Отраслевые проблемы развития машиностроения: варианты подходов к изучению и методология исследования

Афанасьев А.А.
1 Институт экономики Российской академии наук, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001635

Аннотация:
Изучению отраслевых проблем развития машиностроения посвящен значительный массив исследований. В этой связи в статье выделяются шесть основных исследовательских векторов и рассматриваются задействованные в них методологические приемы. По результатам систематизации научных подходов обосновывается ряд положений, определяющих авторские методологические принципы комплексного исследования отраслевых проблем развития отечественного машиностроения. Такая комплексная характеристика включает: оценку условий функционирования и развития отрасли; анализ выполнения функциональной роли в общественном разделении труда; проведение экономического и структурного анализа; изучение места в глобализированной экономике; оценку уровня инновационного развития отрасли; анализ государственной политики отраслевого развития. Определяется, что комплексное рассмотрение различных аспектов отраслевого функционирования открывает возможность для более объективной и полной характеристики исследуемого объекта, актуальность которой в значительной степени возрастает в изменившихся условиях хозяйствования

Ключевые слова: машиностроение, методология, методология исследования, технологическое развитие, отрасль машиностроения

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

В результате беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран произошла деформация существовавших в постсоветской России условий внешней торговли, и как следствие - модели технологического развития российской экономики. В новых геоэкономических реалиях решение задач по обеспечению высокоэффективной техникой национальной экономики и ее технологической модернизации в основном с опорой на импорт машиностроительной продукции из недружественных стран перестало быть актуальным.

Произошедшие изменения сформировали принципиально новую среду функционирования российской экономики, в которой определяющее значение в обеспечении ее технического базиса отводится отечественному машиностроению. В установившихся реалиях теоретическое осмысление проблем и выявление закономерностей его развития является актуальной исследовательской задачей, результаты решения которой формируют интеллектуальную основу нахождения наиболее эффективных ответов на сформировавшиеся вызовы.

Важнейшим этапом в проведении подобного исследования является обоснование его методологии - совокупности теоретических подходов, принципов, научных методов и приемов, которые будут задействованы для решения поставленных задач и достижения цели исследования. Логика проведения исследования, способы анализа материала и структурирования полученных результатов в решающей степени определяют его глубину, объективность, научную обоснованность полученных результатов, теоретическую и практическую значимость.

Машиностроение как важнейшая часть производственного сектора экономики, представляет собой сложный и многогранный объект исследования, познание закономерностей развития которого предполагает рассмотрение его в различных ракурсах и аспектах. В каждом из таких случаев, объект исследования предстает в виде определенной модели, характер которой зависит от избранного подхода к его представлению. Комплексное же рассмотрение совокупности этих моделей и их сопоставление в итоге открывает возможность для более объективной и полной характеристики исследуемого объекта, установлению новых взаимосвязей и закономерностей.

В контексте вышеизложенного целью статьи было избранно обоснование авторской методологии анализа отраслевых проблем развития отечественного машиностроения в установившихся условиях внешних ограничений.

Научные подходы к исследованию отраслевых проблем развития машиностроения

В свете изучения и обобщения зафиксированных в литературе научных подходов можно выделить следующие основные исследовательские вектора, в рамках которых проблемы развития машиностроения рассматриваются через призму: 1) объективно протекающих процессов исторического развития; 2) функциональной роли в общественном разделении труда; 3) экономического и структурного анализа; 4) глобальных связей и процессов; 5) инновационных аспектов развития; 6) государственной политики.

Исследование машиностроения в контексте процессов исторического развития. Исследование различных этапов развития машиностроения и сопоставление составляющих его процессов с историческими обстоятельствами, особенностями условий развития, как правило, направлено на раскрытие соответствующих закономерностей, выявление движущих сил, определение сформировавшихся тенденций и т.д. Так, Н.И.Веткасов рассматривает развитие отечественных отраслей машиностроения как непрерывный процесс изменений, протекающих с момента формирования отраслей в нашей стране до настоящего времени. Текущее состояние отечественных отраслей машиностроения в данном случае представляется результатом последовательно происходящих на протяжении всех исторических этапов отраслевого развития изменений соответствующих состояний, характер которых объясняется совокупностью действующих факторов в существовавших прежде реалиях [1].

Другой методологический подход применяет Ю.П.Бокарев. Ученый проводит в сравнительно-историческом плане анализ технологического развития Советского Союза и развитых капиталистических стран в период заключительного десятилетия СССР. Сопоставление различных аспектов развития отечественного и зарубежного машиностроения используется исследователем для выявления причин последовавших в дальнейшем деструктивных процессов [2].

Отраслевое развитие является непрерывным во времени процессом, и на его течение оказывают воздействие самые различные события экономического, геополитического, социального и иного плана. Актуальность исследований отраслевых проблем развития в значительной степени повышается в периоды особо значимых исторических событий, как правило, сопровождающихся или приводящим к существенным сдвигам в условиях хозяйствования. Так, анализу изменения состояния различных отраслей экономики в том числе и машиностроения в период рыночной трансформации посвящено исследование С.Ю.Глазьева, С.Г.Кара-Мурзы и др. Авторы проводят анализ динамики различных отраслевых показателей, соотносят происходящие изменения с обуславливающими их причинами экономического, политического и иного характера в условиях кардинальных сдвигов формата экономики [3].

