Эволюция концепций счастья: от абстрактной философской категории к новой парадигме экономического развития
Коростелева В.В.![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001663
Аннотация:
В статье не просто описывается историческая трансформация концепций счастья, а предлагается ключ к пониманию фундаментальных сдвигов в самой парадигме развития человечества в XXI веке. Данное исследование отвечает на насущный вопрос: «Что приходит на смену обществу потребления и бесконечного экономического роста?». Ответ, который исследуется, — это общество, стремящееся к устойчивому и осмысленному благополучию, где счастье становится новой мерой всех вещей. Успешная экономика XXI века — это не та, что максимизирует ВВП, а та, что эффективно конвертирует экономический рост в устойчивое человеческое благополучие. И наоборот, высокий уровень благополучия создает среду, в которой экономический рост, инновации и стабильность возникают естественным образом. Таким образом, счастье совершило полную трансформацию: из абстрактной цели человеческого существования оно превратилось в конкретный инструмент и индикатор эффективности этого существования в современном мире. Данная статья представляет интерес научным работникам, экономистам-практикам, политическим аналитикам, преподавателям экономических дисциплин.
Ключевые слова: счастье, благополучие, ВВП, экономический рост
JEL-классификация: F43, F40, I31
Введение
Актуальность данного исследования является чрезвычайно высокой в современных научных, экономических и политических дискуссиях. Это связано с исчерпанностью парадигмы «роста ради роста». Мир столкнулся с пределами традиционной модели, где главным показателем успеха был рост ВВП. Стало очевидно, что такой рост может сопровождаться усилением неравенства, экологическим ущербом и социальным разобщением. Исследование предлагает новый фреймворк для оценки прогресса, ставя в центр человека и его благополучие.
В рамках Целей устойчивого развития ООН провозглашается необходимость обеспечения благополучия для всех. Данное исследование напрямую отвечает на этот запрос, показывая, как концепция счастья трансформируется из абстрактной идеи в конкретный инструмент достижения этих целей.
Изначально экономическая наука заимствовала из философии упрощенную концепцию счастья как полезности, понимаемой как максимизация удовольствия и минимизация страданий. Однако на протяжении XX и XXI веков эта концепция претерпела радикальную трансформацию, обогатившись данными психологии, социологии и эмпирических исследований. Ключевым сдвигом стал переход от косвенных (доход, потребление) к прямым измерениям субъективного благополучия.
|
Этап
1: Философские истоки и классическая экономика
|
|
Утилитаризм.
Счастье отождествляется с удовольствием и отсутствием боли. Счастье -
синонимом материального благосостояния.
|
|
Иеремия
Бентам, Джон Стюарт Милль, Уильям Стенли Джевонс, Альфред Маршалл
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
Этап
2: Критика и эмпирический вызов (середина XX века)
|
|
Внутри
страны в определенный момент времени более богатые люди обычно счастливее
бедных.
|
|
Абрахам
Маслоу, Ричард Истерлин
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
Этап
3: Формирование «экономики счастья» (конец XX - начало XXI века)
|
|
Измерение
субъективного благополучия. Рост эмпирических исследований. Расширение
экономических детерминант счастья. Эвдемонический поворот и альтернативы
ВВП.
|
|
Эд
Динер, Кэрол Рифф, Мартин Селигман, Амартия Сен, Джозеф Стиглиц, Жан-Полъ
Фитусси, Рональд Инглхарт, Роберто Фоа
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
Этап
4: Современные вызовы и будущие направления (настоящее время)
|
|
Поведенческая
экономика и счастье. Нейроэкономика: изучение нейробиологических основ
принятия экономических решений и переживания счастья. Неравенство. Цифровизация.
Устойчивое развитие и экология.
|
|
Даниэль
Канеман, Ангус Дитон, Бетси Стивенсон, Джастин Вулферс, Эндрю Кларк, Сарра
Флеш, Кэрол Грэм
|
|
|
|
Рис. 1. Обзор подходов к исследованию концепций счастья и его связи с экономикой
Данная тема находится на острие современной экономической мысли — экономики счастья и экономики благосостояния. Оно дает историко-философское обоснование, показывая преемственность идей.
Правительства по всему миру (ОЭСР, Новая Зеландия, Исландия, ОАЭ) начинают использовать «индексы счастья» для разработки и оценки государственной политики. Исследование предоставляет критически важный контекст для понимания: почему это происходит (исторический сдвиг), как можно применять эти концепции (от измерения к политическим решениям), какие риски существуют.
Цель исследования: выявить и проанализировать историко-философские и социально-экономические предпосылки трансформации концепции счастья от абстрактной морально-философской категории до конкретного количественного индикатора, используемого для оценки экономического роста и национального благосостояния. Систематизировать современные подходы к измерению счастья и благополучия на макроэкономическом уровне (Индекс человеческого развития, Всемирный доклад о счастья, Валовое национальное счастье). Обосновать тезис о том, что счастье в XXI веке становится не результатом, а фактором экономического роста и конкурентным преимуществом на уровне компаний и государств.
