Безопасность баланса интересов: Россия, ОПЕК и контроль над нефтяным экспортом
Мустафаев Т.Г.![]()
1 Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011835
Аннотация:
В статье рассматривается феномен безопасности баланса интересов в контексте контроля за экспортом нефти, с акцентом на роли России и Организации стран-экспортеров нефти. Анализируются интересы и механизмы, используемые этими субъектами для достижения своих национальных и коллективных целей на мировом энергетическом рынке. Особое внимание уделяется взаимозависимости России и Организации стран-экспортеров нефти, их влиянию на стабильность цен на нефть и энергетическую безопасность как стран-производителей, так и стран-потребителей. Учитывая значительное влияние России и Организации стран-экспортеров нефти на мировой экспорт нефти, разработаны рекомендации по укреплению безопасности баланса интересов всех участников процесса
Ключевые слова: энергетическая безопасность, баланс интересов, Организация стран-экспортеров нефти, Россия, экспорт, энергетический рынок, механизмы сотрудничества
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58
Введение. В условиях современного международного ландшафта, где энергетическая безопасность признается одним из главных факторов, определяющих стабильность и экономическое развитие государств, вопросы контроля экспортных поставок нефти приобретают особую остроту. Россия, являясь одним из ведущих мировых производителей и экспортеров нефти, и Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) [1], оказывающая существенное влияние на глобальный рынок нефти, занимают центральное место в этих процессах [15]. Динамика их взаимоотношений, включая периоды соперничества, интенсивно воздействует на глобальные цены энергоносителей, определяет экономическое состояние стран-производителей/потребителей и формирует геополитический ландшафт. Актуальность исследования механизмов безопасности баланса интересов между Россией и ОПЕК, оценки их влияния на контроль над нефтяным экспортом, обусловлена текущей ситуацией на мировых рынках. Ключевыми факторами являются волатильность, санкционное давление и стремление России к энергетическому суверенитету.
Основная цель авторского исследования содержится в обосновании механизмов формирования и поддержания безопасности баланса интересов между Россией и ОПЕК в контексте контроля над нефтяным экспортом.
Новизна исследования. Традиционно, анализ отношений между Россией и ОПЕК фокусируется на их роли – крупнейших производителей нефти и влиянии на ценообразование. Данное исследование выходит за рамки изучения рыночных механизмов, его уникальность заключается в следующих аспектах:
– акцент на «безопасности баланса интересов»: рассматривается формирование и поддержание баланса интересов, который, в свою очередь, обеспечивает определенный уровень безопасности для всех заинтересованных сторон;
– комплексный подход к контролю над нефтяным экспортом.
Результаты исследования содержаться в:
– идентификации стратегических приоритетов России и ОПЕК в сфере контроля над экспортом нефти;
– комплексном анализе механизмов взаимодействия и конкурентных отношений между Россией и ОПЕК;
– оценке влияния принимаемых Россией и ОПЕК решений относительно формирования мировых цен на нефть, экспортных поставок и обеспечения энергетической безопасности.
Практическая значимость исследования:
– для российских органов власти: результаты исследования ориентированы на улучшение национальной энергетической политики и разработку стратегий развития нефтегазового сектора;
– для российских нефтегазовых компаний: понимание динамики отношений между Россией и ОПЕК позволит компаниям эффективнее планировать свою экспортную деятельность, инвестиционные проекты и стратегии управления рисками;
– для стран-потребителей нефти: понимание механизмов контроля над нефтяным экспортом со стороны России и ОПЕК позволит им лучше прогнозировать ценовую динамику и планировать свои энергетические стратегии, снижая зависимость от волатильности рынка.
Россия и ОПЕК: взаимоотношения и механизмы сотрудничества. Несмотря на статус одного из ведущих мировых поставщиков нефти, Россия долгое время оставалась за пределами ОПЕК [8]. Однако, на фоне усиливающихся колебаний стоимости нефти, понимания важности скоординированных действий в поддержании стабильности нефтяного рынка и обеспечения международной энергетической безопасности, ситуация претерпела изменения. Ключевым этапом в развитии нефтяного рынка стало появление формата ОПЕК+, объединившего отдельные страны ОПЕК и ряд других крупных нефтедобывающих государств [1], где Россия заняла важное место (табл. 1).
