Сравнительный анализ важнейших макроэкономических показателей стран Центральной Азии

Хазраткулова Л.Н.1
1 University of Management and Future Technologies

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена сравнительному анализу ключевых макроэкономических индикаторов стран Центральной Азии, включая Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Целью исследования является выявление структурных сходств и различий в уровне экономического развития, динамике валового внутреннего продукта, инфляции, занятости, внешней торговле и инвестиционной привлекательности. На основе официальной статистики и международных баз данных проанализированы изменения за последние годы, определены факторы, влияющие на экономическую устойчивость региона. В работе акцентируется внимание на институциональных и ресурсных особенностях, а также на вызовах, стоящих перед государствами в условиях глобальной нестабильности

Ключевые слова: макроэкономические показатели, ВВП, инфляция, занятость, внешняя торговля, инвестиции, уровень жизни населения

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Современная экономическая ситуация в мире требует от государств не только устойчивого экономического развития, но и тесного регионального сотрудничества, особенно в таких стратегически важных регионах, как Центральная Азия. Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан - государства, обладающие значительным природным, трудовым и геоэкономическим потенциалом, - в последние годы демонстрируют разнонаправленные макроэкономические тенденции, обусловленные как внутренними реформами, так и внешнеэкономической конъюнктурой.

Анализ ключевых макроэкономических показателей этих стран позволяет не только оценить эффективность их экономической политики, но и выявить потенциал для интеграции, устойчивости к внешним шокам и достижения целей устойчивого роста. В условиях трансформации глобальной экономики и нарастания геополитической турбулентности особенно актуальными становятся вопросы сопоставления темпов экономического роста, уровня инфляции, состояния госбюджетов, внешней торговли и инвестиционной активности.

Настоящая статья направлена на проведение сравнительного анализа важнейших макроэкономических индикаторов стран Центральной Азии с целью выявления сходств, различий и ключевых направлений их социально-экономического развития. Результаты анализа предлагается использовать в качестве основы для обоснования политик регионального сотрудничества и формирования сбалансированных стратегий экономической интеграции.

Вопросы устойчивого экономического развития и совершенствования макроэкономической политики в странах Центральной Азии отражены в работах ряда современных отечественных и зарубежных исследователей.

По мнению Дуйшеева Ж.А. и его соавторов, «за последние тридцать лет страны Центральной Азии прошли сложный путь трансформации от централизованно управляемой экономики к рыночным моделям. Этот переход сопровождался не только структурными реформами, но и необходимостью адаптации к глобальным экономическим трендам. Казахстан и Узбекистан, обладающие значительными запасами природных ресурсов, используют их в качестве драйвера экономического роста, тогда как Кыргызстан и Таджикистан продолжают оставаться в высокой зависимости от внешних трансфертов и аграрного сектора» [10].

Авторы подчёркивают, что регион подошёл к точке, требующей качественного изменения модели роста. Преобладание сырьевой ориентации экономики в долгосрочной перспективе чревато уязвимостью к внешним шокам и падению конкурентоспособности. В этой связи, по нашему мнению, особую актуальность приобретает не только диверсификация экономики, но и повышение институционального качества управления, что станет фундаментом для устойчивого роста и повышения благосостояния населения. Развитие регионального сотрудничества, технологическое обновление и модернизация инфраструктуры представляют собой важнейшие векторы будущего развития. Центральноазиатские страны обладают значительным потенциалом, однако его реализация возможна лишь при условии проведения скоординированной и дальновидной макроэкономической политики, сочетающей внутреннюю стабильность и внешнюю открытость.

Моммыев А. и Аннаев А. указывают, что, несмотря на отдельные достижения, страны Центральной Азии по-прежнему сталкиваются с рядом общих экономических проблем: «экономики региона сохраняют зависимость от добычи и экспорта сырьевых ресурсов, что делает их уязвимыми к колебаниям мировых цен и затрудняет устойчивое развитие; диверсификация хозяйства осуществляется медленно: требуется развитие промышленности, цифровых технологий и сервисных отраслей, что требует институциональных реформ и инвестиций; остро стоит задача модернизации инфраструктуры, включая транспорт, энергетику и цифровую сферу, что напрямую влияет на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность; актуальны социальные и экологические вызовы - от бедности и миграции до деградации земель и нехватки водных ресурсов» [15]. На наш взгляд, устойчивое будущее региона требует преодоления сырьевой зависимости, усиления регионального сотрудничества, инвестиций в человеческий капитал и формирования единого экономического пространства, способного адаптироваться к глобальным вызовам.