Методологической особенностью исследования различных отраслей отечественной промышленности (в том числе и машиностроения), проведенного Д.Р.Белоусовым, И.Э.Фроловым и группой ученых из ИНП РАН, является отказ от унифицированного подхода к отраслям промышленности. Для каждой отрасли были выявлены соответствующие ей в данный исторический момент вызовы развития. Дальнейший анализ требуемых направлений отраслевого развития проводится путем сопоставления текущего отраслевого состояния по ключевым параметрам развития и целевого, соответствующего актуальному набору вызовов развития [4].

Следующий исследовательский вектор связан с функциональной ролью машиностроения в общественном разделении труда. «Машиностроение является материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность общественного труда, технический прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Главная задача машиностроения — обеспечить все отрасли народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием» [5].

В данном блоке исследований первостепенным представляется возможным выделить работы авторов, раскрывающих важнейшую функцию машиностроения по формированию технической основы для технологического развития экономики. Так, В.Н.Борисов и О.В.Почукаева рассматривают состояние отечественного машиностроения как важнейший фактор технологического развития национальной экономики. Учеными подчеркивается наличие связи между инновационно-технологическим развитием отраслей машиностроения и состоянием производственно-технологической базы сопряженных производств других отраслей обрабатывающей промышленности. Возможности роста и развития последних рассматриваются как зависимые от состояния инновационного развития машиностроительных производств. Использование инновационной техники позволяет создавать в отраслях-потребителях продукцию с меньшими удельными материальными затратами, доля добавленной стоимости в выпуске такой продукции выше, что является показателем более высокого уровня их технологического развития. Повышение доли удельного веса ВДС в выпуске продукции отраслями обрабатывающей промышленности отображает позитивный вклад в их технологическое развитие передовых решений, созданных в машиностроении. Принципиально важно, что авторы рассматривают инновационное развитие машиностроения как фактор, влияющий на процессы импортозамещения в отечественной экономике и наращивание ее экспортных возможностей [6].

В данном исследовательском блоке также необходимо отметить Концепцию экономико-технологического механизма ускоренного развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора экономики, представленную И.Э.Фроловым. Ученым подчеркивается важнейшая роль высокотехнологичных производств (к которым относится и машиностроение) в экономике страны и затрагиваются ключевые проблемы их развития. При этом комплексно рассматриваются соответствующие процессы в производственной, научно-технологической и внешнеторговой областях. В работе раскрывается способность высокотехнологичных производств перераспределять дополнительные доходы с других рынков. Так, при производстве высокотехнологичной продукции происходит материализация научных знаний, что и определяет повышенный уровень доходности таких производств, возможность получения ими технологической ренты. В тоже время, созданием научных знаний, помимо самих инноваторов, занимаются самые разнообразные структуры общества, неся при этом бремя соответствующих затрат. Учитывая свойства знаний быть накопленными, предприниматель материализует в продукции также и те знания, затраты на которые были понесены иными участниками научной деятельности как в настоящее, так и в прежнее время, что многократно усиливает рассматриваемый эффект, масштаб положительных экстерналий. Высокотехнологичные производства представляются ученым как механизм получения технологической ренты, монетизации массива научных знаний, накопленного к настоящему времени всеми участниками соответствующих процессов как за счет усилий, прилагаемых на текущем этапе, так и ранее. При этом национальная экономика рассматривается как открытая система, в которой через внешнюю торговлю высокотехнологичной продукции технологичная рента может поступать или наоборот, убывать, перераспределяя при этом доходы, полученные в том числе и в других секторах национальной экономики [7].

В работе Р.С.Гринберга, Д.Е.Сорокина и С.Д.Бодрунова вызовы реиндустриализации российской экономики и задачи ее технологического развития раскрываются через анализ состояния машиностроительного сектора. Снижение доли машиностроения в промышленном производстве и увеличение доли топливной промышленности рассматривается учеными как сырьевой сдвиг модели экономики, как проявление негативных процессов ее технологического развития [8].

Экономический и структурный анализ машиностроения, как важнейшей части экономики, формирует методологическую основу большого числа научных публикаций. В данном исследовательском массиве, во-первых, следует выделить группу работ, рассматривающих место машиностроения в структуре национальной экономики и тенденции происходящих структурных изменений. Так, А.И.Татаркин, Е.Н.Стрижакова и О.С.Сухарев в своей работе проводят сравнительный анализ выделенных учеными структурных секторов промышленности, среди которых и машиностроительный. Данный подход направлен на характеристику тенденций, протекающих в промышленности России [9].

А.С.Нешитой также рассматривает машиностроение как важнейшую часть промышленного производства. Проведение сравнительного анализа динамики показателей его деятельности с обрабатывающими производствами и промышленностью в целом направлено на обоснование первостепенных направлений развития, соответствующих приоритетов промышленной политики [10].

