Стратегическая безопасность и развитие в рамках турецко-российских мега-проектов

Ахмедзаде Ф.Ф.
1 Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011834

Аннотация:
В данной работе установлена и проанализирована причинно-следственная зависимость между реализацией турецко-российских мега-проектов и динамикой стратегической безопасности, а также экономическим развитием Турции, России и региона. Идентифицированы ключевые российско-турецкие мега-проекты, представляющие собой стратегическую важность для обеих стран: газопровод «Турецкий поток», атомная электростанция «Аккую» и военно-техническое партнерство. Результатами исследования являются сформулированные автором комплексные рекомендации, касающиеся потенциала турецко-российских мега-проектов в контексте долгосрочной безопасности и устойчивого развития России, Турции и региона.

Ключевые слова: безопасность, развитие, турецко-российские отношения, мега-проекты, региональная стабильность

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. В современном мире, когда геополитическая ситуация становится все более нестабильной и непредсказуемой, совместные проекты между государствами приобретают особую актуальность. Турецко-российские мегапроекты – это не просто амбициозные инициативы, а мощные драйверы, оказывающие многогранное влияние на региональную и глобальную стабильность [18, с. 18]. Эти проекты, будь то в сфере энергетики, транспорта или обороны, имеют колоссальный масштаб, затрагивая интересы многих стран и их хозяйствующих субъектов, образуя новые экономические коридоры и трансформируя торговые/энергетические маршруты. Реализация подобных проектов способствует экономическому развитию стран и влияет на их стратегическую безопасность, создавая новые точки соприкосновения. Однако при этом формируются и новые очаги напряженности.

Исторические перипетии не помешали российско-турецким отношениям выйти на современный уровень активного развития в сфере крупных совместных проектов [3]. Данные мега-проекты являются показателем расширения экономического и технологического сотрудничества, что приводит к укреплению региональной и глобальной безопасности и стимулирует развитие инфраструктуры.

В контексте энергетической безопасности проекты «Аккую» [1] и «Турецкий поток» [2] имеют первостепенное значение для стабилизации поставок и диверсификации источников энергии. Относительно Турции это означает снижение зависимости от импорта энергоносителей и укрепление её геополитического статуса как ключевого транзитного узла. В отношении России эти проекты расширяют географию рынков сбыта и укрепляют её позиции на мировом энергетическом рынке. Из этого следует, что данные инициативы формируют новую парадигму энергетического сотрудничества в региональном масштабе.

Проекты, направленные на совершенствование портовой и транспортной инфраструктуры, имеют основополагающее значение в развитии торговли и логистических процессов. Увеличение пропускной способности портовых комплексов, модернизация железнодорожных и автомобильных сетей, а также создание мультимодальных логистических платформ способны оптимизировать грузопотоки между Европой, Азией и Ближним Востоком, где Турция и Россия служат транзитными хабами [9, с. 68]. Эти инициативы также стимулируют развитие смежных отраслей: морские перевозки, складскую логистику и транспортные услуги.

Партнерские отношения в высокотехнологичных и промышленных секторах, несмотря на отсутствие широкой огласки, обладают существенным стратегическим потенциалом для долгосрочного развития. Совместные НИОКР, трансфер технологий и создание предприятий повышают глобальную конкурентоспособность стран, стимулируют занятость и способствуют развитию инновационной экономики, закладывая основу будущих прорывных достижений.

Турецко-российские мега-проекты представляют собой не просто отдельные инициативы, а целостную стратегию, направленную на укрепление двусторонних отношений, достижение общих экономических и стратегических целей, а также содействие стабильному и безопасному развитию в регионе [11]. Они наглядно демонстрируют, как две страны, несмотря на трудности, находят общие интересы и совместно реализуют проекты мирового значения.

Цель исследования: определить причинно-следственную связь между осуществлением турецко-российских мега-проектов и изменениями в уровне стратегической безопасности и темпах экономического развития Турции, России и региона.

Новизна исследования заключается во всестороннем анализе турецко-российских мега-проектов, раскрывающем их как ключевой фактор, формирующий ландшафт стратегической безопасности и экономического развития в XXI веке.