Таблица 1. Страны-участницы ОПЕК и ОПЕК+
|
ОПЕК/OPEC
(основание – сентября 1960 г.) |
ОПЕК+/ OPEC+
(основание – ноябрь 2016 г.) |
|
Алжир (входит в состав с 1969 г.)
|
Азербайджан
|
|
Венесуэла (основатель Организации)
|
Бахрейн
|
|
Габон (входит в состав с 1975-1995 гг.,
с 2016 г.)
|
Бруней
|
|
Ирак (основатель
Организации)
|
Бразилия
|
|
Иран (основатель
Организации)
|
Казахстан
|
|
Конго (входит в состав с 2018 г.)
|
Малайзия
|
|
Кувейт (основатель Организации)
|
Мексика
|
|
Ливия (входит в состав с 1962 г.)
|
Оман
|
|
Объединённые Арабские Эмираты
(входит в состав с 1967 г.) |
Россия
|
|
Нигерия (входит в состав
с
1971 г.)
|
Судан
|
|
Саудовская Аравия (основатель
Организации)
|
Южный Судан
|
|
Экваториальная Гвинея (входит в состав
с
2017 г.)
|
Источник: составлено автором по материалам [18].
Главной причиной объединения нефтедобывающих стран было стремление контролировать цены на нефть. До создания ОПЕК ценообразование фактически находилось в «руках» международных нефтяных корпораций, что зачастую ущемляло интересы стран-производителей [11]. Эти компании имели возможность по своему усмотрению снижать закупочные цены, сокращая доходы стран-экспортеров. В связи с чем, «организация ОПЕК была учреждена с целью: стабилизации цен на нефть, защиты интересов стран-производителей, максимизации доходов от экспорта нефти, укрепления экономического суверенитета» [2]. По сути, ОПЕК стала попыткой стран-производителей нефти вернуть себе контроль над одним из самых важных ресурсов в мире и обеспечить стабильное будущее.
Со временем рынок нефти претерпел изменения и стал более сложным: появились новые субъекты, не входящие в ОПЕК, но оказывающие существенное влияние на мировые цены. В ситуации, когда даже согласованные действия ОПЕК не всегда могли обеспечить стабильность, возникла необходимость в более широкой координации. Это привело к созданию ОПЕК+, объединившей большее число стран для совместного регулирования рынка нефти.
ОПЕК+ представляет собой неформальный альянс государств (стран-членов ОПЕК и ряд других нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК) [7]. Ключевым партнером в этом формате является Россия. К созданию ОПЕК+ привели следующие факторы: необходимость более широкого влияния на рынок, реакция на рост добычи вне ОПЕК, стремление к большей гибкости и эффективности, укрепление переговорной позиции. Следовательно, формат ОПЕК+ представляет собой логичное развитие первоначальной концепции ОПЕК, отражающее изменения на мировом нефтяном рынке.
Основными причинами присоединения России к ОПЕК+ послужили [16; 17]:
– стабилизация цен: основная цель – минимизировать волатильность цен на нефть, поскольку резкие их колебания негативно сказываются на интересах как производителей, так и потребителей. Механизм совместного регулирования добычи (корректировка объёмов добычи) обеспечивает рациональное управление предложением на рынке и способствует ценовой стабильности;
– защита интересов: партнерство России и стран ОПЕК усиливает их позиции на мировой арене, позволяя эффективнее реализовывать свои экономические стратегии;
– снижение рисков: в условиях неопределённости и растущей конкуренции сотрудничество в рамках ОПЕК способствует снижению рисков, связанных с переизбытком предложения или внезапным падением спроса;
– технологическое сотрудничество: на площадках ОПЕК+ обсуждаются вопросы, ассоциированные с развитием новых технологий в нефтедобыче и переработке.
Россия и ОПЕК+ координируют свои действия через следующие механизмы [4; 14]:
– совместные встречи и переговоры: регулярно проводятся встречи министров энергетики стран-участниц, обсуждая текущую рыночную ситуацию, формируя прогнозы и принимая решения о корректировке объемов добычи нефти;
– соглашения о сокращении добычи нефти: меры направлены на уменьшение предложения на рынке и, как следствие, на поддержку цен;
– обмен информацией и аналитикой: страны-участницы делятся данными о добыче, запасах, прогнозах спроса/предложения, позволяя принимать обоснованные решения;
– координация позиций на международных площадках: Россия и страны ОПЕК+ координируют свои позиции на различных международных форумах, посвященных энергетике.
