Об обеспечении военной и экономической безопасности российского государства

Амосов А.И.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011857

Аннотация:
В статье рассматриваются стратегические цели специальной военной операции. Конечной ее целью является восстановление добрососедских отношений между двумя республиками. В этой связи уделяется большое внимание истории отношений между Россией и Украиной. На основе проведенного анализа формулируется вывод о том, что военная безопасность России будет обеспечена, если после завершения военных действий украинское государство будет соблюдать дружественные отношения с Россией в рамках Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в 1991 г. Экономическая безопасность России предполагает возвращение Российской Федерации в ряды ведущих мировых держав. В статье показана связь между экономической политикой и долгосрочным стратегическим планированием до 2100 г. На первый план автором выдвигается разработка на срок до 2100 г. демографической программы в увязке с государственными программами жилищного строительства и занятости населения.

Ключевые слова: военная и экономическая безопасность, история экономики, развитие отраслей, демография

JEL-классификация: J10, J11, N00, N01



Введение. Стратегические цели специальной военной операции. Судьба российского государства решается сейчас на фронтах боев на территории бывшей Украинской Советской Социалистической Республики. В случае успешного достижения целей Специальной военной операции (СВО) на Украине Россия получит возможность вернуть себе статус одной из ведущих мировых держав, способных обеспечить военную и экономическую безопасность коренных народов, проживающих на территории российского государства со времен образования Московского царства и Российской Империи.

Если бы в боевых действиях участвовали только украинские вооруженные силы, то все цели СВО, объявленные в 2022 г., были бы уже достигнуты. Но страны НАТО во главе с США, воздерживаясь пока от направления своих войск на линию боевого соприкосновения, активно участвуют в войне, поставляя боеприпасы, военную технику, включая дальнобойное оружие вместе с инструкторами по его использованию. Наряду с обучением украинских летчиков полетам на американских военных самолетах, США и Великобритания обучают украинских военнослужащих умению использовать электронные устройства по управлению беспилотниками, поставляемыми странами НАТО. При запуске ракет и беспилотных аппаратов украинские войска используют разведывательную информацию, получаемую от американских и британских военных спутниковых систем.

Формулировка СВО имеет важный подтекст. Он состоит в добровольном ограничении Россией нанесения ответных ударов по странам НАТО и США, с помощью которых развязана и ведется эта война. Большая война предполагает в ответ на запуск американских и натовских ракет и беспилотников наносить ответные удары не только по Украине, но и по территории стран НАТО, участвующих в войне. В связи с большой территорией стран НАТО России придётся применять ракеты с ядерными боеголовками. Развязывание ядерной войны несет угрозы гибели человечества.

Гонку ядерных вооружений начали США, первыми создав атомную бомбу. Разработки велись с участием ученых из разных стран, включая СССР, чья разведка способствовала старту советской атомной программы в годы Великой Отечественной Войны (ВОВ). В августе 1945 г. США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, что привело к гибели сотен тысяч мирных жителей. США не признают своей вины, а Япония не предъявляет претензий, несмотря на отсутствие военной необходимости в атаке на мирные города. Причина такого выбора, замалчиваемая обеими странами, заключается в том, что Хиросима и Нагасаки были крупными центрами христианского населения Японии. Церковь Уракамитэнсюдо, над которой взорвалась бомба, была самой большой христианской церковью не только в Японии, но и на всём Востоке» [9].

Американский пилот, сбросивший атомную бомбу на самую большую христианскую церковь Японии и Востока, безусловно, знал о цели бомбардировки. Уничтожение русской православной церкви является одной из целей сатанизма, который исповедует американская элита. На Украине тоже наблюдаются элементы сатанизма по отношению к русской церкви. Не углубляясь в эту тему, можно констатировать факт: «поджигатели войны» способны провоцировать развязывание мировой войны с использованием ядерного оружия, не беспокоясь о том, что это ведет к «Концу Света». Имеющихся у ядерных держав запасов ядерного оружия достаточно для уничтожения населения воюющих ядерных стран, а также заражения соседних с ними территорий. В этой связи достижение объявленных Россией целей СВО без перерастания ее в ядерную войну остается неизменной задачей до ее полного решения.

О мирном сосуществовании в рамках Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) в 1991 г. Киевские средства массовой информации вместе со странами Евросоюза и НАТО распространяют ложную информацию об «агрессии России» [20]. В этой связи следует напомнить, что в процессе распада СССР, организованного США, в 1991 г. в Беловежской Пуще на территории Белоруссии руководители Российской Федерации (РСФСР), Украины и Республики Беларусь, подписали Соглашение об образовании СНГ. Сразу после подписания этого Соглашения Б.Н. Ельцин позвонил из Беловежской Пущи не М.С. Горбачеву, возглавлявшему СССР, а президенту США, сообщив ему о распаде СССР. Американский президент одобрил распад СССР. Но США не планировали создания суверенного украинского государства, находящегося в добрососедских отношениях с Российской Федерацией. При добрососедских отношениях экономические, военно-технические и другие связи между Россией, Украиной и Белоруссией могли бы сохраняться на том же высоком уровне, на котором они находились в СССР. С Беларусью так и произошло после того, как в 1994 г. ее президентом стал А.Г. Лукашенко. На Украине США не допустили сохранения добрососедских отношений с Российской Федерацией.

После образования СНГ в 1991 г. численность персонала американского посольства в Москве была сокращена, а в Киеве увеличена до 400 человек. В здании спецслужб Украины один этаж был отведен для сотрудников спецслужб США. В 2014 г. США выделили 5 млрд. долл. на организацию майдана, куда привезли несколько тысяч украинских националистов. Им платили по 200 долл. в день за участие в акциях, требовавших отставки президента Украины В.Ф. Януковича.

Янукович В.Ф., возглавляя Партию регионов, в 2010 г. стал президентом Украины. При нём, благодаря сотрудничеству в рамках СНГ, товарооборот с Россией достигал 49 млрд. долл., обеспечивая занятость населения. Прекращение этих поставок негативно сказалось на украинском производстве. В феврале 2014 г. В.Ф. Янукович мог разогнать Майдан силами «Беркута», но вместо этого покинул страну, оставив бойцов без защиты. После смены власти, «Беркуту» предлагали службу в украинских спецслужбах, но они отказались и уволились [1].

После бегства В.Ф. Януковича к власти на Украине пришло недружественное к России правительство. Украинские спецслужбы, по указанию США, отправили в Крым вооруженных националистов для захвата российской военно-морской базы (ВМБ) в Севастополе. Город Севастополь, построенный князем Г. Потемкиным во времена правления Екатерины II, в течение столетий успешно выполнял функции ВМБ Российской империи и затем Советского Союза. Севастополь русский город, который никогда в своей истории не находился в подчинении украинским властям. В феврале 2014 г., после майдана в Киеве, российские офицеры в Севастополе перекрыли границу Крыма с Украиной, чтобы остановить националистов. Вслед за этим Крым объявил об отделении от Украины и присоединении к РФ, что подтвердил референдум с подавляющим большинством голосов за возвращение в состав России.

