О влиянии ESG-индексов и ESG-рейтингов на корпоративную экологическую культуру (на примере шумового воздействия от высокоскоростных магистралей)

Бородина Ж.В.1, Кузнецов А.В.2, Минина М.В.3
1 Октябрьская дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»
2 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
3 Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам формирования ESG-индексов и ESG-рейтингов и их влияния на экологическую корпоративную культуру. Акцентировано внимание на институте публичной нефинансовой отчетности о деятельности в области устойчивого развития железнодорожной отрасли. Рассмотрены случаи шумового загрязнения придомовой территории жилых домов при эксплуатации высокоскоростных магистралей. Отражены ценности ESG-культуры в области природоохранной деятельности. Проанализированы принципы ответственного ведения бизнеса. В качестве элемента статьи, имеющего признаки новизны, авторами предложено установить дополнительный обязательный ESG-показатель при формировании ESG-индексов и ESG-рейтингов национальной железнодорожной отрасли. Статья может быть полезна государственным служащим, предпринимателям, студентам, аспирантам, а также всем, кто занимается вопросами устойчивого развития железнодорожной отрасли

Ключевые слова: ESG-индексы, ESG-рейтинги, корпоративная культура, ESG-культура, публичная нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, санитарно-эпидемиологическое благополучие, шумовое загрязнение. Методологию статьи составляет междисциплинарный подход, основанный на взаимосвязи общей теории защиты прав и концепций корпоративной (организационной) культуры, рационально-прагматический подход, структурно-функциональный и системный методы

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Выход российских компаний на новые внешние рынки актуализирует востребованность повестки устойчивого развития [1] для нашей страны [2]. В России в последние два десятилетия пристальное внимание академического, экспертного, бизнес-сообщества, общественности сфокусировано на динамично развивающейся ESG-концепции (environment – окружающая среда, social – социальный, governance – управление (руководство)), которая находится на начальной стадии своего развития, внедряясь постепенно в финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта [6].

Как отмечают Ю.Р. Палькина и Т.В. Глухова, построение и развитие системы управления устойчивым развитием в любой организации связано не только с деятельностью отдельных подразделений, руководителей и сотрудников, но и с развитием корпоративной культуры [3], ориентированной на ответственное ведение бизнеса. При этом ESG-культура не ограничивается рамками политик и процедур, а охватывает ценности, убеждения, поведение, лидерство [9].

Н.Г. Сапожникова и М.В. Ткачева полагают, что корпоративная ответственность как составляющая корпоративной культуры охватывает различные аспекты, включающие в себя:

– экономическую ответственность (вести свою деятельность прибыльно, но при этом учитывать потребности всех заинтересованных сторон: акционеров, сотрудников, клиентов, общественность);

– экологическую ответственность (минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, внедряя устойчивые практики ресурсосбережения, рециклинга и восстановления энергии [4], предотвращения загрязнений [5]);

– социальную ответственность (заботу о благосостоянии сотрудников, соблюдение прав человека, участие в социальных проектах) [12].

ESG-культура предполагает раскрытие организациями нефинансовой информации, содержащей такие блоки, как:

- влияние на окружающую среду с помощью таких индикаторов как выбросы парниковых газов, потребление энергии и воды, управление отходами;

- взаимоотношения работника и руководителя, защита прав человека и социальные инвестиции;

- корпоративная ответственность в рамках противодействия коррупции и этики бизнеса [10];

- случаи нарушения природоохранного законодательства и налагаемые на организацию санкции [6].

В настоящее время 297 российских организаций добровольно взяли на себя обязательства перед обществом и зарегистрировались в Национальном Регистре нефинансовых отчетов. Отрасль транспорта, дорожного строительства и логистических услуг представляют 15 организаций, которые сдали 72 отчета: 6 экологических, 10 социальных отчетов, 26 интегрированных и 30 отчетов в области устойчивого развития. Больше всего отчетов в области устойчивого развития (10 из 30-ти) разместило ОАО «РЖД [7]», которое является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожных путей общего пользования, железнодорожных станций, устройств электроснабжения, сетей связи, системы сигнализации, централизации и блокировки [8]).

