Стратегическое управление экономической безопасностью приграничного региона: диагностика угроз и механизмы противодействия во внешнеэкономической деятельности
Мухаррамова Э.Р.1
, Вайс М.Е.2![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2025)
Аннотация:
В статье исследуются проблемы управления экономической безопасностью приграничного региона на примере Амурской области. Цель работы — разработка системы проактивного стратегического управления внешнеэкономическими рисками. На основе индикативного метода, метода пороговых коридоров и интегрального подхода выявлены ключевые угрозы: сырьевая ориентация экспорта, кризис в реальном секторе и критически низкая инновационная активность. Научная новизна заключается в разработке целостной иерархической модели управления, включающей стратегическую карту целей, тактические механизмы и операционные регламенты. Практическая значимость подтверждается готовым разработанным комплексом практико-ориентированных механизмов, таких как, создание Ситуационного центра экономической безопасности и системы сбалансированных показателей для органов власти
Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, приграничный регион, диагностика угроз, пороговые значения, импортозависимость, стратегическая карта целей, ситуационный центр
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение
В условиях глобальных экономических трансформаций и усиления геополитической нестабильности обеспечение экономической безопасности приграничных регионов России приобретает характер стратегического императива. Особую актуальность этот вопрос получает в контексте реализации политики «поворота на Восток», когда внешнеэкономическая деятельность регионов Дальнего Востока становится не только фактором экономического развития, но и элементом национальной безопасности [28]. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью перехода от традиционной диагностики угроз к созданию системы проактивного стратегического управления экономической безопасностью приграничного региона [15]. Существующие методики оценки часто не учитывают специфику территорий с моноцентрической внешнеэкономической моделью, а системы управления не адаптированы для парирования быстро меняющихся внешнеэкономических угроз [24]. Наблюдается системный разрыв между выявлением рисков и принятием адекватных мер по их минимизации [15].
Целью исследования является разработка и обоснование системы стратегического управления экономической безопасностью внешнеэкономической деятельности Амурской области. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: анализ существующей системы управления экономической безопасностью в регионе; выявление ключевых угроз внешнеэкономической деятельности; разработка комплекса мер по совершенствованию инструментария стратегического управления; оценка эффективности предложенных решений [6].
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации комплексной системы показателей для диагностики экономической безопасности внешнеэкономической деятельности приграничного региона, интегрирующей индикаторы внешнеторговой деятельности [7] и состояния реального сектора экономики. Проведена идентификация специфических угроз, связанных со структурной асимметрией торговых отношений с Китаем, и количественно подтверждена взаимосвязь между внутренними проблемами региона и его уязвимостью во внешнеэкономической сфере. Предлагаемая методика нацелена на создание системы управления, способной не только констатировать возникающие вызовы, но и эффективно парировать их через своевременное принятие стратегических решений и реализацию целевых мероприятий.
Основная часть
Амурская область представляет собой уникальный субъект Российской Федерации, обладающий значительным экономико-географическим потенциалом с населением около 750 тыс. человек, из которых более половины относятся к экономически активному, регион демонстрирует достаточный трудовой потенциал. Его обширная территория площадью 361,9 тыс. км² создаёт благоприятные условия для многопрофильного развития экономики [26].
Стратегическое расположение в составе Дальневосточного федерального округа, а также наличие протяжённой границы с Китаем (около 1250 км) определяют ключевые конкурентные преимущества области. Это обеспечивает не только доступ к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и укрепляет транзитно-логистические функции региона. Инфраструктурный каркас включает важнейшие транспортные артерии — Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, федеральную автодорогу «Чита — Хабаровск», а также газопроводы «Сила Сибири» и строящийся «Сила Сибири-2», что усиливает межрегиональные и международные экономические связи.
Амурская область обладает диверсифицированной ресурсной базой (золото, железная руда, лес, уголь) и благоприятным для сельского хозяйства климатом, что определяет сою как основную экспортную культуру [27]. Экономика демонстрирует положительную динамику: ВРП вырос на 9,2% в 2023 году, несмотря на спад в промышленности (-4,6%). Следует отметить, что такой рост обеспечивали строительство (+28,5%), розничная торговля и платные услуги [26]. Однако в текущем году ситуация усложнилась: продолжился спад в промышленности (-3,5%) и зафиксировано резкое сокращение строительных работ (-27,8%), связанное с завершением проекта Амурского ГПЗ. Несмотря на это, прогнозируется рост ВРП на 2,6% по итогам 2024 года. Показатели благосостояния высоки и улучшаются: ВРП на душу населения вырос до 1,1 млн. руб., а соотношение доходов к прожиточному минимуму достигнет 3,3 [14].