Украина – это окраина Древней Руси. В 2003 г. в одном из российских издательств была опубликована на русском языке книга Л.Д. Кучмы под названием «Украина – не Россия» [17]. Эта книга не представляла бы интереса, если бы ее автором не был Л.Д. Кучма – известный в советское время руководитель крупного украинского оборонного предприятия. Л.Д. Кучма [2] стал президентом «незалежной» Украины в 1994 г. и находился на этом посту до 2005 г. Переизбрание Л.Д. Кучмы на второй срок отражало относительно стабильную экономическую и социальную ситуацию на Украине. Хотя украинские промышленные предприятия уже были приватизированы и не подчинялись вообще никаким министерствам, между Украиной и Россией еще сохранялись взаимовыгодные экономические, а также человеческие, родственные связи. Сейчас эти связи разорваны, памятники общей истории уничтожены, а история Украины переписывается.

В этой связи актуально уточнить происхождение термина Украина. Происхождение термина «Украина» связано с древнерусским значением «окраина». Так называли пограничные территории русских земель, включая северо-западные земли, на которые претендовали шведы, и земли Киевской Руси, подвергавшиеся набегам кочевников.

Древний Киев, расположенный на Днепре, «на пути из варяг в греки», был южной окраиной русских земель. Здесь находился великокняжеский престол, за который боролись удельные княжества. В конце X века князь Владимир Святославич принял христианство и крестил киевлян. Распространение единой православной религии служило целям сохранения владения Киевским князем великокняжеского престола [2]. В X—XII веках Киев достиг своего расцвета. Однако этого было недостаточно для объединения удельных княжеств в единое русское государство. В 1237-1240 гг. Древняя Русь подверглась нашествиям крупного войска Золотой Орды. При отсутствии единой русской армии монгольское войско совершило три летних нашествия, во время которых были захвачены все удельные княжества за исключением новгородских земель. Киев, отказавшись сдаться, был разрушен, а жителей увели в плен. После 1240 г. ярлык на великое княжение выдавали ордынские ханы, ослабленные киевские князья в борьбе за престол не участвовали.

Борьба московских князей за титул Великого князя, начавшаяся в 1330-х гг., привела к их возвышению. Активное собирание русских земель и централизация власти превратили Великое княжество Московское в Московское царство к концу XV века, избавив его от ордынской зависимости. Иван III уже именовал себя «государем всея Руси», а Иван IV в 1547 г. официально принял царский титул, завершив формирование государства войнами с Польским королевством и Великим княжеством Литовским.

Киевское княжество потерпело поражение в войнах с Литвой, став пограничной окраиной Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой (1324/1362-1654). В Киевщине действовала промосковская группировка, чему способствовали активные торговые связи с Северо-Восточной Русью и единство церковной власти с Москвой. Территория Киевщины входила сначала в состав Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой и Польского королевства [15]. Около 200 лет в Киеве доминировала польская шляхта. Местные шляхтичи называли себя «украинцами», что означало службу на пограничных территориях Польши, а не национальность. Запорожские полковники и гетманы, несмотря на присягу польскому королю, не входили в шляхту. В тот период национальности как таковой не существовало. Все подданные царя, короля, императора делились не по национальностям, а по вероисповеданию [25].

Враждебная политика польских властей по отношению к православной церкви на Гетманщине подтолкнула казаков в 1654 г. на Переяславской Раде обратиться к московскому царю с просьбой о присоединении к Московскому царству. Однако, несмотря на это решение, русские войска были введены на территорию Гетманщины и Киевщины лишь спустя 25 лет. В этот период Богдан Хмельницкий и казаки служили польскому королю, находясь в зависимом и униженном положении. При присоединении малороссийской окраины к Московскому государству у казацких атаманов и полковников появлялся шанс стать русскими дворянами [3].

В 1679 г. Малая Русь вошла в состав Московского царства, что привело к разделению территории современной Украины на Гетманщину, Левобережную и Правобережную Украину, а также Запорожскую Сечь и Дикое поле. Русское войско с казаками успешно отразило османскую экспансию на Левобережье в ходе войны 1676-1681 гг. После преобразования в Российскую империю (1721 г.) казацкая знать получила интеграцию в российское дворянство и высокие посты. Последний гетман, Кирилл Разумовский, стал графом. В 1764 г. Екатерина II упразднила Гетманщину, создав Малороссийскую губернию, из которой в 1781 г. было выделено Киевское, Черниговское и Новгород-Северское наместничество.

До русско-турецкой войны 1768-1774 гг. земли нижнего Днепра, Приазовья и Крым оставались под властью Крымского ханства. По Кучук-Кайнарджийскому договору (1774 г.) они перешли к Российской империи, что положило начало их заселению славянами, сербами, греками, немцами и евреями. В 1775 г. ликвидировали Запорожскую Сечь: часть казаков ушла за Дунай (Задунайская Сечь), другая переселилась на Кубань (Кубанское войско).

На бывших землях запорожцев была учреждена Новороссийская губерния, где на местах казацких и татарских поселений были заложены новые города: Екатеринослав, Николаев, Херсон, Одесса, Новороссийск, Севастополь, Александровск, Мариуполь и другие. Были образованы новые губернии: Киевская, Харьковская, Екатеринославская, Таврическая (Симферополь), Новороссийская, Херсонская [5]. Получается, что уже при Екатерине II (годы правления 1762-1796) вся территория нынешней Украины и Крыма входила в состав Российской Империи [4]. Государственным языком на Украине был русский язык, но никто не запрещал украинской мовы и языков других народов.

В настоящее время в Крыму, а также в Донецкой и Луганской республиках и в Запорожье проведены референдумы о возвращении их в состав России. Сложнее обстоит дело с Одессой, которая, как и Херсон и Запорожье была построена в Российской Империи, а затем во времена СССР играла важную роль как крупнейший морской порт на Черном море. В 1897 г. Одесса была четвёртым городом в Российской Империи, её население было гораздо больше Киева. По переписи населения 1897 г. в городе насчитывалось около 403 тыс. человек: великороссы 198 233 (49,09%), евреи 124 511 (30,83%), малороссы 37 925 (9,39%), поляки 17 395 (4,31%) немцы 10 248 (2,54%), греки 5086 (1,26%). Остальные национальности – менее 1% каждая нация [6].

В конце XIX века, в период активного развития Одессы, украинское население составляло этническое меньшинство на территории города и Одесского уезда. Согласно статистическим данным 1926 г., этнический состав Одессы был следующим: русские – 39,2%, евреи – 36,9%, украинцы – 17,7% [6]. «Украинизация» статистических данных Одессы произошла в 1989 г. еще до официального распада СССР. Национальный состав Одессы радикально изменился: 48,9% украинцев, 39,4% русских, 5,9% евреев, 1,5% болгар и представителей других национальностей. Информация о методах украинизации статистики населения Одессы отсутствует, публикуем только имеющиеся данные [22]. Если после окончания СВО в Киеве останется враждебное России нацистское правительство, то передача Одессы, основанной российским и советским государством, нецелесообразна. При возвращении к власти правительства, готового к добрососедским отношениям с Россией, вопрос принадлежности Одессы может быть решен мирным путём.

