Промышленный туризм как ресурс развития внутреннего туризма в условиях отраслевого кадрового дефицита
Гомилевская Г.А.![]()
1 Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989516
Аннотация:
Промышленный туризм представляет собой действенный инструмент не только расширения возможностей знакомства с туристской дестинацией, увеличения объектов туристского показа, но также решения более глобальных задач кадрового обеспечения региональной экономики. Актуальность исследования заключается в потенциале использования туризма как инструмента стимулирования регионального производства, объединении субъектов сферы образования, производства, торговли, туристской инфраструктуры в единую систему по целенаправленному отраслевому развитию. Цель научного исследования заключается в определении ключевых факторов развития промышленного туризма на региональном уровне на основе комплексного анализа мировой и отечественной системы промышленного туризма как составной части внутреннего туризма. Научная новизна работы определяется разработкой системы классификации видов промышленного туризма, а также механизма реализации программного подхода к развитию промышленного туризма в условиях отраслевого кадрового голода. К практическим результатам можно отнести апробацию элементов предложенной системы промышленного туризма на примере производственной экскурсии на ведущее предприятие Приморского края АО «Востокцемент».
Ключевые слова: промышленный туризм, промышленные объекты туристского показа, кадровое развитие отраслей региона, профориентация, производственная экскурсия
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение. В современных условиях туризм рассматривается не только с позиции рекреации как инструмент восстановления жизненных сил человека и активный вид отдыха, но также, как составная и важная часть социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом. В этой связи промышленный туризм занимает одно из ключевых мест в общей структуре индустрии туризма, формировании туристской привлекательности, расширении ресурсной базы, регионального продуктового портфеля и качества предоставления туристских услуг.
Актуальность исследования заключается в потенциале использования туризма как инструмента стимулирования регионального производства, объединении субъектов сферы образования, производства, торговли, туристской инфраструктуры в единую систему по целенаправленному отраслевому развитию.
Научное и практическое сообщество в последние годы стало уделять больше внимания уникальной проблеме развития промышленного туризма с общей позиции туриндустрии, привлечения инвестиций, исследования отдельных инструментов, в том числе организации экскурсий на промышленные объекты.
При этом в работах не представлены развернутая и четкая система классификации видов промышленного туризма, а также механизм реализации программного подхода к развитию промышленного туризма в условиях отраслевого кадрового голода.
Цель научного исследования заключается в определении ключевых факторов развития промышленного туризма на региональном уровне на основе комплексного анализа мировой и отечественной системы промышленного туризма как составной части внутреннего туризма. Методической базой исследования являются систематизация данных, обобщение тенденций развития промышленного туризма, методы статистического анализа и социологического опроса, факторный анализ, RESTEL-анализ и др.
Основная часть. Приоритетность промышленного туризма отмечают многие авторы, в том числе А.В. Тронева, Е.В. Грачева, О.Н. Митрофанова и др. [1,2,3], которые рассматривают этот вид туризма с позиции общей задачи по развитию туриндустрии и инвестиционной привлекательности.
Вопросам развития территорий, уникальности промышленного туризма и привлечению заинтересованных структур посвящены труды исследователей Е.Ф. Танина, А.С. Константиновой, Э.Э. Ибрагимовой, С.С. Скараник и др. [4,5,6], которые уточняют и расширяют понятия промышленного туризма, в то же время отмечают недостаточный уровень его развития и необходимость усиления роли государства в формировании инструментов управления данным видом внутреннего туризма.
В настоящее время проводятся исследования по оценке потенциала промышленного туризма для развития регионов, в том числе, авторами С.В.Таскаевой, М.В. Ивановой, Шабалина Н.В [7, 8, 9]и др., где пристального внимания заслуживают структура промышленности региона, история и доступность туристских объектов для дальнейшего использовании при разработке региональных программ промышленного туризма.
Отдельные исследователи акцентируют внимание на комплексном подходе к созданию туристского продукта (автор Н.Ф. Апарина [10]), особое внимание уделяется решению экскурсионных задач при организации промышленного туризма (автор Ю.А. Киреева [11]). При этом вопросам аттрактивности туристского продукта промышленного туризма в настоящее время уделено не достаточное внимание.
