Проблемы пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности

Земсков В.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011838

Аннотация:
Осмысление современных проблем пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности позволяет по-новому оценить роль углеродной нейтральности в социально-экономическом развитии. Практика последних десятилетий показывает, что, с одной стороны, во всем мире процессы углеродной нейтральности являются основным драйвером экономических взаимоотношений между различными государствами, с другой стороны, провести структурные изменения системы энергообеспечения с целью повышения качества жизни населения, эффективности хозяйственной деятельности на основе ESG – подхода. Предмет исследования – анализ, выявления и оценка основных проблем пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности, отметив при этом современное состояние такого перехода, влияющего на технологический суверенитет страны. Актуальность темы исследования заключается в том, что концепция энергоперехода позволяет определить новую модель развития на основе сокращения выбросов парниковых газов, вторичного использования отходов производства и потребления и использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. Научная новизна исследования – формирование теоретических положений и практических рекомендаций по проблемам пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности на основе использования ESG – подхода. Проведенный сравнительный анализ угроз, отмеченных в документах стратегического планирования (Стратегия экономической безопасности, Доктрина Климатической безопасности и Стратегия развития Арктической зоны), показал, что в целях обеспечения национальной безопасности нужен переход экономики страны на новый технологический уклад на базе использования возобновляемых источников энергии или ESG– подхода. Отмечено о влиянии управленческих факторов (коррупции, взяточничества, аффилированности) на процессы использования альтернативных и возобновляемых источников энергии

Ключевые слова: проблемы пространственно-экономического подхода, концепция энергоперехода, угрозы энергоперехода, ESG–подход, зеленое отмывание, экономическая безопасность

JEL-классификация: Q48, R11, O13, H56



Введение. В последние годы в научной среде широко обсуждаются такие проблемы, как влияние экономического пространства на социально-экономическое развитие страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также переход экономики страны на новый технологический уклад на базе использования возобновляемых источников энергии или ESG– подхода, который ставит целью обеспечение углеродной нейтральности за счет эффективного использования ESG–факторов, что обусловлено:

усилением государственного регулирования принципов «охраняемых законом ценностей», в том числе обеспечение производственного процесса при минимальном воздействии окружающей среды (или вообще нулевое воздействие) [22];

нанесением значительного ущерба окружающей среде, например, авария в Норильске в 2020 году, финансовый ущерб за загрязнение воды, порчу земли составил 146,2 млрд руб. [21];

потребностью социальной ответственности государства и бизнеса в повышении качества жизни населения, создание необходимых условий для творческого развития личности [2; 11];

организацией эффективного корпоративного управления за счет взаимодействия всех заинтересованных сторон (контрагентов, партнеров, стейкхолдеров и других лиц), а также противодействие взяточничеству, коррупции, предикатным преступлениям (незаконное уменьшение налогооблагаемой базы по налогам, фиктивное предпринимательство, теневая экономика) [12].

Проблемам пространственного развития страны и регионов посвящено много исследований, где анализируются факторы и риски пространственного развития, влияющие на социально-экономическое развитие [9; 5; 28; 30], а также декарбонизации хозяйственной деятельности [13], вопросам трансграничного углеродного урегулирования [1], о необходимости курса на энергопереход с использованием инновационных технологических решений [14]. Справедливости ради следует отметить, что проблемы пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности, мало изучены.

В контексте данного исследования под пространственно-экономическим подходом понимается научное направление, изучающее особенности и закономерности развития сложных социально-экономических систем на федеральном, региональном, местном, отраслевом, хозяйственном уровнях управления; под энергопереходом – «Изменение структуры первичного энергопотребления и постепенный переход от существующей системы энергообеспечения к новому состоянию энергетической системы» [28]. В научной теории под «концепцией» обычно понимается система целей, задач, основных направлений развития, связанных между собой общими ценностями по достижению стратегических точек роста [8].