СВО на Украине близится к завершению, ведутся переговоры с США. В отличие от безоговорочной капитуляции Германии в 1945 г., ситуация с Украиной сложнее. Миллионы украинцев покинули страну. Крым и ряд областей вошли в состав России. Для нормализации отношений Украине необходимо отказаться от враждебной политики, включая запрет русского языка и гонения на церковь. Единственный путь для Украины как соседа России – отказ от идеологии «абсолютной независимости».

О возвращении Россией статуса одной из ведущих мировых держав. Успешное завершение СВО вернет России статус мировой державы, как это произошло с СССР в 1943 г. благодаря превосходству в производстве вооружений. Военная экономика стимулирует развитие как оборонных, так и гражданских отраслей. Н.А. Вознесенский, возглавлявший Госплан, стал ключевой фигурой в управлении советской военной экономикой. В 1943 г. за заслуги в создании мощной военной экономики Н.А. Вознесенский был избран академиком Академии наук СССР. В 1948 г. Н.А. Вознесенский опубликовал книгу «Военная экономика СССР в период отечественной войны» [7]. Благодаря Н.А. Вознесенскому и другим компетентным руководителям, отличившимся во время войны, послевоенное восстановление экономики СССР было осуществлено за одну пятилетку. Это были рекордно короткие сроки.

Сейчас СВО и санкции против России стимулируют восстановление военно-промышленного комплекса и экономики. Однако сдерживающим фактором является отставание в долгосрочном стратегическом планировании. В США и КНР оно охватывает до 2100 г., тогда как в России после распада СССР планирование заменено рыночными механизмами. Попытки создать долгосрочные проекты, такие как социально-экономическое развитие до 2020 г., не увенчались успехом из-за отсутствия компетентного планового органа, аналогичного Конгрессу США или плановым органам КНР.

Для возвращения планирования на уровень мировой державы, как в КНР и США, необходимо разработать долгосрочные программы до 2100 г. с участием экспертов. Приоритет отдается Демографической программе, над которой плодотворно работала член-корреспондент РАН Н.М. Римашевская (1932-2017). В ее статье «Глобализация и население», опубликованной в 2001 г., приведены данные о том, что после распада СССР в Российской Федерации резко ускорилось вымирание коренного населения вследствие катастрофического сокращения числа семей с достаточным количеством детей [24]. Необходимо сначала остановить вымирание, а затем к 2100 г. увеличить численность коренного населения до разумного уровня.

Решение демографических проблем возможно лишь на базе полноценной государственной программы жилищного строительства. В США и в развитых европейских странах такие программы разрабатывались и реализовывались в 1960-х гг. В США демографическая проблема состояла в том, что негритянские семьи были многодетными, а среди белого населения было недостаточно семей, имеющих троих и более детей. В результате численность белого населения сокращалась, а негритянского возрастала высокими темпами. Для увеличения численности белого населения Конгресс США принял самую лучшую в мире государственную программу малоэтажного жилищного строительства. Коротко она состояла в следующем. Каждая семья молодоженов в возрасте до 28 лет, имевшая постоянную работу, обеспечивавшую надежный заработок, могла получить кредит на строительство одноэтажного или двухэтажного дома со всеми удобствами. Кредит выдавался на 40 лет с процентной ставкой за кредит в размере 1%. Чтобы обеспечить миллионы молодоженов отдельными домами, в короткие сроки была разработана и освоена высокопроизводительная технология жилищного строительства.

В Советском Союзе американская технология строительства была известна. Наряду с этим в России имелся и отечественный тысячелетний опыт малоэтажного строительства домов из бревен, а также индустриальный опыт строительства домов на одну семью из бруса или из небольших бетонных блоков. Но в условиях постоянной довоенной и послевоенной гонки вооружений жилищное строительство велось без разработки государственной Программы, согласованной с решением демографических проблем, как это удалось сделать в США. В послевоенный период холодная война велась на фоне проблем, возникших на «верхнем этаже власти» в связи с ухудшением здоровья И.В. Сталина. Несмотря на ухудшение здоровья, И.В. Сталин не желал передавать власть достойным преемникам. В итоге, борьба за его пост привела к власти Н.С. Хрущева, малограмотного и незнакомого с программно-целевым планированием развитых стран. Учитывая его 11-летнее правление, остановимся на его биографии подробнее.

Н.С. Хрущев, начав с 4 классов церковно-приходской школы в Курской области, отправился в Донбасс. Там, окончив курсы слесарей, он получил работу, дом и стал председателем профкома. Во время Гражданской войны, вернувшись в деревню, возглавил комитет бедноты, а затем был призван в Красную армию. Дальнейшее образование Хрущев получал, будучи секретарем парторганизации учебных заведений, где его основной задачей были репрессии против преподавателей. Он получил дипломы техникума и Коммунистической академии, не осваивая программы, однако научился пренебрегать специалистами с высшим образованием [11].

В 1930-е годы Н.С. Хрущев ездил с инспекциями в различные учреждения и предприятия, после чего составлял докладные И.В. Сталину со списками работников, которых он предлагал подвергнуть репрессиям. Для борьбы с оппозицией такие кадры И.В. Сталину были нужны, но по своему уровню компетенции Н.С. Хрущев не имел авторитета. В начале войны в 1941 г. проведение репрессий отошло на второй план. Н.С. Хрущев и ему подобные кадры были отодвинуты И.В. Сталиным на второстепенные должности.

Победа в 1945 г. и быстрое восстановление народного хозяйства в 1945-1950 гг. стали возможны благодаря талантливым молодым руководителям партии, получивших полноценное высшее образование в годы предвоенных пятилеток [10]. Среди них выделялись Н.А. Вознесенский [3] и А.Н. Косыгин [4]. Назначенный в начале войны заместителем председателя Совета по эвакуации, А.Н. Косыгин, успешно руководил эвакуацией промышленных предприятий в рекордно короткие сроки. Он также возглавил Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, обеспечив бесперебойное снабжение войск. Ближе к концу войны А.Н. Косыгин руководил Валютным комитетом, а после войны успешно провел денежную реформу, восстановив отечественную денежную систему раньше, чем в Западной Германии. Подробнее о деятельности А.Н. Косыгина изложено в книге «Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А.Н. Косыгине», опубликованной в 1997 г. [23].

После войны здоровье И.В. Сталина ухудшилось, что обострило борьбу за власть между потенциальными преемниками, такими как Л.П. Берия и Н.С. Хрущев. Ранее одним из возможных преемников считался А.А. Жданов [5], руководитель Ленинградской парторганизации, но он умер в 1948 г. при подозрительных обстоятельствах, вызвавших обвинения в адрес врачей.