Для ОАО «РЖД» реализация проектов по строительству железных дорог на экологичных источниках энергии является главной целью деятельности в области «зеленого» финансирования и устойчивого развития [9]. В настоящее время в нашей стране реализуется федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» [10], направленный на решение задачи по созданию основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами [11]. Жизненный цикл объектов высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) должен предотвратить негативное воздействие на окружающую среду, обеспечить рациональное потребление материальных и энергетических ресурсов, максимальное использование нетрадиционных, возобновляемых и вторичных энергетических ресурсов, создать наиболее комфортные условия для человека и обеспечить наибольшую экономическую эффективность деятельности [12].

Вопросы о влиянии ESG-индексов и ESG-рейтингов на корпоративную экологическую культуру являлись предметом множественных исследований, в том числе, Д.В. Жатиковой, П.С. Щербаченко [2, С. 99–108], Ж.М. Корзоватых [4, С. 179-185], Н.А. Лазаревой, Е.А. Фурсовой, С.В. Волкова [6, С. 144-147], М.В. Мажориной [7, С. 185-198], Ю.Р. Палькиной, Т.В. Глуховой [9, С. 68-76], И.Н. Ткаченко, Е.Н. Тумилевич [13, С. 64-84] и других.

Авторами статьи выявлена проблема необъективности ESG-индексов и ESG-рейтингов в области устойчивого развития железнодорожной отрасли, что актуализирует научный поиск подходов к решению задачи повышения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Целью настоящего исследования является анализ вопросов, связанных с процессом формирования позитивной корпоративной культуры железнодорожных организаций в области устойчивого развития, и выработка предложений по повышению эффективности такой деятельности.

Исходные данные для формирования ESG-индексов и ESG-рейтингов

Существенным фактором, влияющим на формирование общественного мнения об эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в области устойчивого развития и социальной ответственности, являются оценочные показатели состояния экологических, экономических, социальных параметров, а также аспектов управления организацией – ESG-индексы и ESG-рейтинги [13].

М.В. Мажорина [7] отмечает, что в настоящее время существует более 400 различных индексов, характеризующих ESG-факторы, крупнейших провайдеров: S&P, FTSE Russell, MSCI, Sustainalytics, CDP, Bloomberg, JUST Capital, Refinitiv и др. В аналитическом докладе «Международный опыт применения стандартов ESG и возможности его использования в России», опубликованном в 2020 г., выделяются такие добровольные инициативы по раскрытию информации в сфере ESG от участников рынка, как Стандарты Глобальной инициативы по отчетности об устойчивом развитии (GRI Standards), Стандарты Совета по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития (SASB Standards), Стандарты Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD Standards).

В частности, ОАО «РЖД» использует в своей деятельности Стандарт отчетности в области устойчивого развития GRI Standards 2021 [14], требования по раскрытию информации Совета по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB) для железнодорожной отрасли [15], информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН0628/96 [16], на основании чего формирует отчеты о деятельности в области устойчивого развития [17]. Такого рода отчеты являются добровольными и составляются в развитие в нашей стране института публичной нефинансовой отчетности для решения задач:

- совершенствования системы управления рисками;

- развития практики корпоративного управления и деловой этики;

- повышения эффективности управления экологической и социальной деятельностью;

- укрепления деловой репутации;

- повышения инвестиционной привлекательности [18].

К примеру, на основании сведений, содержащихся в отчете ОАО «РЖД» о деятельности в области устойчивого развития за 2024 г. [19], рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2024 г. присвоило ОАО «РЖД» ESG-рейтинг [20] на уровне ESG-II(b), что означает очень высокий уровень реализации и планирования практик в области устойчивого развития [21]. В методике рейтинга агентством были использованы следующие данные:

- умеренное воздействие на атмосферный воздух (выбросы от стационарных источников в 2023 г. снизились на 5,6% относительно 2022 г. и составили 37,7 тыс. тонн. Валовые выбросы загрязняющих веществ от всех источников увеличились на 4,9% и составили 199,5 тыс. тонн);

- умеренное воздействие на климат (валовые выбросы выросли по сравнению с показателями 2022 г. на 1,4% и составили 36,9 млн тонн СО2-экв. Прямые выбросы парниковых газов снизились на 0,9%, а косвенные выбросы выросли на 2,3% относительно 2022 г.);