Важными шагами в направлении переориентации государственного стратегического планирования по митигации угроз экономической безопасности с учетом энергоперехода стали разработка Стратегии экономической безопасности РФ в 2017 году [23] и Доктрина Климатической безопасности в 2023 году, сравнительный анализ которых представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ угроз энергоперехода

Критерий сравнения
Стратегия 2017.
Доктрина Климатической безопасности
Стратегии развития Арктической зоны
Горизонт планирования
Среднесрочная перспектива - до 2030 года
Долгосрочная перспектива – до 2050 года
Среднесрочная перспектива - до 2035 года
Цель
6 целей, в том числе:
повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз
3 цели, в том числе:
развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов
Сокращение выбросов парниковых газов в Арктической зоне
Угроза
Развитие зеленых технологий
Изменение климата
Высокая доля локальной генерации на основе дизельного топлива

Источник: Составлено автором по данным [23-24]

Как видно из табл. 1, проведенный автором сравнительный анализ текста перечисленных нормативно-правовых актов, позволил сформулировать следующие выводы:

стратегия экономической безопасности тесно взаимосвязана с устойчивым развитием экономики с минимизацией влияния внешних и внутренних угроз. При этом развитие зеленых технологий воспринимается как угроза экономической безопасности;

Доктрина Климатической безопасности направлена на обеспечение безопасности страны на основе смягчения антропогенного воздействия на климат за счет использования технологической нейтральности.

По мнению многих экспертов, изменение климата приведет к изменению грунта, что в зоне риска окажется около 50% ВВП России, промышленная и транспортная инфраструктура, объекты электроэнергетики, здания [10].

Одним из индикаторов технологической нейтральности является доля нефтегазовых доходов в бюджете России, которая представлена на рис.1.

Рис.1. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России

Источник: составлено автором по данным Минфина РФ [15]

Методы исследования. Методологической базой проведенного исследования являются нормативно-правовые документы Российской Федерации по вопросам обеспечения экономической безопасности, национальной безопасности, научные труды российских и зарубежных авторов по вопросам оценки состояния экономической безопасности при энергопереходе, нормативно-правовые документы Российской Федерации по вопросам обеспечения экономической безопасности. При проведении исследования автором использовались такие методы, как научное обобщение; сравнение и сопоставление; классификация и группировка; анализ и синтез; исторический (ретроспективный) анализ; экономико-математические методы; методы визуализации данных (графики, схемы, рисунки).

Результаты. С усилением санкционных ограничений со стороны недружественных стран на экономику страны, проблемы пространственного развития на основе технологической нейтральности остаются стратегической задачей управления, в том числе переосмысление роли и места энергетической составляющей экономической безопасности при переходе на новый технологический уклад.

Рассмотрим, какие стратегические задачи предусмотрены по изменению структуры первичного потребления энергоресурсов и развитию технологической нейтральности на основе использования возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Федеральный уровень. Как отметили в табл.1, Стратегия экономической безопасности в качестве угроз рассматривает развитие зеленых технологий в странах-конкурентах, так как это напрямую влияет на объемы потребления углеводородов в зарубежных странах, что негативно повлияет на финансовое состояние российских углеводородных компаний. В качестве примере можно назвать плачевное финансовое состояние «народного достояния» ПАО «Газпром», где планируется наполовину сократить численность персонала из-за их неэффективности. В средствах массовой информации нередко просачивалась информация об огромных суммах выплачиваемой заработной платы, даже обслуживающему персоналу (заметьте не заработанные непосильным трудом, а полученные на основе нефтегазовой ренты) [29]. Нивелируя эти угрозы, Стратегия в качестве цели указывает разработку низкоуглеродных технологий на основе развития возобновляемых и альтернативных источников энергии и диверсификацию поставок [23].

Правительством РФ утверждены основные направления государственной политики по развитию возобновляемых и альтернативных источников энергии по следующим направлениям [20].

