Роль деятельности научных организаций в научно-технологическом развитии Российской Федерации
Иванова А.Н.
, Катабай П.Х.![]()
1 Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов, Москва, Россия
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83104539
Аннотация:
В работе рассматривается роль деятельности научных организаций в научно-технологическом развитии и обеспечении экономической безопасности РФ, определяются механизмы и опорные составляющие повышения результативности деятельности таких организаций. Показано, что в современном мире научно-технологическое развитие является фундаментом обеспечения экономической безопасности. Авторами проанализированы количественные показатели ряда критериев статистической отчетности о деятельности научных организаций за период с 2013 года по 2024 год включительно. В статье представлены сравнительные данные по суммарному финансированию научной деятельности в России с 2015 года по 2024 год, а также проанализировано соотношение стоимости одной научной работы за период с 2023 года по 2024 год. Реализуемые государством программы до 2030 года включительно должны обеспечить стабильное развитие деятельности научных организаций, в том числе наращивая взаимодействие между научными организациями и индустриальными партнерами, так как результаты количественных показателей за исследуемый период свидетельствуют о недостаточном уровне внедрения результатов научной деятельности и практической реализации результатов интеллектуальной деятельности. Проведенный авторами анализ подчеркивает значимость увеличения финансирования деятельности научных организаций, а также внедрения механизмов повышения результативности деятельности таких организаций, что лежит в основе научно-технологического развития страны, а следовательно – в обеспечении ее экономической безопасности.
Ключевые слова: научная организация, научно-технологическое развитие, экономическая безопасность, научная деятельность
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение
Одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является «поддержание научно-технологического потенциала развития экономики …» (пункт 14, подпункт 4 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года). Первоначальной ступенью в обеспечении научно-технологического развития путем осуществления фундаментальных исследований выступают научные организации. Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ, «научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность» [1].
Сведения об основном виде деятельности научных организаций установлены в Едином государственном реестре юридических лиц в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» (ОКВЭД). Код ОКВЭД и наименование вида деятельности 72: «Научные исследования и разработки». Данный код ОКВЭД включает фундаментальные научные исследования, направленные на получение новых знаний; прикладные научные исследования, направленные на применение новых знаний с целью решения практических задач; экспериментальные разработки – научные исследования, основанные на знаниях, полученных в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКТР) или практического опыта по сохранению жизни / здоровья человека, создание инновационных продуктов, услуг и др.
Целью исследования является определение роли деятельности научных организаций в научно-технологическом развитии Российской Федерации.
К приоритетным задачам, поставленным в рамках данного исследования, относятся: проведение сравнительного анализа по ряду критериев статистической отчетности за период с 2013 года по 2024 год включительно (количество НИОКТР и их финансирование из различных источников, количество РИД и др.); выявление критериев, количественные показатели которых свидетельствуют о необходимости принятия управленческих решений на государственном уровне; разработка рекомендаций по повышению внедрения результатов НИОКТР. Необходимость государственного регулирования научно-исследовательской деятельности находит отражение в работах большинства исследователей (Кулапов М.Н., Фоменко М.Н., и др.) [7-8; 10; 12; 18; 23-26;, 28]
Объектом исследования являются научные организации, осуществляющих выполнение научных исследований и разработок.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения полученных данных для принятия управленческих решений на различных уровнях с целью повышению научно-технологического развития страны.
Основная часть
В рамках поставленных в исследовании задач рассмотрим составляющие Кода ОКВЭД 72: «Научные исследования и разработки», который включает следующие подгруппы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Анализ показателей подгруппы кода ОКВЭД 72
|
Код
ОКВЭД
|
Наименование
областей научных исследований и разработок
|
|
72.1
|
Естественные
и технические науки (фундаментальные, прикладные и экспериментальные
исследования и разработки)
|
|
72.11
|
Биотехнология
|
|
72.19
|
Естественные
и технические науки прочие (кроме биотехнологии)
|
|
72.19.1
|
Естественные
науки
|
|
72.19.2
|
Технические
науки
|
|
72.19.3
|
Нанотехнологии
|
|
72.2
|
Общественные
и гуманитарные науки
|
|
72.20
|
Общественные
и гуманитарные, а также междисциплинарные
|
|
72.20.1
|
Общественные
науки
|
|
72.20.2
|
Гуманитарные
науки
|
Сведения о дополнительных видах деятельности научных организаций по кодам ОКВЭД указываются в разделе: «о прочих видах деятельности».
