Модель оценки уровня продовольственной безопасности мегаполисов
Суин И.П.1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Аннотация:
Влияния изменений в национальной экономике свидетельствуют о необходимости формирования комплексного подхода к обеспечению продовольственной безопасности в городах и мегаполисах. В рамках исследования разработана модель оценки уровня продовольственной безопасности мегаполисов с учетом их специфики. Модель базируется на статистических данных из открытых источников (базы данных Росстат и ЕМИСС), а также включает в себя пять ключевых факторов: физическую доступность; экономическую доступность; продовольственное разнообразие и потребительскую обеспеченность; логистическую устойчивость и городское сельское хозяйство. Для оценки предлагается использование интегрального индекса с использованием весовых коэффициентов, позволяющий комплексно анализировать состояние продовольственной безопасности в мегаполисах. Модель служит инструментом сравнения и оценки состояния различных мегаполисов и способствует принятию эффективных решений в области обеспечения продовольственной безопасности. Результаты анализа впоследствии могут быть использованы для развития устойчивых механизмов обеспечения продовольственной безопасности в отечественных мегаполисах
Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная безопасность городов и мегаполисов, критерии оценки продовольственной безопасности, индикаторы продовольственной безопасности
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к вопросам обеспечения продовольственной безопасности в контексте влияния экономических нестабильностей последнего десятилетия. Мегаполисы, как наиболее уязвимые с точки зрения продовольственной безопасности объекты, требуют принятия своевременных мер в контексте возникающих вызовов и угроз. При этом на передний план выходит необходимость проведения оценки уровня продовольственной безопасности мегаполиса, своевременный мониторинг и внедрение новых механизмов, способствующих поддержанию и повышению данного уровня.
Алтухов А.И., Иванова Е.В, Минаков И.А. и другие исследователи подчеркивают, что под влиянием санкционного давления зарубежных государств, формирования мобилизационной экономики и проведения специальной военной операции усложняется реализация задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности 2020 года (далее - Доктрина). В рамках складывающейся макроэкономической нестабильности на передний план выходит необходимость реализации одномоментно оперативных и масштабных мер и механизмов со стороны государства для поддержания и повышения уровня продовольственной безопасности [1].
Влияния изменений в национальной экономике, в частности, свидетельствуют и о необходимости формирования комплексного подхода к обеспечению продовольственной безопасности в городах и мегаполисах. Первично для определения направлений совершенствования системы встает вопрос об оценке ее действующего состояния и выявление направлений, нуждающихся в развитии.
Таким образом, в рамках данного исследования разработана и предложена модель оценки продовольственной безопасности мегаполисов на базе данных, раскрываемых в открытых источниках (базы данных Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС)).
Методы и материалы
Основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных исследователей, а также открытые ресурсы статистических данных, раскрываемых отечественными государственными структурами. В рамках проведенного исследования использовались следующие методы: анализ, синтез, систематизация и обобщение.
Целью исследования является формирование модели оценки уровня продовольственной безопасности мегаполисов на базе статистических данных.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
· определить дефиницию мегаполиса и контур для проведения оценки;
· сформировать перечень факторов, влияющих на продовольственную безопасность мегаполисов;
· обосновать весовые коэффициенты в рамках сформированных показателей и разработать интегральный индекс для целей оценки продовольственной безопасности мегаполисов.
В основу исследования легли научные труды таких исследователей как Иванова А.А. [2], Каранина Е.В., Морозова Е.А. [3], Патлань Е.С. [4], Шагайда Н.И., Терновский Д.С. [5].
Результаты и обсуждения
Вопросы продовольственной безопасности не являются новыми, но ввиду высокой значимости для существования человечества играют крайне важную роль для нормального функционирования общества и государства. Несмотря на тенденции роста объемов производства сельскохозяйственной продукции последние годы, вопрос продовольственного обеспечения населения все еще остается актуальным, в частности требуется разработка организационно-экономических механизмов государственной поддержки, привлечения инвестиций, повышения качества нормативно-правового регулирования в сфере продовольственного обеспечения [6].
Мегаполисы, в свою очередь, ввиду своих особенностей, как территориальных образований, требуют скорректированного подхода в рамках оценки продовольственной безопасности. Так, ключевыми особенностями мегаполисов уместно выделить высокую плотность населения, более высокий удельный вес импортных товаров, высокая зависимость от логистических поставок и сложность самостоятельного производства продовольствия в рамках территорий мегаполиса [7].
