Российские прямые иностранные инвестиции в Мали: современные тенденции и перспективы

Дембеле М.1
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу современного состояния и перспектив прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Российской Федерации в экономику Республики Мали. В ней рассматриваются исторические предпосылки двустороннего сотрудничества, которое началось ещё в советский период. На основе анализа политической, социальной и экономической ситуации в Мали выявляются ключевые проблемы страны, такие как политическая, экономическая и социальная нестабильность, слаборазвитая инфраструктура и сырьевой характер экономики. Описываются текущие российские инвестиционные проекты, включая строительство аффинажного завода группой «Ядран» и проекты «Росатома» в энергетике и добыче лития. Определены потенциально перспективные сектора для российских ПИИ: энергетика, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Выявлены основные препятствия для российских инвестиций: политические риски, проблемы безопасности, неразвитость финансовой системы и сложности в международных расчетах. Сделан вывод о том, что, несмотря на значительные риски, Мали остается стратегически важным партнером для России в Западной Африке, а дальнейшая инвестиционная активность России в Республике будет в значительной степени определяться динамикой внутренней политики Мали, политической волей правительств двух сторон и реализацией проектов с участием крупных российских корпораций

Ключевые слова: Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), Российская Федерация, Республика Мали, экономическое сотрудничество, инвестиционные проекты, экономика Мали, инвестиционный климат, «Росатом», «Ядран», инфраструктура, золотодобыча, Сахель

JEL-классификация: D20, D25, D29



Введение.

В новых исторических условиях, которые характеризуются усилением экономической, социальной и политической нестабильности по всему миру, а также демографическими кризисами и торговыми войнами, приводящими к разрушению устоявшихся торговых связей и производственных цепочек, государства с крупными диверсифицированными экономиками всё чаще обращают внимание на страны Африки как на объект приложения своих инвестиций [27,29]. Континент обладает рядом конкурентных преимуществ, выделяющих его на фоне других экономических макрорегионов мира. Быстрорастущее, молодое население, делает Африку основным источником дешёвой рабочей силы в XXI веке, а огромные запасы ресурсов – одним из основных их источников [13]. Этот фактор, вкупе с недостаточным развитием современной транспортной и энергетической инфраструктуры в большинстве стран Африки и значительными залежами полезных ресурсов, которыми располагают африканские государства, позволяют рассчитывать на то, что в течение следующих десятилетий Африка станет одной из основных точек приложения прямых иностранных инвестиций на планете [22]. Российская Федерация, в силу особо неблагоприятной для себя внешнеэкономической и внешнеполитической обстановки, также стремится усилить своё присутствие на континенте, с целью диверсификация своих международных связей [2,9,27]. Мали, Нигер и Буркина-Фасо являются основными политическими партнёрами России в регионе Западной Африки: опираясь на выстроенные ещё в XX веке отношения, Российская Федерация стремится как усилить своё политическое и экономическое влияние, так и снизить политическое и экономическое влияние Франции на свои бывшие колонии в рамках более широкого противостояния со странами коллективного Запада, чему способствуют и общественные настроения в странах Сахеля [9,13] Одним из основных экономических и политических партнёров России в регионе является Республика Мали, развитие отношений с которой значительно активизировалось после 2021 года и прихода к власти в стране дружественного режима Ассими Гоиты. Несмотря на внутреннюю нестабильность, Мали интересна Российской федерации как объект приложения ПИИ. Дальнейшая инвестиционная активность России в стране будет определяться не только рыночными факторами, но и политической волей сторон с привлечением крупных российских корпораций.

Актуальность темы обоснована необходимостью оценки и анализа двустороннего инвестиционного сотрудничества между двумя государствами, с целью выявления тенденций, перспектив и препятствий, стоящих перед российским инвестиционным капиталом в Республике Мали.

Изученность проблемы. Политическое, экономическое и социальное положение Мали, а также конфликты, влияющие на стабильность и инвестиционную привлекательность Республики исследованы в работах следующих российских авторов: Абрамова И.О. [1], Коне М. [14,15], Морозенская Е.В., Гаврилова Н.Г. [5,19], Емельяненько Е.Г. [10], Горелых В.В. [6], Гринин Л.Е. [7], Дегтерев Д.А. [9], Камате Б. [13], Краснощеков В.В. [16], Лукьянов Г.В. [17], Сиссоко Д. [26] Филина А.Д. [29], Шарова А.Ю. [30].

Цель исследования заключается в проведении комплексной оценки нынешних инвестиционных проектов Российской Федерации в Республике Мали, потенциальных отраслей для приложения прямых иностранных инвестиций в будущем и препятствий, стоящих на пути увеличения масштабов инвестиционной активности России в стране.

Научная новизна работы состоит в проведении первой комплексной оценки российских ПИИ в Республике Мали как феномена, складывающегося одновременно из политической и экономической целесообразности. В работе впервые осуществлён сравнительный анализ реализуемых в Мали российских инвестиционных проектов, дана оценка их стратегической значимости и выявлена специфическая модель инвестиционного сотрудничества сторон, основанного на деятельности крупных российских корпораций и политической воле двух государств.

Спецификой исследуемой темы является сравнительно недавнее возникновение самого объекта исследования – прямых иностранных инвестиций Российской Федерации в экономику Республики Мали – а также достаточно серьёзной политизированности и закрытости данных о сотрудничестве двух государств, из-за чего объём официальной информации по теме ограничен. В целях поиска актуальных данных о реализующихся инвестиционных проектах России в Мали мы прибегли к сообщениям российских средств массовой информации, таких как Известия, РИА Новости, Российская Газета и ТАСС, Dmrom.online [12,22,23,24,25,28,32]. Для того, чтобы узнать о затруднениях, стоящих перед российским бизнесом, нами были изучены материалы ИА Африканская Инициатива и портала Бизнеc Газета [11,3]. Основной источник статистических данных по Республике Мали – Annuaire Statistique National Du Mali – достаточно малоинформативен в силу сложности сбора статистических данных в условиях внутренней нестабильности, однако он является наиболее достоверным источником информации о демографии и инфраструктуре Республики [33]. Также, для получения данных о населении, состоянии экономики и внешней торговли Мали нами были использованы данные Всемирной организации здравоохранения [36], данные Всемирного Банка [35], данные ООН Торговля и Развитие [34] и данные Банка Западной Африки [32].