Отнесение к тому или иному коду ОКВЭД предполагает формирование определенных федеральных статистических баз данных по областям научных исследований и разработок с информацией, основанной на заполнении различных государственных форм отчетных документов. К таким документам относятся, например, различные формы Росстата – федеральной службы государственной статистики, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, которые ложатся в основу разработки различных стратегий и программ федерального и регионального уровней. [5; 9; 11; 15-17]
Рассмотрим основные формы годовой отчетности Росстата для осуществления статистического наблюдения за деятельностью в сфере науки, инноваций, а также информационных технологий за 2020-2024 годы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Основные формы годовой отчетности Росстата для осуществления статистического наблюдения за деятельностью в сфере науки и инноваций,
а также информационных технологий
за 2020-2024 годы
|
№
формы
|
Наименование
отчетности
|
Период
действия
|
|
N 1-технология
|
"Сведения о разработке и (или) использовании
передовых производственных технологий"
|
2020-2024 гг.
|
|
N 2-наука
|
"Сведения о выполнении научных исследований и
разработок"
|
2020-2024 гг.
|
|
N 3-информ
|
"Сведения об использовании цифровых технологий и
производстве связанных с ними товаров и услуг"
|
2020-2024 гг.
|
|
N 4-инновация
|
"Сведения об инновационной деятельности
организации"
|
2020-2024 гг.
|
|
N 1-НК
|
"Сведения об организации, осуществляющей
образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки,
а также осуществляющей подготовку научных кадров в докторантуре"
|
2020-2024 гг.
|
Рассмотрим также показатели результативности деятельности научных организаций, которые ежегодно отражаются в специализированных федеральных информационных системах и ложатся в основу принятия управленческих решений на государственном уровне.
Научные организации в целях своевременного исполнения требований, установленных Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 327, обязаны:
1. Размещать в ЕГИСУ НИОКТР в текущем году отчеты о проведенных НИОКРТ за счет средств федерального бюджета, о полученных научных и/или научно-технических результатах за предыдущий финансовый год;
2. Размещать в ЕГИСУ НИОКТР в текущем финансовом году сведения по проектам научных тематик и по планам НИОКТР, согласованных заказчиком к выполнению в очередном финансовом году за счет средств федерального бюджета, для последующего согласования Российской академией наук.
Для формирования комплексной системы управления научной деятельностью целесообразно рассмотреть основные показатели функционирования научных организаций Российской Федерации посредством эмпирического анализа критериев отчетности о деятельности научных организаций, трансформаций показателей осуществляемой научными организациями научной деятельности. В связи с чем диагностика ключевых показателей деятельности научных организаций Российской Федерации в целом позволит сформулировать аргументированную позицию о возможной интенсификации научно-технологического развития страны.
Рассмотрим основные аналитические и статистические сведения ЕГИСУ НИОКТР, сгруппированные в 5 основных блоков информации.
Рисунок 1. Основные группы статистических данных ЕГИСУ НИОКТР
Источник: составлено авторами на основе источника [2].
Таким образом, основные группы открытых статистических данных представлены следующими блоками сведений: количество зарегистрированных НИОКТР, количество выявленных и зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности (РИД), количество полнотекстовых материалов, финансирование НИОКТР, а также состояние правовой охраны РИД.
Рассмотрим элементы каждой группы открытых статистических данных ЕГИСУ НИОКТР, первая из которых включает информацию о следующих отчетах по выполненным НИОКТР:
1. Фундаментальные и поисковые,
2. Прикладные,
3. Опытно-конструкторские, проектные и технологические.