Федяшева Г.Ч.-б указывает, что «эффективное противодействие гибридным угрозам в Центральной Азии невозможно без расширения взаимовыгодных экономических связей и углубления интеграционных процессов. Укрепление производственных и торгово-инвестиционных отношений между странами региона рассматривается ею как стратегический вектор устойчивого развития, способствующий повышению региональной стабильности и безопасности» [19]. На наш взгляд, особое значение приобретает активизация международного взаимодействия Узбекистана на основе гибких форматов двух- и многостороннего сотрудничества. Реализация совместных инвестиционных программ, направленных на создание современных производств, внедрение инновационных технологий и развитие трансграничной инфраструктуры, позволит не только усилить экономическую взаимозависимость, но и сформировать устойчивую архитектуру регионального партнерства. Кроме того, участие в международных научно-технических организациях открывает возможности для обмена передовыми знаниями и синергии интеллектуальных ресурсов, что особенно важно в условиях быстро меняющейся глобальной повестки.

По мнению Зиядуллаева Н.С., «в Центральной Азии (ЦА) сформировалась благоприятная политическая и экономическая среда, способствующая превращению региона в устойчивое, процветающее и стратегически важное для финансовых вложений пространство. Историко-культурная близость народов ЦА создаёт прочную основу для расширения кооперационных связей и углубления экономического взаимодействия» [12].

Особое внимание Зиядуллаев Н.С. уделяет Узбекистану, где за последние годы удалось сформировать современную институциональную инфраструктуру, обеспечившую позитивную динамику ключевых макроэкономических показателей. В рамках Стратегии «Узбекистан - 2030» заложены амбициозные ориентиры, реализуемые на фоне улучшения делового климата и системных реформ [17]. С нашей точки зрения, устойчивость достигнутых успехов во многом будет зависеть от продолжения регионального взаимодействия, углубления цифровизации экономики, развития инфраструктурной взаимосвязанности и координации мер по преодолению глобальных вызовов.

Согласно мнению Умаровой Ш.А., «экономика стран Центральной Азии в настоящее время переживает качественные преобразования, обусловленные как активной реализацией внутренних реформ, так и воздействием внешнеэкономических факторов. Региональные государства демонстрируют стремление к переходу от сырьевой зависимости к более устойчивым моделям развития, ориентированным на технологическую модернизацию, диверсификацию отраслевой структуры и повышение уровня благосостояния населения» [18]. С нашей точки зрения, особую значимость в этом процессе приобретает синхронизация национальных стратегий с целями устойчивого развития, а также развитие человеческого капитала, цифровой трансформации и инфраструктурной связанности региона. Такой подход позволит обеспечить адаптивность экономик ЦА к глобальным вызовам и ускорить процесс их интеграции в мировую экономику.

Основная часть

Центральная Азия является одной из древнейших мировых цивилизаций, чьё экономико-культурное развитие на протяжении веков было тесно связано с функционированием Великого Шёлкового пути - крупнейшей торговой артерии, которая с III века до н.э. до XVII века играла ключевую роль в международной коммерции и межцивилизационном взаимодействии. Как указывали мыслители древности, «экономический прогресс и социальная активизация всегда следовали за торговыми маршрутами» [6].

Новый виток интереса к региону начался с начала 1990-х годов, после распада СССР, когда Центральная Азия вновь стала стратегическим полем для реализации интересов ведущих глобальных и региональных держав. Это обусловило расширение форматов международного взаимодействия. «Сегодня страны Центральной Азии активно участвуют в деятельности более чем 120 международных и региональных структур, включая ООН, ШОС, СНГ, ОЭС, ОИС, ОТГ, Международный фонд спасения Арала и другие институты, формируя сложную архитектуру дипломатических и экономических связей. Установлены прочные каналы сотрудничества с ведущими мировыми державами, международными финансовыми организациями и Всемирной торговой организацией» [13].