Также следует обратить внимание на методологический подход, связанный с рассмотрением закономерностей развития машиностроения с позиции структурных сдвигов в самой отрасли. Такие структурные изменения исследуются в работе Н.А.Ганичева. Выявленные структурные диспропорции, вызванные влиянием рядом внешних факторов, позволяют ученому обосновать авторскую позицию относительно приоритетных целей развития машиностроения [11].

Во-вторых, группу работ, направленных на исследование динамики показателей функционирования отраслей машиностроения. Так, в докладе исследователей ВШЭ на основе анализа статистических данных рассматриваются основные тренды, сформировавшиеся в традиционном машиностроении [12].

Аналогичный методологический подход использует Е.Н.Корепанов для характеристики сформировавшихся тенденций, выявления узких мест и угроз развития традиционного машиностроения. Результаты статистического анализа позволяют ученому аргументировать соответствующие выводы и предложения [13].

В-третьих, использующих методологический подход, связанный с характеристикой развития отечественного машиностроения через анализ того или иного ключевого показателя. Так, В.В.Кобзев и М.К.Измайлов рассматривают проблему развития отечественного машиностроения анализируя процессы обновления основных фондов в отрасли и соответствующие инвестиции [14]. Аналогичным образом, но уже через анализ динамики кадрового потенциала отрасли С.Д.Бодрунов характеризует сформировавшиеся тенденции развития машиностроения [15].

Еще один исследовательский вектор формируют работы, рассматривающие отечественное машиностроение и отечественный рынок машиностроительной продукции в аспекте включенности экономики в глобальные связи. Отношения внутри страны и внешние связи дополняя друг друга образуют единство национальной экономики. В самой же национальной экономике могут быть выделены товарные, энергетические, финансовые, а также технологические и иные грани отношений, каждая из которых имеет как внутреннюю, так и внешнеэкономическую проекцию. Выпускаемая отраслями промышленности продукция рассматривается как составная часть соответствующего рынка, наполнение ресурсов которого и потребление исследуется с учетом внешних связей. Помимо внутреннего производства внешние связи также являются источником наполнения ресурсов потребления на рынке. Так, И.Э.Фролов, В.Н.Борисов, Н.А.Ганичев рассматривают перспективы развития отечественного машиностроения через анализ составляющих баланса ресурсов на рынке машиностроительной продукции. Согласно такого подхода совокупные ресурсы на рынке формируются за счет внутреннего выпуска машиностроительной продукции и ее импорта из-за рубежа, а их потребление происходит в направлении экспорта и внутреннего потребления. Характеристика состояния различных слагаемых баланса наличия и потребления, анализ траектории их дальнейшего изменения под влиянием различных факторов, и прежде всего в результате реализуемой политики, позволяют авторам охарактеризовать перспективное состояние отечественного рынка машиностроительной продукции и обосновать сценарные прогнозы его развития [16].

А.А.Гнидченко, В.А.Сальников также рассматривают отечественное машиностроение как часть глобального рынка, отмечая роль импорта высокотехнологичной продукции в трансфере технологий. Анализ уровня зависимости отечественной экономики от импорта высокотехнологичной машиностроительной продукции в различных секторах позволяет авторам аргументировать выбор приоритетных направлений развития отечественного машиностроения [17].

Глобальному рынку машиностроительной продукции посвящена работа В.Г.Клинова. Ученым исследуются тенденции развития мирового рынка машиностроительной продукции, дается характеристика позиции отечественного машиностроения на нем. Проведение сравнительного анализа конкурентоспособности машиностроения различных стран, передовой мировой практики и развития отечественного машиностроения направлено на обоснование необходимости смены траектории его развития в России, выявление узких мест, поиск путей и механизмов их преодоления [18].

Следующий исследовательский вектор связан с инновационными аспектами развития отечественного машиностроения. Инновационные процессы в самых различных секторах экономики в значительной степени определяются обновлением материально-технической базы и характеристиками используемых технических средств, создаваемых машиностроением. Помимо функций общеэкономического характера, присущих всем отраслям материального производства и связанных с удовлетворением текущего и перспективного спроса на товары и услуги, а также функций, связанных с обеспечением оборонных потребностей государства, машиностроение выполняет важнейшую специфическую функцию - инновационную. Именно через нее машиностроение в решающей мере отражает в экономике достижения технологического прогресса [19, c.3]. Будучи важнейшим источником инноваций для всех секторов экономики, машиностроение само является наиболее инновационно активным сектором. Так, В.Н.Борисов и О.В.Почукаева анализируют показатели инновационной деятельности в отраслях машиностроения, дают характеристику его роли в технологическом обновлении национальной экономики. Ускорение инновационных процессов в машиностроении учеными рассматривается как необходимая предпосылка повышения конкурентоспособности отрасли на внешних рынках [20]. В другой своей работе соавторы исследуют инвестиционно-инновационную эффективность отраслей машиностроения, предлагают методики определения соответствующих региональных индикаторов. При этом эффект от наращивания инвестиций в инновации в машиностроении проявляется в изменении конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышения ее технологического уровня, который можно наблюдать в изменении доли ВДС в выпуске продукции и показателях внешнеторговой деятельности. Таким образом, инновационная составляющая развития машиностроения учеными представляется ключом к позитивным изменениям функционирования отрасли [21].