Общее понимание промышленного туризма опирается на следующие подходы:
- с точки зрения предоставления возможности ознакомиться с процессами производства, в том числе в историческом аспекте [2, 12];
- с позиции организации туров на промышленные предприятия с интерактивной составляющей, например, в виде мастер-классов [1];
- с ресурсной составляющей в виде действующих или реконструированных индустриальных объектов [2].
Необходимость развития промышленного туризма заключается в демонстрации процесса производства промышленных товаров и услуг, что позволяет не только расширить кругозор туристов и экскурсантов, но и получить знания о технологическом развитии, истории, техники, технологиях производства [3]. Формирование культуры промышленного туризма в регионах определяет и решение задач по развитию туризма, продвижению производственного сектора экономики регионов страны.
В этой связи к основным функциям промышленного туризма можно отнести профориентационную, рекламно-информационную, культурно-познавательную и сохранение исторической памяти о промышленном наследии. На рисунке 1 представлены обобщенная классификация потребителей промышленного туризма с позиции его функциональной принадлежности.
|
Профориентационная
|
Рекламно-информационная
Сохранная |
Культурно-познавательная
|
|
Функции
промышленного туризма
|
Рисунок 1 – Сегменты потребителей и функции промышленного туризма
Составлено авторами по [2, 5]
Выделяя основные группы потребителей промышленного туризма, следует отметить, что каждый сегмент требует разработки индивидуального подхода к проведению тура или экскурсии с учетом не только интересов, но и построения процессов показа и рассказа, вовлеченности в определенную деятельность, а также выбора тем.
Как и любой вид туризма, группировка видов промышленного туризма может осуществляться по ряду признаков, которые могут быть объединены при разработке конкретного туристского продукта, выбора целевой аудитории, достижения поставленной перед промышленным предприятием цели. В таблице 1 представлен авторский подход к классификации промышленного туризма на основе выделенных признаков: количество объектов, цели посещения, состав группы, финансирование, уровень организации, категория с точки зрения административных границ продолжительность и типология промышленных объектов туристского показа.
Таблица 1 – Классификация промышленного туризма
|
Признак
|
Виды туризма
|
Дополнительные характеристики
|
|
Количество
посещаемых объектов
|
Экскурсия
|
организованное
групповое посещение предприятия с познавательными целями
|
|
Тематический тур
|
посещение
нескольких предприятий одного профиля
| |
|
Состав группы
экскурсантов
|
Школьники,
студенты
|
познавательная,
профориентационная цель
|
|
Смешанные группы
|
познавательная
цель
| |
|
Профессионалы
|
изучение
технологий, обмен опытом
| |
|
Партнеры
|
рекламная цель
| |
|
Финансирование
|
Платная основа
|
отдельная
экономическая дополнительная деятельность предприятия
|
|
Бесплатная
основа
|
продвижение
предприятия для целевой группы
| |
|
Уровень
организации
|
Неорганизованный
самостоятельный туризм
|
самостоятельное
посещение без участия турфирм (подвиды: сталкерство, постпаломничество,
инфильтрация, диггерство, руфинг)
|
|
Коммерческий
регулируемый туризм
|
Организация
экскурсий и туров с участием туроператоров и экскурсионных бюро
| |
|
Характер
административных границ
|
Локальный
|
в пределах
региона
|
|
Национальный
|
в пределах
страны
| |
|
Въездной
|
внешний
| |
|
Цели
|
Познавательный
|
получение новых
знаний о предприятиях, технологиях, инновациях
|
|
Профориентационный
|
ознакомление с
профессиями
| |
|
Деловой
|
заключение
договоров, обмен опытом
| |
|
Научный
|
участие в
конференциях, семинарах, выставках
| |
|
Имиджевый
|
создание положительного
имиджа компании
| |
|
Продолжительность
|
От 1 до 1,5
часов
|
Экскурсия
|
|
От 2 и более
дней
|
Тур
| |
|
Типы
промышленных объектов для показа
|
Транспорт
|
Инфраструктура
транспортных средств
|
|
Городская среда
|
Особые виды
городской архитектуры
| |
|
Действующие
промышленные объекты
|
По отраслям
промышленности: пищевая, машиностроение, металлургия, энергетика, пр.
| |
|
Музеи
|
Музеефицированные
промышленные объекты
| |
|
Выставки
|
Выставки и музеи
техники различного назначения
|
При организации промышленного туризма следует учитывать основные аспекты [6, 11]:
- внешние – эффекты, которые получает регион: закрепление рабочей силы в регионе и привлечение из других регионов, увеличение ВРП, налоговые поступления от туристской деятельности, продвижение региона;
- внутренние – порядок организации экскурсионного показа на промышленном объекте: наличие входной зоны, экспертность экскурсовода и соответствие требованиям обязательной аттестации, безопасность экскурсионного маршрута, интерактивность, технологичность с предоставлением современных аудио-гидов, униформы и т.д.