Несмотря на возрастающее стратегическое значение региона и наличие значительных ресурсов, ни одно из государств Центральной Азии пока не достигло уровня экономического развития, сопоставимого с развитыми странами мира. Потенциал региональной интеграции остаётся значительно выше степени его реализации. В частности, актуализируется работа над формированием единого туристического пространства, запуском кросс-граничных кластеров и созданием брендированного имиджа региона как туристического и культурного центра.

На фоне глобальной геополитической турбулентности, усиления климатических рисков и усиленной конкуренции за привлечение международных инвестиций, страны Центральной Азии сталкиваются с необходимостью ускоренного продвижения интеграционных процессов, углубления межгосударственных расчётов в национальных валютах, расширения производственной кооперации и технологического партнёрства. Одним из приоритетных направлений становится создание устойчивых механизмов региональной взаимосвязанности, которые позволят консолидировать наиболее готовые к инновационному и институциональному прорыву государства региона.

Экспертное сообщество Евразийского банка развития (ЕАБР) подчёркивает, что «устойчивое развитие стран Центральной Азии напрямую зависит от сбалансированной политики по привлечению внешнего финансирования. Особый акцент делается на необходимость углубления регионального взаимодействия и укрепления добрососедских отношений, а также на важности реализации совместных программ в партнёрстве с международными организациями и институтами развития. Одним из ключевых направлений должно стать активное стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики при параллельном задействовании внутренних сбережений» [11].

Аналитики ЕАБР отмечают, что несмотря на достигнутые успехи в макроэкономической стабилизации и реформировании институциональной среды, в регионе сохраняется ряд системных ограничений, тормозящих устойчивое социально-экономическое развитие. Основными остаются высокая зависимость от экспорта сырьевых ресурсов и объёмов трансграничных денежных переводов трудовых мигрантов. К дополнительным барьерам относятся институциональные дефициты, логистические узкие места в транспортной инфраструктуре, нестабильность торгово-экономических отношений внутри региона, а также социальные и макроэкономические риски.

В долгосрочной перспективе перед странами Центральной Азии стоят четыре ключевых структурных вызова: отсутствие прямого выхода к морю, значительная зависимость от сырьевых отраслей и ограниченность развития финансовых институтов, дисбалансы в водно-энергетической сфере, а также растущие последствия климатических изменений (табл. 1). По мнению аналитиков ЕАБР, эффективное преодоление этих вызовов возможно лишь при скоординированных действиях стран региона.

Таблица 1

Структурные вызовы и инструменты их преодоления

Вызовы
Цели
Инструменты
Отсутствие выхода к морю
Устойчивое развитие торговли и производства
Развитие транспортной инфраструктуры, транспортно-логистических услуг
Упрощение и гармонизация процедур торговли и транзита
Цифровизация документов и торговых процедур
Поддержка конкуренции в транспорте и логистике
Ресурсная зависимость и низкий уровень финансового развития
Снижение зависимости от ценовых шоков на сырьевых рынках и перечислений трудовых мигрантов, развитие финансового рынка
Улучшение инвестиционного и делового климата
Развитие региональных и кооперационных связей
Расширение доступности и ассортимента банковских, страховых, инвестиционных услуг
Интеграция в мировой финансовый рынок
Климатические изменения
Снижение климатических рисков, вклад в решение глобальной климатической проблемы
Внедрение низкоуглеродных технологий
Развитие «зеленой» энергетики
Эффективная переработка отходов
Повышение экологической ответственности граждан и предприятий
Рассогласованность в водно-энергетической сфере
Обеспечение водно-энергетической безопасности, снижение стоимости электроэнергии
Усиление согласованности действий
Сотрудничество в области передачи электроэнергии
Развитие инфраструктуры
Модернизация систем орошения
Источник: Составлено автором по [11].

Особую важность приобретает сотрудничество в энергетике и управлении водными ресурсами, учитывая взаимозависимость стран региона в рамках трансграничных речных бассейнов и рост энергетического спроса. Не менее актуальной задачей остаётся развитие транспортной связности и инфраструктурной интеграции. Устранение существующих логистических барьеров создаст благоприятные условия для расширения производственного потенциала, улучшения товарной диверсификации, укрепления межрегионального партнёрства и привлечения долгосрочных инвестиций.