Интересы России и ОПЕК в нефтяном экспорте. Россия и страны ОПЕК – два ключевых субъекта на мировом нефтяном рынке, чьи интересы в сфере экспорта во многом совпадают, хотя каждая сторона обладает своими уникальными приоритетами (табл. 2). Идентификация и анализ данных пересечений и различий предоставляют основу для обоснования динамики мировых цен на нефть и геополитических процессов, имеющих отношение к энергетической безопасности.
Таблица 2. Интересы России и ОПЕК в нефтяном экспорте
|
Общие
интересы
|
Интересы
России
|
Интересы
ОПЕК
|
|
Стабильность
цен и доходов
|
Диверсификация
экспорта
|
Координация
добычи
|
|
Максимизация
экспортной выручки
|
Геополитическое
влияние
|
Управление
ресурсами
|
|
Рыночная
доля и влияние
|
Технологическое
развитие
|
Снижение
зависимости
от одного сырья |
|
Энергетическая
безопасность
|
Развитие
нефтеперерабатывающих производств
|
Влияние
на мировые энергетические стандарты
|
|
Снижение
волатильности рынка
|
Как видно из таблицы 2, общими интересами в нефтяном экспорте России и ОПЕК выступают:
– стабильность цен и доходов: высокие и стабильные цены означают предсказуемые и значительные доходы для бюджетов стран, что крайне важно для финансирования государственных программ, социальных расходов и инвестиционных активов;
– максимизация экспортной выручки: достигается за счет поддержания объемов экспорта на уровне, обеспечивающем наилучшее соотношение между количеством проданной нефти и ее ценой;
– рыночная доля и влияние: Россия и ОПЕК заинтересованы в сохранении и, по возможности, увеличении своей доли на мировом рынке нефти. Это даёт им преимущество в формировании ценовой политики и возможность диктовать условия на переговорах;
– энергетическая безопасность: содержит в себе не только экспорт, но и надежность поставок для внутренних потребителей и возможность влиять на глобальные энергетические потоки;
– снижение волатильности рынка: резкие колебания цен на нефть невыгодны никому, поэтому и Россия, и ОПЕК заинтересованы в снижении рыночной волатильности.
Для России – экспорт нефти является ключевым фактором в достижении национальных интересов [5], в частности:
– диверсификация экспорта: Россия, будучи крупным экспортером нефти, стремится диверсифицировать свои экспортные маршруты и рынки сбыта. Это снижает зависимость от отдельных регионов и покупателей, повышая устойчивость к геополитическим рискам;
– развитие нефтеперерабатывающих производств: Россия активно инвестирует в развитие собственных нефтеперерабатывающих мощностей, увеличивая экспорт не только сырой нефти, но и более дорогостоящих нефтепродуктов. Это приносит дополнительную прибыль и повышает добавленную стоимость отрасли;
– технологическое развитие: для поддержания конкурентоспособности и освоения новых месторождений Россия заинтересована в доступе к инновационным технологиям добычи и переработки нефти;
– геополитическое влияние: экспорт нефти является важным инструментом внешней политики России, позволяя ей укреплять свое геополитическое влияние и выстраивать партнерские отношения с другими странами.
В контексте экспорта нефти ОПЕК преследует следующие интересы:
– координация добычи нефти: основной инструмент достижения своих целей – это координация объемов добычи нефти между странами-членами;
– управление ресурсами: страны ОПЕК, многие из которых обладают огромными запасами нефти, заинтересованы в долгосрочном управлении своими ресурсами для обеспечения устойчивого развития своих экономик;
– снижение зависимости от одного сырья: некоторые страны ОПЕК активно работают над диверсификацией своих экономик, чтобы снизить зависимость от экспорта нефти. Доходы от экспорта нефти инвестируются в несырьевые сектора;
– влияние на энергетические стандарты: ОПЕК стремится к активной роли в формировании международных стандартов и правил, касающихся добычи, транспортировки и торговли нефтью, защищая интересы своих членов.