Результаты исследования ориентированы на практическое применение:

– правительствами России и Турции в целях оптимизации сотрудничества в процессе реализации мега-проектов;

– бизнес-субъектами и инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности проектов и снижении операционных рисков.

Турецко-российские мега-проекты: масштаб и значение

К числу важнейших российско-турецких мега-проектов, обладающих стратегическим значением для России и Турции, относятся: «Турецкий поток», АЭС «Аккую» и военно-техническое партнерство [5].

1. «Турецкий поток»: магистральный газопровод, проложенный по дну Черного моря, обеспечивая прямые поставки российского газа в Турцию и далее в Европу, минуя транзитные страны. Это также сложный и многогранный проект, имеющий огромное значение для стратегической безопасности России/Турции, и оказывающий непосредственное влияние на энергетический ландшафт всего региона (табл. 1).

Таблица 1. Значение «Турецкого потока» относительно России/Турции и региона

Для России
Диверсификация экспортных маршрутов
Укрепление энергетического партнерства с Турцией
Расширение присутствия на европейском рынке
Снижение транзитных рисков
Для Турции
Гарантированные поставки газа
Снижение зависимости от транзитных стран
Потенциал энергетического хаба
Экономические выгоды
Для региона
Повышение энергетической безопасности потребителей
Конкуренция и ценообразование
Геополитические сдвиги
Источник: составлено автором.

Для России «Турецкий поток» это путь к европейским рынкам и укрепление позиций, основополагающий элемент энергетической стратегии [1]:

– диверсификация экспортных маршрутов: «Турецкий поток» – стратегический шаг к диверсификации российских экспортных маршрутов. Он позволяет снизить риски, связанные с транзитом через Украину, и получить доступ к новым рынкам. Экономические преимущества от оптимизации логистики и повышения конкурентоспособности российского газа в сочетании с усилением геополитического влияния делают «Турецкий поток» важным фактором долгосрочной энергетической стратегии России;

– укрепление энергетического партнерства с Турцией: проект укрепил сотрудничество между Россией и Турцией в энергетическом секторе, способствуя стабильности поставок [17]. Турция стала крупным потребителем и транзитным узлом российского газа, укрепляя взаимозависимость между странами, обеспечивая предсказуемость в энергетическом секторе;

– расширение присутствия на европейском рынке: «Турецкий поток» позволяет России сохранять и расширять свое присутствие на европейском газовом рынке, предлагая конкурентоспособные цены и надежные поставки. Это особенно важно в условиях растущей конкуренции и развития альтернативных источников энергии;

– снижение транзитных рисков: газопровод в обход Украины повышает надежность и безопасность поставок, исключая транзит через регионы с политической нестабильностью.

Для Турции «Турецкий поток» это инструмент укрепления позиций в региональной и глобальной энергетической политике:

– гарантированные поставки газа: обеспечение стабильных поставок российского газа важно для турецкой энергетической безопасности и экономического развития;

– снижение зависимости от транзитных стран: проект позволяет Турции снизить зависимость от транзита газа через другие страны и усилить контроль над собственными энергетическими потоками;

– потенциал энергетического хаба: «Турецкий поток» открывает перед страной потенциал стать крупным региональным энергетическим хабом [14]. Через её территорию газ может поставляться в другие страны Южной и Юго-Восточной Европы;

– экономические выгоды: строительство и эксплуатация газопровода создают рабочие места и стимулируют экономическую активность в Турции.

Для региона «Турецкий поток» – это новые возможности и вызовы:

– повышение энергетической безопасности потребителей: страны Южной и Юго-Восточной Европы, получающие газ по «Турецкому потоку», могут рассчитывать на более стабильные и диверсифицированные поставки, повышая собственную энергетическую безопасность [16];

– конкуренция и ценообразование: появление нового маршрута поставок российского газа может изменить ценообразование на европейском рынке, создав конкуренцию для существующих поставщиков;

– геополитические сдвиги: «Турецкий поток» представляет собой значимый фактор в геополитической динамике региона. Его реализация способствует укреплению позиций России/Турции, в то же время формируя новые вызовы для других участников энергетического рынка.