Учитывая различия в ресурсной базе, уровне экономического развития и институциональной зрелости, рассмотрим особенности каждой из стран Центральной Азии в контексте их вклада и потенциала в достижении устойчивого роста и региональной интеграции.

Казахстан - крупнейшее государство Центральной Азии и одновременно самая большая страна в мире, не имеющая выхода к морю. Его территория занимает девятое место в мировом рейтинге по площади, что подчёркивает его геостратегическое значение в регионе [1]. При этом страна остаётся слабо заселённой: «плотность населения составляет около 7,4 человека на квадратный километр при численности населения, превышающей 20 миллионов человек» [5]. Географическое положение Казахстана, на стыке границ с Российской Федерацией, Китаем и странами Центральной Азии, придаёт ему стратегическое значение в рамках инициативы развития «Среднего коридора», соединяющего восточные и западные рынки через Евразийский континент.

Переход к рыночной модели экономики в 1990-е годы сопровождался значительными инвестициями в нефтегазовый сектор, что обеспечило Казахстану статус страны с доходом выше среднего. Однако институциональное и структурное реформирование экономики не было завершено в полной мере. Сегодня экономический ландшафт Казахстана всё ещё определяется высоким уровнем зависимости от добычи и экспорта невозобновляемых природных ресурсов - нефти, газа, урана, угля и цветных металлов. Эта ресурсная модель ограничивает возможности для масштабной экономической диверсификации и препятствует росту производительности труда [14].

В контексте национальной стратегии развития Казахстан поставил цель удвоить объём валового внутреннего продукта к 2030 году по сравнению с 2023 годом [5]. Для достижения этого амбициозного рубежа потребуется реализация системных преобразований: снижение доли государственного регулирования в экономике, усиление конкуренции, развитие человеческого капитала, масштабные инвестиции в инфраструктурные проекты, а также активное продвижение низкоуглеродных технологий. Комплекс этих мер призван обеспечить устойчивость национальной экономики, её адаптацию к глобальным климатическим и технологическим вызовам и повышение конкурентоспособности на международной арене.

В последние годы Узбекистан демонстрирует активную политику в сфере социально-экономических преобразований. Стартовав с 2017 года, курс реформ охватил ключевые сферы национальной экономики - была запущена либерализация рынков, оптимизирована регуляторная среда, созданы предпосылки для активизации частного предпринимательства [9]. «В условиях устойчивого среднегодового роста ВВП на уровне 5,3%, страна вошла в число лидеров по темпам проведения реформ среди государств с доходами ниже среднего уровня, что обеспечило значительное ускорение экономической динамики. Несмотря на достигнутые успехи, сохранение низких темпов прироста занятости - в среднем 1,1% в год при росте численности населения на уровне около 2% - создает структурные вызовы. Прогнозируемое ежегодное увеличение трудоспособного населения в размере 250 тыс. человек требует комплексного подхода к формированию новых рабочих мест, стимулирующих рост благосостояния» [11].

Для достижения инклюзивного и устойчивого экономического роста Узбекистану предстоит углубить институциональные и рыночные реформы. Приоритетными направлениями остаются: сокращение доминирующей роли государства в экономике, создание конкурентной среды, стимулирование экспорта, расширение доступа к инвестиционным ресурсам и совершенствование условий ведения бизнеса. Особое значение приобретает развитие человеческого капитала через модернизацию системы профессионального образования и подготовки кадров, ориентированных на потребности новой экономики. Принятая в 2023 году долгосрочная стратегия «Узбекистан-2030» отражает стремление страны к переходу в категорию государств с уровнем доходов выше среднего. Среди ключевых ориентиров документа - «устойчивое развитие, расширение человеческого потенциала, укрепление институтов, развитие «зеленой» экономики, совершенствование государственных услуг и повышение качества жизни» [17].

Всемирный банк продолжает оказывать поддержку Узбекистану в реализации масштабной программы трансформации, направленной на достижение макроэкономической устойчивости, инклюзивного роста и повышения эффективности государственного управления.