- умеренное воздействие на водную среду (потребление водных ресурсов в 2023 г. снизилось на 0,4% относительно показателей 2022 г.);

- умеренно негативное воздействие на биогеоценоз (в 2023 г. ликвидировано 9 объектов накопленного вреда);

- оптимальная система обращения с отходами (доля отходов I-III классов опасности составила 9,4% от общей массы образовавшихся отходов в 2023 г.);

- низкий уровень затрат на охрану окружающей среды (в 2023 г. расходы ОАО «РЖД» на природоохранную деятельность составили 4,5 млрд рублей);

- приемлемая практика реализации зеленого офиса (в марте 2023 г. завершился поэтапный переход подразделений ОАО «РЖД» на электронный документооборот в сфере трудовых отношений);

- благоприятные условия труда (все сотрудники ОАО «РЖД» обеспечены медицинскими услугами за счет компании; реализуется негосударственная корпоративная пенсионная программа, в которой принимает участие более 566 тыс. человек; в 2023 г. Корпоративном университете обучение прошли около 491 тыс. сотрудников);

- приемлемая система охраны труда (в 2023 г. зафиксировано 77 несчастных случаев с травмами и 20 случаев со смертельным исходом);

- умеренно высокий уровень взаимодействия с обществом (расходы на социальные проекты и благотворительность в 2023 г. составили 6 млрд рублей. ОАО «РЖД» активно развивает Центры содействия мобильности на вокзалах и станциях);

- достаточно высокий уровень риск-менеджмента (в компании действует система управления рисками и внутреннего контроля) [22].

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2024 г. присвоил [23] ОАО «РЖД» ESG-индекс «Вектор устойчивого развития» [24] группы «А» [25], а по индексу «Ответственность и открытость» [26] – группу «В+» [27].

Считаем обоснованным мнение Д.В. Жатикова и П.С. Щербаченко [2] о том, что нет единого подхода и единой методики к шкале оценивания устойчивого развития, а также отсутствует единый спектр показателей и общепринятых методов исследования, в связи с чем, соглашаемся с мнением И.В. Юшкова [14], что ESG-рейтинги могут выступать методом манипуляции нефинансовой отчетностью.

В целях унификации требований к такой отчетности и исключения манипуляционных практик, в сентябре 2024 г. Минэкономразвития России подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии, который содержит информацию о соблюдении организациями принципов ответственного ведения бизнеса, оценке вклада бизнеса в стратегическое развитие нашей страны, поддержке социальных программ, реализации природоохранных проектов [28]. Такой стандарт позволит оценить сосредоточенность на рациональном использовании ресурсов (воды, земли, энергии, воздуха), повышение энергоэффективности, снижении негативного воздействия на окружающую среду, внедрении зеленых технологий, сокращении отходов [29], а также определит основные подходы к форме подготовки публичной нефинансовой отчетности в целях формирования индекса общественного капитала бизнеса [30]. (В настоящее время такой стандарт не принят).

Ж.М. Корзоватых [4] отмечает, что взаимодействие бизнеса с окружающей средой и обществом затрагивает не только интересы заинтересованных лиц, но и влияет на жизнедеятельность регионов, социальных групп и позволяет свести к минимуму существующие и потенциальные риски. Одним из таких рисков является нарушение организацией действующего законодательства в области природоохранной деятельности, что также учитывается при формировании ESG-индексов и ESG-рейтингов. Так, отчет ОАО «РЖД» о деятельности в области устойчивого развития за 2024 г. содержит информацию об административных штрафах за нарушение экологических норм права в количестве 17 шт. на общую сумму 2,4 млн рублей. В 2023 г. ОАО «РЖД» 22 раза совершало административные правонарушения [31] в данной области правоотношений, за что оплатило 2,4 млн рублей в качестве административных штрафов [32].

