Правовой статус участников электронных сделок в платформенной экономике

Устюжанина В.О., Зорева Д.С.
1 Самарский юридический институт ФСИН России, Самара, Россия
2 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001620

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов нормативно-правового регулирования статуса участников электронных сделок в условиях функционирования платформенной экономики. В рамках исследования проведен анализ статистических данных рынка интернет-торговли и сформулированы характерные черты деятельности цифровых платформ и платформенной экономики. Установлено, что в законодательстве, регулирующем платформенную экономику и статус основных ее субъектов, закреплено более узкое понятие, нежели в научных разработках, предшествующих принятию указанного нормативно-правового акта. Таким образом, авторами выявлено несоответствие доктринальных и легального определений платформенной экономики. Особое внимание уделено статусу операторов цифровых платформ, выполняющих посреднические функции в заключении сделок на соответствующих платформах. Проведенный сравнительный анализ ряда нормативно-правовых актов и законопроектов также позволил выявить несоответствие норм-дефиниций в части определения статуса операторов цифровых платформ

Ключевые слова: цифровая экономика, платформенная экономика, маркетплейсы, интернет-торговля

JEL-классификация: О10, О18, O31, O32



Введение

Распространение цифровых платформ и экосистем влияет на преобразование существующей экономической реальности. В настоящее время в Российской Федерации отмечается формирование платформенной экономики, что обуславливается активным развитием более десятка цифровых платформ, призванных организовать взаимодействие между участниками рынка. [21] Так, например, процесс заключения договора на поставку товара или оказание услуг можно оформить с помощью электронных средств удаленно и в короткий срок, тогда как маркетплейсы получили большую популярность среди населения России за счет быстрой доставки и широкого ассортимента. Рост популярности маркетплейсов в 2024 году составил 40% [15], что подтверждает актуальность темы.

Подобные информационные системы оказывают большое влияние на правовое регулирование сделок, заключаемых в электронной среде. Выполняя посреднические функции, владельцы информационных систем устанавливают внутренние правила заключения сделок в рамках определенной информационной системы.

В контексте происходящих процессов Президентом Российской Федерации 31 июля 2025 г. был подписан Федеральный закон № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», направленный на формирование правовых основ функционирования платформенной экономики. [24]

В частности, в тексте вышеуказанного Федерального закона зафиксированы основные понятия платформенной экономики, такие как цифровая платформа, партнер-продавец, партнер-исполнитель, пункт приема и выдачи заказов, личный кабинет и др. Таким образом, необходимо говорить об изменении системы субъектов права и о расширении правового статуса информационного посредника. [28]

Вместе с этим нами в нашем исследовании выявлена необходимость гармонизации законодательства, обусловленная происходящими изменениями структуры правоотношений, возникающих из заключения сделок на цифровых платформах. В целях избегания излишнего регулирования и возникновения коллизий с уже существующими нормами права, необходимо проанализировать статус участников электронных сделок в свете происходящих изменений.

Рассмотрением вопросов становления платформенной экономики в Российской Федерации и анализом зарубежного опыта занимаются как специалисты в области права, так и в области экономики.

Глубокий правовой анализ темы представлен в работах Филипповой С.Ю., Харитоновой Ю.С. [25], Минбалеевой А.В. [13], Рождественской Т.Э., Гузнова А.Г. [21], Чубуковой С. Г. [26], Андреевой Л.В. [3], Сысоева Н.В. [22]. Однако указанные работы фокусируются на узких аспектах и конкретных типах платформ, что требует комплексного анализа и обобщения для формирования целостного представления о правовом статусе участников электронных сделок в платформенной экономике.

Учитывая тесную междисциплинарную взаимосвязь, можно отметить работы в области менеджмента и экономики, посвященные изучению вопроса формирования платформенной экономики: Рябухина С.Н., Кокорева И. А., Сафроновой А. А. [17], Насибуллиной А.С., Галинуровой К.Р. [15], Варнавского А.В., Александрова И.О. [6], Ложкиной С.Л., Новикова А.А., Сиваковой С.Ю. [12], Балановой М. М. [4]. Вместе с этим необходимо учитывать, что данные исследования носят сугубо экономический характер и требуют дополнения юридическими исследованиями, посвященными конкретным вопросам правового регулирования статуса участников электронных сделок в платформенной экономике.

