Обеспечение экономической безопасности функционирования страхового рынка на современном этапе на примере Республики Беларусь
Ахвледиани Ю.Т.
, Верезубова Т.А.![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
2 Белорусский государственный экономический университет, Минск, Республика Беларусь
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011836
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности функционирования страхового рынка. В условиях нарастающей глобальной неопределенности и усиливающихся кризисных явлений в экономиках разных стран мира наиболее уязвимыми являются финансовые институты, в том числе страховые организации. Организуя страховую защиту своим клиентам, они сами подвергаются опасности потерпеть финансовые убытки, обанкротиться и соответственно не выполнить свои обязательства перед страхователями, которые рассчитывают на получение страховых возмещений и обеспечений при наступлении различных непредвиденных негативных событий. Для обеспечения экономической безопасности функционирования страховых организаций необходимо создание надежной системы контроля платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков. В статье рассматривается опыт Республики Беларусь в организации надзора за безопасным осуществлением страховой деятельности
Ключевые слова: страховой рынок, экономическая безопасность, безопасное функционирование, платежеспособность, финансовая устойчивость, Республика Беларусь
JEL-классификация: G22, G28, L51
Введение
В условиях глобализации экономик мира возрастает опасность их дестабилизации и все чаще повторяются финансовые кризисы. Финансовая система начинает выполнять не только функцию обслуживания реальной экономики, но и создает угрозу ее стабильному функционированию, в результате чего возникают кризисные явления. Их изучение учеными многих стран мира привели к появлению идеи создания более прочной сети безопасности финансовых рынков, в качестве основных функций которой выдвигаются предупреждение негативных явлений в экономике, управление финансовым кризисом, снижение затрат на выход из него [1-12].
Для организации эффективной сети экономической безопасности финансового рынка необходимо установление строгих правил регулирования действий его конкретных участников. Это прежде всего касается управления финансовых потоков в конкретных ситуациях, а также постоянных процедур контроля за выполнением поставленных задач. Их решению в современных условиях может способствовать использование информационно-коммуникационных технологий, возможностей искусственного интеллекта и других прогрессивных достижений науки и техники.
Рациональность сети экономической безопасности финансовых рынков достигается в том случае, когда она охватывает все его сегменты и обеспечивает тесное взаимодействие между ними. Это касается и страхового сектора, как одного из важных секторов финансового рынка, существенно влияющего на экономическое и социальное развитие страны. Страховые организации могут стать «финансовой подушкой» при наступлении неблагоприятных финансовых последствий кризисных ситуаций. Однако, при этом, являясь финансовыми институтами, сами нуждаются в поддержании и укреплении своей платежеспособности и финансовой устойчивости.
Целью настоящей статьи является рассмотрение опыта организации безопасного функционирования страхового рынка Республики Беларусь на основе построения системы контроля платежеспособности страховых организаций и выявление возможностей ее дальнейшего усиления.
1. Отчетность белорусских страховых организаций
В Республике Беларусь страховая отрасль отличается жестким регулированием и контролем со стороны государства, чем в целом обеспечивается контроль платежеспособности страховщиков и соответственно их безопасное функционирование.
Прежде всего, система контроля платежеспособности страховщиков строится на требованиях ежегодного, ежеквартального и ежемесячного представления страховыми организациями многочисленных форм отчетности, среди которых имеется и непосредственно отчетность о платежеспособности, основанная на сопоставлении нормативной и фактической маржи платежеспособности, а также справочно представляется информация о соблюдении нормативов безопасного функционирования. Однако, следует отметить, что система контроля платежеспособности белорусских страховщиков не ограничивается только данными формами, о которых речь пойдет ниже.
