Креативные кластеры как фактор развития регионального туризма
Пермякова Т.В.
, Чуркина П.Г.
, Копалова О.С.![]()
1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия
2 ООО «Королевство Путешествий», Екатеринбург, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989514
Аннотация:
В условиях особого внимания к внутреннему туризму актуальным является поиск новых форм и способов его развития. В статье анализируется потенциал и возможности креативных кластеров в развитии регионального туризма. Показано место креативных кластеров в структуре креативной экономики, обусловленность их возникновения и функционирования развитием креативных индустрий, раскрыты специфические черты и особенности креативных кластеров как инновационных форм организации бизнеса, их экономическая, культурно-досуговая, политико-идеологическая и другие функции. По результатам экспертного опроса представителей креативных кластеров Екатеринбурга и Свердловской области выявлен их значимый туристский потенциал, наличие определенного интереса со стороны местного сообщества и туристов. Наряду с этим обозначены проблемы, тормозящие процессы интеграции креативных кластеров в индустрию туризма, обусловленные низким уровнем информированности потенциальных туристов о креативных кластерах, неготовностью туристских предприятий к тесному взаимодействию с новыми структурами. Сделан вывод о важной и перспективной, но пока второстепенной роли креативных кластеров в развитии регионального туризма. Статья может представлять интерес для специалистов туристской отрасли, предпринимателей в сфере креативных индустрий
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, креативный кластер, туристский потенциал, региональный туризм
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
Креативные кластеры как форма организации бизнеса в сфере креативных индустрий появились в России в начале 2000-х, но широкое распространение в нашей стране получили в последние несколько лет, выступая центрами притяжения для творческих людей и предпринимателей, способствуя оживлению городской среды, созданию новых рабочих мест и формированию бренда территории.
Актуальность изучения креативных кластеров применительно к сфере туризма обусловлена рядом тенденций. Во-первых, наблюдается устойчивый рост интереса к внутреннему туризму, который стал особенно актуален в условиях глобальных изменений и ограничений на международные поездки. Туристы стремятся открывать новые направления внутри страны, исследуя её культурное разнообразие и историческое прошлое, что в значительной степени аккумулируют в себе креативные кластеры. Во-вторых, туристы все чаще отказываются от массовых видов туризма, стандартных туристических маршрутов и турпродуктов в пользу получения уникальных и необычных впечатлений, в том числе и посредством собственного активного участия. Креативные кластеры предоставляют такие возможности, предлагая разнообразные выставки, мастер-классы, тематические фестивали и другие интерактивные мероприятия, связанные с учетом местных особенностей.
Однако со стороны потребителей нет полного понимания специфики и значения этой формы организации социального пространства. Существует недостаток информации о том, как эти пространства функционируют и как они могут влиять на развитие регионального туризма. Это создает определенные барьеры для их дальнейшего развития и интеграции в туристическую сферу. Авторская гипотеза, предложенная в статье, заключается в том, что системная интеграция креативных кластеров Екатеринбурга и Свердловской области в региональную туристскую инфраструктуру с использованием методик кластерного менеджмента позволит раскрыть их латентный туристский потенциал. Преодоление фрагментарности использования креативных кластеров в туриндустрии приведет к их трансформации из локальных культурных центров в стратегические компоненты единой туристско-рекреационной системы региона. Цель исследования – на основе теоретического и эмпирического анализа современных экономический и социокультурных тенденций показать место и роль креативных кластеров как элемента креативной экономики и креативных индустрий, их потенциал и возможности для развития регионального туризма. Методология исследования построена на анализе и синтезе теоретических положений и идей, объединенных фокусом креативности и лежащих в основе ряда предметно-исследовательских полей – креативной экономики, креативных индустрий, креативных кластеров. Методологически важной является идея об отнесении туризма к креативным индустриям и возможности включения потенциала креативных кластеров в туристский продукт. Для изучения новых явлений, не имеющих массового распространения, в эмпирико-прикладном аспекте наиболее релевантной является качественная стратегия, не требующая статистически значимого объема респондентов. Для эмпирического исследования проблемы был использован метод полуформализованного экспертного интервью, в котором весной 2025 года приняли участие по одному представителю шести (из восьми имеющихся) креативных кластеров Екатеринбурга и Свердловской области. Формат полуформализованного интервью позволил выявить спектр индивидуальных мнений экспертов по изучаемой проблеме, проанализировать конкретный уникальный опыт каждого креативного кластера, его место в туристской инфраструктуре и туристский потенциал. Критерии отбора экспертов: принадлежность к менеджменту (руководители и управляющие), опыт работы в сфере креативных индустрий и креативных пространств более трех лет, высшее образование.