Аналогичный образом рассматривает процессы инновационного развития машиностроения и Г.С.Празднов. В своем исследовании ученый подчеркивает, что «эффективность производства зависит от прогрессивности машин и оборудования, которыми вооружены работающие всех отраслей народного хозяйства. Поэтому постоянное креативное, позитивное обновление технической базы предприятий, рост наукоемкости и конкурентоспособности машиностроительной продукции – необходимое условие ускорения развития экономики страны.

Машиностроение призвано обеспечить машинами и оборудованием все секторы экономики и тем самым определяет производственный потенциал народного хозяйства страны. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего продукта, производительность труда, безопасность и обороноспособность государства» [22]. Исследование инновационного развития группы машиностроительных предприятий позволяет ученому обосновать приоритетные направления промышленного развития.

М.С.Абрашкин также рассматривает машиностроение как отрасль, ответственную за техническое оснащение других всех отраслей, драйвер общего развития. Исследование инновационных процессов в машиностроении позволяет ученому обосновать авторскую позицию относительно ключевых проблем технологического развития промышленности [23].

Следующий исследовательский вектор связан с государственной политикой, объектом которой является машиностроение. Соответствующие приоритеты развития обозначены в промышленной, технологической, научно-технологической, внешнеторговой и иных направлениях государственной политики. От состояния и уровня развития отечественного машиностроения зависят темпы социально-экономического развития и состояние национальной безопасности страны. В этой связи представляется справедливым, что задача по форсированному развитию машиностроения обозначена в Стратегии национальной безопасности РФ как актуальная. Связанность проблем обеспечения национальной безопасности и отраслевого развития машиностроения получила и теоретическое обоснование. Так, В.К.Сенчагов рассматривает структурные диспропорции народного хозяйства вообще и в машиностроении в частности как угрозу национальной безопасности, обосновывая необходимость перехода к первостепенному устойчивому развитию последнего [24].

Последнее десятилетие приоритет реализуемой в нашей стране промышленной политики составляло импортозамещение, изучению процессов которого посвящен значительный массив исследований. Так, Е.Н.Корепанов рассматривает ход процессов импортозамещения в машиностроении, исследуя при этом фактор инновационного развития для его реализации [25]. Другой методологический подход в отношении машиностроения применяется В.Н.Борисовым, О.В.Почукаевой и коллективом соавторов. Учеными проводится оценка влияния процессов импортозамещения на ход отраслевого развития. В работе рассматривается особенность осуществления необходимого, вынужденного импортозамещения, обосновывается важность перехода к развивающему импортозамещению [26]. Особенности импортозамещения в машиностроении посвящена работа Ю.Г.Лавриковой и Л.М.Авериной. Ученые рассматривают машиностроение как высокодифференцированную отрасль. Учет специфики развития входящих подотраслей, по их мнению - должен способствовать реализации намеченных государственной политикой целей. В работе на примере железнодорожного машиностроения раскрываются актуальные вопросы решения стоящих задач [27].

Перспективы достижения технологического суверенитета в полупроводниковой промышленности исследуются в работе С.А.Ильиной. Для этого автор рассматривает процессы, протекающие на глобальных рынках специального оборудования; ограничения, препятствующие развитию отечественных производств и меры, предпринимаемые со стороны российского правительства для их преодоления [28].

Обоснование авторской методологии исследования проблем развития машиностроения

По результатам систематизации научных подходов к исследованию отраслевых проблем развития машиностроения становится возможным сформулировать ряд положений, определяющих авторские методологические принципы комплексного исследования проблем развития отечественного машиностроения.

Положение 1. Различным аспектам отраслевого развития машиностроения может быть дана характеристика только в корреспонденции с конкретными историческими реалиями. Объяснением этому служит сильнейшее влияние исторического контекста и достигнутого состояния отраслевого развития на характер функционирования отрасли и дальнейших перспектив ее развития.

Так, во-первых, именно конкретными историческими причинами во многом могут быть объяснены избранные цели развития, приоритеты, механизмы, ресурсное наполнение, наличие способствующих и препятствующих факторов, узкие места развития и способы их преодоления. Для каждого исторического этапа комбинация факторов развития – уникальна. Поиск наиболее значимых из них, раскрытие характера их воздействия на процессы развития составляет важную часть исследовательской работы. В настоящее время сильнейшим фактором, определяющим характер функционирования и перспективы развития отечественного машиностроения, являются санкции со стороны недружественных стран, ограничившие возможности ввоза машиностроительной продукции из-за рубежа в условиях сильной зависимости российской экономики от этих поставок.

Во-вторых, проведение анализа процессов технологического развития нашей страны и роли отечественного машиностроения в нем в сравнительно-историческом плане направлено на поиск аналогий в собственном прошлом – доказанных временем устойчивых связей между ключевыми факторами развития, движущими силами и ограничениями, особенностями организации механизма развития и достигнутыми результатами. Найденные исторические аналогии делают возможным объяснение особенностей развития текущего исторического этапа, связанного с возрастающей ролью отечественного машиностроения с опорой на установленные закономерности прошлого [29, c.8].