Научно-технологический потенциал региона определяется космодромом «Восточный» и международными проектами. Диверсифицированная отраслевая структура (энергетика, добывающая промышленность, машиностроение, АПК, лесной комплекс) и развитая транспортная логистика формируют устойчивый экономический каркас и значительный экспортный потенциал [27; 29]. Наличие экспортно-ориентированных секторов, таких как сельское и лесное хозяйство, напрямую связывает отраслевую структуру с внешнеэкономической деятельностью, снижая риски моноотраслевой зависимости [3].
Однако, несмотря на благоприятные условия, регион остается подвержен ряду вызовов и угроз, нейтрализация которых требует системного подхода к обеспечению экономической безопасности. Ключевым инструментом диагностики и мониторинга состояния внешнеэкономической деятельности выступает система показателей, объединяющая как абсолютные, так и относительные индикаторы [17]. Сформированная авторами матрица охватывает две взаимосвязанные сферы: внешнеэкономическую деятельность и реальный сектор экономики, что позволяет комплексно оценить уровень экономической безопасности региона (рис.1).
Рисунок 1 – Матрица показателей оценки уровня экономической безопасности внешнеэкономической деятельности Амурской области
Источник: составлен на основе [17].
Представленная матрица демонстрирует комплексный и системный подход к оценке экономической безопасности. Разделение показателей на две ключевые сферы — «внешнеэкономическую» и «реальную экономику» — является методически верным. Это позволяет не только отслеживать прямые результаты международной торговли (сальдо, оборот, экспорт/импорт), но и оценивать внутренний производственный, инвестиционный [4] и инновационный потенциал, который является фундаментом для устойчивого и безопасного участия в международном разделении труда. Такой подход помогает выявить, являются ли проблемы во внешней торговле следствием внутренних слабостей экономики региона [13]. Для дальнейшей оценки динамики состояния экономической безопасности авторами была составлена таблица 1, отражающая значения показателей матрицы за период с 2019 по 2024 год.
Таблица 1 – Система показателей экономической безопасности внешнеэкономической деятельности Амурской области
|
Показатель
|
Порог
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
|
Сальдо
торгового баланса, млн долл. США
|
+ S [23] =
293,93
– S = 43,63 |
205,6
|
370,6
|
95,4
|
113,7
|
58,6
|
24,37
|
|
Экспорт,
млн долл. США
|
+ S = 780,25
– S = 536,19 |
480,4
|
647,4
|
627
|
731,5
|
804,8
|
791,57
|
|
Импорт, млн
долл. США
|
+ S = 698,97
– S = 279,99 |
274,8
|
276,8
|
531,6
|
617,9
|
746,3
|
617,9
|
|
Внешнеторговый
оборот, млн долл. США
|
+ S = 1466,89
– S = 828,51 |
755,2
|
924,2
|
1158,6
|
1349,4
|
1551,1
|
1676,83
|
|
Расходы на
научные исследования в % к ВРП
|
Не менее 2%
(Сенчагов В.К.) [25] |
0,17
|
0,15
|
0,14
|
0,16
|
0,12
|
0,13
|
|
Индекс промышленного
производства, %
|
Не менее
105%
(Варфаловская В.В, Щукина Н.Ф.) |
109,9
|
95,7
|
108,9
|
102,8
|
94,8
|
103,68
|
|
Отношение
объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, в %
|
Не менее
25% (И.А. Лозовая, В.В. Гагулькин)
|
86,2
|
80,2
|
75,2
|
80,9
|
93,9
|
94,84
|
|
Индексы
производства продукции сельского хозяйства, %
|
Не менее
105% (Лозовая И.И.)
|
88,1
|
89,5
|
98,7
|
131,7
|
91,4
|
115,57
|
В данной таблице значения, выходящие за пределы установленных пороговых уровней, выделены красным цветом. В связи с отсутствием официальных статистических данных по импорту и экспорту за 2022 и 2024 годы, для формирования ретроспективы был применен прогнозный метод. Расчет примерных значений осуществлен с помощью функции «Лист прогноза» в EXCEL, где в качестве аргументов использовались фактические данные за период 2019-2021 годы (известные значения y) и соответствующие им годы (известные значения x), полученные прогнозные значения в таблице 1 отмечены специальным цветом. На основании выполненных расчетов составленная таблица послужит основой для последующего анализа и оценки.