Таблица 2

Рынок отрасли возобновляемых источников энергии в России

Рынки
Мощность генерации
Механизм поддержки
Объем рынка
ОРЭМ
> 5 МВт
ДПМ
5,43 ГВт до 2024 г.
9 – 10 ГВт в 2025 – 2035 гг.
РРЭ
< 25 МВт
Долгосрочный тариф
3 ГВт
Рынок микрогенерации
< 15 кВт
Возможность продажи избыточной электрической энергии в сеть
15 – 30 МВт в год
ТИТТ
5 – 1000 кВт
Долгосрочный тариф, энергосервисный контракт
30 МВт до 2024 г.
Совокупный объем рынка
≈ 12 – 15 ГВт до 2035 г.
Источник: Составлено автором по данным [4]

Где:

строительство электростанций ВИЭ, работающих на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ);

строительство электростанций ВИЭ, работающих на розничных рынках электрической энергии (РРЭ);

строительство электростанций ВИЭ, работающих в ТИТТ;

технологически изолированные и труднодоступные территории;

развитие рынка микрогенерации на основе ВИЭ.

Как видим, объем мощности возобновляемых и альтернативных источников энергии в России, не значителен, «около 4,5% в 2024 году, целевой показатель к 2050 году 10%» [4].

Основными факторами, сдерживающими развитие возобновляемых и альтернативных источников энергии в России, являются:

высокая ключевая ставка увеличивает стоимость заемных средств;

зачастую тарифы на электрическую энергию, полученную от альтернативных источников энергии, выше, чем полученную от традиционной энергетики;

энергосбытовые организации и муниципальные образования не заинтересованы в переходе от традиционных видов энергии к возобновляемым и альтернативным источникам энергии;

недостаточное развитие инфраструктуры возобновляемых и альтернативных источников энергии и т.д.

Диверсификацию поставок рассмотрим на примере газа и нефти. В последние десятилетия под воздействием глобальных факторов (санкционная война со стороны западных стран и США, снижение потребление газа в зарубежных странах, переход на «зеленую» повестку, переход на спотовое ценообразование) произошло снижение объемов поставки энергоносителей в европейские страны, что обусловило необходимость разработки стратегии диверсификации поставок энергоносителей, которая включает следующие направления:

экспортные поставки на восток и юг;

развитие производства СПГ;

участие в технологической нейтральности – водородная энергетика.

Экспортные поставки на восток и юг. В связи с ограничением экспорта газа в европейские страны, Газпром переориентировал поставки газа на восток и юг, преимущественно в Китай. По магистральному трубопроводу (МГП) «Сила Сибири-1» объемы поставок российского природного газа в Китай составил 30 млрд куб. м (на конец 2024 года) [18]. Кроме того, в 2022 году с Китаем был подписан второй контракт на поставку газа по «дальневосточному» маршруту с объемом 10 млрд куб. м в год, новый маршрут будет введен в эксплуатацию в 2027 году. На сегодняшний день проблемным остается западный маршрут (МГП Сила Сибири-2 в России + МГП Союз Восток в Монголии) с объемом поставок газа 50 млрд куб. м в год. Основными факторами задержки ввода трубопровода в эксплуатацию являются:

снижение темпов экономического роста в Китае, в следствие чего уменьшается потребность в энергоносителях;

китайская компания CNPC хочет приобретать газ по внутрироссийским ценам, что не отвечает интересам Газпрома.

Осуществлены поставки газа в Узбекистан.

Все эти меры позволили освободившиеся объемы газа с европейского рынка перенаправить на восток и юг.

А что с нефтяными поставками? После начала специальной военной операции на Украине, по данным Минэнерго России, 44% нефтяного экспорта России оказались в зоне риска: установлен запрет на поставку нефти морским путем в страны Евросоюза; перевалка нефтяного сырья с танкера на танкер; запрет импорта российской нефти Польшей и Германией.

После вступления в должность нового президента США Трампа, Китай и Индия ожидают дальнейшего ужесточения санкций в отношении российской нефти.

Все это потребовало разработки новой стратегии по выходу на новые азиатские рынки сбыта.

Развитие производства СПГ. Альтернативной магистральному трубопроводу является развитие производства сжиженного природного газа (СПГ), на основе которого появляются широкие возможности по устойчивому энергоснабжению любых субъектов хозяйствования, а также при производстве альтернативными источниками необходимого объема энергоресурсов по таким параметрам:

«цена (СПГ в два раза дешевле на единицу энергии);

углеродный след (у СПГ он в 5–10 раз, меньше, чем у дизельного топлива);

экологический (энергоемкость СПГ – содержание энергии МД/жл 23,1)» [17].

