Стратегическая безопасность и развитие в рамках турецко-российских мега-проектов
Ахмедзаде Ф.Ф.![]()
1 Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011834
Аннотация:
В данной работе установлена и проанализирована причинно-следственная зависимость между реализацией турецко-российских мега-проектов и динамикой стратегической безопасности, а также экономическим развитием Турции, России и региона. Идентифицированы ключевые российско-турецкие мега-проекты, представляющие собой стратегическую важность для обеих стран: газопровод «Турецкий поток», атомная электростанция «Аккую» и военно-техническое партнерство. Результатами исследования являются сформулированные автором комплексные рекомендации, касающиеся потенциала турецко-российских мега-проектов в контексте долгосрочной безопасности и устойчивого развития России, Турции и региона.
Ключевые слова: безопасность, развитие, турецко-российские отношения, мега-проекты, региональная стабильность
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение. В современном мире, когда геополитическая ситуация становится все более нестабильной и непредсказуемой, совместные проекты между государствами приобретают особую актуальность. Турецко-российские мегапроекты – это не просто амбициозные инициативы, а мощные драйверы, оказывающие многогранное влияние на региональную и глобальную стабильность [18, с. 18]. Эти проекты, будь то в сфере энергетики, транспорта или обороны, имеют колоссальный масштаб, затрагивая интересы многих стран и их хозяйствующих субъектов, образуя новые экономические коридоры и трансформируя торговые/энергетические маршруты. Реализация подобных проектов способствует экономическому развитию стран и влияет на их стратегическую безопасность, создавая новые точки соприкосновения. Однако при этом формируются и новые очаги напряженности.
Исторические перипетии не помешали российско-турецким отношениям выйти на современный уровень активного развития в сфере крупных совместных проектов [3]. Данные мега-проекты являются показателем расширения экономического и технологического сотрудничества, что приводит к укреплению региональной и глобальной безопасности и стимулирует развитие инфраструктуры.
В контексте энергетической безопасности проекты «Аккую» [1] и «Турецкий поток» [2] имеют первостепенное значение для стабилизации поставок и диверсификации источников энергии. Относительно Турции это означает снижение зависимости от импорта энергоносителей и укрепление её геополитического статуса как ключевого транзитного узла. В отношении России эти проекты расширяют географию рынков сбыта и укрепляют её позиции на мировом энергетическом рынке. Из этого следует, что данные инициативы формируют новую парадигму энергетического сотрудничества в региональном масштабе.
Проекты, направленные на совершенствование портовой и транспортной инфраструктуры, имеют основополагающее значение в развитии торговли и логистических процессов. Увеличение пропускной способности портовых комплексов, модернизация железнодорожных и автомобильных сетей, а также создание мультимодальных логистических платформ способны оптимизировать грузопотоки между Европой, Азией и Ближним Востоком, где Турция и Россия служат транзитными хабами [9, с. 68]. Эти инициативы также стимулируют развитие смежных отраслей: морские перевозки, складскую логистику и транспортные услуги.
Партнерские отношения в высокотехнологичных и промышленных секторах, несмотря на отсутствие широкой огласки, обладают существенным стратегическим потенциалом для долгосрочного развития. Совместные НИОКР, трансфер технологий и создание предприятий повышают глобальную конкурентоспособность стран, стимулируют занятость и способствуют развитию инновационной экономики, закладывая основу будущих прорывных достижений.
Турецко-российские мега-проекты представляют собой не просто отдельные инициативы, а целостную стратегию, направленную на укрепление двусторонних отношений, достижение общих экономических и стратегических целей, а также содействие стабильному и безопасному развитию в регионе [11]. Они наглядно демонстрируют, как две страны, несмотря на трудности, находят общие интересы и совместно реализуют проекты мирового значения.
Цель исследования: определить причинно-следственную связь между осуществлением турецко-российских мега-проектов и изменениями в уровне стратегической безопасности и темпах экономического развития Турции, России и региона.
Новизна исследования заключается во всестороннем анализе турецко-российских мега-проектов, раскрывающем их как ключевой фактор, формирующий ландшафт стратегической безопасности и экономического развития в XXI веке.
