Особенности экспортной политики в приграничных регионах северо-западной части России
Морозов А.А.
, Козырева Г.Б.
, Морозова Т.В.![]()
1 Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук, Петрозаводск, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989512
Аннотация:
Статья включает анализ проблем и перспектив социально-экономического развития приграничных российских регионов Северо-западного федерального округа в условиях разрыва экономических отношений и отказом западных фирм от взаимодействия с российскими компаниями.
Разработан методологический подход оценки поведения российского бизнеса в новых макроэкономических условиях (санкционные ограничения, рост цен на сырье, оборудование, переход на новые технологические решения). Проведено социологическое обследование поведения бизнеса на территории одного из приграничных регионов России - Республики Карелия. Сформирован массив данных, который включает 5%-ю выборку из генеральной совокупности, актуальной на конец 2023 года по всем предприятиям региона. Метод сбора данных - стандартизированное интервью руководителей предприятий и опрос анкетного типа. По результатом опроса зарегистрирована База данных «Оценка роли бизнес-структур в реализации концепции устойчивого развития регионального сообщества Республики Карелия». Осуществлен институциональный анализ поведения российского бизнеса в условиях прекращения бизнес-операций со стороны западного партнеров. Результаты исследования актуализируют разработку новой торговой политики, включающей переориентацию российского бизнеса на внутренние рынки сбыта. Такая политика является шансом для перехода промышленных компаний к российским технологическим решениям. Сделан вывод о том, что сложившаяся современная геополитическая ситуация может стать мощным стимулом для развития внутренних рынков со стороны российских компаний. Результаты исследования могут быть информационной базой для органов региональной власти российского приграничья, а также для студентов экономических и социологических специальностей.
Ключевые слова: приграничье, мировая экономика, экспортная политика, предпринимательство
Финансирование:
Источник финансирования: Материал подготовлен в рамках работы над Государственным заданием КарНЦ РАН №FMEN-2022-0001 «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».
JEL-классификация: L20, L26, F01, F02
Введение
За последние 30 лет приграничные регионы РФ прошли несколько этапов развития, связанных с трансформаций геополитических процессов - от полной свободы до жестких ограничений. С началом рыночных реформ приграничные регионы РФ получили некоторое экономическое преимущество. Нарушение внутригосударственных экономических цепочек было компенсировано в результате формирования новых бизнес - связей, в которых начали участвовать не только российские, но и западные компании.
Нестабильность геополитической ситуации, санкционный кризис актуализируют исследования приграничных регионов Российской Федерации, особенно тех, что имеют статус геостратегических территорий и особую значимость для обеспечения территориальной целостности и безопасности страны.
В формате общих институциональных правил каждый регион, имея отличные от других стартовые условия для экономического развития, апробировал эти правила и закреплял те, которые были наиболее приемлемы с точки зрения социальных групп, принимающих решения. Именно в регионах зарождались институциональные основы рыночных моделей развития. Регионы сыграли роль своего рода площадки для апробации таких моделей. Вместе с тем особое значение приобретают процессы и факторы, которые влияют на экономический рост данных территорий. Отмечается неоднородность пространственного и территориального развития регионов Российской Федерации, в частности, приграничных территорий.
Российские регионы прошли непростой путь формирования новой модели социально-экономического развития. В рамках исследуемых направлений выделяются следящие факторы: производственный потенциал, ресурсная составляющая, количественные и качественные характеристик человеческого капитала региона, а, также многие другие.
Ученые регионалисты отмечают неоднородность процессов их пространственного развития. Для приграничных регионов вопросы пространственного развития особенно актуальны ввиду географического расположения территорий, которое оказывает важное влияние на процесс регионального развития страны [8], [9], [7]. В данном контексте выделяются приграничные территории, которые имеют свою специфику в зависимости от геополитической ситуации на мировом уровне [1]. Особое значение приобретают факторы, которые влияют на экономический рост данных территорий [18], [10]. Для приграничных регионов вопросы пространственного развития особенно актуальны ввиду географического расположения территорий, которое оказывает важное влияние на процесс регионального развития и в целом РФ [6], [18].
При определении пространственного развития в контексте региональной экономики, по мнению Окрепилова В.В., формируется совокупность экономических, организационных, нормативных и институциональных направлений, которые оценивают структурные изменения в экономике [14].