Научная новизна заключается в системном междисциплинарном синтезе, объединяющем философский, экономический и социопсихологический дискурсы. В обосновании тезиса о переходе счастья из статуса «результирующего показателя» в статус «производственного фактора». Такой комплексный подход позволит не просто описать эволюцию идеи, но и понять ее глубинное значение для будущего глобальной экономики и общества.
Авторская гипотеза. Эволюция концепции счастья от абстрактной философской категории к количественному экономическому индикатору является не просто сменой академического дискурса, а закономерным следствием кризиса индустриальной парадигмы роста и отражает переход к новой, постиндустриальной модели развития, в которой человеческое и социальное благополучие становится не столько результатом экономического роста, сколько его ключевым производственным ресурсом и условием устойчивой конкурентоспособности.
Методология. Исследование носит междисциплинарный характер, что обуславливает использование комплекса взаимодополняющих методов. Историко-генетический метод позволяет проследить генезис концепции счастья, выявить причинно-следственные связи и этапы ее трансформации. Сравнительно-исторический метод использован для сопоставления трактовок счастья в разных философских школах и разных экономических парадигмах. Системный подход позволяет рассмотреть счастье как элемент сложной системы «человек — общество — экономика», где изменение одного элемента влияет на другие.
Основная часть
Философские истоки концепции счастья заложили фундамент для всех последующих дискуссий в экономике, психологии и политике. Счастье в философии — это зеркало, отражающее изменение представлений человека о самом себе, своем месте в мире и о том, что составляет хорошую жизнь.
Таблица 1 – Философские определения счастья
|
Автор
|
Определение
|
Труд
|
|
Аристотель
|
Счастье
(эвдемония) – это деятельность души в соответствии с добродетелью.
|
Никомахова этика
|
|
Эпикур
|
Счастье
– это отсутствие страданий, душевный покой (атараксия) и умеренные
удовольствия.
|
Письмо к Менекею
|
|
Стоики (Зенон,
Сенека, Марк Аврелий)
|
Счастье
– в принятии судьбы (амарор фати) и жизни согласно природе/разуму, вне
зависимости от внешних обстоятельств.
|
О счастливой
жизни
|
|
Августин
Блаженный
|
Истинное
счастье – в единении с Богом, а земные радости иллюзорны.
|
Исповедь
|
|
Фома Аквинский
|
Блаженство
– это созерцание Бога, высшая форма человеческого совершенства
|
Сумма теологии
|
|
Иммануил Кант
|
Счастье
– не цель нравственности, но оно, возможно, как следствие добродетели, если
согласуется с категорическим императивом.
Счастье – это состояние разумного существа, когда всё в его жизни происходит согласно его воле и желаниям. |
Критика
практического разума
|
|
Иеремия Бентам
|
Счастье
— это совокупность удовольствий и отсутствие страданий.
Счастье тождественно удовольствию и сводится к сумме позитивных ощущений, которые можно подсчитать. |
Введение в
принципы нравственности и законодательства
|
|
Джон Стюарт
Милль
|
Счастье
– это удовольствие и отсутствие боли; высшее благо в утилитаризме.
|
Утилитаризм
|
|
Артур Шопенгауэр
|
Счастье
– лишь временное отсутствие страдания, а жизнь – колебание между болью и
скукой.
|
Мир как воля и
представление
|
|
Фридрих Ницше
|
Счастье
– не цель, а следствие сверхчеловеческого самопреодоления: «Стань тем, кто ты
есть».
|
Так говорил
Заратустра
|
|
Альбер Камю
|
Счастье
возможно даже в абсурдном мире, если принять его бессмысленность и жить
«здесь и сейчас».
|
Миф о Сизифе
|
|
Жан-Поль Сартр
|
Человек
обречен быть свободным и сам создает свое счастье через выбор и
ответственность.
|
Бытие и ничто
|
|
Бертран Рассел
|
Счастье
– это не гонка за удовольствиями, а «гармония интересов» и избавление от
эгоцентризма.
Счастье – это не обладание тем, чего желаешь, а желание того, чем обладаешь. |
Завоевание
счастья
|
|
Людвиг
Витгенштейн
|
Счастье
– не в мире фактов, а в способе его восприятия: «Мир счастливого иной, чем
мир несчастного».
|
Логико-философский
трактат
|
Философия исследует счастье (эвдемония, блаженство, удовлетворенность) как высшее благо, цель человеческого существования или состояние души. Путь от Аристотеля до Бентама — это движение от идеи внутреннего добродетельного совершенства к идее внешнего, измеримого блага. Спор между этими двумя подходами лежит в основе современных дебатов: должно ли государство стремиться к росту ВВП (количественный показатель «удовольствия»/потребления) или к развитию человеческого потенциала и качества жизни (качественная «эвдемония»).
Философские дебаты о счастье не являются чисто умозрительными. Они напрямую влияют на этику и политику. И на личный выбор каждого человека: что для меня важнее — удовольствие, смысл, добродетель или успех? Ни одна из философских концепций счастья не может претендовать на исчерпывающую истину. Философия предоставляет не ответы, а инструменты для мысли и ориентиры для личного поиска.
Психология рассматривает счастье как многомерный конструкт, включающий эмоциональные переживания, когнитивные оценки и устойчивое благополучие. Ниже приведены ключевые определения из разных психологических школ и теорий.