Креативность как атрибут современных социальных процессов все больше привлекает внимание исследователей. Концепт креативных (творческих) индустрий в философском и культурологическом аспектах применительно к российским реалиям весьма основательно разработан Е.А. Дробышевой [9, с. 7-12], Е.В. Зеленцовой [11, с. 190-199], А.Я. Флиером [26, с. 88-103], В.Ю. Яковлевым [28, с. 14-27] и другими авторами. Креативности как ресурсу экономического развития и обоснованию туризма как креативной индустрии посвящены исследования С.К. Волкова [7, с. 2153-2162], Т.В. Пермяковой и М.А. Пикова [20, с. 90-92]. На основе анализа взаимосвязи креативности и туризма О.Н. Астафьева и А.Ю. Смирнова [2, с.117-131], Д.М. Кумова [17, с. 91-94,], Р.И. Сухов [23, с. 7-13] акцентируют необходимость интеграции креативных пространств в туристскую отрасль и включение их ресурсов в туристский продукт.
Креативные кластеры, несмотря на новизну все чаще становятся объектом научного анализа. Основной исследовательский фокус сосредоточен на изучении возможностей и потенциала креативных кластеров в формировании туристской привлекательности различных территорий России, их места и роли в культурном развитии региона и влиянии на региональную экономику. Этот аспект представлен в работах Л.А. Василенко, Л.В. Богдановой и И.Ю. Каримовой [6, с. 62-75], Т.Н. Григоренко [8, с. 109-114.], З.Ю. Желниной и Е.Ю. Терещенко [10, с. 226-230], О.Н. Левшиной [18, с. 208-211], Е.Р. Хакимовой [27, с. 121-124]. А.Д. Бусалова [5, с. 4215-4224], Н.В. Карпова и В.В. Меленкин [13, с. 13-17] осмысливают процесс формирования креативных кластеров как инновационных форм организации бизнеса в поле креативной экономики, их современное состояние, потенциал и перспективы развития. Вопросы административно-управленческой практики в сфере культурного туризма и креативных кластеров затрагивает в своих исследованиях А.Ю. Смирнова (22, с. 409-412).
Не менее важным аспектом в сегодняшней ситуации является изучение проблем и барьеров, ограничивающих и тормозящих функционирование и развитие креативных кластеров как новых структур креативной экономики, что находится в фокусе исследовательского интереса М. В. Бундина и Е. В. Ширеевой [4, с. 205-216], С.А. Кирилловой и Д.С. Орловой [14, с. 28-35] и других авторов.
Таким образом, креативные кластеры являются новым и не до конца изученным явлением, представляющим интерес как для научного исследования, так и использования их потенциала в реальной практике туристской деятельности.
Креативные кластеры в структуре креативной экономики
В современном мире экономическая деятельность с каждым годом становится все более разнообразной, на смену индустриальным процессам пришли новые, основанные на использовании информационных ресурсов в создании товаров и услуг. Масштабность процессов глобализации, интеграции и унификации в экономической сфере привели к ситуации пресыщения потребителя массовым продуктом, росту потребности в нестандартных товарах и услугах, позволяющих выделяться среди других. Новая экономическая ситуация и изменившиеся потребности способствовали появлению креативной экономики.
Креативная экономика является динамично развивающимся сектором мировой экономики. В последнее десятилетие она становится все более заметной в силу своего потенциала создания рабочих мест, стимулирования инноваций и увеличения конкурентоспособности государств. Создатели «Атласа креативных кластеров» определяют креативную экономику как «новый вид постиндустриальной несырьевой экономики, где главную роль играют знания, человеческий капитал, творческий подход» [3, с. 12]. Таким образом, ресурсами такого типа экономики являются интеллектуальные и творческие способности людей, которые в процессе экономической деятельности преобразуются в инновационный товар или услугу.
Главным компонентом в структуре креативной экономики являются креативные индустрии, играющие немаловажную роль в экономическом развитии страны. Российское законодательство определяет креативные индустрии как экономическую деятельность, непосредственно связанную «с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью» [25].
В России в настоящее время сектор креативных индустрий недостаточно реализован в сравнении с зарубежными странами. «Средняя доля сектора творческих (креативных) индустрий в мировом ВВП составляет 6,6 процента, в развитых странах эта доля достигает 8-12 процентов при среднегодовом росте в 15 процентов, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики» [15, с. 5]. В Российской Федерации эта доля составляет лишь 2,23 процента [там же].
Однако экономическая и правовая ситуация меняется. В Федеральном законе «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», принятом в августе 2024 года, ставится цель создания единого реестра субъектов креативных индустрий и определяются критерии для отнесения объектов к креативным кластерам. Дальнейшее развитие креативных индустрий во многом зависит от этих инициатив, реализация которых позволяет прогнозировать увеличение количества субъектов креативных индустрий в ближайшие годы, а также рост их вклада в ВВП.