Риск нарушения баланса интересов между Россией и ОПЕК несет в себе непосредственные угрозы безопасности [12; 19], в их числе:
1. Ценовые войны. Чрезмерное увеличение добычи одной из сторон может привести к падению цен на нефть, что негативно отразится на экономике всех стран-экспортеров и спровоцирует социальную нестабильность.
2. Геополитическая напряженность. Разногласия по квотам на добычу и ценовой политике могут привести к ухудшению отношений между Россией и странами ОПЕК, дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке и в других регионах мира.
3. Энергетическая нестабильность. Региональные конфликты, нарушающие поставки нефти, создают угрозу энергетического кризиса.
4. Утрата рыночного влияния. Неспособность достичь соглашения и скоординировать действия может привести к потере доли рынка и ослаблению влияния как России, так и ОПЕК на мировом энергетическом рынке.
5. Угроза энергетической безопасности импортеров. Нестабильность на нефтяном рынке напрямую угрожает энергетической безопасности стран-импортеров. Скачки цен и перебои с поставками дестабилизируют их экономику, провоцируют инфляцию и социальные волнения, что, в итоге, может привести к глобальной нестабильности.
В целях предотвращения указанных угроз безопасности необходимо оперативно выявлять потенциальные конфликты и активно искать пути для конструктивного сотрудничества. В таблице 3 содержится перечень вероятных потенциальных конфликтов и возможных точек соприкосновения для сотрудничества.
Таблица 3. Точки соприкосновения, сотрудничество
и потенциальные конфликты России/ОПЕК
|
Точки
соприкосновения и сотрудничество
|
Потенциальные
конфликты
|
|
Согласованное
сокращение добычи
|
Конкуренция
за рынки сбыта
|
|
Обмен
информацией и аналитикой
|
Различия
в долгосрочных стратегиях
|
|
Взаимное
влияние на ценообразование
|
Геополитические
факторы
|
|
Противостояние
волатильности
|
Энергетический
переход
|
Наиболее ярким примером точек соприкосновения и сотрудничества между Россией и ОПЕК является формат ОПЕК+. Это соглашение, заключенное между странами ОПЕК и рядом других крупных нефтедобывающих стран, включая Россию, направлено на стабилизацию мирового нефтяного рынка путем согласованного регулирования объемов добычи [6].
Несмотря на общность интересов, нельзя исключать потенциальные источники напряженности, к ним относятся:
– конкуренция за рынки сбыта: в условиях глобальной конкуренции Россия и страны ОПЕК сталкиваться с конкуренцией за аналогичные рынки сбыта, к примеру, в Азии;
– различия в долгосрочных стратегиях: в то время как ОПЕК сосредоточена на управлении своими запасами и диверсификации экономик, Россия имеет более агрессивные планы по наращиванию добычи в долгосрочной перспективе, особенно при наличии новых технологий;
– геополитические факторы: внешнеполитические решения и санкции влияют на экспортные возможности России, что, в свою очередь, может потребовать корректировки стратегии ОПЕК+;
– энергетический переход: глобальный переход к возобновляемым источникам энергии создает долгосрочные вызовы для всех нефтедобывающих стран. То, как Россия и ОПЕК будут адаптироваться к этим изменениям, может привести к новым формам сотрудничества и конкуренции [9].
Влияние контроля России/ОПЕК над нефтяным экспортом на международную энергетическую безопасность. Концепция международной энергетической безопасности охватывает вопросы гарантированного и беспрепятственного доступа государств к энергетическим ресурсам [13]. В условиях современной мировой экономики, где нефть остаётся доминирующим источником энергии, контроль за её экспортом оказывает существенное влияние на обеспечение этой безопасности. Влияние России и ОПЕК на этот процесс является определяющим. Обладая контролем над значительной частью мировых запасов и экспорта нефти даёт им стратегическое преимущество. Эта позиция позволяет России и ОПЕК не только влиять на мировые цены энергоносителей, но и диктовать объемы поставок, что, в свою очередь, затрагивает энергетическую безопасность многих стран [3].