Необходимо отметить, что привлечение к административной ответственности имеет публично-правовой характер и представляет собой ответственность перед государством в виде административного наказания [1], конечной целью которого является воздействие на волю и сознание виновных лиц, с тем, чтобы добиться частной превенции административных правонарушений [33]. Совершение административного правонарушения юридическим лицом – это всегда действие (бездействие) уполномоченных им должностных лиц [3]. Принимая во внимание, что только безошибочные действия должностных лиц организации могут минимизировать или исключить риски негативного воздействия на окружающую среду, то ESG-культура организации приобретает в связи с этим особую важность.

В частности, в ОАО «РЖД» существует Кодекс деловой этики как основной документ, который устанавливает корпоративные нормы и правила служебного поведения, обязательные для членов совета директоров и каждого работника компании; отражает ключевые стандарты поведения, основанные на миссии [34], ценностях [35] и этических принципах [36] компании во всех аспектах деятельности. Кодекс содействует достижению национальных целей Российской Федерации до 2030 г., долгосрочных целей ОАО «РЖД», повышению качества, эффективности и безопасности деятельности работников и компании в целом, а также поддержанию репутации компании и престижа профессии железнодорожника. Российские железные дороги исторически сопричастны судьбе страны, чья деятельность нацелена на улучшение жизни граждан Российской Федерации, долгосрочное развитие государства, содействие в сохранении и укреплении традиционных ценностей нашего общества [37].

Одним из часто возникающих в деятельности ОАО «РЖД» составов административных правонарушений является превышение допустимого уровня шума на придомовой территории жилых домов, непосредственно прилегающих к железнодорожным путям. Исторически строительство железных дорог осуществлялось с учетом их максимального приближения к центрам городов. Однако в последние годы неуклонно растет количество обращений в ОАО «РЖД» контрольно-надзорных органов и населения с жалобами на неблагоприятные условия проживания в зоне влияния железнодорожного транспорта. Усугубляет ситуацию осуществление нового строительства с нарушением действующих нормативов по установлению санитарных разрывов от железнодорожных линий: жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станций защитной зоной шириной не менее 200 м; для железнодорожных линий I и II категорий – не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке или устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем 50 м [38]. В таких ситуациях по общему правилу ответственность возлагается на лиц, допустивших нарушения норм права. Однако суды зачастую обязывают владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта провести шумозащитные мероприятия, а не застройшика, ссылаясь на общие нормы экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, обязывающие при эксплуатации объекта, являющегося источником шума, проводить мероприятия по снижению уровня шума [39].

К примеру, на улице Александра Товпеко поселка Понтонный Санкт-Петербурга на расстоянии 55 м до ближайшего рельса эквивалентные уровни звука в дневное время суток (при нормативном значении 55 дБА [40]) составляют от 63,4 дБА до 73,4 дБА, что превышает нормативное значение на 8,4–18,4 дБА; максимальные уровни звука в дневное время суток (при нормативном значении 70 дБА [41]) при прохождении электропоезда и грузового железнодорожного состава составляют от 70,9 дБА до 78,4 дБА, что превышает нормативное значение на 0,9–8,4 дБА; эквивалентные уровни звука в ночное время суток (при нормативном значении 45 дБА [42]) составляют от 72,6 дБА до 77,3 дБА, что превышает норматив на 27,6–32,3 дБА; максимальные уровни звука в ночное время суток (при нормативном значении 60 дБА [43]) при прохождении грузового железнодорожного состава составляют от 75,1 дБА до 82,2 дБА, что превышает норматив на 15,1–22,2 дБА [44].

На улице Крайней поселка Левашово Санкт-Петербурга превышение нормативного значения эквивалентных уровней шума в дневное время суток составляет 0,1–2,1 дБА, в ночное время – 11,1–14,1 дБА; максимальные уровни шума в дневное время суток превышают норматив на 1,2–5,4 дБА, в ночное – на 13,1–19,8 дБА [45].

На улице Гражданской города Зеленогорска Санкт-Петербурга превышение нормативного значения эквивалентных уровней шума в дневное время суток составляет 1,8 дБА, в ночное время – 19,4–22,1 дБА; максимальные уровни звука в ночное время превышают норматив на 11,4–16,2 дБА [46].

Вышеуказанные участки железной дороги относятся к скоростным (с установленной скоростью движения пассажирских поездов от 141 до 200 км/час) и к высокоскоростным (с установленной скоростью движения пассажирских поездов более 200 км/час) [47].