Значительный вклад в анализ перспектив развития платформенной экономики внесли Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Демьянова А. В. и др. [20] в своем аналитическом докладе, посвященном комплексному исследованию развитию национальных цифровых платформ и экосистем в Российской Федерации, однако следует пересмотреть положения аналитического доклада с учетом актуальных изменений в законодательстве в части легального определения статуса некоторых участников электронных соглашений, кроме того, доклад также фокусируется преимущественно на экономических показателях.

Шелепов А.В., Колмар О.И. [27] в своих трудах осветили вопрос международного регулирования платформенной экономики, особое внимание уделив статусу цифровых платформ. Вместе с этим статья концентрируется на общих регуляторных механизмах, а вопрос правового статуса участников не затронут достаточно глубоко.

Гасанов Э.И. [8] рассмотрел вопросы цифровой трансформации экономической деятельности субъектов хозяйствования в инновационной среде. Однако статья носит более общетеоретический или экономико-философский характер, фокусируясь на «сущности» трансформации и не содержит детализацию юридических аспектов.

Таким образом, приведенный анализ литературы показал необходимость комплексного экономико-юридического исследования в контексте последних законодательных изменений в области правового регулирования платформенной экономики.

Цель данной публикации заключается в разработке научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового регулирования статуса участников электронных сделок в условиях динамично развивающейся платформенной экономики, направленных на обеспечение баланса интересов, защиту прав и минимизацию рисков.

Научной новизной являются рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере регулирования платформенной экономики, в части необходимости гармонизации положений о статусе участников платформенной экономики и уточнения понятия «платформенная экономика» с учетом фактического характера существующих правоотношений.

Авторская гипотеза. Динамичное развитие законодательства в сфере платформенной экономики создает риски возникновения избыточного правового регулирования статуса субъектов платформенной экономики, в связи с чем возможно появление правовых коллизий, что затруднит дальнейшее правоприменение и, соответственно, становление платформенной экономики.

Основная часть

1. Платформенная экономика: понятие, современное состояние и перспективы развития

События 2020 года стали толчком для развития дистанционной торговли в Российской Федерации. Соответственную популярность приобрели сервисы для заключения сделок дистанционным способом.

Многообразие посреднических платформ, основной задачей которых является соединение продавцов и покупателей, позволяет говорить о формировании платформенной экономики.

Согласно статистическим данным, размещенным на официальном сайте Ассоциации компаний интернет-торговли [18], за период с 2019 года по 2024 год локальный рынок интернет-торговли в Российской Федерации вырос в 6 раз с 1 446 млрд. руб. до 8 707 млрд. руб. соответственно. Наиболее существенный прирост российского рынка торговли, осуществляемой с помощью сети интернет, был зафиксирован в 2020 году по отношению к 2019 году – прирост почти в 2 раза, а также в 2024 году к 2023 году – прирост в 1,4 раза. Меры, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, сыграли ключевую роль в развитии интереса к интернет-торговле как со стороны потребителей, так и со стороны продавцов.

За первое полугодие 2025 года объем российского рынка интернет-торговли сопоставим с показателями за 12 мес. 2022 года, что продолжает подтверждать тезис о динамичном развитии сектора e-commerce и платформенной экономики. [18]

На протяжении анализируемого периода прослеживается интересная закономерность: в 2017 году на трансграничную торговлю приходилось порядка 36%, тогда как уже в 2020 году этот показатель сократился до 14%. На протяжении последних трех лет соотношение локального рынка к трансграничному остается без существенных изменений 97% против 3%. Это позволяет сделать вывод о масштабном развитии на территории государства рынка интернет-торговли и сокращении привлекательности для потребителя заказов из-за рубежа.

Рисунок 1 – Российский рынок интернет-торговли за период 2019 – первое полугодие 2025 гг., в млрд. руб.

Источник: составлено авторами по статистическим данным, размещенным на официальном сайте Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 25.08.2025).

Доля торговли в сети «Интернет» в общем обороте розничной торговли с 2018 года по настоящий период времени увеличилась в 3 раза с 5,2% до 16,2% соответственно. Для сравнения приведем в качестве примера рынок КНР и Великобритании, где сектор e-commerce за 7 лет увеличился в 1,5 раза.

