Обеспечение национальной валютной безопасности: прогнозирование валютных кризисов и антикризисное управление
Тарасов М.Ю.![]()
1 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84021610
Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления обеспечения национальной валютной безопасности, описываются и сравниваются методы валютного регулирования и валютного контроля. Особое внимание уделено валютным кризисам, которые анализируются с точки зрения обеспечения национальной валютной безопасности. Выделены и сопоставлены методы прогнозирования валютных кризисов: трейдерский, индикативный, эконометрический и экономико-математический. С позиции индикативного подхода предложены макроэкономические показатели, выявляющие валютный кризис на ранних стадиях. Проанализирована динамика и структура международных резервов за последние 25 лет, сформулированы основные цели и риски управления валютной ликвидностью. Рассмотрены оптимальные и неоптимальные практики антикризисного управления, в том числе в период спекулятивных атак и валютной блокады. Сформулирован и описан инверсионный эффект валютных интервенций. Предложены инструменты по преодолению валютных потрясений, а также выделен новый тип валютного режима – рестриктивный валютный режим – как один из эффективных способов антикризисного управления в периоды валютного кризиса. Полученные автором выводы полезны и служат основой для дальнейших исследований, посвящённых валютным кризисам, валютным режимам и валютной политике
Ключевые слова: валютная безопасность, валютный кризис, валютный курс, валютные режимы, валютная блокада, санкции, международные резервы, валютная ликвидность, прогнозирование валютных кризисов, валютная система
JEL-классификация: Е58, F32, G01, O23, O24
Введение. Наличие собственной национальной валюты, её устойчивость – один из ключевых признаков современного государства, его суверенитета, политической и экономической независимости. Государственная экономическая политика должна принимать во внимание валютную стабильность, обеспеченность необходимым запасом валютной ликвидности, динамику и факторы динамики обменного курса. Такая политика не может считаться эффективной, если она не учитывает особенности и состояние валютного рынка, инструменты валютного регулирования, модели валютно-финансового поведения макроэкономических агентов. В условиях интеграции большинства стран в систему международных экономических отношений, наличия расширяющихся межгосударственных конфликтов, валютных и санкционных войн, эволюции валютных кризисов и трансформации мировых и национальных валютных режимов обеспечение национальной валютной безопасности становится важнейшим звеном всей системы национальной экономической безопасности.
Традиционно вопросы обеспечения национальной валютной безопасности сводятся исключительно к валютному регулированию и валютному контролю. Валютные кризисы рассматриваются как макроэкономическое явление вне контекста угрозы национальной валютной безопасности, что является серьёзным исследовательским упущением. Валютные кризисы представляет собой нарушение валютной стабильности, впоследствии влияющее на большинство макроэкономических процессов. Их возникновение требует пересмотра докризисной экономической политики правительства и денежных властей. При этом работы, в которых анализируются валютные кризисы и предлагаются способы их прогнозирования, не затрагивают вопросы антикризисного управления, в том числе проблемы управления международной ликвидностью до, во время и после валютного кризиса, а также необходимые действия в период мировых валютных войн. Данный исследовательский пробел определяет актуальность работы.
В исследовании А.Б. Баетова [2] выделены основные угрозы и риски в сфере государственной валютной безопасности, а также сформулированы критерии эффективной валютной политики. М. Ершов [6], Л.С. Качанова и Н.А. Кузнецова [8], А.В. Минаков [14], а также А.А. Шалагинова, К.А. Шляпина и А.Г. Светлакова [27] раскрывают сущность валютной безопасности, рассматривают проведение валютной политики в контексте обеспечения финансовой безопасности государства. Работы С.М. Каранец [7], В.М. Струкова [20], В.Ю. Черкасова [26] посвящены обеспечению системы валютного регулирования, в том числе разработке и использованию инструментов валютного контроля.
Р. Далио [4] анализирует большие долговые циклы, в том числе в совокупности с валютными кризисами, выделяет эффективные и неэффективные практики денежных властей по преодолению различных финансовых потрясений. К. Рейнхарт и К. Рогофф [19] на обширном макроэкономическом эмпирическом материале за несколько десятилетий выводят закономерности протекания инфляционных, валютных, долговых, банковских кризисов. В работах С.Р. Моисеева [16] и А.В. Холопова [25] рассмотрены типы валютных режимов, их макроэкономическая роль. Предметом исследования Тарасова М.Ю. [21] являются валютные кризисы с точки зрения мировых валютных войн.
Как уже было отмечено ранее, в указанных работах отсутствует рассмотрение валютных кризисов с точки зрения угрозы национальной валютной безопасности, не приведены меры по проведению соответствующей антикризисной политики, не показа её связь с прогнозированием валютных кризисов и т.д. Кроме того, при исследовании вопросов обеспечения национальной валютной безопасности игнорируется проблемы управления валютной ликвидностью, в том числе риски, возникающие в ходе такого управления.
Цель исследования – рассмотрение прогнозирования, возникновения и преодоления валютных кризисов с точки зрения обеспечения национальной валютной безопасности, а также предложение мер соответствующей антикризисной политики. Научная новизна работы заключается в сравнении основных индикаторов и подходов к прогнозированию валютных кризисов, в анализе структуры и динамики международной валютной ликвидности, в выделении рисков управления золотовалютными резервами, в обзоре оптимальных и неоптимальных практик и теоретических концепций антикризисного управления в период валютных кризисов (в том числе в период мировых валютных войн).
В основе методологии исследования лежит использование анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования и описательно-статистических методов. Анализ структуры и динамики международной валютной ликвидности проведён с опорой на статистический материал Международного валютного фонда (МВФ) [28; 30] и Всемирного банка [29].
Национальная валютная безопасность. Обеспечение национальной валютной безопасности – важная государственная функция при регулировании внешнеэкономической деятельности, а также при осуществлении макрофинансовой и макроэкономической политики. Сфера валютных отношений подвержена изменениям, влекущим, в свою очередь, к изменениям в других экономических сферах. Турбулентность глобальной экономики, мировых финансовых и товарных рынков создаёт угрозы валютным отношениям и национальному валютному рынку той или иной страны. Опасность подрыва валютной сферы наблюдается по нескольким направлениям:
- легализация доходов, полученных незаконным путём;
- правомерность вывоза как резидентами, так и нерезидентами валютных ценностей за пределы страны;
- выполняемость требований государственного валютного регулирования в валютной сфере (в том числе валютного налогообложения);
- проведение незаконных валютных транзакций;
- фальсификация иностранной валюты;
- сбалансированность структуры платежного баланса, минимизация чистых ошибок и пропусков в платежном балансе;
- обеспеченность валютными средствами или оптимальность уровня валютной ликвидности;
- поддержание стабильности курса национальной валюты, избежание и сглаживание его высокой волатильности;
- возникновение валютных кризисов, их глубина и продолжительность;
- вовлечение в мировые валютные войны [6; 12-14; 20; 21; 26, с. 122–125; 27, с. 94].
Первая половина приведённых выше направлений опасности подрыва валютной сферы имеет правовой характер и связана с соблюдением валютного законодательства и иных норм государственного валютного регулирования. Вторая половина направлений обусловлена макроэкономическими и рыночными факторами. Соответственно, обеспечение национальной валютной безопасности осуществляется как административно-правовыми, так и макроэкономическими методами регулирования. К первым относятся «дифференцированные нормативы продажи валютной выручки, практика импортных депозитов, лимиты открытой валютной позиции, ограничения на проведения трансграничных валютных операций, частичное резервирование входящих или исходящих денежных валютных потоков и т.д.» [21, с. 15; 26, с. 122]. Административно-правовые методы бывают либо запретительными (запрещение в совершении определённых действий в валютной сфере), либо ограничительными (ограничение совершения определённых действий в валютной сфере), либо предписывающими (установление определённого порядка поведения в валютной сфере). Вторые – макроэкономические – методы представлены проведением валютных интервенций, управлением валютной ликвидностью, обеспечением достаточностью золотовалютных резервов, прогнозированием валютных кризисов и антикризисным управлением и др.
Макроэкономические угрозы подрыва валютной сферы могут быть сведены к минимуму с использованием как административно-правовых, так и макроэкономических методов. В отличие от них угрозы правового характера устранимы только при помощи административно-правовых методов.
Помимо валютного регулирования система обеспечения национальной валютной безопасности включает в себя валютный контроль. Если валютное регулирование устанавливает правила поведения участников валютного рынка и корректирует механизм его функционирования, то валютный контроль ориентирован на проверку соблюдения установленных правил и эффективности проводимых корректировок [7; 26]. Органами валютного контроля, осуществляющими как сам валютный контроль, так и валютное регулирование, обычно выступают денежные власти, налоговые и таможенные службы, а агентами валютного контроля (в отличие от органов валютного контроля осуществляют исключительно текущий контроль) – уполномоченные коммерческие банки, службы финансового мониторинга, институциональные инвесторы.
Фактически конечная цель органов и агентов валютного контроля заключается в предупреждении и расследовании валютных преступлений. Яркими иллюстрациями преступлений в сфере валютных отношений являются «российский ландромат» (2010–2014 гг.) и «азербайджанский ландромат» (2012–2014 гг.) – примеры операций по отмыванию денежных средств, в том числе иностранной валюты. Несмотря на то, что предупреждение и устранение валютных кризисов, а также управление валютной ликвидностью – часть политики по обеспечению национальной валютной безопасности, макроэкономические направления, как правило, закреплены за правительством или денежными властями и обычно не декларируются в контексте национальной безопасности.
Прогнозирование валютных кризисов. С точки зрения обеспечения национальной валютной безопасности анализ нарушений валютного законодательства более распространён, чем анализ валютных кризисов, мировых валютных войн, макроэкономических форм регулирования валютных отношений. Тем не менее, устойчивость курса национальной валюты – ключевой показатель эффективности обеспечения национальной валютной безопасности.
Обменный курс зависит от многих макроэкономических и неэкономических факторов. Ситуация его существенного и продолжительного удешевления – валютный кризис – не желательна ни для правительства, ни для денежных властей. Снижение стоимости национальной валюты дестабилизирует состояние экономической системы, выступает триггером для возникновения других кризисов: инфляционного, банковского, биржевого, долгового, бюджетного [4; 19]. Крупные валютные кризисы часто имеют серьёзные не только экономические, но и социальные и политические последствия. Например, после валютного кризиса в Аргентине (2001–2002 гг.) новостные ленты были заполнены шокирующими историями о безработице, растущем голоде, бедности и лишениях, а валютный кризис в Индонезии (1997 г.) привёл к скорой отставке авторитарного лидера Сухарто (1998 г.), пережившего, будучи президентом, 32 года политических, военных, этнических и экологических проблем и потрясений [24, с. 449, 451–452].
Прогнозирование валютных кризисов и нахождение ранних сигналов валютной нестабильности обеспечивают национальную валютную безопасность. На первоначальных этапах валютных потрясений правительство и денежные власти с использованием макроэкономических и административно-правовых методов регулирования способны изменить работу валютного рынка, убрав дисбалансы и скорректировав поведения участников валютных отношений.
Для прогнозирования наступления валютного кризиса используют несколько подходов: индикаторный (пороговый) [8, с. 50; 22], эконометрический [15, с. 170-171, 188-193; 23, с. 23–37], экономико-математический [15, с. 188–193], трейдерский (технический) [5; 15, с. 66–67]. Индикаторный подход предполагает выбор индикаторов (показателей), заблаговременно сигнализирующих о рисках возникновения валютного кризиса. В качестве индикаторов обычно выбираются макроэкономические показатели, их соотношения, и определяются несколько пороговых (оптимальных) значений. Эконометрический подход основан на использовании эконометрических моделей прогнозирования обменного курса: моделей временных рядов (ARMA-, ARIMA-, GARCH-, VAR-моделей и др.), регрессионных моделей (ERER-моделей и др.), а также моделей искусственного интеллекта (ANN-, ANFIS-, BMA-моделей). При экономико-математическом подходе валютные кризисы прогнозируются с использованием моделей макроэкономической теории, например, моделей макроэкономического баланса, моделей паритета процентных ставок, моделей платежного баланса, монетарные моделей и др. Наконец, трейдерский подход анализирует и выявляет закономерности поведения ценовых котировок как на валютном рынке, так и на смежных с ним рынках. Если первые три подхода в той или иной мере делают упор на фундаментальные макроэкономические факторы, то трейдерский подход ориентирован на изучение конечных результатов изменения макроэкономических факторов – торговых данных (цен, объёма торгов, состояния и динамики биржевого стакана и т.д.).
Выбор подхода прогнозирования наступления валютного кризиса зависит, во-первых, от режима валютного курса, во-вторых, от горизонта прогнозирования. Для фиксированных валютных режимов индикаторный (пороговый) и экономико-математический метод наиболее предпочтительны, поскольку курс национальных валют в них наименее волатилен и зависит от нескольких, как правило, хорошо известных макроэкономических параметров. В краткосрочном периоде используется трейдерский подход, в среднесрочном – эконометрический и индикаторный подход, а в долгосрочном – экономико-математическое моделирование. Важная особенность всех подходов прогнозирования валютных кризисов заключается в отсутствии универсальности: одни модели и методы в рамках одного подхода для одной национальной валюты могут быть совершенно не применимы для другой национальной валюты.
В рамках данной работы в рамках обеспечения национальной валютной безопасности в части прогнозирования валютных кризисов представлен индикаторный подход. В таблице 1 приведены соответствующие индикаторы (показатели) и их пороговые оптимальные значения.
Таблица 1 – Индикаторы раннего предупреждения валютных кризисов
|
№
п/п
|
Индикатор
(показатель)
|
Порядок
расчёта
|
Пороговое
оптимальное значение |
|
1
|
Критерий
достаточности МВФ
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к сумме величины трёхмесячного импорта
товаров и услуг.
|
≥
1
|
|
2
|
Монетарный
критерий
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к величине денежной массы в широком
определении.
|
>
0,3
|
|
3
|
Экспортный
критерий
|
Отношение
величины экспорта товаров и услуг к величине краткосрочных (погашаемых в
течение одного года) внешних обязательств (в том числе процентов по ним) за
определённый период времени (квартал, полугодие, год).
|
≥
1
|
|
4
|
Критерий
Редди
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к сумме величины трёхмесячного импорта
товаров и услуг и величины краткосрочных (погашаемых в течение одного года)
внешних обязательств (в том числе процентов по ним).
|
≥ 1
|
|
5
|
Критерий
Гвидотти
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к величине краткосрочных (погашаемых в
течение одного года) внешних обязательств (в том числе процентов по ним).
|
≥ 1
|
|
6
|
Критерий
Гвидотти-Гринспена
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к величине краткосрочных (погашаемых в
течение одного года) внешних обязательств (в том числе процентов по ним) при
выполнении условий:
- средний срок погашения внешних обязательств (в том числе процентов по ним) должен превышать три года; - в течение одного года с вероятностью не менее 95% не будут привлекаться новые внешние обязательства. |
≥ 1
|
|
7
|
Критерий
Винхолдса-Каптейна
|
Отношение
величины золотовалютных резервов к сумме величины краткосрочных (погашаемых в
течение одного года) внешних обязательств (в том числе процентов по ним) и
суммы изъятия денежной массы в широком определении, определяемой как некоторая
доля от величины денежной массы в широком определении, как правило, 10-20%.
|
≥ 1
|
|
8
|
Критерий
«двойного дефицита»
|
Отношение
суммы величины сальдо государственного бюджета и величины сальдо счёта
текущих операций к ВВП страны за год.
|
>
– 0,03
|
В основе всех приведённых в таблице 1 индикаторов лежит логика соотношения потока и оттока, а также запаса валютной ликвидности. Источником поступления иностранной валюты в национальную экономику, главным образом, выступают экспорт, иностранные инвестиции, валютные займы и кредиты, а оттоком – импорт, инвестиции в другие страны, обслуживание внешних обязательств. Часть поступившей валютной ликвидности аккумулируется в золотовалютных резервах. Если поток валютной ликвидности превалирует над её оттоком – имеются предпосылки укрепления курса национальной валюты, в противном случае – предпосылки снижения её стоимости и наступления валютного кризиса. Чем больше величина золотовалютных резервов, тем больше у денежных властей возможностей по стабилизации валютного курса в случае его существенного и продолжительного обрушения – валютного краха.
Индикаторы позволяют определить категорию текущего состояния валютного рынка и валютных отношений: безопасное, нормальное, опасное, предкризисное, кризисное или критическое [8, с. 50]. Безопасное состояние означает, что риски возникновения валютного кризиса в краткосрочном и среднесрочном периоде вовсе отсутствуют, нормальное – риски минимальны, опасное состояние указывает на появление нескольких сигналов возникновения валютного кризиса, при предкризисном состоянии риски падения стоимости обменного курса максимальны, кризисное состояние предполагает непосредственно ситуацию валютного кризиса, а критическое – разворачивание кризисных (в том числе рецессионных, инфляционных) процессов во всей экономики, вызванных валютным кризисом. В соответствии с категорией разрабатываются и реализуются действия органов и агентов валютного контроля, а также валютная политика денежных властей и правительства.
Валютная ликвидность и управление международными резервами. Формирование и управление валютной ликвидностью, её использование в периоды валютных кризисов – важное направление государственной политики по обеспечению национальной валютной безопасности. Международные резервы – часть валютной ликвидности, в состав которой входят запасы иностранной валюты, золота, иностранных ценных бумаг, находящиеся в распоряжении денежных властей. Кроме того, валютную ликвидность образует резервная позиция в МВФ. Международные резервы также называют «золотовалютными резервами», «официальными резервными активами», «международными валютными активами». Одна часть международных резервов находится в иностранной валюте, а другая – в иных валютных ценностях (иностранных ценных бумагах, драгоценных металлах и др.). В первом случае говорят о распределённых международных резервах, а во втором – о нераспределённых. Помимо международных резервов страны имеют иные формы аккумуляции валютной ликвидности, например, суверенные фонды [1; 11; 24, с. 289] или иностранные активы государственных корпораций.
По итогам 2024 г. общая величина международных резервов всех стран мира составила порядка 14,1 трлн. долл. США, что сопоставимо с номинальным ВВП стран Еврозоны или составляет почти половину номинального ВВП США, три четвёртых ВВП Китая, одну десятую часть мирового ВВП. Крупнейшие золовалютные резервы принадлежат Китаю и равны 3 616 млрд. долл. США, что составляет 25,6% от международных резервов всех стран мира [29-30]. К другим странам со значительными международными резервами относятся Япония – 1 270 млрд. долл. США (9,0%), Швейцария – 912 млрд. долл. США (6,5%), Индия – 639 млрд. долл. США (4,5%), Россия – 609 млрд. долл. США (4,3%) [30].
За 2024 г. величина распределённых валютных резервов составляет около 11,5 трлн. долл. США, причём за 25 лет они выросли в 8,3 раза (таблица 2). На американский доллар приходится 57,8% от всей величины распределённых валютных резервов, на евро – 19,8%, на японскую йену – 5,8%, на британский фунт стерлингов – 4,7%, на канадский доллар – 2,8%, на китайский юань – 2,2%, на австралийский доллар – 2,1%, на швейцарский франк – 0,2%, на другие национальные валюты – 4,6% (таблица 3). Следует отметить, что доля доллара США в распределённых валютных резервах в течение последних 25 лет сокращается: если в конце 1990-х доля американской валюты составляла 71%, то во второй половине 2000-х гг. – 62–64%, в конце 2010-х гг. – 60–62%, а в период с 2020 по 2024 гг. – 57–59% (таблица 3). Кроме того, если на протяжении 2000-х гг. доллар США и евро в сумме занимали 88–91% распределённых валютных резервов, то во второй половине 2010-х гг. – 81–85%, а в первой половине 2020-х гг. – 77–80%, постепенно уступая место другим национальным валютам (таблица 3).
Таблица 2 – Динамика и валютная структура распределённых международных резервов в период с 1999 по 2024 гг., млрд. долл. США
|
Год
|
Австралийский
доллар
|
Британский
фунт стерлингов
|
Доллар
США
|
Евро
|
Канадский
доллар
|
Китайский
юань
|
Швейцарский
франк
|
Японская
йена
|
Другие
национальные валюты
|
Всего
|
|
1999
|
0
|
40
|
980
|
247
|
0
|
0
|
3
|
88
|
22
|
1
380
|
|
2000
|
0
|
42
|
1
080
|
278
|
0
|
0
|
4
|
92
|
22
|
1
518
|
|
2001
|
0
|
42
|
1
123
|
301
|
0
|
0
|
4
|
79
|
21
|
1
570
|
|
2002
|
0
|
52
|
1
194
|
425
|
0
|
0
|
7
|
89
|
28
|
1
796
|
|
2003
|
0
|
64
|
1
455
|
556
|
0
|
0
|
5
|
98
|
45
|
2
223
|
|
2004
|
0
|
93
|
1
739
|
655
|
0
|
0
|
4
|
114
|
50
|
2
655
|
|
2005
|
0
|
107
|
1
891
|
679
|
0
|
0
|
4
|
113
|
50
|
2
843
|
|
2006
|
0
|
151
|
2
179
|
848
|
0
|
0
|
6
|
115
|
60
|
3
359
|
|
2007
|
0
|
199
|
2
633
|
1
077
|
0
|
0
|
6
|
131
|
76
|
4
122
|
|
2008
|
0
|
178
|
2
684
|
1
104
|
0
|
0
|
6
|
146
|
92
|
4
210
|
|
2009
|
0
|
195
|
2
848
|
1
270
|
0
|
0
|
5
|
133
|
132
|
4
583
|
|
2010
|
0
|
203
|
3
209
|
1
328
|
0
|
0
|
7
|
189
|
219
|
5
155
|
|
2011
|
0
|
217
|
3
538
|
1
380
|
0
|
0
|
4
|
204
|
300
|
5
643
|
|
2012
|
89
|
246
|
3
742
|
1
465
|
87
|
0
|
13
|
249
|
195
|
6
085
|
|
2013
|
113
|
248
|
3
813
|
1
507
|
114
|
0
|
17
|
238
|
173
|
6
223
|
|
2014
|
108
|
252
|
4
431
|
1
442
|
119
|
0
|
16
|
241
|
189
|
6
799
|
|
2015
|
131
|
350
|
4
874
|
1
419
|
132
|
0
|
20
|
278
|
209
|
7
413
|
|
2016
|
142
|
366
|
5
502
|
1
611
|
163
|
91
|
14
|
333
|
196
|
8
418
|
|
2017
|
180
|
455
|
6
281
|
2
019
|
203
|
123
|
18
|
490
|
243
|
10
013
|
|
2018
|
174
|
475
|
6
625
|
2
218
|
197
|
203
|
15
|
557
|
263
|
10
726
|
|
2019
|
188
|
514
|
6
726
|
2
279
|
206
|
214
|
17
|
650
|
278
|
11
072
|
|
2020
|
217
|
561
|
6
991
|
2
526
|
247
|
272
|
21
|
715
|
315
|
11
864
|
|
2021
|
221
|
579
|
7
085
|
2
481
|
287
|
337
|
21
|
665
|
372
|
12
050
|
|
2022
|
217
|
541
|
6
460
|
2
249
|
264
|
288
|
25
|
612
|
384
|
11
040
|
|
2023
|
246
|
557
|
6
691
|
2
284
|
296
|
262
|
22
|
652
|
443
|
11
453
|
|
2024
|
236
|
542
|
6
631
|
2
275
|
318
|
250
|
20
|
667
|
533
|
11
472
|
Источник: составлено автором по [28]
Таблица 3 – Изменение валютной структуры распределённых международных резервов в период с 1999 по 2024 гг., %
|
Год
|
Австралийский
доллар
|
Британский
фунт стерлингов
|
Доллар
США
|
Евро
|
Канадский
доллар
|
Китайский
юань
|
Швейцарский
франк
|
Японская
йена
|
Другие
национальные валюты
|
Всего
|
|
1999
|
0,0
|
2,9
|
71,0
|
17,9
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
6,4
|
1,6
|
100,0
|
|
2000
|
0,0
|
2,8
|
71,1
|
18,3
|
0,0
|
0,0
|
0,3
|
6,1
|
1,5
|
100,0
|
|
2001
|
0,0
|
2,7
|
71,5
|
19,2
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
5,0
|
1,3
|
100,0
|
|
2002
|
0,0
|
2,9
|
66,5
|
23,7
|
0,0
|
0,0
|
0,4
|
4,9
|
1,6
|
100,0
|
|
2003
|
0,0
|
2,9
|
65,4
|
25,0
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
4,4
|
2,0
|
100,0
|
|
2004
|
0,0
|
3,5
|
65,5
|
24,7
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
4,3
|
1,9
|
100,0
|
|
2005
|
0,0
|
3,7
|
66,5
|
23,9
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
4,0
|
1,7
|
100,0
|
|
2006
|
0,0
|
4,5
|
64,9
|
25,2
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
3,4
|
1,8
|
100,0
|
|
2007
|
0,0
|
4,8
|
63,9
|
26,1
|
0,0
|
0,0
|
0,2
|
3,2
|
1,8
|
100,0
|
|
2008
|
0,0
|
4,2
|
63,8
|
26,2
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
3,5
|
2,2
|
100,0
|
|
2009
|
0,0
|
4,3
|
62,2
|
27,7
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
2,9
|
2,9
|
100,0
|
|
2010
|
0,0
|
3,9
|
62,2
|
25,8
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
3,7
|
4,3
|
100,0
|
|
2011
|
0,0
|
3,8
|
62,7
|
24,4
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
3,6
|
5,3
|
100,0
|
|
2012
|
1,5
|
4,0
|
61,5
|
24,1
|
1,4
|
0,0
|
0,2
|
4,1
|
3,2
|
100,0
|
|
2013
|
1,8
|
4,0
|
61,3
|
24,2
|
1,8
|
0,0
|
0,3
|
3,8
|
2,8
|
100,0
|
|
2014
|
1,6
|
3,7
|
65,2
|
21,2
|
1,8
|
0,0
|
0,2
|
3,5
|
2,8
|
100,0
|
|
2015
|
1,8
|
4,7
|
65,7
|
19,1
|
1,8
|
0,0
|
0,3
|
3,8
|
2,8
|
100,0
|
|
2016
|
1,7
|
4,3
|
65,4
|
19,1
|
1,9
|
1,1
|
0,2
|
4,0
|
2,3
|
100,0
|
|
2017
|
1,8
|
4,5
|
62,7
|
20,2
|
2,0
|
1,2
|
0,2
|
4,9
|
2,4
|
100,0
|
|
2018
|
1,6
|
4,4
|
61,8
|
20,7
|
1,8
|
1,9
|
0,1
|
5,2
|
2,4
|
100,0
|
|
2019
|
1,7
|
4,6
|
60,7
|
20,6
|
1,9
|
1,9
|
0,1
|
5,9
|
2,5
|
100,0
|
|
2020
|
1,8
|
4,7
|
58,9
|
21,3
|
2,1
|
2,3
|
0,2
|
6,0
|
2,7
|
100,0
|
|
2021
|
1,8
|
4,8
|
58,8
|
20,6
|
2,4
|
2,8
|
0,2
|
5,5
|
3,1
|
100,0
|
|
2022
|
2,0
|
4,9
|
58,5
|
20,4
|
2,4
|
2,6
|
0,2
|
5,5
|
3,5
|
100,0
|
|
2023
|
2,1
|
4,9
|
58,4
|
19,9
|
2,6
|
2,3
|
0,2
|
5,7
|
3,9
|
100,0
|
|
2024
|
2,1
|
4,7
|
57,8
|
19,8
|
2,8
|
2,2
|
0,2
|
5,8
|
4,6
|
100,0
|
Источник: составлено и рассчитано автором по [28].
Странам с плавающим валютным курсом требуется относительно меньший запас валютной ликвидности, чем странам с фиксированным валютным режимом. Плавание курса национальной валюты позволяет абсорбировать внешние шоки, поэтому денежные власти не обязаны поддерживать обменный курс на определённом уровне, поэтому международные резервы практически не используются для проведения валютных интервенций. Чаще всего в условиях плавающего валютного курса политика денежных властей направлена на сглаживание резких рыночных валютных колебаний. В условиях фиксации обменного курса денежные власти обязаны поддерживать стоимость валюты на определённом уровне, неся за это ответственность. В этом случае золовалютные резервы – основной источник проведения валютных интервенций для валютной стабилизации.
Денежные власти при формировании и использовании международных резервов должны располагать системой управления рисков, которая позволяла бы оценивать риски, связанные с размещением валютной ликвидности в те или иные активы. Даже при наличии существенных международных резервов рискованное управление ими способно создать угрозу национальной валютной безопасности и нанести значительный финансовой урон национальной экономике. В период валютного кризиса доступ к валютной ликвидности должен быть свободен и постоянен, а её структура оптимальна и сбалансирована. Обратная ситуация – прямое и тяжелое последствие отсутствия системы оценки рисков управления международными резервами. Основные виды рисков представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Виды рисков, возникающих при управлении международными резервами
|
№
п/п
|
Вид
риска
|
Суть
риска
|
|
1
|
Валютный
|
Курс
иностранной валюты, входящей в состав международных резервов, меняется, в
результате чего величина золотовалютных резервов также меняется (в том числе
возможна ситуация снижения их стоимости в национальной валюте).
|
|
2
|
Волатильности
|
В
составе международных резервах находятся активы, стоимость которых подвержена
высокой волатильности, особенно в определённые фазы роста национальной,
иностранной или глобальной экономики (например, драгоценные металлы, государственные
и корпоративные ценные бумаги).
|
|
3
|
Дилерский
|
Дилеры,
размещающие международные резервы на соответствующих рынках, могут превысить
свои полномочия при проведении операций.
|
|
4
|
Дефолтный
(кредитный)
|
Международные
резервы могут включать в себя государственные и корпоративные ценные бумаги,
по которым имеется высокая вероятность объявления финансовой
несостоятельности (дефолта – в случае с государством, банкротства – в случае
с корпоративным сектором).
|
|
5
|
Ликвидности
|
Быстрая
реализация международных резервов может быть затруднена (особенно при продаже
большого объёма активов), поэтому процесс получения дополнительного объёма
ликвидности растянут во времени.
|
|
6
|
Операционный
|
При
проведении внутренних расчётов возможны сбои различного характера:
инфраструктурные, технические, финансовые, институциональные.
|
|
7
|
Процентный
|
Неблагоприятные
изменения процентной ставки по одолженной части международных резервов может
привести к снижению дохода от их управления.
|
|
8
|
Расчётный
|
Партнёр
по размещению международных резервов может провести расчёт несвоевременно.
|
|
9
|
Оппортунистический
|
Управляющие
международными резервами далеко не всегда действуют в национальных интересах
и при размещении и управлении резервами могут преследовать собственные цели.
|
|
10
|
Попечительский
|
Хранитель
ценных бумаг, находящихся в составе международных резервов, не может
доставить их вовремя для реализации на рынке и получения ликвидности.
|
|
11
|
Санкционный
|
Правительства
других стран могут ввести санкции, ограничивающие операции с международными резервами
(в том числе управление, размещение, реализацию и т.д.).
|
|
12
|
Суверенный
|
Правительства
других стран или международные организации могут ограничить доступ к той
части резервов, которая хранится в иностранных юрисдикциях (в том числе их
заблокировать).
|
Величина и структура международных резервов зависит от основных целей резервной политики. Международные резервы могут использоваться для:
- поддержания выбранного валютного режима;
- финансирования платежного баланса в экстремальной ситуации;
- обеспечения соответствия валютного состав резервов валютному составу внешних обязательств, главным образом, краткосрочных, а также валютному составу импорта;
- максимизации инвестиционных доходов от управления международными резервами при минимизации рисков;
- минимизации издержек, связанных с хранением резервов [9, с. 417–419; 17].
Денежные власти регулярно проводят мониторинг структуры международных резервов и устанавливают целевые показатели распределения валютных ценностей. Управление резервами включает определение целей их поддержания, механизмов транспарентности и подотчётности, создания соответствующей институциональной структуры, а также использование механизмов и инструментов управления рисками.
Антикризисное управление. В случае существенного и продолжительного ухудшения платежного баланса возникают объективные макроэкономические условия и предпосылки для падения стоимости национальной валюты. При фиксированном курсе национальной валюты правительство и денежные власти предпринимают все необходимые меры для валютной стабилизации: проводят валютные интервенции, ужесточают денежно-кредитную политику, вводят элементы валютного контроля, вербально уверяют макроэкономических агентов в скором разрешении кризисной ситуации. Однако указанные действия зачастую оказываются бесполезными. Растрата международных резервов в рамках валютных интервенций не приводит к повышению стоимости национальной валюты и, напротив, создаёт дополнительное давление на неё. Макроэкономические агенты ожидают, что валютный кризис будет продолжительным. И резиденты, и нерезиденты продают активы в национальной валюте, получают денежные средства и обменивают их на иностранную валюту. На валютном рынке возникает ситуация избыточного спроса на иностранную валюту, а ухудшение состояния платежного баланса, первоначально вызвавшее валютный кризис, создаёт ситуацию ещё большего обесценения курса национальной валюты. В данном случае продажа международных резервов не стабилизирует валютный курс, а способствует валютному обмену и оттоку капитала из национальных активов в зарубежные. Попытки денежных властей поддержать национальную валюту приводят к обратному эффекту (инверсионному эффекту валютных интервенций). Предоставление валютному рынку дополнительной валютной ликвидности в условиях валютного кризиса оправдано только тогда, когда правительство и денежные власти уверены, что макроэкономические обстоятельства, изначально вызывавшие кризис, временны.
Когда величина международных резервов падает до минимально возможного уровня, а курс национальной валюты продолжает обесцениваться, то правительства и денежные власти сначала постепенно девальвируют курс национальной валюты, но в силу инверсионного эффекта валютных интервенций решают перейти к режиму плавания, отпустив национальную валюту, но пытаются сделать это плавно. История знает несколько десятков подобных эпизодов, из которых можно выделить общие последствия для национальной валюты.
Как отмечает Р. Далио [4], после того, как денежные власти вынужденно перешли в режим плавания, курс национальной валюты в среднем обесценивается на 30% [4, с. 59]. Иными словами, помимо падения стоимости национальной валюты, связанного с валютным кризисом, возникает её дополнительное падение, обусловленное переходом к плавающему валютному режиму. Падение национального валютного курса, как правило, не компенсируется жёсткими мерами денежно-кредитной политики, обеспечивающими более плавный переход [4, с. 59]. В частности, повышение ключевой процентной ставки через охлаждение потребительского и инвестиционного спроса снижает экономическую активность. Валютный кризис может привести к возникновению долгового, банковского, инфляционного, биржевого и общеэкономического кризиса [19]. Одним из распространённых последствий вынужденного перехода от режима фиксации к режиму плавания в условиях валютного кризиса является инфляционная депрессия [4, с. 61] или стагфляция [19, с. 281–283].
Валютный кризис, вызванный, с одной стороны, ухудшением состоянием платежного баланса, с другой стороны, переходом к плавающему валютному режиму как экстренной мерой, нередко преодолевается обращением к международным организациям для предоставления дополнительной валютной ликвидности в виде займов и кредитов. Это, в свою очередь, увеличивает размер внешнего долга. Задача правительства и денежных властей – обеспечить оптимальную структуру заимствований, выбрать наиболее подходящий для текущего макроэкономического положения график погашения долга, а также в наикратчайшие сроки его сократить. Растущий внешний долг в иностранной валюте в перспективе создаёт дополнительное давление на курс национальной валюты.
В период валютного кризиса антикризисное управление, направленное на его преодоление, включает в себя управление валютной ликвидностью, выправление внешнего дисбаланса, сглаживание экономического спада и управление внешним долгом. Пытаясь нормализовать работу валютного рынка и стабилизировать курс национальной валюты, правительства и денежные власти совершают ошибки, выбирают неоптимальные формы антикризисного управления (таблица 5).
Таблица 5 – Примеры оптимального и неоптимального антикризисного управления
|
Элемент
антикризисного управления
|
Оптимальное
антикризисное управление
|
Неоптимальное
антикризисное управление
|
|
Управление
валютной ликвидностью
|
- правительство
и денежные власти заведомо блефуют, когда утверждают, что национальная валюта
прекратит девальвацию (обесценение), а её дальнейшая возможная девальвация
(обесценение) становится неожиданностью;
- девальвация проводится одномоментно на значительную величину (чтобы обесценение национальной валюты в дальнейшем не ожидалось); - при необходимости осуществляется переход к режиму плавающих валютных курсов. |
- правительство
и денежные власти публично заявляют, что позволят национальной валюте
обесцениться, отчего возникает дополнительное давление на валютный курс;
- первоначальная девальвация (обесценение) невелика, имеются предпосылки для дополнительной девальвации (обесценения), чего ожидают и участники валютного рынка. |
|
Выправление
внешнего дисбаланса
|
- проводимая
жёсткая денежно-кредитная политика приводит к сокращению совокупного спроса
(в том числе спроса на импорт и иностранное заимствование);
- значительное повышение ключевой процентной ставки удерживает иностранных инвесторов в национальной экономике через компенсацию риска обесценения курса национальной валюты. |
- денежные
власти отказываются проводить жёсткую денежно-кредитную политику;
- более мягкая денежно-кредитная политика отсрочивает необходимые болезненные изменения, инфляционные процессы ускоряются, создавая дополнительные условия для снижения стоимости национальной валюты; - для улучшения сальдо по счёту движения капитала вводятся ограничения на трансграничное перемещение капитала. |
|
Сглаживание
экономического спада
|
- ресурсы,
направленные на сглаживание последствий изъятия иностранного капитала,
используются рачительно;
- правительство создаёт дополнительные условия для улучшения инвестиционного климата для иностранного инвестора. |
- правительства
и денежные власти полагаются на продажу запасов валютной ликвидности,
рассчитывая поддержать более высокий уровень расходов.
|
|
Управление
внешним долгом
|
- правительство
и денежные власти проводят перекредитование и реструктуризацию внешнего долга,
помогают крупным компаниям, имеющим значительные долги в иностранной валюте;
- вводятся ограничения на расширение долговой нагрузки в иностранной валюте. |
- правительство
объявляет дефолты по внешним обязательствам;
- правительства допускают и поддерживают банкротства крупных компаний, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. |
В 1978 г. американский экономист Джеймс Тобин [32] предложил ввести единый международный налог на спот-операции на валютном рынке, который ограничивал бы трансграничное спекулятивное движение финансового капитала, сглаживал бы валютные колебания и являлся бы дополнительным источников финансирования экономического развития. Предполагалось, что данный налог должен был взыматься дважды: при приобретении иностранной валюты и при её продаже, – что сокращало доходность спекулянтов от валютных операций, делая совершения их с экономической точки зрения непривлекательными [32].
В 1995 г. немецкий финансист Поль Бернард Шпан [31], дальше развивая идею Дж. Тобина, предложил налог на валютные операции, – налог Шпана – который позволил бы снизить волатильность обменного курса. Налог Шпана имел двухуровневую структуру ставок. Первый уровень налоговых ставок предназначался для финансовых операций, а размер ставок был относительно невелик. Второй уровень налоговых ставок применялся для валютных операций, совершаемых по валютному курсу, сильно отличающегося от «нормального» валютного курса. Концепция налога Шпана направлена на предупреждение спекулятивных атак и может быть реализована при фиксированных валютных режимах [31].
Сама идея введения валютных налогов имеет право на существование и может быть использована в острые фазы валютных кризисов, когда резиденты и нерезиденты массово избавляются от активов в национальной валюте в пользу иностранной валюты. Величина такого налога может определяться как разница между желаемым рыночным валютным курсом и тем обменным курсом, по которому совершаются валютные операции. Данный инструмент будет особенно эффективен в период иррационального поведения макроэкономических агентов, например, при валютной панике, а также в случае спекулятивной атаки.
Валютные кризисы далеко не всегда возникают вследствие ухудшения состояния платежного баланса. В период мировых валютных войн спекулятивного и санкционного типа на курс национальной валюты оказывается дополнительное давление, что подрывает её устойчивость [21].
Спекулятивной атаке, как правило, подвержены режимы с валютной фиксацией. Массовая и внезапная продажа национальной валюты на валютном рынке приводит к проведению денежными властями вынужденных валютных интервенций, возникает риск исчерпания золотовалютных резервов и наступления, помимо валютного, других финансовых кризисов. Национальные активы для иностранных инвесторов становятся более дешёвыми, поэтому также возникают риски потери контроля над приоритетными отечественными отраслями и компаниями. В связи с этим спекулятивные атаки способны подорвать не только национальную валютную безопасность, но и всю систему национальной экономической безопасности.
Экономические санкции по своей сути представляют разновидность экономической блокады, поэтому мировые валютные войны по аналогии можно охарактеризовать как валютные блокады. Валютная блокада – тип экономических санкций, применяемых одной страной (группой стран) в отношении другой страны (группы стран) и заключающихся в установлении дискриминационных ограничений на совершение операций с валютными ценностями с целью побудить страну (группу стран) выполнять определённые требования. Сущность валютной блокады заключается в блокировке валютных счетов в иностранных банках, замораживании валютных ценностей, во введении кредитной блокады. Как правило, подобная форма валютной дискриминации применяется в условиях геополитической напряжённости и военных конфликтов. Введение валютной блокады применялось странами Антанты в отношении СССР (октябрь 1919 г. – январь 1920 г.), США в отношении Чили (1971 г.), Ирана (1979–1981 гг.), Ливии (1986 г.), Ирака (1990-е гг.), Афганистана (2021–2022 гг.), Великобританией в отношении Ирана (1950-е гг.), Аргентины (1982 г.), Францией в отношении Египта (1956 г.), западными странами в отношении России (2022–2025 гг.) [3; 12; 13, с. 228].
И при спекулятивной атаке, и при валютной блокаде макроэкономические методы валютного регулирования оказываются неэффективными [21]. В этих случаях антикризисное управление должно опираться на административно-правовые методы валютного регулирования. Установление временных ограничений на операции с валютными ценностями, на потоки иностранной валюты способствует стабилизации валютного курса. Это показывает и подтверждает российский опыт противостояния западным санкциям [13; 21]. В этом случае формируется особый валютный режим, не входящий в традиционную классификацию МВФ, – рестриктивный валютный режим (либо рестриктивное плавание, либо рестриктивная фиксация). С теоретической точки зрения данный валютный порядок мог бы включать в себя налоги на валютные операции (налог Тобина [32] или налог Шпана [31]).
Рестриктивный валютный режим – одна из форм антикризисного управления, практика использования которого пока не получила широкого распространения. Тем не менее, в условиях трансформации валютных кризисов, мировой валютной системы и международных валютных рынков данный способ преодоления нестабильности обменного курса и наличия негативных внешних шоков может оказаться наиболее эффективным и востребованным.
Заключение. Валютный кризис представляет собой внезапное, значительное и продолжительное обесценение курса национальной валюты. Такое финансовое потрясения случается достаточно часто и может привести к другим кризисам: инфляционному, банковскому, бюджетному, долговому, биржевому, – а также спровоцировать рецессию. Помимо экономических валютным кризисам сопутствуют социальные и политические издержки. Именно поэтому прогнозирование и преодоление валютных кризисов де-факто является частью системы обеспечения национальной валютной безопасности.
Правительство, в том числе денежные власти, имеет макроэкономические и административно-правовые методы валютного регулирования. Первые широко применяются в условиях фиксированного валютного режима, а вторые – в экстремальных экономических условиях, например, в ходе мировых валютных войн. Временное введение административно-правовых валютных ограничений приводит к формированию особого валютного режима – режима валютной рестрикции. Одним из способов предупреждения валютного кризиса является специальный налог на валютные операции. Данный способ носит, преимущественно, концептуальный характер.
Антикризисное управление включает в себя правительственные действия как по предупреждению валютного кризиса, так и по его преодолению. Предупреждение валютного кризиса включает в себя проведение эффективного управления международными резервами и иной валютной ликвидности, раннее прогнозирование валютного краха, а преодоление – оптимальную валютную политику по стабилизации валютного курса. Валютный кризис при фиксации валютного режима нередко заканчивается вынужденным переходом к плавающему валютному режиму.
Предупреждение валютного кризиса невозможно без его прогнозирования, которое строится на четырёх подходах: индикативном, трейдерском, экономико-математическом и эконометрическом. Слабость теории прогнозирования валютных кризисов состоит в отсутствии универсальной модели прогнозирования и постоянной трансформации как самих кризисов, так и глобальной экономики. В настоящее время мировые валютные войны, изменение валютных режимов, возможности по антикризисному управлению пока не учитываются в моделях прогнозирования, что является поводом для дальнейших исследований.
Источники:
2. Баетов А.Б. Валютная безопасность как составляющая часть финансовой безопасности государства // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2016. – № 1. – c. 84-88.
3. Голицын Ю.П., Соколов А.С. Первые попытки прорыва финансовой блокады Советской России (на примере выпуска займа Международной рабочей помощи) // История и современное мировоззрение. – 2024. – № 4. – c. 43-53.
4. Далио Р. Большие долговые кризисы. Принципы преодоления. / пер. с англ. В. Френч. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 496 c.
5. Доннели Б. Искусство прибыльной торговли валютой. / уководство для начинающих. / пер. с англ. В. Шереметьевой. - М.: Эксмо, 2023. – 448 c.
6. Ершов М. Валютная политика как фактор национальной безопасности // Экономические стратегии. – 2015. – № 4. – c. 20–29.
7. Каранец С.М. Валютный контроль: сущность, формы, этапы развития // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 3. – c. 64-69.
8. Качанова Л.С., Кузнецова Н.А. Анализ и оценка влияния валютных рисков на финансово-экономическую безопасность государства // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-2. – c. 49-53.
9. Киреев А.П. Прикладная макроэкономика. / Учебник. - Москва: Международные отношения, 2006. – 456 c.
10. Кирхнер Р., Джуччи Р. Достаточность официальных резервных активов в Беларуси: анализ и рекомендации. - Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2009. – 15 c.
11. Князева Е.Г., Шадурская М.М., Бойтуш О.А. Суверенные фонды: теория, эволюция, зарубежный опыт. / Монография. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2023. – 126 c.
12. Кондратьев В.Н. Россия в условиях экономической блокады или политики войны Европы и США // Экономика и социум. – 2016. – № 9. – c. 228–237.
13. Кузнецов А. Финансовые санкции против России: эффект бумеранга. / Политика санкций: цели, стратегии, инструменты: Хрестоматия. - Москва: НП РСМД, 2023. – 536 c.
14. Минаков А.В. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности национальной валютно-финансовой системы // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 2. – c. 294–300.
15. Миркин Я.М., Бахтараева К.Б., Бунатян А.Г. Международная практика прогнозирования мировых цен на финансовых рынках (сырьё, акции, курсы валют). - Москва: Магистр, 2014. – 456 c.
16. Моисеев С.Р. Центральный банк и политика валютного курса. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 624 c.
17. Павлова А.В. Анализ динамики, структуры и распределения международных резервов в период геополитической напряжённости // Экономические науки. – 2023. – № 221. – c. 484-489.
18. Рамазанов С.А. Особенности управления золотовалютными (международными) резервами Банка России // Финансы и кредит. – 2009. – № 26. – c. 41-45.
19. Рейнхарт К.М., Рогофф К. На этот раз всё будет иначе: Восемь столетий финансового безрассудства. / пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2014. – 540 c.
20. Струков В.М. Валютный контроль и валютное регулирование как особые меры национальной экономической безопасности по предотвращению утечки капитала // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 3А. – c. 214–226.
21. Тарасов М.Ю. Валютные кризисы в контексте мировых валютных войн // Экономические отношения. – 2025. – № 1. – c. 11-30.
22. Тарасов М.Ю. Показатель Дамокл как индикатор раннего предупреждения валютных кризисов: критический анализ // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2023. – № 10. – c. 185–190.
23. Трунин П.В., Каменских М.В. Мониторинг финансовой стабильности в развивающихся экономиках (на примере России). - Москва: ИЭПП, 2007. – 106 c.
24. Финстра Р.К., Тейлор А.М. Международная макроэкономика. / пер. с англ. под науч. ред. П.В. Трунина. - Москва: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2019. – 600 c.
25. Холопов А.В. Макроэкономическая роль режима валютного курса // Вестник МГИМО Университета. – 2015. – № 6. – c. 205–215.
26. Черкасов В.Ю. Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства // Финансовый журнал. – 2022. – № 5. – c. 120–137.
27. Шалагинова А.А., Шляпина К.А., Светлаков А.Г. Валютная безопасность России // Наука, техника и образование. – 2015. – № 2. – c. 93-95.
28. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://data.imf.org/en/Data-Explorer?datasetUrn=IMF.STA:COFER(7.0.0) (дата обращения: 08.04.2025).
29. GDP (current US$). World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 08.04.2025).
30. International Reserves and Foreign Currency Liquidity. International Monetary Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://data.imf.org/en/Data-Explorer?datasetUrn=IMF.STA:IRFCL(8.0.0) (дата обращения: 08.04.2025).
31. Spahn P.B. International Financial Flows and Transactions Taxes: Survey and Options // IMF Working Paper. – 1995. – № 60. – p. 62.
32. Tobin J. A Proposal for International Monetary Reform // Eastern Economic Journal. – 1978. – № 4. – p. 153–159.
Страница обновлена: 03.12.2025 в 00:06:28
Download PDF | Downloads: 8
Ensuring national currency security: currency crises forecast and anti-crisis management
Tarasov M.Y.Journal paper
Economic security
Volume 8, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The article discusses the main directions of ensuring national currency security, describes and compares methods of currency regulation and currency control. Special attention is paid to currency crises, which are analyzed from the point of view of ensuring national currency security. The methods of currency crises forecast are identified. They are: trading, indicative, econometric and economic-mathematical methods.
From the perspective of an indicative approach, the article proposes macroeconomic indicators that reveal the currency crisis at an early stage. The dynamics and structure of international reserves over the past 25 years have been analyzed, and the main objectives and risks of managing foreign exchange liquidity have been formulated. The article examines optimal and suboptimal anti-crisis management practices, including during the period of speculative attacks and the currency blockade. The inversion effect of currency interventions is described. The tools for overcoming currency shocks are proposed.
As one of the effective ways of anti-crisis management during the currency crisis, the article identifies a new type of currency regime - the restrictive currency regime. The conclusions obtained can serve as the basis for further research on currency crises, currency regimes and monetary policy.
Keywords: currency security, currency crisis, exchange rate, currency regime, currency blockade, sanctions, international reserves, currency liquidity, currency crises forecast, currency system
JEL-classification: Е58, F32, G01, O23, O24
References:
Anufrieva E.M., Tarasov M.Yu., Nyazirova Yu.Zh. (2018). Fiscal automatic stabilizers as non-discretionary fiscal tools to regulate the nation's economic system. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obschestve. (4). 5-12.
Baetov A.B. (2016). Currency security as a component of the financial security of the state. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (1). 84-88.
Cherkasov V.Yu. (2022). The evolution of foreign exchange regulation and fx control in Russia and the prospects for continued liberalization of fx legislation. The Journal of Finance. (5). 120–137.
Currency Composition of Official Foreign Exchange ReservesInternational Monetary Fund. Retrieved April 08, 2025, from https://data.imf.org/en/Data-Explorer?datasetUrn=IMF.STA:COFER(7.0.0)
Dalio R. (2021). Major debt crises. Principles of overcoming
Donneli B. (2023). The art of profitable currency trading
Ershov M. (2015). Monetary policy as a factor of national security. Economic strategies. (4). 20–29.
Finstra R.K., Teylor A.M. (2019). International macroeconomics
GDP (current US$)World Bank Group. Retrieved April 08, 2025, from https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD
Golitsyn Yu.P., Sokolov A.S. (2024). The first attempts to break through the financial blockade of Soviet Russia (on the example of the issue of an International labor assistance loan). Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. 6 (4). 43-53.
International Reserves and Foreign Currency LiquidityInternational Monetary Fund. Retrieved April 08, 2025, from https://data.imf.org/en/Data-Explorer?datasetUrn=IMF.STA:IRFCL(8.0.0)
Kachanova L.S., Kuznetsova N.A. (2022). Analysis and assessment of the impact of currency risks on the financial and economic security of the state. Economics and business: theory and practice. (5-2). 49-53.
Karanets S.M. (2020). Monetary control: substance, forms, stages of development. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. (3). 64-69.
Kholopov A.V. (2015). Macroeconomic implications of the exchange rate regime. Vestnik of MGIMO University. (6). 205–215.
Kireev A.P. (2006). Applied macroeconomics
Kirkhner R., Dzhuchchi R. (2009). Sufficiency of official reserve assets in Belarus: analysis and recommendations
Knyazeva E.G., Shadurskaya M.M., Boytush O.A. (2023). Sovereign wealth funds: theory, evolution, foreign experience
Kondratev V.N. (2016). Russia is in the midst of an economic blockade or war policy in Europe and the United States. Economy and society (Ekonomika i socium). (9). 228–237.
Kuznetsov A. (2023). Financial sanctions against Russia: the boomerang effect
Minakov A.V. (2020). A set of measures to ensure the economic security of the national monetary and financial system. Economic Security Bulletin. (2). 294–300.
Mirkin Ya.M., Bakhtaraeva K.B., Bunatyan A.G. (2014). International practice of forecasting world prices in financial markets (commodities, stocks, exchange rates)
Moiseev S.R. (2017). Central Bank and exchange rate policy
Pavlova A.V. (2023). Analysis of the dynamics, structure and distribution of international reserves in a period of geopolitical tension. Economic sciences. 4 (221). 484-489.
Ramazanov S.A. (2009). Features of the management of gold and foreign exchange (international) reserves of the Bank of Russia. Finance and credit. (26). 41-45.
Reynkhart K.M., Rogoff K. (2014). This time it will be different: Eight centuries of financial recklessness
Shalaginova A.A., Shlyapina K.A., Svetlakov A.G. (2015). Russia's Currency Security. Science, Technology and Education. (2). 93-95.
Spahn P.B. (1995). International Financial Flows and Transactions Taxes: Survey and Options IMF Working Paper. (60). 62.
Strukov V.M. (2017). Currency control and currency regulation as special measures of national economic security to prevent capital outflow. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 7 (3A). 214–226.
Tarasov M.Yu. (2023). Damocles indicator as an early warning indicator for currency crises: a critical analysis. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (10). 185–190.
Tarasov M.Yu. (2025). Currency crises in the context of global currency wars. Journal of International Economic Affairs. 15 (1). 11-30.
Tobin J. (1978). A Proposal for International Monetary Reform Eastern Economic Journal. (4). 153–159.
Trunin P.V., Kamenskikh M.V. (2007). Monitoring financial stability in emerging economies (on the example of Russia)