2. АЭС «Аккую»: строительство первой в Турции атомной электростанции российской компанией «Росатом» является многофункциональным проектом [15], способствует укреплению энергетической безопасности и экономического развития Турции, расширяет геополитическое и экономическое влияние России и вносит вклад в стабильность и предсказуемость энергетической ситуации в регионе (табл. 2).

Таблица 2. Значение АЭС «Аккую» относительно России/Турции

и региональной безопасности

Для Турции
Энергетическая независимость и безопасность
Экологическая составляющая
Технологический суверенитет
Для России
Укрепление геополитического влияния и партнерства
Экспорт технологий и услуг
Долгосрочные экономические выгоды
Для региональной безопасности
Стабильность энергоснабжения
Деэскалация напряженности
Сотрудничество и диалог
Источник: составлено автором.

Строительство АЭС «Аккую» – призвано кардинально изменить энергетический ландшафт Турции, обеспечив ей ряд неоспоримых преимуществ и укрепив ее позиции на международном уровне [6]. Турция, будучи страной с растущим потреблением энергии и ограниченными запасами ископаемого топлива, стремится к диверсификации своего энергетического баланса. Атомная энергетика является низкоуглеродным источником энергии, что соответствует глобальным трендам по снижению выбросов парниковых газов [12]. В контексте стремления Турции к выполнению международных климатических обязательств, АЭС «Аккую» выступает в качестве приоритетного направления развития «зеленой» энергетики. Масштабный и технологически сложный проект АЭС «Аккую» является ключевым фактором в развитии комплексных компетенций Турции в атомной энергетике, охватывая весь жизненный цикл атомной станции: от проектирования и строительства до последующей эксплуатации и обслуживания.

Для России АЭС «Аккую» – это энергетический объект, выступающий важнейшим инструментом, укрепляющим российские позиции на мировой арене, стимулирующим развитие передовых технологий, расширяющим экономическое сотрудничество и гарантирующим долгосрочную энергетическую безопасность. Проект ярко воплощает амбиции России и её стремление стать лидером в мировой энергетике.

Воздействие АЭС «Аккую» на региональную безопасность многогранно и затрагивает следующие аспекты [13]:

– стабильность энергоснабжения: АЭС «Аккую» вносит вклад в общую стабильность энергоснабжения региона, снижая зависимость от нестабильных источников и повышая предсказуемость энергетических потоков;

– деэскалация напряженности: в свете растущего спроса на энергетические ресурсы и текущих конфликтов за них, АЭС «Аккую», представляя собой диверсифицированный источник энергии, вносит вклад в снижение напряженности в регионе;

– сотрудничество и диалог: реализация масштабного проекта требует взаимодействия и координации между странами-участницами, укрепления диалога и доверия на региональном уровне.

3. Военно-техническое партнерство несмотря на периодические сложности в двусторонних отношениях, демонстрирует прагматичный подход обеих стран к обеспечению своих национальных интересов и поддержанию баланса региональных сил [10, с 188] (табл. 3).

Таблица 3. Значение военно-технического партнерства России/Турции

относительно обоих стран и региона

Для России
Диверсификация рынков сбыта
Укрепление геополитического влияния
Технологический обмен и совместные разработки
Поддержание диалога и снижение напряженности
Для Турции
Модернизация вооруженных сил
Снижение зависимости от западных поставщиков
Развитие собственной оборонной промышленности
Укрепление регионального влияния
Для региона
Баланс сил и региональная стабильность
Снижение риска эскалации конфликтов
Потенциал совместного противодействия общим угрозам
Источник: составлено автором.

Значение для России:

– Турция представляет собой перспективный рынок для российского оборонно-промышленного комплекса [7]. Продажа вооружения и военной техники приносит существенный доход, что, в свою очередь, способствует поддержанию производственных мощностей, развитию передовых технологий и укреплению позиций России мировом рынке вооружений;

– военно-техническое сотрудничество России с Турцией, членом НАТО [3], служит свидетельством российской способности выстраивать партнерские отношения даже с государствами, формально входящими в противоборствующие альянсы;

– партнерство включает обмен передовыми технологиями, что стимулирует развитие отечественных оборонных технологий. Реализация совместных проектов в сфере противовоздушной обороны демонстрирует синергетический потенциал и перспективу создания более совершенных систем;

– военно-техническое сотрудничество в условиях политических разногласий формирует платформу для постоянного диалога между военными ведомствами двух стран, избегая недоразумений и снижая общую напряженность в отношениях.