Значительное влияние на шум оказывают:

- тип (или категория) поезда: наиболее шумные грузовые и высокоскоростные поезда;

- скорость: шум качения доминирует при скоростях 200–300 км/ч, на больших скоростях доминирующим является аэродинамический шум;

- тип пути: уровни шума на балластном пути с бетонными шпалами на 2–3 дБА выше, чем на пути с деревянными шпалами;

- строение железнодорожного моста: при проезде по мосту уровни шума, генерируемые поездом, выше, чем при проезде по обычному пути; кроме того, максимум излучаемого спектра шума сдвигается на низкие частоты, вызывая гул; на бетонном мосту уровни шума увеличиваются на 3 дБА [48].

Таким образом, существующая ВСМ создает шумовое загрязнение, что противоречит ESG-концепции функционирования таких магистралей.

При реализации ESG-культуры необходимо учитывать, что нормы о санитарно-эпидемиологическом благополучии [49] обязывают юридических лиц приостановить либо прекратить деятельность в случае эксплуатации транспорта с нарушением санитарных правил и создании опасных для человека условия труда, быта и отдыха [50] в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду [51].

Убеждены, что при формировании ESG-индексов и ESG-рейтингов в обязательном порядке необходимо оценивать такие риски, поскольку они могут привести к приостановке деятельности или ликвидации организации. Также необходимо установить критерий длительности бездействия ответственных должностных лиц и непринятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что, на наш взгляд, позволит оценить реальное соблюдение корпоративных ESG-ценностей и уровня развитости ESG-культуры.

Заключение

Стратегия устойчивого развития организации представляет собой сложную междисциплинарную категорию, требующую учета ценностного, поведенческого, культурного и коммуникативного анализа. Гармонизация этих аспектов позволяет организациям успешно достигать баланса между экономическими, социальными и экологическими целями, укрепляя репутацию и повышая конкурентоспособность [5]. Достижение целей ESG-политики невозможно без формирования корпоративной культуры [13], которая позволяет вовлекать сотрудников, обучать персонал, взаимодействовать с заинтересованными сторонами для успешной реализации механизма управления экологической устойчивостью в современных организациях [11].

ESG-культура требует соблюдения совокупности ценностей, традиций, норм, практик, определяющих поведение работников на пути к реализации стратегии устойчивого развития организации, принимая во внимание, что при любом нарушении законодательства применяется принцип неотвратимости наказания [8]. ESG-индексы и ESG-рейтинги как оценочные показатели состояния экологических, экономических, социальных параметров, аспектов управления организацией должны быть объективными, что, на наш взгляд, требует установления дополнительных критериев. Одним из таких критериев должен являться показатель длительности непринятия ответственными должностными лицами мер по обеспечению санитарных правил.

Считаем, что для определения интегральной оценки соответствия объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта совокупности требований устойчивого развития на этапах их проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации при формировании ESG-индексов и ESG-рейтингов национальной железнодорожной отрасли необходимо установить обязательный ESG-показатель, такой как «соблюдение владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта «ГОСТ Р 70049-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования устойчивого развития к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2022 № 165-ст». На основе классификации требований и показателей данного стандарта может быть разработана рейтинговая система оценки, предусматривающая определение весовых (балльных) значений каждого показателя, а также правил отнесения оцениваемых объектов к различному уровню в соответствии с устанавливаемой шкалой суммируемых баллов [52].

[1] Согласно формулировке Организации Объединенных Наций, устойчивое развитие – развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения и не подрывающее при этом возможности удовлетворения потребностей будущих поколений.

[2] См. Минэкономразвития оценит вклад бизнеса в модернизацию страны Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 16.09.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_ocenit_vklad_biznesa_v_modernizaciyu_strany_.html (дата обращения: 17.09.2025).

[3] Корпоративная культура – это совокупность ценностей, традиций, норм, практик, определяющих поведение работников на пути к реализации стратегии организации в направлении устойчивого развития.