Таблица 2 - Психологические определения счастья
|
Автор
|
Определение
|
Труд
|
|
Мартин Селигман
|
Счастье
состоит из положительных эмоций, вовлечённости в деятельность, смысла жизни,
достижений и позитивных отношений.
|
Подлинное
счастье
|
|
Михай
Чиксентмихайи
|
Счастье
– это состояние потока, когда человек полностью погружён в значимую
деятельность.
|
Поток:
Психология оптимального переживания
|
|
Эд Динер
|
Счастье
(субъективное благополучие) – это сочетание удовлетворённости жизнью и
преобладания положительных эмоций.
|
Теория
субъективного благополучия
|
|
Барбара
Фредриксон
|
Счастье
– это соотношение положительных и отрицательных эмоций (в идеале 3:1),
которое расширяет мышление и повышает жизнестойкость.
|
Теория
позитивных эмоций
|
|
Дэниел Канеман
|
Счастье
– это совокупность мгновенных удовольствий («испытываемое я»), но люди часто
ошибаются в его прогнозировании («памятующее я»).
|
Гедонистическая
психология
|
|
Руут Венховен
|
Счастье
– это степень, в которой человек оценивает качество своей жизни как
положительное.
|
Условия счастья
|
|
Филип Брикман,
Дональд Кэмпбелл
|
Люди
адаптируются к жизненным изменениям (гедонистическая адаптация), возвращаясь
к «базовому уровню» счастья.
|
Гедонистический
бег на месте
|
|
Соня Любомирски
|
50%
счастья определяет генетика, 10% – обстоятельства, 40% – осознанные действия
(благодарность, доброта и др.).
|
Психология
счастья
|
|
Карл Роджерс
|
Счастье
– это результат конгруэнтности между реальным и идеальным «Я», когда человек
живет в согласии со своими ценностями.
|
Становление
личности
|
|
Абрахам Маслоу
|
Высший
уровень счастья – самоактуализация, реализация потенциала и «пиковые
переживания».
|
Мотивация и
личность
|
|
Кэрол Рифф
|
Счастье
включает 6 компонентов:
- автономию, - контроль над средой, - личностный рост, - позитивные отношения, - цель в жизни, - самопринятие. |
Шкала
психологического благополучия
|
|
Рой Баумайстер
|
Счастье
зависит от удовлетворения четырех потребностей:
- принадлежность, - контроль, - самооценка, - осмысленность. |
Будущее теории
потребностей
|
|
Джон Качиоппо
|
Одиночество
снижает уровень счастья сильнее, чем бедность или болезни.
|
Одиночество:
человеческая природа и потребность в социальных связях
|
|
Пол Блум
|
Погоня
за счастьем может быть саморазрушительной; иногда страдание ведет к
личностному росту.
|
Преимущество
несчастья
|
|
Роберт Сапольски
|
Счастье
– это не постоянное состояние, а способность адаптироваться к стрессу.
|
Биология добра и
зла
|
Проведенный анализ эволюции представлений о счастье в психологической науке позволяет сформулировать следующие ключевые выводы. Произошла смена парадигмы: от болезни к благополучию. Главным достижением стало смещение фокуса психологии с изучения патологий, дисфункций и негативных аспектов психики («модель болезни») на исследование позитивных состояний, сильных сторон личности и факторов, позволяющих человеку и обществу процветать («модель благополучия»). Это превратило счастье из абстрактной философской категории в объект научного эмпирического исследования.
Психология отказалась от поиска единственно верного определения в пользу рабочего, измеримого конструкта — субъективного благополучия. Его трехкомпонентная структура, включающая позитивный аффект (преобладание положительных эмоций), отсутствие негативного аффекта (низкий уровень отрицательных эмоций) и когнитивную удовлетворенность жизнью в целом, стала научным стандартом. Это позволило сравнивать, измерять и изучать счастье с помощью опросников и шкал.
Исследования подтвердили, что счастье не является монолитным понятием. Утвердилась дихотомия между:
- гедонистическим счастьем (стремление к удовольствию и избегание страданий), которое связано с сиюминутными переживаниями;
- эвдемонистическим счастьем (стремление к смыслу, самореализации и использованию своих способностей), которое связано с долгосрочной целью и ощущением осмысленности жизни.
Наибольший уровень благополучия наблюдается при гармоничном сочетании обоих компонентов.
Ключевым открытием стал феномен «гедонистической беговой дорожки»: люди имеют генетически и психологически обусловленную «точку отсчета» уровня счастья, к которой они возвращаются после значительных позитивных или негативных событий. Это объясняет, почему постоянный рост материального благосостояния не приводит к эквивалентному росту уровня счастья.
Эмпирические исследования позволили определить, что действительно влияет на уровень счастья, опровергнув многие интуитивные представления:
- сильно влияют: качество социальных связей, прочные отношения, практика благодарности, проактивность, деятельность «в потоке», здоровый образ жизни;
- слабо влияют: материальное богатство (после достижения базового уровня комфорта), возраст, внешние обстоятельства (в долгосрочной перспективе адаптации),
- практически не влияет: генетическая заданность, что оставляет значительное пространство для управления своим благополучием.