Площадки, на которых функционируют креативные индустрии, имеют самые разнообразные названия: арт-центр, арт-кластер, лофт-пространство, креативный кластер, арт-лофт, дизайн-завод, центр креативных индустрий, креативный хаб и множество иных вариантов и версий [24, с. 171]. Однако для развития креативной экономики особым значением обладают креативные кластеры, как наиболее крупные и многофункциональные объекты, позволяющие организовать процесс обмена знаниями, умениями и навыками между специалистами сферы креативных индустрий, местным населением, туристами.
Следует отметить, что креативные кластеры в большей мере ставят перед собой цель получение прибыли в отличие от других креативных пространств, для которых приоритетными являются духовное развитие людей и организация их культурно-досуговой деятельности. Акцент на экономической составляющей креативных кластеров в перспективе позволит повысить уровень устойчивости креативной экономики и престижа творческих профессий, а значит привлечь в профессиональную сферу больше заинтересованной молодежи, уверенной в достаточном уровне оплаты труда.
В нормативных документах Российской Федерации термин креативный кластер впервые появился в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.», где он определяется как «взаимосвязанные организации и предприятия, размещенные на территории компактно расположенных объектов недвижимости. Креативные кластеры развиваются управляющей компанией под единым брендом и объединяют резидентов (арендаторов) из секторов творческих (креативных) индустрий, субъектов творческого (креативного) предпринимательства в целом, имеют необходимую инфраструктуру для творческой и (или) предпринимательской деятельности, являются центром для создателей и потребителей творческого продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия» [15, с. 2].
Вступление в силу Федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» в 2025 году окончательно закрепило правовой статус данного понятия креативной сферы. В законе креативный кластер определяется как «территория, на которой расположены объекты недвижимости и необходимая инфраструктура, используемые для осуществления деятельности субъектами креативных индустрий и иными лицами, деятельность которых направлена на создание условий для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий, и существуют условия для создания, продвижения на внутреннем и внешнем рынках, распространения и (или) реализации креативных продуктов и развития человеческого потенциала» [25]. Обе приведенные дефиниции четко обозначают функциональную и структурную взаимосвязь креативного кластера с креативными индустриями.
Иное определение понятия можно встретить в работах отечественных ученых. Креативные кластеры – «это пространства для объединения и взаимодействия малых и средних предпринимателей, иных субъектов, целью деятельности которых является создание продукции с привлечением творческих специалистов, вывод такой продукции на рынок» [24 с. 174]. В этом определении акцентируется в первую очередь роль данной формы организации для представителей малого и среднего бизнеса, для которых выход на российский и региональный рынок может быть осложнен различными факторами, такими как недостаток финансирования, отсутствие необходимых связей или ресурсов, а также высокой конкуренцией со стороны крупных компаний.
Креативные кластеры образуются в основном на территории недействующих промышленных предприятий, которые остались без возможности дальнейшего развития при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Таковыми могут служить заводы, фабрики, типографии и т.д. В таком случае арендная плата существенно меньше по сравнению с новыми коммерческими помещениями, что делает их привлекательнее для стартапов и творческих инициатив. Эта особенность размещения креативных кластеров обуславливает и рост их популярности в обществе, учитывая их экологическую целесообразность: для их функционирования не требуется застраивать новые территории, что в условиях высокой урбанизации является значительным преимуществом по сравнению с торгово-развлекательными центрами, выполняющими схожие функции. Важно отметить, что сфера креативных индустрий создает неисчерпаемые нематериальные блага, производство которых наносит минимальный вред окружающей среде. С содержательной точки зрения специфический признак креативных кластеров заключается в том, что его представители (резиденты) имеют полную свободу творческого самовыражения, а также возможность самостоятельно формировать и обустраивать пространство [1, с. 49].
Учитывая приведенные особенности можно говорить о том, что креативный кластер представляет собой экосистему, в которой обязательно должно быть ядро, притягивающее новых субъектов экономической деятельности, а также предоставляющее условия для продуктивного взаимодействия между участниками. В креативной экономике это ядро может состоять из ведущих компаний, исследовательских институтов или организаций сферы культуры.
Для более полного понимания сути креативных кластеров необходимо обозначить их характерные черты непосредственно в секторе креативных индустрий. М. В. Бундин и Е. В. Ширеева таковыми считают содержательную близость творческой деятельности входящих в креативный кластер участников; общность площадки деятельности; правовую автономию субъектов; наличие управляющей компании, обладающей статусом юридического лица [4, с. 207-208].
Кроме рассмотренных особенностей в отечественной практике отмечается мультифункциональность таких пространств, под которой подразумевается, во-первых, разнообразная деятельность каждого резидента в рамках своего бизнес-направления. Во-вторых, важно, чтобы инфраструктура кластера была организована с учетом эргономики: пространство должно быть удобным для работы и отдыха и одновременно обеспечивать доступ к различным услугам – от кафе и зон отдыха до образовательных и культурных мероприятий. Это создает среду с независимыми друг от друга процессами, которые способствуют эффективному взаимодействию всех субъектов, находящихся на территории.