Значение для Турции:

– Турция активно модернизирует свои вооружённые силы, стремясь оснастить их современным оружием. Российские зенитно-ракетные комплексы С-400 играют в этом процессе ключевую роль, укрепляя обороноспособность страны и обеспечивая доступ к технологиям, не всегда доступным у западных партнёров;

членство Турции в НАТО влечет за собой ограничения и задержки поставок вооружений от западных союзников. Поэтому сотрудничество с Россией становится для Анкары способом диверсифицировать источники поставок и снизить зависимость от одного блока [2];

интеграция российских технологий и передового опыта является ключевым фактором развития турецкой оборонной промышленности. Реализация совместных проектов и создание лицензионного производства стимулируют инновации и конкурентоспособность турецких систем вооружения.

Значение для региона:

баланс сил и региональная стабильность: военно-техническое сотрудничество России/Турции, несмотря на потенциальные риски, поддерживает баланс сил и, как следствие, региональную стабильность [8];

снижение риска эскалации конфликтов: развитие диалога и сотрудничество между военными ведомствами России и Турции способны снизить риск эскалации региональных конфликтов;

потенциал совместного противодействия общим угрозам: региональная безопасность осложняется общими угрозами, например, терроризм и экстремизм. Военно-техническое сотрудничество России/Турции становится катализатором развития более широкого спектра взаимодействия для противодействия этим вызовам, включая обмен разведданными и координацию операций.

Экономический эффект и синергия развития

Реализация турецко-российских мега-проектов оказывает многогранное положительное влияние на экономику обеих стран [4], в частности, экономический эффект проявляется в:

– росте ВВП: инвестиции в строительство, производство и эксплуатацию мега-проектов оказывают прямое положительное влияние на ВВП. Совокупный эффект от создания новых производств, увеличения товарооборота (экспорта/импорта) и роста потребления обеспечивает устойчивое экономическое развитие;

– создании рабочих мест: мега-проекты оказывают существенное влияние на рынок труда, создавая новые рабочие места. Потребность в специалистах на всех этапах реализации, от проектирования до эксплуатации, стимулирует занятость как в самом проекте, так и в смежных отраслях;

– диверсификации экономик: мега-проекты способны снизить зависимость экономик от отдельных секторов. Например, АЭС «Аккую» снижает зависимость Турции от импорта энергоресурсов, а «Турецкий поток» укрепляет позиции России как надежного поставщика газа [10].

Реализация масштабных проектов между Турцией и Россией приводит к взаимовыгодному синергетическому эффекту [5], выражающегося в:

– взаимозависимости: один проект часто зависит от реализации другого. Например, стабильные поставки энергии, обеспечиваемые «Турецким потоком», критически важны для функционирования промышленных предприятий, построенных в рамках других совместных инициатив;

– обмене технологиями и знаниями: крупные технологические проекты, подобные АЭС «Аккую», обеспечивают трансфер передовых технологий и опыта между российскими и турецкими специалистами. Это укрепляет национальные экономики и стимулирует инновации;

– укреплении доверия и политической стабильности: реализация масштабных проектов, направленных на расширение сотрудничества, способно укрепить доверие между государствами и сформировать более устойчивую политическую обстановку. Данные факторы, в совокупности, создают благоприятные предпосылки дальнейшего развития двусторонних отношений.

Рекомендации: путь к устойчивому партнерству

Наряду с очевидными преимуществами, реализация мега-проектов сопряжена с рядом вызовов в области стратегической безопасности [10], в их числе:

– физическая безопасность объектов: крупные энергетические объекты часто становятся потенциальными целями террористических актов и диверсий. Обеспечение их физической безопасности требует комплексного подхода (современные системы охраны, мониторинга и реагирования);

– кибербезопасность: цифровизация современных энергетических систем делает их уязвимыми по отношению к кибератакам. Защита критически важной инфраструктуры от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения выступает первостепенной задачей;

– геополитические риски: изменение геополитической обстановки, санкционное давление и региональные конфликты оказывают влияние на ход реализации и безопасность мега-проектов. В целях минимизации рисков следует разрабатывать соответствующие механизмы;

– экологическая безопасность: атомная энергетика и транспортировка углеводородов сопряжены с экологическими рисками. Соблюдение экологических норм и стандартов, а также готовность к реагированию на экологические инциденты становятся ключевыми элементами стратегической безопасности.