Результаты исследования ориентированы на практическое применение:
– правительствами России и Турции в целях оптимизации сотрудничества в процессе реализации мега-проектов;
– бизнес-субъектами и инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности проектов и снижении операционных рисков.
Турецко-российские мега-проекты: масштаб и значение
К числу важнейших российско-турецких мега-проектов, обладающих стратегическим значением для России и Турции, относятся: «Турецкий поток», АЭС «Аккую» и военно-техническое партнерство [5].
1. «Турецкий поток»: магистральный газопровод, проложенный по дну Черного моря, обеспечивая прямые поставки российского газа в Турцию и далее в Европу, минуя транзитные страны. Это также сложный и многогранный проект, имеющий огромное значение для стратегической безопасности России/Турции, и оказывающий непосредственное влияние на энергетический ландшафт всего региона (табл. 1).
Таблица 1. Значение «Турецкого потока» относительно России/Турции и региона
|
Для
России
|
Диверсификация
экспортных маршрутов
|
|
Укрепление
энергетического партнерства с Турцией
| |
|
Расширение
присутствия на европейском рынке
| |
|
Снижение
транзитных рисков
| |
|
Для
Турции
|
Гарантированные
поставки газа
|
|
Снижение
зависимости от транзитных стран
| |
|
Потенциал
энергетического хаба
| |
|
Экономические
выгоды
| |
|
Для
региона
|
Повышение энергетической
безопасности потребителей
|
|
Конкуренция и
ценообразование
| |
|
Геополитические
сдвиги
|
Для России «Турецкий поток» это путь к европейским рынкам и укрепление позиций, основополагающий элемент энергетической стратегии [1]:
– диверсификация экспортных маршрутов: «Турецкий поток» – стратегический шаг к диверсификации российских экспортных маршрутов. Он позволяет снизить риски, связанные с транзитом через Украину, и получить доступ к новым рынкам. Экономические преимущества от оптимизации логистики и повышения конкурентоспособности российского газа в сочетании с усилением геополитического влияния делают «Турецкий поток» важным фактором долгосрочной энергетической стратегии России;
– укрепление энергетического партнерства с Турцией: проект укрепил сотрудничество между Россией и Турцией в энергетическом секторе, способствуя стабильности поставок [17]. Турция стала крупным потребителем и транзитным узлом российского газа, укрепляя взаимозависимость между странами, обеспечивая предсказуемость в энергетическом секторе;
– расширение присутствия на европейском рынке: «Турецкий поток» позволяет России сохранять и расширять свое присутствие на европейском газовом рынке, предлагая конкурентоспособные цены и надежные поставки. Это особенно важно в условиях растущей конкуренции и развития альтернативных источников энергии;
– снижение транзитных рисков: газопровод в обход Украины повышает надежность и безопасность поставок, исключая транзит через регионы с политической нестабильностью.
Для Турции «Турецкий поток» это инструмент укрепления позиций в региональной и глобальной энергетической политике:
– гарантированные поставки газа: обеспечение стабильных поставок российского газа важно для турецкой энергетической безопасности и экономического развития;
– снижение зависимости от транзитных стран: проект позволяет Турции снизить зависимость от транзита газа через другие страны и усилить контроль над собственными энергетическими потоками;
– потенциал энергетического хаба: «Турецкий поток» открывает перед страной потенциал стать крупным региональным энергетическим хабом [14]. Через её территорию газ может поставляться в другие страны Южной и Юго-Восточной Европы;
– экономические выгоды: строительство и эксплуатация газопровода создают рабочие места и стимулируют экономическую активность в Турции.
Для региона «Турецкий поток» – это новые возможности и вызовы:
– повышение энергетической безопасности потребителей: страны Южной и Юго-Восточной Европы, получающие газ по «Турецкому потоку», могут рассчитывать на более стабильные и диверсифицированные поставки, повышая собственную энергетическую безопасность [16];
– конкуренция и ценообразование: появление нового маршрута поставок российского газа может изменить ценообразование на европейском рынке, создав конкуренцию для существующих поставщиков;
– геополитические сдвиги: «Турецкий поток» представляет собой значимый фактор в геополитической динамике региона. Его реализация способствует укреплению позиций России/Турции, в то же время формируя новые вызовы для других участников энергетического рынка.