На практике выделяются различные подходы к организации и проведению промышленных туристических программ и экскурсий [13]:
- интерактивность: квест, онлайн и VR-экскурсии, мастер-классы,
- организация мероприятий: шоу, фестивали, культурные события (театральная постановка, спектакль)
- отдельные парковые и выставочные производственные зоны: на исторической территории уже не действующих предприятий, использование приемов реконструкции и имитации;
- создание туристской и сервисной инфраструктуры на действующих предприятиях: выставочные и музейные экспозиции, гастрономические зоны
Зарубежный опыт развития промышленного туризма показывает, что государственное участие популяризации данного вида туризма позволяет не только привлечь интерес к промышленным объектам, но и получить экономический эффект. В исследовательском материале приведены примеры европейского и китайского опыта организации промышленного туризма:
- европейский маршрут промышленного наследия объединяет маршруты в 11 странах Европы: «Баварский Моторный Завод» в Германии привлекает ежегодно более 260 тыс. туристов; экскурсии на электростанцию ПЭС «Ля Ранс» во Франции посещают более 300 тыс. экскурсантов; Автоград концерна «Фольксваген» посещают более 2,22 млн экскурсантов;
- В КНР развитие промышленного туризма является государственным приоритетом, в основную группу включены 20 крупнейших предприятий страны (производство алкогольной продукции, лекарственных препаратов, текстиля, фарфора, косметики), 145 технопарков, 219 СЭЗ, количество экскурсантов в данном сегменте достигает 200 млн. туристов в год [8].
К проблемам развития промышленного туризма, которые отмечает большинство исследователей, относятся: расположение объектов вдали от основных туристских потоков, отсутствие приоритетности организации производственных экскурсий для руководства действующих предприятий, зачастую низкий уровень безопасности промышленной инфраструктуры в структуре туристского маршрута, неподготовленность экскурсоводов в понимании интересов туристов, в особенности в молодежном сегменте, а также государственная поддержка на развития промышленного туризма.
В этой связи промышленный туризм во многих регионах рассматривается как приоритетное или перспективное развитие туризма с точки зрения привлекательности объектов туристского показа, которым можно отнести уникальность производственных объектов, включение маршрутов промышленного туризма в туристскую карту региона, совместная работа системы образования и туризма по организации профориентационных экскурсий и др.
С 2021 года в России при содействии АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), Министерства промышленности и торговли и Министерства экономического развития, реализуется проект «ПромТуризм», направленный на поддержку и популяризацию промышленного туризма. В качестве регионов-наставников были отобраны город Москва, области Амурская, Кузбасс, Нижегородская, Ростовская, Свердловская, Челябинская, Пермский край. Основными направлениями проекта являются разработка и реализация механизма взаимодействия органов государственной власти с предприятиями, определение реестра предприятий и разработка карты промышленного туризма, финансирование обустройства объектов туристского показа, разработка профессионального стандарта «Специалист по организации промышленного туризма», запуск агрегатора по подбору туров promtourism.ru.
В настоящее время агрегатор предлагает туры в 41 регионе России и в 31 отраслях промышленности: промышленные центры Поволжья, Восточной и Западной Сибири, Центрального Федерального округа, Республики Крым, Ямало-Ненецкого автономного округа, Башкортостана, Карелии и др.
На рисунках 2 представлен Топ 10 регионов, развивающих промышленный туризм.
Рисунок 2 – Регионы-лидеры проекта «ПромТуризм в 2025 году по количеству предприятий, предоставляющих производственные экскурсии
Составлено по [1]
Данные отражают неравномерное распределение предприятий по территории России, концентрацию в промышленных центах Западной Сибири и Урала. К регионам-лидерам промышленного туризма относятся Краснодарский край, области Самарская, Свердловская, Московская, Челябинска, Калужская, Республика Татарстан.
