Направления снижения дифференциации уровня жизни населения регионов Приволжского федерального округа
Ефимова М.В.
, Федотова М.Г.
, Шерстобитова Ю.А.![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
2 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83989509
Аннотация:
Статья посвящена исследованию региональной дифференциации уровня жизни населения как угрозы экономической безопасности Приволжского федерального округа. В контексте Приволжского федерального округа, являющегося одним из ключевых экономических центров России, данная проблема приобретает особую значимость, поскольку сохранение сбалансированного развития и снижения региональных диспропорций являются важными условиями обеспечения национальной безопасности и устойчивого экономического развития. Цель работы заключается в совершенствовании мер по снижению региональной дифференциации уровня жизни населения в целях минимизации угроз, связанных с нарушением экономической безопасности Приволжского федерального округа. В работе проведен анализ и оценка региональной дифференциации уровня жизни населения Приволжского федерального округа. Уровень бедности в Приволжском федеральном округе в силу позитивной динамики характеризуется переходом из зоны значительного риска в зону умеренного риска в большинстве регионов, что обозначает снижение уровня бедного населения. В исследовании выделены ключевые направления национальной и региональной политики в рамках рассматриваемого объекта с учетом однородности регионов, обоснованной с помощью кластерного анализа. Результатом кластерного анализа явилось разбиение четырнадцати регионов на две типологические группы. В первую группу вошли семь регионов, отличающиеся более низким уровнем бедности, в сравнении с оставшейся половиной регионов, которые формируют второй кластер. В первый кластер также вошли регионы с высокими значениями коэффициента фондов. Отличительной особенностью второго кластера является упомянутый высокий уровень бедности и низкое потребление отдельных продуктов питания.
Ключевые слова: региональная дифференциация; уровень жизни; региональная экономика; кластерный анализ; Приволжский федеральный округ
JEL-классификация: R10, R13, R19
Введение
Актуальность темы обусловлена ростом региональных диспропорций в уровне жизни населения, что представляет собой значительный фактор риска для обеспечения стабильности и устойчивости экономики на региональном уровне. В современных условиях, связанных с обострением геополитической напряженности, ростом конкуренции на мировом рынке, необходимо уделять приоритетное внимание широкому кругу факторов экономической безопасности. Повышение уровня жизни населения выступает не только как самоцель, но и как предпосылка качественного воспроизводства рабочей силы, способной обеспечить устойчивое развитие производства на ключевых направлениях. [5] Проблема региональной дифференции регионов по уровню жизни остаётся одной из самых ключевых на сегодняшний день и представляет собой угрозу малообеспеченности и бедности населения, влекущего за собой усиление социальной нестабильности в обществе.
Объектом исследования является уровень жизни населения в регионах Приволжского федерального округа (ПФО). Предметом исследования в работе выступает региональная дифференциации уровня жизни населения как угроза экономической безопасности Приволжского федерального округа. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать и оценить индикаторы уровня жизни населения Приволжского федерального округа в контексте экономической безопасности; выявить угрозы уровня жизни населения Приволжского федерального округа с учетом региональных особенностей и дифференциаций в контексте экономической безопасности; провести кластеризацию регионов Приволжского федерального округа по показателям дифференциации уровня жизни населения [4].
Основная часть
Индикативный метод, выбранный в качестве основного в рамках исследования, подразумевает сопоставление фактических значений исследуемого показателя в анализируемый момент времени с пороговым значением, несоответствие которому формирует угрозу для экономической безопасности, то есть ситуацию, при которой возникает вероятность нанесения ущерба национальным интересам России. В настоящее время наиболее актуальны индикативные системы, предложенные Сенчаговым В.К. и Глазьевым С.Ю. [2] По мнению Сенчагова В.К., важность в использовании пороговых значений состоит в проведении системного анализа, на основании которого выявляются угрозы и прогнозируется дальнейшее развитие социально-экономических индикаторов. [9]
Важным этапом рассматриваемой методики является формирование системы показателей для дальнейшего анализа и оценки (таблица 1). Показатели, представленные в таблице, на наш взгляд, являются наиболее отражающими уровень жизни и региональной дифференциации. Поскольку понятие «уровень жизни населения» характеризует потребление населения, отражает материальное благосостояние группы людей на определенной территории [12], самым большим анализируемым блоком является блок «доходы» (три показателя) (таблица 1). Логика деления показателей на соответствующие блоки заимствована из статистического сборника Росстата «Регионы России» [7]. Выбор ограниченного количества показателей связан с особенностями изучаемого вопроса, поставленной целью исследования — необходимо сделать вывод о существовании общей закономерности дифференциации уровня жизни населения Приволжского федерального округа на основании анализа ограниченного числа показателей и на этой основе предложить направления для её сокращения.