1. Политическое и социальное положение Мали

Мали – пёстрое с этнической и культурной точки зрения государство с молодым и быстрорастущим населением. На момент 2025 года политическое и социальное положение Республики остаётся крайне непростым. Основной причиной этого являются притязания племён Туарегов на политическую автономию, что выливалось в их вооружённые конфликты с армией Мали ещё с 1990-х годов и переросло в полноценную войну в 2012 году, начавшуюся с провозглашения ими независимого государства Азавад на севере страны [7, 26]. Угроза территориальной целостности Мали также исходит со стороны радикальных исламистских террористических группировок, столкновения с которыми начались в том же году [19]. Несмотря на прикладываемые усилия и помощь со стороны внешних сил – сначала Франции (операция «Бархан» [6]), затем Российской Федерации в лице сотрудников частных военных компаний и Африканского корпуса МО РФ – конфликты с туарегами и террористическим группировками всё ещё далеки от завершения и являются источником постоянной нестабильности и угрозы суверенитету страны. Отношения между остальными крупными этническими и религиозными группами, проживающими на территории Республики, также можно назвать напряжёнными [15,17]. Вызывает опасения также возрастная структура населения, в которой преобладают молодые люди: из 25 миллионов проживающих в Мали людей больше половины – моложе 30 [36], а значит либо уже нуждаются, либо будут нуждаться в образовании, здравоохранении и рабочих местах, уровень доступности которых, на данный момент, слишком низок. В среднесрочной перспективе молодёжь, не получающая должного уровня образования и трудоустройства, может стать ещё одним фактором социальной и политической нестабильности [7,15]. В то же время, эта когорта – источник значительного количество трудовых ресурсов. Уровень грамотности населения Мали постепенно растёт, хотя по-прежнему остаётся на крайне низком уровне - менее трети населения. Охват дошкольным образованием крайне мал, лишь около 7% граждан доступно посещение детского сада, тогда как среднемировой показатель составляет 61%. Только 2 миллиона человек в 2025 году имели прямой доступ к здравоохранению [36]. Уровень официальной безработицы по данным INSTAT (Institut national de la statistique - Mali) составляет всего лишь 7,5%, по методологии МОТ - 6,1%. Однако, следует иметь в виду, что доля рабочих мест в неформальном секторе составляет свыше 96% [33]. И официально трудоустроены в стране всего лишь несколько десятков тысяч человек, почти половина из которых - это силовые структуры. По оценкам ВОЗ, к 2050 году население Мали вырастет на 94%, что ещё сильнее усугубит ситуацию [36]. Серьёзной проблемой малийского общества также является высокий уровень коррупции и низкое качество государственного управления, которые только усугубляют и без того значительные проблемы Республики [15].

Таблица 1. Население Мали

Table 1. Population of Mali

Показатель
1990
2000
2010
2015
2020
2024
Население, млн. чел.
8,9
11,2
15,5
17,8
20,25
24,48
Доля городского населения, %
23,3
28,4
36,0
40,0
43,91
46,95
Рождаемость, на 1000
48,8
48,7
46,5
42,9
44,9
39,53
Естественный прирост, на 1000
28,0
30,3
33,7
29,8
32,5
30,44
Доля населения в возрасте 0-14 лет, %
47,0
47,0
47,0
48,0
48,0
46,1
Охват дошкольным образованием, %
1,3 (1995)
1,6
3,2
5,5
7,9
6,9 (2021)
Источник: cоставлено автором по данным [33, 35]

2. Характеристика экономики Мали

В силу постколониального характера развития страны, экономика Мали слабо диверсифицирована [5,20]. Большая часть населения занята в низкопроизводительном секторе услуг и сельском хозяйстве [14]. Обрабатывающая промышленность представлена в основном переработкой зерновых и хлопка, а добывающая промышленность представлена добычей золота. Ключевыми экспортными товарами республики в 2023 году являлись золото ($6 млрд. долларов США), сырой хлопок ($54,3 млн. долларов США), различные маслянистые семена ($39,1 млн. долларов США) и смешанные минеральные и химические удобрения ($28,6 млн. долларов). Ключевым импортным товаром являлись нефтепродукты ($1,92 млрд. долларов США), так как страна не просто энергодефицитна, но и полностью лишена каких-либо разрабатываемых месторождений углеводородов на своей территории и не располагает нефтеперерабатывающими мощностями [35].

2.1. Экономическое развитие Мали и статистика за период 1990-2025 гг.

Практически десятикратный рост объёма ВВП за последние 35 лет был компенсирован значительно выросшим за этот же период населением, из-за чего ВВП на душу населения за это же время вырос немногим более чем в 3 раза. Несмотря на этот рост, Мали остаётся на одном из последних мест в мире по данному показателю среди всех стран мира (184 по ВВП ППС на душу населения из 202 стран). Республика Мали также испытывает на себе бремя достаточно высокого государственного долга, который, резко сократившись в процентном соотношении с 2000 по 2010 годы, также резко начал расти в последующие периоды в связи с политической нестабильностью в стране и резко возросшими тратами государства на обеспечение внутренней стабильности [35].