Для понимания роли креативных кластеров обозначим их функции. Экономическая функция креативных кластеров заключается в увеличении числа рабочих мест, в т.ч. и для наиболее уязвимых слоев населения: молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья, женщин с детьми. В целом деятельность креативных кластеров способствует устойчивому развитию региональной экономики, активизирует ее творческий потенциал, тем самым усиливая туристскую привлекательность территории.
Наиболее очевидной является культурно-досуговая функция креативных кластеров. Организованные ими мероприятия удовлетворяют познавательные, творческие, профессиональные, рекреационные и другие потребности как местных жителей, так и туристов [16, с. 257]. В процессе деятельности резидентов могут создаться новые объекты культуры и науки, способствующие научному и технологическому прогрессу. Немаловажной является коммуникативно-интегративная функция, заключающаяся в возможности общения между различными городскими сообществами, резидентами как друг с другом, так и с посетителями.
Значимость креативных кластеров реализуется и в политико-идеологической функции. Политическая поддержка креативных кластеров способствует улучшению имиджа власти, так как демонстрирует её готовность инвестировать в инновации и культурное развитие. Это создает у граждан ощущение, что их интересы учитываются, что, в свою очередь, повышает уровень доверия к государственным институтам. Кроме того, успешные креативные кластеры могут стать платформой для выявления и поддержки новых лидеров мнений и социальных движений, что способствует формированию гражданского общества. Это взаимодействие между властью и креативными сообществами может привести к разработке новых законодательных инициатив, направленных на поддержку творчества и инноваций. В результате, креативные кластеры становятся не только центрами культурной жизни, но и важными катализаторами политических изменений.
Креативные индустрии России в настоящее время в основном сосредоточены в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, где есть необходимые ресурсы и рынок сбыта креативного продукта [12]. Их функционирование оказывается влияние на различные стороны жизнедеятельности территории, в т.ч. и на туризм.
Эксперты о роли креативных кластеров Свердловской области в развитии туризма
Свердловская область представляет собой динамично развивающийся регион в сфере креативной экономики. Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, Свердловская область в период с 2023 по 2024 год достигла значительного прогресса, поднявшись с 10-го на 5-е место в Рейтинге креативных регионов России [21, с. 14]. Этому способствовали изменения показателей в тематических разделах «Экономика креативных индустрий» и «Поддержка креативных индустрий». Произошел рост активов креативных индустрий, доли занятых и обучающихся в данной сфере, а также улучшение нормативно-правовой и организационной базы.По состоянию на конец 2024 года на территории Екатеринбурга и Свердловской области созданы и функционируют 8 креативных кластеров: «Домна» (Екатеринбург), «Л52» (Екатеринбург), «Центр города» (Екатеринбург), «В черной» (Черноисточинск), «Лето на заводе» (Сысерть), «Самородок» (Нижний Тагил), «Нити-нити» (Арамиль), «Гор.Н» (Новоуральск) [19].
В какой степени креативные кластеры Екатеринбурга и области включены в сферу туризма? Могут ли их ресурсы и потенциал быть использованы для развития регионального туризма?
Для ответа на эти вопросы было проведено прикладное эмпирическое исследование с использованием метода полуформализованного экспертного интервью. В интервью приняли участие шесть представителей менеджмента креативных кластеров: «Домна», «Л52», «Центр города», «В Черной», «Самородок» и «Нити-нити».
Одной из задач исследования было выявление отношения населения к креативным кластерам и их влияние на развитие туризма в регионе. В основном эксперты оценивают информированность населения Свердловской области на низком уровне: население очень сложно, очень плохо информировано о креативных кластерах [1](Э1), низкая, считаю (Э5). Помимо этого, отмечается, что люди могут знать о площадке как музее, доме культуры, месте досуга, но они не понимают, что это креативный кластер, поскольку данное понятие до сих пор недостаточно используется в повседневной жизни: Люди Арамили, они знают про фабрику, но они не понимают, что это кластер (Э4). Для обычного человека нет ещё такого понимания, что это такое и зачем это нужно (Э2). Но про нас тоже, очень много народу приходит “О, че мы не знали, что здесь такое есть? Что это такое?”(Э1). Недостаточная информированность обусловлена тем, что креативные кластеры является новым явлением в России, только начинающим привлекать различных стейкхолдеров. Один из экспертов отмечает, что отрасль ещё не готова для того, чтобы все про неё знали (Э3).
При этом креативными кластерами активно используются такие каналы связи с целевой аудиторией, как социальные сети ВКонтакте и Телеграм, платформа Яндекс Дзен, официальные сайты собственные и партнёров, а также новости и статьи в СМИ. Платной рекламой пользуется лишь один креативный кластер: ...и платную рекламу для публикации освещения наших массовых мероприятий (Э3).