Таблица 1
Система индикаторов уровня жизни регионов Приволжского федерального округа
|
Автор метода/НПА
|
Показатели
|
Пороговое/целевое
значение
|
|
Доходы
| ||
|
Указ Президента РФ от 07.05.2024
№ 309 [11] / Сенчагов В.К
|
Доля населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного минимума, %
|
Целевое: не более 7
Пороговое: не более 6 |
|
Сенчагов В.К.
|
Коэффициент фондов, раз
|
Пороговое: не более 7
|
|
Указ Президента
РФ от 07.05.2024 № 309 / Глазьев С.Ю.
|
Коэффициент Джини, %
|
Целевое: не более 0,37
Пороговое: не более 0,3 |
|
Демография
| ||
|
Указ Президента РФ от 07.05.2024
№ 309/ Глазьев С.Ю.
|
Суммарный коэффициент рождаемости
|
Целевое: не менее 1,6
Пороговое: не менее 2,15 |
|
Занятость
| ||
|
Сенчагов В.К.
|
Уровень безработицы по
методологии МОТ, %
|
Пороговое: не более 4%
|
|
Обеспеченность
жильем
| ||
|
Указ Президента РФ от 07.05.2024
№ 309 / Сенчагов
В.К.
|
Площадь жилья на
одного жителя, м2
|
Целевое: не менее 33 м2
Пороговое: не менее 25 м2 |
Представим краткое разъяснение по каждому отобранному показателю.
1. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума – показатель отражает уровень бедности в обществе. Этот показатель позволяет определить долю граждан, которые находятся в трудном материальном положении и требуют социальной поддержки. Высокий уровень этого показателя указывает на социальные проблемы и неравенство. Актуальное значение для оценки уровня экономической безопасности занимают целевые значения, определенные в Указе Президента РФ от 07.05.2024 №309. В ранее упомянутом Указе целевым значением к 2030 году является соотношение «не менее 7%».
2. Коэффициент фондов – позволяет оценить степени дифференциации доходов между разными слоями населения и для выявления возможных проблем социальной справедливости. Д.э.н., профессор Сенчагов В.К. предложил пороговое значение не более 7.
3. Коэффициент Джини – используется для измерения неравенства в доходах. Измеряется показатель от 0 до 1, причем значения ближе к 0 свидетельствуют о равномерном распределении доходов по группам населения, однако, чем ближе коэффициент к 1, тем сильнее сконцентрированы доходы в узких кругах населения. Профессор, д.э.н., академик РАН С.Ю. Глазьев определил пороговое значение коэффициента – 0,3,
4. Суммарный коэффициент рождаемости - отражает среднее количество детей, которых ожидают иметь женщины в течение жизни. Для расчёта коэффициента берутся женщины в возрасте от 15 до 50 лет. Высокий коэффициент может быть показателем здоровой экономики и социальной политики. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 целевым значением является – не менее 1,6.
5. Уровень безработицы по методологии МОТ – показывает процент безработных среди рабочей силы. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать о экономических кризисах и социальных проблемах. Верхняя и нижняя границы показателей рассчитаны самостоятельно автором методов доверительных интервалов.
6. Площадь жилья на одного жителя – (в среднем на 1 чел., м2). Показатель свидетельствует о доступности жилищного фонда для населения. Этот показатель важен для оценки комфортности жизни граждан, их условий проживания и уровня жилищной обеспеченности. Чем больше площадь, тем выше уровень жизни. В Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 целевым значением является – не менее 33 кв.м.