На рисунке 3 представлена структура отраслей, предприятия которых в 2025 году предоставили производство для проведения экскурсий с разными целями: от профориентационной тематики и обмена опытом, до привлечения партнеров и поставщиков, покупателей.
Рисунок 3 – Структура участия отраслей промышленности в акселераторе проекта «ПромТуризм» в 2025 году, в процентах
Составлено по [2]
Среди отраслей выделяются пищевая промышленность машиностроение, сельское хозяйство, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность.
Как уже было отмечено, одной из ключевых задач промышленного туризма является формирование интереса к индустриальной составляющей экономики России и мотивации к выбору трудовых приоритетов молодежи.
В работе предложена базовая модель развития промышленного туризма в условиях отраслевого кадрового дефицита (рис. 4), которая строится на основе комплексной оценки потребности экономики в кадрах, с одной стороны, и мотивации молодежи к видам трудовой деятельности, с другой.
Рисунок 4 – Базовая модель развития промышленного туризма в условиях отраслевого кадрового дефицита
Разработано авторами
Данная модель может быть реализована на региональном уровне. Рассмотрим возможности такой реализации на примере Приморского края, где развитие туризма определяется прежде всего спецификой геоэкономического расположения региона, в том числе партнерскими отношениями с КНР, наличием железнодорожного и авиахаба, приграничной логистической специализацией экономики края, большой площадью особо-охраняемых территорий, привлекательность туристских ресурсов.
Промышленный туризм – новое направление в Приморском крае, которое регулируется Министерством туризма Приморского края при содействии АНО «Агентство стратегических инициатив». Изначально в программу промышленного туризма были включены три ведущих предприятия края, общая количество экскурсантов составляет около 7 тыс. человек. Анализ действующих в 2025 году экскурсий показывает, что в организацию промышленного туризма уже вовлечены 21 организация различной отраслевой направленности. Реализации проекта развития промышленного туризма будут содействовать отнесение Дальнего Востока к территории опережающего развития.
Для апробации внедрения промышленности туризма в Приморском крае в работе предложена профоориентационная экскурсия на одно из ведущих предприятий региона - завод «Спасскцемент», который имеет историю создания, связанную с освоением Приморского края переселенцами и в тоже время, современный уровень технологичности и автоматизации, на территории завода организован музей
Производственная экскурсия ориентирована на раскрытие информации о ценности промышленного предприятия, лучших свойствах работы предприятия и положительные аспекты имиджа.
Для оформления документов на проведение экскурсии необходимо оформить минимальный пакет документов:
1) договор на экскурсионное обслуживание с туристической фирмой;
2) написать заявление на имя директора школы о проведении выездной экскурсии с указанием данных: дата и время выезда, дата и время приезда состав и количество участников, адрес поездки, маршрут, способ передвижения. Получить экземпляр приказа директора о проведении экскурсии;
3) получить письменное согласие от родителей на выезд детей на экскурсию.
Рекомендованная численность экскурсантов в одной группе – до 20 человек. Для каждой группы рекомендуется 1-2 руководителей со стороны организатора. Завод предоставляет сотрудника, который ведет экскурсию и помощника – 2 человека на одну группу. По окончанию экскурсии предоставляется возможность пообедать в кафе завода «Форт-Цемент».
Экскурсанты посещают объекты завода: карьер, где происходит забор сырья (видовая площадка); вид на печь ; центральный пункт управления; цех по упаковке, которые перевозятся электрокарами; производственную лабораторию, где ведется контроль качеств продукции; отдел технического контроля, где оформляется разрешение на отгрузку товара.
В таблице 11 представлены элементы, определяющие специфику разрабатываемого профориентационного тура на производство АО «Спасскцемент».
Таблица 2 - Специфика профориентационного тура на производство АО «Спасскцемент»
|
Элемент
|
Содержание
|
|
Вступительная
часть (в автобусе)
|
«Спасскцемент»
история в лицах: М. Ратомский, П.Ф. Унтерербергер, П.П. Постышев, В.К.
