Формирование профиля целевого потребителя нового вида продукции с использованием методологии развертывания функции качества

Юрк Н.А., Динер Ю.А.
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001616



Введение

Основополагающим фактором экономической безопасности и благосостояния любой организации является обеспечение рынка востребованной продукцией, с улучшенными качественными характеристиками и более низкой стоимостью, раньше потенциальных конкурентов [4, 12, 21]. Механизм реализации данного фактора достигается посредством эффективного планирования, а именно, через применение методологии развертывания (структурирования) функции качества [7, 13, 19].

Развёртывание функции качества (Quality Function Deployment, далее -QFD) представляет собой концептуальный системный подход, минимизирующий разницу между потребительским откликом (первичные характеристика качества продукции) и показателями качества, которые впоследствии будут отражены в технической документации [5, 19]. Успешно апробированная на японских и американских предприятиях технология QFD позволяет перевести пожелания потребителя («голос клиента/потребителя») в реальные технические характеристики изделия и служит наиболее эффективным методом приоритизации процессов проектирования и создания продукции [3, 12, 22].

Предпосылками внедрения в экономическую деятельность отечественных предприятий и организаций данной технологии можно считать появление в 1987 г. научных публикаций Дж. Макэлроя, посвященных структурированию функции качества в автомобильной промышленности [11, 20]. Изучению методологии QFD, особенностям ее адаптации и функционированию на предприятиях, посвящены труды Ю.П. Адлера, О.П. Глутника, А.Н. Австриевских, Л.П. Салливан [1, 2, 16].

Применение метода развертывания функции качества имеет ряд преимуществ: формирование новой ассортиментной политики и обеспечение стабильного качества, сокращение потерь вследствие брака и возврата товара, уменьшение затрат на переработку и утилизацию отходов, улучшение имиджа бренда и рост доверия потребителей и инвестиционной привлекательности бизнеса.

Вместе с тем, необходимо отметить малоизвестность методологии QFD в сфере реального сектора современной российской экономики. Так, для предприятий агропромышленного комплекса (далее - АПК), которые характеризуются спецификой рынка сбыта продукции и сложностью получения обратной связи от небольших потребительских групп, QFD – методология применяется на практике крайне ограничено, что повышает актуальность исследований в данном направлении.

Развертывание функции качества – многоэтапный процесс, предполагающий на каждой фазе реализации построение так называемых четырех «домов качества» (рисунок 1).

Рисунок 1. Основные шаги развертывания функции качества

Источник: составлено авторами

Построение первого «дома качества» базируется на установлении связи между пожеланиями потребителей и требованиями к характеристикам продукции [9]. Данная фаза отражает комплекс мер по планированию продукта и её реализация предусматривает сбор данных в формате «голоса клиента» с помощью общепринятых социологических методов [1, 2, 16].

Именно этому «дому качества» уделяется пристальное внимание специалистов системы менеджмента и маркетинговых служб, так как качество данных, получаемых на этом этапе, определяет эффективность всего процесса QFD [9, 10, 14, 18].

Целью исследования, выполненного авторами, является определение профиля типичного потребителя нового вида макаронных изделий, планируемых к производству на основе его пожеланий и предпочтений, в рамках методологии развертывания функции качества.

Выполнение исследований базировалось на решении следующих задач: определение числа респондентов, необходимых для проведения исследований; разработка целевой анкеты с последующим опросом потребителей; анализ полученных данных, с целью выявления потребительских предпочтений в отношении выбора макаронных изделий среди обучающихся высших учебных заведений г. Омска; составление профиля (портрета) современного потребителя.

Научная новизна работы заключается в разработке и использовании анкеты целевого назначения, как способа сбора данных в формате «голос клиента», для формирования образа типичного потребителя нового вида продукции, планируемой к производству.

Выполнение исследований предусматривало использование принципов маркетингового анализа и метода социологического опроса (анкетирование), сравнения и общения полученных результатов.

Практическая ценность выполненной работы заключается в формировании потребительского профиля и установлении связи между пожеланиями потребителя и требованиями к характеристикам продукции, в рамках реализации первого этапа методологии QFD в условиях реального производства.

В целом это будет способствовать производству конкурентоспособной продукции, расширению ассортимента, а также повышению экономической эффективности деятельности предприятия. Значимость подобных действий направлена на обеспечение потребительского рынка востребованной качественной продукцией с учетом потребительских пожеланий.

Результаты исследования

Начальный этап структурирования функции качества, с целью определения требований потенциальных потребителей к макаронным изделиям, предполагает реализацию маркетингового исследования, в результате которого на протяжении первых трех месяцев 2025 года осуществлен опрос обучающихся вузов Омского региона. Руководствуясь схемой случайного бесповторного отбора, проведена 0,5%-ная выборка обучающихся, представляющая все множество потенциальных потребителей. Общая численность анкетируемых респондентов составила 490 человек.

Из представленных данных на рисунке 2 видно, что наибольшую долю опрошенных респондентов по гендерному признаку составили мужчины (64,2 %), представительниц женского пола, участвующих в опросе, значительно меньше (35,8 %).

