Управление научными проектами в рамках механизма «Госзадание 2.0»: рекомендации для бюджетных учреждений науки

Захарова В.В.1, Никифоров О.В.1, Чубинская М.В.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность темы обусловлена реализацией пилотного проекта «Госзадание 2.0», направленного на повышение востребованности результатов фундаментальных научных исследований реальным сектором экономики через модель «квалифицированного заказчика». В статье проанализированы текущее состояние финансирования науки в России и существующие модели взаимодействия научных организаций с заказчиками. В процессе исследования, с использованием методов обобщения, контент-анализа и описательной статистики, были систематизированы ключевые практики кооперации. Основным результатом работы является разработка конкретных рекомендаций и матрицы ответственности для научных организаций по участию в новом механизме. Выявлены системные барьеры внедрения, включая бюрократические сложности и терминологический разрыв между наукой и бизнесом. В заключении обосновано, что успешная реализация проекта является критически важной для достижения национальных целей технологического суверенитета

Ключевые слова: управление проектами, Госзадание 2.0, научные организации, квалифицированный заказчик

JEL-классификация: J24, M51, M54



Введение

В рамках реализации комплекса мер по совершенствованию системы управления исследованиями и разработками в гражданской сфере и увеличению востребованности результатов фундаментальных исследования для содействия технологической модернизации российской экономики Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработан проект, направленный на применение новых подходов к формированию государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых исследований с учетом модели «квалифицированного заказчика» [5]. С 2024 года пилотный проект реализовывается совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» через сервис «Технологические запросы от бизнеса» домена «Наука и инновации» единой цифровой платформы Российской Федерации, созданный на базе единой государственной информационной системы учета национально-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, в котором обеспечивается взаимодействие между компаниями реального сектора экономики, федеральными органами исполнительной власти, научными и образовательными организациями высшего образования. В связи с тем, что данный проект в прошлые бюджетные циклы носил характер «пилотного», для тиражирования лучших практик актуальным является вопрос формирования рекомендаций для учреждений науки в целях обеспечения эффективного и результативного взаимодействия между научными организациями и промышленными партнерами. Организации науки (непосредственные участники производства научной высокотехнологичной продукции) вынуждены искать актуальные способы системы управления [11] с внедрением комплекса новых технологий, способов организации, подходов, методов и инструментов [16]. Одним из самых эффективных и передовых принципов управления на сегодняшний день является управление проектами [20]. Вопросам проектного управления посвятили свои работы зарубежные и российские ученые: К. Грей, Э. Ларсон [6], Г. Дитхелм [4], А.С. Товб [17], И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [8]. Вопросы проектного и стратегического управления в российских организациях высшего образования рассматривались учеными: Борисовым И.И. [1], Васильевым В.Н. [3], Клюевым А.К. [7], Князевым Е.А. [9], Островкиным Д.Л., Сандлером Д.Г. [11], Филипповым В.М. [19]. Проектному управлению в сфере науки и инноваций посвящены работы Борониной Л.Н. [2], Новикова Д.А. [10], Ярошенко Ф.А. [21]. В то же время относительно невысокое количество публикаций в области управления проектами в «академических» научных организаций говорит о значимости и актуальности выбранной темы, которая направлена на восполнение этого пробела и выявление эффективных подходов к управлению научными проектами, что позволит достичь поставленных целей, соблюдать сроки и бюджеты, а также улучшить качество работы.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: обобщение, количественный и качественный контент-анализ российских и зарубежных научных и деловых публикаций, нормативно-правовых документов, а также методы описательной статистики.

Тенденции финансирования бюджетных учреждений науки в Российской Федерации

Потребность в «технологическом суверенитете» для Российской Федерации привела к значительному росту ассигнований на гражданскую науку в 2025 году. Как проанализировали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2025 году ассигнования на гражданскую науку номинально выросли на 158,2 млрд руб. по сравнению с 2023 годом, до 850 млрд руб., в постоянных ценах — на 5,4% [16]. Рост обусловлен в том числе необходимостью достижения национальной цели по обеспечению технологического лидерства, включая увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2% ВВП в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [18]. Несмотря на рост всех показателей финансирования, свидетельствующий о поддержке науки в стране как со стороны государства, так и бизнеса, в России на науку расходуется лишь около 1% ВВП, в то время как в Израиле данный показатель достигает 6%, в США 3,6% [13].

