Логистическая система агропромышленного комплекса Омской области: тенденции и перспективы

Леушкина В.В.1, Кондратьева О. В.
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных рыночных условиях логистическая система – это неотъемлемым элементом стабильного функционирования агробизнеса, обеспечивающая функционирование эффективного экономического механизма. В современных рыночных условиях важным является ее анализ и улучшение как элемента стабильной работы агропредприятия. Ведь именно для них актуальным является вопрос своевременной и качественной транспортировки быстро портящей продукции соответствующим видом транспорта по хорошей дорожной сети в сжатые сроки, как первостепенного элемента доставки до потребителя высококачественного продукта. Одна треть потерь сельскохозяйственной продукции происходит при транспортировке, которая приводит к физическому повреждения продукции, увеличению естественной убыли, а также к дополнительным затратам на ремонт транспорта и снижению срока его службы, нарушение сроков поставок, что в целом увеличивает издержки и снижает рентабельность сельскохозяйственного производства. В статье рассматривается актуальные проблемы развития сферы логистики в агропромышленном комплексе Омской области. Представлены основные логистические потоки и процессы в агропромышленном комплексе региона, выделены факторы, которые влияют на развитие логистики в Омской области и предположены возможные пути их решения. Данные исследования адресованы предпринимателям агропромышленного сектора и органам государственного муниципалитета Омской области.

Ключевые слова: логистика, агропромышленный комплекс, Омская область, логистическая система, потоки, сельское хозяйство

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение.

Логистика служит ключевым механизмом для оптимизации расходования ресурсов, минимизации временных и финансовых затрат, связанных с доставкой товаров конечным пользователям. Эффективность логистических операций, включая процесс закупки, транспортировку, хранение и распределение товаров, широко признана на глобальном уровне и находит применение в различных сферах, в том числе в агропромышленном комплексе.

В свете новых перспектив 21 века и растущего спроса на сельскохозяйственную продукцию управление поставками становится незаменимым для всех предприятий, независимо от их размера или сферы деятельности.

Сегодня особое внимание уделяется логистике, потому что, учитывая текущую экономику страны, менеджеры осознали огромную важность этого вопроса.

В контексте преодоления кризисных тенденций и стимулирования прогресса в аграрном секторе особенно значимым становится применение современных управленческих стратегий, включая развитие логистических систем и маркетинговых технологий [12]. Его важность для сельскохозяйственной экономики очевидна и со временем стала возрастать с каждым урожаем. Особенно значимым это является для Омской области, т.к. территориальное расположение региона находится на пересечении важных транспортных коридоров, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем, и крупного водного пути.

Цель исследования - комплексный анализ проблем логистической системы агропромышленного комплекса Омской области и оценка потенциала для создания современного мульти модального логистического узла.

Научная новизна исследования заключается в анализе проблематики транспортно-логистической инфраструктуры АПК Омской области и разработки предложении по созданию координационной мульти модальной логистической платформы, направленной на эффективное развитие регионального АПК.

Авторская гипотеза. Логистическая инфраструктура Омской области имеет большой потенциал с точки зрения сельскохозяйственного производства и как части международного транспортного коридора, что связано с ее географическим положением, но требует современной корректировки в условиях действующих стандартов и потребительского спроса.

Методологическая основа

Теоретико-методологической основой данной статьи послужили исследования зарубежных и отечественных ученых. Авторами проанализирована современная логистическая система материального обеспечения агропромышленного комплекса Омской области ее основные задачи и проблемы, решаемые в различных областях агропромышленного сектора региона.

Проблемами изучения логистической системы в агропромышленном комплексе в современных условиях занимаются ученные: Залукаева Н.Ю., Грибков А.Н. [5], Левкин Г.Г. [2], Литвинова В.С., Шитова В.С. [14], Козаева Д.В. [3], Данюкова М.Н., Круглова Н.Т., Тихомирова В.А. [1], Трошин А.С., Новиков И.А., Блудян Н.О., Линник В.Ю. [9], Олимова, Т. О. [6], Толмачёв, О. М. [11], Тушканова М.П., Максимова А.Ф. [8] и др.