Данные процессы послужили эмпирической базой для исследовательской деятельности ученых экономистов, социологов, математиков. Так, П.В. Дружинин считает, что потенциальные возможности приграничных регионов в России пока используются слабо. Такие регионы являются периферийными и отстают в развитии от большинства российских регионов. В то же время внутри приграничных регионов происходят заметные пространственные изменения [4].
В исследованиях Синенко П.В. и др. особое внимание уделено анализу показателей социально-экономического развития приграничных районов Крайнего Севера, выявлены основные проблемы, влекущие за собой деструктивные изменения в социально-экономической системе макрорегиона [15].
По мнению Морошкиной М.В., приграничные регионы РФ в сложившейся политической ситуации, в контексте введенных санкций оказались в особом положении, которое сопровождается сокращением уровня внешнеэкономической активности и изменением основных направлений экономического развития. На основе данных Росстата выполнена оценка экономического развития и процессов дифференциации приграничных регионов СЗФО. Данный подход дает возможность спрогнозировать направления дальнейшего роста региона [13], [11], [12].
По результатам исследований Васильевой В.В. разработана комплексная методика, включающая экономическую и правовую оценки влияния фактора приграничного положения на показатели развития территории. Доказано, что фактор приграничного положения с точки зрения экономико-правового регулирования может интенсифицировать как риски, так и возможности для развития. Сделан вывод, подтверждающий, что настоящая геополитическая обстановка приведет к значительной трансформации правовых и экономических условий [3], [2].
Чистов С.Ю., рассматривая модель внешнеэкономических отношений, сложившуюся в приграничных регионах северо-запада РФ еще до начала военных действий, показывает, что основным продуктом экспорта являются ресурсы и продукция с низкой степенью переработки. Данная торговая политика не способствовала развитию экономики приграничных регионов и рассматривалась как источник ресурсов и рынок сбыта конечной продукции [17].
Анализируя Стратегию пространственного развития РФ, Зубаревич Н.В. доказывает, что по сравнению с ранее принятыми положениями она имеет концептуальные преимущества, однако в существующих экономических условиях не решает ключевых проблем [16, 5].
С точки зрения Хмелева, Г. А., приграничное положение не дает однозначного преимущества российским регионам при осуществлении внешних связей, даже является определенным препятствием для развития торговых отношений [19].
Целью представленного исследования является поиск путей формирования моделей социально-экономического развития приграничных российских регионов в новых макроэкономических условиях.
Научная новизна исследования - Оценка институциональных предпосылок для переориентации российского бизнеса на внутренние рынки сбыта.
Авторская гипотеза
Новая торговая политика, включающая переориентацию бизнеса российского приграничья на внутренние рынки сбыта, является шансом для перехода промышленных компаний к российским технологическим решениям.
Методология исследования включает социологическое обследование (срок проведения - 2023г.) поведения бизнеса на территории Республики Карелия. В рамках исследования сформирована и зарегистрирована База данных «Оценка роли бизнес-структур в реализации концепции устойчивого развития регионального сообщества Республики Карелия» [1]. Массив данных включает в себя 5%-ю выборку из генеральной совокупности, актуальной на конец 2023 года, по всем предприятиям Республики Карелии с учетом определённых индикаторов в системе ОКВЭД. Основной метод сбора данных - стандартизированное интервью руководителей предприятий и опрос анкетного типа (табл. 1). В результате, в опросе участвовало 217 руководящих представителей различных компаний, работающих на территории Республики Карелия.
Таблица 1. Распределение ответивших предприятий по численности персонала (исследование предприятий в Респ. Карелия, 2023г..
|
Численность
персонала, чел.
|
Процент
от всех предприятий
|
|
10-49
|
50,7
|
|
50-249
|
37,8
|
|
Свыше
250
|
11,5
|
Основная часть
Учитывая, что в настоящее время РФ столкнулось с полным отказом западных фирм от взаимодействия с российскими компаниями, актуализируется разработка новой торговой политики, включающей переориентацию на другие рынки сбыта. Для поиска партнеров реализуются международные выставки (в России, Таиланде, Китае, Бразилии и Казахстане); увеличиваются объёмы и осуществляется диверсификация рынков в поддержку экспортёров; растет экспорт металлов и изделий из них в страны Азии; углубляется интеграция со странами СНГ.