Таблица 2. Экономика и финансы Мали

Table 2. Economy and finances of Mali

Показатель
1990
2000
2010
2015
2020
2024
ВВП в текущих ценах, млрд. $
2,7
3,0
10,7
13,1
17,5
26,6
ВВП в текущих ценах на душу, $
360
264
689
724
824
967
Общий объём внешнего долга, млрд. $
2,5
3,0
2,4
3,8
5,8
6,4
Внешний долг в % от ВВП

90,52
25,29
30,66
47,33
52,6
Прямые иностранные инвестиции (чистый приток), млн. $
5,7
82,44
405,9
276
537
708
Инфляция, %
0,6
-0,7
1,1
2,88
0,53
3,2
Источник: cоставлено автором по данным [35]

Рисунок 1. Темпы роста объёмов ВВП Республики Мали в период с 1990 по 2024 год.

Figure 1. The growth rate of the GDP of the Republic of Mali in the period from 1990 to 2024.

Источник: cоставлено автором по данным [31]

Ежегодный объём прямых иностранных инвестиций в экономику Мали вырос в 140 раз за последние 35 лет, чему Республика обязана эффекту крайне низкой базы. В абсолютных же значениях этот объём, на данный момент, достаточно невелик и находится на уровне государств соседей ($850-1110 млн. долларов США в год). Объём накопленных ПИИ на момент 2023 года равняется $7,29 млрд. долларов США. Основными инвесторами по объёму вложенных в экономику Мали средств являются Канада, Франция, КНР, США, а также Индия и Южная Африка. Большая часть инвестиций направляется транснациональными горнорудными компаниями в золотодобывающую промышленность [34]. Из-за недоступности более подробных статистических данных подсчитать точную долю каждого отдельного государства по вложенным в экономику Мали ПИИ не представляется возможным.

Рисунок 1. Объём прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Мали с 1990 по 2024 год.

Figure 1. The volume of foreign direct investment in the economy of the Republic of Mali from 1990 to 2024.

Источник: cоставлено автором по данным [34]

Источник – составлено автором по данным UNCTAD

2.2. Природные ресурсы

В Мали присутствуют несколько крупных месторождений полезных ископаемых, а также имеются подозрения на наличие ещё неразведанных. В достаточно крупных объёмах ведётся добыча золота: порядка 50-60 т ежегодно при 800 т резервов на 2023 г. При текущих темпах добычи месторождения будут исчерпаны через 15-20 лет. В настоящее время золото является крупнейшей статьёй экспорта Мали [35]. Кроме того, на севере страны, удалённом от путей сообщения и крупных населённых пунктов, располагается месторождение калийных солей, разработка которого не ведётся, а также запасы урановых руд и залежи нефти и газа. Однако территории, в которых находятся эти ресурсы, на данный момент, не находятся под контролем правительства Мали [25].

2.3. Инфраструктура

Транспортная и энергетическая инфраструктура развиты очень слабо. Генерация электроэнергии крайне мала и растёт слишком медленными темпами – в 2023 г. совокупная генерация 4,363 гигаватт часов или всего лишь 182 кВт*ч на душу населения, что свидетельствует о практически полном отсутствии доступа большей части граждан к электроэнергии. По данным Всемирного Банка на 2023 год в стране лишь 55% населения обладали доступом к электричеству [35]. В то же время, по данным INSTAT в 2021 г., в стране находилось всего лишь около 750 тыс. электропотребителей. Электрифицировано всего лишь 55 населённых пунктов страны (включая сельские) [33].

Основная узколинейная (1000 мм) железная дорога страны Бамако-Дакар проходит по территории соседнего Сенегала и находится в плачевном состоянии в связи с высоким износом основных фондов, из-за чего её эксплуатация ведётся нерегулярно (пассажирские рейсы между столицей страны Бамако и городом Каес были перезапущены только в 2023 году) [4]. Статистические данные о перевозках по водным речным маршрутам с 2018 г. не публикуются. Но объём перевозок был относительно невелик и исчислялся десятками тысяч человек и 10-20 тыс. т грузов в год, порядка 40% которых приходится на речной порт Мопти. Фиксированная телефонная связь и доступ в Интернет в стране развиты слабо. Однако мобильная сеть представлена в достаточной степени – количество абонентов мобильной связи превышает численность населения, а пользователей мобильного интернета порядка 40% [33].

Таким образом, несмотря на заметные экономические успехи, которых Республика добилась за последние 35 лет, общее экономическое и политическое состояние страны остаётся нестабильным. Мали находится в списке беднейших стран мира с высоким уровнем рождаемости, значительной численностью бедных, высоким и постоянно растущим внешним долгом, отрицательным торговым балансом и зависимостью от сырьевого сектора - добычи и экспорта золота, являющимся практически единственным источником валютных поступлений. В силу отсутствия выхода к морю Мали, в каком-то смысле, является заложником своего географического положения и вынуждена идти на компромисс с Сенегалом, через который существует единственный путь для внешней торговли - железная дорога Бамако-Дакар [30].

Однако, вышеперечисленные экономические затруднения являются не только уязвимостью для Республики, но и возможностью для расширения инвестиционной активности со стороны Российской Федерации.

3. Экономическое сотрудничество РФ и Мали

СССР установил дипломатические отношения с Мали спустя некоторое время после объявления страной независимости в 1960 году, после чего, в 1961 году, между странами был подписан договор об экономическом и техническом сотрудничестве. За следующие 30 лет Советский Союз реализовал на территории страны несколько крупных инвестиционных проектов: советские специалисты составили минералогическую карту Мали, была возведена золотодобывающая фабрика «Калана», в городе Диаму был построен цементный завод, освоено около 9 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, построены несколько школ, госпиталь и стадион на 25 тысяч мест [8]. Республика Мали признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР в 1992 году. В 2003 году российской стороной была полностью списана задолженность Мали в размере $124 миллионов долларов США. На протяжении следующих двух десятилетий страны расширяли сотрудничество в сфере налогообложения, культуры, образования, борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Новый импульс отношениям двух государств придал приход к власти в Мали новой, настроенной антифранцузски, администрации под руководством Ассими Гоиты в 2021 году, которая значительно сократила объём сотрудничества с Францией –и серьёзно нарастила масштаб взаимодействия с Российской Федерацией: на территории страны начали работу российские военные советники, начались поставки военной техники. В рамках укрепления политического сотрудничества были достигнуты договорённости о реализации ряда экономических проектов. Министр иностранных дел Мали, Абдулайе Диопа, посетил Россию в 2021 и 2024 годах, в то время как министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров впервые посетил столицу Мали, Бамако, в 2023 году [18,28].

