Риск-менеджмент как одно из направлений повышения эффективности контроля за деятельностью системы материально-технического обеспечения в Министерстве внутренних дел Российской Федерации

Хазинурова П.Э.1
1 Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме внедрения риск-ориентированного подхода в систему материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Обоснована ключевая роль бесперебойного и эффективного материально-технического обеспечения в организации оперативной деятельности органов внутренних дел. На основе анализа успешного опыта применения системы управления рисками в Федеральной таможенной службе России и Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предложена адаптация данной методологии для Министерства внутренних дел Российской Федерации. Выявлены структурные и функциональные возможности Департамента тылового обеспечения и Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации для реализации риск-менеджмента. Особое внимание уделено экономическим рискам и их влиянию на бюджетную эффективность. Предложены практические меры по внедрению превентивного контроля для минимизации нарушений на стадиях планирования и осуществления закупок. Исследование демонстрирует потенциал значительной оптимизации расходов и повышения прозрачности системы материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, риск-менеджмент, экономические риски, превентивный контроль, повышение эффективности

JEL-классификация: D60, D61, D69

Тезисы (Highlights):

  • Бесперебойное материально-техническое обеспечение является критическим стратегическим фактором, напрямую определяющим боеспособность органов внутренних дел и безопасность личного состава, а не вспомогательной функцией.
  • В системе материально-технического обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации идентифицированы исключительно «чистые» экономические риски, ведущие к прямым убыткам и неэффективному использованию бюджетных средств, что подтверждается ежегодным ущербом в сотни миллионов рублей по результатам ревизий.
  • Организационная структура Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент тылового обеспечения и Контрольно-ревизионное управление) обладает готовым аппаратом и функционалом для реализации риск-ориентированного подхода по аналогии с успешным опытом Федеральной таможенной службе России и Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Внедрение риск-менеджмента позволит осуществить переход от реактивного, постфактумного контроля к превентивному управлению, сфокусированному на минимизации нарушений на стадиях планирования и осуществления закупок.
  • Ключевым ожидаемым результатом внедрения предлагаемой методологии является значительная оптимизация бюджетных расходов, повышение прозрачности и минимизация коррупционных рисков в ключевых процессах материально-технического снабжения (госзакупки, логистика, сохранность имущества).
  • Научная новизна исследования заключается в адаптации доказавших эффективность моделей риск-менеджмента смежных ведомств к специфике материально-технического обеспечения правоохранительной системы.

Источники:

1. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. / Термины и определения. - Москва: Стандартинформ, 2011. – 27 c.
2. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство. - Москва: Стандартинформ, 2011. – 29 c.
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска. - Москва: Стандартинформ, 2012. – 75 c.
4. Жаворонкова А.А. Сущность и содержание основных функций риск-менеджмента // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 12(78). – c. 114-118.
5. Мантусов В.Б., Золотницкий Ф.А. Система управления рисками: результаты использования в таможенных органах Российской Федерации и направления ее дальнейшего развития во внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – № 2. – c. 22-27.
6. Низамутдинов И.К., Малаев В.В. Управление рисками организации. / Учебно-методическое пособие. - Казань: Издательство Казанского университета, 2022. – 40 c.
7. ОБЗОР основных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, выявленных ревизиями и проверками КРУ МВД России в 2022 году
8. ОБЗОР основных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, выявленных ревизиями и проверками КРУ МВД России в 2023 году
9. Официальный сайт Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://дт.мвд.рф/dt/structure (дата обращения: 01.09.2025).
10. Приказ МВД России от 18.07.2011 № 844 (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280457/694515f54ed472a21595d76ec7ffed58c634e0e3/ (дата обращения: 01.09.2025).
11. Приказ МВД России от 24.06.2011 № 722 (ред. от 27.03.2024) «Об утверждении Положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256135/d07f79d4b4daf16ee57ecf4e2b40038b3cd7d538/ (дата обращения: 01.09.2025).
12. Распоряжение МЧС России от 18 декабря 2024 г. № 1242 (ред. от 31.01.2025) «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2025 год». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_494215/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 22.08.2025).
13. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 17.08.2025).
14. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (утратил силу). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/ (дата обращения: 17.08.2025).
15. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 23.08.2025).
16. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О полиции». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 11.08.2025).

Страница обновлена: 09.11.2025 в 18:58:22

 

 

Risk management as one of the directions of increasing the effectiveness of control over the activities of the logistics support system in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Khazinurova P.E.

Journal paper

Shadow Economy
Volume 9, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the urgent problem of introducing a risk-based approach into the logistics system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The key role of uninterrupted and effective logistical support in the organization of operational activities of internal affairs bodies is substantiated. Based on the analysis of successful experience in applying the risk management system in the Federal Customs Service of Russia and the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Management, an adaptation of this methodology for the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is proposed. The structural and functional capabilities of the Logistics Department and the Audit Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the implementation of risk management have been identified. Special attention is paid to economic risks and their impact on budget efficiency. Practical measures are proposed to implement preventive control to minimize violations at the stages of planning and procurement. The study demonstrates the potential for significant cost optimization and increased transparency of the logistics support system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: logistics, risk management, economic risks, preventive control, efficiency improvement

JEL-classification: D60, D61, D69

Highlights:

  • Uninterrupted logistical support is a critical strategic factor that directly determines the operational readiness of internal affairs bodies and the safety of personnel, rather than being an auxiliary function.
  • The logistical support system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is exposed exclusively to "pure" economic risks, leading to direct financial losses and inefficient use of budgetary funds, as evidenced by annual damages amounting to hundreds of millions of rubles identified through audits.
  • The organizational structure of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (the Logistics Department and the Control and Auditing Directorate) possesses the necessary capacity and functional capability to implement a risk-oriented approach, drawing on the successful experience of the Federal Customs Service of Russia and the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Disaster Relief.
  • The implementation of risk management will enable a transition from reactive, post-factum control to preventive management focused on minimizing violations at the stages of planning and executing procurement activities.
  • The key expected outcome of implementing the proposed methodology is a significant optimization of budgetary expenditures, increased transparency, and minimization of corruption risks in key logistical processes (public procurement, logistics, asset preservation).
  • The scientific novelty of the research lies in the adaptation of proven risk management models from related agencies to the specific context of the law enforcement logistical support system.

References:

GOST R 51897-2011/ISO 73:2009 Risk Management Guidelines (2011). Moscow: Standartinform.

GOST R ISO 31000-2010 Risk management. Principles and guidelines (2011). Moscow: Standartinform.

GOST R ISO/IEC 31010-2011 Risk management. Risk assessment methods (2012). Moscow: Standartinform.

Mantusov V.B., Zolotnitskiy F.A. (2019). Risk management system: the results of its use by the customs authorities of the Russian Federation and directions of its further development in the foreign economic activity of the eurasian economic union. Head of Russian Customs Academy. (2). 22-27.

Nizamutdinov I.K., Malaev V.V. (2022). Organization's risk management Kazan: Izdatelstvo Kazanskogo universiteta.

Zhavoronkova A.A. (2021). Essence and content of the main functions of risk management. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. (12(78)). 114-118.