Несмотря на низкую информированность населения о креативных кластерах, по мнению экспертов, таким пространствам удалось найти свою целевую аудиторию, среди которой креативные кластеры востребованы: на самом деле достаточно востребовано (Э6). На основе ответов экспертов можно составить социальный портрет посетителя креативного кластера. Это преимущественно молодежь: мы работаем с молодежью (Э2), мужской и женский пол, тут гендерного деления я не могу провести, от 18 до 40 я бы выделил (Э6). Это человек, который интересуется различными креативными индустриями, творчеством, урбанистикой, дизайном (Э6) и хочет самореализоваться через творческую деятельность, обычно учится где-либо в высшем учебном заведении, либо … среднем специальном (Э2). Помимо этого, отмечается, что креативные кластеры востребованы не только у местных жителей, но и туристов: нашим кластером интересуются туристы (Э3), одиночные туристы, туристы, которые приезжают организационными группами… семьи с детьми приезжают (Э4). Отсюда следует вывод, что недостаточная информированность населения Свердловской области о креативных кластерах, связанная с новизной данного явления в России, не мешает этим пространствам находить свою целевую аудиторию. Креативные кластеры активно используют современные каналы коммуникации для привлечения посетителей, среди которых преобладает молодежь. Кроме того, кластеры вызывают интерес не только у местных жителей, но и у туристов, что подчеркивает их востребованность и потенциал для дальнейшего развития в регионе.
Креативные кластеры, по оценкам экспертов, обладают большим туристским потенциалом: у нас высокий (Э6). Составляющими туристского потенциала креативных кластеров служат как сами здания, так и их событийное наполнение. Креативные кластеры расположены в зданиях, обладающих культурной и архитектурной значимостью – это объекты авангарда и конструктивизма: у нас памятник архитектуры, авангард, конструктивизм, дом-коммуна (Э1), у нас, наверное, именно архитектура важна (Э2); а также сохранившиеся заводские сооружения, обладающие исторической ценностью: старинное здание, заводское (Э3), здание нашей фабрики – это практически единственное сохранившееся архитектурное строение на Среднем Урале того времени (Э4).
Креативные кластеры организуют различные типы мероприятий, которые могут быть интересны туристу: спектакли, экскурсии, фестивали, ярмарки, мастер-классы, позволяющие получить новый опыт, зачастую связанный с местной, уральской спецификой: проходит программа выходного дня и уникальные фестивали, связанные с местом (Э3), проводим текстильные ярмарки … и дизайнерские показы одежды наших арамильских дизайнеров (Э4), был ночной фестиваль лиминального звука (Э2).
Важным элементом привлечения туристов является наличие сувенирной продукции и товаров уральских мастеров, которые предлагают туристам уникальные изделия, отражающие самобытную историю региона. В креативных кластерах Свердловской области расположены шоу-румы и магазины в которых можно приобрести такие товары: арамильский платок, арамильский пряник и множество других (Э4), могут приехать сюда за сувениркой, какую-то чисто локальную тагильскую историю купить и увезти (Э5), представлены товары, исключительно сделанные на Урале (Э6). Это создает дополнительную ценность для посетителей, позволяя им не только наслаждаться культурными мероприятиями, но и уносить с собой частичку Урала. Следовательно, креативные кластеры имеют все шансы стать важным центром притяжения для туристов, способствуя развитию как местной экономики, так и культурного обмена.
Несмотря на большой туристский потенциал не всем креативным кластерам удается в полной мере взаимодействовать со сферой туризма. Лишь половина представителей креативных кластеров отметили, что активно взаимодействуют с туристскими организациями: работаем с Департаментом развития туризма, с Центром развития туризма, с организаторами туристических групп, туроператорами (Э3), мы работаем с несколькими туристическими агентствами, в основном это Екатеринбург (Э4), Департамент туризма проводит у нас также свои мероприятия (Э6). Другая половина отмечает сложности с привлечением туристских организаций: по факту нету этой смычки, потому что у нас организация бюджетная, а туристические агентства, они все коммерческие (Э1), только частные экскурсоводы (Э2). Эти сложности заключаются в том, что на данный момент ввиду низкой информированности потенциальных посетителей турфирмам выгоднее предлагать маршруты, включающие традиционные и привычные достопримечательности. Как отметил один из экспертов, у них есть наработанные маршруты, им сложно меняться, зачем им искать что-то другое, если Ганина Яма и так хорошо продается (Э1). Это подчеркивает существующую проблему: туристские организации часто предпочитают работать с проверенными маршрутами, что затрудняет внедрение новых инициатив и проектов, предлагаемых креативными кластерами. В результате, креативные кластеры могут оставаться в тени более популярных туристских направлений, что ограничивает их возможности для роста и развития. Следовательно, для успешного вовлечения креативных кластеров в туристскую сферу необходимо повышать информированность о них и их предложениях, а также развивать сотрудничество с туристскими организациями, чтобы создать более разнообразные и привлекательные маршруты для посетителей.