Как уже было сказано выше, 2021 год и приход к власти в Республике Мали администрации Ассими Гоиты привели к перезапуску Российско-Малийских отношений, что отразилось также на частоте и активности двусторонних контактов по вопросам экономики. Между Мали и Российской Федерацией ведутся межминистерские консультации – они организуются на базе меморандума, подписанного между Минэкономразвития России и Министерством промышленности и торговли Мали в 2023 году [23]. В ноябре 2024 года Мали посетила российская бизнес-делегация во главе с вице-премьером Александром Новаком. В ходе визита стороны обсудили сотрудничество в областях сельского хозяйства, транспорта, энергетики, инфраструктуры и добычи полезных ископаемых. 23 июня 2025 года, в рамках официального визита Ассими Гоиты в Российскую Федерацию между двумя государствами было подписано соглашение об организации межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству [12].

3.1. Инвестиционные проекты, реализуемые Российской Федерацией на территории Мали в настоящее время

Мали обладает значительным потенциалом как объект для приложения российских инвестиций: страна богата залежами стратегически важных полезных ископаемых, имеет обширные территории, пригодные для ведения сельского хозяйства и обладает молодым и быстрорастущим населением [1].

В ноябре 2023 года министр экономики и финансов Мали заявил о подписании меморандума о строительстве нового аффинажного производства с объёмом переработки в 200 тонн золота в год [3]. Вопрос реализации проекта более предметно рассматривался в ходе визита вице-премьера Александра Новака в Мали в 2024 году. 23 июня 2025 года стало известно, что проект реализуется под руководством Группы Компаний «Ядран» и что строительство завода в районе столицы страны – Бамако – официально началось. Проект, в случае успешной реализации, не только станет первым крупным предприятием, построенным в Мали российскими инвесторами, но и существенно укрепит экономический суверенитет Республики: ранее большая часть добываемого в стране золота отправлялась за рубеж (ОАЭ, ЮАР, Швейцарию) в необработанном виде, что естественным образом снижало прибыль государства от реализации природных богатств страны. Общая стоимость проекта ГК «Ядран» не озвучивается, однако, проведя сравнения с похожими по масштабу проектами по строительству аффинажных производств, информация о стоимости которых есть в открытом доступе (проекты «Тау-Кен Алтын» и «Кызыл» в Казахстане, мощностью 70 и 25 тонн золота в год и стоимостью $190 и $100 миллионов долларов США соответственно), и сделав поправку на инфраструктурные сложности, мы можем посчитать примерную стоимость завода в $300-450 миллионов долларов США. Выше нами уже отмечался тот факт, что годовой объём добычи золота в стране не превышает 50-60 тонн, таким образом аффинажный завод сможет не только удовлетворить потребности экономики Мали, но и послужить местом переработки золота для других стран региона, поскольку, в случае успешной реализации проекта, завод станет не только первым в своём роде на территории Мали, но и первым в своём роде на территории Западной Африки в целом.

Активную деятельность на территории Республики также ведёт Государственная Корпорация «Росатом». В октябре 2023 года "Росатом" подписал с Мали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях, а в марте 2024 года - дорожную карту по налаживанию диалога в сфере мирного атома. В том же месяце, в ходе форума «Атомэкспор-2024», проходившего в Сочи, министр горнодобывающей промышленности, энергетики и водных ресурсов Амаду Кейта заявил, что Республика сотрудничает с «Росатомом» в области разведки и добычи лития. Ранее средства массовой информации сообщали, что дочерняя компания государственной корпорации приобрела 75% в проекте по добыче лития в регионе Сикасо на юге страны [32]. В мае 2024 года новый министр энергетики и водных ресурсов Мали Бинту Камара объявил о том, что дочерняя компания «Росатома» - «Росатом Возобновляемая энергия» - начала строительство солнечной электростанции в коммуне Сананкоробе мощностью 200 мегаватт с системой хранения энергии на 20 мегаватт-часов, что должно увеличить выработку электроэнергии в стране сразу на 10% [22]

Как мы можем видеть, на данный момент глубина проникновения российских ПИИ на территорию Республики Мали достаточно невелика. Основной объём финансовых вложений сосредоточен, что неудивительно, в отраслях энергетики и добывающей промышленности – обе из которых являются жизненно важными для экономического благополучия республики.

3.2. Сравнительный анализ российских инвестиционных проектов в Мали и оценка их стратегической значимости

Проект
Аффинажный завод «Ядран»
Добыча лития «Росатом»
Солнечная электростанция «Росатом»
Сектор экономики
Добыча полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых
Энергетика
Стадия реализации
Начало строительства
Неизвестно
Начало строительства
Ориентация
Экспорт, импортозамещение
Экспорт
Импортозамещение
Эффект для Мали
Создание добавленной стоимости, рост экспортных доходов, рабочие места
Рост экспортных доходов, рабочие места
Развитие инфраструктуры, диверсификация энергобаланса
Эффект для России
Рост экспортных доходов, закрепление на рынки
Диверсификация источников сырья
Экспорт технологий, мягкая сила
Стратегическая значимость
Крайне высокая – первый в Западной Африке аффинажный завод
Средняя – диверсификация источников сырья
Высокая – закрепление России в энергетическом секторе
источник составлено автором

Проведённый сравнительный анализ позволяет говорить о высокой стратегической значимости инвестиционных проектов, реализуемых Российской Федерацией в Республике Мали: проект компании «Ядран» позволит значительно усилить позиции Республики Мали в основной отрасли её экономике – добыче золота – позволив Мали также стать центром его переработки. Проекты государственной корпорации «Росатом», в свою очередь, станут для Российской Федерации источником стратегически важного сырья (лития) и позволят закрепиться на энергетическом рынке Республики.