2. АЭС «Аккую»: строительство первой в Турции атомной электростанции российской компанией «Росатом» является многофункциональным проектом [15], способствует укреплению энергетической безопасности и экономического развития Турции, расширяет геополитическое и экономическое влияние России и вносит вклад в стабильность и предсказуемость энергетической ситуации в регионе (табл. 2).
Таблица 2. Значение АЭС «Аккую» относительно России/Турции
и региональной безопасности
|
Для
Турции
|
Энергетическая
независимость и безопасность
|
|
Экологическая
составляющая
| |
|
Технологический
суверенитет
| |
|
Для
России
|
Укрепление
геополитического влияния и партнерства
|
|
Экспорт
технологий и услуг
| |
|
Долгосрочные
экономические выгоды
| |
|
Для
региональной безопасности
|
Стабильность
энергоснабжения
|
|
Деэскалация
напряженности
| |
|
Сотрудничество и
диалог
|
Строительство АЭС «Аккую» – призвано кардинально изменить энергетический ландшафт Турции, обеспечив ей ряд неоспоримых преимуществ и укрепив ее позиции на международном уровне [6]. Турция, будучи страной с растущим потреблением энергии и ограниченными запасами ископаемого топлива, стремится к диверсификации своего энергетического баланса. Атомная энергетика является низкоуглеродным источником энергии, что соответствует глобальным трендам по снижению выбросов парниковых газов [12]. В контексте стремления Турции к выполнению международных климатических обязательств, АЭС «Аккую» выступает в качестве приоритетного направления развития «зеленой» энергетики. Масштабный и технологически сложный проект АЭС «Аккую» является ключевым фактором в развитии комплексных компетенций Турции в атомной энергетике, охватывая весь жизненный цикл атомной станции: от проектирования и строительства до последующей эксплуатации и обслуживания.
Для России АЭС «Аккую» – это энергетический объект, выступающий важнейшим инструментом, укрепляющим российские позиции на мировой арене, стимулирующим развитие передовых технологий, расширяющим экономическое сотрудничество и гарантирующим долгосрочную энергетическую безопасность. Проект ярко воплощает амбиции России и её стремление стать лидером в мировой энергетике.
Воздействие АЭС «Аккую» на региональную безопасность многогранно и затрагивает следующие аспекты [13]:
– стабильность энергоснабжения: АЭС «Аккую» вносит вклад в общую стабильность энергоснабжения региона, снижая зависимость от нестабильных источников и повышая предсказуемость энергетических потоков;
– деэскалация напряженности: в свете растущего спроса на энергетические ресурсы и текущих конфликтов за них, АЭС «Аккую», представляя собой диверсифицированный источник энергии, вносит вклад в снижение напряженности в регионе;
– сотрудничество и диалог: реализация масштабного проекта требует взаимодействия и координации между странами-участницами, укрепления диалога и доверия на региональном уровне.
3. Военно-техническое партнерство несмотря на периодические сложности в двусторонних отношениях, демонстрирует прагматичный подход обеих стран к обеспечению своих национальных интересов и поддержанию баланса региональных сил [10, с 188] (табл. 3).
Таблица 3. Значение военно-технического партнерства России/Турции
относительно обоих стран и региона
|
Для
России
|
Диверсификация
рынков сбыта
|
|
Укрепление
геополитического влияния
| |
|
Технологический
обмен и совместные разработки
| |
|
Поддержание
диалога и снижение напряженности
| |
|
Для
Турции
|
Модернизация
вооруженных сил
|
|
Снижение
зависимости от западных поставщиков
| |
|
Развитие
собственной оборонной промышленности
| |
|
Укрепление
регионального влияния
| |
|
Для
региона
|
Баланс сил и
региональная стабильность
|
|
Снижение риска
эскалации конфликтов
| |
|
Потенциал
совместного противодействия общим угрозам
|
Значение для России:
– Турция представляет собой перспективный рынок для российского оборонно-промышленного комплекса [7]. Продажа вооружения и военной техники приносит существенный доход, что, в свою очередь, способствует поддержанию производственных мощностей, развитию передовых технологий и укреплению позиций России мировом рынке вооружений;
– военно-техническое сотрудничество России с Турцией, членом НАТО [3], служит свидетельством российской способности выстраивать партнерские отношения даже с государствами, формально входящими в противоборствующие альянсы;
– партнерство включает обмен передовыми технологиями, что стимулирует развитие отечественных оборонных технологий. Реализация совместных проектов в сфере противовоздушной обороны демонстрирует синергетический потенциал и перспективу создания более совершенных систем;
– военно-техническое сотрудничество в условиях политических разногласий формирует платформу для постоянного диалога между военными ведомствами двух стран, избегая недоразумений и снижая общую напряженность в отношениях.