Методология исследования логистической системы АПК Омской области включает в себя системный анализ, исследование проблематики ее развития, прогностику. Она направлена на выделение структурных элементов системы, анализ ее динамики и управления, прогнозирование тенденций развития для повышения эффективности сельскохозяйственных процессов через совершенствования логистической системы АПК.

Основная часть

Сельскохозяйственный сектор Омской области представляет собой ключевую составляющую местной экономики, ведь он не только снабжает жителей пищевыми продуктами и предоставляет первичные материалы для обрабатывающей промышленности. Этот комплекс включает в себя аграрное производство, процессы переработки и сохранения урожая, инфраструктуру для продаж и обеспечения необходимыми ресурсами, а также образовательные учреждения для подготовки специалистов в данной области. Внедрение логистических подходов и принципов играет решающую роль в усилении производственных и логистических цепочек в рамках агропромышленного комплекса, стимулируя повышение общей эффективности сектора.

Рисунок 1 – Место логистики в деятельности предприятия АПК Омской области

*составлена автором на основе источника 5,8,10.

Графическое представление демонстрирует (рис.1), что агропромышленный комплекс стремится к высвобождению продукции с фокусом на улучшение качественных показателей и уменьшение издержек на продукт. Достижение таких целей требует рационализации производственных ресурсов, внедрения стандартов качества, усовершенствования технологических процессов, а также управления поставками и финансами. Важность логистики неоспорима, поскольку она связывает изготовление с распределением, обеспечивая эффективное снабжение сырьем и распределение финального продукта к конечному потребителю.

Региональная логистическая система Омской области имеет следующие характеристики: наличие и терминал автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного транспорта, выгодное географическое положение на границах как федерального округа, так и соседней Республики Казахстан.

Логистическая инфраструктура аграрного сектора региона рассчитана на повышение эффективности доставки и транспортировки между участниками цепи поставок через использование единой системы и ресурсов, способствуя экономическому преимуществу каждого элемента [10].

Операции в агропромышленном комплексе Омска в сфере материально-технического снабжения поддерживаются логистическим аппаратом, в который входят элементы поставки, изготовления и распределения продукции [4, 6].

Графическое представление структуры системы приведено на рисунке 2.

2025-05-29_10-41-58.png

Рисунок 2 – Логистическая система материального обеспечения агропромышленного комплекса Омской области

*составлена автором на основе источника 4,5.

В представленной на схеме логистической сети компоненты находятся в состоянии постоянного взаимодействия, образуя интегрированную систему без явных лидеров, где функции каждого элемента существенны для обеспечения безотказности всего механизма. Эффективность системы достигается за счет гармоничной координации ее частей. Так, оперативное обеспечение производственных цепочек необходимыми компонентами, как в случае с производством продуктов питания, требующих свежести сырья, становится критическим фактором, обуславливающим соответствие высоким стандартам качества и безопасности продукции.

Таким образом, логистическая система в агропромышленном секторе Омской области обеспечивает целостное управление, всеми стадиями создания товаров, включая движение материальных и информационных потоков. Процесс закупки ресурсов для некоторых предприятий и направлений в агропромышленном комплексе одновременно служит реализацией продукции для других участников рынка. Это обосновывает выделение разнообразных функциональных сфер логистики с их основными задачами.

Основные задачи логистики, решаемые в различных областях агропромышленного сектора Омской области сконцентрированы в сфере: запасов или закупок, производства, сервиса и распределения, транспортировки продукции, складирования и складской обработки, информационного обеспечения.

Но следует отметить, что в региональном аспекте логистической системы Омской области не всё совершенно, она связана с особыми требованиями к ее эксплуатации:

1. Аграрные угодья и сельскохозяйственные производства часто разбросаны на значительных пространствах, причем многие из них расположены в отдаленных, труднопроходимых локациях, вдали от основных транспортных артерий и коммуникаций с высоким уровнем их износа.