За исследуемый период с 2010 по 2023гг. доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности) [6] практически во всех регионах Приволжского федерального округа принимает значения выше целевого «не более 7%» (рис.1). Единственным регионом, в котором фактическое значение показателя «уровень бедности» не превышает целевое значение или примерно равно ему (абсолютное отклонение не превышает 0,7 п.п.), является республика Татарстан: темп снижения уровня бедности составляет 40,2% по отношению к базовому значению за 2010 год. Республика Татарстан является одним из лидеров среди российских регионов по качеству жизни населения, занимая 5 место РИА рейтинга за 2024 год. [8] Анти-лидерами являются Республика Марий Эл (фактическое значение на 2023 год – 14,3%), Республика Мордовия (13,2%), Саратовская область(12,3%). Однако, если рассматривать показатели в динамике, то в целом наблюдается положительный тренд, то есть происходит снижение уровня бедности в регионах Приволжского федерального округа. На уровень бедности и низкие доходы населения влияет тенденция старения населения, а также структура валового регионального продукта (далее – ВРП) регионов и их недостаточная диверсификация. Так, власти Марий Эл отмечают: «Значительная часть трудоспособного населения – около 20% - занята в отраслях социальной сферы, а также у субъектов малого и среднего предпринимательства - свыше 40%, где уровень заработной платы ниже среднего по республике». [1, 13]
Рис. 1 - Динамика доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (от общей численности населения) в регионах Приволжского федерального округа за 2010-2023 гг., %
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
Коэффициент фондов является важным показателем дифференциации доходов населения и социального расслоения, поскольку характеризует отношение 10% группы бедного к 10% группе богатого населения. За исследуемый период наблюдается поступательное снижение данного показателя в регионах Приволжского федерального округа до 2023 года в среднем на 18,7% по отношению к базисному году (рис.2). В 2023 году произошел рост для всех 14 регионов на 7,1 %, который отражает и общероссийскую тенденцию роста неравенства. Для объяснения причин роста неравенства необходимо обратиться к уровню заработной плате по отраслям и анализу диспропорций в темпах роста зарплат. В действительности большое количество в экономике работников занято на низкооплачиваемых должностях. Как правило, эти рабочие места сосредоточены в секторах с низкой рентабельностью (ЖКХ, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство), либо относящихся к бюджетному сектору. В сложных экономических условиях поддержка этих отраслей ограничивается, что сказывается на объёмах производства и, соответственно, доходе, из которого формируются зарплаты. В тех отраслях и на тех специальностях, где есть кадровый дефицит, работодатели, как правило, повышают зарплаты, а там, где дефицита нет, зарплаты стагнируют.
Рис.
2 - Динамка коэффициента фондов в регионах Приволжского федерального округа за
2010-2023гг.
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
Коэффициент Джини в сравнении с коэффициентом фондов является более универсальным показателем неравенства в доходах, поскольку полностью учитывает разброс значений признака вариационного ряда, в то время как коэффициент фондов учитывает только разрыв, складывающийся между крайними группами. Коэффициент Джини имеет схожую тенденцию: снижение значений показателя за исследуемый период и небольшой рост в 2023 году (рис.3). Превышение целевого значения, взятого с Указа Президента РФ от 07.05.2024 № 309 – «не более 0,37» в 2023 году характерно для Нижегородской области (0,399), Республики Татарстан (0,389) и Пермского края (0,389), Республики Башкортостан (0,384), Оренбургской области (0376). Значительное снижение значения коэффициента произошло в Самарской области – уменьшение на 16,7%, в Пермском крае на 9,4%. В целом тенденция к сокращению неравенства по доходам объясняется ростом социальных выплат, введению прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ с 2025 года, повышением минимального размера оплаты труда на 16,6% с 16 242 рублей до 22 440 рублей. Тем не менее, важно учитывать выборочность обследования, а также то, что показатель не может учитывать достаточно большой теневой сектор.
Рис.3 - Динамика коэффициента Джини в регионах Приволжского федерального округа за 2010-2023 гг., %
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
Суммарный коэффициент рождаемости показывает количество детей, которых рожает в среднем одна женщина, находясь в репродуктивном возрасте. Выбор этого индикатора обоснован необходимостью анализа не только общего числа родившихся, но и количества детей, приходящихся на одну женщину. Из рисунка 4 видно, что наиболее благоприятная ситуация, с точки зрения экономической безопасности, была в 2015 году, поскольку только два региона не соответствовали целевому значению «не менее» 1,6, а именно Республика Мордовия на 15% (фактическое 1,36) и Республика Марий Эл почти на 3% (1,55). Примечательно, что Республика Мордовия является анти-лидером на протяжении всех 13 лет и в 2023 году в 1,52 раза отклоняется от цели. Данный показатель напрямую связан с естественной убылью населения, которая в Республике Мордовия составляет -7,3 промилле. Помимо демографических тенденций на суммарный коэффициент рождаемости влияют реальные денежные доходы населения, а также уровень браков и разводов в республике. Уровень бедности в Республике Мордовии превышал целевое практически в 2 раза, т.е. на 6,2 п.п. по состоянию на 2023 год. Среднее значение по округу за 2023 год составляет 1,349, что меньше целевого на 15,6%.