После смерти А.А. Жданова, среди ленинградских партийных руководителей, претендовавших на роль преемника И.В. Сталина, Л.П. Берия и Н.С. Хрущев организовали «Ленинградское дело». Обвиненным в намерении создать Российскую компартию, этим патриотичным деятелям, находившимся в блокадном Ленинграде с А.А. Ждановым, был вынесен смертный приговор на закрытом суде. После этого преемником И.В. Сталина оставался Н.А. Вознесенский в лице высококомпетентного руководителя Госплана СССР. В 1949 г. И.В. Сталин снял Н.А. Вознесенского с поста главы Госплана и поручил написание книги «Политическая экономия коммунизма». Н.А. Вознесенский еженедельно обсуждал материалы книги со И.В. Сталиным в Кремле, впоследствии был обвинен в ненадлежащем хранении секретных документов. После завершения рукописи в 1950 г. и доклада И.В. Сталину, Н.А. Вознесенский был убит Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым без суда и следствия. Подробно о Ленинградском деле говорится в монографии племянника Н.А. Вознесенского – Л.А. Вознесенского (1926-2020), опубликованной в 2004 г. под названием «Истины ради» [8].

В 1952 г. И.В. Сталин опубликовал работу «Экономические проблемы социализма в СССР». На основе этой работы по указанию И.В. Сталина был создан коллектив авторов, написавшие и издавшие учебник для вузов по политэкономии социализма. Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и Г.М. Маленков трудов не писали и после устранения Н.А. Вознесенского ожидали смерти И.В. Сталина, чтобы занять его место. И.В. Сталин умер в марте 1953 г. при не совсем ясных обстоятельствах. Главным претендентом на пост Первого лица стал Л.П. Берия, возглавлявший войска Министерства внутренних дел и секретные службы государственной безопасности. В данной обстановке Н.С. Хрущев объединился с Г.М. Маленковым, организовав арест Л.П. Берии в Кремле с помощью генералов Советской армии под руководством маршала Г.К. Жукова. После ареста Л.П. Берию объявили агентом английской разведки и в декабре 1953 г. приговорили к расстрелу. Л.П. Берия был известен народу как создатель и бессменный руководитель ГУЛАГа – Главного Управления Лагерей. Поскольку репрессии под руководством Л.П. Берии были массовыми, его расстрел был встречен советскими людьми с одобрением.

После назначения главой правительства Г.М. Маленков повысил свой авторитет, улучшив жизнь трудящихся. Н.С. Хрущев, боровшийся за власть с партийной номенклатурой, занял пост руководителя СССР. За 11 лет его правления, благодаря компетентным кадрам, достигнуты социально-экономические успехи. Н.С. Хрущев лишь не мешал решению социальных проблем, не требующим больших капитальных вложений. Благодаря этому в 1950-х гг. в СССР была создана лучшая в мире пенсионная система, установлен восьмичасовой рабочий день. Советский Союз опередил США по уровню развития школьного и иного образования.

Что касается разработки комплексной жилищной программы, согласованной с демографической программой, то Н.С. Хрущев вместо того, чтобы доверить разработку программы массового жилищного строительства специалистам, внес малограмотные поправки в компетентные разработки технологии индустриального жилищного строительства. «Хрущевские пятиэтажки», в отличие от американских, были настолько некомфортными из-за непродуманной экономии, что новоселы отказывались в них жить. После поправок они стали лучше, но проект остался неполноценным.

Некомпетентные инициативы Н.С. Хрущева, включая авантюрное освоение непригодных для пашни целинных земель Казахстана и директивы по быстрому росту производства сельхозпродукции без должных инвестиций и развития сельскохозяйственного машиностроения, нанесли вред сельскому хозяйству. Запрет личного подсобного хозяйства также был ошибочным. Существенные капиталовложения в отрасль начались лишь после его отставки в 1964 г.

Отставка Н.С. Хрущева готовилась несколько лет членами Центрального комитета КПСС втайне от него. Организатором группы стал Л.И. Брежнев, партийный работник и генерал. Члены политбюро были недовольны поведением Н.С. Хрущева на XXII съезде КПСС в октябре 1961 г. Заседания этого съезда проходили 2 дня. В первый день Хрущев зачитал подготовленный для него доклад о завершении проекта вооружения армии дальнобойными ядерными ракетами. Это было важным шагом на пути к решению проблемы сохранения ядерной безопасности в гонке вооружений холодной войны, развязанной США и Великобританией. Во второй день Хрущев зачитал доклад о Программе партии на 20 лет (до 1980 г.). Эта Программа была полностью опубликована в газете «Правда». Я в то время был студентом экономического факультета университета и студенческое общество «Знание» поручило мне выступить с лекцией о Программе партии перед работниками промышленного комбината. При подготовке к лекции я подробно изучил текст Программы партии, опубликованный в газете «Правда». Н.С. Хрущев в силу своей малограмотности исказил в пропаганде Программы партии ее содержание. Он придумал лозунг «нынешнее поколение молодых людей будет жить при коммунизме». На самом деле Программа партии определяла долгосрочные планы создания к 1980 г. материально-технической базы для построения социализма и коммунизма. В начале 1960-х гг. Н.С. Хрущев требовал немедленного создания коммунистических трудовых бригад, пропагандировал коммунистические субботники и т. д. Это фактически лишало связи между развитием производительных сил и производственными отношениями.

Первобытный коммунизм существовал миллион лет, и ничего привлекательного в нем не было. При первобытном коммунизме, например, отсутствовало законодательство, а власть вождя была неограниченной, вплоть до смертной казни за нарушение табу [6]. Нормы социалистической морали и нравственности, впервые сформулированные в православии, исламе и других религиях, легли в основу Морального кодекса строителя коммунизма (Устав КПСС, XXII съезд). Большинство его пунктов заимствованы из библейских заповедей христианства, отредактированных с учетом современных понятий.

В учебнике по политической экономии социализма, опубликованном под редакцией заведующего кафедрой МГУ Н.А. Цаголова был сформулирован основной экономический закон коммунистического способа производства – полное благосостояние всех членов общества и всестороннее развитие каждой личности [16, с. 128]. Понятие полное благосостояние в учебнике не объяснялось, поскольку оно имеет расплывчатый смысл. Если каждый член общества имеет условия для всестороннего развития, это уже признак достаточного благосостояния. Получается, что между развитым социализмом и коммунизмом нет особых различий в благосостоянии. В тексте Программы партии, принятой на XXII съезде, ставилась задача создания до 1980 г. материально-технической базы для перехода на более развитые социалистические и коммунистические отношения. И эта задача была решена.

Различия между развитым социализмом и коммунизмом состоят в том, что при социализме на смену рынкам для привилегированных потребителей приходят рынки для массовых потребителей. При коммунизме на смену товарно-денежным отношениям должна прийти система распределения, действующая по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». По большому счету и при развитом социализме потребление трудящихся обеспечивалось не только по труду, но и по разумным потребностям. Сторонники товарно-денежных отношений во вступительной части Программы вставили абзац, в котором ставилась задача «развития товарно-денежных отношений до 1980 г.». При государственной собственности на землю и ее недра, а также на промышленные предприятия возможно было государственное регулирование товарно-денежных отношений в рамках социалистической морали и нравственности. Следует отметить, что при сохранении государственной собственности на торговые организации в СССР существовала развитая система так называемых «распределителей». Государственные распределители для ЦК КПСС отличались от распределителей для строительной или железнодорожной организации. В целом эти распределители, сочетая в себе элементы социалистических, коммунистических и регулируемых государством товарно-денежных отношений играли позитивную роль.