2. Запросы на удобрения, сельскохозяйственную технику и вспомогательные материалы тесно связаны с метеорологическими условиями, сезонностью и этапами агротехнических процессов.

3. Расположение аграрных хозяйств и масштабы их деятельности зависят от наличия рыночной инфраструктуры, близости к предприятиям агропромышленного комплекса, занимающимся переработкой продукции сельского хозяйства, а также от доступности логистических центров для хранения как сырья, так и финальной продукции [13].

4. Экспансия межрегиональной и международной торговли аграрной продукцией влияет на структуру и эффективность агропромышленного сектора.

5. Диспаритет между стоимостью аграрных ресурсов и ценами на агропродукцию ограничивает доходность аграриев. Это также ведет к недополной загрузке агропромышленных производств.

6. Нехватка развитой инфраструктуры для поставки фермерам необходимых материалов, а также отсутствие эффективных средств для транспортировки и реализации агропродукции влечет за собой существенные потери в урожайности.

В связи с чем логистическая система АПК Омской области имеет слабый уровень развития. Её проблематику можно объединить в 4 крупных блока, которые отображены на рисунке 3.

Блок проблем логистической системы АПК
инфраструктура
технико-техническая базы
экономические
кадровые и управленческие
недостаточно развитая дорожная сеть,
неэффективное складское хозяйство
изношенный и непригодный подвижной состав,
неэффективное информационное оснащение, недостаточную загрузку транспорта
завышенные тарифы на складские услуги,
завышенные тарифы на перевозки
трудности в построении оптимальных маршрутов,
разрозненность систем координации различных видов транспорта и логистических операций,
нехватка квалифицированного персонала,
слабое развитие кооперации,
несовершенство государственного регулирования
Рисунок 3 - Блок схема проблем логистической системы АПК Омской области.

*Составлено автором самостоятельно

Первостепенной проблемой в логистической системе региона является ее инфраструктура. Основное производство сельскохозяйственной продукции сосредоточено в сельской местности, где практически нет качественных дорог, что затрудняет и удорожает транспортировку продукции. Также следует указать на недостаток специализированных складских помещений или ограниченность их мощностей. Имеющие складские помещения, расположенные в Омской области и г. Омске слабо оснащены или не оснащены современным складским оборудованием для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции особенно скоропортящейся, мощности их ограничены.

Машинно-тракторный парк Омской области характеризуется продолжительными сроками эксплуатации техники и значительной изношенностью. Данные Омскстата, по срокам эксплуатации различных видов мобильной сельскохозяйственной техники Омской области, указывают на то, что наибольшим износом характеризуется парк тракторов – 88% и зерноуборочных комбайнов – 68,8%. Кроме высокого материального износа сельскохозяйственная техника в регионе имеет высокие показатели ее морального износа, что затрудняет транспортировку сельскохозяйственной продукции и не дает в полном объеме загрузить транспорт [7]. Следует отметить, что в регионе отсутствует единая информационно-логистической платформа или площадка для сельскохозяйственных производителей и переработчиков АПК, что приводит к ослаблению информационного-логистического взаимодействия между ними.

В результате вышеперечисленных проблем тарифы на перевозки и услуги складов являются значительной статьей затрат для сельхозпроизводителей.

Недостаточное внедрение цифровых технологий, систем управления запасами и автоматизации логистических процессов в АПК Омской области связано с нехваткой узкоспециализированных высококвалифицированных специалистов в области логистики, способных управлять сложными цепочками поставок и внедрять новые технологии. Это приводит к слабому уровню взаимодействия и сотрудничества между сельхозпроизводителями, переработчиками и транспортными компаниями, к трудностям в построении оптимальных маршрутов.

Представленные проблемы невозможно самостоятельно решить товаропроизводителю особенно малых и средних форм хозяйствования, следовательно, требуется совершенствование мер государственной и региональной поддержки и создания благоприятных условий для развития логистической инфраструктуры АПК Омской области.