Необходимо отметить, что контроль осуществляется в разных направлениях деятельности страховщиков по многочисленным формам отчетности. К основным из них относятся бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменении собственного капитала, о движении собственных средств, а также примечания к отчетности. перечень представляемых форм отчетности белорусскими страховыми организациями органу надзора за страховой деятельностью – Министерству финансов Республики Беларусь (далее Минфин) – довольно обширный. При этом ежемесячно в Минфин представляется только баланс. Ежеквартально представляются также и все остальные формы отчетности и примечания к ним. К годовой бухгалтерской отчетности, кроме того, прилагается аудиторское заключение. Все данные отчетности тщательно анализируются контролирующим органом на предмет соблюдения действующего законодательства о страховой деятельности.
2. Контроль формирования и инвестирования средств страховых резервов и минимального размера уставного фонда
Одним из основных направлений контроля за сохранением платежеспособности страховщиков является надзор за соблюдением правил формирования страховых резервов, их инвестированием, а также обеспечением денежными средствами минимального размера уставного фонда.
В Беларуси математические резервы в страховании жизни и технические резервы в рисковых видах страхования формируются в строгом соответствии с инструкциями, установленными соответствующими постановлениями Минфина [1]. Несмотря на то, что законодательством предусмотрена возможность применять другие методы расчета страховых резервов по согласованию с Минфином, этим правом страховщики как правило не пользуются, поскольку достаточно сложная процедура их согласования и не дешевой является разработка нового программного обеспечения.
Порядок размещения страховых резервов также жестко регламентирован [2]. Страховые организации в Беларуси осуществляют инвестиции и размещают временно свободные средства страховых резервов с применением принципов возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации. Они обеспечиваются установленным ограниченным перечнем объектов инвестирования (депозиты банков, государственные облигации, облигации Национального банка, Банка развития и иных банков, местных органов власти, белорусских юридических лиц. Имеется возможность также инвестировать в недвижимое имущество, за исключением жилых помещений, однако в обеспечение страховых резервов впоследствии будет принято только 50 % от произведенных вложений, поэтому данное направление инвестиций практически ими не используется. Не востребованной остается также возможность инвестировать в драгоценные металлы. Государственные страховщики из ценных бумаг банков и юридических лиц могут приобретать только выпущенные государственными организациями. Диверсификация инвестиций обеспечивается установлением предельных пропорций вложений на депозиты одного банка (до 50 %), приобретения ценных бумаг местных органов власти (до 10 % одного субъекта), одного банка (до 15 %) и т.д. За нарушение порядка формирования страховых резервов или их размещения на страховщика согласно Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь может быть наложен штраф от 100 до 400 базовых величин. С учетом того, что базовая величина в 2025 г. составляет 42 бел. руб., то данная сумма штрафа эквивалентна примерно 1400-5600 дол. США.
Минимальный размер уставного фонда страховых организаций в Беларуси различается в зависимости от направлений деятельности страховщиков: для осуществляющих страхование жизни и добровольные виды страхования «не жизни» - 350 000 базовых величин, обязательное страхование – 500 000 базовых величин, перестрахование – 750 000 базовых величин [3]. Эта величина должна быть обеспечена денежными средствами на каждую отчетную дату. В случае невыполнения данного требования на страховщика налагается штраф от 200 до 500 базовых величин, может быть приостановлена его деятельность вплоть до отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.
В настоящее время за это и предыдущее нарушения приостановлена лицензия у двух белорусских страховщиков – ЗАСО «КЕНТАВР» и СООО «Асоба» [4].