В связи с тем, что часть креативных кластеров активно вовлечена в сферу туризма, а часть нет, оценка влияния креативных кластеров на формирование туристской привлекательности и имиджа региона разделяется между высокой и низкой: напрямую влияют на привлекательность (Э6) и очень слабая (Э5), что говорит о том, что существует значительная разница в восприятии их роли. Креативными кластерами, представляющими наибольший интерес для развития туризма, являются «Домна», «В Черной», «Л52», «На заводе», поскольку они расположены в местах, обладающих историко-культурной значимостью, в них представлено разнообразие креативных индустрий и проводятся уникальные массовые мероприятия.
Выводы и заключение
Теоретический анализ и результаты интервью позволяют сделать вывод о том, что креативные кластеры Свердловской области – это новое явление, получившее развитие в последние несколько лет. Они оказывают большое влияние на развитие местного сообщества, а также начинают набирать обороты в формировании туристской аттракции региона. Каждый из них имеет свои особенности, обуславливающие их высокий туристский потенциал. Креативные кластеры располагаются в местах, обладающих туристской привлекательностью, два из них входят в состав туристских кластеров. В них создана инфраструктура для комфортного пребывания туристов: предприятия общественного питания, зоны отдыха и торговые точки. Разнообразие деятельности креативных кластеров от проведения индивидуальных мастер-классов до масштабных фестивалей открывает возможности для реализации различных видов туризма. Следовательно, креативные кластеры выступают катализатором развития регионального туризма, являясь самостоятельными объектами туризма, которые можно включать в туристские продукты.
Однако, по оценкам экспертов, население области и туристы слабо информированы о креативных кластерах, они востребованы преимущественно у молодежи. Это подчеркивает необходимость активизации информационных кампаний и мероприятий, направленных на повышение интереса и вовлеченности населения в культурные и креативные инициативы региона.
Другой серьезной проблемой является слабое взаимодействие креативных кластеров с туристскими предприятиями, лишь некоторые из них интегрированы в эту сферу и сотрудничают с туристскими структурами Екатеринбурга. При улучшении взаимодействия креативных кластеров с туристскими организациями, а также благодаря поддержке со стороны государства и частного сектора их влияние на региональный туризм заметно возрастет.
На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что влияние креативных кластеров на развитие туризма в целом является положительным, однако их роль в данный момент остается второстепенной по сравнению с традиционными маршрутами и достопримечательностями. Тем не менее, с учетом растущего интереса к креативному и событийному туризму, можно предположить, что со временем значимость креативных кластеров будет возрастать. Но это произойдет при условии активного продвижения их инициатив, повышения информированности о предлагаемых услугах и создании партнерств с туристскими организациями. Только через совместные усилия можно достичь более значимого влияния креативных кластеров на формирование туристской привлекательности и имиджа региона.
[1] В приведенных курсивом цитатах интервью сохранены авторские стиль и особенности речи экспертов. Условные обозначения: Э1 – управляющий креативным кластером Л52, по совместительству сотрудник музея истории Екатеринбурга; Э2 – управляющая креативным пространством «Центр города» в Сити-центре и координатор команды Фонда городских инициатив; Э3 – руководитель проекта Креативный кластер в Черноисточинске; Э4 – руководитель музейного проекта и музейной экспозиции «Нити-нити»; Э5 – руководитель креативного кластера «Самородок»; Э6 – главный специалист Центра развития креативного предпринимательства в креативном кластере «Домна».
Источники:
2. Астафьева О.Н., Смирнова А.Ю. Культурный туризм как ресурс социально-экономического развития российских регионов // Мир русскоговорящих стран. – 2023. – № 4. – c. 116-132. – doi: 10.20323/2658_7866_2023_4_18_116.
3. Свистухина М.А., Филиппова А.Л., Троценко С.С., Токарев И.Г. Атлас креативных кластеров Российской Федерации. - Москва: Союз профессионалов креативных кластеров; ООО Институт развития городов ПОЛИС, 2023. – 611 c.
4. Бундин М.В., Ширеева Е.В. Креативные кластеры и креативные пространства: правовой статус и проблемы правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. – 2023. – № 4. – c. 205-216. – doi: 10.24412/1608-8794-2023-4-205-216.
5. Бусалова А.Д. Креативный кластер или творческая бизнес-экосистема? // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4215-4224. – doi: 10.18334/ce.15.11.113807.