Актуальность обеспечения продовольственной безопасности мегаполисов подчеркивает и Скрипник О.Б., отмечая на базе проведенного контент-анализа наличие научного пробела в данном вопросе. Так, исследователь отмечает низкую научную активность в части изучения аспектов продовольственной безопасности городов и мегаполисов [8].
Вопрос классификации и определения городов, являющихся мегаполисами, носит двойственный характер. С одной стороны, согласно подходу ООН, к мегаполисам относятся города с населением свыше 10 миллионов человек, большинство из которых расположены в Китае (семь) и Индии (шесть) [9]. С другой стороны, отечественная нормативно-правовая база не закрепляет термин «мегаполис» в рамках правового поля. При этом, интерес предоставляет проект федерального закона №403675-6 «О мегаполисах» (17.03.2014 законопроект снят с рассмотрения Государственной думы) – в рамках данной законодательной инициативы под мегаполисом предлагается трактовать административно-территориальную единицу с особым статусом, численность населения которой составляет 1 миллион и более человек [10].
В подтверждение идеи такой классификации городов, подпадающих под статус «мегаполиса», выступает и система СИ (международная система единиц). Так, приставка «мега-» в международной системе единиц является эквивалентом 106, а «полис» (греческий) имеет значение «город». Таким образом, в рамках исследования категория «мегаполис» выступает эквивалентом категории «город-миллионник».
Анализ подходов к оценке уровня продовольственной безопасности мегаполисов показывает взаимосвязь развития концепции национальной продовольственной безопасности с научными исследованиями в области оценки продовольственной безопасности мегаполисов.
Так, Юшин И.В. в рамках диссертационного исследования (2007 год) обосновывает проведение оценки продовольственной безопасности мегаполисов на базе анализа «трехуровневой» продовольственной корзины, каждый из уровней, которого соответствует физиологическому уровню потребления продуктов питания населением [11]. При этом, подход позволяет определять способность мегаполиса к формированию предложения продовольствия для населения, но не учитывает значительные различия в доходах жителей мегаполисов (интересы бедных и социально-незащищенных групп населения), а также вопросы ожирения населения, обусловленного перееданием и сидячим образом жизни.
Интересен и подход Ариничева А.В. в части оценки уровня продовольственной безопасности мегаполисов. Проведенное диссертационное исследование (2010 год) предлагает модель оценки уровня продовольственной безопасности мегаполиса через призму оценки эффективности реализуемых программ и мероприятий с градацией по уровням власти [12]. Данная модель во многом эффективна в свете своевременного мониторинга рисков и угроз, возникающих в рамках реализации продовольственной безопасности мегаполиса, при этом политико-экономические нестабильности и отсутствие способности системы на быстрое реагирование ввиду меняющейся ситуации приводит к низкой эффективности оценки реализуемых программ и мероприятий (особенно рассчитанных на долгосрочные периоды).
В исследовании о подходах к определению продовольственной безопасности региона (на примере Санкт-Петербурга) Ильина О.В. и Капустина И.В. анализируют группы показателей для мониторинга в части уровня продовольственной безопасности. Авторами предлагается группа, состоящая из 32 показателей, затрагивающих вопросы наличия продовольствия, его экономической доступности, стабильности системы продовольственного обеспечения и продовольственного потребления [13].
Таким образом, встают вопросы о реализации интегрального индекса продовольственной безопасности мегаполиса (ИИПБМ). Для основы данного индекса предлагается использование факторов физической доступности продовольствия; экономической доступности продовольствия; продовольственного разнообразия и потребительской обеспеченности; логистической устойчивости; городского сельского хозяйства и показателей, отражающих данные факторы. Особенностью расчета индекса является разнородность статистических данных для «столичных» мегаполисов (Москва и Санкт-Петербург), являющимися городами федерального значения, и «нестоличных» мегаполисов (14 городов-миллионников). В то время как оценка уровня продовольственной безопасности «столичных» мегаполисов возможно проводить на базе информации из федеральных баз данных, «нестоличные» мегаполисы возможно оценивать только через призму муниципальной статистики субъектов. В Таблице 1 разработаны и предложены группы показателей для целей расчета ИИПБМ.
Таблица 1 – Группы показателей для целей расчета интегрального индекса
|
Группы факторов
|
«Столичные» мегаполисы
|
«Нестоличные» мегаполисы
|
|
Физическая доступность (ФД)
|
1. Оборот
розничной торговли (код показателя: 8401003);
2. Оборот общественного питания (код показателя: 8401006). ОКВЭД: 47.1; 47.2; 56.1; 56.2; 56.3 |
1. Оборот
розничной торговли (код показателя: 8401003);
2. Оборот общественного питания (код показателя 8401006). ОКВЭД: 47.1; 47.2; 56.1; 56.2; 56.3 |
|
Экономическая доступность (ЭД)
|
1.