В-третьих, текущее состояние машиностроения представляет собой результат цепочки изменений его состояний на предыдущих этапах развития. Прежняя динамика этих процессов, закономерности их протекания оказывают существенное влияние на параметры развития в настоящем, а их экстраполяция и учет изменения факторов влияния позволяет обоснованно представить характер изменения сформировавшихся тенденций в будущем.

Положение 2. Проблемы развития такого важнейшего производственного сектора экономики как машиностроение могут быть раскрыты только с учетом его функциональной роли в общественном разделении труда. Функциональный подход предполагает вычленение этих функций и определение роли отечественного машиностроения по их реализации.

Во-первых, машиностроение как совокупность отраслей материального производства выполняет важнейшую функцию в наполнении ресурсов потребления на рынке. В принципиальном плане наличие машиностроительной продукции на внутреннем рынке, а также возможности ее экспорта обеспечиваются за счет внутреннего производства и поставок продукции из-за рубежа. При данном ракурсе рассмотрения, отраслевые проблемы отечественного машиностроения исследуются через призму его способности производства необходимого объема конкурентоспособной продукции для потребления для внутреннего рынка, а также обеспечения экспортных возможностей.

Во-вторых, помимо функций общеэкономического характера, связанных с удовлетворением текущего и перспективного спроса на технику, машиностроение выполняет важнейшую специфическую функцию по обеспечению всех отраслей экономики высокоэффективными машинами и оборудованием, наиболее прогрессивной техникой, образующей техническую основу технологического развития. От уровня используемой в национальной экономике техники в решающей степени зависят производительность общественного труда, материалоемкость и энергоэффективность производства, материальное благополучие и обороноспособность страны. В этой связи раскрытие закономерностей развития отечественного машиностроения наиболее объективно может быть осуществлено только с учетом его способности по выполнению данной функции.

В-третьих, машиностроение представляет собой совокупность производств, на которых в результате выпуска различной техники происходит финализация инновационного цикла по ее созданию. В данном ракурсе машиностроительное производство рассматривается как звено в инновационном цикле. При этом способность национального машиностроения к выпуску передовой техники, обеспечивается результатами, полученными на предшествовавших производственному этапах инновационного цикла. Раскрытие особенности получения научных знаний, их трансфера для создания техники позволяет установить способность отечественного машиностроения к выполнению инновационной функции.

Положение 3. Исследование особенности развития машиностроения как сектора экономики предполагает раскрытие закономерностей его функционирования с задействованием экономического и структурного анализа. В данном случае, с позиций ресурсного подхода характеризуется количественная сторона функционирования машиностроения. При этом отрасль рассматривается как совокупность различных ресурсов (материально-технических, финансовых, трудовых и т.д.), которые анализируются как единицы инвентаризации, определяющие в совокупности отраслевой потенциал. Наличие ресурсов рассматривается как способность машиностроения при определенных условиях выполнить поставленную задачу (выпуск продукции, производство ВДС, обеспечение экспортных поставок и т.д.). При таком ракурсе возможности выпуска машиностроительной продукции исследуются по аналогии с показателем производственной мощности предприятия.

Во-первых, машиностроение рассматривается как составная часть экономики. Таким образом анализу подвергается его место в структуре экономики, определение ее нормального (целевого) состояния и динамики соответствующих структурных сдвигов, установление обуславливающих их причин и последствий.

Во-вторых, анализ структуры самого машиностроения, как сложносоставного объекта исследования позволяет лучше понять природу происходящих явлений. Машиностроение как комплекс видов деятельности имеет сложное отраслевое строение. При этом динамика изменения каждой подотрасли обусловлена собственными причинами, формирующими условия их развития.

В-третьих, особенности развития машиностроения как экономического объекта могут быть раскрыты через характеристику экономических показателей его функционирования. Анализ эмпирических данных позволяет задействовать эконометрические методы исследования для установления наличия связей и взаимозависимостей.

В-четвертых, выделение ключевых показателей развития и установление соответствующих зависимостей в виде производственных функций направлено на установления конкретных зон внимания и обоснования эффективности приложения усилий при реализации различных сценариях развития.

Положение 4. Рассмотрение проблем развития машиностроения предполагает исследование различных аспектов включенности российской экономики в мировые связи. В современных условиях глобализированной экономики внешние связи имеют важнейшее значение для технологического развития национальной экономики и формирования ее технического базиса.

Во-первых, машиностроение в данном контексте рассматривается как часть глобальной экономики. Глобальными тенденциями во многом определяется направленность развития национального машиностроения.

Во-вторых, характеристика внешней торговли машиностроительной продукции является отражением уровня развития отечественного машиностроения, его конкурентоспособности, стоящих перед национальной экономикой вызовов и способов ответа на них.

В-третьих, в условиях глобализированной экономики существенное значение имеет анализ сравнительных преимуществ отечественного машиностроения и стран-лидеров. Выявление сильных сторон машиностроения направлено на обоснование вариантов его развития.

В-четвертых, на развитие национального машиностроения оказывает существенное влияние включенность в мировое разделение труда, доступ к передовым в мире техническим решениям и использования их для совершенствования собственной технической базы.