В табл.3 приведены основные проекты ПАО «НОВАТЭК» в сфере СПГ.

Таблица 3

Основные проекты ПАО «НОВАТЭК» в сфере СПГ

Наименование показателей
Ямал СПГ
Криогаз-Высоцк
Арктик СПГ-2
Рынки сбыта
Страны Европы и АТР
Рынки Балтики, Скандинавии,Северо-Западной Европы
Рынки АТР и Атлантического бассейна
Расположение завода
Южно-Тамбейское месторождение на берегу Обской губы
Порт Высоцк в Ленинградской области на Балтийском море
Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан ЯНАО
Производительность завода
17,4 млн.тонн в год
660 тыс. в год
19,8 млн.тонн
Сроки реализации проекта
Начато в 2019 году
Начато в 2019 году
2028 год
Стоимость проекта
28 000 млн.руб.
63 627 млн.руб.
21,3 млрд.долл.США
Источник: составлено автором на основе отчета Сколково [6]

Участие в технологической нейтральности – водородная энергетика. На страницах научного издания ранее автором не раз рассматривались проблемы развития водородной энергетики в России [16]. В последние годы российское государство большое внимание уделяет развитию низкоуглеродной экономики. Подтверждением этого является подписание стратегии развития энергосотрудничества стран ШОС до 2030 года в июне 2024 года, сотрудничество высокотехнологических компаний Росатома и Газпрома в развитии водородной энергетики на основе природного газа и атомной энергии. Кроме того, Президент России Путин В.В. дал поручение Правительству РФ шире использовать научные достижения Росатома в модернизации экономики, перевод ее на углеродную нейтральность (Ростатом начал уже строительство гигафабрики по производству литийионных аккумуляторных ячеек и накопителей энергии) [3].

Для оценки углеродной нейтральности Минприроды России разработана методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, под категории учета включаются [19]:

стационарное сжигание топлива;

сжигание в факелах;

фугитивные выбросы;

нефтепереработка;

производство кокса;

производство цемента;

производство извести;

производство стекла;

авиационные транспорт;

железнодорожный транспорт;

прочие производственные и промышленные процессы.

В современных условиях очень важно рассмотреть влияние управленческих факторов ESG – подхода на проблемы пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода. Основными негативными риск-факторами, тормозящие переходу на углеродную нейтральность, являются коррупция, взяточничество, аффилированность лиц при совершении регулируемых государственных закупок, недобросовестность контрагентов и другие риски. Мошеннические способы извлечения незаконных выгод как для себя, так и других лиц, негативно влияют на процессы перехода на углеродную нейтральность, т.к. прежде чем внедрять новую технологию, всегда необходимо провести НИОКР, создать опытный образец, привлекая, в ряде случаев, смежных организаций (закупка оборудования, приборов и узлов для проведения опытов, независимая оценка), где всегда появляется соблазн извлечения незаконной выгоды при отсутствии адекватных контрольных процедур. Как показывает практика контрольно-надзорной деятельности, мошенничество в сфере выполнения НИОКР, особенно в гособоронзаказе и федеральных целевых программ, является излюбленным способом получения незаконных доходов с целью их дальнейшей легализации (отмыванию) преступных доходов.

На рис. 2 представлены способы проверок контрагентов, которые помогают выявлять аффилированные связи связанных сторон, контрагентов с заказчиками.

Рис.2. Способы проверок контрагентов

Источник: Составлено автором на основе Агентство Deloitte [25]

Как видно из рис.2, наибольшую долю в проверках связи, влияющих на коррупционную составляющую, являются связи лиц, включенных в «черные списки», аффилированность контрагентов и др.