Проведенный анализ внешнеэкономических показателей Амурской области выявил ряд системных рисков.
После низких значений в 2019-2020 гг., вызванных перебоями в поставках из Китая [9], импорт продемонстрировал устойчивый рост, превысив к 2023 году верхнюю границу порогового коридора (рис.2) [23]. Это свидетельствует о росте импортозависимости. Ожидаемое снижение в 2024 году связывают с мерами импортозамещения и диверсификацией внешнеторговых партнеров [2; 11].
Рисунок 2 – Динамика импорта Амурской области, млн. долл. США
Источник: [9].
Экспорт характеризуется высокой географической концентрацией на рынках Дальнего зарубежья, прежде всего Китая (рис. 3), что создает стратегические риски [1]. Несмотря на устойчивый рост и превышение пороговых значений к 2023-2024 гг. (рис. 4), этот рост имеет двойственную природу, усиливая зависимость региона от внешней конъюнктуры.
Рисунок 3 – Структура экспорта Амурской области, млн долл. США
Источник: [9].
Рисунок 4 – Динамика экспорта Амурской области, млн долл. США
Источник: [9].
Сальдо торгового баланса резко сократилось после всплеска в 2020 году и к 2024 году достигло уровней ниже порогового коридора (рис. 5). Это указывает на то, что рост экспорта нивелируется более быстрым ростом импорта, сокращая чистый приток валюты и ослабляя экономический суверенитет региона. Внешнеторговый оборот стабильно растет и превышает максимальный порог (рис. 6) [21], что подтверждает интенсификацию связей, в основном с Китаем. Однако в контексте безопасности этот рост лишь усиливает риски, связанные с зависимостью от одного партнера.
Рисунок 5 – Динамика сальдо торгового баланса Амурской области, млн. долл. США
Источник: [9].
Рисунок 6 – Динамика внешнеторгового оборота Амурской области, млн. долл. США
Источник: [21].
Индекс промышленного производства демонстрирует нестабильность и системные проблемы, находясь в 2020, 2022, 2023 и 2024 гг. ниже критического порога в 105% (рис. 7) [26]. Это ограничивает потенциал для импортозамещения и диверсификации экспорта. Индекс производства сельскохозяйственной продукции также хронически не достигает порогового значения (рис. 8), сигнализируя о серьезных системных проблемах в аграрном секторе, таких как зависимость от погодных условий и технологическое отставание [9].
Рисунок 7 – Динамика индекса промышленного производства Амурской области, в %
Источник: [26].
Рисунок 8 – Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства, в %
Источник: [22].
Хотя в 2022 и 2024 гг. прогнозируется рост из-за благоприятной конъюнктуры и господдержки [28], сохраняется структурная уязвимость этой ключевой экспортной отрасли.
На основании представленной матрицы на рисунке 1 представим анализ научно-инновационной деятельности, которая представлена показателем «Расходы на научные исследования в % к ВРП» и показывающая, какая доля от ВРП приходится на финансирование научно-исследовательских разработок и создание научно-исследовательских учреждений. Благодаря такому финансированию повышается престиж региона на международной уровне и реализации наукоемкой продукции на международных рынках.
За весь анализируемый период значение показателя находилось ниже минимального порога в 2%, что, в свою очередь, может привести к сокращению объема экспорта продукции Амурской области из-за повышения требований к качеству и технологичности товаров. Уровень финансирования науки в Амурской области критически недостаточен и многократно (более чем в 10 раз) отстает от минимально рекомендуемого порога в 2%, что свидетельствует о кризисе инновационного потенциала региона (0,17-0,12) [19].
Недостаток инвестиций в НИОКР консервирует сырьевую модель экономики, не позволяя создать высокотехнологичные производства, повысить добавленную стоимость экспорта и снизить зависимость от импорта технологий и готовой продукции. Это одна из ключевых стратегических угроз долгосрочной безопасности. Снижение научного потенциала (кадрового, материально-технического, финансового и организационного) приводит к замедлению научно-технического прогресса. Это связано с проблемами в сфере науки, которые мешают развитию исследований и внедрению инноваций [20].