Положение 5. Раскрытие закономерностей развития машиностроения предполагает его характеристику через призму его собственного инновационного развития. В данном случае рассматривается качественная сторона отраслевого развития. В процессе производственной деятельности происходит материализация научных знаний. Воплощенные в продукте результаты научной деятельности в значительной степени определяют технологический уровень, потребительские свойства, технические характеристики изготавливаемой продукции, а также саму возможность ее создания и эффективность производственных процессов, а в конечном итоге и способность отечественного машиностроения адекватно отвечать на вызовы технологического развития национальной экономики. Машиностроение как источник технической базы для технологических инноваций во всех областях экономики само является наиболее инновационно активной его частью. От уровня инновационного развития национального машиностроения во многом зависит его конкурентоспособность и функциональные возможности.

Во-первых, анализ инновационной активности машиностроительных производств позволяет охарактеризовать уровень инновационного развития отечественного машиностроения в сопоставлении с мировым.

В-вторых, рассмотрение организационной структуры машиностроения с позиции ее места и роли в инновационном цикле создания продукции позволяет выявить институциональные барьеры его развития. В данном случае организационный подход предполагает исследование структуры элементов машиностроения, способов их организации и связей. Этот подход позволяет увидеть строение объекта исследования в его институциональном и субъектном измерениях. Характеристика недостающих элементов и узких мест направлен на поиск путей их преодоления, выработку позитивных направлений совершенствования организационной структуры отрасли.

В-третьих, анализ инновационных характеристик машиностроительной продукции, выпускаемой внутри страны и импортируемой из-за рубежа позволяет оценить общий уровень технического базиса национальной экономики, а проведение его сравнительного анализа с технической базой стран – лидеров оценить уровень технологического развития.

Положение 6. Рассмотрение проблем отраслевого развития предполагает исследование соответствующих положений государственной политики. В самом общем виде политика представляет собой совокупность приоритетов, а также управленческую деятельность со стороны государства, направленную на их достижение. Приоритеты государственной политики могут рассматриваться как отражение формирующихся перед отраслью вызовов и видения позитивной траектории ее развития в конкретно-исторических реалиях. Машиностроение и рынок машиностроительной продукции как область государственного управления находят свое отражение в положениях различных направлений государственной политики. Так, инструментарий промышленной политики направлен на изменение состояния машиностроительных производств и их положения в промышленном секторе страны; меры научно-технологической политики, напрямую не затрагивая производственный сектор, связаны с трансформацией науки и технологий в ключевой фактор развития России; технологическая политика направлена на обеспечение технологических прорывов национальных производств в мире на основе передовых технологий и развития страны на основе отечественных технологий; внешнеэкономическая политика – на развитие внешних связей, в том числе и в части внешней торговли машиностроительной продукцией.

Во-первых, важным исследовательской задачей является уточнение приоритетов развития машиностроения и ключевых целей развития, закрепленных в документах стратегического планирования и их соответствия объективно существующим вызовам развития отрасли. Рассмотрение целевого состояния рынка машиностроительной продукции позволяет оценить перспективы его развития, выявить узкие места и рассмотреть способы их преодоления.

Во-вторых, анализ комплекса запланированных государственной политикой мер и их соответствия приоритетам и целям развития направлен на выявления наиболее эффективных способов достижения последних.

В-третьих, исследование методов оценки результативности государственной политики позволяет выявить направления совершенствования механизмов целевого управления развитием машиностроения.

Заключение

Теоретическая и практическая значимость исследования отраслевых проблем развития в значительной мере определяется избранной методологией его проведения. Предметное рассмотрение отдельных аспектов функционирования отрасли позволяет исследователю сосредоточиться на выявлении закономерностей, характеризующих ту или иную грань рассматриваемого объекта. Комплексное же рассмотрение результатов этих исследований открывает возможность для более полной характеристики объекта. В этой связи по результатам систематизации научных подходов был сформулирован ряд положений, определяющих авторские методологические принципы комплексного исследования.

Так, комплексное рассмотрение проблем отраслевого развития отечественного машиностроения предполагает: во-первых, характеристику конкретных исторических условий его функционирования и развития; во-вторых, раскрытие функциональной роли в общественном разделении труда; в-третьих, установление закономерностей функционирования с задействованием экономического и структурного анализа; в-четвертых, исследование положения отрасли в глобализированной экономике; в-пятых, характеристику отраслевого уровня инновационного развития; в-шестых, анализ государственной политики отраслевого развития.