В 1962 г. склонный к самодурству Н.С. Хрущев вопреки тексту Программы партии приказал по правительственному телефону повысить нормы выработки на всех заводах, чтобы рабочие переходили к коммунистическому труду уже в 1962 г. Повышение норм выработки без инвестиций в новую технику и технологии означало снижение и без того невысокой оплаты труда. Тем самым Н.С. Хрущев «напугал» рабочих переходом к коммунистическому труду. Там, где директора заводов были поумнее, они не спешили повышать нормы выработки. В Новочеркасске директор завода повысил нормы выработки и в ответ на возражения рабочих оскорбительно грубо с ними разговаривал. «Кем-то» была организована массовая демонстрация рабочих. «Кто-то» изготовил плакаты для демонстрации. Среди них был и плакат «Хрущева в отставку». Н.С. Хрущев по телефону приказал открыть огонь по мирным рабочим. После первых выстрелов среди рабочих появились убитые, и митинг был подавлен. В последующие дни участников митинга судили и по приговору суда часть рабочих приговорили к расстрелу, хотя они не представляли никакой угрозы для властей. К суду привлекли только рабочих, организаторы демонстрации остались неизвестными. Расстрел рабочих по приказу Н.С. Хрущева члены Политбюро уже не могли ему простить.

Лучшая в советской истории пятилетка 1965-1970 гг. по социально-экономическим показателям во многом обязана компетентным кадрам управления, выдвинувшимся в годы войны и послевоенного восстановления. С 1964 по 1982 гг. генсеком ЦК КПСС являлся Л.И. Брежнев [13]. Как опытный политработник Л.И. Брежнев с уважением относился к компетентным специалистам министерств и ведомств. Они в свою очередь по праву считали Л.И. Брежнева самым лучшим руководителем советского государства за невмешательство в вопросы, находящиеся вне его компетенции. Во главе правительства СССР находился А.Н. Косыгин, который являлся самым компетентным членом Политбюро по вопросам развития промышленности и других отраслей экономики. Разумное разделение функций между Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным привело к тому, что СССР успешно сохранял статус второй мировой сверхдержавы, пока они находились у власти.

Основными препятствиями для развития экономики и социальной сферы СССР в 1960-х гг. стали колоссальные затраты на гонку вооружений, спровоцированную США, и подрывные действия в рамках холодной войны. США тратили миллиарды долларов на разработку решений, призванных вынудить СССР принимать неверные шаги. Для этого ЦРУ (Центральное разведывательное управление США) готовило русскоязычных агентов и привлекало мигрантов из СССР.

Во время принятия Программы КПСС до 1980 г. в США при президенте Дж. Кеннеди была создана группа из 400 «советологов» с советскими дипломами и учеными степенями. Эмигрировав в США, они разрабатывали экономическую политику, направленную на принуждение СССР к ошибочным решениям и поражению в холодной войне. Эта группа, по сути, представляла собой институт и продолжала работу после убийства Дж. Кеннеди в 1963 г. В ЦРУ также было значительное число профессиональных «советологов». Для противодействия вредоносным экономическим реформам, предложенным американскими советологами, в Госплане СССР был создан отдел по совершенствованию товарно-денежных отношений. Несмотря на малочисленность (12 сотрудников), его возглавил доктор экономических наук В.М. Иванченко, компетентный специалист и бывший руководитель крупного совнархоза. В 2004 г. В.М. Иванченко опубликовал монографию в 3-х томах об экономических реформах 1960-1980-х гг. [12].

В обстановке холодной войны Программа КПСС до 1980 г. в целом успешно выполнялась пока были живы кадры, обеспечившие победу в Великой отечественной войне Л.И. Брежнев (1906-1982), А.Н. Косыгин (1904-1980), М.А. Суслов (1902-1982). М.А. Суслов [7], выпускник Московского института народного хозяйства (1928) и аспирантуры Института экономики (1931), превосходил Ленина по политэкономическому образованию. При Л.И. Брежневе занимал посты члена Политбюро ЦК КПСС и заведующего Отделом идеологии ЦК КПСС. Именно он в 1975 г. дал указание считать период после принятия Программы КПСС в 1961 г. развитым социализмом. При Л.И. Брежневе, А.Н. Косыгине и М.А. Суслове в СССР существовала экономика развитого социализма. Стабильные цены на товары при росте зарплат и социальных выплат повысили уровень жизни советских граждан, обеспечив уверенность в завтрашнем дне. Государственная собственность на ресурсы позволяла поддерживать низкие тарифы на энергию, транспорт и товары по сравнению с Западом. Сохранялись бесплатные образование и медицина.

В период холодной войны против СССР велась активная подрывная деятельность. До смерти Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина и М.А. Суслова разрушение страны было затруднено. В 1969 г. начались попытки подорвать здоровье Л.И. Брежнева. В 1976 г. А.Н. Косыгин пережил клиническую смерть после инцидента с байдаркой, что привело к инфаркту и отставке. Так, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и М.А. Суслов ушли из жизни в период 1980-1982 гг., предположительно, не без участия медицинских служб.

В 1982 г. Ю.В. Андропов [8] стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и занимал этот пост до 1984 г. Его правление характеризуют следующие три события. Первое – в 1982 г. по его приказу в КГБ СССР были зачислены американские генералы (4 чел.) из ЦРУ для контроля выполнения соглашений об ограничении стратегических вооружений. Это означало доступ американцев к секретной информации о советских ядерных ракетах. Второе – в 1983 г. американский еженедельный журнал Time признал Ю.В. Андропова «Человеком года» вместе с Р. Рейганом, однако причины этого признания не были раскрыты. Третье – похороны Ю.В. Андропова в феврале 1984 г., на которые прибыли лидеры стран, участвовавших в холодной войне против СССР.

О взаимосвязях между протекционизмом и возвращением статуса ведущей индустриальной державы. Советский Союз стал второй мировой сверхдержавой во время ВОВ благодаря индустриализации, осуществленной в годы довоенных пятилеток. Не преуменьшая заслуг индустриализации 1930-х гг., следует отметить, что первая индустриализация в нашей стране была проведена в Российской Империи при Александре III в 1881-1894 гг. [1]. Именно при Александре III впервые в России нашли средства для строительства заводов тяжелого машиностроения. Благодаря дореволюционной индустриализации в течение 15 лет без жертв и потрясений в нашей стране ввели в строй современные (для того времени) металлургические, химические, цементные заводы, наладили добычу угля и нефти, освоили выпуск рельсов для железных дорог. Россия за исторически короткий срок решила задачу импортозамещения по паровозам, железнодорожным вагонам, рельсам, каменному углю, нефти, керосину, другим важным продуктам крупной индустрии.