Для максимального раскрытия потенциала турецко-российских мега-проектов и обеспечения их долгосрочной безопасности, автором сформулированы комплексные рекомендации:

1. Укрепление механизмов сотрудничества и координации:

– формировать совместные рабочие группы, устанавливать практики регулярных консультаций между экспертами и представителями компетентных органов двух стран для обмена информацией, оценки рисков и выработки согласованных мер;

– унифицировать подходы к обеспечению физической, кибер- и экологической безопасности объектов;

– укреплять системы информационного обмена, своевременно обеспечивать предоставление информации о потенциальных угрозах и инцидентах.

2. Приоритет комплексной безопасности:

– модернизировать системы безопасности путем внедрения технологических решений в области физической безопасности, видеонаблюдения, контроля доступа и кибербезопасности;

– постоянно совершенствовать навыки и процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации.

3. Управление геополитическими рисками:

– по возможности привлекать к проектам международных партнеров и использовать многосторонние механизмы для снижения зависимости от двусторонних отношений и минимизации влияния внешнего давления;

– разрабатывать гибкие стратегии, позволяющие адаптироваться к меняющейся геополитической ситуации, включая потенциальные санкционные режимы и региональные конфликты;

– продвигать интересы проектов на международных площадках, формировать позитивный имидж и разъяснять их роль в обеспечении глобальной энергетической стабильности.

4. Повышение экологической ответственности:

– применять лучшие практики в области охраны окружающей среды на всех этапах жизненного цикла проектов;

– внедрять современные технологии отслеживания состояния окружающей среды и своевременно выявлять экологические риски;

– обеспечивать готовность к ликвидации последствий возможных аварий и минимизации их воздействия на экосистемы.

5. Интеграция в глобальные структуры, связанные с энергетикой и безопасностью:

– обмениваться опытом и передовыми практиками с другими странами, реализующими аналогичные проекты;

– привлекать экспертную поддержку и ресурсы международных организаций в области энергетической безопасности и устойчивого развития.

Заключение

Турецко-российские мега-проекты представляют собой уникальную возможность для обеих стран укрепить свои позиции на мировой арене, обеспечить устойчивое экономическое развитие и укрепить стратегическую безопасность. Однако для полной реализации их потенциала и минимизации связанных с ними рисков необходимо строгое соблюдение мер безопасности, динамичная адаптация к меняющимся обстоятельствам и всестороннее взаимодействие.

Эти проекты, воплощая стратегическое видение, требуют не только технического совершенства и экономической целесообразности, но и понимания их многогранного влияния на региональную и глобальную безопасность. Их реализация непосредственно зависит от способности Турции и России выстраивать доверительные отношения, основанные на учете национальных интересов друг друга. В этом контексте дальнейшее сотрудничество должно быть направлено на создание устойчивой архитектуры безопасности, охватывающей все аспекты – от физической защиты объектов до предотвращения киберугроз и минимизации геополитических рисков.

Важным аспектом является не только обеспечение безопасности существующих проектов, но и их интеграция в более широкую систему энергетической и экономической безопасности. Это означает, что АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» следует рассматривать не как изолированные объекты, а как элементы более крупной взаимосвязанной сети, способствующей стабильности и предсказуемости на энергетических рынках. В этом направлении, перспективное развитие содержит в себе:

– расширение спектра сотрудничества;

– создание совместных исследовательских центров;

– формирование единого информационного пространства;

– привлечение заинтересованных сторон на взаимовыгодных условиях.

[1] АЭС «Аккую» – строящаяся в Турции атомная электростанция на Средиземноморском побережье. Проект включает четыре энергоблока ВВЭР-1300 общей мощностью 4800 МВт. Физический пуск первого блока ожидается в 2025 г. Строительство ведет «Аккую Нуклеар» (дочерняя компания «Росатома») по межправительственному соглашению России и Турции.