Рисунок 1. Общие внутренние расходы на НИОКР за 2022 год в процентах от ВВП (независимо от источника финансирования)

Источник: составлено авторами на основании информации из World Intellectual Property Organization (WIPO) [22]

В настоящее время государство продолжает играть ключевую роль, обеспечивая две трети финансирования науки, тогда как бизнес, несмотря на рост инвестиций, пока не стал основным драйвером инноваций. Разрыв между научными организациями и реальным сектором экономики сохраняется, и, как следствие, инновационная продуктивность остается недостаточной. Для обеспечения качественного прорыва в данной области необходимо реализовать комплекс мероприятий:

1. Повысить долю частных инвестиций в сферу научных исследований до уровня не менее 50%.

2. Оптимизировать систему государственного заказа с целью обеспечения более тесной интеграции научных исследований с потребностями реального сектора экономики.

3. Активно вовлекать региональные научные и образовательные учреждения в процессы научной деятельности.

Только системный подход, включающий вышеуказанные меры, позволит Российской Федерации войти в десятку ведущих мировых научных держав к 2030 году.

Анализ практического опыта взаимодействия с промышленным партнером

Цель данного анализа – оценить эффективность взаимодействия научных организаций с промышленными партнерами и выявить лучшие практики, направленные на создание оптимальной модели финансирования.

Для систематизации взаимодействия бюджетных научных организаций с заказчиками выделим ключевые модели сотрудничества, классифицированные по типам заказчиков:

1. Заказчик – Минобрнауки России

Характеризуется государственным регулированием и долгосрочной стратегической направленностью. Механизмы финансирования ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки в интересах социально-экономического развития страны.

1.1. Конкурс на создание молодежных лабораторий

Механизм позволяет привлечь целевое финансирование на развитие перспективных научных направлений через создание молодежных исследовательских коллективов. Срок реализации — обычно 3–5 лет. Успешно развивающиеся лаборатории могут быть обоснованно включены в государственное задание на последующие годы, обеспечивая устойчивое развитие научного направления.

1.2. Грантовые конкурсы по государственным программам

В рамках различных федеральных научно-технических программ (например, программы развития синхротронных и нейтронных исследований, программы создания научных центров мирового уровня) проводятся конкурсы на предоставление грантов в форме субсидий. Такие проекты часто требуют софинансирования или участия промышленных партнеров, что способствует формированию межсекторального взаимодействия.

1.3. Финансирование обновления материально-технической базы

Конкурсы на модернизацию оборудования и инфраструктуры обеспечивают повышение технологического уровня исследований за счет внедрения современных лабораторных комплексов, цифровых систем управления и высокопроизводительных вычислительных ресурсов.

2. Заказчик – фонд

Данный тип сотрудничества предполагает привлечение внебюджетных источников финансирования науки, основанных на конкурсной поддержке исследовательских проектов. Отличается высокой степенью конкуренции и акцентом на научную значимость и перспективность исследований.

2.1. Российский научный фонд (РНФ)

Является одним из ключевых источников финансирования фундаментальной и поисковой науки. Поддерживает проекты различного уровня: от молодежных исследований (до 1,5 млн руб. в год) до крупных проектов под руководством ведущих ученых (до 24 млн руб. в год) [15]. Финансирование предоставляется без обязательного софинансирования, однако предполагается высокая научная новизна и потенциал вывода результатов в практику.

2.2. Корпоративные и отраслевые фонды

Крупные промышленные холдинги («Газпром», «Росатом», ПАО «Сбербанк», ОАО «РЖД» и др.) проводят собственные конкурсы для привлечения научных разработок в интересах развития отраслей. Например, РЖД регулярно объявляет конкурсы на разработку инновационных решений в транспортной сфере, что открывает возможности для практического применения результатов исследований и формирования долгосрочных партнерских связей.

3. Заказчик – представитель реального сектора экономики

Тип взаимодействия, ориентированный на решение конкретных задач бизнеса. Отличается высокой коммерческой направленностью и возможностью быстрого внедрения результатов исследований.

3.1. НИОКР по техническому заданию заказчика

Научная организация выполняет исследования и разработки в соответствии с календарным планом и методологическими подходами, согласованными с промышленным партнером. Промышленный заказчик принимает участие в контроле этапов выполнения работ и оценке полученных результатов.