Для приграничных регионов вопросы пространственного развития особенно актуальны ввиду географического расположения территорий, которое оказывает важное влияние на процесс регионального развития и в целом РФ. Сложившаяся в настоящее время геополитическая ситуация существенно осложнила социально-экономическое положение приграничных регионов РФ. Бизнес северо-запада, который последние 30 лет функционировал в тесной связке с западными компаниями, оказался в ситуации потери значительной части рынков. Сокращение уровня внешнеэкономической активности, связанной с введением санкций, потребовало смены направлений экономического развития.
В последние 5 лет в связи с геополитической ситуацией наблюдаются проблемы с экспортом продукции в страны ближайшего зарубежья. Однако, правительством РФ осуществляются меры поддержки компаний.
Анализ состояния приграничных геостратегических территорий в новых условиях позволяет определить риски их дальнейшего развития. На степень адаптации приграничных геостратегических территорий оказывают влияние структура экономики, доля экспортирующих отраслей, удаленность от западных границ. В то же время возрастают риски дифференциации приграничных геостратегических территорий восточной и западной части страны.
На территории Северо-западного Федерального округа России расположено четыре приграничных региона: Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область и Псковская область.
В соответствии с данными регионального Центра поддержки экспорта реализуемая в Мурманской области в 2024 году политика направлена на поддержку малых и средних предприятий. [20] В регионе присутствуют несколько крупных компаний, которые смогли переориентироваться на другие рынки сбыта своей продукции. В регионе поддерживаются традиционные отрасли промышленности – горнодобывающая, металлургия, рыболовство и транспорт. Компании региона участвуют в различных выставках и конкурсах. Например, в 2023 году в рамках национального проекта «Международная корпорация и экспорт» был внедрён Региональный экспортный стандарт 2.0. В 2024 году организован целый ряд различных международных выставок в России, Таиланде, Китае, Бразилии и Казахстане. В настоящее время наблюдается рост экспорта металлов и изделий из них в страны Азии.
В Ленинградской области экспортная политика направлена на увеличение объёмов и диверсификацию рынков в поддержку экспортёров. В регионе также, действует программа «Международная корпорация и экспорт», в рамках которой планируется увеличение объёмов экспорта сельскохозяйственной продукции. В основе развития политики экспорта в регионе стоит углубление интеграции со странами СНГ. В регионе действует «Реестр экспортёров», а также наложено взаимодействие с торговыми представителями РФ за рубежом. Внешнеторговый оборот Ленинградской области в 2024 году составил 10 млрд. 698.3 млн. долларов США. [2]
Экспортная политика в Псковской области в 2024 году была направлена на поддержку экспорта продукции АПК, а также - малого и среднего предпринимательства. План по экспорту продукции АПК был выполнен в размере 33.2 млн. долларов США, что почти в 2,5 раза превышало результаты 2023 годом. Более 300 компаний малого и среднего бизнеса в регионе получили поддержку, что позволило заключить 12 экспортных контрактов и достичь объёмов поддержки в размере 6,67 млн. долларов США. [3]
Республика Карелия – приграничный регион с самой протяжённой границей с Европейским Союзом. До начала пандемии COVID-19 экономические связи со странами Европы отличались высокой степенью активности. С началом специальной военной операции на Украине все связи были существенно сокращены. К сожалению, отдалённость Республики Карелия от Глобального Юга не позволяет многим не крупным компаниям восстановить свои экспортные показатели до уровня 2020 года, однако ситуация меняется.
Результаты исследований подтверждают, что Карелия является территорией высоких институциональных рисков, что обусловлено рядом факторов. Приграничное положение региона определяет одностороннюю ориентацию большей части его бизнеса на иностранного потребителя, что не только снижает внутреннюю конкурентоспособность производителей базовых отраслей в РК, но и вызывает достаточно болезненные процессы, связанные со сменой собственников. В экспорте карельских предприятий преобладает в основном необработанная или низкой степени переработки продукция (круглая древесина, железорудные окатыши, необработанное каменное сырье и др.).