Омск вместе с Омской областью выделяется своими возможностями в сфере транспортной логистики, обусловленными хорошо разветвленной транспортной инфраструктурой и способностью осуществления мультимодальных грузоперевозок. Тем не менее, этот значительный логистический потенциал остается недоиспользованным из-за проблем с координацией действий и субоптимального взаимодействия между различными видами транспорта в процессе доставки грузов.

Улучшение региональной конкурентоспособности достижимо через модернизацию и укрепление инфраструктуры для транспортировки, вовлечение в транзитные маршруты, а также через диверсификацию и расширение рынков для реализации товаров, включая создание инновационных пищевых продуктов.

В настоящее время в Омской области начали развивать конкретные направления сельскохозяйственной логистики в частности:

- создание мультимодального хаба «Омск-Федоровка», нацеленного на комплексную транспортировку продукции через всевозможные виды транспорта с созданием контейнерного терминала для железнодорожных перевозок;

- формирование и развитие судоходство речного пути через Реку Иртыш на Северный морской путь;

- оптимизация путей подвоза грузов, развитие железнодорожного сообщения по среднеазиатской ветке;

- расширение маршрутной сети воздушного транспорта.

При масштабности планирования развития в агропромышленном секторе наблюдаются логистические неэффективности, в частности на этапах выпуска и дистрибуции товаров из частных фермерских хозяйств, а также узко направленность по видам и категориям сельскохозяйственной продукции, наличия координирующей мульти платформы.

Минимальным развивающим звеном для Омского региона должна стать координационная мульти модальная логистическая платформа, рисунок которой предлагается (рис.4).








Формирование сведений о товарной номенклатуре




Распределение заказов по региональным предприятиям




Комплектование заказов ретейла




Распределение заказов ретейла




Комплектование заказов ретейла


Региональные производители

Переработка розничных интернет заказов

Региональные заказчики (потребители)
Иногородние
производители

Логистический мульти модальная платформа

Иногородние заказчики (потребители)
Торговые компании

Переработка оптовых интернет заказов

Транспортные компании


Комплектование оптовых заказов




Распределение оптовых заказов




Формирование сведений о товарной номенклатуре








Инфраструктура
Автотранспорт

Хранения
Погрузки
Транспортировки
Железнодорожный




Авиатранспорт




Водный транспорт

Рисунок 4 - Координационная мульти модальная логистическая платформа Омской области

*Составлено автором самостоятельно

Внедрение координационной мульти модальной логистической платформа в агропромышленный сектор Омской области на данном этапе должно быть направлено на совершенствование движения продукции, исключая проблемные зоны в перевозке и хранении товаров всех направлений АПК, это должно быть решено за счет поэтапного цифрового развития для всех участников и звеньев агропромышленного комплекса с широким уровнем ее распространения и поддержки на уровне правительства Омской области.

Выводы.

В результате проведенного анализа развития логистической системы Омской области было выявлено, что традиционно экономика Омской области сфокусирована на аграрном секторе. Следовательно, приоритет отдаётся росту и укреплению агропромышленного комплекса. Но основополагающим вопросом в развитии логистики Омской области остаются блоковые проблемы: инфраструктуры, экономические, технико-технической базы, кадровые и управленческие. В рамках которых происходит сдерживание или отсутствие эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, гармоничного объединения централизованной и децентрализованной логистики в управлении материальными потоками, распределении продукции, создании поставочных цепей и укреплении сетевых связей между участниками рынка.

В следствии этого важным для Омского региона должна стать координационная мульти модальная логистическая платформа, основывающаяся на информационно-аналитическом подходе, которая сможет:

- гарантировать сбыт продукции, которую возможно решить за счет создания систему гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции;

- определит специализацию каждого района с учетом не только типа продукции, но и удаленности от рынков;

- увеличит товарооборот и качество сельскохозяйственной продукции;

- снизит издержки производства и расширит рынки сбыта сельскохозяйственной продукции местного производства;

- разовьет научно-практический подхода в логистике региона, включая строительство распределительных центров и создание оптимальных маршрутов для сбора сельскохозяйственного сырья.