3.2. Хоздоговорная деятельность

Предоставление научно-технических услуг (проведение анализов, испытаний, экспертиз) осуществляется в рамках договоров оказания услуг. Это форма взаимодействия обеспечивает оперативный доход для научной организации и доступ к специализированным исследованиям для промышленного партнера.

3.3. Технологический трансфер

Передача результатов интеллектуальной деятельности в промышленность может происходить через лицензирование (получение роялти за использование технологии) или продажу патента (передача исключительных прав за фиксированную сумму).

4. Комбинированная форма

Интегрирует элементы государственного, фондового и промышленного финансирования, позволяя сочетать долгосрочное планирование и практическую направленность исследований. Примером такого финансирования является проект по созданию сети из 15 НОЦ (научно-образовательный центр), при котором на первом этапе финансирование обеспечивается за счет распределения федеральных средств, а на втором и последующих этапах заказчиком становится промышленный партнер, который формулирует задачи, соответствующие его производственным потребностям [12]. Такая модель позволяет нарастить компетенции научной организации и одновременно удовлетворить запросы реального сектора экономики.

Таким образом, анализ моделей взаимодействия бюджетных научных организаций с различными типами заказчиков показывает их разнообразие и потенциал для интеграции науки в экономику. Государственные механизмы обеспечивают устойчивое финансирование и стратегическую направленность исследований, фонды — возможность привлечения дополнительных ресурсов и повышения научной конкурентоспособности, а промышленные заказчики — практическую востребованность результатов. Комбинированные формы сотрудничества представляют собой наиболее перспективный путь для формирования устойчивых межсекторальных связей и эффективного использования научного потенциала в интересах технологического развития страны.

Рекомендации по участию научных организаций в проектах Госзадание 2.0.

В связи с тем, что научные приоритеты Российской Федерации на ближайшие несколько лет — это задачи импортозамещения и прорывные технологии будущего, Минобрнауки России совместно с РАН запустили с 2025 года «пилотный» проект под названием «Госзадание 2.0». Данный механизм относится к триадной модели кооперации «научная организация – государство – промышленный партнер», в отличие от бинарной модели прямого сотрудничества «научная организация – промышленный партнер».

Механизм предполагает, что государственное задание на проведение фундаментальных и поисковых исследований формируется с учетом модели квалифицированного заказчика (им может выступать организация, действующая в реальном секторе экономики, федеральный или региональный орган власти). Под запросы квалифицированного заказчика будут подбирать наиболее эффективные и квалифицированные коллективы в научных организациях и предлагать им скорректировать государственное задание. Данные рекомендации направлены на организационную и методическую поддержку взаимодействия между научными организациями и промышленными партнерами, целью которого является увеличение востребованности результатов научных исследований и разработок в деятельности организаций реального сектора экономики с учетом потребностей квалифицированного заказчика.

В связи с тем, что данный механизм является новым, не все промышленные партнеры знают о нем. Для успешного участия в данной программе научным организациям рекомендуется необходимо контактировать с потенциальными заказчиками, информировать их о возможности участия в Госзадании 2.0 и о преимуществах для квалифицированного заказчика (возможность удовлетворить потребность в научных знаниях для создания новых технологий и решения практических задач, не финансируя исполнителя).

Целесообразно выделить перечень потенциальных промышленных партнеров, соответствующих требованиям механизма «Госзадание 2.0»:

- заинтересованность в последующем внедрении указанных результатов;

- наличие необходимых ресурсов и производственной базы для внедрения научных результатов, полученных в ходе реализации проекта;

- наличие внутренних затрат на научные исследования и разработки, подтвержденных формой федерального статистического наблюдения № 2-наука (ИНВ) «Сведения об организации сектора исследований и разработок».

После формирования перечня потенциальных заказчиков рекомендуется провести встречи с их представителями, узнать о намерении опубликования технологического запроса или провести информирование о такой возможности.