3. Контроль осуществления перестраховочной деятельности
Важным направлением обеспечения платежеспособности страховых организаций является перестрахование, которое в значительной степени нивелирует принятые на страхование риски. Белорусское законодательство требует, чтобы в перестрахование были переданы риски по всем договорам «не жизни», превышающим норматив ответственности, который установлен в зависимости от опасности осуществляемых видов страхования в размере 10 %, 20 %, 25 %, 30 %, 35 % от собственного капитала страховой организации [5]. Он ежеквартально пересчитывается, отражается в бухгалтерской отчетности и применяется начиная со второго месяца следующего квартала. Такая обязательная передача рисков, превышающий норматив ответственности, осуществляется в Белорусскую национальную перестраховочную организацию. В случае принятия страховщиком на себя ответственности, превышающей данный норматив без перестрахования, на него налагается штраф от 200 до 500 базовых величин. Такое требование законодательства обеспечивает отсеивание страховщиком рисков, которые он не может покрыть. В дополнение к нему страховая организация по результатам проводимого внутреннего контроля наиболее опасных и по сумме немалых рисков стремится сама дальше диверсифицировать их с помощью передачи другим, как правило, дружественным страховщикам на взаимных началах. В то же время, фронтирование белорусским законодательством запрещено, т.е. нельзя передать в перестрахование всю ответственность, зарабатывая только перестраховочную комиссию. Обоснованная и рационально построенная система перестрахования способна обеспечить страховым организациям уверенность в выполнении ими своих обязательств перед страхователями в полном объеме и своевременно. Практика показывает, что с помощью разных форм и методов перестрахования осуществляется надежная селекция страховых рисков, оставляя на их ответственности только те, которые страховщик может с уверенностью покрыть за счет собираемых страховых взносов и сформированных страховых резервов.
4. Контроль размера вознаграждения страховым посредникам
Для контроля сохранения платежеспособности страховщика осуществляется также надзор за рентабельностью его деятельности, которая во многом зависит от его аквизиционных издержек. С этой целью Минфином установлены предельные размеры выплат страховым посредникам [6]. Следует отметить, что с апреля 2025 г. данные нормативы кардинальным образом изменились. Так, если ранее предельный размер выплат страховым брокерам по добровольному страхованию транспортных средств доходил до 25 %, то в настоящее время он снизился до 1 %. Несколько больше (до 5 %) вознаграждение по данному виду добровольного страхования установлено для страхового агента, работающего у страховщика по трудовому договору. В то же время за превышение страховой организацией установленных законодательством предельных размеров вознаграждений страховым посредникам установлена санкция – штрафа в размере суммы превышения, что исключает умышленные нарушения данных требований.
Такое резкое решение белорусского органа надзора за страховой деятельностью привело к уходу с рынка страховых брокеров. Если в начале 2025 г. их было 29, то по состоянию на 1.10.2025 г. осталось только 15, из которых 4 находятся в стадии ликвидации, и еще 2 работают без директора [7]. Можно прогнозировать, что на страховом рынке останутся только некоторые брокеры, сумевшие переформатировать свою деятельность с заказчиков-страховщиков на заказчиков-страхователей.
Что касается финансового положения самих страховых организаций, то их затраты на посреднические услуги резко снизились, однако несколько упал и объем собираемых взносов. Это свидетельствует о неготовности страхового рынка к таким внезапным переменам и требуется время к адаптации участников страхового рынка к новым условиях работы.
Для развития цифровых страховых посредников (сайтов, приложений, цифровых платформ) необходим временной лаг со значительными финансовыми вложениями.
5. Контроль соотношения нормативной и фактической маржи платежеспособности и соблюдения нормативов безопасного функционирования
Для оценки платежеспособности из применяемых форм отчетности белорусских страховщиков часто используются две: о платежеспособности и о нормативах безопасного функционирования. Первая из них была введена еще в 2007 г и является прототипом самой ранней Европейской директивы Solvency I. Ее суть заключается в сопоставлении фактической и нормативной маржи платежеспособности [8]. Фактическая определяется в размере собственного капитала страховщика за вычетом задолженности учредителей и дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности. А нормативный размер маржи платежеспособности рассчитывается по страхованию жизни в процентах от страховых резервов (1-4 %), а по видам страхования, не относящихся к страхованию жизни, - в процентах от страховых взносов (18 %) или страховых выплат (26 %). Методика их исчисления изложена более подробно в соответствующих инструкциях.