Источники:

1. Данюкова М. Н., Круглова Н.Т., Тихомирова В.А. Приоритеты развития и современные вызовы для логистической системы агропродовольственного экспорта ЕАЭС // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-1. – c. 68-76. – doi: 10.17513/vaael.2808.
2. Залукаева Н.Ю., Грибков А.Н. Логистические задачи в системах энергосберегающего управления теплотехнологическими объектами агропромышленного комплекса // Цифровизация агропромышленного комплекса: Сборник научных статей II международной научно-практической конференции в 2-х т. Тамбов, 2020. – c. 110-113.
3. Козаева Д.В. Логистический инструментарий нивелирования рисков и финансовых затрат в системах распределения продукции сельского хозяйства // Финансовые исследования. – 2022. – № 1(74). – c. 71-78. – doi: 10.54220/finis.1991-0525.2022.74.1.007.
4. Крюкова О.Н., Шумакова О.В. Многоукладная аграрная экономика как флагман развития Омской области. Точки роста и механизмы управления // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2024. – № 1. – c. 200-211. – doi: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.1.19.
5. Левкин Г.Г. Проблемы совершенствования логистических систем в агропромышленном комплексе для более полной вовлеченности индивидуальных производителей // Логистика. – 2022. – № 7(188). – c. 18-23. – doi: 10.54959/22197222_2022_07_18.
6. Олимова Т.О. Специфика логистической деятельности в агропромышленном комплексе (на примере экспорта зерна) // Молодой ученый. – 2017. – № 3(137). – c. 380-385. – url: https://moluch.ru/archive/137/38486/.
7. Омская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/omsk_obl-2024.pdf (дата обращения: 10.10.2025).
8. Тушканов М.П., Максимов А.Ф., Черевко Л.Д., Винничек Л.Б., Гурьянова Н.М., Максимов А.А. Организация производства и предпринимательство в АПК. / Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ИНФРА-М, 2023. – 296 c.
9. Трошин А.С., Новиков И.А., Блудян Н.О., Линник В.Ю. Особенности региональных интегрированных логистических систем (на примере АПК Белгородской области) // Транспорт Урала. – 2024. – № 4(83). – c. 61-68. – doi: 10.20291/1815-9400-2024-4-61-68.
10. Петуховский С.Л., Стукач В.Ф., Колычев Н.М., Левкин Г.Г., Помогаев В.М., Нардин Д.С., Семченко В.В. Характеристика логистической инфраструктуры аграрного сектора экономики Омской области // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2023. – № 10-12. – c. 63-72.
11. Толмачев О.М. Проблемы логистики в российском АПК // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – № 3. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ecsoc.12.3.116387.
12. Минаков И.А., Квочкин А.Н., Сабетова Л.А., Дубовицкий А.А., Неуймин Д.С., Ермаков И.Л., Коновалова Т.В., Коновалов А.В., Хорошков С.И., Трунов А.И., Смыков Р.А. Экономика агропродовольственного рынка. / Учебное пособие, (3-е издание, стереотипное). - Москва: ИНФРА-М, 2023. – 232 c.
13. Ягодина Н.В., Ремизова А.А. Развитие сельского хозяйства Омской области: анализ и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5687-5704. – doi: 10.18334/epp.13.12.120147.
14. Litvinova V.S., Shitova T.V. Logistics support of business processes in the agro-industrial complex: theory and practice issues // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 1(176). – p. 413-415.