В условиях отсутствия войн жизненный уровень в России при Александре III повышался рекордно высокими темпами, несмотря на быстрый рост народонаселения. Это объясняется тем, что при организации отечественного производства доходы от выпуска промышленной продукции не вывозились, как при импорте, а оставались в стране. Индустриальное развитие России после смерти Александра III затормозилось по той причине, что к власти в России вернулись прозападно настроенные коррупционеры и протекционистская политика была свернута.

Дореволюционная индустриализация была проведена под руководством Д.И. Менделеева. Великий русский ученый, профессор Санкт-Петербургского университета Д.И. Менделеев (годы жизни 1834-1907) являлся автором фундаментальных исследований по химии, физике, метрологии, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию, сельскому хозяйству, химической технологии, народному просвещению и других работ, тесно связанных с потребностями развития производительных сил. Во время правления Александра III, Д.И. Менделеев возглавлял Таможенный комитет при правительстве Российской Империи. Он разработал и обосновал протекционистские таможенные тарифы. Их применение на практике составляло основное содержание протекционистской политики правительства Александра III. Особое место в трудах Д.И. Менделеева занимает фундаментальная монография под названием «Толковый тариф, или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом» [21].

В данной монографии Д.И. Менделеева подробно рассмотрены вопросы развития отечественной промышленности, импортозамещения, инвестиций, ценообразования, установления таможенных пошлин, валютного курса рубля. Д.И. Менделеев показал связи между продвижением импортных товаров на российский рынок и девальвацией рубля. После того, как рынок переходит на поставки по импорту, рубль девальвируется, и импортные товары дорожают. Падение курса рубля ведет к тому, что чем больше импорт, тем дороже становятся импортируемые товары.

Д.И. Менделеев не просто призывал к импортозамещению. Он проектировал нефтеперерабатывающие заводы и организовал импортозамещающее производство отечественного керосина. Главной сложностью организации масштабного отечественного производства керосина для России было преодоление ожесточённых противодействий США, обладавших в то время мировой монополией на переработку нефти.

В монографии Д.И. Менделеева показано, что успешное промышленное развитие мировых держав осуществлялось на базе проведения протекционистской политики. В частности, в Англии жесткий протекционистский закон Кромвеля был принят в 1651 г. Указанный закон строго соблюдался до середины XIX в., то есть в течение 200 лет. США начинали индустриализацию экономики в 1850 г. с выдвижения лозунга «внутренний рынок безграничен». Объем внешней торговли в США за 10 лет (1850-1860 гг.) сократился в 2 раза, что вызвало резкий протест плантаторов Юга не заинтересованных в развитии внутреннего рынка. В 1861-1865 гг. в США развязалась крупномасштабная гражданская война между Северными и Южными штатами, в результате которой победили Северные штаты, которые проводили индустриализацию на базе роста поставок на внутренний рынок.

В России в начале индустриализации, по словам Д.И. Менделеева, против протекционизма выступали «люди, живущие на определенные средства и не хотящие участвовать в промышленности. У них доходов не прибудет от роста промышленности, а от протекционизма им страшно понести лишние расходы, особенно если их вкусы и аппетиты направлены к чужеземному». Д.И. Менделеев отмечал, что Россия, имея положительное сальдо внешней торговли ничего от этого не выигрывает, «если отправляемое есть ей надобный хлеб, если денежный ее избыток уходит на оплату процентов, или если увеличившиеся деньги не распределяются за увеличенный производительный труд, а идут на увеличенное проедание или возвращаются за рубеж с заезжими танцовщицами или певицами» [7].

Современные противники протекционизма в России схожи с их предшественниками во времена Д.И. Менделеева. Россия, вместо развития внутреннего рынка и инвестиций в реальный сектор, продолжает ориентироваться на вывоз сырья и капитала, истощая национальное богатство. Для возвращения в число ведущих держав необходимо внедрить протекционистскую политику, разработанную Д.И. Менделеевым и успешно примененную в СССР для индустриализации, включая управление экспортом/импортом, валютным курсом и технологическим развитием.

Для увеличения финансирования инвестиций из государственного бюджета необходимо в несколько раз расширить налоговую базу за счет увеличения поставок на внутренний рынок, заменить экспорт сырья и энергоресурсов экспортом продукции обрабатывающей промышленности, установить учетную ставку Центрального банка и курс рубля на уровне, принятом в СССР или США. Протекционистская политика должна проводиться и в ценообразовании [14; 18].

Базой для установления цен на товарную продукцию и услуги является установление государственными органами регулирования нормативов оплаты труда. В США во второй половине двадцатого века на уровне федерального законодательства устанавливался обязательный для работодателей уровень оплаты 1 часа трудового дня. В СССР устанавливался норматив минимальной оплаты труда, к которому привязывались цены в государственной торговле на мясо и на ряд других продуктов питания. Поскольку оплата труда в СССР была намного ниже, чем в США [9], цены на товары на внутреннем рынке СССР тоже устанавливались намного ниже так называемых «мировых цен» [10].

При более низких внутренних ценах по сравнению с ценами американских и западноевропейских корпораций советская экономика имела настолько высокую конкурентоспособность, что для защиты от импорта не нужно было вводить (и не вводили) протекционистских таможенных тарифов [19]. Высокая конкурентоспособность советской экономики обеспечивалась также еще благодаря установлению курса рубля равного доллару. В настоящее время девальвация рубля приводит к снижению конкурентоспособности российской экономики. И наоборот, ревальвация рубля автоматически повышает конкурентоспособность отечественного производства.

О переходе к долгосрочному стратегическому планированию на уровне регионов. Для восстановления Россией статуса одной из ведущих мировых держав необходимо осуществлять долгосрочное стратегическое планирование не только на уровне Российской Федерации, но и на уровнях отдельных регионов России. В 2007-2008 гг. во многих регионах Российской Федерации предпринимались попытки разработки проектов развития до 2025 г. К сожалению, после разработки этих проектов они не были реализованы. Остановимся подробнее на разработке «Стратегии развития г. Москвы на период до 2025 г.». В 2007-2008 гг. Институт экономики РАН являлся головной организацией в разработке этого проекта. Всего в разработке Стратегии участвовали 20 академических и московских институтов, а также проектных организаций. В процессе разработки данной стратегии среди экспертов Института Генплана Москвы, специалистов по решению проблем экологии, транспорта, строительства и других отраслей преобладала точка зрения о том, что население Москвы требуется сократить на несколько миллионов. При этом речь шла не о мигрантах, а о москвичах.