Последний показатель - «отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту», который характеризует инвестиционную активность региона и выражается в % [10]. Его значение ниже 25% может свидетельствовать о недостаточном инвестировании для обеспечения развития региона. Анализируемая динамика показывает, что на протяжении всего периода, значение динамики объема инвестиций находится в пределах порогового, что говорит о том, что регион получает и будет получать достаточное количество инвестиций для развития экономики (рис.9).
Рисунок 9 – Динамика отношения объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, в %
Источник: [10].
По информации за 2023 год, отношение объёма инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту (ВРП) в Амурской области за последние три года составило 86,2%. В 2023 году объём инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с 2022 годом в 1,4 раза в сопоставимых ценах и составил 751,1 млрд. рублей, ВРП составил 834,6 млрд. рублей. При этом, по прогнозам, по итогам 2024 года ожидается снижение объёма инвестиций в основной капитал до 657,6 млрд. рублей в связи с постепенным завершением к 2025 году крупных инвестиционных проектов (Амурский газоперерабатывающий завод и газохимический комплекс, космодром «Восточный», БАМ-2, газопроводы «Сила Сибири») [14].
В отличие от большинства проанализированных показателей, инвестиционная активность в Амурской области находится на высоком уровне и стабильно превышает порог в 25%. Это наиболее сильная сторона региона, обусловленная реализацией ранее перечисленных крупных инфраструктурных проектов. Высокий уровень инвестиций создает потенциал для будущего роста. Однако возникает ключевой вопрос в их эффективности и направленности. Если инвестиции продолжают концентрироваться в сырьевом и инфраструктурном секторах, не затрагивая переработку и высокие технологии, их позитивное влияние на преодоление структурных угроз будет ограниченным [8].
Оценка эффективности системы управления экономической безопасностью региона
Проведенный количественный анализ выявил наличие значительных угроз экономической безопасности Амурской области. Однако, с точки зрения стратегического управления, ключевым является вопрос о том, насколько существующая система управления регионом способна адекватно реагировать на эти вызовы. Для ответа на него следует провести качественный анализ управленческих действий и институциональной среды:
1) Анализ стратегических документов. Исследование действующих программных документов, таких как Стратегия социально-экономического развития [27] Амурской области, а также государственных программ развития Дальнего Востока, показывает, что вопросы экономической безопасности, как правило, носят декларативный характер и не конкретизированы до уровня практических мер. В документах зафиксированы общие цели по наращиванию экспорта и привлечению инвестиций, но практически отсутствуют целевые ориентиры и планы мероприятий по снижению импортозависимости или диверсификации внешнеторговых партнеров. Угрозы, связанные с асимметрией отношений с Китаем, часто вовсе не идентифицируются, что не позволяет выстроить проактивную систему управления этими рисками. В таком случае, имеет место стратегический разрыв между диагностируемыми угрозами и их отражением в управленческом инструментарии.
2) Оценка организационного механизма. В структуре Правительства Амурской области отсутствует специализированный орган, ответственный за мониторинг и управление экономическими рисками в разрезе экономической безопасности. Функции распределены между Министерством экономического развития, Министерством внешнеэкономических связей и отраслевыми министерствами, что приводит к размыванию ответственности. Отсутствие единого центра компетенции, который бы консолидировал информацию по пороговым значениям индикаторов безопасности (например, из таблицы 1) и инициировал упреждающие управленческие решения, является ключевым организационным недостатком. Координация между ведомствами не должно носить эпизодический характер и активизируется лишь при наступлении кризисных явлений, а не на основе системного мониторинга.
3) Анализ обратной связи и гибкости управления. Кризис 2021 года, когда интегральный индекс безопасности опустился в «критическую» зону (0,344), стал наглядным тестом на эффективность системы управления. Управленческие решения принимались преимущественно по факту возникновения кризисных явлений, а не в режиме упреждающего планирования. Меры поддержки аграрного сектора после паводка и попытки диверсификации логистических маршрутов были предприняты уже после существенного падения показателей, что может свидетельствовать о запаздывании обратной связи в системе управления. Отсутствие заранее разработанных «дорожных карт» действий при резком ужесточении фитосанитарных норм китайской стороной или закрытии границ привело к значительным экономическим потерям.