Кыргызская Республика относится к числу государств с уровнем дохода ниже среднего и не имеет выхода к морю, что накладывает определённые ограничения на торговую активность и транспортную связанность. Вместе с тем страна располагает значительными природными ресурсами и демонстрирует высокий потенциал в таких отраслях, как гидроэнергетика, аграрное производство и туристическая индустрия. Особенно перспективным направлением является развитие возобновляемой энергетики, учитывая богатые водные ресурсы республики [8].

«С момента обретения независимости в 1991 году страна прошла через серию политических кризисов, включая смену президентов в 2005, 2010 и 2020 годах. Лишь с 2021 года политическая обстановка начала стабилизироваться. Реформирование системы государственного управления завершилось переходом к усиленной президентской форме правления, а состоявшиеся в ноябре 2021 года парламентские выборы стали важным шагом на пути политической консолидации» [20].

Для обеспечения устойчивого экономического развития Кыргызская Республика нуждается в структурных преобразованиях, ориентированных на создание благоприятного инвестиционного климата, расширение участия в международной торговле и интенсификацию программ по внедрению экологически чистых источников энергии. Повышение инвестиционной привлекательности и диверсификация экономики являются ключевыми условиями для снижения внешней зависимости и создания новых точек роста [7]. При грамотной реализации этих приоритетов страна может добиться существенного повышения уровня жизни населения и устойчивости к глобальным экономическим вызовам.

Экономика Таджикистана на протяжении последнего десятилетия демонстрирует устойчивую динамику роста, во многом опираясь на внешние денежные поступления и активное потребление. Улучшение макроэкономических условий, повышение доходов населения и трансграничные переводы способствовали сокращению масштабов бедности и улучшению базовых социальных индикаторов. Несмотря на позитивные изменения, сохраняется ряд структурных ограничений, препятствующих переходу к более сбалансированной модели развития [21].

«Ключевым источником экономической активности остаются поступления от трудовой миграции, которые, с одной стороны, поддерживают уровень жизни, а с другой - формируют зависимость от внешней конъюнктуры. Недостаточная диверсификация экономики усиливает уязвимость страны к внешнеэкономическим шокам и усложняет достижение долгосрочной устойчивости. Отсутствие диверсифицированной производственной базы, наряду с повышенными долговыми рисками, создает вызовы для устойчивого развития» [16].

В то же время, как отмечают аналитики ЕАБР, Таджикистан располагает широкими возможностями для ускорения экономического роста. «Важными точками опоры выступают молодое трудоспособное население, сельскохозяйственный потенциал, перспективы развития возобновляемой энергетики и природно-ресурсного комплекса, а также улучшение логистики и туризма. Национальная стратегия социально-экономического развития предусматривает значительное увеличение внутренних доходов, что требует качественной трансформации экономической модели» [11]. Для реализации этих целей необходимы комплексные структурные реформы, направленные на стимулирование частных инвестиций, повышение эффективности финансовых и энергетических институтов, модернизацию инфраструктуры и расширение человеческого капитала, что позволит Таджикистану выйти на траекторию устойчивого и инклюзивного экономического развития.

Расположенный в центре Евразийского континента, Туркменистан входит в число стран с уровнем дохода выше среднего, при этом оставаясь одним из крупнейших в мире государств, не имеющих выхода к морю [2]. «Энергетический потенциал страны во многом определяет её экономический профиль: подтверждённые запасы природного газа и нефти формируют основу экспортной выручки и бюджетных доходов. Экономический рост последних лет опирался преимущественно на экспорт углеводородного сырья, что позволило достигнуть заметных успехов в макроэкономических показателях» [3].

Аналитики ЕАБР отмечают, что «структура экономики Туркменистана остаётся однобокой и уязвимой к внешним шокам. Сильная зависимость от сырьевого экспорта, централизованное государственное управление и преобладание государственных предприятий в хозяйственной системе ограничивают возможности для диверсификации и развития конкурентной среды. В этих условиях формирование полноценного частного сектора выступает одной из ключевых задач для обеспечения устойчивого роста» [9].

«Особое значение в республике имеет сельскохозяйственный сектор, обеспечивающий занятость значительной части населения, но сталкивающийся с хроническими проблемами низкой производительности, дефицита водных ресурсов и деградации почв. Эти вызовы усугубляются воздействием климатических изменений, включая рост температур и повышение засоленности земель, что требует внедрения адаптационных стратегий в аграрной политике» [2].