Исследование практики применения данной методики определения платежеспособности страховых организаций показывает, что данная форма отчетности не отражает фактического финансового состояния страховщика, поскольку строится на общих показателях деятельности страховой организации, не учитывая рискованность осуществляемых видов страхования. Поэтому имеются случаи, когда при значительном превышении фактической маржи платежеспособности над нормативной у многих страховщиков по отдельным видам страхования уровень убыточности превышает 100 % и больше, а страховщик не имеет возможности определить факторы риска.
В связи с этим предлагается перейти на применение методики учета риска и доходности по каждому виду страхования с учетом специфики долгосрочного страхования жизни и краткосрочных видов страхования, не относящихся к страхованию жизни [3-9].
Вторая форма отчетности, касающаяся диагностики платежеспособности страховщика – это отчет о соблюдении нормативов безопасного функционирования [9]. Она была введена в 2014 г. по некоторой аналогии с банками, однако недостаточно учитывала специфику страховой деятельности. Поэтому многие нормативы не выполнялись, однако санкций за это невыполнение не применялось, т.к. результаты анализа не в полной мере достоверно отражали показатели финансово-хозяйственной деятельности. При их усовершенствовании возможно было бы получить сведения о финансовом состоянии, стабильности, устойчивости и надежности функционирования страховой организации. Предложения по усовершенствованию данных методик для белорусского страхового рынка содержатся в ряде более ранних публикаций [3-9].
Выводы.
Для достижения экономической безопасности страхового рынка необходимым является применение риск-ориентированного подхода на всех уровнях управления: общий государственный надзор, надзор собственников, общественный надзор. Государство выступает главным институтом, формирующим законодательство, призванное регулировать и обезопасить деятельность всех субъектов финансового рынка от кризисных явлений. Определенную роль в укреплении безопасности функционирования страхового сектора выполняют сами страховые организации, их собственники и специализированные организации, способствующие достоверной оценке реальности и результативности страхового процесса.
Особенностью страхового процесса является внутренняя сеть, обеспечивающая выполнение главной цели страхования. В современных реалиях, кроме страхователей и страховщиков существенную роль играют посредники, которые способствуют расширению страховой деятельности. Это агенты, брокеры, а также другие звенья инфраструктуры, обеспечивающие реализацию страхового продукта, достоверность оценки ущерба, расчет размеров страховых выплат, перестраховочных возмещений и др.
Каждый из перечисленных участников страховых отношений заинтересован в устойчивом функционировании страхового рынка. При должном выполнении своих функций, тесной взаимосвязи управленческих действий, наличии у каждой страховой организации надежной системы управления рисками обеспечивается экономическая безопасность страхового сектора.
[1] О порядке и условиях образования страховых резервов страховых организаций : пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 17.12.2007 № 188 (ред. от 16.06.2024 № 33). – URL: https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_171207_188.pdf (дата обращения 10.10.2025).
[2] Об осуществлении инвестиций и размещении средств страховых резервов страховыми организациями: пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 29.12.2006 № 1760 (ред. от 09.10.2024 № 746). – URL: https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postsm_291206_1750.pdf (дата обращения 10.10.2025).
[3] О страховой деятельности : Закон Республики Беларусь от 5 янв. 2024 г. №344-3.- URL:https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/zakon_05012024_344z.pdf (дата обращения 10.10.2025)
[4] MYFIN : [сайт]. – URL: https://myfin.by/article/biznes/v-belarusi-priostanovili-licenziu-ese-odnogo-krupnogo-strahovsika-40930 (дата обращения 10.10.2025).