3.3. Оценка возможных отраслей для российских ПИИ в Республике Мали

Исходя из тенденций развития и потребностей экономики Республики Мали, описанных нами выше, мы можем сделать вывод о наиболее перспективных отраслях для инвестиций со стороны Российской Федерации.

В первую очередь, Республика остро нуждается в росте объёмов производства электроэнергии. Принимая во внимание уже существующие соглашения Мали с государственной корпорацией «Росатом», довольно перспективным направлением для сотрудничества в этой сфере могли бы стать проекты атомных станций малой мощности (АСММ) [22], планирование строительства которых уже ведётся, или же строительство дополнительных мощностей солнечной электрогенерации и возведение ветропарков дочерней компанией «Росатома» «Росатом Возобновляемая энергия». По территории страны также протекает одна из крупнейших африканских рек – река Нигер – что, в теории, открывает возможности для строительства гидроэлектростанций такими компаниями как «Русгидро».

Второй крупнейшей проблемой страны является крайняя недоразвитость транспортной инфраструктуры и, что особенно важно для экономического развития и роста экспорта – железных дорог. Как уже было упомянуто выше, на данный момент в стране действует единственная железнодорожная ветка Бомако-Дакар, дающая стране выход к морю через соседний Сенегал, проложенная по территории двух государств колониальным французским правительством ещё в XIX веке, движение по которой крайне затруднено в силу значительного её износа, из-за чего Мали в будущем столкнётся с трудностями при попытках нарастить внешнеэкономическую активность. Расширением и модернизацией железнодорожной инфраструктуры Республики могли бы заняться дочерние компании «РЖД» «РЖД Интернешнл» и «РЖДСтрой», которые уже имеют опыт реализации подобных проектов в дружественных России государствах. Реализации подобного проекта будет способствовать тот факт, что, на данный момент, Сенегал является главным торговым партнёром России в регионе, необходимые экономические связи с ним уже налажены и большое количество торговли с Мали уже проходит с использованием инфраструктуры Сенегала [3]. Республика также может проявить интерес к модернизации аэропорта в Бамако, реализацией этого проекта могла бы заняться компания «Воздушные Ворота Северной Столицы», входящая в «Газпромбанк», которая уже занималась подобными проектами в Армении и Кыргызстане.

Мали также обладает определёнными, до конца не разведанными, запасами урана, интерес к которым также могли бы проявить редкоземельные дивизионы государственной корпорации «Росатом». Несмотря на неясный, на данный момент, объём запасов этого металла, Мали считается одной из самых перспективных африканских стран с точки зрения возможного нахождения залежей этого стратегически важного ресурса [25].

С точки зрения инвестиций в сельское хозяйство, крайне перспективным направлением могло бы стать расширение хлопковых плантаций и строительство на территории Мали предприятий по обработке хлопка [5]. Это не только позволило бы Республике овладеть следующим уровнем передела своего второго крупнейшего экспортного товара, но и позволило бы Российской Федерации диверсифицировать поставки этого важнейшего ресурса: Узбекистан, основной исторический поставщик хлопка сырца в Россию, ещё в 2019 году заявил об ограничении объёмов поставок с 2022 года с целью развития внутреннего производства, что сильно ударило по российским производителям [24].

Принимая во внимание благоприятный политический фон – ярко выраженную готовность правительств двух государств к расширению сотрудничества – Республика Мали могла бы стать достойным плацдармом для выхода на рынки Западной Африки для Российских компаний. Более того, реализация даже нескольких инфраструктурных и промышленных объектов на территории Мали не только принесла бы российскому бизнесу достойную прибыль, но и значительно усилило бы престиж Российской Федерации в глазах населения Сахеля, и так достаточно дружелюбно относящегося к России [16], что, в дальнейшем, облегчило бы российскому бизнесу реализацию последующих проектов.

3.3. Препятствия на пути к увеличению объёмов Российских ПИИ

Рассмотрим проблемы, мешающие реализации инвестиционной политики российских компаний на территории Республики более предметно. Масштабированию потока российских ПИИ в Мали препятствуют сразу несколько факторов.

Основным препятствием для интенсификации деятельности российских компаний в Мали является политическая и социальная нестабильность: в 2020 и 2021 году в стране произошли военные перевороты, приведшие к смене власти, а правительство время от времени прекращает функционировать. Значительные территории на севере страны контролируются восставшими племенами Туарегов, а террористические группировки (впрочем, зачастую враждующие друг с другом) постоянно совершают набеги на транспортные пути, места добычи полезных ископаемых и населённые пункты, что, очевидно, не способствует улучшению инвестиционного климата республики и влечёт за собой дополнительные издержки, связанные с необходимостью найма местных частных компаний для охраны работников и оборудования [5,15,21,30].

Проблемой для российских компаний также является отсутствие в Мали развитой банковской системы и недоступность кредитов, что не позволяет российскому бизнесу достаточно надёжно застраховать свои инвестиционные вложения [11,14,21]. Этим, отчасти, объясняется тот факт, что перечисленные нами выше российские инвестиционные проекты реализуются в основном крупными корпорациями, обсуждаются на очень высоком уровне правительств двух государств и являются сравнительно небольшими в масштабе самих компаний – малые и средние частные компании не могут позволить себе нести такие высокие риски. Другой причиной подобного положения может выступать отсутствие связей между бизнес сообществами двух стран, что вынуждает к переговорам и принятию решений на уровне правительств. Высокий уровень коррупции также усугубляет и без того непривлекательный инвестиционный образ Республики Мали [10].