Покупки в российских интернет-магазинах осуществляются как за наличный расчет, так и путем выставления счета на оплату безналичным способом: банковской картой или переводом через СБП. Тогда как условиями трансграничных заказов является проведение обязательной предоплаты в размере полной стоимости заказа.

Анализ приобретаемой продукции по товарным категориям как на внутригосударственном, так и на международном уровне, помогает сделать вывод не только о наиболее востребованных товарах, но и о трансформации цифровых платформ – агрегаторов. Так из структуры локального рынка за первое полугодие 2025 года видим, что лидирующие позиции рейтинга остаются за продуктами питания – 20,5%, причиной является внедрение ряда логистических решений, направленных на увеличение привлекательности использования онлайн-сервисов: быстрая доставка до дома или офиса, индивидуальные предложения товаров и качественная сборка заказов. На второй строчке рейтинга – мебель и товары для дома – 15,5%, основными предпосылками развития являются приостановление на территории Российской Федерации деятельности известного шведского бренда мебели и распродажа складских запасов на маркетплейсах. Третье и четвертое место с минимальным отрывом заслуженно делят две категории: одежда и обувь – 13,6% и цифровая и бытовая техника – 11,5%. Необходимо отметить, что в статистике с 2023 года фиксируются также товары, имеющие цифровой формат распространения: права на просмотр фильмов, подписки, контент в приложениях, на них приходится 5,1% за 6 мес. 2025 г. [18]

Рисунок 2 – Распределение по товарным категориям на локальном и трансграничном рынках за 6 мес. 2025 г.

Источник: составлено авторами по статистическим данным, размещенным на официальном сайте Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 25.08.2025).

Сегодня потребитель, находясь дома или на работе, может быстро оформить заказ продуктов, товаров первой необходимости, одежды и обуви и др. Цифровая площадка выступает в качестве посредника сбора заявок и обработки решений для них. В момент оформления онлайн-заказа товаров, фактически заключается договор о поставке. [11] Стоит отметить, что на развитие платформенной экономики повлияли не только события внешней среды, но и расширение маркетинговых стратегий маркетплейсов и известных магазинов продуктов, хозяйственных товаров, одежды и обуви, цифровой техники, внедрение логистических решений, жесткие временные рамки доставки со стороны поставщиков и возможность постоплаты заказов. Зачастую владельцы цифровых платформ, а также и партнеры-продавцы готовы предложить потребителю акционные товары, начисление приветственных баллов или участие в системе лояльности для интернет-покупателей.

Средний чек по категориям товаров не совпадает с популярностью товаров по группам, описанных выше. На локальном рынке средний чек в размере 8 060 руб. зафиксирован по категории цифровая и бытовая техника, тогда как по самой популярной категории – продукты питания – 835 руб. В свою очередь лидером рынка трансграничной торговли становится категория аптеки – 17 576 руб. Вероятнее всего, такие показатели связаны с объемом заказов высокого качества витаминных комплексов и БАДов из-за рубежа.

Самарская область в разрезе регионального распределения рынка интернет-торговли входит в топ-10 – 107 563 млн. руб. или 2,1% локального рынка. Это говорит и о доходах населения, и о массовом открытии пунктов приема и выдачи товаров на территории области, и о быстрой доставке товаров. Доступность, скорость, пакет привилегий, минимизация очных контактов с продавцами – все это является преимуществами интернет-торговли для потребителей. За 6 мес. 2025 г. оборот продаж продуктов питания среди покупателей Самарской области составил 21 582,56 млн. руб. [18]

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, объем полученной выручки основной операционной компании цифровой платформы Wildberries составил по результатам 12 мес. 2024 г. 657 млрд. руб. [19] Чистая прибыль от ведения хозяйственной деятельности маркетплейса Wildberries, ведя напряженную борьбу за потребителя и рынок, была зафиксирована в размере 104 млрд. руб., тогда как убыток компании Ozon составил 59 млрд. руб. [1]