Для реализации стратегических задач Туркменистану необходимо продолжить институциональные реформы, направленные на «повышение прозрачности бюджетного процесса, развитие системы подотчётности, обеспечение доступа к макроэкономической информации и расширение диалога с международными финансовыми организациями [4]. Только комплексный подход, сочетающий управление природными ресурсами, институциональную модернизацию и поддержку частной инициативы, позволит стране устойчиво интегрироваться в глобальную экономику и обеспечить рост качества жизни населения» [11].

Рис. 1. Демографические показатели стран Центральноазиатского региона

Источник: Составлено автором по [11].

Анализ демографических показателей стран Центральноазиатского региона (рис. 1) свидетельствует о сходстве в показателях средней продолжительности жизни. Более высокая численность населения в отдельных странах оказывает значительное влияние на формирование социально-экономической политики, требует увеличения объёмов инвестиций в здравоохранение, образование и занятость. При этом уровень продолжительности жизни остаётся относительно стабильным в большинстве стран, что свидетельствует о схожих проблемах и успехах в области общественного здравоохранения и качества жизни. Наименее благоприятные значения в Таджикистане и Туркменистане указывают на наличие структурных вызовов, связанных с уровнем медицинского обслуживания, условиями труда, экологической ситуацией и социальными гарантиями.

Рис. 2. Макроэкономические показатели стран Центральноазиатского региона

Источник: Составлено автором по [11].

Анализ макроэкономических показателей свидетельствует о наличии существенных различий в экономическом потенциале стран Центральноазиатского региона. Казахстан уверенно лидирует как по совокупному объему ВВП, так и по уровню ВВП на душу населения, что свидетельствует о его относительно устойчивой и масштабной экономике, а также о более высоком уровне производительности и доходов населения. Узбекистан занимает второе место по абсолютному объему ВВП, однако его ВВП на душу населения значительно ниже, что связано с высокой численностью населения и недостаточной степенью диверсификации экономики. Туркменистан, обладая сравнительно небольшим населением и природными ресурсами, показывает неплохие результаты по ВВП на душу населения. Однако уровень прозрачности экономической системы и низкая диверсификация экспорта остаются сдерживающими факторами. Кроме того, высокий ВВП на душу населения Туркменистана формируется в условиях доминирования экспорта газа и нефти, что делает экономику уязвимой к внешним шокам и снижает инвестиционную привлекательность вне сырьевого сектора. В экономике Кыргызстана и Таджикистана наблюдается крайне низкий уровень как совокупного ВВП, так и ВВП на душу населения, что указывает на ограниченный масштаб экономики, низкую производительность и высокую зависимость от внешних источников дохода (денежных переводов и др.).

Рис. 3. Экспорт и импорт товаров в странах Центральноазиатского региона в 2024 г., млрд. долларов США

Источник: Составлено автором по [11].

Данные рисунка 3 позволяют провести анализ внешнеторговой активности стран Центральной Азии, включая соотношение объемов экспорта и импорта товаров в пяти государствах региона. Следует отметить наличие значительных различий в торговых стратегиях и структуре внешнеэкономических связей между странами региона:

¾ благодаря значительному превышению объема экспорта над импортом в Казахстане наблюдается положительное сальдо торгового баланса, что свидетельствует о высокой экспортной ориентированности экономики, в первую очередь за счет сырьевого сектора;

¾ Узбекистан, напротив, характеризуется отрицательным торговым сальдо: объем импорта почти в два раза превышает экспорт, указывая на высокую зависимость от внешних поставок и потребность в наращивании экспортного потенциала;

¾ Кыргызстан и Таджикистан также имеют отрицательное сальдо внешней торговли, причем в Таджикистане импорт почти в четыре раза превышает экспорт. Данный факт свидетельствует о слабом промышленном и экспортном потенциале, а также о высокой зависимости от импорта;

¾ В Туркменистане наблюдается положительное сальдо внешней торговли, что отражает экспортно-сырьевую специализацию страны, особенно в сфере поставок газа и нефтепродуктов.

Рис. 4. Уровень безработицы в странах Центральноазиатского региона в 2024 г., %

Источник: Составлено автором по [11].