Значение для Турции:
– Турция активно модернизирует свои вооружённые силы, стремясь оснастить их современным оружием. Российские зенитно-ракетные комплексы С-400 играют в этом процессе ключевую роль, укрепляя обороноспособность страны и обеспечивая доступ к технологиям, не всегда доступным у западных партнёров;
– членство Турции в НАТО влечет за собой ограничения и задержки поставок вооружений от западных союзников. Поэтому сотрудничество с Россией становится для Анкары способом диверсифицировать источники поставок и снизить зависимость от одного блока [2];
– интеграция российских технологий и передового опыта является ключевым фактором развития турецкой оборонной промышленности. Реализация совместных проектов и создание лицензионного производства стимулируют инновации и конкурентоспособность турецких систем вооружения.
Значение для региона:
– баланс сил и региональная стабильность: военно-техническое сотрудничество России/Турции, несмотря на потенциальные риски, поддерживает баланс сил и, как следствие, региональную стабильность [8];
– снижение риска эскалации конфликтов: развитие диалога и сотрудничество между военными ведомствами России и Турции способны снизить риск эскалации региональных конфликтов;
– потенциал совместного противодействия общим угрозам: региональная безопасность осложняется общими угрозами, например, терроризм и экстремизм. Военно-техническое сотрудничество России/Турции становится катализатором развития более широкого спектра взаимодействия для противодействия этим вызовам, включая обмен разведданными и координацию операций.
Экономический эффект и синергия развития
Реализация турецко-российских мега-проектов оказывает многогранное положительное влияние на экономику обеих стран [4], в частности, экономический эффект проявляется в:
– росте ВВП: инвестиции в строительство, производство и эксплуатацию мега-проектов оказывают прямое положительное влияние на ВВП. Совокупный эффект от создания новых производств, увеличения товарооборота (экспорта/импорта) и роста потребления обеспечивает устойчивое экономическое развитие;
– создании рабочих мест: мега-проекты оказывают существенное влияние на рынок труда, создавая новые рабочие места. Потребность в специалистах на всех этапах реализации, от проектирования до эксплуатации, стимулирует занятость как в самом проекте, так и в смежных отраслях;
– диверсификации экономик: мега-проекты способны снизить зависимость экономик от отдельных секторов. Например, АЭС «Аккую» снижает зависимость Турции от импорта энергоресурсов, а «Турецкий поток» укрепляет позиции России как надежного поставщика газа [10].
Реализация масштабных проектов между Турцией и Россией приводит к взаимовыгодному синергетическому эффекту [5], выражающегося в:
– взаимозависимости: один проект часто зависит от реализации другого. Например, стабильные поставки энергии, обеспечиваемые «Турецким потоком», критически важны для функционирования промышленных предприятий, построенных в рамках других совместных инициатив;
– обмене технологиями и знаниями: крупные технологические проекты, подобные АЭС «Аккую», обеспечивают трансфер передовых технологий и опыта между российскими и турецкими специалистами. Это укрепляет национальные экономики и стимулирует инновации;
– укреплении доверия и политической стабильности: реализация масштабных проектов, направленных на расширение сотрудничества, способно укрепить доверие между государствами и сформировать более устойчивую политическую обстановку. Данные факторы, в совокупности, создают благоприятные предпосылки дальнейшего развития двусторонних отношений.