Политика взаимодействия с контрагентами цифровой платформы Ozon претерпевает ряд изменений, однако в последнее время направлена на привлечение пула селлеров за счет индивидуальных предложений. Политика отношений Wildberries направлена на максимизацию дохода от взаимодействия с продавцами в условиях возросшего интереса к работе компании. [16]

Приведенная выше статистика рынка интернет-торговли позволяет сформулировать несколько характерных черт платформенной экономики:

1. Многообразие представленной продукции и предлагаемых услуг на цифровой платформе как потребителям, так и партерам-продавцам;

2. Минимизация или полное отсутствие прямого контакта между продавцом и потребителем;

3. Формирование устойчивых партнерских связей между цифровой платформой и партнером-продавцом как на стандартных, так и на индивидуальных условиях сотрудничества;

4. Двухсторонняя цифровая безопасность сделки купли-продажи, обеспечение которой находится в правовом поле деятельности цифровой платформы;

5. Широкая логистическая сеть, целью создания которой является сокращение времени перемещения товара со склада до конечного потребителя;

6. Динамично развивающаяся ИТ-инфраструктура цифровой платформы;

7. Вариативность применения маркетинговых стратегий, направленных на укрепление позиций цифровой платформы и привлечение пула новых клиентов и партнеров-поставщиков.

Динамичный рост рынка интернет-торговли заставляет задуматься о риске возникновения в ближайшее время сложности с масштабированием и наращиванием темпов прироста бизнеса маркетплейсов. [28]

Особенностью модели платформенной экономики является осуществление деятельности на специализированной виртуальной площадке, наделенной функциями для обмена или потребления товаров и услуг [15]. Тогда под платформенной экономикой следует понимать новую парадигму социально-экономического развития, построенную на эффективном функционировании цифровых платформ. [20]

М.М. Баланова рассматривает платформенную экономику как ядро цифровой экономики, внутреннее взаимодействие которого строится на системе взаимоотношений между покупателями и продавцами товаров/услуг. Цифровые платформы, согласно М.М. Балановой, являются инструментом для совершения транзакций, позволяют усиливать косвенные сетевые эффекты. [4]

В Федеральном законе от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) под платформенной экономикой следует понимать совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях. [24]

Проанализировав приведенные определения, можно выделить следующие признаки платформенной экономики:

1) выполнение цифровыми платформами посреднических функций между продавцами и покупателями;

2) высокая скорость согласования и заключения сделок;

3) обеспечение безопасных условий продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг на цифровых платформах.

Отдельно стоит отметить, что Федеральный закон № 289-ФЗ о платформенной экономике не подразумевает регулирование работы краудфандинговых платформ.

Несмотря на ряд сходств, к примеру, таких как сетевой эффект, доступность, многообразие предложения [20], в п.4 ст.1. Федерального закона № 289-ФЗ отмечается, что положения нормативного акта не распространяются на операторов инвестиционных платформ, операторов государственных и муниципальных информационных систем, а также операторов специализирующих электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Тогда как порядок деятельности краудфандинговых платформ, которых по состоянию на 01.07.2025 г. насчитывается более 100 ед. [2], представлен в Федеральном законе от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [24] Получается, что, говоря о платформенной экономике в контексте норм права, мы подразумеваем выстроенные исключительно на цифровой платформе (агрегаторе торговли) экономические связи между продавцом либо исполнителем и покупателем товаров, либо заказчиком услуг.

В тоже время, например, Рябухин С.Н., Кокорев И.А., Сафронов А.А., Покровская О.Д. и Фоменко Н.М. [17] классифицируют основных операторов платформенной экономики по сферам деятельности и включают в перечень как операторов краудфандинговых платформ, так и операторов финансовых платформ.

На основании сопоставления проанализированной информации, фактически можно сказать о выявлении ряда несоответствий понятийного характера.

2. Правовой статус ключевых участников электронных сделок в платформенной экономике РФ

Вопросам правового статуса участников электронных сделок посвящено множество научных публикаций. В частности, С.Г. Чубукова, поднимала вопрос о трансформации системы субъектов цифрового права [26], Е.Б. Подузова также рассматривала правовой статус субъектов цифровых правоотношений, отмечая, что вопросы ответственности цифровых посредников в настоящее время разработаны в законодательстве не в полной мере. Т.Э. Рождественская и А.Г. Гузнов рассматривали особенности правового статуса операторов информационных систем по выпуску цифровых финансовых активов и операторов обмена цифровых финансовых активов [21].