В Советском Союзе компетентными проектировщиками был разработан генплан Москвы с расчетами увеличения числа автомобилей в течение 100 лет. По советскому генплану построили выездные (радиальные) магистрали с десятикратным запасом площадей с обеих сторон магистрали для ее последующего расширения. На запасных площадях высаживались деревья, что способствовало озеленению города. В начале «рыночных» преобразований объявили, что советский генплан устарел и его надо отменить, разработав новый либеральный генплан. Разработка либерального генплана свелась к разрешению нарушать принятые в прежнем генплане нормативы и ограничения. В частности, сняли ограничения на застройку резервных площадей выездных магистралей. В первую очередь застроили торговыми павильонами резервные площади сразу за Московской кольцевой автодорогой МКАД. В результате при увеличении числа автомобилей произошла закупорка выезда и въезда в Москву. Отмена советского генплана привела также к недопустимой «точечной застройке», создавшей множество проблем.

Помимо автомобильных выхлопов, Москву требовалось очистить от промышленных предприятий. Их вывод в Московскую область и соседние регионы предполагал строительство новых производств и жилья. Часть населения планировалось расселить в университетских городках в области. Однако вопрос о том, какие регионы смогут принять сотни тысяч москвичей, остается открытым.

После отставки Ю.М. Лужкова [11] без всяких экспертных обсуждений и обоснований было принято решение о расширении границ г. Москвы на десятки километров территории Московской области. Это решение нельзя назвать иначе, как «бессмысленным» по той причине, что строительство многоэтажных и многоквартирных домов-монстров, (включая дома, насчитывающие от 300 до 1000 квартир), за десятки километров от Москвы без решения проблем трудоустройства, транспортного сообщения, возможностей комфортного семейного проживания, сохранения природной среды лишено позитивного смысла. Находятся зарубежные архитекторы, предлагающие ликвидировать в России сельские поселения и малые города и создавать чудовищные мегаполисы на сотни километров. Это противоречит положительному отечественному и мировому опыту расселения и жилищного строительства, о чем кратко говорилось выше на примере малоэтажного строительства в США.

Пример со стратегией развития г. Москвы показывает: необходимая России крупномасштабная Программа жилищного строительства должна быть увязана с не менее масштабной Программой занятости населения. Программы занятости занимают важное место в стратегии всех современных развитых стран. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» предусматривалось создание и модернизация к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Речь шла о высокопроизводительных рабочих местах, поскольку именно таким путем можно повысить доходы миллионов семей, не провоцируя при этом инфляции. В свою очередь рост доходов необходим для успешной реализации мер по увеличению рождаемости и воспроизводства молодых поколений, по реализации «Национальной программы массового жилищного строительства» и т.д.

Развитие отечественного машиностроения, включая авиастроение, микроэлектронику, станкостроение и судостроение, критически важно для России. Оно позволит снизить зависимость от сырьевого экспорта, значительно увеличить доходы бюджета и обеспечить молодежь высокооплачиваемой работой, способствующей ипотечному кредитованию. Восстановление и модернизация этих отраслей необходимы для доминирования в экономике высокотехнологичных производств.

Заключение

Россия, обладает большим спросом на продукцию заводов по выпуску строительно-дорожных машин. При восстановлении и относительно быстрой модернизации существовавших прежде производственных мощностей отечественного строительно-дорожного машиностроения страна в состоянии удовлетворить спрос на эту технику. Вопрос о соотношении импорта и отечественного производства машин и оборудования является ключевым для решения стратегических задач структурных преобразований. Надежды на удовлетворение потребностей в машинах и оборудовании за счет импорта не оправдались ни в одной отрасли. Нельзя привести ни одного примера, когда бы в каком-то крупном производстве, благодаря импорту произошло обновление производственного аппарата. Отрицательные последствия имеет и передача отечественного машиностроения в руки иностранных инвесторов.

Российское машиностроение уже в начале рыночных реформ было лишено отраслевых конструкторских и исследовательских центров. В течение последних 25 лет отечественное машиностроение находится в неравных условиях с зарубежными конкурентами в лице мощных фирм, располагающих средствами для выполнения НИОКР, а также для рекламы и для логистики. Для обновления технологической структуры экономики необходимо вернуться к бюджетному финансированию развития отечественного машиностроения. Только таким путем можно решить проблему обновления технологической структуры экономики и решить долгосрочные задачи социальной и экономической политики. По экспертным оценкам в машиностроении (вместе со сферой НИОКР и техническим образованием) потребуется создать 6-7 млн. новых рабочих мест в высокопроизводительных машиностроительных производствах, в исследовательских центрах и конструкторских бюро, в учреждениях по подготовке квалифицированных кадров для машиностроения.

По примеру развитых индустриальных стран целесообразно увеличить долю расходов на научные исследования и разработки до 3% ВВП. Это позволило бы восстановить и создать более миллиона рабочих мест в проектных и конструкторских организациях, в опытных, племенных и селекционных производствах, экспериментальных лабораториях, центрах обработки информации, венчурных фирмах, академических и отраслевых научно-исследовательских институтах, университетах и так далее. В сумме в машиностроении и в «исследованиях и разработках» реально создать 7-8 млн. новых рабочих мест. Остальные 17-18 млн. высокопроизводительных рабочих мест должны появиться в процессе перехода на новые технологии в видах деятельности, потребляющих продукцию машиностроения и информационных технологий. Высокопроизводительные рабочие места в добывающей промышленности, металлургии, электроэнергетике, в строительстве, на транспорте, в информационной индустрии, в сельском хозяйстве, в здравоохранении, образовании, в системе управления и в иных отраслях будут создаваться в процессе оснащения современным оборудованием преимущественно уже существующих предприятий и организаций. Таким образом, в целом по стране вполне реально оснастить современной высокопроизводительной и наукоемкой техникой 25 миллионов рабочих мест.

[1] Мир тесен и мне во время отдыха в Крыму довелось близко познакомиться с командиром батальона «Беркут», который уволился со службы и стал работать по мирной профессии. От него я получил информацию о майдане «из первых рук».

[2] Леонид Данилович Кучма (укр. Леонід Данилович Кучма; род. 9 августа 1938 г., Чайкино, Черниговская область, Украинская ССР, СССР) — советский и украинский политический и государственный деятель, 2-й президент Украины (1994—2005).

[3] Николай Алексеевич Вознесенский (18 ноября (1 декабря) 1903, село Тёплое, Чернский уезд, Тульская губерния, Российская империя – 1 октября 1950, Ленинград, СССР) – советский партийный и государственный деятель, экономист. Доктор экономических наук (1935).

[4] Алексей Николаевич Косыгин (8 февраля 1904, Санкт-Петербург – 18 декабря 1980, Москва) – советский политический, государственный и партийный деятель. Председатель Совета министров СССР (1964-1980), член Президиума, Политбюро ЦК КПСС (1948-1952; 1960-1980). Инициатор Косыгинской реформы 1965 года. Дважды Герой Социалистического Труда (1964, 1974).

[5] Андрей Александрович Жданов (14 февраля 1896, Мариуполь, Екатеринославская губерния, Российская империя – 31 августа 1948, дом отдыха «Валдай», Долгие Бороды, Новгородская область) – революционер, советский партийный и государственный деятель. Один из активных организаторов сталинских репрессий в СССР.

[6] Первобытные общины сохранялись в Африке в XIX веке и такой случай описан английским исследователем, проводившим наблюдения в одном из африканских регионов.