Блюхер, рабочий коллектив Цементстроя в 1930-х гг., Г.В. Петросяянц
|
|
Этапы развития
производства
|
Влияние
промышленной революции на производство цемента
|
|
Значение
производимой продукции в экономике
|
Крупнейшие
объекты в мире, в России, в которых качество цемента позволило сохранить
объект на долгие годы. Факты из строительной сферы.
|
|
Инструктаж по
технике безопасности
|
Выдача задания,
ознакомление с инструкциями под подпись, ознакомление с маршрутом и планом
экскурсии на предприятии.
|
|
Проведение
экскурсии по маршруту
|
– Акцент на
масштабы переработки сырья, выпуска продукции;
– Должности и количество сотрудников, обеспечивающих работу на каждом этапе; – Главные навыки и знания работников на каждом этапе; – Значимость техники безопасности на производстве; – Посещение музея. |
|
Экономическая
модель работы «Спасскцемента»
|
Интерактивная
игра «Управляй производством»
|
|
Интерактивная
игра
|
«Моделирование
объектов строительства»
|
Таким образом, производственная экскурсия для школьников представляют собой часть воспитательного и образовательного процесса, который может быть встроен в формулировки задачи для будущей профориентации ученика.
Интерес к расширению кругозора, взаимодействию с представителями профессиональной сферы позволит осознанно относиться к выбору профессии, пониманию профессиональной деятельности, основ организации производственной деятельности.
Заключение
Промышленный туризм как инструмент продвижения производственных предприятий с точки зрения их позиционирования на региональном рынке, привлечения внимания к производству, стратегического кадрового управления. Возможности организации промышленного туризма Определяются взаимодействием государства, общественных институтов, непосредственно самих индустриальных субьектов и системы образования, которая в большей степени является поставщиков экскурсантов.
В работе исследован потенциал использования туризма как инструмента стимулирования регионального производства, на основе оценки программ промышленного туризма выявлены регионы и отрасли, нацеленные на создание системного подхода к организации промышленного туризма.
Результатом научной работы стала авторская система классификации видов промышленного туризма, которая позволяет идентифицировать продукты промышленного туризма по различным критериям: количеству посещаемых объектов, составу группы экскурсантов, источникам финансирования, уровню организации и т.п. Разработанная модель развития промышленного туризма в условиях отраслевого кадрового дефицита построена на взаимосвязи региональной потребности в кадрах и мотивации молодежи к трудовой деятельности.
Практический результат представлен в виде модели производственной профориентационной экскурсии на ведущее предприятие приморского края АО «Спасскцемент» с использованием классических методов экскурсионного показа и интерактива.
[1] Проект «ПромТуризм»: [сайт]. – URL: https://promtourism.ru/o-proekte/ (дата обращения: 14.04.2025)
[2] Проект «ПромТуризм»: [сайт]. – URL: https://promtourism.ru/o-proekte/ (дата обращения: 14.04.2025)
Источники:
2. Грачева Е.В. Анализ сектора промышленного туризма в рамках использования кластерного подхода к развитию регионов Российской Федерации (на примере туристско-рекреационного кластера «Тульский») // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 7(109). – c. 103-117. – doi: 10.5281/zenodo.10561327.
3. Митрофанова О.Н. Перспективы развития промышленного туризма в регионе // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 11(481). – c. 128-137. – doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-128-137.
4. Танина А.В., Сергеев Д.А., Конышев Е.В., Танин Е.Ф. К вопросу о направлениях исследования промышленного туризма // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 1(58). – c. 158-170. – doi: 10.25683/VOLBI.2022.58.170.
5. Константинова А.С., Панченко О.Л. Промышленный туризм: особенности и перспективы развития в России // Казанский вестник молодых учёных. – 2022. – № 3. – c. 82-91.
6. Верна В.В., Ибрагимов Э.Э., Скараник С.С. Комплексный подход к анализу специфики развития промышленного туризма в России // Исследование проблем экономики и финансов. – 2023. – № 1. – doi: 10.31279/2782-6414-2023-1-7-1-14.
7. Таскаева С.В. Потенциал промышленного туризма на современном этапе // Вестник науки. – 2023. – № 6(63). – c. 107-112.
8. Иванова М.В., Матюнин В.М. Промышленный туризм – новый тренд развития Сибирских моногородов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2022. – № 4(26). – c. 501-510. – doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-501-510.
9. Шабалина Н.В., Азина Е.А., Каширина Е.С. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2021. – № 2. – c. 58-67. – doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67.