Представленные в ЕГИСУ НИОКТР данные за период с 2013 года по 2024 год свидетельствуют о стабильной преобладающей доли фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ над прикладными и опытно-конструкторскими, проектными и технологическими научно-исследовательскими работами. Исключением является 2021 год, когда наибольший удельный вес в общем объеме НИОКТР был у прикладных научно-исследовательских работ (на 759 единиц больше). В то же время следует отметить ежегодный наименьший удельный вес опытно-конструкторских, проектных и технологических работ в общем объеме НИОКТР, который в 12-20 раз меньше объемов других видов НИОКТР с 2013 года по 2019 год включительно, и в диапазоне от 5 до 8 раз с 2020 года по 2024 год включительно, что свидетельствует об увеличении доли опытно-конструкторских, проектных и технологических работ. Количество выполненных опытно-конструкторских, проектных и технологических работ за период с 2020 года по 2022 год увеличился почти на 98 %, в то же время за период с 2013 года по 2022 год наименьший показатель составил 648 единиц в 2015 году и 1719 единиц в 2022 году.
Рассмотрим динамику по зарегистрированным НИОКТР за период с 2013 года по 2024 год, информация о которых представлена в таблице 3.
Таблица 3
Количество зарегистрированных НИОКТР в Российской Федерации за период с 2013 года по 2024 год
|
Период |
Количество
по видам НИОКТР, шт.
|
Итого | ||
|
Фундаментальные
и поисковые
|
Прикладные
|
Опытно-конструкторские,
проектные и технологические
| ||
|
2013 год
|
13 948
|
12 349
|
908
|
27 205
|
|
2014 год
|
14 327
|
12 639
|
668
|
27 634
|
|
2015 год
|
10 899
|
10 225
|
648
|
21 772
|
|
2016 год
|
14 027
|
9 377
|
727
|
24 131
|
|
2017 год
|
11 254
|
9 091
|
753
|
21 098
|
|
2018 год
|
16 628
|
9 795
|
807
|
27 230
|
|
2019 год
|
12 768
|
8 323
|
741
|
21 832
|
|
2020 год
|
9 886
|
7 896
|
869
|
18 651
|
|
2021 год
|
8 164
|
8 923
|
1627
|
18 714
|
|
2022 год
|
12 755
|
9 599
|
1719
|
24 073
|
|
2023 год
|
7 677
|
7 744
|
1 270
|
16 691
|
|
2024 год
|
7 202
|
6 316
|
1 130
|
14 648
|
Рассмотрим динамику по выявленным и зарегистрированным РИД за период с 2013 года по 2024 год, информация о которых представлена в таблице 4.
Таблица 4
Количество выявленных и зарегистрированных РИД
в Российской Федерации за период с 2013 года по 2024 год
|
Период |
Количество
РИД, шт.
|
Итого | ||
|
Изобретений
и полезных моделей
|
Программ,
алгоритмов
и баз данных
|
Ноу-хау
| ||
|
2013 год
|
4 624
|
2 643
|
1 647
|
8 914
|
|
2014 год
|
2 060
|
1 146
|
349
|
3 555
|
|
2015 год
|
3 882
|
2 321
|
1 447
|
7 650
|
|
2016 год
|
4 479
|
3 179
|
1 161
|
8 819
|
|
2017 год
|
4 527
|
3 715
|
910
|
9 152
|
|
2018 год
|
3 847
|
3 270
|
680
|
7 797
|
|
2019 год
|
6 093
|
4 229
|
756
|
11 078
|
|
2020 год
|
5 037
|
3 872
|
663
|
9 572
|
|
2021 год
|
4 089
|
4 864
|
498
|
9 451
|
|
2022 год
|
7 301
|
8 988
|
774
|
17 063
|
|
2023 год
|
7 510
|
10 252
|
714
|
18 476
|
|
2024 год
|
7 216
|
10 729
|
787
|
18 732
|
Согласно представленной по РИД информации, наибольшее количество РИД зарегистрировано в 2024 году, составившее 18 732 единицы, из которых 10 729 единиц – программы, алгоритмы и базы данных, а наименьшее количество ноу-хау (787 единиц). Наименьшее количество РИД зарегистрировано в 2014 году – 3 555 единиц всех видов РИД, что почти в 6 раз меньше показателей 2023 года и 2024 года, и свидетельствует о повышении значимости регистрации результатов интеллектуальной деятельности, что находит отражение в соответствующем количественном показателе. Доля изобретений и полезных моделей в общем объеме РИД с 2013 года имеет наибольший показатель в 2023 году, который составил 7 510 единиц, и незначительно снизился в 2024 году (на 209 единиц).