[2] «Турецкий поток» – российский газопровод по дну Чёрного моря в Турцию, делающий её посредником в торговле газом и повышающий доступность газоснабжения для Южной и Юго-Восточной Европы.

[3] НАТО (англ. North Atlantic Treaty Organization) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы (включая Турцию), США и Канаду.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2025 N 908-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2050 года». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_503079/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 10.10.2025)
2. Аватков В.А., Касьяненко А. В. Военно-политические отношения на Южном Кавказе в контексте треугольника Россия-Турция-Иран // Мировая политика. – 2021. – № 3. – c. 1-18. – doi: 10.25136/2409-8671.2021.3.36263.
3. Авджу Х. Мягкая сила как основа современных турецко-российских отношений // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием, Москва, 01–02 декабря 2023 года. – Москва: РУДН. Москва, 2023. – c. 23-24.
4. Ахмедзаде Ф.Ф. Безопасность торговых маршрутов России/Турции в условиях санкционного давления // Экономическая безопасность. – 2025. – № 8. – c. 2265-2282. – doi: 10.18334/ecsec.8.8.123745.
5. Ахмедзаде Ф. Ф. Особенности экономического сотрудничества России и Турции в условиях санкций // Экономическая безопасность. – 2025. – № 3. – c. 609-628. – doi: 10.18334/ecsec.8.3.123019.
6. Виноградова К.А., Шангараев Р. Н. Аккую как стратегический проект энергетического сотрудничества России и Турции // Вестник ученых-международников. – 2024. – № 3. – c. 134-148.
7. Гасанов Р.Н. Российско-турецкое военно-политическое сотрудничество в современную эпоху // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1. – c. 28-31. – doi: 10.26140/anie-2021-1001-0005.
8. Гончаров С.В. Стратегические интересы России и Турции на постсоветском пространстве // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2025. – № 4. – c. 704-711. – doi: 10.35775/PSI.2025.121.4.015.
9. Гюзалтан О.С. Отношения Турецкой Республики и Российской Федерации в свете реалистичного подхода к концепции многополярности // Русская политология. – 2024. – № 1. – c. 65-71.
10. Дюрре И. М. Э. Российская внешняя политика в свете турецкого фактора. - Москва: ООО Директ-Медиа, 2023. – 232 c.
11. Ирхин А.А., Москаленко О.А., Демешко Н.Э. Турция и Россия в Черноморском регионе и Восточном Средиземноморье: диалектика сотрудничества и конкуренции держав в меняющемся мире // Ближний и Постсоветский Восток. – 2025. – № 1. – c. 30-49. – doi: 10.31249/j.2949-2408.2025.01.04.
12. Лещенко Ю.Г., Медведева М.Б., Лев М.Ю. Управление финансовыми рисками в процессе изменения климата в контексте экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 1013-1040. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118578.
13. Любарский А.В., Токмачев Г.В., Кузьмина И.Б. Принцип практического исключения в проекте атомной электростанции «Аккую» // Известия высших учебных заведений. Ядерная энергетика. – 2023. – № 3. – c. 19-30. – doi: 10.26583/npe.2023.3.02.
14. Саркисян С.Л. Газопровод Турецкий поток как инструмент формирования новой реальности в черноморско-каспийском регионе // Постсоветский материк. – 2018. – № 1. – c. 112-124.
15. Сокурова Д. А. Российско-турецкое энергетическое сотрудничество // Сборник студенческих научных статей (экономика, менеджмент, юриспруденция): сборник статей студентов и аспирантов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. – Москва: ВАВТ. Москва, 2025. – c. 116-125.
16. Чувычкина И.А. Северный поток-2 и трансформация энергетического рынка ЕС // Россия и современный мир. – 2022. – № 1. – c. 103-123. – doi: 10.31249/rsm/2022.01.06.
17. Щеголькова А. А. Газотранспортная система России в новых геополитических условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 10. – c. 21-30. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.03.004.
18. Tatlioglu E. Turkish-Russian Relations within the BSEC // International Relations. – 2022. – № 4. – p. 15-23. – doi: 10.7256/2454-0641.2022.4.39036.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:35