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания (код показателя:
1923003);
2. Потребительские расходы домашних хозяйств (код показателя: 9410011) (покупка продуктов питания). |
1.
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания (код показателя:
1923003) – в региональном разрезе;
2. Потребительские расходы домашних хозяйств (код показателя: 9410011) (покупка продуктов питания) – в региональном разрезе. |
|
Продовольственное разнообразие и потребительская
обеспеченность (ПО)
|
1.
Потребление основных продуктов питания (в расчете на душу населения) (код
показателя: 1416107).
|
1.
Потребление основных продуктов питания (в расчете на душу населения) (код
показателя: 1416107) – в региональном разрезе.
|
|
Логистическая устойчивость (ЛУ)
|
1.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (код показателя:
1333028);
2. Эксплуатационная длина собственных железнодорожных путей (код показателя: 9300278). |
1.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (код показателя:
1333028) – в региональном разрезе;
2. Эксплуатационная длина собственных железнодорожных путей (код показателя: 9300278) – в региональном разрезе. |
|
Городское сельское хозяйство (ГСХ)
|
1.
Посевные площади сельскохозяйственных культур (хозяйства всех категорий; вся
посевная площадь) (код показателя: 1434002) – для Москвы;
2. Посевные площади в хозяйствах всех категорий (вся посевная площадь; на территории Санкт-Петербурга) (источник: Растениеводство Ленинградской области) – для Санкт-Петербурга. |
1.
Посевные площади сельскохозяйственных культур (хозяйства всех категорий; вся
посевная площадь) (код показателя: 8007018).
|
Таким образом, формула для целей расчета интегрального индекса продовольственной безопасности представлена ниже (1).
|
,
|
(1)
|
|
где
|
ИИПБМ – индекс продовольственной
безопасности мегаполиса;
|
|
|
w1, w2, w3,
w4, w5 – весовые коэффициенты;
|
|
|
ФД – индекс группы физической
доступности;
|
|
|
ЭД – индекс группы
экономической доступности;
|
|
|
ПО – индекс группы продовольственного
разнообразия и потребительской обеспеченности;
|
|
|
ЛУ – индекс группы
логистической устойчивости;
|
|
|
ГСХ – индекс группы городского
сельского хозяйства.
|
При этом, в рамках расчета интегрального индекса разнородность данных требует нормализации показателей для обеспечения возможности их сопоставимости. Оптимальным решением унификации данных является максимально-минимальная нормализация, способствующая упрощению интерпретации коэффициентов при равном влиянии показателей при нормализации. Формулы минимально-максимальной нормализации приведены ниже (нормализация показателей с положительным эффектом (2), нормализация показателей с отрицательным эффектом (3)).
|
,
|
(2)
|
|
,
|
(3)
|
|
где
|
xi – показатель мегаполиса за i-год;
|
|
|
min(x) – наименьший показатель всех мегаполисов за i-год;
|
|
|
max(x) – наибольший показатель всех мегаполисов за i-год.
|
Таблица 2 – Формы нормализации показателей продовольственной безопасности мегаполисов
|
Группы факторов
|
Форма нормализации
|
|
Физическая доступность
|
нормализация по формуле (2) пересчитанных на душу населения
показателей.
|
|
Экономическая доступность
|
нормализация по формуле (3) с последующим усреднением.
|
|
Продовольственное разнообразие и потребительская обеспеченность
|
нормализация модулей отклонений от рациональных норм потребления
по формуле (3) с последующим усреднением.
|
|
Логистическая устойчивость
|
нормализация по формуле (2) с последующим усреднением.
|
|
Городское сельское хозяйство
|
нормализация десятичных логарифмов по формуле (2).
|
В основе расчета интегрального индекса продовольственной безопасности мегаполисов предлагается использование весовых коэффициентов, позволяющих определить степень влияния того или иного фактора на уровень продовольственной безопасности. В Таблице 3 приведены весовые коэффициенты, рекомендуемые к использованию в рамках расчета интегрального индекса продовольственной безопасности мегаполисов.