Подобное положение дел имеет как положительные, так и отрицательные последствия, создавая сложную картину влияния на мировую экономику и политику. К положительному влиянию относятся:
– стабилизация рынка: согласованная политика России и ОПЕК в области добычи и ценообразования оказывает стабилизирующее воздействие на рынок нефти. Это обеспечивает предсказуемость для стран-импортеров, позволяя им разрабатывать долгосрочные энергетические стратегии и минимизировать риски, связанные с волатильностью цен;
– инвестиции в инфраструктуру: благодаря доходам от экспорта нефти, Россия и страны ОПЕК имеют возможность инвестировать в развитие энергетической инфраструктуры и укреплять надежность поставок;
– буферные запасы: чтобы минимизировать риски, связанные с перебоями в поставках из других регионов, ряд стран-членов ОПЕК создают стратегические резервы нефти.
К отрицательному влиянию относятся:
– ценовые манипуляции: доминирование на рынке даёт России и ОПЕК рычаги влияния на ценообразование, что может противоречить интересам стран-импортёров [10]. Сокращение добычи или ограничения экспорта могут привести к росту цен, негативно отражаясь на экономике и доступе потребителей к энергоресурсам;
– политическое давление: нефть является значимым геополитическим фактором, способным выступать инструментом политического давления. Страны-экспортеры могут использовать угрозу ограничения поставок для достижения своих внешнеполитических целей, создавая риски энергетической безопасности стран-импортёров;
– геополитическая нестабильность: зависимость от импорта нефти из политически нестабильных регионов, таких как Ближний Восток, представляет значительный риск энергетической безопасности. Вооруженные конфликты и введение ограничительных мер (санкций), могут нарушить цепочки поставок и привести к росту цен на энергоносители;
– отсутствие диверсификации: зависимость от нефти в энергобалансе создает барьеры для внедрения альтернативных источников энергии и увеличивает риски, связанные с волатильностью цен на нефть и нестабильностью поставок.
Для достижения устойчивой энергетической безопасности необходимо диверсифицировать источники энергии, инвестировать в развитие альтернативных источников, нормализовать международное сотрудничество и создать надежные стратегические резервы.
Рекомендации по улучшению безопасности баланса интересов России и ОПЕК. Учитывая значительное влияние России и ОПЕК на экспорт нефти, следует предпринять комплексные меры по снижению рисков и максимального использования возможностей. В качестве рекомендаций автором предлагаются меры, направленные на повышение безопасности и сбалансированный учет интересов всех заинтересованных сторон, в том числе:
1. Повышение прозрачности и предсказуемости. Россия и ОПЕК должны перейти к более открытому и прозрачному обмену информацией о своих стратегиях добычи и экспорта нефти. Такой подход будет способствовать снижению рыночной неопределенности и повышению предсказуемости ценообразования. Целесообразно разработать и внедрить системы независимого мониторинга объемов добычи и экспорта нефти. Это обеспечит верификацию данных и минимизирует риски рыночных манипуляций.
2. Диверсификация экономики и снижение зависимости от нефти. Страны-экспортеры должны активно развивать несырьевые сектора экономики. Важно инвестировать в образование и профессиональную подготовку, формировать квалифицированную рабочую силу, способную работать в разных отраслях.
3. Активное участие в энергетическом переходе. Необходимо наращивать инвестиции в возобновляемые источники энергии: солнечную, ветровую и гидроэнергетику, внедрять энергоэффективные технологии в промышленности, транспорте и жилищном секторе. Государственная поддержка исследований и разработок в области «зеленых» технологий важна для стимулирования инноваций и обеспечения устойчивого развития.
4. Укрепление международного сотрудничества. Для эффективного управления нефтяным рынком необходим открытый диалог с ключевыми странами-потребителями, учитывая их интересы. Развитие сотрудничества в сфере энергетической безопасности позволит совместно решать проблемы, связанные с перебоями в поставках и другими рисками. Россия и ОПЕК должны активно участвовать в международных усилиях по борьбе с изменением климата и поддерживать соответствующие соглашения.
5. Создание долгосрочных стабилизационных фондов. Страны-экспортеры нефти могут создавать суверенные фонды благосостояния, инвестируя доходы от нефти в диверсифицированные активы. Эти фонды могут также служить источником финансирования инвестиций в новые отрасли и технологии.