В рамках данного исследования [4] ключевым является блок вопросов, связанный с экспортной политикой компаний. Среди всего массива предприятий:
- 1.4% входят в различные бизнес-группы и являются головными компаниями;
- около 19% также входят в бизнес-группы, но не являются головными компаниями;
- около 79% - самостоятельны и не принадлежат к каким-либо бизнес-группам.
Результаты опроса. На вопрос - осуществлялась ли компаниями разносторонняя экспортная деятельность в 2020-2022 годах и осуществляет ли в настоящее время (2023-2024 год), около 85% респондентов ответили отрицательно. Этот результат показывает, что с одной стороны компании Республики Карелия так и не смогли быстро восстановится после потрясений 2020 и 2022 годов, а с другой – резко изменилась геополитическая ситуация в мире.
Рисунок 1 – Распределение численности предприятий Республики Карелия по осуществлению экспортной деятельности в страны Таможенного Союза ЕАЭС и страны БРИКС. Источник: составлено авторами на основе Базы данных.
Результаты опроса показывают отрицательную динамику - экспортная политика занимает незначительную долю в общем торговом обороте компаний и продолжает снижаться (рис.1). При этом, ни одна из компаний не осуществляла экспортную деятельность за пределами Таможенного Союза ЕАЭС (ТС) и стран БРИКС с существенным (на порядок) преимуществом ТС.
Провалы в экспортной политике Республики Карелия связаны со сложной геополитической и экономической ситуацией в целом в мире и в Восточной Европе в частности. Для экономики Карелии и Северо-Запада рынки Прибалтики и Скандинавии играли важную роль. Сокращение социальных и экономических контактов худшим образом отразилось на экономике региона в целом и на состоянии предприятий, осуществляющих свою деятельность на этой территории.
Агрессивные геополитические процессы не могли не затронуть социально-экономического состояния российских компаний не только Республики Карелия, но и в целом СЗФО. Об этом свидетельствуют проблемы, которые сопровождают их последние 5 лет (рис.2).
Рисунок
2. Распределение проблем, вызванных санкционными ограничениями на деятеность
компаний 2022-2023 гг. Источник: состалвено авторами на основе Базы данных.
Наиболее болезненной проблемой является рост цен - ее испытывают почти 70% респондентов. Рост цен справоцировал проблему с поставками и проблему оплаты импортных продуктов, что в свою очередь стало причиной приостановки экспортной деятельности и оттока кадров. Экономические проблемы обострились на фоне политических, связанных с отказом зарубежными партнеров от контрактов с росстйскими компаниями.
На графике 3 отражена оценка уровня влияния санкционного режима на состояния компаний российского бизнеса.
Рисунок 3. Распредеение уровня влияния санкционных ограничений и новых условий на деятельность компании в 2022-2023гг. Источник: составлено авторами на основе Базы данных.
Складывается достаточно тревожная ситуация. В отношении санкционного режима доминирует оценка «высокий уровень влияния по всем показателям» и составляет от 54,8 до 70,1%. То есть большинство российских компаний находится в кризисной ситуации. Агрессивные геополитические процессы не могли не затронуть социально-экономического состояния российских компаний СЗФО. Об этом свидетельствуют проблемы, которые сопровождают их последние 5 лет.
Вместе с тем со стороны практически одной трети респондентов по всем показателям дается ответ – «санкционный режим не оказывает влияния», что может свидетельствовать о высоком уровне адаптации таких компаний к сложившимся условиям. Таким образом, более трети респондентов готовы к реализации новой торговой политики с учетом российских интересов. Со стороны данных российских компаний идет процесс формирования новых ответных стратегических решений, нацеленных на поддержку и развитие внутреннего рынка, что отражено на рис.4.
Рисунок 4. Распределение мер по преодолению негативных последствий, реализуемых компаниями. Источник: составлено авторами на основе Базы данных.
В результате, в опросе участвовало 217 руководящих представителей различных компаний, работающих на территории Республики Карелия.
Анализ социологических данных опроса предприятий Республики Карелия позволил сделать следующие выводы.
Экспортная политика занимает незначительную долю в общем торговом обороте компаний и продолжает снижаться. Наиболее болезненной проблемой является рост цен, который справоцировал проблему с поставками и проблему оплаты импортных продуктов, что в свою очередь стало причиной приостановки экспортной деятельности и оттока кадров.