Важнейшим результатом стало развитие позитивных интервенций — научно обоснованных упражнений и практик, которые позволяют целенаправленно повышать уровень счастья (например, ведение дневника благодарности, практика осознанности, использование сильных сторон характера). Это доказывает, что субъективное благополучие — не статичное состояние, а навык, который можно развивать.
Психологическое исследование счастья пришло к выводу, что счастье — это не просто мимолетная эмоция или следствие внешних обстоятельств. Это комплексное, многомерное и динамическое состояние, которое в значительной степени зависит от внутренних установок, преднамеренной деятельности и качества социальных отношений человека. Современная психология рассматривает счастье не как конечную цель, а как побочный продукт осмысленной, активной и социально насыщенной жизни, направленной не на потребление, а на созидание и связи с другими.
Таким образом, психология предлагает не абстрактную теорию, а практический инструментарий для осознанного формирования более счастливой и полноценной жизни, основанный на устойчивых эмпирических данных.
Счастье в религиозных и духовных традициях часто связывается с состоянием души, единением с Божественным или освобождением от страданий.
Таблица 3 - Религиозные и духовные определения счастья
|
Автор
|
Определение
|
Труд
|
|
Буддизм
|
Счастье
– это прекращение страданий (дуккха) через уничтожение желаний.
|
Будда
|
|
Счастье
(сукха) – это освобождение от страданий (дуккхи) через просветление и
отсутствие привязанностей.
|
Дхаммапада
| |
|
Христианство
|
Истинное
счастье – в единении с Богом и следовании заповедям.
|
Нагорная
проповедь – Матфея 5:3-12
|
|
Счастье
– это блаженство, обретаемое через смирение, милосердие и чистоту сердца.
|
Нагорная
проповедь, Мф. 5:3-12
| |
|
Радость
в Господе – ваша сила.
|
Неем. 8:10
| |
|
Ислам
|
Счастье
(саада) – это довольство Аллаха, достигаемое через поклонение и благочестие.
Счастье (саада) – в поминании Аллаха: «Поистине, сердца находят покой только в поминании Аллаха». |
Коран, 13:28-29
|
|
Богатство
– не в изобилии мирских благ, а в богатстве души.
|
хадис от
Мухаммада
| |
|
Даосизм (Лао-цзы,
Чжуан-цзы)
|
Истинное
счастье – в единении с Дао, простоте и недеянии (у-вэй).
Счастье – в следовании Дао: «Кто доволен, тот богат». Истинная радость – в свободе от условностей и единении с природой. |
Дао Дэ Цзин
Чжуан-цзы |
|
Святые отцы
(исихазм, православие)
|
Истинное
счастье – в безмолвной молитве и стяжании благодати Святого Духа
|
Григорий Палама
|
|
Католическая
традиция
|
Счастье
– это созерцание Бога в вечности.
|
Фома Аквинский,
«Сумма теологии»
|
|
Суфизм
(исламский мистицизм)
|
Счастье
– в растворении (фана) в Божественной любви.
|
Джалаладдин Руми
|
|
Иудаизм
|
Счастлив
человек, который не идёт за советом нечестивых… но в законе Господа воля его.
|
Танах и Талмуд
Пс. 1:1-2 |
|
Нет
счастья выше, чем служение Всевышнему с радостью.
|
раби Нахман из
Бреслава
| |
|
Индуизм
|
Счастье
(сукха) – это равновесие ума, достижимое через дхарму и отречение от плодов
действий.
|
Бхагавад-гита
БГ 2.64-66 |
|
Ананда
(блаженство) – природа Атмана; счастье не зависит от внешнего.
|
Веданта
Шанкара, «Атма Бодха» | |
|
Дзен-буддизм
|
Счастье
– это осознание, что ничего не нужно.
|
Сюнрю Судзуки
|
|
Джайнизм
|
Счастье
(шанти) – в непричинении вреда (ахимса) и отказе от привязанностей.
|
Учение Махавиры
|
|
Конфуцианство (Конфуций)
|
Счастье
– в гармонии отношений (жэнь) и следовании ритуалу (ли).
Счастье – это когда тебя понимают, а ещё лучше – когда любят |
Лунь Юй
|
|
Далай-лама XIV
|
Счастье
– это когда то, что ты думаешь, говоришь и делаешь, находится в гармонии.
|
|
|
Каббала
|
Счастье
– в раскрытии света Творца через исправление (тикун) души.
|
Книга Зоар
|
|
Гностицизм
|
Царствие
Божие внутри вас; счастье – в познании себя
|
Евангелие от
Фомы
|
|
Современная
духовность
|
Счастье
– это осознание настоящего момента без сопротивления.
|
Экхарт Толле «Сила
сейчас»
|
Трансцендентность и выход за пределы индивидуального «Я» во всех мировых религиях счастье принципиально не сводится к гедонистическому удовлетворению или психоэмоциональному состоянию. Истинное блаженство достигается только через связь с высшим началом - Богом, Абсолютом, Дао, Нирваной. Счастье обретается не в «нахождении себя», а в «утрате себя» - растворении индивидуального эго в служении, поклонении или слиянии с Божественным.
Счастье здесь - не отсутствие боли и трудностей, а их осмысленное преодоление. Страдание приобретает очистительный, искупительный или педагогический смысл (например, болезнь как испытание веры, нищета как условие смирения). Это радикально отличает религиозный подход от гедонистических моделей, где страдание - абсолютное зло.
