Влияние трудовой миграции на состояние национальной экономической безопасности
Туфетулов А.М.![]()
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011829
Аннотация:
Активизация миграционных потоков в условиях углубления региональной экономической интеграции привела к формированию новых угроз для национальной экономической безопасности, что обусловливает необходимость совершенствования инструментов миграционной политики. Целью исследования выступает определение состава угроз, инициированных активизацией трудовой миграцией в рамках Евразийского экономического союза, и разработка предложений, направленных на развитие инструментов управления ими. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи: определены причины активизации трудовой миграции; сформулировано содержание ключевых угроз для системы национальной экономической безопасности, вызванных миграционными потоками; сформулированы предложения, направленные на предупреждение и нейтрализацию угроз. Сделан вывод о целесообразности выделения миграционной безопасности как вида экономической безопасности и развитии методических подходов к оценке ее уровня, что позволит повысить результативность инструментов мониторинга угроз
Ключевые слова: трудовая миграция, национальная экономическая безопасность, инструменты управления угрозами, региональная экономическая интеграция, демографические процессы, миграционная безопасность
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение. Направления и темпы социально-экономического развития современного государства находятся в прямой зависимости от уровня национальной экономической безопасности, которое представляет собой состояние защищенности интересов государства, общества и личности от внутренних и внешних негативных факторов влияния. Другим существенным фактором, оказывающим существенное влияние на экономическую динамику, выступает состояние трудовых ресурсов. Современный этап развития российского государства характеризуется снижением численности экономически активного населения, что обусловлено особенностями демографической процессов. Одновременно имеет место развитие межгосударственных взаимодействий, что стимулирует миграционные потоки. Изменения геополитической ситуации происходят в связи с ужесточением санкционного давления и углублением региональной экономической интеграции, в которых Российская Федерация играет ключевую роль. К числу подобных интегрированных образований относятся, в частности, Евразийское экономическое сообщество, объединение БРИКС и др. Двойственное влияние миграции на динамику показателей принимающего государства проявляется, с одной стороны, в компенсации дефицита трудовых ресурсов, с другой стороны, в возникновении качественно новых угроз, которые требуют разработки инструментов управления ими.
Учет указанных угроз привел к разработке и принятию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, которая направлена на «решение задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода» [18]. Имеющие место с момента принятия данной Концепции изменения в характере геополитической ситуации и на российском рынке труда определяют необходимость дополнения программных документов российского государства, регулирующих миграционные потоки и отношения по обеспечению экономической безопасности, в части состава угроз, обусловленных активизацией трудовой миграции, и инструментов управления ими, что определило выбор направления исследования и его структуру.
Обострение проблем миграции вызвали необходимость разработки программных документов российского государства, определяющих инструментарий обеспечения национальной безопасности и экономической безопасности. К их числу относятся: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [19], Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [20]. Одновременно появляется значительное числа работ, авторы которых рассматривают различные подходы к формированию и реализации миграционной политики. Среди них следует выделить: труды А.В. Городнова [3], Д.Т. Козлова [7], Э.Н. Соболева [14], Е.В. Давыденко [4] и др., которые анализируют механизмы регулирования трудовой миграции и ее влияние на социально-экономическое развитие принимающего государства; работы Л.В. Зинич [6], Ш.Д. Магомедова [8], Т.В. Сухановой [16] и др., которые исследуют особенности международной миграции в условиях углубления региональной экономической интеграции. В научных публикациях Е.В. Ганебных, Н.К. Савельевой, А.А. Созиновой, Ю.С. Федяевой [2] и др. выделяются особенности миграционных процессов в субъектах РФ. В то же время следует отметить, что активизация миграционных потоков инициирует появление новых угроз, которые требуют дальнейшего развития миграционной политики российского государства. Это определяет цель и задачи исследования.
Цель исследования заключается в выявлении угроз, обусловленных активизацией трудовой миграции в рамках региональной экономической интеграции и обоснование инструментов предупреждения и нейтрализации негативных последствий для Российской Федерации как принимающего государства. Объектом исследования выступают угрозы, обусловленные активизацией трудовых миграционных потоков в рамках региональной экономической интеграции. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие по поводу разработки и внедрения инструментов предупреждения и нейтрализации угроз, обусловленных активизацией трудовых миграционных потоков для принимающего государства в рамках региональной экономической интеграции. Информационной базой исследования послужили статистические данные органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и др.