Экономические проблемы обострились на фоне политических, связанных с отказом зарубежными партнеров от контрактов с росстйскими компаниями. Из-за установления санкционного режима большинство российских компаний находится в кризисной ситуации.
Вместе с тем оформился позитивный тренд – более трети респондентов готовы к реализации новой торговой политики с учетом российских интересов. Со стороны данных российских компаний идет процесс формирования новых ответных стратегических решений, нацеленных на поддержку и развитие внутреннего рынка.
Именно сложившаяся современная геополитическая ситуация может стать мощным стимулом для развития внутренних рынков со стороны российских компаний. То есть появился шанс для перехода наших промышленных компаний к российским технологическим решениям. Данная направленность в свою очередь открывает возможности для развития полноценной производственной базы, включая помимо добычи сырья, собственное оборудование и комплектующие.
К сожелению, согласно данных проведенного опроса, лишь 7% компаний ориентированы на локазилацию производсва нужного сырья, оборудования и комплектующих. Кроме того, совршенно отсутствует взаимодействие компний с российскими научными организациями и ВУЗами. Данная проблема, на наш взгляд, имеет институциональный характер. Экономика и наука, к сожалению, взаимодействуют только фрагментарно, учитывая цели конкретных групп интересов. Здесь стоит вспомнить советскую практику, когда функционирующие институты создавали условия для синхронного взаимодействия науки и промышоенности.
Вместе с тем, геополитическая ситуация обостряется, что привело не просто к сужению, а к полному прекращению экономического сотрудничества российских и западных компаний. Приграничные регионы потеряли свой приоритетный статус. На степень адаптации приграничных геостратегических регионов оказывают влияние структура экономики, доля экспортирующих отраслей, степень углубления интеграции со странами СНГ.
Данные проблемы ставят перед властью и бизнесом задачи по поиску новых не только тактических, но и стратегических решений. В этом ряду стоят решения, связанные с увеличением объёмов и диверсификацией рынков в поддержку экспортёров; поддержкой малых и средних предприятий; поддержкой экспорта продукции АПК; переориентацией на другие рынки сбыта своей продукции; поддержкой традиционных отраслей промышленности.
Заключение
В рамках проведенного исследования получены следующие конкретные научные результаты:
- осуществлен анализ современного социально-экономического состояния приграничных регионов северо-западного федерального округа Российской Федерации, который позволил выявить основные экономические проблемы, препятствующие их успешному развитию;
- разработана методика оценки проблем, препятствующих развитию приграничных регионов СЗФО РФ, включающая разработку анкетного листа, который отражает проблемы и перспективы развития данных территорий в условиях геополитических потрясений;
- осуществлен сбора данных на основе стандартизированного интервью руководителей предприятий и опроса анкетного типа. В опросе участвовало 217 руководящих представителей различных компаний, работающих на территории Республики Карелия;
- сформирована и зарегистрирована База данных «Оценка роли бизнес-структур в реализации концепции устойчивого развития регионального сообщества Республики Карелия»;
- осуществлен экономико-социологический анализ поведена бизнес-компаний Республики Карелия в условиях полного прекращения экономического сотрудничества российских и западных компаний.
Сделан вывод том, в настоящее время начали оформляться предпосылки, запускающие процессы формирования со стороны Российской Федерации новых ответных стратегических решений, нацеленных на поддержку и развитие внутреннего рынка.
[1] Морозов А.А., Морозова Т.В. Свидетельство о регистрации базы данных №2024621823, 25.04.2024.
[2] По данным Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
[3] По данным Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области.
[4] Морозов А.А., Морозова Т.В. Свидетельство о регистрации базы данных №2024621823, 25.04.2024.
Источники:
2. Васильева А.В., Морошкина М.В. Инвестиционная открытость российских регионов: трансформация во времени и влияние приграничного положения // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 4. – c. 377-394. – doi: 10.17072/1994-9960-2024-4-377-394.
3. Васильева А.В., Морошкина М.В. Влияние фактора приграничного положения на экономические системы российских регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – № 3(77). – c. 56-69. – doi: 10.37614/2220-802X.3.2022.77.004.