Религиозные концепции счастья бросают вызов современной культуре потребления и сиюминутных удовольствий. Они напоминают об ограниченности материального богатства для обретения полноты жизни, важности самодисциплины и аскезы как пути к свободе, необходимости служения чему-то большему, чем собственное эго.
Проанализируем концепции счастья в разных отраслях науки.
Таблица 4 - Научные определения счастья
|
Автор
|
Определение
|
Труд
|
|
Нейробиологические
определения
| ||
|
Вольфрам Шульц
|
Счастье
— это активация системы вознаграждения (вентральная область покрышки →
прилежащее ядро) при достижении целей.
|
Дофаминовая
теория
|
|
Устойчивое
благополучие коррелирует с уровнем серотонина (SSRI-антидепрессанты повышают
субъективное счастье).
|
Серотониновая
гипотеза
| |
|
Объятия,
доверие и секс повышают окситоцин → усиливают чувство принадлежности.
|
Окситоцин и
социальные связи
| |
|
Дэвид Ликкен,
Оук Теллеген
|
Исследования
близнецов: 50% вариаций уровня счастья обусловлены генетикой (наследственная
установочная точка).
|
Генетика счастья,
1996
|
|
Экономические
определения
| ||
|
Ричард Истерлин
|
Рост
ВВП повышает счастье только до 20000 долл./год. Дальше корреляция исчезает.
|
Парадокс
Истерлина
|
|
Дэниел Канеман
|
Эмоциональное
благополучие растет до 75000 долл./год, но оценка жизни (когнитивное счастье)
продолжает расти.
|
Индекс счастья
|
|
Социологические
определения
| ||
|
Роберт Патнэм
|
Люди
с крепкими социальными связями (друзья, клубы, волонтерство) счастливее, даже
при низком доходе.
|
Социальный
капитал
|
|
Шалом Шварц
|
В
индивидуалистических культурах счастье связано с личными достижениями, в
коллективистских — с гармонией в группе.
|
Культурные
различия
|
|
Эволюционная
психология
| ||
|
Барбаре
Фредриксон
|
Позитивные
эмоции (радость, интерес) расширяют когнитивные и социальные ресурсы, повышая
выживаемость.
|
Теория
«расширения и построения»
|
|
Робин Данбар
|
Человеческий
мозг эволюционировал для поддержания отношений в группах ~150 человек —
отсюда потребность в принадлежности.
|
Гипотеза
«социального мозга»
|
Междисциплинарный научный подход к изучению счастья демонстрирует, что это не абстрактная философская категория, а сложный, но измеримый биопсихосоциальный феномен, имеющий глубокие эволюционные корни, нейрохимические механизмы и поддающийся экономическому анализу. Исследования в этих областях не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, создавая целостную картину.
Нейронаука свела субъективное переживание счастья к конкретным нейромедиаторам и активность области мозга. Ключевую роль играет дофаминовая система. Дофамин отвечает не за свое удовольствие, а за предвкушение награды («дофаминовый цикл» желания и получения).
Исследования показывают, что практики осознанности, благодарности и просоциального поведения (альтруизм) могут физически изменять структуру мозга (например, увеличивать объем серого вещества в префронтальной коре), повышая «базовый уровень» счастья.
Таким образом, счастье — это не статичное состояние, а динамический электрохимический процесс, на который можно влиять через поведение и образ мыслей.
Что касается такой науки, как экономика, то она отошла от представления, что полезность и счастье прямо и линейно зависят от дохода [1]. Экономисты признают ключевую роль качества институтов (низкий уровень коррупции, верховенство права), социального капитала (доверие) и свободы выбора. Экономика счастья возникло как отдельное направление, использующее данные опросов о субъективном благополучии для оценки эффективности государственной политики, выходящей за рамки роста ВВП.
Для общества важнее не стимулировать бесконечный рост потребления, а создавать условия для развития нематериальных активов: здоровья, социальных связей, доверия и личной автономии.
Главный парадокс, выявляемый наукой: наш мозг и психика эволюционно не приспособлены для постоянного счастья. Однако понимание этих механизмов дает человеку инструменты для осознанного управления своим состоянием, а обществу — инструкцию для создания сред, максимально способствующих процветанию наибольшего числа людей.
Современные исследования счастья проводятся ООН, Всемирным банком, ОЭСР и другими организациями. Они измеряют счастье через субъективное благополучие, качество жизни и социальные показатели. Давайте их проанализируем.
Таблица 5 - Современные интерпретации счастья
|
Организация
|
Определение
|
Отчет
|
|
Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ)
|
Счастье
– это состояние психического и физического благополучия, а не просто
отсутствие болезней. Счастье невозможно без: психического здоровья, доступа к
медобслуживанию, отсутствия хронического стресса.
|
Отчет
ВОЗ о психическом здоровье (WHO Mental Health Report)
|
|
ООН
|
Счастье
— это субъективное благополучие, измеряемое через уровень жизни, социальную
поддержку, свободу выбора, щедрость и отсутствие коррупции.