Основная часть. Согласно
экспертным оценкам, дефицит кадров в Российской Федерации 2024 году оценивался
более чем в 2 млн работников, это нашло отражение в снижении уровня безработицы
до в 2,3% [11]. Данная негативная динамика на рынке труда стала
основной причиной активизации миграционных потоков. Другим фактором,
способствующим увеличению численности трудовых мигрантов, стало развитие
региональной экономической интеграции с участием Российской Федерации как
центра притяжения экономически активного населения. Формирование
Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предшественником которого в 2001-2015
годах было Евразийское
экономическое сообщество, свидетельствует об углублении межгосударственного
сотрудничества, что находит отражение в интеграционных процессах в различных
сегментах экономики, в том числе, на рынке труда. Согласно официальным данным среднегодовая численность трудовых
мигрантов в рамках ЕАЭС составляет порядка одного миллиона человек. К
числу особенностей миграционных потоков в ЕАЭС относится выделение Российской
Федерации в качестве ключевого реципиента носителей трудовых ресурсов, Кыргызстана
– в качестве основной страны-донора трудовых мигрантов для ЕАЭС, Узбекистана –
основной страны-донора для России при одновременном приобретении миграционными
потоками встречного характера [5]. При этом основную долю мигрантов составляет низкоквалифицированный
персонал. Динамика
трудовых мигрантов в Российскую Федерацию и их доли в общем объеме
миграционного потока в период с 2016 года по 2023 год отражена
рисунке
1.
Рис. 1. Динамика численности трудовых иммигрантов в Российской Федерации, 2016-2023 гг.
Источник: составлено автором на основе данных [10].
Согласно данным Пограничной службы ФСБ России, максимальное количество зарегистрированных мигрантов, пребывших на территории Российской Федерации, было зафиксировано в 2019 году и составило 5 478 249 человек [10]. В случае учета нелегальной миграции данный показатель оценивается экспертами в 7 миллионов человек. Миграционный приток, или разность между постановкой на миграционный учет на срок до 9 месяцев и снятием с такого учета достиг максимального значения в 2021 году (429,9 тыс. чел.) [11]. Снижение данного показателя в 2020 году обусловлено ограничительными мероприятиями, которые проводились для предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Несмотря на некоторый рост числа иммигрантов в 2024 году по сравнению в данными за 2023 год, число въезжающих уступает аналогичным показателям, сложившимся в период распространения COVID-19.
По данным МВД России, на начало 2024 года на территории страны находилось 6 млн иностранных граждан. Это подтверждает сохранение миграционной привлекательности России, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. В соответствии с методологией ООН, которая предполагает суммирование долгосрочных и временных мигрантов, специалисты оценивают их общую численность в стране в 10,9 млн человек [15]. При этом около 3,35 млн из них указали целью въезда «работу по найму». По экспертным оценкам, мигранты составляют 9,2% населения в трудоспособном возрасте и 10,4% рабочей силы РФ [15]. Численность миграционных потоков с учетом стран-доноров и трудовых мигрантов в их составе отражена в таблице 1.