6. Василенко Л.А., Богданова Л.В., Каримова И.Ю. Креативная экономика и креативные кластеры в развитии территории: анализ российских практик // Проблемы развития территории. – 2024. – № 1. – c. 61-77. – doi: 10.15838/ptd.2024.1.129.5.
7. Волков С.К. Туризм как сектор креативной экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2153-2162. – doi: 10.18334/ce.15.5.112027.
8. Григоренко Т.Н. Роль креативных пространств в формировании туристской привлекательности территории (на примере г. Ростова-на-Дону) // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 5. – c. 105-115. – doi: 10.5281/zenodo.10428267.
9. Дробышева Е.Э. Культурные индустрии в современной социокультурной архитектонике // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 1. – c. 6-13.
10. Желнина З.Ю., Терещенко Е.Ю. Методы изучения креативных пространств в контексте формирования культурного капитала города // Общество: философия, история, культура. – 2025. – № 4. – c. 225-231. – doi: 10.24158/fik.2025.4.30.
11. Зеленцова Е.В. От творческих индустрий к творческой экономике // Управленческое консультирование. – 2009. – № 3. – c. 190-199.
12. Индекс креативного потенциала в городах России. [Электронный ресурс]. URL: https://citylifeindex.ru/static/files/creative/creative_potential_RUS_020822.pdf: (дата обращения: 06.02.2025).
13. Карпова Н.В., Меленкин В.В. Креативные кластеры как инновационный инструмент обеспечения городского развития // Экономика и экология территориальных образований. – 2021. – № 4. – c. 12-18. – doi: 10.23947/2413-1474-2021-5-4-12-18.
14. Кириллова С.А., Орлова Д.С. Креативные кластеры как новый ресурс инновационного развития территорий // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2024. – № 3. – c. 27-35. – doi: 10.34773/EU.2024.3.5.
15. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 № 2613-р (ред. от 21.10.2024). Правительство России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 06.02.2025).
16. Корюкова Ю.Д. Основные тренды по организации и развитию креативных кластеров в социокультурном пространстве // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 апреля 2023 г.: в 2-х томах. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. Екатеринбург, 2023. – c. 254-258.
17. Кумова Д.М. Анализ внедрения креативных кластеров в сферу туризма на региональном уровне // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 5. – c. 87-95. – doi: 10.5281/zenodo.10426434.
18. Левшина О.Н. Креативные кластеры как способ преобразования городской среды и инструмент повышения туристической привлекательности города (на примере Санкт-Петербурга) // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 8. – c. 208-211. – doi: 10.24158/fik.2022.8.34.
19. ЛонгРид Министерства инвестиций и развития Свердловской области за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://report-2025.invest-in-ural.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
20. Пермякова Т.В., Пиков М.А. Экономические и социокультурные детерминанты развития музыкального туризма // Сервис plus. – 2024. – № 3. – c. 87-97. – doi: 10.5281/zenodo.14499109.
21. Гохберг Л. М., Боос В. О., Боякова К. Н., Куценко Е. С. Рейтинг креативных регионов России: 2024. - Москва: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. – 198 c.
22. Смирнова А.Ю. Модели кластерной политики в сфере культурного туризма: концептуальные основания межведомственного взаимодействия // Общество: философия, история, культура. – 2024. – № 12. – c. 407–414. – doi: 10.24158/fik.2024.12.51.
23. Сухов Р. И. Возможности вовлечения креативных индустрий в формирование туристского продукта // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 5. – c. 17-30. – doi: 10.5281/zenodo.10419893.
24. Зеленцова Е.В. Творческие (креативные) индустрии. / справочник. - Москва: Культурные стратегии, 2022. – 221 c.
25. Российская газета. – 2024. – №182 (9424). Федеральный закон от 08.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2024/08/16/330-fz-kreativnye-industrii.html (дата обращения: 06.02.2025).
26. Флиер А.Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Личность. Культура. Общество. – 2013. – № 1. – c. 88-103.
27. Хакимова Е.Р. Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. – № 34. – c. 121-124.
28. Яковлев В.Ю. Основания культурных и креативных индустрий как явления современного общества // Международный журнал исследований культуры. – 2017. – № 1. – c. 14-27.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:30
Download PDF | Downloads: 11
Creative clusters as a factor of regional tourism development
Permyakova T.V., Churkina P.G., Kopalova O.S.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)
Abstract:
In the context of special attention to domestic tourism, the search for new forms and ways of its development is relevant. The article analyzes the potential and opportunities of creative clusters in the development of regional tourism. The place of creative clusters in the structure of the creative economy is shown.
The conditionality of their emergence and activity is explained by the development of creative industries.
The specifics and peculiarities of creative clusters as innovative forms of business organization are identified.
Their economic, cultural, leisure, political, ideological and other functions are revealed.
