А., Пинчук У.В. Трансформация морской логистики России в новых геоэкономических условиях // Мировая экономика и мировые финансы. – 2025. – № 2. – c. 36-43. – doi: 10.24412/2949-6454-2025-0140.
11. Ташкинов А.Г. Этапы формирования стратегии цифровой трансформации промышленного предприятия // Π-Economy. – 2023. – № 6. – c. 117-141. – doi: 10.18721/JE.16609.
12. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZl00pQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 28.09.2025).
13. Цифровизация морских портов. Морские порты. Морские вести России. [Электронный ресурс]. URL: https://morvesti.ru/analitika/1688/85857 (дата обращения: 28.09.2025).
14. Цифровому порту нужен стандарт. PortNews. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/comments/3569 (дата обращения: 02.10.2025).
15. Almeida F. Challenges in the Digital Transformation of Ports // Businesses. – 2023. – № 4. – p. 548-568. – doi: 10.3390/businesses3040034.
16. Brunila O.-P., Kunnaala-Hyrkki V., Inkinen T. Hindrances in port digitalization? Identifying problems in adoption and implementation // European Transport Research Review. – 2021. – № 1. – doi: 10.1186/s12544-021-00523-0.
17. Heilig L., Schwarze S., Voss S. An Analysis of Digital Transformation in the History and Future of Modern Ports. ResearchGate. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/312218687_An_Analysis_of_Digital_Transformation_in_the_History_and_Future_of_Modern_Ports (дата обращения: 28.09.2025).
18. Notteboom T., Pallis A., Rodrigue J.-P. Port Economics, Management and Policy. - New York: Routledge, 2022. – 690 p.
19. Yuan K., Xu Z., Fu H. Research on the impact mechanism of digital technology on the new-quality productivity of port logistics // PLoS ONE. – 2025. – № 9. – p. 0333071. – doi: 10.1371/journal.pone.0333071.

Страница обновлена: 07.11.2025 в 16:43:52

 

 

Digital transformation of port infrastructure as a strategic development driver of sea cargo ports

Kostin K.B., Mamedova L.E., Zolotov A.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 16, Number 1 (January 2026)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the level and role of port infrastructure modernization in the field of digital transformation and strategic development of sea cargo ports. The article clarifies the concepts of digital transformation and port infrastructure. In order to form a universal roadmap for digital transformation, the results of the analysis of domestic and foreign literary sources are presented. The analysis of cases of successful digital transformation of logistics processes with clarifications on the choice of promising areas of development is carried out; and the corresponding results of the analysis are presented. The article is of interest to both a wide range of readers and specialists in economics, management, logistics, and shipbuilding.

Keywords: digitalization, digital transformation, marine cargo logistics, port infrastructure, innovative development, information technology, transport

JEL-classification: L86, C80, M15, R58, L90, L91

References:

Almeida F. (2023). Challenges in the Digital Transformation of Ports Businesses. 3 (4). 548-568. doi: 10.3390/businesses3040034.

Brunila O.-P., Kunnaala-Hyrkki V., Inkinen T. (2021). Hindrances in port digitalization? Identifying problems in adoption and implementation European Transport Research Review. 13 (1). doi: 10.1186/s12544-021-00523-0.

Heilig L., Schwarze S., Voss S. An Analysis of Digital Transformation in the History and Future of Modern PortsResearchGate. Retrieved September 28, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/312218687_An_Analysis_of_Digital_Transformation_in_the_History_and_Future_of_Modern_Ports

Kostin K.B., Mamedova L.E., Zolotov A.S. (2025). Modern approaches to modernization of port infrastructure. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (9). 6153-6176. doi: 10.18334/epp.15.9.123800.

Masyuk N.N., Blyudik A.R. (2022). Modern trends of digital transformation in the marine industry. Natural-humanitarian research. (6(44)). 203-207.

Notteboom T., Pallis A., Rodrigue J.-P. (2022). Port Economics, Management and Policy New York: Routledge.

Panamareva O.N. (2022). The features of the digital transformation of the transport industry and its impact on the development of Russian ports. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta MFYuA. (2). 76-99. doi: 10.52210/2224669X_2022_2_76.

Patrakeeva O.Yu., Mitrofanova I.V. (2024). Infrastructural constraints of complex modernization and identification of ways to form the economic space of the southern macroregion. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. 26 (3). 57-67. doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.3.5.

Prudnikova A.A., Pinchuk U.V. (2025). Transformation of maritime logistics in Russia under new geo-economic conditions. Mirovaya ekonomika i mirovye finansy. (2). 36-43. doi: 10.24412/2949-6454-2025-0140.

Tashkinov A.G. (2023). Stages of formation of a strategy for digital transformation of an industrial enterprise. Π-Economy. 16 (6). 117-141. doi: 10.18721/JE.16609.

Yuan K., Xu Z., Fu H. (2025). Research on the impact mechanism of digital technology on the new-quality productivity of port logistics PLoS ONE. 20 (9). 0333071. doi: 10.1371/journal.pone.0333071.

Zefirov V.I., Filobokova E.A. (2025). Adaptation of russian companies to new trade routes: the northern sea route and its prospects. Natural-humanitarian research. (1(57)). 214-219.