Рекомендации: путь к устойчивому партнерству
Наряду с очевидными преимуществами, реализация мега-проектов сопряжена с рядом вызовов в области стратегической безопасности [10], в их числе:
– физическая безопасность объектов: крупные энергетические объекты часто становятся потенциальными целями террористических актов и диверсий. Обеспечение их физической безопасности требует комплексного подхода (современные системы охраны, мониторинга и реагирования);
– кибербезопасность: цифровизация современных энергетических систем делает их уязвимыми по отношению к кибератакам. Защита критически важной инфраструктуры от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения выступает первостепенной задачей;
– геополитические риски: изменение геополитической обстановки, санкционное давление и региональные конфликты оказывают влияние на ход реализации и безопасность мега-проектов. В целях минимизации рисков следует разрабатывать соответствующие механизмы;
– экологическая безопасность: атомная энергетика и транспортировка углеводородов сопряжены с экологическими рисками. Соблюдение экологических норм и стандартов, а также готовность к реагированию на экологические инциденты становятся ключевыми элементами стратегической безопасности.
Для максимального раскрытия потенциала турецко-российских мега-проектов и обеспечения их долгосрочной безопасности, автором сформулированы комплексные рекомендации:
1. Укрепление механизмов сотрудничества и координации:
– формировать совместные рабочие группы, устанавливать практики регулярных консультаций между экспертами и представителями компетентных органов двух стран для обмена информацией, оценки рисков и выработки согласованных мер;
– унифицировать подходы к обеспечению физической, кибер- и экологической безопасности объектов;
– укреплять системы информационного обмена, своевременно обеспечивать предоставление информации о потенциальных угрозах и инцидентах.
2. Приоритет комплексной безопасности:
– модернизировать системы безопасности путем внедрения технологических решений в области физической безопасности, видеонаблюдения, контроля доступа и кибербезопасности;
– постоянно совершенствовать навыки и процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации.
3. Управление геополитическими рисками:
– по возможности привлекать к проектам международных партнеров и использовать многосторонние механизмы для снижения зависимости от двусторонних отношений и минимизации влияния внешнего давления;
– разрабатывать гибкие стратегии, позволяющие адаптироваться к меняющейся геополитической ситуации, включая потенциальные санкционные режимы и региональные конфликты;
– продвигать интересы проектов на международных площадках, формировать позитивный имидж и разъяснять их роль в обеспечении глобальной энергетической стабильности.
4. Повышение экологической ответственности:
– применять лучшие практики в области охраны окружающей среды на всех этапах жизненного цикла проектов;
– внедрять современные технологии отслеживания состояния окружающей среды и своевременно выявлять экологические риски;
– обеспечивать готовность к ликвидации последствий возможных аварий и минимизации их воздействия на экосистемы.
5. Интеграция в глобальные структуры, связанные с энергетикой и безопасностью:
– обмениваться опытом и передовыми практиками с другими странами, реализующими аналогичные проекты;
– привлекать экспертную поддержку и ресурсы международных организаций в области энергетической безопасности и устойчивого развития.
Заключение
Турецко-российские мега-проекты представляют собой уникальную возможность для обеих стран укрепить свои позиции на мировой арене, обеспечить устойчивое экономическое развитие и укрепить стратегическую безопасность. Однако для полной реализации их потенциала и минимизации связанных с ними рисков необходимо строгое соблюдение мер безопасности, динамичная адаптация к меняющимся обстоятельствам и всестороннее взаимодействие.
Эти проекты, воплощая стратегическое видение, требуют не только технического совершенства и экономической целесообразности, но и понимания их многогранного влияния на региональную и глобальную безопасность. Их реализация непосредственно зависит от способности Турции и России выстраивать доверительные отношения, основанные на учете национальных интересов друг друга. В этом контексте дальнейшее сотрудничество должно быть направлено на создание устойчивой архитектуры безопасности, охватывающей все аспекты – от физической защиты объектов до предотвращения киберугроз и минимизации геополитических рисков.
Важным аспектом является не только обеспечение безопасности существующих проектов, но и их интеграция в более широкую систему энергетической и экономической безопасности. Это означает, что АЭС «Аккую» и «Турецкий поток» следует рассматривать не как изолированные объекты, а как элементы более крупной взаимосвязанной сети, способствующей стабильности и предсказуемости на энергетических рынках. В этом направлении, перспективное развитие содержит в себе:
– расширение спектра сотрудничества;
– создание совместных исследовательских центров;
– формирование единого информационного пространства;
– привлечение заинтересованных сторон на взаимовыгодных условиях.