6 факторов счастья (по ООН): - ВВП на душу населения, - социальная поддержка, - ожидаемая продолжительность жизни, - свобода выбора, - щедрость (волонтерство, благотворительность), - уровень коррупции. |
Всемирный доклад
о счастье
|
|
ОЭСР
|
Счастье
— это баланс между материальным благополучием и качеством социальных условий:
доход и занятость, жилье, здоровье, образование, экология, Work-life
balance.
|
Индекс лучшей жизни (Better
Life Index)
|
|
Всемирный
банк
|
Счастье
коррелирует с: доверием в обществе, участием в локальных сообществах, доступом
к инфраструктуре (транспорт, интернет).
|
Социальный
капитал и счастье (Social
Capital and Happiness)
|
|
Gallup
|
Счастье
— это ежедневный опыт: улыбки, смех (положительные эмоции), чувство уважения,
отсутствие боли, стресса, гнева. Топ-3 «счастливых» стран по Gallup: Парагвай
(социальные связи), Панама (климат, низкий стресс), Гватемала (семейные
ценности).
|
Отчет
Gallup о глобальных эмоциях (Gallup Global Emotions Report)
|
Подходы ключевых международных организаций к концепции счастья демонстрируют системный сдвиг от исключительно экономических показателей развития к комплексной модели благополучия. Счастье перестало рассматриваться как абстрактная философская категория и стало измеряемым параметром государственной политики.
Международные организации критикуют Валовой внутренний продукт (ВВП) как недостаточный индикатор развития. Всемирный банк и ООН подчеркивают, что экономический рост не автоматически ведет к улучшению качества жизни. В ответ сформировалась новая парадигма:
- концепция «Валового национального счастья» (Бутан) повлияла на глобальный дискурс;
- индекс человеческого развития (ИЧР) ООН (долголетие, образование, доход) стал первым шагом к комплексной оценке;
- рекомендация ОЭСР и ООН использовать Индекс лучшей жизни и аналоги, учитывающие баланс работы и жизни, качество среды, социальные связи.
Под эгидой ООН ежегодно публикуется Доклад о мировом счастье (World Happiness Report), который ранжирует страны по уровню счастья. Его методология основана на шести ключевых переменных:
1. ВВП на душу населения (экономический фактор).
2. Социальная поддержка (наличие друзей и родственников, на которых можно положиться).
3. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни (интеграция данных ВОЗ).
4. Свобода жизненного выбора.
5. Щедрость (пожертвования на благотворительность).
6. Восприятие коррупции (уровень доверия к правительству и бизнесу).
Этот индекс подтверждает, что счастье многомерно и не сводится к богатству.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вносит критически важный компонент в дискуссию: не может быть благополучия без психического здоровья. ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Депрессия и тревожные расстройства признаны одними из основных причин снижения качества жизни и продуктивности глобально. Это делает инвестиции в психическое здоровье и доступ к нему не просто медицинской, но и экономической и социальной задачей государств.
Отчеты Всемирного банка и ООН единогласно выделяют социальный капитал — доверие, нормы взаимопомощи и сети социальных связей — как один из самых важных и устойчивых предикторов счастья. Страны с высоким уровнем доверия к институтам и между гражданами занимают верхние строчки в рейтингах счастья (например, скандинавские страны). Социальное неравенство (как экономическое, так и в доступе к возможностям) напрямую коррелирует с низким уровнем счастья и социальной напряженностью.
Концепция счастья в интерпретации ООН неразрывно связана с Целями устойчивого развития (ЦУР). Благополучие «сегодня» не должно достигаться за счет благополучия «завтра». Это включает экологическую устойчивость, справедливое распределение ресурсов и инвестиции в человеческий капитал (здравоохранение, образование). Экологическая тревожность признается фактором, снижающим субъективное благополучие молодежи.
Можно определить ключевой тренд — использование данных о благополучии для разработки государственной политики. Правительства Новой Зеландии, ОАЭ, Исландии используют «бюджетирование, ориентированное на благополучие», перераспределяя ресурсы в здравоохранение, психическое здоровье, борьбу с одиночеством и экологию. Всемирный банк рекомендует странам развивать национальные системы оценки благополучия для более эффективного планирования.
Согласно отчетам международных организаций, современная концепция счастья — это синтез экономических, социальных, экологических и здоровьеориентированных политик. Это больше не личная проблема, а общественный договор и показатель эффективности государства.
Счастье (благополучие) определяется как многомерное состояние общества, характеризующееся экономической стабильностью, высоким уровнем доверия и социальной поддержки, физическим и психическим здоровьем граждан, личными свободами и устойчивой окружающей средой, что в совокупности позволяет людям реализовывать свой потенциал.
Таким образом, глобальные институты делегитимизировали идею о том, что «рынок всё расставит по местам». Они утверждают, что целенаправленные инвестиции в «мягкие» активы — доверие, психическое здоровье, сообщества и природу — являются не затратами, а основой для устойчивого развития и процветания наций в XXI веке.
Современные исследования счастья во многом являются диалогом и развитием идей, заложенных древними философами, но подкрепленных данными и научным методом.
Заключение
Политика, направленная на повышение качества жизни (инвестиции в здравоохранение, образование, борьба с неравенством, создание комфортной городской среды), — это не просто «социалка», а стратегическая инвестиция в долгосрочную стабильность и устойчивость страны.