Страница обновлена: 14.10.2025 в 12:09:36

 

 

Logistics system of the agro-industrial complex in the Omsk region: trends and prospects

Leushkina V.V., Kondratyeva O. V.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
In modern market conditions, the logistics system is an integral element of the stable activity of agribusiness, ensuring an effective economic mechanism. In modern market conditions, it is important to analyze and improve it as an element of the stable activity of agricultural companies. After all, it is for them that the issue of timely and high-quality transportation of rapidly spoiling products by an appropriate mode of transport along a good road network in a short time is relevant, as a primary element of delivering a high-quality product to the consumer. One third of losses of agricultural products occur during transportation, which leads to physical damage to products, increased natural loss, as well as additional costs for repairing vehicles and reducing their service life, disruption of delivery times, which generally increases costs and reduces the profitability of agricultural production. The article discusses the current problems of logistics development in the agro-industrial complex of the Omsk region. The main logistics flows and processes in the agro-industrial complex of the region are presented; the factors that influence the development of logistics in the Omsk region are highlighted; and possible solutions are suggested. The research results are addressed to business people working in the agro-industrial sector and the authorities of the Omsk Region state municipality.

Keywords: logistics, agro-industrial complex, Omsk region, logistics system, flows, agriculture

JEL-classification: Q13, Q17, Q18

References:

Danyukova M. N., Kruglova N.T., Tikhomirova V.A. (2023). Development priorities and current challenges for the logistics system of agrofood exports of the EAEU. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (5-1). 68-76. doi: 10.17513/vaael.2808.

Kozaeva D.V. (2022). The logistic tools of leveling risks and financial costs in the systems of distribution of agricultural products. “Finansovye issledovania”. (1(74)). 71-78. doi: 10.54220/finis.1991-0525.2022.74.1.007.

Kryukova O.N., Shumakova O.V. (2024). Multi-lay agricultural economy as flagship of development of Omsk region. Growth points and control mechanisms. Science of the Person: Humanitarian Researches. 18 (1). 200-211. doi: 10.57015/issn1998-5320.2024.18.1.19.

Levkin G.G. (2022). Problems of improving logistics systems in the agro-industrial complex for a more complete involvement of individual producers. Logostics. (7(188)). 18-23. doi: 10.54959/22197222_2022_07_18.

Litvinova V.S., Shitova T.V. (2023). Logistics support of business processes in the agro-industrial complex: theory and practice issues Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. (1(176)). 413-415.

Minakov I.A., Kvochkin A.N., Sabetova L.A., Dubovitskiy A.A., Neuymin D.S., Ermakov I.L., Konovalova T.V., Konovalov A.V., Khoroshkov S.I., Trunov A.I., Smykov R.A. (2023). Economics of the agri-food market Moscow: INFRA-M.

Olimova T.O. (2017). The specifics of logistics activities in the agro-industrial complex (on the example of grain exports). The young scientist. (3(137)). 380-385.

Petukhovskiy S.L., Stukach V.F., Kolychev N.M., Levkin G.G., Pomogaev V.M., Nardin D.S., Semchenko V.V. (2023). Characteristics of the logistics infrastructure of the agricultural sector of the Omsk region economy. Vestnik kadrovoy politiki, agrarnogo obrazovaniya i innovatsiy. (10-12). 63-72.

Tolmachev O.M. (2022). Logistics problems in the Russian agro-industrial complex. Economics and socium: contemporary models of development. 12 (3). 183-194. doi: 10.18334/ecsoc.12.3.116387.

Troshin A.S., Novikov I.A., Bludyan N.O., Linnik V.Yu. (2024). Features of regional integrated logistics systems (on the example of agro-industrial complex of Belgorod region). Transport Urala. (4(83)). 61-68. doi: 10.20291/1815-9400-2024-4-61-68.

Tushkanov M.P., Maksimov A.F., Cherevko L.D., Vinnichek L.B., Guryanova N.M., Maksimov A.A. (2023). Organization of production and entrepreneurship in the agro-industrial complex Moscow: INFRA-M.

Yagodina N.V., Remizova A.A. (2023). The development of agriculture in the Omsk region: analysis and prospects. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 5687-5704. doi: 10.18334/epp.13.12.120147.

Zalukaeva N.Yu., Gribkov A.N. (2020). Logistic tasks in energy-saving control systems for heat technology facilities of the agro-industrial complex Digitalization of the agro-industrial complex. 110-113.