Заключение
Контроль России и ОПЕК над значительной долей мирового нефтяного экспорта является сложным и многогранным явлением, несущим в себе как риски, так и возможности. Для обеспечения устойчивого развития и минимизации негативных последствий необходимо стремиться к безопасности баланса интересов всех участников рынка. Это требует от России и стран ОПЕК ответственной политики, направленной на повышение прозрачности, диверсификацию экономик, активное участие в энергетическом переходе и укрепление международного сотрудничества.
Интересы России и ОПЕК в нефтяном экспорте во многом пересекаются. Формат ОПЕК+ стал эффективным инструментом для достижения общих целей. Однако, учитывая динамичность мирового энергетического рынка и различные национальные приоритеты, дальнейшее сотрудничество будет определяться рациональным диалогом и готовностью стран к адаптации в международной системе.
[1] ОПЕК (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries) – международная межправительственная организация стран – экспортёров нефти.
Источники:
2. Бойко Н.В. ОПЕК и мировой рынок нефти: ретроспективный анализ // Вестник Екатерининского института. – 2025. – № 2. – c. 5-9.
3. Боков А.Н. Влияние политики ОПЕК на мировой нефтяной рынок // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 10. – c. 64-69. – doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.009.
4. Бостриков А.Ю. Анализ сотрудничества России с ОПЕК // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 июня 2021 года. – Уфа: ООО «Аэтерна». Уфа, 2021. – c. 9-11.
5. Грабчак Е. П., Епишкин И. И., Логинов Е. Л. Стратегические векторы развития ситуационно-аналитических компетенций при оперативном управлении энергетикой России. - Иркутск: Издательский дом Научная библиотека, 2025. – 124 c.
6. Гусарова С.А., Боков А. Н. Оценка эффективности деятельности ОПЕК на мировом рынке нефти // Экономические науки. – 2024. – № 231. – c. 343-347. – doi: 10.14451/1.231.343.
7. Дмитриев Д.И. Политика ОПЕК в контексте изменения мировых цен на нефть: от расцвета 1970-х до деградации конца 1990-х гг // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2020. – № 5. – c. 1382-1390. – doi: 10.35775/PSI.2020.62.5.042.
8. Кожанов Н. Развитие отношений РФ с нефтедобывающими монархиями Персидского залива в условиях секьюритизации четвертого энергоперехода // Пути к миру и безопасности. – 2024. – № 2. – c. 175-193. – doi: 10.20542/2307-1494-2024-2-175-193.
9. Коровин Е. Система коллективной энергобезопасности: международно-правовое измерение // Энергетическая политика. – 2021. – № 12. – c. 60-69. – doi: 10.46920/2409-5516_2021_12166_60.
10. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. / учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / М.Ю. Лев. - Москва: ООО Издательство Юнити-Дана, 2013. – 423 c.
11. Лев М.Ю. Ценообразование. / учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО Издательство Юнити-Дана, 2013. – 70 c.
12. Макарова Е.Б. Факторы ценообразования на мировом нефтяном рынке. / Инновационные финансовые механизмы для стратегического развития России: монография. - Москва: ООО Проспект, 2023. – 14-21 c.
13. Руденко М.Н. Динамика обеспечения энергетической безопасности стран БРИКС // Экономическая безопасность. – 2024. – № 11. – c. 2823-2840. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.
14. Сафонова Т.Ю. Оптимизация экспортных грузопотоков российской нефти на фоне действия эмбарго и введения ценового потолка // Государственная служба. – 2023. – № 1. – c. 48-54. – doi: 10.22394/2070-8378-2023-25-1-48-54.
15. Ткаченко М.Ф., Толмачев П.И., Кутовой В.М. Новые тенденции в формировании мирового рынка энергоресурсов // Экономическое развитие России. – 2023. – № 12. – c. 173-176.
16. Халова Г.О. ОПЕК+ на глобальном энергетическом рынке // Экономическое развитие России. – 2025. – № 7. – c. 33-39.
17. Чувахина Л.Г. Политика ОПЕК+ в условиях глобальных вызовов // Russian Journal of Management. – 2025. – № 4. – c. 307-317. – doi: 10.29039/2500-1469-2025-13-4-307-317.