[4] Эта цель состоит в оптимальном использовании ресурсов, требуемых для продукции (материал и энергия) без оказания при этом вредного влияния на ее эксплуатационные характеристики, долговечность и др. Уменьшение количества и степени опасности используемых материалов может также минимизировать образование отходов во время производства и удаления. Проектирование и разработка продукции могут включать определение характеристик, которые делают ее более пригодной для последующего повторного использования, рециклинга или для использования в качестве источника энергии.

[5] Использование «на конце трубы» устройств для обработки сточных вод, фильтров для частиц, печей для сжигания отходов и др. может уменьшить загрязнение и другие воздействия продукции на протяжении ее жизненного цикла. Эти средства не могут быть окончательными для уменьшения загрязнения, отходов и других воздействий, потому что они могут создавать другие источники загрязнения или отходов, такие как отстой сточных вод, зола, шлак и др. Более значительные экологические улучшения могут быть получены путем использования мер, которые предотвращают загрязнение, образование отходов или другие воздействия. При таких подходах рассматриваются источники проблем, что значительно уменьшает поводы для воздействия на окружающую среду и расходы, связанные с обработкой на «конце трубы».

[6] См. Информационное письмо Банка России публичным акционерным обществам о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ от 12.07.2021 № ИН-06-28/49. Сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: 20210712_in-06-28_49.pdf (дата обращения: 18.09.2025).

[7] См. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251; Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 9. Ст. 805; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 39. Ст. 3766.

[8] См. ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.

[9] См. пп. 5.1, 5.7, 8.2.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации инструментов финансирования устойчивого развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 40. Ст. 6818.

[10] См. п. 4.8 Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры «Федеральный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 42 (часть II). Ст. 6480; Перечень поручений президента России от 05.04.2024 № Пр-663. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73806/print; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.06.2024 № 1397-р «О заключении концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту «Москва – Санкт-Петербург», с обществом с ограниченной ответственностью «ВСМ Две Столицы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 24. Ст. 3361.

[11] См. п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.

[12] См. ГОСТ Р 70049-2022. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования устойчивого развития к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2022 № 165-ст / М.: ФГБУ «РСТ». 2022.

[13] См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 21. Ст. 3037.

[14] Input to Financial and Value Creation Reporting. GRI 3: Material Topics 2021. GRI Standards. Download the Standards. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalreporting.org/standards/download-the-standards (дата обращения: 23.09.2025).

[15] SASB Standards Navigator. [Электронный ресурс]. URL: https://navigator.sasb.ifrs.org/login (дата обращения: 23.09.2025).

[16] См. Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 № ИН0628/96. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/727642989 (дата обращения: 23.09.2025).

[17] Устойчивое развитие. Сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. URL: Отчеты об устойчивом развитии | Устойчивое развитие | Компания (дата обращения: 21.09.2025).

[18] См. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 876-р «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности и плана мероприятий по ее реализации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 21. Ст. 3037.

[19] Устойчивое развитие. Сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. URL: Отчет ОАО РЖД об устойчивом развитии за 2023 г..pdf (дата обращения: 21.09.2025).

[20] Рейтинг ESG представляет собой мнение кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА» о том, в какой степени в компании (регионе, городском округе) реализованы и планируются к осуществлению практики в области устойчивого развития в экологической, социальной сферах и в области управления.

[21] См. Рейтинг ESG. 27.12.2024. Сайт АО «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/database/companies/rzhd/ (дата обращения: 18.09.2025).

[22] «Эксперт РА» присвоил рейтинг ESG ОАО «РЖД» на уровне ESG-II(b). 27.12.2024. Сайт АО «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/releases/2024/dec27 (дата обращения: 18.09.2025).

[23] ESG- индексы РСПП: «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/upload/content/248/dyq2yspcurocbh6mki1plq6dw93mtlsr/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%A0%D0%A1%D0%9F%D0%9F_2014-2024.pdf (дата обращения: 18.09.2025).

[24] ESG-индекс «Вектор устойчивого развития» отражает динамику показателей социально-экономической и экологической результативности и системный подход к управлению в сфере устойчивого развития крупнейших отечественных компаний на основании данных из нефинансовой отчетности компаний.

[25] В группе «А» диапазон возможных значений ≥ 0,75 – 1 (максимальное значение).