Рис. 4 - Динамика суммарного коэффициента рождаемости в регионах Приволжского федерального округа за 2010-2023 гг.
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с.»
Заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников отмечает, что «уровень безработицы мало коррелирует с реальной ситуацией в экономике». [14] Так, в условиях снижения экономической активности, неполной занятости или самозанятости граждан, дефиците рабочей силы в ключевых отраслях экономики в Башкирии наблюдается рекордно низкий уровень безработицы. В следствии этого, низкий уровень безработицы (рисунок 5) также является угрозой экономической безопасности регионов России, поскольку важно учитывать существующие дисбалансы на рынке труда. По данным Росстат на апрель 2025 года, острый дефицит кадров наблюдается в сфере розничной торговли почти во всех регионах округа, что также сказывается на объёмах выпускаемой продукции и социально-экономическом положении регионов. Усугубляют проблему естественная убыль населения, наблюдаемая в Приволжском федеральном округе, снижение миграционных потоков и старение населения.
Рис. 5 - Динамика уровня безработицы Приволжского федерального округа за 2010-2023 гг., в %
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
Рисунок 6 иллюстрирует положительный тренд роста общей площади жилых помещений, которая приходится в среднем на одного жителя в регионах Приволжского федерального округа. Тем не менее, за исключением Пензенской области в 2022 и 2023 годах и Ульяновской области в 2023 году все регионы Приволжского федерального округа не достигают целевого значения из Указа Президента № 309 – «не менее 33 кв.м.». Республика Татарстан, являющаяся лидером практически во всех ранее анализируемых показателях, отклоняется от целевого на 3.3 п.п., аналогичное отклонение в Республике Башкортостан. К анти-лидерам относится Удмуртская Республика, в которой отклонение равно 6,4 п.п. в 2023 году, при этом темп прироста относительно 2010 года оставил 33%.
Рис.
6 - Динамика общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного
жителя в Приволжском федеральном округе за 2010-2023гг., кв. м.
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
В целом по Приволжского федеральному округу были рассчитаны индексы региональной дифференциации уровня жизни населения, которые для лучшей визуализации представлены в виде лепестковой диаграммы. (рис.7) Исходя из представленной динамики, видно, что показатели, связанные с доходами (коэффициент фондов и уровень бедности), находятся в зоне значительного риска, что свидетельствует об угрозе усиления дифференциации населения по доходам.
Рис. 7 - Динамика индексов региональной дифференциации уровня жизни населения Приволжского федерального округа за 2010-2023гг.
Составлено авторами на основе сборника «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2024: Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 852 с»
Суммарный коэффициент рождаемости характеризуется умеренным риском, что также формирует угрозу старения населения и усугубления демографической ситуации для Приволжского федерального округа. Оставшиеся индикаторы экономической безопасности находятся в зоне стабильности. Однако важно отметить, что низкий уровень безработицы также формирует угрозу экономической безопасности, связанной с дисбалансами на рынке труда, поскольку при низком уровне безработице одновременно возникает дефицит рабочей силы в ключевых отраслях. Данное явление сказывается на производительности труда и в целом на социально-экономическом положении регионов. Индикатор «площадь жилья, приходящаяся на одного человека» также является непростым для анализа, поскольку важно учитывать корреляцию с темпами снижения или увеличения численности населения в регионе. Так, высокий уровень смертности характерен для Республики Башкортостан – 3976 человек в 2024 году, Нижегородской области – 3688 человек, Республики Татарстан – 3631 человек. Снижение численности населения оказывает влияние на исследуемый индикатор.
Для изучения уровня
дифференциации, а также выявления черт, присущих группам субъектов, необходимо
провести кластерный анализ [10], позволяющий классифицировать многомерные
наблюдения, каждое из которых описывается набором исходных переменных. Анализ
для выявления однородных групп регионов ПФО по уровню жизни населения будет
проводиться по представленному ниже алгоритму (рис. 8).
