Идентификация климатических рисков в соответствии с российскими официальными документами

Логвинова И.Л., Кириллова Н.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
2 Московский университет «Синергия», Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001662

Аннотация:
Понятие «климатические риски» широко используется в документах международных организаций и в документах национальных органов управления, посвященных проблеме управления данным видом рисков. Правительство Российской Федерации ведет целенаправленную работу по борьбе с изменениями климата; то есть, по управлению климатическими рисками. Термин «климатические риски» присутствует в официальных документах Министерства экономического развития России, а также в документах Банка России. При этом каждое из упомянутых ведомств представило свою трактовку данного понятия, которая, по сути, определяет такой основополагающий момент для управления рисками, как идентификация объекта управления. В статье проводится сравнительный анализ трактовок термина «климатические риски» указанными организациями, выявляется возможность идентификации климатических рисков в соответствии с конкретной трактовкой.

Ключевые слова: климатический риск, управление климатическими рисками, климатические физические риски, климатические систематические риски, климатические риски переходного периода

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

JEL-классификация: Q50, Q54, Q59



Введение

В 1988 году Организация Объединенных Наций инициировала создание Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC (англ.), МГЭИК (русск.)). В Четвертом оценочном докладе данной группы, опубликованном в 2007 году, говорилось об изменении климата и о связи данного изменения с эмиссией парниковых газов, а также о необходимости снижения такой эмиссии в целях стабилизации климата. Снижение эмиссии парниковых газов в атмосферу признано глобальной проблемой, решение которой требует принятия решений на государственном уровне.

Российская Федерация включилась в решение указанной проблемы, подписав в 2016 году Парижское соглашение по климату. Постановление Правительства Российской Федерации о принятии Соглашения было подписано 21 сентября 2019 года [15]; Соглашение вступило в силу для нашей страны 6 ноября 2019 года.

Первоначально в документах ООН использовался термин «изменение климата». В 2017 году появился термин «климатические риски». Считается, что в документах Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate Related Financial Disclosures, TCFD) и Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) была дана трактовка данного термина, но, строго говоря, была дана классификация климатических рисков, выделившая две группы - физические риски (physical risks) и переходные риски (transition risks) – и дано пояснение, какие риски относятся к каждой из указанных групп [22].

В документах TCFD были даны следующие пояснения: «Физические риски связаны с наступлением неблагоприятных метеорологических условий и стихийных бедствий. Они реализуются в виде снижения предсказуемости климата и учащения опасных гидрометеорологических явлений (засух, паводков, наводнений, ураганов, затяжных проливных дождей, крупного града и т.д.)…. Переходные риски связаны с реакцией общества, государств и инвесторов на изменение климата. Они реализуются в виде изменения законодательства (взимание платы за выбросы парниковых газов, обязательств применения новых технологий, запрета на определенные виды деятельности и использование определенных веществ), снижения терпимости в общественном сознании к «грязным» отраслям, снижения интереса инвесторов к отдельным отраслям, а также повышения стоимости страхования» [21].

Кроме термина «климатические риски», в документах TCFD использовались иные, на первый взгляд, похожие термины. Так, в 2020 указанная организация отметила, что «первую позицию среди главных глобальных рисков, ранжированных по вероятности, заняли экстремальные погодные явления. За ними следуют риски массовой вынужденной миграции и крупные стихийные бедствия…» [21]. Таким образом, в качестве глобальных рисков были названы не климатические риски, а «экстремальные природные явления» и «крупные стихийные бедствия». Остается открытым вопрос о том, считает ли TCFD данные термины синонимами или нет, и как, по мнению TCFD, соотносятся указанные термины.

В то же время Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) [1] использует термин «погодно-климатический риск», трактуя данное понятие как сочетание вероятности наступления опасных гидрометеорологических или климатических условий и их последствий [6].

В Российской Федерации организация управления климатическими рисками является предметом научных исследований, а также организационно-методической деятельности различных экономических акторов.

В российском научном сообществе нет единой трактовки термина «климатические риски». Е.Н. Яковлева справедливо отмечает, что «в российской науке до настоящего времени не только недостаточно широко исследована сущностная сторона климатических рисков, …но даже само явление обозначается разными терминами» [20].

В научных публикациях встречаются такие близкие по смыслу термины, как «природно-естественные риски, связанные с проявлением стихийных сил природы» [2, 18], «погодно-климатические риски» [17], «гидрометеорологические риски» [16], «природные риски» [18]. Используется в российских научных публикациях и термин «климатические риски», который трактуется так, как указано в документах TCFD [1, 4, 7, 12].