Продуктивность и социальная стабильность напрямую связаны:
1. Высокая продуктивность бизнеса ведет к экономическому росту, повышению налоговых поступлений, которые государство может направить на социальные программы, инфраструктуру и здравоохранение, что повышает социальную стабильность.
2. Высокая социальная стабильность создает предсказуемые и благоприятные условия для ведения бизнеса, привлекает инвестиции, позволяет компаниям долгосрочно планировать и, как следствие, повышать продуктивность.
Счастье является тем самым катализатором, который запускает и усиливает этот виртуальный цикл:
|
Счастливый
человек → Продуктивный сотрудник → Успешная компания → Сильная экономика →
Социально стабильное государство → Условия для реализации и счастья человека.
|
В дальнейшем будет исследована связь благополучия и экономического роста: прямые и опосредованные эффекты. А также почему в современном мире счастье — не роскошь, а условие конкурентоспособности. Экономика счастья превращается из маргинальной области в центральную, предлагающую новые инструменты для ответа на самые насущные вызовы XXI века.
[1] Парадокс Истерлина: после достижения определенного уровня дохода, обеспечивающего базовые потребности (примерно 20000-30000 долл. в год в США), дальнейший его рост слабо коррелирует с ростом счастья. На первый план выходят относительные доходы (сравнение себя с другими) и адаптация (гедонистическая беговая дорожка).
Источники:
2. Адам Смит. Беккариа и Бентам. Джон Милль Прудон. Ротшильды : Биогр. повествования. - Челябинск: Урал, 1998. – 506 c.
3. Аксёнова А.А. Понятие объекта у Фреге, Гуссерля и Витгенштейна. / В книге: Людвиг Витгенштейн: pro et contra. - СПб.: Издательство: РХГА, 2017. – 817-823 c.
4. Алексеев С.А., Никитина Т.Н. Методологические принципы социологического исследования представлений молодежи о счастье // Вестник экономики, права и социологии. – 2024. – № 3. – c. 170-176. – doi: 10.24412/1998-5533-2024-3-170-176.
5. Антонова Н.Л., Абрамова С.Б. Уровень жизни как индикатор «движения» к счастью // Уровень жизни населения регионов России. – 2025. – № 1. – c. 112-126. – doi: 10.52180/1999-9836_2025_21_1_8_112_126.
6. Аристотель Политика. - М.: АСТ, 2022. – 157 c.
7. Бандуровский К.В. Фома Аквинский. / В книге: Новая философская энциклопедия2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010.
8. Бердяев Н.А. Сартр и судьба экзистенциализма. / В книге: Истина и откровение: Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 1996. – 384 c.
9. Браун Н.Дж.Л., Сокал А.Д., Фридман Х.Л. Сложная динамика желаемого за действительное: критический коэффициент позитивности // American Psychologist. – 2013.
10. Булкина Н.А. О феномене счастья: обзор зарубежных и отечественных исследований // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 5. – c. 18.
11. Михай Чиксентмихайи В поисках потока: Психология включенности в повседневность. / Перевод с английского. - М.: Альпина нонфикшн, 2011. – 194 c.
12. Гусев Д.А. Социальные предпосылки зарождения античного скептицизма и специфика стоической теории познания // Философская мысль. – 2015. – № 1. – c. 148-191. – doi: 10.7256/2409-8728.2015.1.14316.
13. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. - М.: АСТ, 2013. – 625 c.
14. Карапетова А.В. Научные представления о счастье // Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации (шифр -МКАА): Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. – c. 67-71.
15. Комарова А.А., Завельская И.М. Счастье как социально-экономический конструкт: между качеством жизни и финансовым положением // Альманах Крым. – 2023. – № 40. – c. 83-90.
16. Королева М.Н. Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 2013. – 164 c.
17. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. / Монография. - СПб.: Русский остров, 2005. – 786 c.
18. Мартин Селигман В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 322 c.
19. Нишнианидзе О.О., Сергеева А.О., Черкашин М.Д. Счастье как социальный феномен // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2018. – № 4(29). – c. 282-292.
20. О природе блага против манихеев. Против ниспровергателей Закона и Пророков. Против послания манихея по имени Фундамент. / Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. - М., 1998. – 147-208 c.
21. Роберт Зарецки Жизнь, которую стоит прожить. Альбер Камю и поиски смысла. - М.: Individuum, 2024. – 224 c.
22. Рудакова С.В., Регеци И. К вопросу изучения феномена счастья // Libri Magistri. – 2020. – № 3(13). – c. 49-75.
23. Румянцева Т.Г. Немецкий идеализм: от Канта до Гегеля. / Учебное пособие. - Минск: Вышэйная школа, 2015. – 271 c.
24. Шахнович М.М. Парадоксы теологии Эпикура. / Монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 7,55(152) c.
25. Шевченко О.К., Передерий С.Н. К вопросу о специфике перевода на русский язык произведения Russell B. Power: a New social Analysis // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2021. – № 3. – c. 182-187. – doi: 10.37279/2413-1695-2021-7-3-182-187.
26. Элленбергер Г. Философия природы и романтическая философия. / Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. - М.: Академический проект, 2018. – 258-260 c.