Влияние оказывает и крайне затруднённый процесс международных расчётов в силу наложенных на Российскую Федерацию международных санкций, который усложняется ещё сильнее по причине крайне высокой диспропорции в объёмах торговли между Российской Федерацией и Мали, которая не позволяет осуществлять расчёты в национальных валютах: по данным ФТС России за 2021 год (более поздние данные не опубликованы) экспорт РФ в Мали составил $89,3 млн. долларов США, в то время как импорт из Республики - только $654 тыс. долларов США [18]. Внимания заслуживает также и сложившаяся структура экономики Мали, основными отраслями которой являются сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, что значительно сужает круг возможных инвесторов в экономику страны [14].

Значительным недостатком Мали также является слабая развитость транспортной и энергетической инфраструктуры. С одной стороны, эта недоразвитость открывает множество возможностей для инвестирования в строительство новых генерирующих мощностей, автомобильных и железных дорог. С другой стороны, неразвитая инфраструктура (вкупе с отсутствием у Мали выхода к морю) крайне затрудняет транспортировку ресурсов, которые могли бы добываться на территории страны, а также ограничивает возможный масштаб строительства промышленных объектов из-за совершенно недостаточного обеспечения экономики Мали электроэнергией.

3.3. Модель инвестиционного сотрудничества Российской Федерации и Республики Мали

На основе реализующихся проектов и порядка взаимодействия двух государств, можно выделить специфическую модель инвестиционного сотрудничества, которую условно можно было бы назвать «государственно-капиталистической, с преобладающей ролью межправительственного партнёрства». Модель характеризуется ведущей ролью крупных российских корпораций («Ядран» и «Росатом»), преобладающим значением государственной инициативы, высоким уровнем влияния политических факторов, государственным страхованием финансовых рисков и фокусом на крупных инфраструктурных проектах. Таким образом модель инвестиционного сотрудничества двух государств минимизирует риски для крупного российского бизнеса, смягчая угрозу внутренней нестабильности в Республике, но исключает из инвестиционного процесса малый и средний бизнес обеих стран.

Заключение.

Республика Мали представляет значительный интерес как объект приложения российских инвестиций: страна остро нуждается в обновлении транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в развитии структуры экономики – необходимо переходить на более высокий уровень переработки добываемого и выращиваемого в стране сырья, а также предоставлять рабочие места для постоянно растущего населения. Россия, в свою очередь, заинтересована в укреплении экономических и, как следствие, политических связей с государствами Сахеля с целью выхода на рынки стран Западной Африки и получения доступа к человеческим и природным ресурсам и российские компании обладают всеми необходимыми компетенциями для этого.

В то же время, более глубокому проникновению российских инвестиций в экономику Мали мешает политическая и экономическая нестабильность, ставящая под угрозу безопасность активов российских компаний, коррупция, проблемы с финансовым обеспечением деятельности бизнеса как со стороны Мали, так и со стороны России, недостаточный уровень развития инфраструктуры (что является, впрочем, как недостатком, так и возможностью) и слабо развитые связи между деловыми сообществами Мали и России.

Без решения этих проблем и улучшения инвестиционного климата Республики значительный рост инвестиций российских компаний в Мали маловероятен. Однако, Российская Федерация, стремясь к усилению своих экономических и политических позиций в государствах Западной Африки в рамках продолжающейся борьбы за влияние на континенте, продолжит реализацию инвестиционных проектов в Республике Мали с привлечением крупных корпораций, государственного финансирования и страхования, даже в том случае, если Республике не удастся в ближайшее время решить наиболее животрепещущие проблемы с внутренней безопасностью.


Источники:

1. Абрамова И.О., Шелехова Л.В., Константинова О.В. Российско-малийское экономическое взаимодействие: состояние и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – № 1. – c. 181-189.
2. Алексеева А.И., Иванова Н.И. Африканский вектор развития внешнеэкономических связей России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2025. – № 1. – c. 118-130. – doi: 10.24412/2072-8042-2025-1-118-130.
3. Андрей Маслов: «Швейцария – центр аффинирования золота, на которое претендует «Ядран»». Бизнес газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/683402 (дата обращения: 30.09.2025).
4. Возрождение железнодорожного сообщения Сенегал - Мали // Железные дороги мира. – 2020. – № 9. – c. 30-37.
5. Гаврилова Н.Г. 60 лет независимого развития: состояние сельского хозяйства в Африке // International Agricultural Journal. – 2020. – № 5. – c. 12. – doi: 10.24411/2588-0209-2020-10218.
6. Горелых В.В. Деятельность террористических организаций в Республике Мали // Ученые записки Института Африки РАН. – 2017. – № 3. – c. 122-135.
7. Гринин Л.Е., Коротаев А. В., Быканова Д. А. Движение обществ к зрелым социально-политическим и экономическим отношениям как длительный фактор возможной дестабилизации в странах Афразийской макрозоны нестабильности. / Системный мониторинг глобальных и региональных рисков : Ежегодник / Отв. редакторы Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев, Д.А. Быканова. Том 11. Часть 2. - Волгоград : Издательство \Учитель\, 2020. – 666-693 c.
8. Давидчук А.С., Дегтерев Д.А., Корендясов Е.Н. Советская структурная помощь Республике Мали в 1960-1968 гг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2022. – № 4. – c. 714-727. – doi: 10.22363/2313-0660-2022-22-4-714-727.
9. Дегтерев Д.А. Африканский континент как полюс притяжения: вопросы солидарности и соперничества // Проблемы национальной стратегии. – 2023. – № 3. – c. 256-273. – doi: 10.52311/2079-3359_2023_3_256.
10. Емельяненко Е.Г. Постколониальная Африка: проблемы и перспективы // Мировая политика. – 2020. – № 2. – c. 86-101. – doi: 10.25136/2409-8671.2020.2.33344.
11. В Нацсовете Мали рассказали об условиях для привлечения бизнеса в Мали. ИА Африканская Инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://afrinz.ru/2025/03/v-naczsovete-mali-rasskazali-ob-usloviyah-dlya-privlecheniya-biznesa-iz-rf/ (дата обращения: 28.09.2025).
12. Россия и Мали заключили три соглашения о сотрудничестве по разным направлениям. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1909293/2025-06-23/rossiia-i-mali-zakliuchili-tri-soglasheniia-o-sotrudnichestve-po-raznym-napravleniiam (дата обращения: 30.09.2025).
13. Камате Б. Эксплуатация экономических ресурсов Республики Мали западными странами // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024
Издательство: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2024. – c. 491-493.
14. Коне М. Основные проблемы экономического развития Республики Мали // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2022. – № 2. – c. 40-45.
15. Коне М. Социокультурные проблемы малийского общества (опыт междисциплинарного обзора) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. – 2025. – № 2. – c. 122-134. – doi: 10.10. 10.18413/2408-932X-2025-11-2-1-1.
16. Краснощеков В.В., Мазина А.Л., Того И., Дау Я. Вклад России в подготовку кадров для экономики Западной Африки на примере Мали // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2024. – № 1. – c. 16-19.
17. Лукьянов Г.В., Наджаров А.М. Племена и трафик: транссахарские маршруты нелегальной торговли как фактор конфликта в Сахаро-Сахельском регионе // Международная аналитика. – 2025. – № 1. – c. 125-143. – doi: 10.46272/2587-8476-2025-16-1-125-143.
18. Министерство экономического развития Российской Федерации. Россия и Мали обсудили совместные проекты по экономическому, торговому и инвестиционному сотрудничеству. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_i_mali_obsudili_sovmestnye_proekty_po_ekonomicheskomu_torgovomu_i_investicionnomu_sotrudnichestvu.html (дата обращения: 01.10.2025).
19. Морозенская Е.В., Гаврилова Н.Г., Калиниченко Л.Н. Экономическая безопасность в странах Африки к югу от Сахары: возможные пути преодоления новых вызовов // Ученые записки Института Африки РАН. – 2024. – № 2. – c. 82-101. – doi: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-82-101.
20. Носов В.В., Цыпин А.П. Ретроспективный анализ развития Мали в постколониальный период // Альманах Крым. – 2023. – № 37. – c. 47-57.
21. Пересыпкин З.И., Земсков В.В. Вызовы для экономической безопасности российских предприятий при сотрудничестве с африканскими контрагентами // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 6. – c. 146-158. – doi: 10.54861/27131211_2024_6_146.
22. «Росатом» обсуждает с Мали строительство в стране АЭС малой мощности. РИА новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240703/mali-1957153098.html?ysclid=mg7sxdhexo577496969 (дата обращения: 29.09.2025).
23. Россия и Мали подписали соглашение о создании межправкомиссии. РИА новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250623/rossija-2024916254.html (дата обращения: 29.09.2025).
24. Российские производители тканей и полотна ищут новые источники сырья. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/11/22/reg-cfo/v-poiskah-volokna.html (дата обращения: 01.10.2025).
25. Эксперты: Франция обеспокоена судьбой урановых месторождений в Мали. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/01/17/mali-poln.html (дата обращения: 01.10.2025).
26. Сиссоко Д., Ульянищев П.В. История формирования государственных органов в Республике Мали // Образование и право. – 2018. – № 11. – c. 322-325.
27. Сугаков Г.К. Географический анализ активности иностранных инвесторов (на примере Африки) // Географический вестник. – 2021. – № 4. – c. 42-58. – doi: 10.17072/2079-7877-2021-4-42-58.
28. Что известно об отношениях России и Республики Мали. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/24326295 (дата обращения: 01.10.2025).
29. Филина А.Д. Мировая экономика – механизм промышленной кооперации Российской Федерации и Сахельско-Сахарских государств на основе создания зон преференциальной торговли // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 9. – c. 223-229. – doi: 10.24412/2220-2404-2024-9-24.
30. Шарова А.Ю. Влияние санкций на экономику стран, не имеющих выхода к морю (на примере ЦАР и Мали) // Ученые записки Института Африки РАН. – 2019. – № 3. – c. 49-63. – doi: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-49-63.
31. Banque Centrale des États de l\'Afrique de l\'Ouest, BCEAO. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bceao.int/en (дата обращения: 30.09.2025).
32. Россия и Мали реализуют совместный литиевый проект. Dmprom.online. [Электронный ресурс]. URL: https://dprom.online/mining/sovmestniy-litieviy-proekt-rossii-i-mali/ (дата обращения: 01.10.2025).
33. Annuaire Statistique du Mali 2010..2021. Institut national de la statistique (Mali) – INSTAT. [Электронный ресурс]. URL: https://instat-mali.org/fr/publications/annuaire-statistique-du-mali- (дата обращения: 30.09.2025).
34. United Nations Trade and Development (UNCTAD). [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/ (дата обращения: 29.09.2025).
35. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/ext/en/home (дата обращения: 27.09.2025).
36. World Health Organization. Data. Mali. [Электронный ресурс]. URL: https://data.who.int/countries/466 (дата обращения: 29.09.2025).

Страница обновлена: 28.10.2025 в 12:58:47

 

 

Russian foreign direct investment in Mali: current trends and prospects

Dembele M.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the current state and prospects of foreign direct investment (FDI) of the Russian Federation in the economy of the Republic of Mali. The article examines the historical background of bilateral cooperation, which began in the Soviet period. Based on the analysis of the political, social and economic situation in Mali, the key problems of the country are identified. They are: political, economic and social instability, underdeveloped infrastructure and the raw nature of the economy. The article describes current Russian investment projects, including the construction of a refining plant by the Yadran Group and Rosatom\'s projects in the energy and lithium production sectors. The article identifies potentially promising sectors for Russian FDI, such as energy, transport infrastructure, agriculture, and mining. The main obstacles to investment are particularized. They are: political risks, security issues, underdevelopment of the financial system, and difficulties in international settlements. It is concluded that, despite significant risks, Mali remains a strategically important partner for Russia in West Africa, and Russia\'s further investment activity in the Republic will be largely determined by the dynamics of Mali\'s domestic policy, the political will of the governments of the two sides and the implementation of projects involving large Russian corporations.

Keywords: foreign direct investment, Russian Federation, Republic of Mali, economic cooperation, investment projects, Mali's economy, investment climate, Rosatom, Yadran, infrastructure, gold mining, Sahel

JEL-classification: D20, D25, D29

References:

The revival of the Senegal-Mali railway. (2020). Zheleznye dorogi mira. (9). 30-37.

Abramova I.O., Shelekhova L.V., Konstantinova O.V. (2018). Russian-malian economic relations: state and prospects. The Bulletin of the Adyghe State University. (1). 181-189.

Alekseeva A.I., Ivanova N.I. (2025). Russia’s foreign economic affairs: the african destination. Russian Foreign Economic Bulletin. (1). 118-130. doi: 10.24412/2072-8042-2025-1-118-130.

Annuaire Statistique du Mali 2010..2021Institut national de la statistique (Mali) – INSTAT. Retrieved September 30, 2025, from https://instat-mali.org/fr/publications/annuaire-statistique-du-mali-

Banque Centrale des États de l\'Afrique de l\'Ouest, BCEAO. Retrieved September 30, 2025, from https://www.bceao.int/en

Davidchuk A.S., Degterev D.A., Korendyasov E.N. (2022). Soviet structural aid to the Republic of Mali in 1960-1968. Vestnik RUDN. International Relations. (4). 714-727. doi: 10.22363/2313-0660-2022-22-4-714-727.

Degterev D.A. (2023). African continent as a pole of attraction: issues of solidarity and rivalry. Problems of national strategy. (3). 256-273. doi: 10.52311/2079-3359_2023_3_256.

Emelyanenko E.G. (2020). Postcolonial Africa: problems and prospects. Mirovaya politika. (2). 86-101. doi: 10.25136/2409-8671.2020.2.33344.

Filina A.D. (2024). The world economy - is a mechanism of industrial cooperation between the Russian Federation and the Sahel-Saharan states based on the creation of preferential trade zones. Humanities, socio-economic and social sciences. (9). 223-229. doi: 10.24412/2220-2404-2024-9-24.

Gavrilova N.G. (2020). 60 years of independent development: the state of agriculture in Africa. International Agricultural Journal. 63 (5). 12. doi: 10.24411/2588-0209-2020-10218.

Gorelyh V.V. (2017). The activities of terrorist organizations in the Republic of Mali. Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. (3). 122-135.

Grinin L.E., Korotaev A. V., Bykanova D. A. (2020). The movement of societies towards mature socio-political and economic relations as a long-term factor of possible destabilization in the countries of the Afro-Asian macro-zone of instability

Kamate B. (2024). Exploitation of the economic resources of the Republic of Mali by Western countries Economic security of the individual, society, and the state: problems and ways to ensure. 491-493.

Kone M. (2022). Main problems of the economic development of the Republic of Mali. Mnogourovnevoe obschestvennoe vosproizvodstvo: voprosy teorii i praktiki. (2). 40-45.

Kone M. (2025). Sociocultural problems of malian society (interdisciplinary journal experience). Nauchnyy rezultat. Sotsialnye i gumanitarnye issledovaniya. (2). 122-134. doi: 10.10. 10.18413/2408-932X-2025-11-2-1-1.

Krasnoschekov V.V., Mazina A.L., Togo I., Dau Ya. (2024). Russia's contribution to training personnel for the economy of West Africa using the example of Mali. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo. (1). 16-19.

Lukyanov G.V., Nadzharov A.M. (2025). Tribes and trafficking: trans-saharan illegal trade routes as a conflict factor in the Sahara-Sahel region. Mezhdunarodnaya analitika. (1). 125-143. doi: 10.46272/2587-8476-2025-16-1-125-143.

Morozenskaya E.V., Gavrilova N.G., Kalinichenko L.N. (2024). Economic security in sub-Saharan Africa: possible ways to address new challenges. Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. (2). 82-101. doi: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-82-101.

Nosov V.V., Tsypin A.P. (2023). A retrospective analysis of the development of Mali in the post-colonial period. Almanakh Krym. (37). 47-57.

Peresypkin Z.I., Zemskov V.V. (2024). Challenges for the economic security of russian enterprises in cooperation with african contractors. Progressivnaya ekonomika. (6). 146-158. doi: 10.54861/27131211_2024_6_146.

Sharova A.Yu. (2019). The impact of economic sanctions on landlocked states (comparative case studies of CAR and Mali). Works and Scholarly Notes of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences. (3). 49-63. doi: 10.31132/2412-5717-2019-48-3-49-63.

Sissoko D., Ulyanischev P.V. (2018). The history of formation of state bodies in the Republic of Mali. Obrazovanie i pravo. (11). 322-325.

Sugakov G.K. (2021). Geographical analysis of foreign investor activity (case study of Africa). Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (4). 42-58. doi: 10.17072/2079-7877-2021-4-42-58.

United Nations Trade and Development (UNCTAD). Retrieved September 29, 2025, from https://unctad.org/

World Bank. Retrieved September 27, 2025, from https://www.worldbank.org/ext/en/home

World Health Organization. Data. Mali. Retrieved September 29, 2025, from https://data.who.int/countries/466