[1] АЭС «Аккую» – строящаяся в Турции атомная электростанция на Средиземноморском побережье. Проект включает четыре энергоблока ВВЭР-1300 общей мощностью 4800 МВт. Физический пуск первого блока ожидается в 2025 г. Строительство ведет «Аккую Нуклеар» (дочерняя компания «Росатома») по межправительственному соглашению России и Турции.
[2] «Турецкий поток» – российский газопровод по дну Чёрного моря в Турцию, делающий её посредником в торговле газом и повышающий доступность газоснабжения для Южной и Юго-Восточной Европы.
[3] НАТО (англ. North Atlantic Treaty Organization) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы (включая Турцию), США и Канаду.
Источники:
2. Аватков В.А., Касьяненко А. В. Военно-политические отношения на Южном Кавказе в контексте треугольника Россия-Турция-Иран // Мировая политика. – 2021. – № 3. – c. 1-18. – doi: 10.25136/2409-8671.2021.3.36263.
3. Авджу Х. Мягкая сила как основа современных турецко-российских отношений // Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием, Москва, 01–02 декабря 2023 года. – Москва: РУДН. Москва, 2023. – c. 23-24.
4. Ахмедзаде Ф.Ф. Безопасность торговых маршрутов России/Турции в условиях санкционного давления // Экономическая безопасность. – 2025. – № 8. – c. 2265-2282. – doi: 10.18334/ecsec.8.8.123745.
5. Ахмедзаде Ф. Ф. Особенности экономического сотрудничества России и Турции в условиях санкций // Экономическая безопасность. – 2025. – № 3. – c. 609-628. – doi: 10.18334/ecsec.8.3.123019.
6. Виноградова К.А., Шангараев Р. Н. Аккую как стратегический проект энергетического сотрудничества России и Турции // Вестник ученых-международников. – 2024. – № 3. – c. 134-148.
7. Гасанов Р.Н. Российско-турецкое военно-политическое сотрудничество в современную эпоху // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1. – c. 28-31. – doi: 10.26140/anie-2021-1001-0005.
8. Гончаров С.В. Стратегические интересы России и Турции на постсоветском пространстве // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2025. – № 4. – c. 704-711. – doi: 10.35775/PSI.2025.121.4.015.
9. Гюзалтан О.С. Отношения Турецкой Республики и Российской Федерации в свете реалистичного подхода к концепции многополярности // Русская политология. – 2024. – № 1. – c. 65-71.
10. Дюрре И. М. Э. Российская внешняя политика в свете турецкого фактора. - Москва: ООО Директ-Медиа, 2023. – 232 c.
11. Ирхин А.А., Москаленко О.А., Демешко Н.Э. Турция и Россия в Черноморском регионе и Восточном Средиземноморье: диалектика сотрудничества и конкуренции держав в меняющемся мире // Ближний и Постсоветский Восток. – 2025. – № 1. – c. 30-49. – doi: 10.31249/j.2949-2408.2025.01.04.
12. Лещенко Ю.Г., Медведева М.Б., Лев М.Ю. Управление финансовыми рисками в процессе изменения климата в контексте экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 1013-1040. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118578.
13. Любарский А.В., Токмачев Г.В., Кузьмина И.Б. Принцип практического исключения в проекте атомной электростанции «Аккую» // Известия высших учебных заведений. Ядерная энергетика. – 2023. – № 3. – c. 19-30. – doi: 10.26583/npe.2023.3.02.
14. Саркисян С.Л. Газопровод Турецкий поток как инструмент формирования новой реальности в черноморско-каспийском регионе // Постсоветский материк. – 2018. – № 1. – c. 112-124.
15. Сокурова Д. А. Российско-турецкое энергетическое сотрудничество // Сборник студенческих научных статей (экономика, менеджмент, юриспруденция): сборник статей студентов и аспирантов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России. – Москва: ВАВТ. Москва, 2025. – c. 116-125.
16. Чувычкина И.А. Северный поток-2 и трансформация энергетического рынка ЕС // Россия и современный мир. – 2022. – № 1. – c. 103-123. – doi: 10.31249/rsm/2022.01.06.
17. Щеголькова А. А. Газотранспортная система России в новых геополитических условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 10. – c. 21-30. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.03.004.