Таблица 1
Численность миграционных потоков с учетом стран-доноров и трудовых мигрантов в их составе
|
Страна-донор
|
Всего
мигрантов, млн человек
|
Трудовые
мигранты, млн. человек
|
|
Страны
СНГ (включая Украину и Грузию)
|
9,88
|
7,28
|
|
Узбекистан
|
2,08
|
1,58
|
|
Таджикистан
|
1,75
|
1,33
|
|
Украина
|
1,67
|
1,19
|
|
Казахстан
|
1,18
|
0,83
|
|
Киргизия
|
0,87
|
0,67
|
|
Белоруссия
|
0,69
|
0,50
|
|
Армения
|
0,64
|
0,48
|
|
Азербайджан
|
0,49
|
0,36
|
|
Молдавия
|
0,24
|
0,18
|
|
Грузия
|
0,17
|
0,10
|
|
Туркмения
|
0,09
|
0,07
|
|
Страны
дальнего зарубежья
|
1,05
|
0,28
|
|
Всего
|
10,93
|
7,55
|
Основными секторами экономики, где число трудовых мигрантов является значительным, выступают строительство (43%), оптовая и розничная торговля (28%), транспортировка и хранение товаров (15%), обрабатывающая промышленность (10%), сельское хозяйство (4%) [10]. По показателю миграционного прироста в 2024 году лидировали Московская область и Москва, которые характеризуются привлекательными трудовыми и социально-экономическими условиями для иммиграции, Санкт-Петербург с прилегающей Ленинградской областью, а также Краснодарский край. При этом Ханты-Мансийский автономный округ не вошел в число лидеров рейтинга, поскольку миграционный прирост сократился в два раза по сравнению 2023 году, когда он достиг максимальных значений [17]. Республика Татарстан не входит в Топ-10 российских регионов с положительным и отрицательным вкладом миграционного прироста.
Анализ последствий миграции позволил представить классификацию угроз, связанных с активизацией миграционных потоков. К основным угрозам экономической безопасности, вызванным притоком мигрантов, относятся:
1. Угрозы для качества человеческого капитала принимающего государства, поскольку профессионально-квалификационные характеристики мигрантов не соответствуют структуре спроса на российском рынке руда.
2. Благодаря действию трансмиссионного механизма изменения в объеме выпуска и размере оплаты труда опосредованно проявляются в динамике инфляции.
3. Повышение уровня криминализации общества, что обусловлено ростом числе преступлений, совершаемых мигрантами. Так, согласно данным МВД России, числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2023 году, выросло на 13% [9].
4. Повышение нагрузки на сферы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.
5. Нарушение этно-демографического баланса.
Проводимые с участием сотрудников кафедры экономической безопасности и налогообложения Казанского (Приволжского) федерального университета исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой целесообразно выделить категорию миграционная безопасность наряду с безопасностью продовольственной, энергетической, экологической и др. Миграционная безопасности государства-центра притяжения миграционных потоков в рамках региональных интегрированных образований определяется как относительно автономная подсистема системы экономической безопасности, которая представлена собственным составом субъектов, характеризующихся особой мотивацией к перемещению, специфическими угрозами и рисками, отношением субъектов к риску, пространством действия, результирующими показателями функционирования, что определяет необходимость разработки адаптированных к предмету исследования теоретико-методическими подходами [1]. Объективной предпосылкой выделения миграционной безопасности как относительно автономной подсистемы выступает активизация миграционных процессов и их растущее влияние на состояние национальной экономики и уровень угроз для экономической безопасности.
Коллективом кафедры экономической безопасности и налогообложения Казанского (Приволжского) федерального университет разработан композитный индекс национальной экономической безопасности с учетом влияния миграционных потоков, методика расчета которого основана на учете критических, целевых и пороговых значений его составляющих [1]. Алгоритм расчета композитного индекса включает: группировку частных показателей экономической безопасности с учетом единиц измерения и направленности воздействия; приведение показателей к сопоставимому виду в соответствии с нормирующей функцией, предложенной В.К. Сенчаговым и С.Н. Митяковым [13] в зонной теории ранжирования индикаторов; расчет композитного индекса с использованием формулы среднего геометрического частных показателей. Использование данной формулы позволяет получить показатель, свободный от случайных колебаний.
Анализ состояния системы экономической безопасности с учетом трудовой миграции позволил предложить ряд мероприятий, направленных на предупреждение угроз, обусловленных миграционными потоками. Основное место среди них занимают проактивные меры, направленные на снижение дефицита кадров, который стал причиной активизации миграционных процессов. Одновременно представляется целесообразным расширение мероприятий в рамках действующего с 2022 года федерального проекта «Россия - привлекательная для учебы и работы страна» за счет включения в их число инструментов интеграции мигрантов в принимающее общество, стимулирования трудоустройства талантливых иностранных студентов после окончания учебы; поддержание этно-демографического баланса в субъектах РФ [21]; повышение производительности труда за счет непрерывного образования работников – граждан России и мигрантов; повышение качества подготовки и переподготовки кадров за счет формирования новых моделей университетов, инженерных школ, академического аустсорсинга и др. В реализации указанных мероприятий особая роль принадлежит образовательным организациям, в том числе организациям высшего образования, и их коллективам.
Проведенное исследование показывает наличие межрегиональных различий в численности миграционных потоков, удельному весу мигрантов в общей численности населения региона и др. В этой связи повышается значение региональных программ в предупреждении угроз миграции и интеграции мигрантов в принимающее общество. В частности, в Республике Татарстан реализуются мероприятия по адаптации и социализации иностранных студентов, которые обучаются в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан [12]. Положительный опыт реализации данного пилотного проекта в других регионах позволяет его рекомендовать для использования при разработке программных документов в других субъектах РФ.
Заключение (выводы). Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что углубление региональной экономической интеграции стимулирует миграционные потоки и выступает предпосылкой для формирования единого рынка труда. Особенности демографических процессов в Российской Федерации, проявившиеся в превышении спроса над предложением на рынке труда, предопределили ее роль в качестве страны-реципиента трудовых мигрантов. Это создало причиной усиления угроз для национальной экономической безопасности. В этих условиях представляется целесообразным дополнение Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года рядом положений, которые определяют содержание мер, направленных на выявление и нейтрализацию угроз, обусловленных активизацией миграционных потоков. Одновременно требует дальнейшего развития миграционная политика, основные положения которой отражены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы. В современных условиях повышается роль проактивных мер, что предусматривает повышение роли образовательных организаций в российских регионах, которые наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для отраслей национальной экономики и сектора государственного управления формируют систему ценностей обучающихся, исходя из целевых ориентиров развития российского государства. Это способствует интеграции иностранных студентов в принимающее общество, что предотвращает угрозы межэтнических и межконфессиональных конфликтов, а также способствует повышению профессионально-квалификационного уровня экономически активного населения. Выделение в качестве самостоятельной группы угроз активизации миграционных потоков, а также совокупности мер, направленных на их предупреждение и нейтрализацию, позволяет рассматривать миграционную безопасность в качестве одного из видов безопасности наряду с продовольственной, энергетической, экологической и др. Дальнейшее исследование последствий активизации миграционных потоков предполагает совершенствование методик оценки уровня безопасности с учетом вызванных ими угроз.
Источники:
2. Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Федяева Ю.С. Влияние миграции на социально-экономическое развитие регионов Приволжского федерального округа // Креативная экономика. – 2023. – № 5. – c. 1841-1858. – doi: 10.18334/ce.17.5.118225.
3. Городнов А.В. Влияние миграционных процессов на развитие политики и экономики в России в условиях современного глобального кризиса // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1565-1582. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116284.
4. Давыденко Е. В. Трудовая миграция в Евразийском экономическом союзе: проблемы, вызовы и решения // Экономические отношения. – 2025. – № 1. – c. 157-168. – doi: 10.18334/eo.15.1.122449.
5. ЕАЭС: перспективы развития единого рынка труда. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/eaes-perspektivy-razvitiya-edinogo-rynka-truda/ (дата обращения: 29.04.2025).
6. Зинич Л. В. Современные подходы к регулированию миграции в России: цифровизация, интеграция и международное сотрудничество // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – № 4. – c. 317-328. – doi: 10.18334/ecsoc.14.4.122162.
7. Козлов Д.Т., Ханина А.В. Анализ влияния миграционных потоков на национальную экономику (на примере Российской Федерации, стран Закавказья и Средней Азии) // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 355-372. – doi: 10.18334/eo.13.2.117901.
8. Магомедов Ш. Д. Совершенствование и развитие международной миграции трудовых ресурсов на современном этапе развития человечества // Экономика труда. – 2024. – № 6. – c. 857-872. – doi: 10.18334/et.11.6.121095.
9. Миграция из России и в Россию https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%B7_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E (дата обращения: 29.04.2025)
10. Официальный сайт Пограничной службы ФСБ России. [Электронный ресурс]. URL: http://ps.fsb.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.04.2025).
12. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2017 г. N 340-р «Об утверждении плана мероприятий по адаптации и социализации иностранных студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, на 2017 - 2023 годы» (с изменениями на 14 марта 2020 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550306398/titles/4PAIF (дата обращения: 29.04.2025).
13. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. – 2011. – № 5. – c. 41-50. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti.
14. Соболев Э.Н. Трудовая миграция в России: тенденции, риски, механизмы регулирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 7. – c. 1689-1704. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121432.
15. Соколов Д. Трудовая миграция стала одной из главных социальных и экономических проблем России. Эксперт. - 12 июля 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.ru/obshchestvo/vsye-priekhali/ (дата обращения: 29.04.2025).
16. Суханова Т.В. Миграционные формы взаимодействия национальных рынков труда в условиях трансформации мировой экономики // Экономика труда. – 2023. – № 7. – c. 967-978. – doi: 10.18334/et.10.7.118268.
17. Топ-10 Российских регионов с положительным и отрицательным вкладом миграционного прироста, 2024 г. Эксперт РА. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/regions/migration_regions_2024/ (дата обращения: 29.04.2025).
18. Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72092260/ (дата обращения: 29.04.2025).
19. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 29.04.2025).
20. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 29.04.2025).
21. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральный проект «Россия – привлекательная для учебы и работы страна». [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/directions/fed_proekt_rossiya_privlekatelnaya_dlya_ucheby_i_raboty_strana/ (дата обращения: 29.04.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:33
Download PDF | Downloads: 4
The impact of labor migration on national economic security
Tufetulov A.M.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The intensification of migration flows in the context of deepening regional economic integration has led to new threats to national economic security.
This necessitates the improvement of migration policy instruments. The article aims to determine the composition of the threats initiated by the intensification of labor migration in the Eurasian Economic Union and to develop threat management tools. The following tasks were solved. The reasons for the intensification of labor migration were identified; the content of key threats to the national economic security system caused by migration flows was formulated; and proposals aimed at preventing and neutralizing threats were formulated. It is concluded that it is advisable to single out migration security as a type of economic security and to develop methodological approaches to assessing its level, which will increase the effectiveness of threat monitoring tools.
Keywords: labor migration, national economic security, threat management tools, regional economic integration, demographic processes, migration security
JEL-classification: F52, H56, H12
References:
Balabanova Yu.N. (2024). Ensuring national economic security, taking into account migration flows
Davydenko E. V. (2025). Labor migration in the Eurasian Economic Union: problems, challenges and solutions. Journal of International Economic Affairs. 15 (1). 157-168. doi: 10.18334/eo.15.1.122449.
Ganebnyh E.V., Saveleva N.K., Sozinova A.A., Fedyaeva Yu.S. (2023). The impact of migration on the socio-economic development of the regions of the Volga Federal District. Creative Economy. 17 (5). 1841-1858. doi: 10.18334/ce.17.5.118225.
Gorodnov A.V. (2022). The impact of migration processes on political and economic development in Russia during the current global crisis. Economic security. 5 (4). 1565-1582. doi: 10.18334/ecsec.5.4.116284.
Kozlov D.T., Khanina A.V. (2023). Analysis of the impact of migration flows on the national economy (case study of the Russian Federation, the Caucasus and Central Asia). Journal of International Economic Affairs. 13 (2). 355-372. doi: 10.18334/eo.13.2.117901.
Magomedov Sh. D. (2024). Improvement and development of international labor migration at the present stage of human development. Russian Journal of Labour Economics. 11 (6). 857-872. doi: 10.18334/et.11.6.121095.
Senchagov V.K., Mityakov S.N. (2011). Using the index method to assess the level of economic security. Economic Security Bulletin. (5). 41-50.
Sobolev E.N. (2024). Labor migration in Russia: trends, risks and regulatory mechanisms. Economic security. 7 (7). 1689-1704. doi: 10.18334/ecsec.7.7.121432.
Sukhanova T.V. (2023). Migration interactions of national labor markets amidst the transformation of the global economy. Russian Journal of Labour Economics. 10 (7). 967-978. doi: 10.18334/et.10.7.118268.
Zinich L. V. (2024). Modern approaches to migration regulation in Russia: digitalization, integration and international cooperation. Economics and society: contemporary models of development. 14 (4). 317-328. doi: 10.18334/ecsoc.14.4.122162.