27. Diener Ed. Subjective well-being: The Science of Happiness and a Proposal for a National Index // American Psychologist. – 2000. – № 1. – p. 34-43.
28. Robertson Donald Stoicism and the Art of Happiness. - Great Britain: John Murray, 2018.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:42:02
Download PDF | Downloads: 5
The evolution of happiness concepts: from an abstract philosophical category to a new paradigm of economic development
Korosteleva V.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article not only describes the historical transformation of the concepts of happiness but also offers a key to understanding fundamental shifts in the very paradigm of human development in the 21st century. The article answers the pressing question: "What is replacing a society of consumption and endless economic growth?" The answer being explored is a society striving for sustainable and meaningful well—being, where happiness becomes the new measure of all things. A successful economy of the 21st century is not one that maximizes GDP, but one that effectively converts economic growth into sustainable human well—being. Conversely, a high level of well-being creates an environment in which economic growth, innovation, and stability arise naturally. Thus, happiness has undergone a complete transformation: from an abstract goal of human existence, it has become a concrete tool and indicator of the effectiveness of this existence in the modern world. The article is of interest to researchers, practical economists, political analysts, and academic staff.
Keywords: happiness, well-being, GDP, economic growth
JEL-classification: F43, F40, I31
References:
On the nature of the good versus the Manichaeans. Against the subverters of the Law and the Prophets. Against the message of Manichaeus called the Foundation (1998). M..
Abramova S.B. (2024). Delayed happiness in the face of transformational challenges: generational models M.: Rossiyskiy nauchnyy fond.
Adam Smit. Bekkaria i Bentam. Dzhon Mill (1998). Proudhon. The Rothschilds: Biography narratives Chelyabinsk: Ural.
Aksyonova A.A. (2017). The concept of object in the works of G. Frege, E. Husserl and l. Wittgenstein SPb.: Izdatelstvo: RKhGA.
Alekseev S.A., Nikitina T.N. (2024). Methodological principles of sociological research into youth's ideas about happiness. The Review of Economy, the Law and Sociology. (3). 170-176. doi: 10.24412/1998-5533-2024-3-170-176.
Antonova N.L., Abramova S.B. (2025). Standard of living as an indicator of «movement» towards happiness. Living standards of the population of Russian regions. 21 (1). 112-126. doi: 10.52180/1999-9836_2025_21_1_8_112_126.
Aristotel (2022). Politics M.: AST.
Bandurovskiy K.V. (2010). Thomas Aquinas M.: Mysl.
Berdyaev N.A. (1996). Sartre and the Fate of Existentialism SPb.: Izdatelstvo Russkogo khristianskogo gumanitarnogo instituta.
Braun N.Dzh.L., Sokal A.D., Fridman Kh.L. (2013). Complex dynamics of wishful thinking: a critical coefficient of positivity. American Psychologist.
Bulkina N.A. (2020). About happiness: a review of foreign and domestic researches. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 8 (5). 18.
Diener Ed. (2000). Subjective well-being: The Science of Happiness and a Proposal for a National Index American Psychologist. 55 (1). 34-43.
Ellenberger G. (2018). Philosophy of nature and romantic philosophy M.: Akademicheskiy proekt.
Gusev D.A. (2015). The social background of the origin of ancient skepticism and the specifics of the Stoic theory of knowledge. Filosofskaya mysl. (1). 148-191. doi: 10.7256/2409-8728.2015.1.14316.
Kaneman D. (2013). Thinking, Fast and Slow M.: AST.
Karapetova A.V. (2024). Scientific ideas about happiness Current aspects of the development of science and society in the era of digital transformation. 67-71.
Komarova A.A., Zavelskaya I.M. (2023). Happiness as a socio-economic construct: between the quality of life and financial situation. Almanakh Krym. (40). 83-90.
Koroleva M.N. (2013). Happiness as a socio-cultural phenomenon (sociological analysis) M..
Markov B.V. (2005). Man, the State and God in Nietzsche's Philosophy SPb.: Russkiy ostrov.
Martin Seligman (2010). In search of happiness. How to enjoy life every day M.: Mann, Ivanov i Ferber.
Mikhay Chiksentmikhayi (2011). In Search of Flow: The Psychology of Inclusion in Everyday Life M.: Alpina nonfikshn.
Nishnianidze O.O., Sergeeva A.O., Cherkashin M.D. (2018). Happiness as a social phenomenon. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 8 (4(29)). 282-292.
Robert Zaretski (2024). A life worth living. Albert Camus and the Search for Meaning M.: Individuum.
Robertson Donald (2018). Stoicism and the Art of Happiness Great Britain: John Murray.
Rudakova S.V., Regetsi I. (2020). On studying the phenomenon of happiness. Libri Magistri. (3(13)). 49-75.
Rumyantseva T.G. (2015). German Idealism: from Kant to Hegel Minsk: Vysheynaya shkola.
Shakhnovich M.M. (2000). The Paradoxes of Epicurus' Theology Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo.
Shevchenko O.K., Perederiy S.N. (2021). On the question of the specifics of translation into Russian. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kulturologiya. 7 (3). 182-187. doi: 10.37279/2413-1695-2021-7-3-182-187.