В справочном издании «Национальный атлас России», указано, что «рост природного риска, в том числе на территории России, можно ожидать в XXI в. в связи с глобальным потеплением» [13]. На основании данного утверждения можно сделать вывод, что те явления, которые в документах TCFD называют климатическими рисками, в указанном издании называются природными рисками.

В методических документах российских официальных организаций, посвященных вопросам управления климатическими рисками (в частности, вопросам оценки таких рисков), также нет единообразия в трактовке данного термина. Основными организациями, разрабатывающими указанные документы, являются Министерство экономического развития России (Минэкономразвития) и Банк России. Выясним, насколько схожи их подходы к трактовке понятия «климатические риски», то есть к пониманию того, что является объектом управления в рассматриваемом случае.

Объект исследования – климатические риски как объект управления, указанный в соответствующих официальных документах Российской Федерации.

Предметом исследования является трактовка понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития России и Банка России, имеющая существенное значение для идентификации рисков данного вида.

Цель исследования - выявление единообразия или различий в трактовках понятия «климатические риски», содержащихся в документах Минэкономразвития России и Банка России

Цель исследования – провести анализ определений понятия «климатические риски», содержащихся в официальных документах, действующих в Российской Федерации, с точки зрения выявления сущности данного понятия и фактической возможности идентификации таких рисков.

Научная новизна состоит в выявлении различий в трактовках понятия «климатические риски» в официальных документах министерств, Правительства РФ и Банка России и их влиянии на идентификацию климатических рисков российскими акторами.

Гипотеза исследования: существенные различия в трактовках понятия «климатические риски», содержащихся в официальных документах министерств, Правительства РФ и Банка России, осложняют идентификацию климатических рисков, а также консолидацию усилий, направляемых на осуществление на государственном уровне мероприятий по управлению такими рисками.

Методология исследования –сравнительный анализ, системный подход к анализу научных категорий, дедукция и индукция, обобщение, аналогия, анализ и синтез.

В ходе исследования применялись такие методы, как анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция.

Определение понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития России

В Российской Федерации работа по адаптации к изменениям климата проводится в соответствии с национальными планами мероприятий, утвержденными Правительством Российской Федерации: национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р [10]; национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р [11]. В соответствии с этими документами Минэкономразвития России выпускало рекомендации по оценке климатических рисков в 2021 и 2023 гг. [8, 9]. Рекомендации от 2023 года усовершенствованы и расширены по сравнению с рекомендациями от 2021 года.

Указанные Рекомендации Минэкономразвития содержат четкую систему понятий, позволяющих идентифицировать объекты оценки. Дается следующее определение понятия «климатический риск»: «Климатический (климатообусловленный) риск - совместная характеристика вероятности опасных проявлений климатического фактора и его воздействия (в виде вреда или ущерба) на объект этого воздействия, которая выражается в величине ущерба (в натуральном и (или) стоимостном выражении), характерного для повторяемости заданных значений опасного климатического фактора» [8]. В дополнение к этому определению дается определение понятия «климатический фактор (фактор климата)»: это «параметр климатической системы, меняющийся под воздействием внутренней динамики климатической системы и (или) в силу воздействий на эту систему внешних факторов (колебания солнечной радиации, изменение химического состава атмосферы, изменение радиационных свойств поверхности и т.д.)» [9]. При этом указывается, что «климатическая система – это система, в состав которой включаются взаимодействующие между собой атмосфера, гидросфера, криосфера, литосфера и биосфера» [8].

Приведенная выше система понятий дает четкое представление о том, что входит в понятие «климатические риски» в трактовке Минэкономразвития. Кроме того, примеры климатических факторов и их связи с климатическими рисками и уязвимостями содержатся в Приложение 1 к указанным выше Методическим рекомендациям, что облегчает идентификацию указанных рисков субъектами адаптации. По мнению Минэкономразвития, «субъект адаптацииэто федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении климатически уязвимых объектов, находящихся в их ведении (собственности)» [9]. При этом под климатически уязвимым объектом понимается «антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от факторов климата и который обладает ограниченной способностью адаптироваться к воздействию этих факторов» [9].

В рассматриваемых методических рекомендациях Минэкономразвития указывается, что они могут быть использованы неограниченным кругом лиц при оценке климатических рисков для территорий (включая природные объекты), населения, хозяйственной и иной деятельности (в том числе для инфраструктуры), а также для отраслей экономики; для оценки предполагаемых затраты на ликвидацию последствий изменений климата или предотвращение их воздействия (использования выгод от них) [9].