Для обеспечения работ по Госзаданию 2.0 научной организации рекомендуется сформировать постоянно действующую Рабочую группу. Руководство Рабочей группой рекомендуется возложить на заместителя руководителя организации, в чью зону ответственности входит управление коммерциализацией научной деятельности. Состав и задачи Рабочей группы закрепить внутренним распорядительным документом организации. В состав участников Рабочей группы рекомендуется включить руководителей подразделений, ответственных за сопровождение и развитие научной деятельности, ее коммерциализацию, сопровождение и развитие информационных технологий, а также заведующих научными лабораториями по направлениям, соответствующим приоритетным направлениям научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий. Периодичность встреч Рабочей группы может быть разной: на подготовительном этапе раз в один-два месяца, на этапах мониторинга перечня опубликованных технологических запросов и опубликования отклика на технологический запрос по мере необходимости, но не реже раза в неделю. Результаты встреч Рабочей группы оформляются протоколом. Деятельность Рабочей группы может быть организована в виде стратегических сессий, совещаний, круглых столов, мозговых штурмов, к участию в которых на разных этапах привлекаются высшее руководство, ключевые эксперты организации, обладающие знаниями о функциональном устройстве организации, а также профильные специалисты.

Вспомогательными материалами для подготовки к определению целесообразности создания Отклика на технологический запрос могут являться сведения о (включая, но не ограничиваясь):

– основных отслеживаемых показателях эффективности организации;

– результатах оценки рисков (ущерба);

– результатах стратегического планирования, включая результаты анализа слабых и сильных сторон, возможностей и угроз, и анализа политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды;

– элементах бизнес- и технологических процессов организации.

По мере необходимости, но не реже одного раза в год Рабочей группе необходимо проводить работы по актуализации информации о научном заделе, компетенциях и имеющихся трудовых, материальных, технических ресурсов. Также целесообразно проводить мониторинг откликов на технологические запросы в целях поиска потенциальных партнеров и заказчиков. В таблице 1 приведена матрица ответственности при работе с механизмом финансирования «Госзадание 2.0» (приведены сроки на ближайшие цикл, но схема применима в дальнейшем при корректировке сроков на последующие периоды).

Таблица 1 – Матрица ответственности

№ п/п
Этап
Ответственный
Перечень работ
Сроки реализации
1
Поиск потенциальных заказчиков
Рабочая группа (руководитель, эксперты, представители промышленности)
Формирование перечня промышленных партнеров, проведение встреч, информирование о возможности участия в Госзадании 2.0
До 01.10.2025
2
Публикация прошедшего экспертизу технологического запроса
Квалифицированный заказчик (с поддержкой Рабочей группы)
Подготовка документов, прохождение экспертизы в РАН, публикация запроса в ЕГИСУ НИОКТР
До 25.02.2026
3
Мониторинг перечня опубликованных технологических запросов
Рабочая группа (эксперты, заведующие лабораториями)
Анализ актуальных запросов, отбор подходящих для организации, назначение ответственных за формирование откликов
01.11.2025 – 25.02.2026
4
Подготовка и публикация отклика на технологический запрос
Рабочая группа (научные сотрудники, юристы, ИТ-специалисты)
Создание структурированного отклика, проверка соответствия компетенциям организации, публикация в ЕГИСУ НИОКТР
25.02.2026 – 15.03.2026
5
Публикация положительного решения на отклик на технологический запрос в ЕГИСУ НИОКТР
Квалифицированный заказчик
Оценка отклика, публикация решения в ЕГИСУ НИОКТР
25.02.2026 – 15.03.2026
6
Создание проекта тематики научного исследования (далее – ПТНИ) на основе технологического запроса и направление его на согласование в Минобрнауки России
Рабочая группа (научные руководители, юристы)
Формирование ПТНИ, согласование требований с заказчиком, подписание соглашения о сотрудничестве
До 01.04.2026
7
Экспертиза ПНТИ и утверждение государственного задания
Минобрнауки России, РАН
Проведение экспертизы, утверждение задания, направление в бюджетную систему
До 30.09.2026
8
Подача формы о начале работы
Ответственное лицо в организации (ЦИТИС)
Регистрация начала работ в системе ЦИТИС
До 01.01.2027
9
Формирование отчета о выполненных работах, об отдельных этапах работ
Рабочая группа, исполнители проекта, финансовый отдел
Сбор данных, подготовка промежуточных и итоговых отчетов в ЕГИСУ НИОКТР
31.12.2027, 31.12.2028, 31.12.2029
10
Актуализация перечня опубликованных технологических запросов
Рабочая группа (эксперты, ИТ-отдел)
Обновление информации о научном заделе, компетенциях и ресурсах
Не реже 1 раза в год
Источник: составлено авторами

В ходе реализации механизма «Госзадания 2.0» возникает ряд «узких мест»:

– бюрократические барьеры (долгая процедура согласования запросов; необходимость представления множества документов; низкая оперативность принятия решений).