Рассмотрим динамику по зарегистрированным в ЕГИСУ НИОКТР полнотекстовым материалам за период с 2013 года по 2024 год, информация о которых представлена в таблице 5.
Таблица 5
Количество зарегистрированных в ЕГИСУ НИОКТР полнотекстовых материалов за период с 2013 года по 2024 год
|
Период |
Количество
по видам полнотекстовых материалов, шт.
|
Итого | ||
|
Диссертаций
на соискание ученой степени
|
Научных
отчетов
|
РИД с дополнительными
материалами
| ||
|
2013 год
|
18 116
|
22 004
|
0
|
40 120
|
|
2014 год
|
15 256
|
21 005
|
0
|
36 261
|
|
2015 год
|
14 514
|
17 462
|
33
|
32 009
|
|
2016 год
|
12 329
|
21 272
|
2 444
|
36 045
|
|
2017 год
|
10 332
|
20 930
|
3 320
|
34 582
|
|
2018 год
|
9 736
|
18 977
|
3 210
|
31 923
|
|
2019 год
|
9 264
|
20 215
|
4 173
|
33 652
|
|
2020 год
|
7 131
|
18 436
|
3 796
|
29 363
|
|
2021 год
|
9 380
|
16 938
|
3 411
|
29 729
|
|
2022 год
|
11 110
|
21 090
|
6 781
|
38 981
|
|
2023 год
|
8 117
|
21 509
|
6 927
|
36 553
|
|
2024 год
|
9 014
|
21 048
|
7 767
|
37 829
|
Согласно информации по зарегистрированным в ЕГИСУ НИОКТР полнотекстовым материалам, количество научных отчетов составляет более 50% всех полнотекстовых материалов за весь период с 2013 года по 2024 год. В 2024 году количество научных отчетов составило 21 048 единиц. Наименьший показатель по количеству научных отчетов в 2021 году, составивший 16 938 единиц. Количество защищенных диссертаций имеет наибольший показатель в 2013 году и составляет 18 116 единиц, наименьший показатель по данному виду полнотекстовых материалов в 2020 году, составивший 7 131 единицу. Показатель по защищенным диссертациям за 2022 год составляет 11 110 единиц, что на 1 730 единиц больше, чем за предшествующий период 2021 года. Отмечается наращивание показателя по РИД с дополнительными материалами, где отмечается отсутствие данных в статистике за 2013 год и 2014 год, что связано с добавлением данного требования о необходимости размещения в ЕГИСУ НИОКТР соответствующих полнотекстовых материалов по данному индикатору с 2015 года.
Рассмотрим динамику общего финансирования НИОКТР в Российской Федерации за период с 2015 года по 2024 год, включающего федеральный бюджет, субъекты федерации и местные бюджета, а также внебюджетные средства и фонды поддержки, информация о котором представлена в таблице 6.
Таблица 6
Объем финансирования НИОКТР
в Российской Федерации за период с 2015 года по 2024 год
|
Период |
Итого финансирование: федеральный бюджет, субъекты федерации и местные бюджета, а также внебюджетные средства и фонды поддержки (в тыс. руб.) | |
|
2015 год
|
204 452 747,67
| |
|
2016 год
|
249 283 424,91
| |
|
2017 год
|
436 081 458,63
| |
|
2018 год
|
566 529 677,10
| |
|
2019 год
|
285 738 824,39
| |
|
2020 год
|
398 809 642,75
| |
|
2021 год
|
548 432 604,63
| |
|
2022 год
|
755 861 246,09
| |
|
2023 год
|
525 095 313,28
| |
|
2024 год
|
700 299 692,83
|
Согласно данным ЕГИСУ НИОКТР, 75% от общей суммы финансирования НИОКР из различных бюджетных источников приходится за период с 2015 года по 2024 год на средства федерального бюджета, около 12% в общем совокупном объеме – это средства фондов поддержки, около 9% - внебюджетные средства, а также менее 1% - средства субъектов Федерации и местных бюджетов.
Наибольший объем финансирования приходится на 2022 год и составляет более 755 млрд. рублей., наименьший объем финансирования отмечается в 2015 году, который составил около 204 млрд. рублей.