В рассматриваемых Методических рекомендациях Минэкономразвития не указаны какие-либо ограничения по их использованию с точки зрения отраслей экономики. Таким образом, подходы к трактовке понятия «климатические риски» и связанных с ним понятий, могут быть использованы акторами, действующими в любых отраслях в том числе и в финансовой сфере.

При этом, параллельно с описанным выше подходом, в нашей стране существует иной подход к трактовке понятия «климатические риски», который отражен в документах Банка России.

Трактовка понятия «климатические риски» в документах Банка России

Банк России выделяет, прежде всего, риски, связанные с окружающей средой, определяя их как «разновидность рисков, связанных с устойчивым развитием». Климатические риски позиционируются Банком России как одна из разновидностей рисков, связанных с окружающей средой (вторая разновидность - экологические риски) [3].

Банк России рассматривает «управление климатическими рисками, а также ограничение их влияния на финансовый сектор … как ключевые задачи по поддержанию финансовой стабильности» [2], поскольку реализация таких рисков «может оказать негативное влияние на деятельность компаний и финансовый сектор» [3].В связи с эти Банк России выпустил ряд документов, посвященных данному виду рисков, а также опубликовал «Глоссарий терминов в области финансирования устойчивого развития и климатического регулирования» [3].

В Рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций, а также в указанном выше Глоссарии климатические риски определяются следующим образом: «Климатические риски — вероятность убытков, связанных с влиянием климатических изменений, а также мер, направленных на предотвращение негативного воздействия человека на климат, адаптацию к климатическим изменениям, в том числе предпринимаемых правительствами и органами регулирования. Климатические риски включают в себя физические климатические риски и переходные климатические риски» [3, 16].

В Глоссарии указывается также: «Физические климатические риски (climate physical risks) — это вероятность убытков, связанных с природными явлениями, возникающие (так в оригинале) вследствие изменения климата. Физические климатические риски подразделяются на экстренные риски (acute risk), связанные с внезапными событиями, и систематические риски (chronic risk), связанные с долгосрочными изменениями климатических характеристик и условий» [3].

В соответствии с документами Банка России, экстренные физические риски – это риски, которые «возникают в результате отдельных экстремальных природных явлений, в том числе метеорологических (засуха, сильный мороз, ураганы, бури, смерчи), гидрологических (наводнения, сели, цунами, подтопления, изменение уровня грунтовых вод, абразия берегов морей и водохранилищ), геофизических (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, снежные лавины, мерзлотные деформации грунта, термокарст, термоэрозия), природных пожаров (лесные, степные, торфяные, подземные пожары горючих ископаемых) и других [6]». Очевидно, что наступление рисков, которые Банком России идентифицируются как физические экстренные риски, однозначно связано с климатическими явлениями.

Систематические риски Банк России описывает так: «Систематические физические риски характеризуются постепенным долгосрочным накоплением последствий изменения климата. Они могут реализоваться в виде следующих факторов: подъем уровня океана, увеличение средней температуры воздуха, изменение состояния суши (почвы, недр, ландшафта), атмосферы (воздушной среды), гидросферы (водной среды), биосферы» [6]. Из данного описания следует, что для идентификации таких рисков необходим анализ результатов многолетних наблюдений за изменением указанных факторов. Всемирная метеорологическая организация указывает, что рекомендованный временной период наблюдений для оценки климатических изменений составляет 30 лет [9]. Таким образом, если идентификация экстремальных физических рисков не представляет сложности и может быть произведена в текущее время, то идентификация систематических физических рисков может быть произведена только в будущем в соответствии с результатами 30-летних наблюдений. На это обращают внимание, в частности, специалисты страхового рынка (страхование, как известно, один из способов управления рисками, использующийся человечеством уже не одно столетие). Так, по мнению вице-президента Всероссийского союза страховщиков Э. Платоновой; «страховым компаниям сложно выстроить процедуры оценки систематического климатического риска, так как не совсем понятно, с чего начинать и на какие данные опираться» [14].