[26] Индекс «Ответственность и открытость» (отражающий общую ситуацию в сфере раскрытия информации об устойчивом развитии в публичной отчетности крупнейших российских компаний и оценивает объем и качество релевантной информации по аспектам устойчивого развития.

[27] В группе «В+» диапазон возможных значений ≥ 0,65 - 0,74.

[28] См. Минэкономразвития оценит вклад бизнеса в модернизацию страны Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 16.09.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_ocenit_vklad_biznesa_v_modernizaciyu_strany_.html (дата обращения: 17.09.2025).

[29] См. п. 27 Проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Стандарте отчетности об устойчивом развитии и требованиях к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса». Сайт Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: О Стандарте общественного капитала бизнеса - Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения (дата обращения: 17.09.2025).

[30] Индекс общественного капитала бизнеса – комплексная, многоуровневая и единая система оценки и поддержки юридических лиц, позволяющая признать и стимулировать вклад организаций в долгосрочное общественное благосостояние и социально-экономическое развитие Российской Федерации с учетом интересов общества, государства и необходимости охраны окружающей среды.

[31] Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1) под административным правонарушением понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.

[32] Устойчивое развитие. Сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. URL: Отчет ОАО РЖД об устойчивом развитии за 2023 г..pdf (дата обращения: 21.09.2025).

[33] См. п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2020 № 17-П. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202004160003 (дата обращения: 22.09.2025).

[34] Мы — часть глобальной системы движения людей, товаров, данных и технологий. Опираясь на свой исторический опыт решения сложных задач, мы постоянно совершенствуемся, внедряем передовые технологии и процессы согласно принципам устойчивого развития. Мы являемся механизмом достижения национальных целей, способствуем объединению народов, интегрируем Россию в единое экономическое пространство.

[35] Основой поведения каждого работника ОАО «РЖД» являются ценности бренда и связанные с ними принципы корпоративной культуры. Ценности бренда «РЖД»: Ценность в людях; Партнерство; Открытость инновациям.

[36] Принципы корпоративной культуры: Делаем для страны; Делаем, уважая людей; Делаем командой, достигая общую цель; Делаем надежно; Делаем эффективно, сохраняя ресурсы; Делаем лучше.

[37] См. Распоряжение ОАО «РЖД» от 18.07.2023 № 1792/р «О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. URL: https://company.rzd.ru/api/media/resources/239682?action=download (дата обращения: 21.08.2025).

[38] См. п. 4.10.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. [Электронный ресурс]. URL: Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - docs.cntd.ru (дата обращения: 25.09.2025).

[39] См. пп. 12 Методических указаний по выбору шумозащитных мероприятий при выявлении сверхнормативного акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 12.10.2022 г. № 2638. [Электронный ресурс]. URL: "Методические указания по выбору шумозащитных мероприятий при выявлении сверхнормативного акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 12.10.2022 N 2638/р) (дата обращения: 24.09.2025).

[40] См. приложение № 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

[41] См. приложение № 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

[42] См. приложение № 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

[43] См. приложение № 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 03.02.2021.

[44] См. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2025 по делу №А56-2853/2025. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/d3652316-0728-4932-984a-908f9b7b2bc7/e6290733-bd01-4160-92f8-da3a4145fe7c/A56-2853-2025_20250911_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 24.09.2025).

[45] См. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу №А56-1517/2024. https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/e92c3277-53ac-48fb-a067-9fd23d3dc035/be389216-9e71-4302-931c-6fa523a1d8df/A56-1517-2024_20240322_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 24.09.2025).

[46] См. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2024 по делу № А56-128728/2023. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/21fe25f8-4a6d-4c92-acb8-3129f4598552/79d3090d-0f0e-4dc4-88b6-24f6c9155ae0/A56-128728-2023_20240805_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 24.09.2025).

[47] См. п. 7 Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 13.01.2020 № 28р. [Электронный ресурс]. URL: Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД" от 13 января 2020 - docs.cntd.ru (дата обращения: 24.09.2025).

[48] См. пп. 12 Методических указаний по выбору шумозащитных мероприятий при выявлении сверхнормативного акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 12.10.2022 г. № 2638. [Электронный ресурс]. URL: "Методические указания по выбору шумозащитных мероприятий при выявлении сверхнормативного акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта" (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 12.10.2022 N 2638/р) (дата обращения: 24.09.2025).