Анализ показал, что повышение эффективности управления экономической безопасностью Амурской области невозможно без преодоления структурной разобщенности, создания единого контура ответственности за риск-менеджмент и перехода от оперативного реагирования к стратегическому предвидению. Решение данной задачи лежит в плоскости внедрения комплексной системы управления рисками.
Представим стратегические ориентиры и механизмы управления рисками экономической безопасности. Для преодоления системных недостатков в управлении экономической безопасностью региона предлагается иерархическая модель, структурированная по трём уровням управления (таблица 2).
Таблица 2 – Стратегическая карта целей экономической безопасности Амурской области
|
Перспектива
|
Стратегическая цель
|
Ключевой показатель (KPI)
|
Целевое значение к 2030 г.
|
Ответственный исполнитель
|
|
Финансы
|
Снизить
критическую импортозависимость
|
Доля
импорта из Китая в общем объёме импорта
|
Снижение
на 15%
|
Министерство
экономического развития и внешних связей Амурской области
|
|
Диверсифицировать
экспортные рынки
|
Доля
несырьевого экспорта в общем объёме экспорта
|
Увеличение
до 35%
|
Министерство
экономического развития и внешних связей Амурской области
| |
|
Повысить
финансовую устойчивость региона
|
Отношение
госдолга к доходам бюджета
|
Не
более 25%
|
Министерство
финансов Амурской области
| |
|
Клиенты / бизнес
|
Обеспечить
стабильность внутреннего рынка
|
Индекс
цен на социально значимые товары
|
Не
выше 104%
|
Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации,
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации |
|
Повысить
конкурентоспособность местных товаров
|
Доля
продукции местных производителей в розничном товарообороте
|
Увеличение
до 45%
|
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации
| |
|
Создать
благоприятный инвестиционный климат
|
Объём
иностранных инвестиций в обрабатывающие производства
|
Рост
на 20% ежегодно
|
АО
«Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (АО «КРДВ»)
|
|
Перспектива
|
Стратегическая цель
|
Ключевой показатель (KPI)
|
Целевое значение к 2030 г.
|
Ответственный исполнитель
|
|
Внутренние процессы
|
Внедрить
систему проактивного мониторинга рисков
|
Доля
показателей безопасности, отслеживаемых в режиме онлайн
|
100%
|
Ситуационный
центр экономической безопасности
|
|
Стимулировать
глубокую переработку сырья
|
Доля
продукции с высокой добавленной стоимостью в несырьевом экспорте
|
40%
|
Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | |
|
Развитие
транспортно-логистической инфраструктуры
|
Грузооборот
трансграничных переходов
|
Рост
на 25%
|
Министерство
транспорта и дорожного хозяйства Амурской области
| |
|
Повысить
энергетическую независимость
|
Доля
возобновляемых источников в энергобалансе
|
Увеличение
до 15%
|
Министерство
жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
| |
|
Обучение
и развитие
|
Создать
кадровый резерв в сфере экономической безопасности
|
Число
специалистов, прошедших переподготовку
|
50
чел./год
|
Министерство
образования и науки Амурской области
|
|
Развитие
научно-инновационного потенциала
|
Расходы
на НИОКР в % к ВРП
|
Увеличение
до 1,5%
|
Министерство
образования и науки Амурской области, Министерство экономического развития и
внешних связей Амурской области
| |
|
Внедрение
цифровых технологий в госуправлении
|
Уровень
цифровизации госуслуг в сфере ВЭД
|
95%
|
Министерство
цифрового развития и связи Амурской области
|
На стратегическом уровне создается Комитет по экономической безопасности и разрабатывается карта сбалансированных показателей (BSC), трансформирующая стратегию в измеримые задачи. Механизм реализации включает ежеквартальный мониторинг KPI с закреплением персональной ответственности за руководителями профильных ведомств. Сводная аналитика представляется в Ситуационный центр экономической безопасности, где проводится комплексный анализ и формируются рекомендации для органов власти. При выявлении устойчивых негативных тенденций инициируются корректирующие мероприятия. Интеграция стратегических целей с государственными программами обеспечивает единство стратегического и программно-целевого управления. Ожидаемые результаты могут привести к повышению интегрального индекса экономической безопасности до 0,8 (зона умеренного риска), снижению волатильности внешнеэкономических показателей за счет диверсификации рынков, формированию сбалансированной модели развития через увеличение доли перерабатывающих и наукоемких отраслей, укреплению конкурентных позиций региона.