[7] Михаил Андреевич Суслов (8 ноября 1902, Шаховское, Саратовская губерния – 25 января 1982, Москва) – советский партийный и государственный деятель.

[8] Юрий Владимирович Андропов (2 июня 1914, станция Нагутская, Ставропольская губерния, Российская империя – 9 февраля 1984, Москва, РСФСР, СССР) – советский политический, государственный и партийный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984), председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983-1984). Председатель Комитета государственной безопасности СССР (1967-1982).

[9] Более низкая оплата труда компенсировалась бесплатным здравоохранением, низкими ценами на проезд на общественном транспорте, низкими тарифами на квартплату, на электроэнергию, на бензин и так далее.

[10] Мы берем термин мировые цены в кавычках потому, что на практике мировых цен не бывает. Например, нет мировой цены на зерно. В каждой стране существуют цены внутреннего рынка. При экспорте и импорте зерна цены внутреннего рынка сопоставляются не с мировыми ценами, а с ценами конкретных стран.

[11] Юрий Михайлович Лужков (21 сентября 1936, Москва, СССР — 10 декабря 2019, Мюнхен, Германия) — советский и российский государственный и политический деятель. Второй мэр Москвы (6 июня 1992 — 28 сентября 2010).


Источники:

1. Александр III. России отдаю всю мою жизнь. - М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 784 c.
2. Крещение Руси. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/kreshchenie-rusi-65c793 (дата обращения: 09.09.2025).
3. Воссоединение Украины с Россией. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D1%81_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B9 (дата обращения 09.09.2025)
3. [Электронный ресурс].
4. Екатерина II. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_II (дата обращения: 09.09.2025).
5. История Украины. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B (дата обращения 09.09.2025)
6. Население Одессы. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B (дата обращения: 09.09.2025).
7. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОГИЗ, 1948.
8. Воскресенский Л.А. Истины ради. / Монография. - М.: Республика, 2004. – 727 c.
9. Вспоминая трагедию Хиросимы и Нагасаки: в этих городах было средоточие христианского населения Японии. Dzen.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZM_6pLvZplyNrQr9 (дата обращения: 09.09.2025).
10. Головнин М.Ю., Караваева И.В., Ермолов А.Ю. и др. Экономика Победы: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики РАН, 2025. – 426 c.
11. Емельянов Ю.В. Хрущев от пастуха до секретаря ЦК. - М.: Вече, 2005. – 414 c.
12. Иванченко В.М. Мониторинг экономических реформ. / В 3-х томах. Юбилейный выпуск. - М.: Мастер, 2004.
13. Брежнев Леонид. История РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://history.ru/read/biographies/leonid-ilich-brezhnev (дата обращения: 09.09.2025).
14. Караваева И.В., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Федеральный бюджет РФ на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг. в свете актуальных задач стимулирования экономического роста и социального развития // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 9-26. – doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.
15. Киев социалистический. / История Киева - Т. 3(2). - Киев: Наукова думка, 1986. – 440 c.
16. Курс политической экономии. / В 2-х т. Т.II. Cоциалистический способ производства. Изд. 2-е, переработ. и доп. - М.: «Экономика», 1970. – 680 c.
17. Кучма Л.Д. Украина — не Россия. - М: «Время», 2003. – 489 c.
18. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 423 c.
19. Лев М.Ю. Ценообразование. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 720 c.
20. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Институты безопасности в условиях геополитической нестабильности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 1. – c. 227-252. – doi: 10.18334/ecsec.8.1.122567.
21. Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Изследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. - Петербург: тип. В. Демакова, 1892. – 730 c.
22. Одесса. Каков численный и национальный состав населения. Bolshoyvopros.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3719998-odessa-kakov-chislennyj-i-nacionalnyj-sostav-naselenija.html (дата обращения: 09.09.2025).
23. Фетисов Т.И. Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А.Н. Косыгине. - М.: Республика, 1997. – 256 c.
24. Римашевская Н.М. Глобализация и население // Народонаселение. – 2001. – № 3(13). – c. 4-23.
25. Савельева И.М., Полетаев А.В. Национальная история и национализм // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2006. – № 2. – c. 18-30.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:40

 

 

Military and economic security of the Russian state

Amosov A.I.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article discusses the strategic objectives of a special military operation. Its ultimate goal is to restore good-neighborly relations between the two republics. In this regard, much attention is paid to the history of relations between Russia and Ukraine. Based on the analysis, it is concluded that Russia's military security will be ensured if, after the end of hostilities, the Ukrainian state maintains friendly relations with Russia within the framework of the Agreement on the Creation of the Commonwealth of Independent States, signed in 1991. Russia's economic security presupposes the return of the Russian Federation to the ranks of the leading world powers. The article shows the relationship between economic policy and long-term strategic planning until 2100. The author highlights the development of a demographic program for the period up to 2100 in conjunction with government programs for housing construction and employment.

Keywords: military and economic security, economic history, industry development, demography

JEL-classification: J10, J11, N00, N01

References:

Alexander III. I give my whole life to Russia (2012). M.: Izdatelskiy dom «Ekonomicheskaya gazeta».

Socialist Kiev (1986). Kiev: Naukova dumka.

The course of political economy (1970). M.: Ekonomika.

Emelyanov Yu.V. (2005). Khrushchev: from Shepherd to Secretary of the Central Committee M.: Veche.

Fetisov T.I. (1997). The known and unknown prime minister. Kosygin\'s memoirs M.: Respublika.

Golovnin M.Yu., Karavaeva I.V., Ermolov A.Yu. i dr. (2025). Economics of Victory: on the 80th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War Moscow: Institut ekonomiki RAN.

Ivanchenko V.M. (2004). Monitoring of economic reforms M.: Master.

Karavaeva I.V., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Ivanov E.A., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). The federal budget of the Russian Federation for the year 2019 and for the planning period from 2020 through 2021 in the light of the urgent tasks of promoting economic growth and social development. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 9-26. doi: 10.24411/2073-6487-2019-10001.

Kuchma L.D. (2003). Ukraine is not Russia M.: «Vremya».

Lev M.Yu. (2013). Pricing M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo «Yuniti-Dana».

Lev M.Yu. (2013). State regulation of prices in foreign countries M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo «Yuniti-Dana».

Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2025). Security institutions amidst geopolitical instability. Economic security. 8 (1). 227-252. doi: 10.18334/ecsec.8.1.122567.

Mendeleev D.I. (1892). Explanatory tariff, or a study on the development of Russian industry in connection with its general customs tariff of 1891 Peterburg: tip. V. Demakova.

Rimashevskaya N.M. (2001). Globalisation and population. Population. (3(13)). 4-23.

Saveleva I.M., Poletaev A.V. (2006). National history and nationalism. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. (2). 18-30.

Voskresenskiy L.A. (2004). For the sake of truth M.: Respublika.

Voznesenskiy N.A. (1948). The military economy of the USSR during the Patriotic War M.: OGIZ.