На фоне относительной стабильности показателей в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане, где уровень безработицы варьируется в пределах от 3,7% до 4,6%, особенно выделяется Таджикистан (рис. 4). Его уровень безработицы (11,6%) значительно превышает средние показатели региона, что свидетельствует о наличии серьёзных структурных проблем на рынке труда. Такая ситуация обусловлена ограниченным доступом к формальной занятости, высокой долей трудовой миграции, а также недостаточной развитостью частного сектора и низкой инвестиционной активностью.

В то же время устойчивость уровня безработицы в остальных странах свидетельствует о более сбалансированной ситуации на рынке труда. Однако даже при относительной стабильности данные показатели не всегда отражают качество создаваемых рабочих мест, уровень заработной платы и доступ к достойной занятости, что требует дополнительного анализа.

Заключение

Анализ социально-экономической динамики стран Центральноазиатского региона позволяет сделать вывод о значительных различиях в уровнях развития, структуре экономик и качестве человеческого капитала. Несмотря на общие вызовы - такие как ограниченный доступ к внешним рынкам, климатические риски и зависимость от сырьевых секторов - страны региона демонстрируют разный уровень устойчивости. Казахстан и Узбекистан выступают в качестве экономических лидеров, обладая более крупными ВВП и развитой инфраструктурой, в то время как Таджикистан и Кыргызстан остаются уязвимыми к внешним шокам и характеризуются высокими уровнями бедности и безработицы.

Показатели демографии, занятости, внешней торговли и ВВП на душу населения указывают на необходимость более глубокого реформирования внутренней экономической политики и диверсификации источников роста. Неравномерное распределение внешнеэкономической активности, особенно по показателям экспорта и импорта, усиливает внешние дисбалансы и снижает устойчивость экономик региона.

Для устойчивого развития Центральной Азии необходим комплексный подход, включающий координацию региональной политики, усиление взаимной торговой интеграции, а также развитие совместной инфраструктуры - в том числе транспортной и энергетической. Приоритетным направлением должно стать повышение инвестиционной привлекательности через улучшение институциональной среды, прозрачности государственного управления и защиту прав инвесторов.

Особое внимание следует уделить развитию человеческого капитала: через реформу систем образования, профессиональной подготовки и занятости, с акцентом на цифровые и «зелёные» компетенции. Усиление роли частного сектора, снижение роли государства в экономике и расширение доступа к финансовым ресурсам должны стать важными инструментами для обеспечения долгосрочного и инклюзивного роста в регионе.


Источники:

1. Альмереков Н.А., Кашкимбаева К.Б. Экономика Казахстана: современное состояние, проблемы и пути решения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 12-1. – c. 27-32. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-kazahstana-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-puti-resheniya.
2. Аманназаров Д.А., Нурыев Х.Г. // Символ науки. – 2024. – № 11-1. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-turkmenistana-vyzovy-i-perspektivy.
3. Атаева А. Экономическое развитие Туркменистана: текущие тенденции и перспективы // Символ науки. – 2024. – № 12-1. – c. 30-32. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-razvitie-turkmenistana-tekuschie-tendentsii-i-perspektivy.
4. Аталиева Н.Г., Аннаева А. Д. Новый этап социально-экономических реформ Туркменистана // Молодой ученый. – 2023. – № 9. – c. 79-80. – url: https://moluch.ru/archive/456/100427/.
5. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/ru/ (дата обращения: 25.08.2025).
6. Вартанян Е.В. Формирование категории экономическая деятельность в трудах древних и средневековых мыслителей // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2016. – № 2. – c. 77-87. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kategorii-ekonomicheskaya-deyatelnost-v-trudah-drevnih-i-srednevekovyh-mysliteley.
7. Джаилова А.Д. Экономика Кыргызстана: потенциал развития в условиях углубления экономической интеграции // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 7. – c. 77-83. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-kyrgyzstana-potentsial-razvitiya-v-usloviyah-uglubleniya-ekonomicheskoy-integratsii.
8. Джаманкулов Б.С. Структурные изменения в экономике Кыргызстана // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 819-832. – doi: 10.18334/eo.9.2.40644.
9. Джураев Б.А. Развитие отраслей экономики Республики Узбекистан // Вестник науки и образования. – 2025. – № 7-2. – c. 26-32. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-otrasley-ekonomiki-respubliki-uzbekistan.
10. Дуйшеев Ж.А., Камчыбекова А.С., Тыныбеков Э.Н., Сохибов Ш.Ш., Дарманов М.С. Экономические тренды в странах Центральной Азии: анализ экономического роста, вызовов и возможностей. In The World Of Science and Education. 2025. №15 февраль ELB. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-trendy-v-stranah-tsentralnoy-azii-analiz-ekonomicheskogo-rosta-vyzovov-i-vozmozhnostey (дата обращения: 25.09.2025).
11. Евразийский банк развития ЕАБР. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/ekonomika-tsentralnoy-azii-novyy-vzglyad/ (дата обращения: 25.09.2025).
12. Зиядуллаев Н.С., Тростянский Д. В. Управление экономически несостоятельным предприятием // Экономика Центральной Азии. – 2002. – № 3. – c. 195-206. – doi: 10.18334/asia.8.3.121534.
13. Зиядуллаев Н.С. Стратегия внешнеэкономической деятельности Центральной Азии в меняющемся мире // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 6. – c. 31-45. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-tsentralnoy-azii-v-menyayuschemsya-mire.
14. Кувалин Д.Б., Борисов В.Н., Зинченко Ю.В., Лавриненко П.А. Экономика Казахстана: итоги непростого тридцатилетия // Развитие территорий. – 2022. – № 1. – c. 22-32. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-kazahstana-itogi-neprostogo-tridtsatiletiya.
15. Моммыев А., Аннаев А. Экономика Центральной Азии в современном времени: вызовы, тенденции и перспективы // Вестник науки. – 2025. – № 3. – c. 51-55. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-tsentralnoy-azii-v-sovremennom-vremeni-vyzovy-tendentsii-i-perspektivy.
16. Сархатов Р.И. Основные направления развития экономики Республики Таджикистан // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 4. – c. 91-96. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-ekonomiki-respubliki-tadzhikistan.
17. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-158 от 11.09.2023 г. «О Стратегии «Узбекистан-2030». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/uz/docs/6600404 (дата обращения: 25.06.2025).
18. Умарова Ш.А. Влияние трудовой миграции на экономический потенциал Республики Узбекистан // Ii международная научно-практическая конференция, приуроченная к празднованию года науки и технологий социально-экономическое и экологическое развитие приграничного региона: возможности и вызовы: Сборник трудов. Смоленск, 2021. – c. 76-80.
19. Федяшева Г.Ч. Современные реалии экономического сотрудничества стран Центральной Азии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: Материалы Третьей международной научно-практической конференции в рамках Общественно-научного форума "Здравствуй, Россия!". Том Выпуск 3. Часть 2. Отв. редактор В.И. Герасимов. Москва, 2020. – c. 410-414.– url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-realii-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-stran-tsentralnoy-azii.
20. Чотаев З. Политическое развитие Кыргызстана после событий 2010 года: перспективы парламентской формы правления // Центральная Азия и Кавказ. – 2013. – № 2. – c. 101-113. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskoe-razvitie-kyrgyzstana-posle-sobytiy-2010-goda-perspektivy-parlamentskoy-formy-pravleniya.
21. Шарипов Б.М., Холбобоев Ф.С., Назаров Д.Т. Экономика Таджикистана в условиях влияния внешних шоков // Финансово-экономический вестник. – 2022. – № 4-1. – c. 38-45. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-tadzhikistana-v-usloviyah-vliyaniya-vneshnih-shokov.

Страница обновлена: 04.10.2025 в 21:39:32

 

 

Comparative analysis of the most important macroeconomic indicators of Central Asian countries

Khazratkulova L.N.

Journal paper

Journal of Central Asia Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes key macroeconomic indicators of Central Asian countries, including Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Turkmenistan. The article aims to identify structural similarities and differences in the level of economic development, the dynamics of gross domestic product, inflation, employment, foreign trade and investment attractiveness. Based on official statistics and international databases, changes in recent years have been analyzed, and factors affecting the economic stability of the region have been identified. The article focuses on institutional and resource features, as well as the challenges facing states amid global instability.

Keywords: macroeconomic indicator, GDP, inflation, employment, foreign trade, investments, standard of living

JEL-classification: F52, H56, H12