– недостаточная осведомленность промышленных партнеров (недостаточное понимание механизмов Госзадания 2.0; отсутствие четких рекомендаций по формулированию запросов; недостаточно развитые каналы связи между промышленностью и наукой);

– коммуникационные сложности (несоответствие терминологии между научными и промышленными специалистами; отсутствие единых стандартов оформления запросов и отчетов; недостаточная частота встреч и обратной связи);

– ограничения в использовании результатов (трудности с коммерциализацией результатов, полученными в рамках безвозмездного сотрудничества; низкий уровень защиты интеллектуальной собственности; ограниченные возможности для повторного использования результатов).

Результаты исследования следующие:

1. Установлен значительный рост бюджетного финансирования гражданской науки в 2025 году, однако доля затрат на НИОКР в ВВП России (около одного процента) остается критически низкой по сравнению с странами-лидерами.

2. Выявлено и систематизировано четыре ключевые модели взаимодействия бюджетных научных организаций с заказчиками: с государством, фондами, реальным сектором экономики и комбинированная форма.

3. Определена комбинированная (триадная) модель кооперации «наука – государство – бизнес» как наиболее перспективная для интеграции научных исследований с потребностями экономики.

4. Разработан комплекс практических рекомендаций для научных организаций по участию в механизме «Госзадание 2.0», включая алгоритм поиска промышленных партнеров.

5. Составлена детализированная матрица ответственности, регламентирующая этапы, сроки и ответственных исполнителей в процессе работы по новому механизму.

6. Выявлены ключевые «узкие места» (проблемы) реализации механизма: бюрократические барьеры, низкая осведомленность бизнеса, коммуникационные сложности и ограничения в использовании результатов.

Заключение

Внедрение механизма «Госзадание 2.0» способно стать катализатором для преодоления системных барьеров во взаимодействии научных организаций и промышленных партнеров. Анализ финансирования российской науки выявил устойчивую положительную динамику, однако сохраняется критический разрыв между объемом инвестиций и технологическими лидерами: доля затрат на НИОКР в ВВП (1%) существенно отстает от показателей стран-лидеров по инновационному развитию. Доминирование государственных источников финансирования при относительно низкой активности бизнеса (30,6%) подчеркивает необходимость структурных изменений [14]. Исследование практик взаимодействия продемонстрировало преимущества триадной модели («наука–государство–бизнес»), лежащей в основе «Госзадания 2.0». Эта схема обеспечивает синергию между фундаментальными исследованиями и запросами реального сектора, усиливается цифровизацией процессов через ЕГИСУ НИОКТР и независимой экспертной ролью РАН. Тем не менее, реализация механизма сталкивается с серьезными вызовами: бюрократическая сложность согласований, терминологический разрыв между научными и промышленными специалистами, а также недостаточная информированность бизнеса о возможностях программы.

Разработанные методические рекомендации предлагают конкретные решения для минимизации этих рисков. Ключевым инструментом становится детализированный 10-этапный алгоритм действий (от поиска заказчиков до внедрения результатов) с четкими сроками и распределением ответственности. Для научных организаций критически важны создание рабочих групп по мониторингу технологических запросов и регулярная актуализация данных о ресурсах.

Ожидается, что системное применение этих мер позволит:

– повысить уровень технологической готовности (TRL) результатов исследований с 1–3 до 4–6;

– увеличить долю внедренных разработок в промышленности;

– стимулировать рост внебюджетного финансирования науки.

Перспектива успешной реализации «Госзадания 2.0» напрямую связана с достижением национальных целей — увеличением затрат на НИОКР до 2% ВВП и вхождением России в топ-10 стран по объему научных исследований к 2030 году. Для устойчивого эффекта необходимы дополнительные шаги: упрощение административных процедур, образовательные программы для промышленных партнеров и развитие института научных менеджеров как медиаторов между секторами. Успешность данной модели зависит от решения методологических противоречий между бюрократической регламентацией и требованиями инновационной экономики.