Рис. 8 - Алгоритм проведения кластерного анализа [3]
Составлено авторами
Для определения однородных групп по уровню жизни населению ПФО выделен набор переменных, который наиболее полно и всесторонне характеризует объект исследования:
· Коэффициент Джини
· Коэффициенты естественного прироста населения на 1 000 человек
· Коэффициент фондов, раз
· Уровень безработицы по методологии МОТ, %
· Продолжительность жизни населения, лет
· Суммарный коэффициент рождаемости
· Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года; квадратных метров)
· Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %
· Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения, кг
· Потребление картофеля на душу населения, кг
Для определения количества кластеров был выбран метод k-средних. Он применяется в анализе данных благодаря своей способности эффективно группировать объекты по степени схожести их характеристик, что делает его особенно ценным инструментом при исследовании регионов. Алгоритм последовательно минимизирует внутрикластерную дисперсию, стремясь сформировать компактные и однородные группы, в которых регионы оказываются максимально близки друг к другу по совокупности признаков, что позволяет выявлять естественные структурные разделения в данных.
Одним из ключевых преимуществ k-средних является высокая интерпретируемость результатов: каждый кластер характеризуется центроидом — средним вектором значений, который отражает типичный профиль региона в этой группе. Это дает возможность наглядно описать выделенные кластеры по уровняю жизни населения, что напрямую востребовано при разработке региональной политики, планировании инфраструктурных проектов или распределении бюджетных ресурсов. При этом метод успешно работает с многомерными данными, где каждый регион представлен набором количественных показателей. Использование евклидова расстояния в пространстве признаков позволяет эффективно оценивать схожесть объектов, а предположение о сферической форме кластеров часто соответствует реальной структуре региональных данных, где различия между группами носят выраженный, компактный характер.
Гибкость подхода проявляется в возможности адаптации числа кластеров под конкретные цели анализа. Оптимальное значение k можно определить с помощью метода локтя, при котором выбирается точка резкого замедления снижения суммы квадратов расстояний, или с помощью силуэтного коэффициента, оценивающего качество разделения. Это позволяет строить модели как с грубой сегментацией, так и с более детализированной классификацией для тонкого анализа.
В случае применения данного метода к исследованию однородности регионов Приволжского федерального округа показателям качества жизни населения оптимальным количеством является три кластера. На графике наблюдается характерный «изгиб» при k=3, где дальнейшее увеличение количества кластеров не приводит к существенному уменьшению within-cluster sum of squares (WSS). При k=3: достигается баланс между интерпретируемостью и качеством группировки (рис. 9).
Рис. 9 – График определения числа кластеров
Составлено авторами
Проведенный многомерный статистический анализ региональных показателей с применением метода главных компонент (PCA) позволил осуществить эффективное сокращение размерности исходного пространства признаков при сохранении максимальной доли дисперсии данных (рис .10).
Результаты декомпозиции показали, что первая главная компонента (PC1) объясняет приблизительно 35% общей дисперсии и отражает интегральный показатель экономического развития регионов. Вторая главная компонента (PC2), ответственная за социально-демографические характеристики, объясняет около 25% дисперсии.
Пространственный анализ распределения кластеров выявил четкую дифференциацию регионов по горизонтальной оси, соответствующей экономическому развитию. При этом наблюдается частичное перекрытие групп по вертикальной оси, отражающей социальные показатели. Особого внимания заслуживает обособленное положение Татарстана и Башкортостана внутри первого кластера, что свидетельствует об их лидирующих позициях среди регионов-доноров.
На основе построенной диаграммы рассеяния были выявлены три устойчивые группы регионов, характеризующиеся различными социально-экономическими показателями.
Первый кластер включает регионы-лидеры с высоким уровнем экономического развития. К данной группе относятся Татарстан, Башкортостан, Нижегородская и Самарская области. Для этих субъектов характерны высокие значения по первой главной компоненте, интенсивная экономическая активность, низкий уровень безработицы и относительно благополучная демографическая ситуация.
Второй кластер представлен среднеразвитыми индустриальными регионами, включая Удмуртию, Чувашию, Пермский край, Кировскую и Оренбургскую области. Регионы данной группы демонстрируют сбалансированные социально-экономические показатели и демонстрируют стабильное развитие.