Переходные климатические риски (сlimate transition risks) Банк России определяет как «вероятность убытков, связанных с переходом к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов, в том числе с мерами, предпринимаемыми правительствами и органами регулирования, направленными на предотвращение климатических изменений и адаптацию к изменению климата, которые разделяются на политические, правовые, технологические, рыночные и репутационные риски» [3]. Также Банк России отмечает: «Выделяется несколько драйверов возникновения переходных рисков. Регуляторные и юридические драйверы связаны с государственной политикой по снижению негативного влияния изменения климата, принятием законодательных требований и ограничений (например, отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030 года в ЕС), введением налогов на выбросы парниковых газов, экологических стандартов, требований к организациям по раскрытию информации в области устойчивого развития, в том числе в целях обеспечения энергетической безопасности» [6]. В документах Банка России указывается, что потери, связанные с такими рисками, «возникают не вследствие изменения климата, а в результате действий государственного и частного секторов, направленных на сдерживание этих изменений (введение трансграничного углеродного регулирования (ТУР), внедрение новых технологий, изменение структуры энергопотребления и так далее)» [6]. Таким образом, сам Банк России признает, что наступление переходных климатических рисков происходит не вследствие каких-либо явлений, связанных с климатическими факторами, а вследствие решений, которые принимаются акторами на государственном или межгосударственном уровне, на уровне отдельных отраслей экономики и т.п. Возможный ущерб от их воздействия вряд ли можно определить, поскольку указанные причины возникновения переходных климатических рисков имеют субъективный характер, возникновение таких причин не обусловлено какими-либо закономерностями, также, как и их воздействие на экономические процессы. Можно сказать, что имеет место противоречие между трактовкой понятия «переходные климатические риски» и позиционированием их как разновидности рисков, связанных с окружающей средой.

Очевидно, что определение понятия «климатические риски» и классификация таких рисков в документах Банка России основывается на документах TCFD, прекратившей свою деятельность в 2023 году.

Сравнение трактовок понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития и в документах Банка России

Прежде всего необходимо отметить несовпадение трактовок понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития и в документах Банка России. На первый взгляд, трактовка Банка России охватывает более масштабную совокупность рисков, чем трактовка Минэкономразвития, поскольку Банк России определяет климатические риски как совокупность экстренных физических климатических рисков, систематических физических климатических рисков и переходных климатических рисков. Однако подробный анализ признаков, по которым предлагается делить климатические риски на указанные подгруппы показывает следующее.

Систематические физические климатические риски невозможно идентифицировать в текущий период времени, т.к. такая идентификация требует, анализа наблюдений за природными явлениями, как минимум, за 30 лет. Риски, входящие в данную подгруппу, можно будет идентифицировать в будущем, когда будет не только собран, но и проанализирован соответствующий массив данных.

Трактовка понятия «переходные климатические риски» показывает, что риски данного вида не связаны с какими-либо природными (климатическими) явлениями, о чем пишет сам Банк России.

Только риски, относящиеся в трактовке Банка России к группе экстренных физических климатических рисков можно идентифицировать в текущем периоде. Трактовка понятия «экстренные физические климатические риски» на первый взгляд представляется близкой по содержанию трактовке понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития. Однако в этих трактовках есть существенное различие. Минэкономразвития определяет климатический риск как совокупность таких характеристик, как вероятность опасных проявлений климатического фактора и возможного ущерба в результате его воздействия. Банк России считает, что экстренный физический климатический риск характеризуется только вероятностью наступления убытков, связанных с природными явлениями, возникающими вследствие изменения климата. Следовательно, Банк России не учитывает такую важную характеристику, как возможная величина ущерба, которая может стать следствием реализации риска.

Банк России включает в понятие «климатические риски» группы рисков, значительно различающиеся по своей природе. Наступление физических климатических рисков однозначно связано с природными явлениями. Наступление таких рисков как правило не зависит от воли и желания людей, то есть имеет объективный характер. При этом на основании наблюдений за природными явлениями в течение определенного периода времени можно выявить закономерности их наступления, рассчитать вероятность их наступления и возможный ущерб, который будет нанесен в результате их реализации.

Наступление климатических переходных рисков зависит не от каких-либо климатических факторов, а от действий людей в политической и экономической сферах; от деятельности в средствах массовой информации и от восприятия населением информации, размещенной в средствах массовой информации (репутационные риски). Наступление рисков, относящихся к данной группе, имеет субъективный характер. Определить вероятность наступления «рисков переходного периода», а также возможный ущерб от их реализации вряд ли возможно.

Трактовка понятия «климатические риски» в документах Минэкономразвития дает более четкое и ясное определение указанного понятия, в котором явно прослеживается, что возникновение таких рисков непосредственно связано с природными явлениями; в связи с этим есть возможность выявить вероятность наступления конкретного риски, в также вероятный ущерб в результате его наступления.

Выявленная разница в трактовке понятия «климатические риски» имеет существенное значение для идентификации таких рисков, а также для выявления возможности управления такими рисками и методов управления. Если риски невозможно идентифицировать - как в случае с систематическими климатическими рисками в трактовке Банка России – то невозможно идентифицировать объект управления. Если риски носят субъективный характер – как в случае с переходными климатическими рисками – то невозможно выявить закономерности их возникновения и развития, а также оценить возможный ущерб, который может наступить в результате реализации таких рисков.

Заключение

В Российской Федерации в официальных документах закреплены различные трактовки понятия «климатические риски». Трактовка данного понятия, изложенная в документах Минэкономразвития и трактовка в документах Банка России имеют существенные сущностные различия. Климатические риски в понимании Минэкономразвития в основном соответствуют понятию «климатические экстренные физические риски», закрепленному в документах Банка России, так как возникновение таких рисков непосредственно связано с климатическими факторами и такие риски могут быть идентифицированы в текущем периоде. Возникновение климатически переходных рисков, выделенных Банком России в качестве одной из подгрупп климатических рисков, не имеет прямой связи с климатическими явлениями; оно обусловлено действиями людей в политической, управленческой, экономической сферах, что признает и сам Банк России.

Наличие нескольких трактовок одного и того же понятий в официальных документах нашей страны фактически разделяет различные сферы экономики нашей страны в вопросе управления климатическими рисками на две сферы: финансовую сферу, к акторам которой обращены рекомендации Банка России по вопросам идентификации климатических рисков и управления ими, и все остальные сферы экономики России, акторы всех остальных сфер экономики России, для которых значимыми являются рекомендации Минэкономразвития. Такое разделение не способствует консолидации усилий всех акторов российской экономики, направляемых на реальное управление климатическими рисками.

[1] Создана в 1988 году Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП); одобрена Генеральной Ассамблеей ООН

[2] Климатические риски в меняющихся экономических условиях: доклад Банка России для общественных консультаций. 21 декабря 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14418 (дата обращения 15.06.2025)

[3] Климатические риски в меняющихся экономических условиях: доклад Банка России для общественных консультаций. 21 декабря 2022 года. [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14418 https://cbr.ru/press/event/?id=14418 (дата обращения 15.06.2025)


Источники:

1. Антонова М.В., Шумков Д.А., Хомутов А.Е. Проблемы интеграции климатических рисков в систему управления рисками организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 2(99). – c. 134-142. – doi: 21295/2223-5639-2023-2-134-142.
2. Буянов В.П., Кирсанов К.А., Михайлов Л.А. Управление рисками (рискология). / Монография. - М.: Экзамен, 2012. – 384 c.
3. Глоссарий терминов в области финансирования устойчивого развития и климатического регулирования. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/develop/ur/faq (дата обращения: 18.08.2025).
4. Жукова А.А., Петров М.В., Ткачев В.Н. Основные подходы к управлению климатическими рисками в финансовом секторе: вопросы регулирования и практики // Управление риском. – 2023. – № 1(105). – c. 50-58.
5. Информационное письмо Банка России от 04.12.2023 N ИН-018-35/60 «О рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций» (вместе с «Информацией об управлении климатическими рисками клиентами и контрагентами»). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_463746/107f1b1bcfda3d97ce7a469fe7d6cb38adae39d7/ (дата обращения: 10.07.2025).
6. Климатические риски в меняющихся экономических условиях: доклад Банка России для общественных консультаций. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14418 (дата обращения: 15.06.2025).
7. Кобышева Н.В., Акентьева Е.М., Галюк Л.П. Климатические риски и адаптация к изменениям и изменчивости климата в технической сфере. / Монография. - СПб.: Кириллица, 2015. – 216 c.
8. Методические рекомендации по оценке климатических рисков. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384470/1760254a85736a22ea596c697beca3116cfdc686/#dst100013 (дата обращения: 13.06.2025).
9. Методические рекомендации по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендации по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 28.12.2023 N 927. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471709/fb96b069c9dfcc3adf9bd87b92b01ea60279db22/ (дата обращения: 13.06.2025).
10. Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/OTrFMr1Z1sORh5NIx4gLUsdgGHyWIAqy.pdf (дата обращения: 12.08.2025).
11. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (дата обращения: 19.08.2025).
12. Нагайцев И.А., Петрова Т.В., Комендант А.А. Качественная оценка климатических рисков компаний топливно-энергетического комплекса России // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2024. – № 3. – c. 252-259. – doi: 10.17747/2618-947X-2024.
13. Национальный атлас России. [Электронный ресурс]. URL: https://nationalatlas.ru/tom2/413.html (дата обращения: 20.03.2025).
14. Платонова Э. Климатические риски: реальность или нет. Современные страховые технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://consult-cct.ru/klimaticheskie-riski-realnost-ili-net (дата обращения: 19.07.2025).
15. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. № 1228 “О принятии Парижского соглашения”. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661694/ (дата обращения: 12.08.2025).
16. Рекомендации по учету климатических рисков для финансовых организаций. Приложение к информационному письму Банка России о рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций от 04.12.2023 № ИН 018 35/60. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6556 (дата обращения: 12.07.2025).
17. Салль М.А. Погодно-климатические риски как объект управления // Труды Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. – 2014. – № 575. – c. 183-203.
18. Строкина В.Ю., Фокичева А.А. Применение классической теории менеджмента к управлению гидрометеорологическими рисками // Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. – 2015. – № 2(16). – c. 63-67.
19. Шнайдер В.В. Значение рисков в неопределенности рыночных, технологических и природно-климатических факторах // Вестник СамГУПС. – 2009. – № 6-1. – c. 132а-138.
20. Яковлева Е.Н. Уточнение категориального аппарата методологии управления природно-климатическими рисками в России // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 2. – c. 283-309. – doi: 10.15826/vestnik.2018.17.2.013.
21. TCFD – Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата. Inveb-docs.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://inveb-docs.ru/attachments/article/sd-library/08-2020-8/Delloite-TCFD.pdf (дата обращения: 22.03.2025).
22. TCFD recommendations on climate-related financial disclosure. Assets.bbhub.io. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL-2017-TCFD-Report.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:42:02