Обилие работ по данному вопросу свидетельствует об активно развивающейся доктрине в этой области. Однако полагаем, что необходимо провести дополнительное исследование в сфере правового статуса ключевых участников электронных сделок в контексте развития законодательства о платформенной экономике.

В тексте Федерального закона от 31.07.2025 № 289-ФЗ находят отражения определения таких понятий как цифровая платформа, партнер, оператор и пользователь посреднической цифровой платформы и др.

В выше обозначенном законодательном акте особое внимание уделяется посреднической функции при заключении сделок субъектами, при этом критерии отнесения к цифровым платформам определены не в полной мере. Согласно Федеральному закону № 289-ФЗ цифровая платформа предоставляет техническую возможность размещения заказов, контроль за исполнением обязательств поставщиками, осуществление своевременной оплаты покупателем за полученные материальные ценности.

Планируется расширение списка критериев Правительством Российской Федерации. Предварительно список должен дополнится пользовательским и финансовым критерием. [7]

Анализ другого федерального закона от 31.07.2025 № 290-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что второй призван привести к единообразию правовой статус участников электронной коммерции – маркетплейсов, продавцов, реализующих товар путем размещения их на маркетплейсе и покупателей.

Так, были внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:

1) Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2025) в части требований к размещению предложений о продаже товаров;

2) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 07.07.2025) в части ответственности оператора маркетплейса и разрешения споров;

3) Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации» в части определения иностранного юридического лица как оператора посреднической цифровой платформы.

Кроме того, в настоящее время на рассмотрении находится законопроект «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - законопроект № 568223-8) [10], в котором предлагается еще одно определение маркетплейса, владельца маркетплейса, продавца и покупателя. Так, в соответствии с указанным законопроектом маркетплейс предлагается обозначить как агрегатор информации о товарах, владельца маркетплейса – владельца агрегатора информации о товарах, продавца – продавца товаров на агрегаторе информации о товарах и покупателя – покупателя товаров на агрегаторе информации о товарах.

В Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) [9] маркетплейсы также обозначены как владельцы агрегатора информации о товарах. Необходимо отметить, что определение включает владельца агрегатора информации об услугах, зафиксированное в Законе о защите прав потребителей, хотя тожественное определение, предлагаемое в поправках к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», не содержит в себе «услуги».

Приведем в таблице сравнение уже принятых и предложенных норм, устанавливающих статус участников электронных сделок в электронной коммерции (таблица 1).

Таблица 1 – Сравнительная характеристика определений участников электронной торговли

Параметры для сравнения
Законодательные акты и законопроекты
Нормативно-правовой акт/
законопроект
Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»
Законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Маркетплейс
посредническая цифровая платформа
агрегатор информации о товарах
-
Владелец маркетплейса
оператор посреднической цифровой платформы/ владелец цифровой платформы
владелец агрегатора информации о товарах
владелец агрегатора информации о товарах (услугах)
Продавец (исполнитель)
партнер посреднической цифровой платформы (партнер-продавец, партнер-исполнитель)
продавец товаров на агрегаторе информации о товарах
продавец (исполнитель)
Покупатель
пользователь посреднической цифровой платформы
покупатель товаров на агрегаторе информации о товарах
покупатель
Источник: составлено авторами. [9; 10; 24]

Таким образом, оценивая представленные законодательные инициативы, мы видим обилие норм-дефиниций, обозначающих участников электронной коммерции. При этом существующие и предложенные нормы не в полной мере соответствуют друг другу. Так, в норме, закрепленной в Законе о защите прав потребителей содержится понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», в тоже время, в законопроекте № 568223-8 отсутствует указание на услуги, что, по нашему мнению, является неверным, поскольку принцип работы агрегатора о товарах, идентичен принципу работы агрегатора об услугах. Полагаем, что определение «владелец агрегатора информации о товарах» основано на подходе к определению электронной торговли, приведенном в том же законопроекте. Так, под электронной торговлей предлагается понимать «торговлю дистанционным способом, при которой заключение договоров розничной купли-продажи товаров осуществляется посредством размещения оферты о приобретении определенного товара через программу для ЭВМ…», то есть фактически исключается сфера услуг.