Третий кластер объединяет аграрные регионы с существенными социально-экономическими вызовами. В эту группу входят Марий Эл, Мордовия, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области. Для данных субъектов характерны низкие значения по первой главной компоненте и преобладание аграрного сектора в экономике.
Рис. 10 - Диаграмма рассеяния, отражающая пространственный анализ распределения кластеров
Составлено авторами
Дендрограмма представляет собой графическое отображение процесса иерархической кластеризации, где вертикальная ось отражает метрику расстояния между формируемыми кластерами. Интерпретация значений дистанций позволяет оценить степень сходства между группируемыми объектами: высокие значения (8–10 единиц) свидетельствуют о существенных различиях между кластерами, тогда как низкие показатели (2–4 единицы) указывают на значительную схожесть характеристик объединяемых регионов.
Анализ дендрограммы выявил три основных кластера с различной степенью внутренней гомогенности (рис. 11). В левой части дендрограммы локализована группа регионов с наиболее высокими показателями развития. Ядро данного кластера формируют Республика Татарстан и Республика Башкортостан, демонстрирующие минимальное расстояние слияния (3–4 единицы), что свидетельствует об их высокой схожести по анализируемым параметрам. К данной группе последовательно присоединяются Нижегородская и Самарская области. Центральный кластер объединяет регионы со средним уровнем развития. Наиболее тесные связи наблюдаются между Удмуртской Республикой и Чувашской Республикой, при этом последующее присоединение Пермского края, Кировской и Оренбургской областей происходит при дистанциях слияния 5–6 единиц, что указывает на умеренную степень сходства.
Правая часть дендрограммы представлена группой регионов с относительно низкими показателями развития. В данном кластере формируются устойчивые пары: Республика Марий Эл — Республика Мордовия, Пензенская — Ульяновская области. Особую позицию занимает Саратовская область, интегрирующаяся в кластер на максимальных дистанциях (7–8 единиц).
Рис. 11 - Дендограмма для иерархического кластерного анализа регионов ПФО по данным 2023 года
Составлено авторами
Детальное исследование дендрограммы подтверждает обоснованность выделения трех кластеров, что коррелирует с результатами метода k-means. При этом дендрограмма предоставляет дополнительную информацию о степени близости между регионами внутри кластеров, позволяя оценить динамику формирования групп и выявить наиболее тесные региональные связи.
Заключение
В результате полученных результатов, важно прокомментировать несколько полученных выводов.
Регионы с высоким имущественным расслоением демонстрируют низкие показатели бедности, тогда как территории с относительно равномерным распределением доходов характеризуются высоким уровнем бедности. Регионы с наихудшими экономическими показателями демонстрируют высокую продолжительность жизни. В то время как высокий уровень потребления картофеля коррелирует с низким социально-экономическим развитием.
Важно определить стратегические приоритеты для каждого кластера. Для развитых регионов они заключаются в снижении имущественного неравенства, развитии социальной инфраструктуры, наращивании инвестиций в человеческий капитал. Приоритетные направления для средних регионов определяются диверсификацией экономики, повышением качества жизни населения, стимулированием демографического роста. Для проблемных регионов важны и приоритетны борьба с бедностью, модернизация агропромышленного комплекса, реализация программ демографического развития.
Источники:
2. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник Российской академии наук. – 2012. – № 7. – c. 587-614.
3. Ефимова М.В. Человеческий капитал как фактор развития региональных инновационных систем. / дис. … канд. экон. наук : специальность 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (1. Региональная экономика). - Москва, 2023. – 151 c.
4. Зинчук Г.М., Ефимова М.В. Структурные изменения экономики регионов Приволжского федерального округа как фактор устойчивого развития // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 11. – c. 186-190.
5. Маслов Г.А., Шерстобитова Ю.А. Уровень жизни и развитие человеческого потенциала: оценка рисков экономической безопасности регионов // Journal of New Economy. – 2024. – № 4. – c. 24-46. – doi: 10.29141/2658-5081-2024-25-4-2.
6. Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2049 (ред. от 16.12.2023) «Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ» // Собрание Законодательства РФ
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. / Статистический сборник. - Москва: Росстат, 2022. – 1122 c.
8. Рейтинг российских регионов по качеству жизни — 2024. Риа новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20250217/reyting-1999152726.html (дата обращения: 09.03.2025).
9. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2011. – № 5. – c. 41-50.
10. Снежко В.Л., Жарова Е.А. Динамика доходных характеристик населения: сравнительный анализ и региональные диспропорции // Human Progress. – 2025. – № 4. – doi: 10.46320/2073-4506-2025-4a-21.
11. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства РФ
12. Бобков В.Н., Бобкова Т.Е., Вершинина М.А., Гулюгина А.А., Золотов А.В., Колмаков И.Б., Локтюхина Н.В., Лютов Н.Л., Назарова У.А., Одинцова Е.В., Шамаева Е.Ф., Черных Е.А., Юдина М.А. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего. / Монография. - М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – 274 c.
13. Чванов Р.А., Кузнецова О.С., Карпенко Ю.А. Проблемы налогового стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовая жизнь. – 2024. – № 1. – c. 4-11.
14. Эксперты объяснили аномалии рынка труда Башкирии в 2022 году. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://ufa-rbc-ru.turbopages.org/ufa.rbc.ru/s/ufa/31/12/2022/63b04ef29a794762e2caa65a (дата обращения: 17.03.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 17:17:28
Download PDF | Downloads: 11
Ways to reduce differentiation of the standard of living in the regions of the Volga Federal District
Efimova M.V., Fedotova M.G., Sherstobitova J.A.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article examines regional differentiation of the standard of living as a threat to the economic security of the Volga Federal District. In the context of the Volga Federal District, which is one of the key economic centers of Russia, this problem is of particular importance, since maintaining balanced development and reducing regional disparities are important conditions for ensuring national security and sustainable economic development. The article aims to improve measures to reduce the regional differentiation of the standard of living in order to minimize the threats associated with the violation of the economic security of the Volga Federal District. The article analyzes and evaluates the regional differentiation of the standard of living in the Volga Federal District. Due to positive dynamics, the poverty level in the Volga Federal District is characterized by a transition from a zone of significant risk to a zone of moderate risk in most regions, which indicates a decrease in the level of the poor population. The article highlights the key areas of national and regional policy within the framework of the object under consideration, taking into account the homogeneity of the regions, justified by cluster analysis. The cluster analysis resulted in the division of fourteen regions into two typological groups. The first group includes seven regions with lower levels of poverty, compared with the remaining half of the regions that form the second cluster. The first cluster also includes regions with high fund ratios. A distinctive feature of the second cluster is the mentioned high level of poverty and low consumption of certain food products.
Keywords: regional differentiation, standard of living, regional economy, cluster analysis, Volga Federal District
JEL-classification: R10, R13, R19
References:
Regions of Russia. Socio-economic indicators (2022). Moscow: Rosstat.
Bobkov V.N., Bobkova T.E., Vershinina M.A., Gulyugina A.A., Zolotov A.V., Kolmakov I.B., Loktyukhina N.V., Lyutov N.L., Nazarova U.A., Odintsova E.V., Shamaeva E.F., Chernyh E.A., Yudina M.A. (2022). The level and quality of life of the Russian population: from reality to designing the future M.: FNISTs RAN.
Chvanov R.A., Kuznetsova O.S., Karpenko Yu.A. (2024). Problems of tax incentives for small and medium-sized businesses. Financial life. (1). 4-11.
Efimova M.V. (2023). Human capital as a factor in the development of regional innovation systems Moscow.
Glazev S.Yu., Lokosov V.V. (2012). Evaluating extremely critical indicators of the state of Russian society and managing socioeconomic development with them. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 82 (7). 587-614.
Maslov G.A., Sherstobitova Yu.A. (2024). Standards of living and human potential development: assessing risks to regions’ economic security. Journal of New Economy. 25 (4). 24-46. doi: 10.29141/2658-5081-2024-25-4-2.
Senchagov V.K., Mityakov S.N. (2011). Using the index method to assess the level of economic security. Vestnik Akademii ekonomicheskoy bezopasnosti MVD Rossii. (5). 41-50.
Snezhko V.L., Zharova E.A. (2025). Dynamics of income characteristic sof the population:comparative analysis and regional disproportions. Human Progress. 11 (4). doi: 10.46320/2073-4506-2025-4a-21.
Zinchuk G.M., Efimova M.V. (2021). Structural changes in the economy of the regions of the Volga federal district as a factor of sustainable development. Innovation and Investment. (11). 186-190.