На тактическом уровне создается Ситуационный центр экономической безопасности как штаб по управлению рисками с функциями ежедневного мониторинга, моделирования кризисных сценариев и подготовки предупредительных рекомендаций. Реализуются целевые программы государственно-частного партнерства (ГЧП), например, по созданию перерабатывающих кооперативов в агропромышленном комплексе (АПК). В рамках совершенствования системы управления производится оценка результативности ключевых должностных лиц региона на основе динамики целевых индикаторов стратегической карты и сводных оценок экономической безопасности.
На операционном уровне разрабатываются регламенты межведомственного взаимодействия и «дорожные карты» действий для различных сценариев угроз. Методология PDCA (методология для улучшения и совершенствования бизнес-процессов и систем) тиражируется на уровень предприятий через систему грантов для внедряющих её компаний, что трансформирует теоретический инструмент в инструмент операционного управления, поддерживаемый государством.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости перехода от эпизодического контроля к системе регулярной оценки эффективности управления экономической безопасностью региона [12]. В этих условиях авторами предложен структурированный алгоритм, обеспечивающий комплексный подход к диагностике системы управления через семь взаимосвязанных этапов (рис. 10).
Рисунок 10 – Алгоритм оценки эффективности системы управления экономической безопасностью региона
Источник: составлен авторами.
Таким образом, данная модель обеспечивает скоординированную реализацию стратегических инициатив на всех уровнях управления. Синергетический эффект предложенной модели заключается в создании замкнутого контура управления: от стратегического целеполагания через тактические механизмы к операционным действиям и обратной связи через систему мониторинга, что позволяет перейти от фрагментарных мер к целостной системе проактивного управления экономической безопасностью Амурской области.
Заключение
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и провести комплексную диагностику угроз экономической безопасности внешнеэкономической деятельности Амурской области. Анализ подтвердил, что, несмотря на значительный ресурсный и инфраструктурный потенциал, регион сталкивается с серьезными вызовами. Ключевыми из них являются: снижение экономического суверенитета вследствие растущей импортозависимости и концентрации экспорта на одном рынке; устойчивая сырьевая модель экономики; системный кризис реального сектора, выраженный в хроническом невыполнении пороговых значений по индексам промышленного и сельскохозяйственного производства; критическое недофинансирование научно-инновационной сферы [11].
Главный научный и практический вклад работы заключается в переходе от традиционной констатации угроз к созданию системы проактивного стратегического управления ими. Разработанная методика, сочетающая индикативный анализ, метод пороговых коридоров и интегральную оценку, представляет собой инструмент стратегического контроллинга для органов государственной власти, позволяющий осуществлять непрерывный мониторинг состояния экономической безопасности, оценивать эффективность управленческих решений и проводить сравнительный анализ региональных политик. Ключевой вывод исследования состоит в необходимости построения целостной системы управления рисками, интегрированной в стратегическое планирование социально-экономического развития региона [18].
Представленная иерархическая модель управления включает стратегический уровень с системой сбалансированных показателей, тактический уровень с целевыми программами и Ситуационным центром экономической безопасности, а также операционный уровень с регламентами межведомственного взаимодействия [5]. Особую практическую значимость имеет создание Ситуационного центра экономической безопасности как ключевого элемента системы государственного управления. Реализация предложенных мер позволит создать основу для трансформации системы управления экономической безопасностью региона из реактивной в проактивную, что особенно актуально в условиях нарастания геополитической нестабильности и санкционного давления [16], и будет способствовать не только укреплению экономической безопасности Амурской области, но и созданию эффективной модели управления, способной гибко реагировать на вызовы современной геоэкономической реальности.
Источники:
2. Астафьева О. В. Развитие предпринимательства как способ обеспечения мобильности экономики // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6. – c. 169-173. – doi: 10.24158/tipor.2023.6.20.
3. Афанасьева А. Н. Экономико-правовые аспекты налогового регулирования предпринимательской деятельности // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – № 4. – c. 12-15.
4. Белозорова Э. Н. Импортозамещение как основной драйвер развития ERP-рынка // Инновации и инвестиции. – 2025. – № 7. – c. 303-305.