[5] О нормативе ответственности : пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 7 февраля 2003 г. № 16 (ред. от 30 апреля 2025 г. № 28). – URL: https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_070203_16.pdf (дата обращения 10.10.2025)
[6] О предельных размерах выплат страховым агентам и страховым брокерам : пост. М-ва финансов Рес. Беларусь от 10 февраля 2025 г. № 9 (ред. от 21 ап-реля 2025 г. № 25). – URL: https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_100225_9_r2.pdf (дата обращения 10.10.2025)
[7] Страховые брокеры, действующие по состоянию на 9 октября 2025 г. / Министерство финансов Республики Беларусь : [сайт]. – URL:https://www.minfin.gov.by/ru/supervision/insurance_brokers/(дата обращения 10.10.2025)
[8] О критериях и порядке оценки платежеспособности страховых организаций : пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 10 мая 2007 г. № 73 (ред. от 11 июня 2024 г. № 33). – URL:https://minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_100507_73.pdf (дата обращения 10.10.2025)
[9] О нормативах безопасного функционирования для страховых организаций : пост. Мин-ва финансов Респ. Беларусь от 20 июня 2014 г. № 38 (ред. от 11 июня 2024 г. № 33). – https://www.minfin.gov.by/upload/insurance/acts/postmf_200614_38.pdf
Источники:
2. Борисенко П.И., Ходаков Н. П. Особенности определения величины достаточности собственного капитала для страховых компаний. / Вопросы современной науки: коллект. науч. монография. - М.: Изд. Интернаука, 2024. – 18-33 c.
3. Верезубова Т. А., Заблоцкая Т. Н., Карпушкина А. В. Внутренний механизм управления финансовым риском страховщика в системе контроля его платежеспособности. / Проблемы экономической безопасности в условиях многополярности современного мира: монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2025. – 505 c.
4. Верезубова Т.А. Достаточный собственный капитал страховщика для обеспечения его платежеспособности в Беларуси, России и Европейском союзе. / Инновационно-интенсивное развитие Союзного государства России и Беларуси в условиях санкционного давления: региональные и отраслевые аспекты: монография / под науч. ред. д.э.н., профессора К.В. Павлова, к.э.н., доцента И.В. Зеньковой, к.э.н., доцента Д.В. Кондратьева. – Гл. 13. - Новополоцк: Полоц.гос.ун-т им. Евфросинии Полоцкой, 2025. – 364 c.
5. Верезубова Т.А., Карпушкина А. В. Идентификация риска при проведении видов страхования, отличных от страхования жизни. Раздел 4.8. / Проблемы экономической безопасности: от структурной адаптации к экономическому росту: монография / под ред. А.В. Карпушкиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2024. – 393 c.
6. Верезубова Т.А. Механизм реализации стратегических задач укрепления платежеспособности страховых организаций. Глава 6.1. / Географические и экономические основы изучения инфраструктуры : кол. монография :Кудрявцев А.Ф., Лекомцев А.Л., Крылов П.М., Сидоров В.П., Бунаков О.А., Рожко М.В., Рубцов В.А., Ходыкина М.Ф., Максимов Д.В., Ситников П.Ю., Девятов А.Н., Апатова Н.В., Павлов К.В., Зенькова И.В., Павлов А.К., Асадуллина Н.Р., Одинцова Т.М., Верезубова Т.А., Данилкова С.А., Ильин С.Ю., Тарарышкина Л.И., Чубарова Н.Э., Кондратьев Д.В., Разакова Б.С. ; отв. ред. В.П. Сидоров– Электрон. (символьное) изд. (3,85 Мб.). - Ижевск : Удмуртский университет, 2024. – 457 c.
7. Верезубова Т. А. Методика определения величины риска в системе обеспечения финансовой устойчивости страховщика жизни // Изучение географических и экономических систем: сб. науч. ст. / М-во науки и высш. образования РФ, ФГБОУ ВО \"Удмуртский государственный университет\", Ин-т естеств. наук ; отв. ред. В. П. Сидоров. - Ижевск : Удмуртский университет. Ижевск, 2025. – c. 502.– url: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/23091.
8. Верезубова Т.А. Оценка воздействия санкционных ограничений на страховые организации. Гл. 2.4. / Компенсационные меры поддержки и развития страхового рынка в условиях санкционных ограничений : монография / Кириллова Н.В., Цыганов А.А., Белоусова Т.А., Быстроновская И.А., Верезубова Т.А., Дорожкин А.В., Крутова Л.С., Охрименко И.В., Рыбаков С.И., Туленты Д.С., Умаров А.Т., Шамсуддинов Б.Р., Шинкаренко И.Э., Эченикэ В.Х. - М. : Прометей, 2024. – 99–113 c.
9. Кириллова Н.В., Верезубова Т. А., Камнева Е. В. Страховые рынки России и Беларуси: психологические барьеры развития и их преодоление // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 8. – p. 5283-5302. – doi: 10.18334/epp.15.8.123443.
10. Кутурина Е. П. Финансовая устойчивость страховых компаний и пути ее повышения // Страхование в информационном обществе – место, задачи, перспективы: сб. тр. XX Междунар. науч.-практ. конф., Владимир, 4–6 июня 2019 г. : в 2 т. / Владимир. гос. ун-т ; отв. ред.: П. Н. Захаров, Е. В. Злобин. – Владимир, 2019. – Т. 2. Владимир, 2019. – c. 206–213.
11. Шухман М. Э. Основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость предприятия // Журнал экономических исследований. – 2017. – № 3. – c. 73–84.
12. Панков Ю.В. Финансовая безопасность страховщика как атрибут страховой культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/p/pankow_j_w/financialdoc.shtml (дата обращения: 10.10.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:35
Download PDF | Downloads: 3
Ensuring the economic security of the insurance market at the present stage on the example of the Republic of Belarus
Akhvlediani Y.T., Verezubova T.A.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article examines the challenges of ensuring the safe operation of the insurance market. Amid growing global uncertainty and intensifying economic crises around the world, financial institutions, including insurance companies, are the most vulnerable ones. By providing insurance coverage to their clients, they are at risk of financial failure, bankruptcy, and, consequently, failure to fulfill their obligations to policyholders, who rely on insurance compensation and security in the event of various unforeseen adverse events. To ensure the safe operation of insurance companies, it is necessary to create a reliable system for monitoring the solvency and financial resilience of insurers. The article examines the experience of the Republic of Belarus in organizing supervision of the safe operation of insurance activities.
Keywords: insurance market, safe operation, solvency, financial resilience, Republic of Belarus
JEL-classification: G22, G28, L51
References:
Akhvlediani Yu. T. (2024). Insurance
Borisenko P.I., Khodakov N. P. (2024). Peculiarities of determining the amount of equity capital adequacy for insurance companies
Kirillova N.V., Verezubova T. A., Kamneva E. V. (2025). Strakhovye rynki Rossii i Belarusi: psikhologicheskie barery razvitiya i ikh preodolenie Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (8). 5283-5302. doi: 10.18334/epp.15.8.123443.
Kuturina E. P. (2019). Financial stability of insurance companies and ways to improve it Insurance in the information society - place, tasks, prospects. 206–213.
Shukhman M. E. (2017). The main factors affecting the company's financial stability. Zhurnal ekonomicheskikh issledovaniy. 3 (3). 73–84.
Verezubova T. A. (2025). Methodology for determining the amount of risk in the financial stability assurance system of a life insurer The study of geographical and economic systems. 502.
Verezubova T. A., Zablotskaya T. N., Karpushkina A. V. (2025). The insurer's internal financial risk management mechanism in the solvency control system
Verezubova T.A. (2024). A mechanism for implementing strategic objectives to strengthen the solvency of insurance companies. Chapter 6.1
Verezubova T.A. (2024). Assessment of the impact of sanctions restrictions on insurance companies. Chapter 2.4
Verezubova T.A. (2025). Sufficient equity capital of the insurer to ensure its solvency in Belarus, Russia and the European Union
Verezubova T.A., Karpushkina A. V. (2024). Identification of risk in carrying out types of insurance other than life insurance. Section 4.8