 

 

Strategic security and development in the framework of Turkish-Russian mega-projects

Akhmedzade F.F.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the causal relationship between the implementation of Turkish-Russian mega-projects and the dynamics of strategic security, as well as the economic development of Türkiye, Russia, and the region. Key Russian-Turkish mega-projects of strategic importance for both countries are identified. They are: the TurkStream gas pipeline, the Akkuyu nuclear power plant, and military-technical partnership. The article provides recommendations regarding the potential of Turkish-Russian mega-projects in the context of long-term security and sustainable development in Russia, Türkiye, and the region.

Keywords: security, development, Turkish-Russian relations, mega-project, regional stability

JEL-classification: F52, H56, H12

References:

Akhmedzade F. F. (2025). Peculiarities of Russian-Turkish economic cooperation amidst sanctions. Economic security. 8 (3). 609-628. doi: 10.18334/ecsec.8.3.123019.

Akhmedzade F.F. (2025). Security of Russia-Türkiye trade routes under sanctions pressure. Economic security. 8 (8). 2265-2282. doi: 10.18334/ecsec.8.8.123745.

Avatkov V.A., Kasyanenko A. V. (2021). Political-military relations in the South Caucasus in the context of the iran-Russia-Turkey Triangle. Mirovaya politika. (3). 1-18. doi: 10.25136/2409-8671.2021.3.36263.

Avdzhu Kh. (2023). Soft power as the basis of modern Turkish-Russian relations Political science in a changing world: new practices and theoretical search. 23-24.

Chuvychkina I.A. (2022). Nord stream 2 and the transformation of the eu energy market. Rossiya i sovremennyy mir. (1). 103-123. doi: 10.31249/rsm/2022.01.06.

Dyurre I. M. E. (2023). Russian foreign policy in the light of the Turkish factor

Gasanov R.N. (2021). Russian-turkish military-political cooperation in the contemporary era. ASR: Economics and Management. 10 (1). 28-31. doi: 10.26140/anie-2021-1001-0005.

Goncharov S.V. (2025). Strategic interests of Russia and Turkey in the post-soviet space. Voprosy natsionalnyh i federativnyh otnosheniy. 15 (4). 704-711. doi: 10.35775/PSI.2025.121.4.015.

Gyuzaltan O.S. (2024). Relations between the Turkish Republic and the Russian Federation in the light of the realist approach and the concept of multipolarity. Russkaya politologiya. (1). 65-71.

Irkhin A.A., Moskalenko O.A., Demeshko N.E. (2025). Turkey and Russia in the Black sea region and Eastern Mediterranean: dialectics of cooperation and competition of powers in a changing world. Blizhniy i Postsovetskiy Vostok. (1). 30-49. doi: 10.31249/j.2949-2408.2025.01.04.

Leschenko Yu.G., Medvedeva M.B., Lev M.Yu. (2023). Financial risk management during climate change in the context of economic security. Economic security. 6 (3). 1013-1040. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118578.

Lyubarskiy A.V., Tokmachev G.V., Kuzmina I.B. (2023). Practical elimination principle in the Akkuyu nuclear power plant design. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Yadernaya energetika. (3). 19-30. doi: 10.26583/npe.2023.3.02.

Sarkisyan S.L. (2018). The gas pipeline Turkish stream as a tool for shaping a new reality in the black sea-caspian region. Postsovetskiy materik. (1). 112-124.

Schegolkova A. A. (2022). Russia's gas transmission system in new geopolitical conditions. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (10). 21-30. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.03.004.

Sokurova D. A. (2025). Russian-Turkish energy cooperation Collection of student scientific articles (economics, management, law). 116-125.

Tatlioglu E. (2022). Turkish-Russian Relations within the BSEC International Relations. (4). 15-23. doi: 10.7256/2454-0641.2022.4.39036.

Vinogradova K.A., Shangaraev R. N. (2024). Akkuyu npp as a strategic project of energy cooperation between Russia and Turkey. Vestnik uchenyh-mezhdunarodnikov. (3). 134-148.