 

 

Identification of climate risks in accordance with Russian official documents

Logvinova I.L., Kirillova N.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The concept of climate risks is widely used in documents of international organizations and in documents of national public authorities devoted to the problem of managing this type of risk. The Government of the Russian Federation is actively working to address climate change and manage climate-related risks. The concept of climate risks is present in official documents of the Ministry of Economic Development of Russia and in documents of the Bank of Russia. At the same time, each of the mentioned departments has presented its own interpretation of this concept, which, in fact, defines such a fundamental moment for risk management as the identification of the management object. The article provides a comparative analysis of the interpretations of the concept of climate risks by these organizations and particularizes the possibility of identifying climate risks in accordance with a specific interpretation.

Keywords: climate risk, climate risk management, climate physical risk, climate systematic risk, climate transition risk

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

JEL-classification: Q50, Q54, Q59

References:

Antonova M.V., Shumkov D.A., Khomutov A.E. (2023). Problems of integration of climate risks into the risk management system of the organization. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (2(99)). 134-142. doi: 21295/2223-5639-2023-2-134-142.

Buyanov V.P., Kirsanov K.A., Mikhaylov L.A. (2012). Risk management (riskology) M.: Ekzamen.

Kobysheva N.V., Akenteva E.M., Galyuk L.P. (2015). Climate risks and adaptation to climate change and variability in the technical field SPb.: Kirillitsa.

Nagaytsev I.A., Petrova T.V., Komendant A.A. (2024). Qualitative assessment of climate risks for companies in the Russian fuel and energy complex. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 15 (3). 252-259. doi: 10.17747/2618-947X-2024.

Sall M.A. (2014). Risk management of weather and climate phenomena. Trudy Glavnoy geofizicheskoy observatorii im. A.I. Voeykova. (575). 183-203.

Shnayder V.V. (2009). The role of risks in the uncertainty of market, technological and natural-climatic factors. Vestnik SamGUPS. (6-1). 132a-138.

Strokina V.Yu., Fokicheva A.A. (2015). Application of classical management theory to hydrometeorological risk management. Informatsionnye tekhnologii i sistemy: upravlenie, ekonomika, transport, pravo. (2(16)). 63-67.

TCFD recommendations on climate-related financial disclosureAssets.bbhub.io. Retrieved January 11, 2025, from https://assets.bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL-2017-TCFD-Report.pdf

Yakovleva E.N. (2018). Creation of a conceptual framework of methodology of management of climate risks in Russia. Vestnik UrFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 17 (2). 283-309. doi: 10.15826/vestnik.2018.17.2.013.

Zhukova A.A., Petrov M.V., Tkachev V.N. (2023). General approaches to climate risks management in the financial sector: regulatory and practical aspects. Upravlenie riskom. (1(105)). 50-58.