Кроме того, как мы указывали ранее, Федеральный закон № 289-ФЗ исключает действие закона в отношении финансовых и инвестиционных платформ, хотя механизм взаимодействия участников финансовых сделок, заключаемых при помощи финансовых платформ, идентичен механизму взаимодействия при заключении сделок на маркетплейсах.

При этом оператор финансовой платформы также выполняет посреднические функции: связывает финансовые организации или эмитентов с получателями финансовых услуг.

Кроме того, из таблицы также видно, что в рассмотренных действующих законодательных актах и проекте закона содержатся различающиеся определения, характеризующие продавцов товаров (исполнителей услуг). Отмечая понятийное поле круга субъектов, статус которых в рамках модели цифровой платформы может рассматриваться как партнерский, предполагает осуществление деятельности как юридическое или физическое лицо, а также лица, применяющие специальный налоговый режим для самозанятых граждан [1]. Тогда как реализацией товаров в рамках определения ключевых заинтересованных лиц в соответствии с законопроектом № 568223-8 может стать как юридическое, так и физическое лицо, однако в определении отсутствует указание на лиц, применяющих специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Продавцом товаров на агрегаторе информации о товарах в соответствии с Законом о защите прав потребителей продавцами и исполнителями являются организации либо индивидуальные предприниматели.

Очевидно, что не все законопроекты в дальнейшем приобретают силу закона. Однако, учитывая возможную вероятность принятия указанного законопроекта, в совокупности с уже действующими нормами, в правовом поле может создаться неопределенность, вызванная обилием норм-дефиниций и отсутствия четких критериев отнесения субъектов к определенным участникам электронных сделок.

Заключение

Внешнеэкономические события последних пяти лет, цифровизация, а также меры, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, оказали существенное влияние на процесс формирования платформенной экономики. Основываясь на данные проведенного исследования статистических данных о развитии отрасли интернет-торговли в Российской Федерации, необходимо выделить увеличение в 6 раз локального рынка торговли в сети «Интернет», в том числе за счет наращивания объемов продаж с помощью использования цифровых платформ. Тогда как отражение в нормативно-правовых актах порядка взаимодействия участников платформенной экономики долгое время оставалось в стадии обсуждения.

Проведенный в научной статье анализ позволяет говорить о фрагментарности и противоречивости правового регулирования платформенной экономики, проявляющимися в расхождениях методологии ключевых понятий, таких как «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и «продавец товаров (исполнитель услуг)».

Характерной особенностью вопроса регулирования цифровых платформ является выделение за пределы понятия деятельности операторов инвестиционных и информационных платформ, которые по своей сути обладают рядом сходств с маркетплейсами. Такой подход к определению понятийного поля цифровых платформ создает недопонимание в части практического применения норм-дефиниций.

При этом законопроект № 568223-8 упускает из виду сферу услуг, создавая неопределенность в отношении регулирования финансовых платформ и увеличивая риск произвольного применения норм, а отсутствие единства в определениях субъектов-продавцов (юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые) создает путаницу в ответственности платформ перед потребителями и подвергает сомнению применение Закона о защите прав потребителей, что в совокупности с вероятностью принятия противоречивых законопроектов создает риск правовой неопределенности, негативно влияющей на развитие платформенной экономики и защиту прав потребителей, требуя систематизации и унификации законодательства для обеспечения предсказуемой и справедливой правовой среды.

[1] Физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».


Источники:

1. «Как в гонках: кто угодно может вырваться в лидеры на поворотах». [Электронный ресурс]. URL: https://secrets.tbank.ru/lichnyj-opyt/o-situacii-na-marketplejsah-v-2025-godu/?ysclid=mfcbgp32md91417179&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F&internal_source=copypaste&internal_source=copypaste (дата обращения: 25.08.2025)
2. Аналитический обзор «Краудфинансирование» II квартал 2025. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/content/document/file/120740/press_craud.pdf (дата обращения: 20.08.2025).
3. Андреева Л. В. Согласование интересов участников товарных цифровых платформ (маркетплейсов): правовые проблемы // Вестник университета. – 2024. – № 8. – c. 149-157.
4. Баланова М.М. Платформенная экономика как ядро цифровой экономики: обзор научных школ и ранжирования ее субъектов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2021. – № 7. – c. 19-31. – doi: 10.46554/1993-0453-2021-7-201-19-31.
5. Буров П. Д. Инвестиционные платформы и их роль в развитии рынка небанковского финансирования юридических лиц в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2023. – № 2. – c. 677-694. – doi: 10.18334/ce.17.2.117124.
6. Варнавский А. В., Александров И. О. Новые экономические сети в инфраструктуре финансового рынка // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – № 6. – c. 78-88. – doi: 10.26794/1999-849X-2024-17-6-78-88.
7. Власти обсудили критерии для включения игроков в реестр цифровых платформ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/09/2025/68bc13fc9a7947a1a90d7d1f (дата обращения: 08.09.2025).
8. Гасанов Э.С. Сущность цифровой трансформации экономической деятельности субъектов хозяйствования в инновационной среде // Еги. – 2024. – № 4. – c. 103-107.
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – №15 – 1992 – ст. 766
10. Законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8 (дата обращения: 02.09.2025).
11. Зачем ритейлерам бесплатная доставка продуктов?. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketplace/953271-zachem-riteileram-besplatnaya-dostavka-produktov-moi-top-3?ysclid=mfji79yb9i244656699 (дата обращения: 20.08.2025).
12. Ложкина С. Л., Новиков А. А., Сивакова С. Ю. Трансформационный потенциал бизнес-экосистем в условиях экономики платформенного типа // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 3. – c. 301-305.
13. Минбалеев А. В. Трансформация регулирования цифровых отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 12. – c. 31-36. – doi: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.031-036.
14. Мишустин оценил рост рынка маркетплейсов. Газета.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2025/01/31/24970076.shtml?ysclid=m7lh6p3v2711220344 (дата обращения: 26.02.2025).
15. Насибуллина А. С., Галинурова К. Р. Платформенная экономика: состояние, проблемы // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2025. – № 1. – c. 85-91.
16. Объединенная компания Wildberries и Russ отчиталась о прибыли за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/533847-ob-edinennaa-kompania-wildberries-i-russ-otcitalas-o- (дата обращения: 28.08.2025).
17. Рябухин С. Н., Кокорев И. А., Сафронова А. А., Покровская О.Д., Фоменко Н.М. Основные тенденции и перспективы платформенной экономики в Российской Федерации // Мир новой экономики. – 2025. – № 2. – c. 134-148.
18. Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 25.08.2025).
19. Официальный сайт информационного ресурса СПАРК-Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://spark-interfax.ru (дата обращения: 01.09.2025).
20. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Демьянова А. А., Глазков Б. М., Рудник П. Б. Платформенная экономика в России: потенциал развития: аналитический доклад. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 72 c.
21. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Особенность правового статуса оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов как организаций, обеспечивающих цифровые финансовые технологии // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2021. – № 9. – c. 124-134.
22. Сысоев Н. В. Особенности правового регулирования торговли с использованием электронных площадок в сети интернет // Вестник Московского университета им. СЮ Витте. Серия 2: Юридические науки. – 2024. – № 2. – c. 83-87.
23. Смольянинова И. В., Пузаков Н. Р., Стариков Д. В., Тыщенко С. А. Управление развитием инновационно ориентированных экосистем предприятий на основе платформенных решений и экономики данных // Первый экономический журнал. – 2025. – № 4. – c. 111-120. – doi: 10.58551/20728115_2025_4_111.
24. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - Собрание законодательства РФ – №31 – 4418
25. Филиппова С. Ю., Харитонова Ю. С. Цифровые платформы в праве и право цифровых платформ: новые вызовы законодателю и пути их решения // Правоведение. – 2025. – № 1. – c. 58-75. – doi: 10.21638/spbu25.2025.104.
26. Чубукова С. Г. Цифровая трансформация системы субъектов информационного права // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 12. – c. 74-81.
27. Шелепов А. В., Колмар О. И. Регулирование цифровых платформ в России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2024. – № 2. – c. 6.-22.
28. Эпоха маркетплейсов подходит к концу: что ждёт товарный бизнес в 2025 году. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/id340523/1708666-epoha-marketpleisov-podhodit-k-koncu-chto-zhdet-tovarnyi-bi (дата обращения: 28.08.2025).