Особую популярность в России приобретают такие технологии отмывания доходов, как «зеленое отмывание», сущность которого заключается в обмане покупателей по дополнительной оплате якобы за чистые экологические продукты, что несет в себе репутационные риски [7]. По заявлению Роспотребнадзора России, около 58% якобы экологически чистых продуктов, не соответствуют установленным требованиям, что напрямую влияет на здоровье и жизнь граждан («охраняемые законом ценности»). Основными риск-факторами такого печального положения является то, что в России до сих пор на законодательном уровне не закреплены и не обозначены основные характеристики таких понятий как «фитотерапия», «природная», «натуральный». В целях противодействия «зеленому отмыванию» российские исследователи рекомендуют внедрить в практику управления процессы налогового стимулирования зеленых технологий [26], искусственный интеллект [27].

Таким образом, современные способы отмывания доходов с использованием зеленых технологий увеличивают количество мошеннических схем, напрямую влияющих на репутационные риски России как гарантированного поставщика энергоресурсов.

Заключение

Подводя итоги данного научного исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.

Россия, конечно, должна оставаться в мировом тренде ESG–подхода или перехода экономики на нулевую углеродность, так как для этого есть все необходимые научные, технологические, управленческие условия. После окончания специальной военной операции на Украине, России предстоит сотрудничать с многими европейскими странами, где при сотрудничестве между странами во главу угла ставится оценка углеродоемкости импортируемой продукции путем внедрения механизма трансграничного углеродного регулирования.

Доля возобновляемых и альтернативных источников энергии в структуре производства электроэнергии в России не значительна. Это объясняется тем, что, все-таки, Россия обладает колоссальным производственным потенциалом производства традиционной электроэнергии, в следствие чего, его себестоимость намного ниже, чем при производстве с использованием зеленых технологий. Следующим негативным фактором, влияющим на развитие альтернативных источников энергии, является то, что значительная доля территории находится в суровых климатических условиях (65% территории относится к вечной мерзлоте), что ставит под сомнение эффективность производства и использования возобновляемых и альтернативных источников энергии.

В настоящее время путями перехода экономики на нулевую углеродность являются производство СПГ и водорода.

Нерешенными являются проблемы учета управленческих факторов в концепции энергоперехода: коррупция; взяточничество; аффилированность лиц при совершении регулируемых государственных закупок; недобросовестность контрагентов и другие риски.


Источники:

1. Башмаков И. А. Углеродное регулирование ЕС и российский сырьевой экспорт // Вопросы экономики. – 2022. – № 1. – c. 90–109. – doi: 10.32609/0042-8736-2022-1-90-109.
2. Беляева Л.А. Социальное государство в современной России: ожидания и реальность // Вопросы философии. – 2019. – № 11. – c. 11-16. – doi: 10.31857/S004287440007345-4.
3. В правительстве РФ подписан финальный пакет соглашений о сотрудничестве с крупнейшими компаниями по развитию высокотехнологичных направлений. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/partnership/766792-v-pravitelstve-rf-podpisan-finalnyy-paket-soglasheniy-o-sotrudnichestve-po-razvitiyu-vysokotekhnolog (дата обращения: 25.09.2025).
4. Возобновляемая энергетика в России и мире. [Электронный ресурс]. URL: https://rosenergo.gov.ru/upload/iblock/e04/3xtm87iv99x76b23c6wjul3as5pzz8zj.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
5. Глинский В.В., Серга Л.В., Кисельников А.А., Храмцова Т.Г. О направлениях воздействия территориальной дифференциации на экономический рост // Вестник НГУЭУ. – 2018. – № 4. – c. 64-71.
6. Декарбонизация нефтегазовой отрасли: международный опыт и приоритеты России. [Электронный ресурс]. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC (дата обращения: 25.09.2025).
7. Евлахова Ю. SG-факторы в оценке репутационных рисков крупнейших российских банков // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2022. – № 3. – c. 385-414. – url: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_011671728/.
8. Ершов Д.Н., Сигова М.В., Никитина И.А. Отражение концепции энергоперехода в стратегиях развития отраслей и регионов России // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2023. – № 1. – c. 73-101. – url: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_011671728/.
9. Земсков В.В. Риски и угрозы пространственного развития страны // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 313-322. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110793.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Региональный аспект социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2025. – № 7. – c. 1789-1818. – doi: 10.18334/ecsec.8.7.123660.
11. Костыря Ю.С., Чупик А.Ю. Индикативная взаимосвязь людских ресурсов и уровня экономической безопасности региона // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. – № 4. – c. 144-149.
12. Красносельская Д.Х., Мамателашвили О.В. Экономическая безопасность региона: пространственный аспект // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2017. – № 1. – c. 32-36.
13. Лукин В. Декарбонизация: отраслевые риски и возможности // Деловой журнал «Neftegaz.RU». – 2021. – № 7. – c. 54-58.
14. Мастепанов А. М. Россия на пути к углеродной нейтральности // Энергетическая политика. – 2022. – № 1. – c. 94-103. – doi: 10.46920/2409-5516_2022_1167_94.
15. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2025).
16. Минкин А. А., Кобылякова В. В., Довбий Н. С., Дегтеренко А. Н. Энергопереход: возможности и риски для России и регионов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 12. – c. 91-101. – doi: 10.47475/1994-2796-2022-11210.
17. Первый среди равных: почему СПГ необходим российской Арктике. [Электронный ресурс]. URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/spg/802887-pervyy-sredi-ravnykh-pochemu-spg-neobkhodim-rossiyskoy-arktike/ (дата обращения: 10.02.2025).
18. Поставки Газпрома в Китай в 2024 г. превысили первоначальный план более чем на 1 млрд м3. [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/859533-postavki-gazproma (дата обращения: 20.04.2025).
19. Приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405077467/ (дата обращения: 07.09.2025).
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. № 1-р «Об утверждении Основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902137809 (дата обращения: 18.09.2025).
21. Cанникова К.А., Орлова Л. Н. Вопросы интеграции ESG-рисков в системы риск-менеджмента российских и зарубежных организаций // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2022. – № 5. – c. 51-58.
22. Смирнова Т.В. ESG‑принципы в работе российских предприятий: перспективы и реализация // Экономика. Социология. Право. – 2022. – № 3. – c. 28-33.
23. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921/page/1 (дата обращения: 10.02.2025).
24. Указ Президента РФ от 26 октября 2023 г. № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407782529/ (дата обращения: 10.02.2025).
25. Управление комплаенс-рисками при работе с контрагентами. Агентство Deloitte : официальный сайт. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/finance/articles/2017/compliance-risk-management.html (дата обращения: 15.03.2025).
26. Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран // Финансовый журнал. – 2023. – № 2. – c. 74–89. – doi: 10.31107/2075-1990-2023-2-74-89(датаобращения:.
27. Шевляков Е.В., Казанцев Д.А. Возможности и вызовы, связанные с искусственным интеллектом, в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма // Вопросы экономики и права. – 2023. – № 11. – c. 68-74. – doi: 10.14451/2.185.68.
28. Городецкий А. Е., Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
29. Эксперт ТЭК Андрианов: «Сокращать зарплаты в „Газпроме“ — правильно, но запоздало». [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/Z4VG3gYSLyYMX1s8 (дата обращения: 20.04.2025).
30. Smil V. Energy Transitions: History, Requirements, Prospects. - StBarbara: PraegerPubl, 2010.

Страница обновлена: 04.12.2025 в 02:51:35

 

 

Problems of the spatial and economic approach of the energy transition concept in ensuring economic security