10. Апарина Н.Ф., Кавкаева Н.В. Потенциал индустриального туризма в старопромышленном регионе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – № 4(26). – c. 481-491. – doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-481-491.
11. Киреева Ю.А., Блинова Е.А. Организация экскурсий на промышленных предприятиях // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. – 2023. – № 2. – c. 44-52.
12. ГОСТ Р ИСО 13810-2016. Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг: национальный стандарт Российской Федерации. КонсорциумКодекс. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200142466 (дата обращения: 03.03.2025).
13. Танкиева Т.А., Смолина Д.С., Иванова А.В. Промышленный и научно-популярный туризм: актуальные практики // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 12. – c. 24-35. – doi: 10.54861/27131211_2024_12_26.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:30
Download PDF | Downloads: 11
Industrial tourism as a resource for the development of domestic tourism amid an industry personnel shortage
Gomilevskaya G.A.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)
Abstract:
Industrial tourism is an effective tool that can not only expand the possibilities for tourists to explore a destination, but it can also increase the number of tourist attractions and help solve global challenges related to staffing the regional economy.
The relevance of this research lies in its potential to use tourism as a means to stimulate regional production by integrating education, industry, trade, and tourism infrastructure into a unified system for targeted sectoral development.
The article aims to identify the key factors in developing industrial tourism at the regional level through a comprehensive analysis of both global and domestic industrial tourism systems as an integral part of the domestic tourism industry. The article develops a classification system for different types of industrial tourism and a mechanism for implementing a program approach to industrial tourism development amid the current industry personnel shortage.
The practical results of this research include testing the elements of the proposed tourism system on the example of an industrial excursion at the leading company in the Primorsky Territory, Vostokcement JSC.
Keywords: industrial tourism, industrial tourist attractions, personnel development of the region\'s industries, career guidance, industrial tour
JEL-classification: Z31, Z32, L83
References:
Aparina N.F., Kavkaeva N.V. (2022). Industrial tourism potential of an old industrial region. Bulletin of Kemerovo State University. 7 (4(26)). 481-491. doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-481-491.
Gracheva E.V. (2023). An analysis of industrial tourism through cluster approach to the developing the russian regions (the case of the tourist and recreational cluster «tulsky»). Service in Russia and abroad. 17 (7(109)). 103-117. doi: 10.5281/zenodo.10561327.
Ivanova M.V., Matyunin V.M. (2022). Industrial tourism as a new trend in the development of siberian single-industry towns. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 7 (4(26)). 501-510. doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-501-510.
Kireeva Yu.A., Blinova E.A. (2023). Organization of excursions at industrial enterprises. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. 17 (2). 44-52.
Konstantinova A.S., Panchenko O.L. (2022). Industrial tourism: peculiarities and development prospects in Russia. Kazanskiy vestnik molodyh uchyonyh. 6 (3). 82-91.
Mitrofanova O.N. (2023). Prospects for the development of industrial tourism in the region. Bulletin of Chelyabinsk State University. (11(481)). 128-137. doi: 10.47475/1994-2796-2023-481-11-128-137.
Shabalina N.V., Azina E.A., Kashirina E.S. (2021). The potential of Russian regions for industrial tourism development. Service and Tourism: Current Challenges. 15 (2). 58-67. doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-58-67.
Tanina A.V., Sergeev D.A., Konyshev E.V., Tanin E.F. (2022). To the question of the directions of industrial tourism research. Business. Education. Law. (1(58)). 158-170. doi: 10.25683/VOLBI.2022.58.170.
Tankieva T.A., Smolina D.S., Ivanova A.V. (2024). Industrial and popular science tourism: current practices. Progressivnaya ekonomika. (12). 24-35. doi: 10.54861/27131211_2024_12_26.
Taskaeva S.V. (2023). Potential of industrial tourism at the present stage. Vestnik nauki. (6(63)). 107-112.
Troneva A.V., Sibiryakova A.I. (2021). The current state and prospects for the development of industrial tourism on the example of Saint Petersburg. Novizna. eksperiment. traditsii. 7 (3). 78-84.
Verna V.V., Ibragimov E.E., Skaranik S.S. (2023). An integrated approach to the analysis of the specifics of development industrial tourism in russia. Issledovanie problem ekonomiki i finansov. (1). doi: 10.31279/2782-6414-2023-1-7-1-14.