Источники:

1. Веткасов Н. И., Псигин Ю В. История отраслей машиностроения. - Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2015. – 165 c.
2. Бокарев Ю. П. СССР и становление постиндустриального общества на Западе в 1970-1980-е годы. - Москва, 2007. – 384 c.
3. Глазьев С.Ю., Кара - Мурза С. г., Батчиков С. А. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. - Москва : Эксмо, 2003.
4. Белоусов Д.Р., Сальников В.А., Апокин А.Ю., Фролов И.Э. Направления технологической модернизации ведущих отраслей российской промышленности // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 6. – c. 3-18.
5. Ясновский Н.П., Прохоров А. М. Машиностроение. Большая советская энциклопедия. / [В 30 т.] Машиностроение / Издание 3-е. - М.: Сов. энцикл., 1969.
6. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Отечественное машиностроение как фактор научно-технологического развития экономики РФ // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – № 1. – c. 12-25. – doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.12-25.
7. Фролов И. Э. Концепция экономико-технологического механизма ускоренного развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора экономики и ее теоретические основы // Концепции. – 2007. – № 1. – c. 27-58.
8. Бодрунов С. Д., Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. – 2013. – № 1. – c. 19-49.
9. Татаркин А. И., Сухарев О. С., Стрижакова Е. Н. Шумпетерианская экономическая теория промышленной политики: влияние технологической структуры // Журнал экономической теории. – 2017. – № 2. – c. 7-17.
10. Нешитой А. С. Оценка промышленного потенциала России и уровня его использования (императив модернизации промышленного производства) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 29. – c. 14-34.
11. Ганичев Н. А. Стратегические приоритеты структурной трансформации машиностроительного комплекса в условиях бюджетных возможностей // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 6. – c. 71-83. – doi: 10.47711/0868-6351-207-71-83.
12. Асосков Д. Г., Рахимова А. Д., Усов Н. А. Машиностроение: ключевые тренды 2024 года. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2025. – 23 c.
13. Корепанов Е. Н. Российское машиностроение в зеркале статистики // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2022. – № 2. – c. 49-58.
14. Кобзев В. В., Измайлов М. К. Состояние машиностроительного комплекса, проблемы и особенности воспроизводства основных фондов // Организатор производства. – 2017. – № 1. – c. 69-83.
15. Бодрунов С. Д. Состояние и тенденции развития машиностроения в России // Экономическое возрождение России. – 2012. – № 3. – c. 16-18.
16. Фролов И.Э., Борисов В.Н., Ганичев Н.А. Потенциал реализации политики развивающего импортозамещения в промышленности в рамках бюджетный: ограничений 2023-2025 гг, // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 6. – c. 166-179. – doi: 10.47711/0868-6351-201-166-179.
17. Гнидченко А., Могилат А., Михеева О., Сальников В. Трансфер зарубежных технологий: оценка зависимости российской экономики от импорта высокотехнологичных товаров // Форсайт. – 2016. – № 1. – c. 53-67.
18. Клинов В. Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. / учеб. пособие для студентов по специальности \Мировая экономика\. - Москва : Экономика, 2006.
19. Борисов В.Н. Машиностроительный комплекс в воспроизводственном процессе (Методология и инструментарий анализа и прогнозирования). / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Борисов Владимир Николаевич. - Москва, 2000. – 260 c.
20. Борисов В. Н., Почукаева О. В. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности // Проблемы прогнозирования. – 2009. – № 4. – c. 37-45.
21. Борисов В. Н., Почукаев О. В. Инвестиционная активность и инвестиционная эффективность в машиностроении // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 5. – c. 99-111.
22. Празднов Г. С. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. – 2017. – № 12. – c. 1389-1398. – doi: 10.18334/ce.11.12.38649.
23. Абрашкин М.С. Наукоемкость и инновационное развитие предприятий машиностроения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 4. – c. 107-115. – doi: 10.24143/2073-5537-2018-4-107-115.
24. Сенчагов В. К. Национальная структурная политика -путь к обеспечению экономической безопасности // Вестник РАЕН. – 2015. – № 5. – c. 64-70.
25. Корепанов Е.Н. Импортозависимость и импортозамещение в машиностроении // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 5. – c. 66-76. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_5_66_76.
26. Борисов В. Н., Почукаева О. В., Балагурова Е. А., Орлова Т. Г. Роль импортозамещения в развитии машиностроения // Научные труды: ИНП РАН. – 2015. – c. 300-323.
27. Лаврикова Ю. Г., Аверина Л. М. Стратегические основы реализации потенциала импортозамещения на примере железнодорожного машиностроения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 3. – c. 85-99.
28. Ильина С. А. Технологический суверенитет в полупроводниковой промышленности: миф или реальность? (на примере сегмента оборудования для производства полупроводников). / Научный доклад. - Москва : Институт экономики РАН, 2023. – 72 c.
29. Афанасьев А. А. Структурные сдвиги на рынке машиностроительной продукции в контексте технологического развития России. / научный доклад. - Москва : Институт экономики РАН, 2025.

Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:59

 

 

Sectoral problems of mechanical engineering development: variants of approaches to study and research methodology

Afanasyev A.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
A significant amount of research has been devoted to the study of industry-specific problems in the development of mechanical engineering. In this regard, the article identifies six main research vectors and examines the methodological techniques involved in them. Based on the results of the systematization of scientific approaches, a number of provisions are substantiated that define the author's methodological principles of a comprehensive study of the sectoral problems of the development of domestic mechanical engineering. Such a comprehensive characteristic includes: assessment of the conditions of activity and development of the industry; analysis of the functional role in the social division of labor; economic and structural analysis; study of the place in the globalized economy; assessment of the level of innovative development of the industry; and analysis of the state policy of sectoral development. It is determined that a comprehensive review of various aspects of industry's activity opens up the possibility for a more objective and complete characterization of the object under study, the relevance of which increases significantly in the changed economic conditions.