Наибольший объем финансирования из средств федерального бюджета приходится так же на 2022 год и составляет более 645 млрд. рублей, в том числе имеющий положительную динамику за период с 2018 года по 2022 год включительно, наименьший объем у показателя 2015 года, составившего около 147 млрд. рублей.
Следует отметить, что объем финансирования НИОКТР из всех источников с 2023 года и 20024 год увеличился почти на 175 млрд. рублей, в то же время количество НИОКТР за рассматриваемый период уменьшилось (на 2 043 единицы), что позволяет сделать вывод об увеличении средней стоимости НИОКТР на 82%. Прирост выявленных РИД на протяжении 2023 года и 2024 года увеличился почти на 2%, в то же время наблюдается снижение данного показателя по лицензированию РИД и отчуждению, а также залогу исключительного права.
Заключение
Деятельность научных организаций является одной из основных для научно-технологического развития России и обеспечения ее экономической безопасности. Реализуемые с 2025 года по 2030 год государственные программы разработаны и выполняются с учетом необходимости сбалансированного развития деятельности научных организаций, а также увеличения финансирования НИОКТР (не менее 2% от ВВП России к 2030 году). Государством предусмотрено не только наращивание фундаментальной науки, но и внедрение ее практических результатов (не менее 10%) в отраслевом секторе, а также привлечение к софинансированию научной деятельности коммерческим сектором (от 43% в 2030 году до 50% в 2035 году).
Представленные сравнительные данные по ряду показателей отчетности научных организаций в ЕГИСУ НИОКТР за период с 2013 года по 2024 год включительно свидетельствуют о наличии корреляции между увеличением финансирования научной деятельности и результативности по ключевым показателям. В то же время требуется повышение внедренческого потенциала НИОКТР и практической реализации полученных результатов, что планируется решить посредством усиления взаимодействия отраслевых научных организаций с индустриальными партнерами с целью коммерциализации результатов НИОКТР. Только целенаправленные действия государства по стимулированию научно-технологического развития РФ путем поддержки научных организаций смогут обеспечить условия укрепления экономической безопасности, создав мощный технологический контур страны.
Источники:
2. Официальный сайт Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. [Электронный ресурс]. URL: https://gisnauka.ru (дата обращения: 10.05.2025).
3. Официальный сайт Агентства инновационного развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rusinnovations.com/ (дата обращения: 13.04.2025).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 13.04.2025).
5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/121449/ (дата обращения: 04.04.2025).
6. Официальный сайт Федеральной службы мониторинга деятельности научных организаций. [Электронный ресурс]. URL: http:// sciencemon.ru (дата обращения: 04.05.2025).
7. Беляевская-Плотник Л. А. Экономическая безопасность государства: от стратегического планирования к стратегическому управлению // Экономическая безопасность. – 2024. – № 7. – c. 1801-1816. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121409.
8. Беляевская-Плотник Л.А., Кожевина О.В., Ряховская А.Н. Обеспечение экономической безопасности территорий и инструменты устойчивого развития «зеленого» предпринимательства. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2023. – 286 c.
9. Беляевская-Плотник Л.А. Принципы и последовательность интегральной оценки реализации стратегических национальных приоритетов в системе мониторинга национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2023. – № 12(429). – c. 2237-2257. – doi: 10.24891/ni.19.12.2237.
10. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально- экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 4. – c. 22–41.
11. ГАС «Управление». [Электронный ресурс]. URL: https://gasu.gov.ru/ stratdocuments (дата обращения: 13.05.2025).
12. Дворникова Ю. В. Тенденции и перспективы развития инновационного потенциала России и его роль в повышении конкурентоспособности экономики страны // Друкеровский вестник. – 2023. – № 1. – c. 13-25. – doi: 10.17213/2312-6469-2023-1-13-25.
13. Иванова А. Н., Енацкая Н. И. Управление знаниями как основа наращивания наукоемких технологий // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2024. – № 2. – c. 18-21. – doi: 10.12737/2306-627X-2024-13-2-18-21.
14. Иванова А. Н. Принципы стратегического контроля в научных организациях // Друкеровский вестник. – 2025. – № 1. – c. 40-47. – doi: 10.17213/2312-6469-2025-1-40-47. .
15. Иванова А. Н., Джанджугазова Е. А. Особенности научно-технологической и инновационной политики Российской Федерации // Модернизация науки и образования: современные реалии, пути совершенствования: материалы XXXIV Всероссийской науч.-практ. конф. 15 июля 2021 г. – Ростов-на-Дону : ИУБиП. Ростов-на-Дону, 2021. – c. 283-287.
16. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. / учеб. пос. - М.: Рус дел лит, 1998. – 488 c.
17. Кокурин, Д.И., Шепелев В.М. Инновации и России: институциональный анализ (проблемы собственности, рынка и налогового стимулирования). - М.: ИНИЦ Роспатента, 2002. – 14-21 c.
18. Кулапов М. Н., Одегов Ю. Г., Никулин Л. Ф. О некоторых взглядах на Менеджмент 3.0 (новая редакция) // Управленец. – 2011. – № 5-6. – c. 26-31.
19. Кулапов М. Н., Варфоломеев В. П., Карасев П. А. Технологические аспекты теории управления инновационными процессами: системный анализ и подходы к моделированию // Друкеровский вестник. – 2018. – № 3. – c. 82-100.
20. Нижегородцев Р.М. Обретение экономического суверенитета: институты и механизмы // Друкеровский вестник. – 2023. – № 4. – c. 235-245. – doi: 10.17213/2312.
21. Нижегородцев Р.М. Отраслевые рынки и промышленная политика: стратегии и институты инновационного развития // Друкеровский вестник. – 2023. – № 6. – c. 228-242. – doi: 10.17213/2312-6469-2023-6-228-242.
22. Петухов Н. А. Осуществление научных исследований и разработок в Российской Федерации // Управление инновациями - 2023: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 13–15 ноября 2023 года. – Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова. Новочеркасск, 2023. – c. 25-29.
23. Рогачёв А.Ф., Кетько Н.В., Симонов А.Б. Систематизация инструментария для поддержки принятия решений при управлении инновационной деятельностью на региональном уровне // Друкеровский вестник. – 2024. – № 1. – c. 150-159. – doi: 10.17213/2312-6469-2024-1-150-159.
24. Самоволева С.А. Экспорт инноваций и абсорбция зарубежных технологических знаний // Экономика и математические методы. – 2021. – № 2. – c. 21-33.
25. Секерин В.Д., Горохова А.Е., Семенова В.В., Скубрий Е.В. Инновация как ключевой фактор экономического развития // Друкеровский вестник. – 2023. – № 4. – c. 24-30. – doi: 10.17213/2312-6469-2023-4-24-30.
26. Сорокина Н.Ю. Стратегии развития преференциальных территорий в системе документов стратегического планирования России // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2023. – № 5. – c. 46–50. – doi: 10.12737/2587–9111–2023–11–5-46–50.
27. Фоменко Н. М., Сафонов Ф. Д. Проектное управление и управление проектами: опыт, отличия, тенденции и перспективы развития // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 3. – c. 1215-1232. – doi: 10.18334/lim.11.3.121751.
28. Фоменко Н.М., Сафонов Ф. Д. Эволюциионный анализ развития науки проектного управления // Вестник евразийской науки. – 2024. – c. 2.
Страница обновлена: 03.12.2025 в 00:06:30
Download PDF | Downloads: 2
The role of scientific organizations in the scientific and technological development of the Russian Federation
Ivanovа A.N., Katabay P.K.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The article examines the role and significance of the activities of scientific organizations for economic growth and progress in the scientific and technological development of Russia. The authors have considered and analyzed quantitative indicators of a number of criteria for statistical reporting on the activities of scientific organizations for the period from 2013 to 2024.
The article presents comparative data on government funding for scientific activities in Russia from 2015 to 2024, emphasizing the positive dynamics that should be maintained from 2026 to 2030. The state programs to be implemented from 2025 to 2030 should ensure a balanced development of the activities of scientific organizations and strengthen the link between fundamental science and the implementation of its results in the industrial sector, which is currently noted as being at an insufficient level. The analysis indicates the significance of the activities of scientific organizations for the scientific and technological development of Russia, the most effective implementation of which is the interaction of scientific organizations with industrial partners.
Keywords: scientific organization, scientific and technological development, scientific activity
JEL-classification: H110, H560, А130
References:
Belyaevskaya-Plotnik L. A. (2024). Economic security of the state: from strategic planning to strategic management. Economic security. 7 (7). 1801-1816. doi: 10.18334/ecsec.7.7.121409.
Belyaevskaya-Plotnik L.A. (2023). Principles and sequence of integral assessment of the implementation of strategic national priorities in the national security monitoring system. National interests: priorities and security. 19 (12(429)). 2237-2257. doi: 10.24891/ni.19.12.2237.
Belyaevskaya-Plotnik L.A., Kozhevina O.V., Ryakhovskaya A.N. (2023). Ensuring economic security of territories and tools for sustainable development of "green" entrepreneurship
Dvornikova Yu. V. (2023). Trends and prospects of development of innovation potential of russia and its role in enhancing competitiveness of russian economy. Drukerovskij vestnik. (1). 13-25. doi: 10.17213/2312-6469-2023-1-13-25.
Fomenko N. M., Safonov F. D. (2024). Project management and project control: experience, differences, trends and development prospects. Leadership and Management. 11 (3). 1215-1232. doi: 10.18334/lim.11.3.121751.
Fomenko N.M., Safonov F. D. (2024). Evolutionary analysis of project management science development. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 2.
Glazev S.Yu., Lokosov V.V. (2012). Assessment of the critical threshold values of the indicators of the state of russian society and their use in the socio-economic development management. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4). 22–41.
Ivanova A. N. (2025). Principles of strategic control in scientific organizations. Drukerovskij vestnik. (1). 40-47. doi: 10.17213/2312-6469-2025-1-40-47. .
Ivanova A. N., Dzhandzhugazova E. A. (2021). Features of the scientific, technological and innovation policy of the Russian Federation Modernization of science and education: modern realities, ways of improvement. 283-287.
Ivanova A. N., Enatskaya N. I. (2024). Knowledge management as a basis for increasing science-intensive technologies. Scientific research and development. Economy of the company. 13 (2). 18-21. doi: 10.12737/2306-627X-2024-13-2-18-21.
Kokurin, D.I., Shepelev V.M. (2002). Innovation and Russia: institutional analysis (problems of ownership, market and tax incentives)
Kruglov M.I. (1998). Strategic management of the company
Kulapov M. N., Odegov Yu. G., Nikulin L. F. (2011). On some approaches to the management 3.0 (new version). The Manager. (5-6). 26-31.
Kulapov M. N., Varfolomeev V. P., Karasev P. A. (2018). Technological aspects of innovation process management theory: system analysis and modeling approaches. Drukerovskij vestnik. (3). 82-100.
Nizhegorodtsev R.M. (2023). Gaining economic sovereignty: institutions and mechanisms. Drukerovskij vestnik. (4). 235-245. doi: 10.17213/2312.
Nizhegorodtsev R.M. (2023). Industry markets and industrial policy: strategies and institutions of innovative development. Drukerovskij vestnik. (6). 228-242. doi: 10.17213/2312-6469-2023-6-228-242.
Petukhov N. A. (2023). Implementation of scientific research and development in the Russian Federation Innovation Management 2023. 25-29.
Rogachyov A.F., Ketko N.V., Simonov A.B. (2024). Decision-making tools in the management of innovation activities at the regional level. Drukerovskij vestnik. (1). 150-159. doi: 10.17213/2312-6469-2024-1-150-159.
Samovoleva S.A. (2021). Innovation in export and absorption of foreign knowledge. Economics and the Mathematical Methods. 57 (2). 21-33.
Sekerin V.D., Gorokhova A.E., Semenova V.V., Skubriy E.V. (2023). Innovation as a key factor of economic development. Drukerovskij vestnik. (4). 24-30. doi: 10.17213/2312-6469-2023-4-24-30.
Sorokina N.Yu. (2023). Strategies for the development of preferential territories in the system of strategic planning documents in Russia. Scientific Research and Development. Economics. (5). 46–50. doi: 10.12737/2587–9111–2023–11–5-46–50.