5. Белозорова Э. Н., Габитов Р. Р. Трансформация управленческих моделей в условиях глобальной нестабильности: переход от западных подходов к российским реалиям // Экономические науки. – 2024. – № 238. – c. 387-395. – doi: 10.14451/1.238.387.
6. Воловик А.М. Региональные аспекты экономической безопасности в новой реальности // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 967-984. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120938.
7. Володина С.Г. Экономическая безопасность России: состояние и тенденции // Экономическая безопасность. – 2025. – № 1. – c. 29-46. – doi: 10.18334/ecsec.8.1.122451.
8. Гимадиева Л. Ш. Динамика и перспективы использования прямых иностранных инвестиций в экономике региона (на примере Республики Татарстан) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 115. – c. 356-368.
9. Импорт и экспорт Российской Федерации. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/527 (дата обращения: 08.10.2025).
10. Инвестиции в основной капитал. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/55367 (дата обращения: 07.10.2025).
11. Казанцев С.В. Инвестиции в основной капитал экспортоориентированных и импортозависимых отраслей российской экономики: до и после введения санкций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 467-478. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117868.
12. Казанцева Е. Г. Обеспечение национальной безопасности при ввозе и вывозе прямых иностранных инвестиций // Экономическая безопасность. – 2024. – № 6. – c. 1589-1608. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121214.
13. Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность регионов России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 9. – c. 2305-2330. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121743.
14. Кредитный рейтинг Амурской области на уровне ru. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/releases/2024/nov20c (дата обращения: 25.09.2025).
15. Курепина Н. Л. Сравнительный анализ и оценка экономической безопасности регионального развития // Экономическая безопасность. – 2020. – № 2. – c. 207-218. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110272.
16. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность БРИКС в условиях антироссийских санкций: институциональный аспект // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 123-154. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
17. Митяков С.Н., Назарова Е.А. Эмпирический анализ краткосрочных индикаторов экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 849-864. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118238.
18. Мухаррамова Э. Р., Вайс М. Е. Дифференциация социально-экономического развития регионов Российской Федерации и пути ее снижения // Экономика и предпринимательство. – 2025. – № 3. – c. 211-216. – doi: 10.34925/EIP.2025.176.3.036.
19. Научная и инновационная деятельность организаций Амурской области: Статистический бюллетень. Амурстат. – Благовещенск, 2025. – 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/Статистика/977.pdf (дата обращения: 25.09.2025).
20. Неверов А. Н., Фенин К. В. Экономический рост, внешняя торговля и национальная экономическая безопасность (теория и история) // Экономическая безопасность. – 2025. – № 8. – c. 2151-2170. – doi: 10.18334/ecsec.8.8.123769.
21. Основные показатели социально–экономического развития амурской области в 2019-2022 годах и январе-сентябре 2023 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Амурской области. [Электронный ресурс]. URL: https://28.rosstat.gov.ru/folder/30764 (дата обращения: 07.10.2025).
22. Официальная статистическая информация. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. [Электронный ресурс]. URL: https://28.rosstat.gov.ru/folder/185556/document/202220 (дата обращения: 07.10.2025).
23. Раевский С.В., Беляевская-плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Методический подход к оценке диапазонов допустимых значений показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 7. – c. 19-25.
24. Руденко М.Н. Региональные различия как угроза экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 491-510. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114555.
25. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс. / учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Лаборатория знаний, 2020. – 818 c.
26. Социально-экономическое положение Амурской области. / Доклад/ Амурстат. - Благовещенск, 2025. – 52 c.
27. Стратегия социально-экономического развития Амурской области на период до 2035 года (далее – Стратегия до 2035 года) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/542fa6fe15b12335a0282aef418edf96/proekt_strategii.pdf?ysclid=mgl8cnjhq9991994293 (дата обращения: 25.09.2025).
28. Степанова Ю.Л., Мешкова Н.Л., Головчанская Е.Э., Мухаррамова Э.Р. Управление социальным развитием регионов угледобывающей промышленности // Уголь. – 2025. – № 7. – c. 35-40. – doi: 10.18796/0041-5790-2025-7-35-40.
29. Экспортный профиль региона. [Электронный ресурс]. URL: https://aemcx.ru/wp-content/uploads/2023/06/Экспортный-профиль-региона_Амурская_область.pdf (дата обращения: 29.09.2025).