Zemskov V.V.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
Understanding the modern problems of the spatial and economic approach to the concept of energy transition while ensuring economic security allows to re-evaluate the role of carbon neutrality in socio-economic development. The practice of recent decades shows that, on the one hand, carbon neutrality processes are the main driver of economic relations between different states worldwide, on the other hand, structural changes should be made to the energy supply system in order to improve the quality of life and economic efficiency based on the ESG approach. The subject of the research is the analysis, identification and assessment of the main problems of the spatial and economic approach of the energy transition concept in ensuring economic security, while noting the current state of such a transition, affecting the technological sovereignty of the country. The concept of energy transition makes it possible to define a new development model based on the reduction of greenhouse gas emissions, the recycling of production and consumption waste, and the use of alternative and renewable energy sources. The article provides theoretical provisions and practical recommendations on the problems of the spatial and economic approach to the concept of energy transition while ensuring economic security based on the ESG approach. The article provides a comparative analysis of the threats of strategic planning documents (Economic Security Strategy, Climate Security Doctrine, and Arctic Zone Development Strategy). The article concludes that, in order to ensure national security, the country's economy must undergo transition to a new technological mode based on renewable energy sources or an ESG approach. The influence of managerial factors (corruption, bribery, and affiliation) on the processes of using alternative and renewable energy sources is noted.

Keywords: problems of the spatial and economic approach, energy transition concept, energy transition threat, ESG approach, green laundering, economic security

JEL-classification: Q48, R11, O13, H56

References:

Bashmakov I. A. (2022). Cbam and russian export. Voprosy Ekonomiki. (1). 90–109. doi: 10.32609/0042-8736-2022-1-90-109.

Belyaeva L.A. (2019). Social state in modern Russia: expectations and reality. Russian Studies in Philosophy. (11). 11-16. doi: 10.31857/S004287440007345-4.

Cannikova K.A., Orlova L. N. (2022). Issues of integration of esg-risks into risk management systems of russian and foreign organizations. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. (5). 51-58.

Chuzhmarova S. I., Chuzhmarov A. I. (2023). Tax incentives for investments in green technologies: the experience of individual countries. The Journal of Finance. 15 (2). 74–89. doi: 10.31107/2075-1990-2023-2-74-89(dataobrascheniya:.

Ershov D.N., Sigova M.V., Nikitina I.A. (2023). Reflection of the concept of energy transfer in the development strategies of industries and regions of Russia. Vestnik SPbGU. Ekonomika. 39 (1). 73-101.

Evlakhova Yu. (2022). Esg factors in reputational risk assessment of russian banks. Vestnik SPbGU. Ekonomika. 38 (3). 385-414.

Glinskiy V.V., Serga L.V., Kiselnikov A.A., Khramtsova T.G. (2018). On the ways of impact of territorial differentiation on economic growth of the country. Vestnik NSUEM. (4). 64-71.

Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V., Lev M. Yu. (2021). Russia's Economic Security in the New Reality

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2025). Regional aspect of socio-economic security. Economic security. 8 (7). 1789-1818. doi: 10.18334/ecsec.8.7.123660.

Kostyrya Yu.S., Chupik A.Yu. (2014). The indicative correlation of human resources and the level of economic security in the region. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (4). 144-149.

Krasnoselskaya D.Kh., Mamatelashvili O.V. (2017). Economic security of a region: spatial aspect. Intelligence. Innovation. Investments. (1). 32-36.

Lukin V. (2021). Decarbonization: industry risks and opportunities. Delovoy zhurnal «Neftegaz.RU». (7). 54-58.

Mastepanov A. M. (2022). Russia on the way to carbon neutrality. The Energy Policy. (1). 94-103. doi: 10.46920/2409-5516_2022_1167_94.

Minkin A. A., Kobylyakova V. V., Dovbiy N. S., Degterenko A. N. (2022). Energy transition: investment opportunities and risks for russia of the european north of Russia. Bulletin of Chelyabinsk State University. (12). 91-101. doi: 10.47475/1994-2796-2022-11210.

Shevlyakov E.V., Kazantsev D.A. (2023). Opportunities and challenges related to artificial intelligence in the field of anti-money laundering and counter-terrorism financing. Issues of economics and law. (11). 68-74. doi: 10.14451/2.185.68.

Smil V. (2010). Energy Transitions: History, Requirements, Prospects

Smirnova T.V. (2022). ESG-principles in the work of russian enterprises: prospects and implementation. Economy. Sociology. Right. (3). 28-33.

Zemskov V.V. (2020). Risks and threats to the countryʼs spatial development. Economic security. 3 (3). 313-322. doi: 10.18334/ecsec.3.3.110793.