Рисунок 2. Распределение опрашиваемых респондентов по полу

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

На вопрос «Как часто Вы употребляете макаронные изделия?» ответы мнений респондентов распределились следующим образом (рисунок 3):

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы употребляете макаронные изделия?»

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

Анализ представленных данных на рисунке 4 позволяет сделать вывод, что большая часть респондентов употребляют макаронные изделия 2-3 раза в неделю; 24 % опрашиваемых ответили, что употребляют данные изделия 1 раз в неделю. Чаще трех раз в неделю используют для приготовления блюд 19 % респондентов. Употребление (2-3) раза в месяц и реже наблюдалось у 17 % и 8 % опрошенных.

Стоит отметить, что столь частое употребление макаронных изделий напрямую связано с ценовой доступностью, многообразием выбора данного продукта на современном рынке, а также легкостью в его доведении до кулинарной готовности.

Отвечая на поставленный вопрос: «Какие макаронные изделия Вы предпочитаете?», причем при ответе возможен выбор нескольких вариантов, мнения респондентов распределились следующим образом: 72,0 % ответов приходится на такой вид изделий, как «рожки»; 69,6 % употребляют «спиральки», отдают предпочтение «спагетти» 66,6 %; 64,8 % ответов отводится на долю на «рожки». В свою очередь, «трубки», «ракушки» и «вермишель» получили 32,0 %, 26,4% и 10,2 % соответственно.

Распределение ответов на вопросы «Употребляете ли вы обогащенные макаронные изделия?» и «Ваше отношение к обогащению этих изделий?» представлены на рисунке 4 и 5 соответственно.

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос «Употребляете ли Вы обогащенные макаронные изделия?»

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Ваше отношение к обогащению макаронных изделий?»

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

Большинство (69,4 %) обучающихся ответили, что обогащенные макаронные изделия отсутствуют в их рационе, однако наблюдался повышенный интерес к улучшению состава и потребительским свойствам продукта, что, несомненно, связано с тенденциями формирования осознанного потребительского поведения при выборе продуктов для здорового питания. Данный факт является одним из ключевых направлений политики в области здорового питания населения России и находится в тесной взаимосвязи с реализацией Национального проекта «Демография».

Ответы по поставленный вопрос «Чем определяется Ваш выбор при покупке макаронных изделий?» распределились следующим образом (рисунок 6).

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос «Чем определяется Ваш выбор при покупке макаронных изделий (возможен выбор нескольких ответов)»?

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

Для большинства анкетируемых при выборе макаронных изделий наиболее важными является такой показатель как «сорт» (68,0 %), второе место отводится органолептическим показателям (52,0 %), на третьем месте такой фактор, как «вкусовые добавки» (40,2 %). Остальные рассматриваемые факторы имеют следующие ранги «цена» (36,6 %) и т.д. К наименее важным при выборе продукта отведены такие характеристики, как «срок годности» и «оформление упаковки», что составляет 12,0 % и 8,6 % соответственно.

Основываясь на полученных результатах анкетирования, при проведении исследования были выявлены определенные потребительские предпочтения в отношении выбора макаронных изделий среди обучающихся высших учебных заведений г. Омска и составлен профиль (портрет) типичного потребителя (рисунок 7).

Рисунок 7. Профиль (портрет) типичного потребителя макаронных изделий

Источник: составлено авторами на основе опроса респондентов

Таким образом, по результатам проведенных исследований можно сделать вывод о том, что целевую аудиторию в большей степени составляют студенты-мужчины, ориентированные на выбор качественного продукта с высокими характеристиками. Кроме того установлено, что потребители заинтересованы в улучшенном составе макаронных изделий, что соответствует принципам здорового питания.

Выводы

Таким образом, применение методологии QFD является мощным инструментом инновационного развития экономики предприятий АПК, позволяющим эффективно реагировать на внешние вызовы и внутренние ограничения, повышать конкурентоспособность продукции и укреплять позиции на рынках.

Выполнение исследований позволило авторам убедиться в эффективности использования анкеты целевого назначения, для сбора данных в формате «голос клиента» при реализации первого этапа методологии QFD на практике.

В ходе поэтапного выполнения работы был сформирован образа типичного потребителя нового вида продукции, планируемой к производству.

Накопление, систематизация и представление опытных данных в удобной форме, послужили основанием для построения профиля потребителя, который базируется на совокупности взаимосвязанных элементов портрета (информация, характеристики и особенности) с детализированными признаками. Предложенные мероприятия окажут положительное влияние на повышение конкурентных преимуществ, и удовлетворенность потребителей.

Выводы авторов гармонируют с научными данными, представленными в публикациях, посвященных применению методологии развертывания функции качества для повышения эффективности управления производственными процессами при планировании качества продукции [5, 10, 13, 17, 22, 23].

Результаты исследований являются первым этапом выполнения комплексной работы по структурированию функции качества конкретного вида продукции и служат фундаментом для построения последующих трех «домов качества», что представляет практический интерес для профильных специалистов.


Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:55

 

 

Formirovanie profilya tselevogo potrebitelya novogo vida produktsii s ispolzovaniem metodologii razvertyvaniya funktsii kachestva

Yurk N.A., Diner Y.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation: