Управление человеческим капиталом агропромышленного комплекса Сибири в условиях глобальных изменений
Зинич А.В.![]()
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83997741
Введение.
Агропромышленный комплекс Сибири занимает стратегически важное место в обеспечении продовольственной безопасности России, формируя значительную долю общероссийского производства сельскохозяйственной продукции (рисунок 1). В условиях глобальных экономических изменений, санкционного давления и необходимости импортозамещения роль эффективного управления человеческим капиталом АПК приобретает особую актуальность.
Рисунок 1 – Доля регионов России в общем объеме производства продукции сельского хозяйства (в среднем за 2020-2024 гг.), %
Источник: составлено автором на основе данных Росстата
Современные вызовы, стоящие перед агропромышленным комплексом, включают цифровую трансформацию отрасли, изменение климатических условий, необходимость повышения производительности труда и конкурентоспособности продукции на мировых рынках [2]. Эти факторы формируют новые требования к квалификации и компетенциям работников АПК, создавая потребность в переосмыслении подходов к управлению человеческим капиталом.
Проблематика управления человеческим капиталом в агропромышленном комплексе активно изучается российскими и зарубежными исследователями. Анализ публикаций последних лет показывает значительный интерес научного сообщества к данной теме. Так, М.М. Кудаева раскрывает специфику кадрового обеспечения АПК Новосибирской области, выявляя территориальные особенности развития агропромышленного комплекса и его кадрового потенциала. Автор отмечает существенную дифференциацию муниципальных образований по численности населения трудоспособного возраста и результатам сельскохозяйственной деятельности [4, 5].
А.О. Назын-оол рассматривает проблемы кадрового обеспечения АПК на примере Республики Тыва, выделяя такие факторы, препятствующие формированию кадрового состава, как отсутствие экономической стабильности в аграрном секторе, ухудшение социальной инфраструктуры в сельской местности, неэффективное взаимодействие между органами управления АПК и образовательными учреждениями [7].
Особое внимание в научной литературе уделяется вопросам цифровизации АПК и формирования цифровых компетенций. А.Н. Анищенко и Е.В. Левина подчеркивают, что низкий уровень цифровой грамотности является одним из основных факторов, препятствующих внедрению цифровых решений в сельском хозяйстве. Особенно остро стоит проблема дефицита специалистов, обладающих цифровыми компетенциями для обслуживания современной техники и киберфизических устройств [1].
Л.М. Петрова исследует управление человеческим капиталом на предприятиях АПК в условиях глобальных изменений, обосновывая необходимость формирования кадрового потенциала малых и средних предприятий и эффективного управления человеческими ресурсами как основы долгосрочной успешной деятельности организаций [8].
Зарубежные исследования показывают, что цифровая трансформация сельского хозяйства требует развития не только технических навыков, но и способностей к адаптации, критическому мышлению и непрерывному обучению персонала. Навыки в области информатизации, статистического анализа и интеллектуального анализа данных входят в десятку наиболее востребованных компетенций в корпоративном секторе [11, 12].
Цель исследования: выявление направлений и механизмов управления человеческим капиталом АПК Сибири в условиях глобальных изменений с учетом специфики региона и требований цифровой экономики. Полученные результаты являются новыми, они дополняют современную концепцию управления человеческими ресурсами новыми инструментами, помогающими эффективно решать проблемы дефицита и старения кадров. Гипотезой исследования является предположение о том, что поддержка и развитие человеческого капитала в АПК повысит эффективность кадровой политики, снизит дефицит квалифицированных специалистов и создаст условия для устойчивого развития сельских территорий в условиях глобальных изменений.
Исследование базируется на системном подходе к анализу человеческого капитала АПК, включающем экономический, социальный и территориальный аспекты. Использованы методы статистического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок. Эмпирическая база исследования включает данные Федеральной службы государственной статистики, материалы министерств сельского хозяйства субъектов СФО, анализ публикаций в научных журналах последних лет.
Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.
Результаты исследования.
Кадровое обеспечение предприятий АПК
По данным официальной статистики в сельской местности РФ было занято 55,9 тыс. человек. Уровень безработицы при этом составил 4,1%, что практически вдвое больше, чем в городе. Показатели Сибирского Федерального округа значительно не отличается от среднероссийских. Сельская безработица фиксируется на уровне 4,5%, что также практически вдвое превышается городские показатели. Самый большой уровень сельской безработицы отмечается в Республике Алтай. Это связано со слабой диверсификацией и малоинвестируемой экономикой. Крупные промышленные и логистические центры, такие как Красноярский край, Новосибирская и Кемеровская области демонстрируют более высокие показатели уровня занятости (таблица 1).
Таблица 1
Уровень занятости и безработицы в регионах Сибирского федерального округа, %
Источник: составлено автором на основе данных Росстата [1]
|
Показатель
|
Численность
рабочей силы, чел.
|
Уровень
занятости
|
Уровень
безработицы
| |||
|
город
|
село
|
город
|
село
|
город
|
село
| |
|
Российская
Федерация
|
58571
|
17534
|
63,2
|
55,9
|
2
|
4,1
|
|
Сибирский
федеральный округ
|
6449
|
1851
|
61,8
|
53,8
|
2,3
|
4,5
|
|
Республика Алтай
|
30
|
62
|
54,9
|
53,8
|
5,7
|
8,1
|
|
Республика Тыва
|
78
|
50
|
57,8
|
46,6
|
3,8
|
6,5
|
|
Республика
Хакасия
|
188
|
75
|
64,0
|
55,0
|
0,9
|
3,4
|
|
Алтайский край
|
713
|
420
|
68,4
|
54,9
|
1,8
|
6,1
|
|
Красноярский
край
|
1193
|
262
|
63,6
|
55,7
|
1,3
|
2,7
|
|
Иркутская
область
|
925
|
233
|
61,8
|
54,9
|
2,8
|
4,7
|
|
Кемеровская
область
|
1080
|
149
|
57,5
|
50,8
|
2,6
|
3,3
|
|
Новосибирская
область
|
1145
|
235
|
60,9
|
49,9
|
2,7
|
3,2
|
|
Омская область
|
700
|
226
|
61,3
|
56,7
|
2,8
|
3,9
|
|
Томская область
|
397
|
139
|
62,1
|
53,9
|
2,6
|
5,2
|
Одной из главных проблем агропромышленного комплекса Сибири является недостаток квалифицированного персонала. Осложняющим ситуацию фактором является низкая плотность населения в СФО, которая практически вдвое ниже среднего значения по России, что затрудняет привлечение квалифицированных специалистов. В результате большинство вакансий приходится заполнять сотрудниками, обладающими низким уровнем профессионального образования и навыков, либо и вовсе не иметь возможности закрыть дефицит.
Например, в Новосибирской области, согласно исследованиям Кудаевой М.М. (2023, 2024), значительная часть трактористов-машинистов имеет низкую квалификацию, точно так же, как и специалисты по воспроизводству стада, инженеры и ветеринары. Этот значительно снижает производительность труда и показатели эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий [5].
По данным Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области в 2024 году кадровый дефицит составил 2332 человека, с перспективным дефицитом до 2700 специалистов. Масштаб проблемы приобретает особую значимость при сопоставлении с показателями предыдущего года, когда количество вакантных мест составляло порядка 7000. Этот факт наглядно демонстрирует устойчивый характер нехватки профессиональных кадров в АПК Омской области. Наиболее востребованными остаются такие профессии, как тракторист-машинист, водитель, специалист по животноводству, оператор машинного доения. При этом, предполагаемые зарплаты таких специалистов варьируются от 60 до 120 тыс. рублей. Ниже представлены обобщенные данные о размере заработной платы сотрудников сельскохозяйственных предприятий Омской области за 2024 г. (таблица 2).
Таблица 2
Обобщенные данные о размере заработной платы специалистов АПК в Омской области, руб./мес.
Источник: составлено автором на материалах портала Авито Работа и интерактивного портала государственной службы занятости населения Омской области.
| Должность | Заработная плата |
| Тракторист-машинист | 64 486 |
| Водитель автомобиля | 84 051 |
| Овощевод | 55 215 |
| Животновод | 55 215 |
| Оператор машинного доения | 55 215 |
| Тракторист | 64 486 |
Возрастная структура кадров предприятий АПК также является вопросом, требующим пристального внимания со стороны государственных структур и субъектов рынка. По данным исследований ученых Новосибирского ГАУ численность руководителей пенсионного возраста в Новосибирской области составила 19%, главных специалистов — 11%, специалистов — 9%. При этом доля молодых специалистов до 35 лет крайне низка: руководители — 6%, главные специалисты — 8%.
Согласно исследованию, проведенному в Омском аграрном университете [6] среди руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области также доминирует возрастная группа старше 60 лет, составляющая около 50%. Далее следуют представители среднего возраста (45-60 лет) с долей примерно 35%, а доля руководителей в возрасте до 30 лет крайне мала. Средний возраст категории 30-45 лет составляет около 15%. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах России [10, 3].
Среди руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий только 58% имеют высшее образование, 42% — среднее специальное. Около 80% предприятий испытывают недостаток в экономистах и бухгалтерах требуемой квалификации [7].
Значительный дефицит молодежи в системе аграрного производства характерен не только для предприятий Сибири, но и для всей России. Основная причина данной тенденции заключается в низкой привлекательности сельского труда, отсутствие инфраструктуры и ограничение карьерных возможностей. Изменение сложившейся ситуации возможно посредством реализации комплексных государственных инициатив, предусматривающих разработку и реализацию целенаправленных мер, обеспечивающих благоприятные условия для притока молодой рабочей силы в аграрный сектор.
Направления поддержки молодых специалистов в АПК
Рассмотрим основные направления повышения кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса на примере Омской области. С 2025 года на территории региона реализуется механизм государственной поддержки кадрового обеспечения АПК (в рамках государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия») [9].
Основным инструментом государственного воздействия на кадровую обеспеченность отрасли выступает система субсидирования, предусматривающая дифференцированный подход к различным категориям получателей поддержки. Выделено шесть основных направлений субсидирования, включающих возмещение затрат по ученическим договорам и договорам о целевом обучении, компенсацию расходов на оплату труда и проживание студентов при прохождении производственной практики, стимулирующие выплаты специалистам образовательных и научных организаций, единовременные выплаты молодым специалистам, обеспечение жильем и развитие образовательной инфраструктуры.
Система стимулирующих выплат характеризуется максимальными размерами компенсации для специалистов аграрного вуза и научных учреждений, составляющими до 40 тыс. рублей в месяц на одного работника при возмещении до 90 % фактических затрат работодателя. Для учителей агротехнологических классов установлен размер стимулирующих выплат до 30 тыс. рублей в месяц при возмещении до 95% затрат образовательной организации.
Единовременные выплаты молодым специалистам дифференцированы в зависимости от уровня полученного образования и составляют до 500 тыс. рублей для лиц с высшим образованием и до 300 тыс. рублей для специалистов со средним профессиональным образованием (таблица 3).
Таблица 3
Обобщенные данные о размере и условиях получения мер поддержки кадров в АПК
Источник: составлено автором на основе данных Постановления Правительства Омской области от 06.02.2025 №60-п
|
Мера поддержки
|
Размер/условия
|
Условия получения
|
Источник
финансирования
|
|
Единовременная
выплата молодым специалистам с высшим образованием
|
До
500 тыс. руб.
|
Возраст до 35
лет, трудоустройство в АПК, обязательство работать не менее 3 лет
|
Областной
бюджет
|
|
Единовременная
выплата молодым специалистам со средним профессиональным образованием
|
До
300 тыс. руб.
|
Возраст до 35
лет, трудоустройство в АПК, обязательство работать не менее 3 лет
|
Областной
бюджет
|
Обязательным условием получения данной поддержки является трудоустройство в возрасте до тридцати пяти лет у сельскохозяйственных товаропроизводителей области с принятием обязательства осуществлять трудовую деятельность в отрасли не менее трех лет.
Жилищная поддержка предусматривает предоставление специалистам жилых помещений по договорам найма сроком не менее пяти лет, что коррелирует с обязательством работника осуществлять трудовую деятельность по трудовому договору в течение аналогичного периода. Дополнительно предусмотрено субсидирование строительства или приобретения жилья для специалистов, участвующих в реализации ключевых проектов развития агропромышленного комплекса.
Программа предусматривает предоставление субсидии по ученическим договорам, договорам о целевом обучении, оплате труда и возмещению затрат на проживание обучающихся (таблица 4).
Таблица 4
Размер и особенности предоставления субсидии на образование и прохождение практики на предприятиях АПК
Источник: составлено автором на основе данных Постановления Правительства Омской области от 06.02.2025 №60-п
|
Направление
поддержки
|
Размер
субсидирования
|
Особенности
|
|
Ученические
договоры с агровузами
|
До
90% затрат
|
Максимальный
срок поддержки 72 месяца
|
|
Ученические
договоры с иными вузами
|
До
30% затрат
|
Максимальный
срок поддержки 72 месяца
|
|
Договоры о
целевом обучении в агровузах
|
До
90% затрат
|
Заключение
договора со студентом
|
|
Договоры о
целевом обучении в иных вузах
|
До
30% затрат
|
Заключение
договора со студентом
|
|
Оплата труда при
практике (агровузы)
|
До
90% затрат
|
Не более 6
месяцев в году
|
|
Оплата труда при
практике (иные вузы)
|
До
30% затрат
|
Не более 6
месяцев в году
|
|
Проживание при
практике (агровузы)
|
До
90% затрат
|
Не более 6
месяцев в году
|
|
Проживание при
практике (иные вузы)
|
До
30% затрат
|
Не более 6
месяцев в году
|
Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта «Кадры в АПК» национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» с соответствующим софинансированием из областного бюджета. Получателями средств могут быть молодые специалисты до 35 лет, студенты агровузов и иных образовательных организаций, специалисты, участвующие в ключевых проектах АПК, учителя агротехнологических классов, сельскохозяйственные товаропроизводители, образовательные организации среднего профессионального образования.
Реализация представленной системы мер государственной поддержки направлена на формирование устойчивого кадрового потенциала агропромышленного комплекса Омской области через создание экономических стимулов для привлечения молодых специалистов в отрасль, повышения качества профессиональной подготовки кадров и развития образовательной инфраструктуры сельскохозяйственного профиля.
Рекомендации по развитию кадровой политики и поддержке сельских территорий
Для улучшения ситуации с обеспечением АПК Сибири необходимыми специалистами предлагается реализовать следующие мероприятия:
- Повышение престижа профессии. Необходимо повысить привлекательность работы в сельской местности через улучшение условий жизни и труда, предоставление субсидий молодым специалистам, организацию стажировок и практикумов на предприятиях АПК.
- Развитие системы дополнительного профессионального образования. Важно создать сеть центров переподготовки и повышения квалификации, ориентированную на современные требования рынка труда. Такие центры могли бы предоставлять актуальные знания и навыки работникам АПК, способствуя росту производительности труда.
- Создание привлекательных условий для молодых специалистов. Следует развивать механизмы стимулирования переезда молодых специалистов в сельскую местность путем предоставления жилья, грантов и иных мер социальной поддержки.
- Активизация взаимодействия между вузами и предприятиями АПК. Важным шагом станет налаживание тесного сотрудничества между учебными заведениями и предприятиями, позволяющего студентам получать практические навыки непосредственно на рабочем месте.
- Разработка государственных программ поддержки АПК. Государственная поддержка должна включать субсидии на обучение и переобучение кадров, налоговые льготы для предприятий, внедряющих инновационные технологии и создающих новые рабочие места.
Заключение.
Управление человеческим капиталом в агропромышленном комплексе Сибири играет важнейшую роль в условиях глобальных изменений, вызванных переходом к новым технологиям, климатическими изменениями и демографической ситуацией. Исследование продемонстрировало значительные трудности, возникающие в сфере кадрового обеспечения предприятий АПК Сибири, вызванные оттоком молодежи, нехваткой квалифицированных специалистов и старением кадров.
Отмечено, что основной задачей региональной кадровой политики стало привлечение и поддержка молодых специалистов, способных стать двигателем развития аграрного сектора. Рассмотрены существующие механизмы поддержки, такие как образовательные программы, стипендии, субсидии на жилье и создание современной инфраструктуры для комфортной жизни в сельской местности. Тем не менее, существующих мер недостаточно для полного удовлетворения потребностей предприятий в квалифицированном персонале.
В исследовании отмечена важность дальнейших шагов по укреплению кадровой составляющей в АПК Сибири. Предлагаемые рекомендации направлены на модернизацию системы профессионального образования, повышение престижа профессий, связанных с сельским хозяйством, и улучшение условий труда и быта в сельской местности. Для достижения этих целей потребуется интеграция усилий государства, бизнеса и общественных институтов, разработка долгосрочных программ поддержки молодых специалистов и развитие социального партнерства.
[1] Итоги выборочного обследования рабочей силы // rosstat.gov.ru [электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265) (дата обращения: 05.09.2025).
Страница обновлена: 02.12.2025 в 18:46:54
Download PDF | Downloads: 13
Upravlenie chelovecheskim kapitalom agropromyshlennogo kompleksa Sibiri v usloviyakh globalnyh izmeneniy
Zinich A.V.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics
Volume 12, Number 10 (October 2025)