Таблица 3 – Весовые коэффициенты для целей расчета ИИПБМ.
|
Коэффициент
|
Вес
|
Степень влияния
|
|
w1 (ФД)
|
0,25
|
Высокий показатель влияния на уровень
продовольственной безопасности мегаполиса
|
|
w2 (ЭД)
|
0,25
|
Высокий показатель влияния на уровень
продовольственной безопасности мегаполиса
|
|
w3 (ПО)
|
0,20
|
Средний показатель влияния на уровень
продовольственной безопасности мегаполиса
|
|
w4 (ЛУ)
|
0,15
|
Низкий показатель влияния на уровень
продовольственной безопасности мегаполиса (высокое влияние в периоды
экономических шоков)
|
|
w5 (ГСХ)
|
0,15
|
Низкий показатель влияния на уровень
продовольственной безопасности мегаполиса (высокое влияние в периоды
экономических шоков)
|
Предлагаемая модель оценки представляет собой эффективный инструмент в рамках сопоставления уровней обеспечения продовольственной безопасности отечественных мегаполисов. Так, чем ближе показатели ИИПБМ к 0,5, тем более равномерно реализуется продовольственная безопасность в мегаполисах. При этом, данная модель носит относительный характер (способствует сравнению уровней продовольственной безопасности различных мегаполисов), в то время как для целей оценки изменения уровня продовольственной безопасности в конкретном мегаполисе (абсолютный характер) уместно использовать исходные показатели, раскрываемые в открытых источниках и базах данных.
Выводы
Проведенное исследование отражает сложность и многоуровневость продовольственной безопасности мегаполисов, как системы, зависящей от множества факторов. Особенности мегаполисов (высокая плотность населения, зависимость от внешних поставок и ограниченность территорий для ведения сельского хозяйства) предопределяют необходимость разработки системы оценки уровня продовольственной безопасности мегаполисов. Важность данной проблематики усиливается в контексте влияния экономических и политических вызовов современности.
В целях реализации комплексного подхода, позволяющего сбалансировано оценивать систему как с позиции спроса на продовольственные товары, так и с позиции предложения, предлагается использование интегрального индекса продовольственной безопасности мегаполисов, учитывающего пять ключевых групп факторов: физическую доступность; экономическую доступность; продовольственное разнообразие и потребительскую обеспеченность, логистическую устойчивость и городское сельское хозяйство.
Особое внимание уделено вопросам нормализации статистических данных и использованию весовых коэффициентов, отражающих степень влияния каждой группы факторов на общий уровень продовольственной безопасности мегаполиса, при этом, отмечается, что модель в большей степени подходит для сравнительного анализа уровней продовольственной безопасности между мегаполисами, тогда как динамика внутри одного города требует обращения к исходным показателям.
В целом, исследование подтверждает актуальность разработки новых методологических подходов к мониторингу уровня продовольственной безопасности в мегаполисах. Предложенная модель оценки может лечь в основу практического применения при формировании государственной и муниципальной политики, направленной на устойчивое продовольственное обеспечение. Данная модель способствует выявлению уязвимых мест в системе и разработке мер, обеспечивающих стабильность в условиях кризисов и экономических потрясений.
Источники:
2. Иванова А. А. Анализ методологических подходов к оценке продовольственной безопасности // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 229-244. – doi: 10.18334/ppib.11.2.121114.
3. Каранина Е. В., Морозова Е. А. Комплексная оценка уровня продовольственной безопасности региона // Проблемы анализа риска. – 2023. – № 4. – c. 54-67. – doi: 10.32686/1812-5220-2023-20-4-54-67.
4. Патлань Е. С. Методика расчета интегрального показателя оценки продовольственной безопасности // Региональная и отраслевая экономика. – 2023. – № 3. – c. 38-42. – doi: 10.47576/2949-1916_2023_3_38.
5. Шагайда Н. И., Терновский Д. С. Волатильность цен на продовольственные товары в 2021-2022 гг. в контексте продовольственной безопасности // Вопросы экономики. – 2023. – № 9. – c. 29-46. – doi: 10.32609/0042-8736-2023-9-29-46.
6. Ушачев И.Г., Маслова В.В., Колесников А.В. Наращивание объемов агропромышленного производства для обеспечения продовольственной безопасности и увеличения экспортного потенциала АПК России // Экономика региона. – 2022. – № 4. – c. 1178-1193. – doi: 10.17059/ekon.reg.2022-4-15.
7. Суин И. П. Оценка устойчивости системы продовольственной безопасности городов и мегаполисов: подходы и методики // Экономическая безопасность. – 2025. – № 4. – c. 865-880. – doi: 10.18334/ecsec.8.4.123209.