4. Дружинин П.В. Особенности развития приграничных регионов // Регионология. – 2017. – № 2(99). – c. 200-216.
5. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – c. 135-145. – doi: 10.32609/0042-8736-2019-1-135-145.
6. Колмакова Е.М., Колмакова И.Д., Дегтярева Н.А. Пространственное развитие региона в контексте стратегии социально-экономического роста // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 3(413). – c. 30-37.
7. Кузнецов А.В., Кузнецова О.В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Балтийский регион. – 2019. – № 4. – c. 58-75. – doi: 10.5922/2079-8555-2019-4-4.
8. Кузнецов С., Межевич Н. Региональная политика государства: поиск научных основ // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 8. – c. 8-15.
9. Кузнецов С.В., Межевич Н.М., Лачининский С.С. Пространственные возможности и ограничения модернизации российской экономики: пример Северо-западного макрорегиона // Экономика региона. – 2015. – № 3(43). – c. 25-38. – doi: 10.17059/2015-3-3.
10. Межтерриториальное неравенство: проблема или драйвер развития. / Материалы VI Международного симпозиума по региональной экономике. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2021. – 427 c.
11. Морошкина М.В., Васильева А.В. Влияние фактора приграничного положения на производственные подсистемы регионов Российской Федерации // Друкеровский вестник. – 2022. – № 4(48). – c. 154-164. – doi: 10.17213/2312-6469-2022-4-154-164.
12. Морошкина М.В. Динамика различий подушевого ВРП приграничных регионов России и Финляндии // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2020. – № 3. – c. 66-73. – doi: 10.18287/2542-0461-2020-11-3-66-73.
13. Морошкина М.В. Социально-экономическая дифференциация приграничных регионов СЗФО: факторный анализ // Друкеровский вестник. – 2023. – № 2(52). – c. 221-228. – doi: 10.22363/2313-2329-2022-30-4-562-576.
14. Окрепилов В.В. Составляющие экономики качества как фактор повышения качества планирования развития территории // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2021. – № 3(66). – c. 52-60. – doi: 10.52897/2411-4588-2021-3-52-60.
15. Синенко П.В. Особенности социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 12А. – c. 18-25.
16. Хмелева Г.А., Костромин К.О., Скреблов Н.И. Современное состояние и риски развития приграничных геостратегических территорий // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 1. – doi: 10.15862/64ECVN123.
17. Чистов С.Ю. Формирование системы показателей социально-экономического развития регионов РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 6(98). – c. 32-36. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-pokazateley-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rf.
18. Gluschenko K. Spatial pattern of Russia’s market integration // Spatial Economic Analysis. – 2021. – № 4. – p. 449-470. – doi: 10.1080/17421772.2021.1898666.
19. Zubarevich N.V., Safronov S.G. People and Money: Incomes, Consumption, and Financial Behavior of the Population of Russian Regions in 2000–2017 // Regional Research of Russia. – 2019. – № 4. – p. 359-369. – doi: 10.1134/S2079970519040129.
20. Центр поддержки экспорта Мурманской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.export51.ru.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:29
Download PDF | Downloads: 6
Peculiarities of export policy in the cross-border regions of the north-western part of the Russian Federation
Morozov A.A., Kozyreva G.B., Morozova T.V.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article analyzes the problems and prospects of socio-economic development of the Russian cross-border regions of the North-Western Federal District in the context of the breakdown of economic relations and the refusal of Western firms to interact with Russian companies.
The article develops a methodological approach to assess the behavior of Russian businesses in new macroeconomic conditions (sanctions restrictions, rising prices for raw materials, equipment, and the transition to new technological solutions).
A sociological survey of business behavior in the territory of one of the cross-border regions of Russia, the Republic of Karelia, was conducted. An array of data has been generated, which includes a 5% sample from the general population, relevant for the end of 2023 for all companies in the region. The data collection method is a standardized interview of business executives and a questionnaire-type survey. Based on the survey results, the Database "Assessment of the role of business structures in the implementation of the concept of sustainable development of the regional community of the Republic of Karelia" was registered. An institutional analysis of the behavior of Russian business in the context of the termination of business operations by Western partners has been carried out. The results of the study actualize the development of a new trade policy, including the reorientation of Russian business to domestic markets. Such a policy is a chance for industrial companies to switch to Russian technological solutions. It is concluded that the current geopolitical situation can become a powerful incentive for the development of domestic markets by Russian companies. The results of the study can serve as an information base for the regional authorities of the Russian cross-border region, as well as for students of economics and sociology.
Keywords: border-zone, world economy, export policy, business activity
Funding:
Источник финансирования: Материал подготовлен в рамках работы над Государственным заданием КарНЦ РАН №FMEN-2022-0001 «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».
JEL-classification: L20, L26, F01, F02
References:
Inter-territorial inequality: a problem or a driver of development (2021). Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN.
Bufetova A.N., Kolomak E.A. (2017). National diversity in Russian regions. Eco. (4(514)). 110-123.
Chistov S.Yu. (2011). Formation of system of indicators of social and economic development of regions the Russian Federation. Tambov university reports. Series: Humanities. (6(98)). 32-36.
Druzhinin P.V. (2017). Features of development of the near-border regions. Regionology. 25 (2(99)). 200-216.
Gluschenko K. (2021). Spatial pattern of Russia’s market integration Spatial Economic Analysis. 16 (4). 449-470. doi: 10.1080/17421772.2021.1898666.
Khmeleva G.A., Kostromin K.O., Skreblov N.I. (2023). Current state and risks of development of border geostrategic territories. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 (1). doi: 10.15862/64ECVN123.
Kolmakova E.M., Kolmakova I.D., Degtyareva N.A. (2018). Spatial development of the region in the context of the strategy for socio-economic growth. Bulletin of Chelyabinsk State University. (3(413)). 30-37.
Kuznetsov A.V., Kuznetsova O.V. (2019). The changing role of border regions in the regional policies of the EU and Russia. The Baltic region. 11 (4). 58-75. doi: 10.5922/2079-8555-2019-4-4.
Kuznetsov S., Mezhevich N. (2015). Regional policy of the state: in search for scientific base. Theoretical and Practical Aspects of Management. (8). 8-15.
Kuznetsov S.V., Mezhevich N.M., Lachininskiy S.S. (2015). The spatial recourses and limitations of the Russian economy modernization: the example of the North-West macro region. Economy of the region. (3(43)). 25-38. doi: 10.17059/2015-3-3.
Moroshkina M.V. (2020). Dynamics of grp per capita differences between the border regions of Russia and Finland. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. 11 (3). 66-73. doi: 10.18287/2542-0461-2020-11-3-66-73.
Moroshkina M.V. (2023). Socio-economic differentiation of the border regions of the nwfd: factor analysis. Drukerovskij vestnik. (2(52)). 221-228. doi: 10.22363/2313-2329-2022-30-4-562-576.
Moroshkina M.V., Vasileva A.V. (2022). Influence of the border factor on the production subsystems of the regions of the Russian Federation. Drukerovskij vestnik. (4(48)). 154-164. doi: 10.17213/2312-6469-2022-4-154-164.
Okrepilov V.V. (2021). Components of the economics of quality as a factor of increasing the quality of planning for the development of a territory. Scientific Journal «Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development». (3(66)). 52-60. doi: 10.52897/2411-4588-2021-3-52-60.
Sinenko P.V. (2016). Features of the socio-economic development of the far north and the arctic zone of the Russian Federation. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 6 (12A). 18-25.
Vasileva A.V., Moroshkina M.V. (2022). Influence of the border factor on the economic systems of the Russian regions. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 25 (3(77)). 56-69. doi: 10.37614/2220-802X.3.2022.77.004.
Vasileva A.V., Moroshkina M.V. (2024). Investment openness of the Russian regions: transformations over time and influence of the border location. Perm University Herald. ECONOMY. 19 (4). 377-394. doi: 10.17072/1994-9960-2024-4-377-394.
Zubarevich N.V. (2019). Spatial development strategy: priorities and instruments. Voprosy Ekonomiki. (1). 135-145. doi: 10.32609/0042-8736-2019-1-135-145.
Zubarevich N.V., Safronov S.G. (2019). People and Money: Incomes, Consumption, and Financial Behavior of the Population of Russian Regions in 2000–2017 Regional Research of Russia. 9 (4). 359-369. doi: 10.1134/S2079970519040129.