According to the results of an expert survey of creative cluster representatives in Yekaterinburg and the Sverdlovsk region, their significant tourist potential and the presence of a certain interest from the local community and tourists were revealed. The article identifies the problems hindering the integration of creative clusters into the tourism industry, due to the low level of awareness of potential tourists about creative clusters, and the unwillingness of tourism enterprises to work closely with new structures.
The conclusion about the important and promising but so far secondary role of creative clusters in the development of regional tourism is made.
The article may be of interest to specialists in the tourism industry and business people in the field of creative industries.
Keywords: creative economy, creative industry, creative cluster, tourism potential, regional tourism
JEL-classification: Z31, Z32, L83
References:
Astafeva O.N., Smirnova A.Yu. (2023). Cultural tourism as a resource for russian regional socio-economic developmen. Mir russkogovoryaschikh stran. (4). 116-132. doi: 10.20323/2658_7866_2023_4_18_116.
Bundin M.V., Shireeva E.V. (2023). Creative technology parks: legal status and problems of legal regulation. Pravovaya politika i pravovaya zhizn. (4). 205-216. doi: 10.24412/1608-8794-2023-4-205-216.
Busalova A.D. (2021). A creative cluster or a creative business ecosystem?. Creative Economy. 15 (11). 4215-4224. doi: 10.18334/ce.15.11.113807.
Drobysheva E.E. (2017). Cultural industries in the contemporary socio-cultural architectonics. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. (1). 6-13.
Flier A.Ya. (2013). Cultural industries in history and modernity: types and technologies. Personality. Culture. Society. 15 (1). 88-103.
Gokhberg L. M., Boos V. O., Boyakova K. N., Kutsenko E. S. (2025). Rating of Russia's creative regions 2024
Grigorenko T.N. (2023). The role of creative places in the tourist attractiveness of areas (by the example of Rostov-on-Don). Service in Russia and abroad. (5). 105-115. doi: 10.5281/zenodo.10428267.
Karpova N.V., Melenkin V.V. (2021). Creative clusters as an innovative tool for ensuring urban development. Ekonomika i ekologiya territorialnyh obrazovaniy. 5 (4). 12-18. doi: 10.23947/2413-1474-2021-5-4-12-18.
Khakimova E.R. (2013). A creative cluster as an element of a territory's creative potential. Topical issues of economic sciences. (34). 121-124.
Kirillova S.A., Orlova D.S. (2024). Creative clusters as a new resource for innovative development of territories. Economics and management. (3). 27-35. doi: 10.34773/EU.2024.3.5.
Koryukova Yu.D. (2023). The main trends in the organization and development of creative clusters in the socio-cultural space Strategies for the development of social communities, institutions, and territories. 254-258.
Kumova D.M. (2023). Analyzing the implementation of creative clusters in tourism at the regional level. Service in Russia and abroad. (5). 87-95. doi: 10.5281/zenodo.10426434.
Levshina O.N. (2022). Creative clusters as transformational ways of the urban environment and a tool for enhancing the city’s tourist attractiveness (on the example of St. Petersburg). Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. (8). 208-211. doi: 10.24158/fik.2022.8.34.
Permyakova T.V., Pikov M.A. (2024). Economic and socio-cultural determinants of music tourism development. The Service Plus Scientific Journal. (3). 87-97. doi: 10.5281/zenodo.14499109.
Smirnova A.Yu. (2024). Models of cluster policy in the field of cultural tourism: conceptual foundations of interagency cooperation. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. (12). 407–414. doi: 10.24158/fik.2024.12.51.
Sukhov R. I. (2023). Possibilities for involving of creative industries in the tourist product development. Service in Russia and abroad. 17 (5). 17-30. doi: 10.5281/zenodo.10419893.
Svistukhina M.A., Filippova A.L., Trotsenko S.S., Tokarev I.G. (2023). Atlas of creative clusters of the Russian Federation
Tereschenko E.Yu., Belevskikh T.V., Zhelnina Z.Yu. (2024). Art management in creative spaces
Vasilenko L.A., Bogdanova L.V., Karimova I.Yu. (2024). Creative economy and creative clusters in territorial development: analysis of russian practices. Problems of Territory’s Development. (1). 61-77. doi: 10.15838/ptd.2024.1.129.5.
Volkov S.K. (2021). Tourism as a sector of the creative economy. Creative Economy. 15 (5). 2153-2162. doi: 10.18334/ce.15.5.112027.
Yakovlev V.Yu. (2017). Bases of the cultural and creative industries as phenomena of modern society. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kultury. (1). 14-27.
Zelentsova E.V. (2009). From creative industries to the creative economy. Management consulting. (3). 190-199.
Zelentsova E.V. (2022). Creative industries
Zhelnina Z.Yu., Tereschenko E.Yu. (2025). Methods of studying creative spaces in the context of forming the cultural capital of residents of a modern city. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. (4). 225-231. doi: 10.24158/fik.2025.4.30.