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:56

 

 

The legal status of electronic transactions participants in the platform economy

Ustyuzhanina V.O., Zoreva D.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the issues of legal regulation of the status of electronic transactions participants in the platform economy. The article examines the e-commerce market statistics and formulates the characteristics of the activities of digital platforms and the platform economy. It has been established that the legislation regulating the platform economy and the status of its main subjects has a narrower concept than in scientific developments preceding the adoption of this regulatory legal act. Thus, the authors revealed a discrepancy between the doctrinal and legal definitions of the platform economy. Special attention is paid to the status of digital platform operators performing intermediary functions in concluding transactions on the respective platforms. A comparative analysis of a number of regulatory legal acts and draft laws also revealed a discrepancy between the definition norms in terms of determining the status of digital platform operators.

Keywords: digital economy, platform economy, marketplace, e-commerce

JEL-classification: О10, О18, O31, O32

References:

Abdrakhmanova G.I., Gokhberg L.M., Demyanova A. A., Glazkov B. M., Rudnik P. B. (2023). The platform economy in Russia: Development potential: an analytical report

Andreeva L. V. (2024). Coordination of interests of participants of commodity digital platforms (marketplaces): legal issues. Vestnik Universiteta. (8). 149-157.

Balanova M.M. (2021). Platform economy as the core of the digital economy: review of scientific schools and ranking of its subjects. Vestnik of Samara State University of Economics. (7). 19-31. doi: 10.46554/1993-0453-2021-7-201-19-31.

Burov P. D. (2023). Investment platforms and their role in the development of non-banking finance market for legal entities in Russia. Creative Economy. 17 (2). 677-694. doi: 10.18334/ce.17.2.117124.

Chubukova S. G. (2019). Digital transformation of information law subjects system. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. (12). 74-81.

Filippova S. Yu., Kharitonova Yu. S. (2025). Digital platforms in law and the law of digital platforms: new challenges for the legislator and ways to deal with them. Pravovedenie (The Legal Studies today). 69 (1). 58-75. doi: 10.21638/spbu25.2025.104.

Gasanov E.S. (2024). The essence of digital transformation of economic activity by business entities in an innovative environment. Egi. (4). 103-107.

Lozhkina S. L., Novikov A. A., Sivakova S. Yu. (2024). Transformation potential of business ecosystems in a platform economy. Vestnik Akademii znaniy. (3). 301-305.

Minbaleev A. V. (2019). Transformation of regulation of digital relations. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. (12). 31-36. doi: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.031-036.

Nasibullina A. S., Galinurova K. R. (2025). Platform economy: state, problems. Elektronnyy ekonomicheskiy vestnik Tatarstana. (1). 85-91.

Rozhdestvenskaya T. E., Guznov A. G. (2021). The features of the legal status of the operator of the information system in which digital financial assets are issued, and of the operator of the exchange of digital financial assets as organizations that provide digital financial technologies. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. (9). 124-134.

Ryabukhin S. N., Kokorev I. A., Safronova A. A., Pokrovskaya O.D., Fomenko N.M. (2025). The main trends and prospects of the platform economy in the Russian Federation. The world of new economy. 19 (2). 134-148.

Shelepov A. V., Kolmar O. I. (2024). Regulation of digital platforms in Russia. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. 19 (2). 6.-22.

Smolyaninova I. V., Puzakov N. R., Starikov D. V., Tyschenko S. A. (2025). Managing the development of innovation-oriented enterprise ecosystems based on platform solutions and data economy. Pervyy ekonomicheskiy zhurnal. (4). 111-120. doi: 10.58551/20728115_2025_4_111.

Sysoev N. V. (2024). Features of legal regulation of trade using electronic platforms on the internet. Vestnik Moskovskogo universiteta im. SYu Vitte. Seriya 2: Yuridicheskie nauki. (2). 83-87.

Varnavskiy A. V., Aleksandrov I. O. (2024). New economic networks in the financial market infrastructure. Economy. Taxes. Law. 17 (6). 78-88. doi: 10.26794/1999-849X-2024-17-6-78-88.