8. Скрипник О. Б. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности мегаполисов // Вестник евразийской науки. – 2025. – № 2. – c. 17.
9. Департамент по экономическим и социальным вопросам. Организация Объединенных Наций : официальный сайт. – Нью-Йорк. – Обновляется в течение суток. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/en/desa/around-25-billion-more-people-will-be-living-cities-2050-projects-new-un-report (дата обращения: 12.09.2025).
10. О Мегаполисах. [Законопроект Федерального закона Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления – снят с рассмотрения 17.03.2014]. Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/403675-6 (дата обращения: 14.09.2025).
11. Юшин И. В. Особенности управления обеспечением продовольственной безопасности Московского мегаполиса : специальность 05.13.10 \Управление в социальных и экономических системах\. / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Юшин Игорь Владимирович. - Москва, 2017. – 160 c.
12. Ариничев А. В. Модели оценки продовольственной безопасности мегаполиса : специальность 08.00.13 \Математические и инструментальные методы экономики\. / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ариничев Александр Владимирович. - Санкт-Петербург, 2010. – 142 c.
13. Ильина О. В., Капустина И. В. Обоснование методических подходов к определению системы показателей продовольственной безопасности региона (на примере Санкт-Петербурга) // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 4. – c. 211-214.
Страница обновлена: 21.10.2025 в 14:36:09
A model for assessing the food security level in megacities
Suin I.P.Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2025)
Abstract:
The impact of changes in the national economy indicates the need to form an integrated approach to ensuring food security in cities and megacities. The article developed a model for assessing the level of food security in megacities, taking into account their specifics. The model is based on statistical data from open sources (Rosstat and Unified Interdepartmental Statistical Information System databases) and includes five key factors: physical accessibility, economic accessibility, food diversity, consumer security, and urban and agriculture logistical sustainability. For the assessment, it is proposed to apply an integral index using weighting coefficients, which allows a comprehensive analysis of the state of food security in megacities. The model serves as a tool for comparing and assessing the state of various megacities and contributes to making effective decisions in the field of food security. The results of the analysis can subsequently be used to develop sustainable mechanisms for ensuring food security in domestic megacities.
Keywords: food security, food security of cities and megacities, criteria for assessing food security, food security indicator
JEL-classification: Q13, Q17, Q18
References:
Altukhov A.I., Ivanova E.V., Minakov I.A., Klimentova E.A., Dubovitskiy A.A., Kastornov N.P., Azzheurova M.V., Kvochkin A.N., Sokolov O.V., Trunov A.I., Evdokimova E.A., Kuvshinov E.A. (2025). Actual problems of modern agrarian economy
Arinichev A. V. (2010). Models for assessing the food security of a megalopolis
Ilyina O. V., Kapustina I. V. (2015). The system of indices of the regional food security: on the justification of methodological approaches of its definition (the case Russia, St. Petersburg). Problems of modern economics. (4). 211-214.
Ivanova A. A. (2024). Analysis of methodological approaches to assessing food security. Food Policy and Security. 11 (2). 229-244. doi: 10.18334/ppib.11.2.121114.
Karanina E. V., Morozova E. A. (2023). Comprehensive assessment of the level of food security in the region. Problemy analiza riska. 20 (4). 54-67. doi: 10.32686/1812-5220-2023-20-4-54-67.
Patlan E. S. (2023). Methodology for calculating the integral indicator of food security assessment. Regionalnaya i otraslevaya ekonomika. (3). 38-42. doi: 10.47576/2949-1916_2023_3_38.
Shagayda N. I., Ternovskiy D. S. (2023). Food price volatility in 2021-2022 in the context of food security. Voprosy Ekonomiki. (9). 29-46. doi: 10.32609/0042-8736-2023-9-29-46.
Skripnik O. B. (2025). Mechanisms for ensuring the food security of megacities. Vestnik evraziyskoy nauki. 17 (2). 17.
Suin I. P. (2025). Evaluation of the sustainability of the food security system of cities and megacities: approaches and methods. Economic security. 8 (4). 865-880. doi: 10.18334/ecsec.8.4.123209.
Ushachev I.G., Maslova V.V., Kolesnikov A.V. (2022). Increasing the volume of agro-industrial production to ensure food security and increase the export potential of the Russian agricultural sector. Economy of the region. 18 (4). 1178-1193. doi: 10.17059/ekon.reg.2022-4-15.
Yushin I. V. (2017). Features of food security management in the Moscow metropolis