Источники:

1. Борисов И.И., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Стратегия интеграции университета в точки роста региона // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 1. – c. 9-33.
2. Боронина Л. Н., Сенук З. В. Основы управления проектами. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. – 112 c.
3. Васильев В.Н., Воронин А.В. Стратегическое планирование развития регионального распределения университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. – 2002. – № 2. – c. 44 – 52.
4. Дитхелм Г. Управление проектами: т. I. / пер. с нем. / Г. Дитхелм. - СПб.: Издательский дом Бизнес-пресса, 2004. – 400 c.
5. Итоги деятельности министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2025/07/Итоги%20деятельности.pdf (дата обращения: 12.09.2025).
6. Клиффорд Ф. Грей. Управление проектами. / Практическое руководство. - М.: Изд-во Дело и сервис, 2003. – 528 c.
7. Клюев А.К., Корунов С. М. Стратегия вузовского развития // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 3. – c. 43-50.
8. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. / учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. – 664 c.
9. Морган Э., Князев Е.А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 1. – c. 17 –23.
10. Новиков Д.А., Суханов А. Л. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. - М. : Институт управления образованием РАО, 2005. – 80 c.
11. Островкин Д. Л. Стратегическое управления в вузе: современный взгляд российских авторов // Альманах Крым. – 2021. – № 28. – c. 69-87.
12. Официальный портал «Научно-образовательные центры мирового уровня». [Электронный ресурс]. URL: https://ноц.рф/about (дата обращения: 12.09.2025).
13. Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Федерального казначейства, федеральных законов о федеральном бюджете: от 27.11.2023 № 540-ФЗ (в ред. от 12.07.2024 № 175-ФЗ), от 30.11.2024 № 419-ФЗ; результаты проекта «Комплексное научно-методологическое и информационно-аналитическое сопровождение разработки и реализации государственной научной, научно-технической политики» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/1010772392.pdf (дата обращения: 25.08.2025).
14. Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/963240693.html (дата обращения: 12.09.2025).
15. РНФ объявляет о начале приема заявок на 9 конкурсов. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/news/found/rnf-obyavlyaet-o-nachale-priema-zayavok-na-9-konkursov-/ (дата обращения: 12.09.2025).
16. Сырова Т.Н. Развитие проектного управления и оценка рисков реализации организационных инноваций в сфере загородного жилищного строительства. / дис.,.. канд. экономических. наук. - Самара, 2024.
17. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2003. – 240 c.
18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015 (дата обращения: 12.09.2025).
19. Филиппов В. М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. - М., 2005. – 540 c.
20. Цогоев М. М. Современные подходы к определению понятия Управление проектами // Инновационная наука. – 2016. – № 4-2. – c. 94-98.
21. Ярошенко Ф. А., Бушуев С. Д., Танака Х. Р2М. Управление инновационными проектами и программами. Теория и практика применения. - СПб. :Профессиональная литература, АйТи-Подготовка, 2013. – 320 c.
22.  World Intellectual Property Organization (WIPO) (2024). Global Innovation Index 2024: Unlocking the Promise of Social Entrepreneurship. Geneva: WIPO. DOI 10.34667/tind.5006

Страница обновлена: 28.09.2025 в 22:38:07

 

 

R&D project management within the public contract mechanism 2.0: recommendations for budgetary scientific organizations

Zakharova V.V., Nikiforov O.V., Chubinskaya M.V.

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The implementation of the pilot project "Public Contract 2.0" aims at increasing the demand for the results of fundamental scientific research by the real sector of the economy through the qualified customer model. The article analyzes the current state of science financing in Russia and the existing models of interaction between scientific organizations and customers. In the course of the research, using methods of generalization, content analysis and descriptive statistics, the key practices of cooperation were systematized. The article develops specific recommendations and a responsibility matrix for scientific organizations to participate in the new mechanism. Systemic barriers to implementation have been identified. They include bureaucratic difficulties and the terminological gap between science and business. In conclusion, it is proved that the successful implementation of the project is critically important for achieving national goals of technological sovereignty.

Keywords: project management, public contract 2.0, scientific organizations, qualified customer

JEL-classification: J24, M51, M54