Keywords: mechanical engineering, methodology, research methodology, technological development, mechanical engineering branch

JEL-classification: L51, L52, O25

References:

Abrashkin M.S. (2018). Science intensity and innovation development of machine building enterprises. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (4). 107-115. doi: 10.24143/2073-5537-2018-4-107-115.

Afanasev A. A. (2025). Structural shifts in the machine-building products market in the context of Russia's technological development

Asoskov D. G., Rakhimova A. D., Usov N. A. (2025). Mechanical engineering: key trends in 2024

Belousov D.R., Salnikov V.A., Apokin A.Yu., Frolov I.E. (2008). Technological modernization trends of leading branches of russian industry. Problems of forecasting. (6). 3-18.

Bodrunov S. D. (2012). Engineering development state and trends in Russia. The Economic Revival of Russia. (3). 16-18.

Bodrunov S. D., Grinberg R. S., Sorokin D. E. (2013). Reindustrialization of the Russian economy: imperatives, potential, risks. The Economic Revival of Russia. (1). 19-49.

Bokarev Yu. P. (2007). The USSR and the formation of a post-industrial society in the West in the 1970s and 1980s

Borisov V. N., Pochukaev O. V. (2019). Investment activity and investment efficiency in the mechanical engineering industry. Problems of forecasting. (5). 99-111.

Borisov V. N., Pochukaeva O. V. (2009). Innovative technological development in machine building as a factor of innovative improvement in manufacturing. Problems of forecasting. (4). 37-45.

Borisov V. N., Pochukaeva O. V., Balagurova E. A., Orlova T. G. (2015). The role of import substitution in the rf engineering. Nauchnye trudy: INP RAN. 13 300-323.

Borisov V.N. (2000). Machine-building complex in the reproduction process (Methodology and tools for analysis and forecasting)

Borisov V.N., Pochukaeva O.V. (2019). Domestic engineering as a factor of scientific and technological development of the Russian economy. MIR (Modernization. Innovation. Research). 10 (1). 12-25. doi: 10.18184/2079-4665.2019.10.1.12-25.

Frolov I. E. (2007). The concept of an economic and technological mechanism for accelerated development of the knowledge-intensive, high-tech sector of the economy and its theoretical foundations. Kontseptsii. (1). 27-58.

Frolov I.E., Borisov V.N., Ganichev N.A. (2023). Potential for the implementation of the policy of developing import substitution in industry within the budget constraints 2023-2025. Problems of forecasting. (6). 166-179. doi: 10.47711/0868-6351-201-166-179.

Ganichev N. A. (2024). Strategic priorities of the structural transformation in the machinery complex in the context of fiscal space. Problems of forecasting. (6). 71-83. doi: 10.47711/0868-6351-207-71-83.

Glazev S.Yu., Kara - Murza S. g., Batchikov S. A. (2003). The White Paper. Economic reforms in Russia 1991-2001

Gnidchenko A., Mogilat A., Mikheeva O., Salnikov V. (2016). Transfer of foreign technologies: assessment of the dependence of the Russian economy on imports of high-tech goods. Foresight. 10 (1). 53-67.

Ilyina S. A. (2023). Technological sovereignty in the semiconductor industry: myth or reality? (on the example of the semiconductor manufacturing equipment segment)

Klinov V. G. (2006). The global market of high-tech products. Development trends and features of the formation of market conditions and prices

Kobzev V. V., Izmaylov M. K. (2017). The state of the machine-building complex, the problems and peculiarities of the reproduction of fixed assets. Organizer of Production. 25 (1). 69-83.

Korepanov E. N. (2022). Russian mechanical engineering in the mirror of statistics. Management and Business Administration. (2). 49-58.

Korepanov E.N. (2022). Import dependence and import substitution in mechanical engineering. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 66-76. doi: 10.52180/2073-6487_2022_5_66_76.

Lavrikova Yu. G., Averina L. M. (2015). Strategic framework for implementing the potential of import substitution on the example of railway engineering. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (3). 85-99.

Neshitoy A. S. (2014). Assessment of Russia's industrial potential and the level of its use (imperative of industrial production modernization). National interests: priorities and security. 10 (29). 14-34.

Prazdnov G. S. (2017). Innovations in mechanical engineering: goal, problems, efficiency. Creative Economy. 11 (12). 1389-1398. doi: 10.18334/ce.11.12.38649.

Senchagov V. K. (2015). National structural policies - the way to economic security. Vestnik RAEN. 15 (5). 64-70.

Tatarkin A. I., Sukharev O. S., Strizhakova E. N. (2017). The schumpeterian economic theory of industrial policy: the impact of the technological structure. Journal of Economic Theory. (2). 7-17.

Vetkasov N. I., Psigin Yu V. (2015). History of the branches of mechanical engineering

Yasnovskiy N.P., Prokhorov A. M. (1969). Mechanical Engineering. The Great Soviet Encyclopedia