[49] Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

[50] См. ст.ст. 2, 24, 27, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

[51] См. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 № 1239-О. [Электронный ресурс]. URL: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2013 № 1239-О ∙ Официальное опубликование правовых актов (дата обращения: 26.09.2025).

[52] См. ГОСТ Р 70049-2022. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования устойчивого развития к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 29.03.2022 № 165-ст / М.: ФГБУ «РСТ». 2022.


Источники:

1. Ермолова О.Н. Обязательные требования к предпринимательской деятельности: вопросы контроля и ответственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2022. – № 5. – c. 60-75.
2. Жатикова Д. В., Щербаченко П. С. Методология присвоения ESG-рейтингов // Вестник университета. – 2023. – № 8. – c. 99-108. – doi: 10.26425/1816-4277-2023-8-99-108.
3. Кисин В.Р. Особенности административной ответственности юридических лиц: материально-правовой и процессуальный аспекты // Административное право и процесс. – 2023. – № 8. – c. 45-49.
4. Корзоватых Ж.М. ESG-отчетность в повестке устойчивого развития // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 12. – c. 179-185.
5. Косоногова Е.С., Сацук Т.П., Дедюхина Н.В. Развитие анализа и контроля Стратегии устойчивого развития экономического субъекта: междисциплинарный подход // Управленческий учет. – 2024. – № 12. – c. 5-11.
6. Лазарева Н.А., Фурсова Е.А., Волков С.В. ESG-отчетность как инструмент трансформации системы управления компанией и маркетингового продвижения корпоративного социально ответственного бренда // Экономика устойчивого развития. – 2023. – № 3. – c. 144-147.
7. Мажорина М.В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты» // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 12. – c. 185-198.
8. Майоров В.И. Современное развитие учения И.И. Веремеенко о воспитательной цели административного наказания за нарушения в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения. – 2025. – № 2. – c. 31-35.
9. Палькина Ю.Р., Глухова Т.В. Трансформация системы управления организации на основе ESG-концепции // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 10. – c. 68-76.
10. Петрова Л.А., Бадеева Е.А., Малахова Ю.В. Трансформация ESG-отчетности в области устойчивого развития территорий // Управленческий учет. – 2024. – № 7. – c. 201-216.
11. Петунькин С. П., Никулина И. Е. Управление экологической устойчивостью организаций в условиях зеленой экономики // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 11. – c. 116-128. – doi: 10.54861/27131211_2024_11_116.
12. Сапожникова Н.Г., Ткачева М.В. Исследование сущности и перспектив развития корпоративной отчетности в контексте ESG-стандартов и публичной нефинансовой отчетности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2025. – № 1. – c. 32-44.
13. Ткаченко И.Н., Тумилевич Е.Н. Взаимовлияние корпоративной культуры и ESG-политики российских компаний // Управленец. – 2025. – № 2. – c. 64-84.
14. Юшков И.В. Политико-экономические аспекты внедрения в России ESG-отчетности // Власть. – 2024. – № 5. – c. 21-26.

Страница обновлена: 05.10.2025 в 22:46:52

 

 

The impact of ESG indices and ESG rankings on corporate environmental culture (on the example of noise pollution from high-speed highways)

Borodina Zh.V., Kuznetsov A.V., Minina M.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines ESG indices and ESG rankings and their impact on the environmental corporate culture. The attention is focused on the institute of public non-financial reporting on activities in the field of sustainable development of the railway industry. The cases of noise pollution of the adjacent territory of residential buildings during the operation of high-speed highways are considered. The values of the ESG culture in the field of environmental protection are reflected. The principles of responsible business conduct are analyzed. The authors propose to establish an additional mandatory ESG indicator in the formation of ESG indices and ESG rankings of the national railway industry. The article may be useful to government officials, business people, students, postgraduates, as well as anyone who deals with the issues of sustainable development of the railway industry.

Keywords: ESG index, ESG ranking, corporate culture, ESG culture, public non-financial reporting, sustainable development, sanitary and epidemiological welfare, noise pollution

JEL-classification: F52, H56, H12