Страница обновлена: 03.11.2025 в 13:34:53
Strategic management of the economic security in the cross-border region: threat diagnostics and counteraction mechanisms in foreign economic activity
Mukharramova E.R., Vays M.E.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 11 (November 2025)
Abstract:
The article examines the problems of managing the economic security of the cross-border region on the example of the Amur Region. The article aims to develop a proactive strategic management system for external economic risks.
Based on the indicative method, the threshold corridor method, and the integral approach, the article identifies key threats such as the commodity orientation of exports, the crisis in the real sector, and critically low innovation activity. The article suggests a holistic hierarchical management model, including a strategic map of goals, tactical mechanisms, and operational regulations. The research practical significance is confirmed by a ready-developed set of practice-oriented mechanisms, such as the creation of a Situational Center for Economic Security and a system of balanced indicators for public authorities.
Keywords: economic security, foreign economic activity, cross-border region, threat diagnostics, threshold value, import dependence, strategic goal map, situation center
JEL-classification: H110, H560, А130
References:
Socio-economic situation of the Amur region (2025).
Afanaseva A. N. (2022). Economic and legal aspects of tax regulation of business activity. The Review of Economy, the Law and Sociology. (4). 12-15.
Astafeva O. V. (2023). Entrepreneurship development as a way to ensure mobility of the economy. Theory and practice of social development. (6). 169-173. doi: 10.24158/tipor.2023.6.20.
Belozorova E. N. (2025). Import substitution as the main driver of ERP market development. Innovation and Investment. (7). 303-305.
Belozorova E. N., Gabitov R. R. (2024). Transformation of management models in the context of global instabilities: transition from western approaches to russian realities. Economic sciences. (238). 387-395. doi: 10.14451/1.238.387.
Gimadieva L. Sh. (2016). Dynamics and prospects of foreign direct investment in the economy of the region (on the example of the Republic of Tatarstan). Scientific Journal of KubSAU. (115). 356-368.
Karavaeva I. V., Lev M. Yu. (2024). Economic security of Russian regions. Economic security. 7 (9). 2305-2330. doi: 10.18334/ecsec.7.9.121743.
Kazantsev S.V. (2023). Investments in fixed assets of export-oriented and import-dependent sectors of the Russian economy: before and after the introduction of sanctions. Economic security. 6 (2). 467-478. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117868.
Kazantseva E. G. (2024). Ensuring national security of foreign direct investment inflows and outflows. Economic security. 7 (6). 1589-1608. doi: 10.18334/ecsec.7.6.121214.
Kurepina N. L. (2020). Comparative analysis and evaluation of economic security of regional development. Economic security. 3 (2). 207-218. doi: 10.18334/ecsec.3.2.110272.
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Brics economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect. Economic security. 7 (1). 123-154. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
Mityakov S.N., Nazarova E.A. (2023). Empirical analysis of economic security short-term indicators. Economic security. 6 (3). 849-864. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118238.
Mukharramova E. R., Vays M. E. (2025). Differentiation of socio-economic development of the regions of the Russian Federation and ways to reduce it. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3). 211-216. doi: 10.34925/EIP.2025.176.3.036.
Neverov A. N., Fenin K. V. (2025). Economic growth, foreign trade and national economic security (theory and history). Economic security. 8 (8). 2151-2170. doi: 10.18334/ecsec.8.8.123769.
Raevskiy S.V., Belyaevskaya-plotnik L.A., Sorokina N.Yu. (2018). Methodical approach to the estimation of ranges of admissible values indicators of the state of economic security Russian Federation. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (7). 19-25.
Rudenko M.N. (2022). Regional differences as a threat to the economic security of the Russian Federation. Economic security. 5 (2). 491-510. doi: 10.18334/ecsec.5.2.114555.
Senchagov V. K. (2020). Economic security of Russia. General course
Stepanova Yu.L., Meshkova N.L., Golovchanskaya E.E., Mukharramova E.R. (2025). Managing the social development of coal mining regions. Ugol. (7). 35-40. doi: 10.18796/0041-5790-2025-7-35-40.
Volodina S.G. (2025). Russia's economic security: status and trends. Economic security. 8 (1). 29-46. doi: 10.18334/ecsec.8.1.122451.
Volovik A.M. (2024). Regional aspects of economic security in the new reality. Economic security. 7 (4). 967-984. doi: 10.18334/ecsec.7.4.120938.