18. Tatlioglu E. Turkish-Russian Relations within the BSEC // International Relations. – 2022. – № 4. – p. 15-23. – doi: 10.7256/2454-0641.2022.4.39036.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:35
Download PDF | Downloads: 1
Strategic security and development in the framework of Turkish-Russian mega-projects
Akhmedzade F.F.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article analyzes the causal relationship between the implementation of Turkish-Russian mega-projects and the dynamics of strategic security, as well as the economic development of Türkiye, Russia, and the region. Key Russian-Turkish mega-projects of strategic importance for both countries are identified. They are: the TurkStream gas pipeline, the Akkuyu nuclear power plant, and military-technical partnership. The article provides recommendations regarding the potential of Turkish-Russian mega-projects in the context of long-term security and sustainable development in Russia, Türkiye, and the region.
Keywords: security, development, Turkish-Russian relations, mega-project, regional stability
JEL-classification: F52, H56, H12
References:
Akhmedzade F. F. (2025). Peculiarities of Russian-Turkish economic cooperation amidst sanctions. Economic security. 8 (3). 609-628. doi: 10.18334/ecsec.8.3.123019.
Akhmedzade F.F. (2025). Security of Russia-Türkiye trade routes under sanctions pressure. Economic security. 8 (8). 2265-2282. doi: 10.18334/ecsec.8.8.123745.
Avatkov V.A., Kasyanenko A. V. (2021). Political-military relations in the South Caucasus in the context of the iran-Russia-Turkey Triangle. Mirovaya politika. (3). 1-18. doi: 10.25136/2409-8671.2021.3.36263.
Avdzhu Kh. (2023). Soft power as the basis of modern Turkish-Russian relations Political science in a changing world: new practices and theoretical search. 23-24.
Chuvychkina I.A. (2022). Nord stream 2 and the transformation of the eu energy market. Rossiya i sovremennyy mir. (1). 103-123. doi: 10.31249/rsm/2022.01.06.
Dyurre I. M. E. (2023). Russian foreign policy in the light of the Turkish factor
Gasanov R.N. (2021). Russian-turkish military-political cooperation in the contemporary era. ASR: Economics and Management. 10 (1). 28-31. doi: 10.26140/anie-2021-1001-0005.
Goncharov S.V. (2025). Strategic interests of Russia and Turkey in the post-soviet space. Voprosy natsionalnyh i federativnyh otnosheniy. 15 (4). 704-711. doi: 10.35775/PSI.2025.121.4.015.
Gyuzaltan O.S. (2024). Relations between the Turkish Republic and the Russian Federation in the light of the realist approach and the concept of multipolarity. Russkaya politologiya. (1). 65-71.
Irkhin A.A., Moskalenko O.A., Demeshko N.E. (2025). Turkey and Russia in the Black sea region and Eastern Mediterranean: dialectics of cooperation and competition of powers in a changing world. Blizhniy i Postsovetskiy Vostok. (1). 30-49. doi: 10.31249/j.2949-2408.2025.01.04.
Leschenko Yu.G., Medvedeva M.B., Lev M.Yu. (2023). Financial risk management during climate change in the context of economic security. Economic security. 6 (3). 1013-1040. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118578.
Lyubarskiy A.V., Tokmachev G.V., Kuzmina I.B. (2023). Practical elimination principle in the Akkuyu nuclear power plant design. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Yadernaya energetika. (3). 19-30. doi: 10.26583/npe.2023.3.02.
Sarkisyan S.L. (2018). The gas pipeline Turkish stream as a tool for shaping a new reality in the black sea-caspian region. Postsovetskiy materik. (1). 112-124.
Schegolkova A. A. (2022). Russia's gas transmission system in new geopolitical conditions. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 3 (10). 21-30. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.03.004.
Sokurova D. A. (2025). Russian-Turkish energy cooperation Collection of student scientific articles (economics, management, law). 116-125.
Tatlioglu E. (2022). Turkish-Russian Relations within the BSEC International Relations. (4). 15-23. doi: 10.7256/2454-0641.2022.4.39036.
Vinogradova K.A., Shangaraev R. N. (2024). Akkuyu npp as a strategic project of energy cooperation between Russia and Turkey. Vestnik uchenyh-mezhdunarodnikov. (3). 134-148.