18. OPEC 65 years and beyond. [Электронный ресурс]. URL: https://www.opec.org/opec-65-years-and-beyond.html (дата обращения: 25.09.2025).
19. Organization of the Petroleum Exporting Countries. Annual Report 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.opec.org/assets/assetdb/annual-report-2024.pdf (дата обращения: 25.09.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:35
Download PDF | Downloads: 4
Security of the balance of interests: Russia, OPEC and oil export controls
Mustafaev T.G.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article examines the phenomenon of the security balance of interests in oil export control, with an emphasis on the role of Russia and the Organization of Petroleum Exporting Countries. The interests and mechanisms used by these actors to achieve their national and collective goals in the global energy market are analyzed. Special attention is paid to the interdependence of Russia and the Organization of Petroleum Exporting Countries, their impact on the stability of oil prices and the energy security of both producing and consuming countries. Given the significant influence of Russia and the Organization of Petroleum Exporting Countries on global oil exports, recommendations to strengthen the security balance of interests of all participants in the process have been developed.
Keywords: energy security, balance of interests, Organization of Petroleum Exporting Countries, Russia, export, energy market, cooperation mechanisms
JEL-classification: R11, R12, R13, R58
References:
Akinfiev V.K. (2020). Opec agreement: analysis of consequences for Russia. The Energy Policy. (1). 42-51. doi: 10.46920/2409-5516_2020_1143_42.
Bokov A.N. (2023). The impact of OPEC policy on the global oil market. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 64-69. doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.009.
Bostrikov A.Yu. (2021). Analysis of Russia's cooperation with OPEC Actual problems of economics and management. 9-11.
Boyko N.V. (2025). OPEC and the global oil market: a retrospective analysis. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (2). 5-9.
Chuvakhina L.G. (2025). OPEC+ policy in the context of global challenges. Russian journal of management. 13 (4). 307-317. doi: 10.29039/2500-1469-2025-13-4-307-317.
Dmitriev D.I. (2020). Policy in the context of changes in world oil prices: from the heyday of the 1970s to the degradation of the late 1990s. Voprosy natsionalnyh i federativnyh otnosheniy. 10 (5). 1382-1390. doi: 10.35775/PSI.2020.62.5.042.
Grabchak E. P., Epishkin I. I., Loginov E. L. (2025). Strategic vectors for the development of situational and analytical competencies in the operational management of the Russian energy sector
Gusarova S.A., Bokov A. N. (2024). Assessment of the effectiveness of OPEC activities in the world oil market. Economic sciences. (231). 343-347. doi: 10.14451/1.231.343.
Khalova G.O. (2025). OPEC+ in the global energy market. Russian Economic Developments. 32 (7). 33-39.
Korovin E. (2021). The system of collective energy security: an international legal dimension. The Energy Policy. (12). 60-69. doi: 10.46920/2409-5516_2021_12166_60.
Kozhanov N. (2024). Evolution of Russia's relations with the oil-producing Persian gulf monarchies in the context of securitization of the fourth energy transition. Puti k miru i bezopasnosti. (2). 175-193. doi: 10.20542/2307-1494-2024-2-175-193.
Lev M.Yu. (2013). Government regulation of prices in foreign countries
Lev M.Yu. (2013). Pricing
Makarova E.B. (2023). Pricing factors in the global oil market
OPEC 65 years and beyond. Retrieved September 25, 2025, from https://www.opec.org/opec-65-years-and-beyond.html
Organization of the Petroleum Exporting CountriesAnnual Report 2024. Retrieved September 25, 2025, from https://www.opec.org/assets/assetdb/annual-report-2024.pdf
Rudenko M.N. (2024). Dynamics of ensuring energy security in the BRICS countries. Economic security. 7 (11). 2823-2840. doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.
Safonova T.Yu. (2023). Optimization of russian oil exports under the existing embargo and price ceiling. Public service. 25 (1). 48-54. doi: 10.22394/2070-8378-2023-25-1-48-54.
Tkachenko M.F., Tolmachev P.I., Kutovoy V.M. (2023). New trends in the formation of the global energy market. Russian Economic Developments. 30 (12). 173-176.
