Особенности российского малого и среднего предпринимательства на этапе построения национальной экономической системы
Строев П.В.
, Орлов С.Л.![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 10 (Октябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84001597
Аннотация:
Статья направлена на комплексное исследование специфики современного этапа развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в контексте формирования национальной экономической системы и реализации долгосрочных приоритетов социально-экономического развития. Актуальность исследования определяется нарастающим вкладом МСП в динамику экономического роста и объективной необходимостью обновления стратегических ориентиров в условиях институциональных трансформаций и внешнеэкономической турбулентности. В рамках исследования осуществлен аналитический обзор нормативно-правовой базы регулирования и механизмов государственной поддержки, разработана типологизация форм взаимодействия предпринимательского сектора с органами публичной власти, крупным бизнесом и институтами гражданского общества. Научная новизна исследования заключается в формировании авторской территориальной типологии приоритетной поддержки, охватывающей геостратегические зоны, особые экономические режимы, монопрофильные муниципальные образования и новые субъекты Российской Федерации. Систематизация и ранжирование приоритетов развития позволили выявить ключевые направления поступательного роста сектора МСП, включающие участие в национальных проектах, формирование индустриальных и технологических кластеров, расширение социального предпринимательства и развитие инфраструктурного сервиса.
Ключевые слова: этап мирового геополитического развития, национальные цели развития, национальные проекты, социальное предпринимательство, новые регионы, качество жизни населения
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета.
JEL-классификация: P42, Q56, L30, L31
Введение
В современных условиях развитие малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) стало одним из ведущих стимулирующих факторов поступательного роста национальной экономики в 2023-2024 гг. Однако данный императив требует дальнейшего осмысления направлений наиболее эффективного функционирования этого сектора общественной деятельности и разработки новой стратегии развития МСП среди других приоритетов национального экономического пространства. В данном случае актуальность и научная новизна настоящей статьи заключается в актуальной расстановке акцентов будущего развития наиболее массовых отечественных бизнес-структур исходя из особенностей практического взаимодействия в режимах «МСП – власть», «МСП – партнеры», «МСП – крупный бизнес», «МСП – социальные приоритеты» и т.д. Такой подход должен способствовать формированию более устойчивых организационно-экономических основ будущего совершенствования системы, концентрирующей значительные возможности для участия в решении ряда стратегических задач в сфере национальных интересов. Данный содержательный подход подтверждает несомненную актуальность исследования.
Целью настоящего исследования является научно-практическое представление важнейших особенностей современного этапа функционирования малого и среднего предпринимательства и основных факторов, способствующих построению будущей национальной модели поддержки и развития системы российского МСП.
Задачи научного исследования состоят в следующем:
– представление аналитического обзора правовой базы регулирования деятельности и государственной поддержки системы малого и среднего предпринимательства;
– определение базовых приоритетов МСП в системе комплексного взаимодействия с различными уровнями исполнительной власти, партнерами по бизнесу и представителями социальной сферы;
– рассмотрение важнейших особенностей функционирования субъектов МСП в отдельных регионах страны, имеющих стратегическое значение, с учетом современного прогноза социально-экономического развития;
– оценка степени возможного участия малого и среднего предпринимательства в системе современных приоритетов национального развития и перспективы возрастания количественных критериев.
Научная и практическая значимость работы состоит в рассмотрении наиболее сущностных элементов функционирования МСП в комплексной системе взаимодействия с различными уровнями исполнительных органов публичной власти, представителями бизнес-сообщества и социальных структур для участия в формировании наиболее перспективных направлений развития национального экономического пространства.
Основные результаты исследования
Современный этап мирового геополитического развития формирует потребность в изменении системы экономических приоритетов, способствуя объективной перестройке хозяйственных, пространственных, организационно-правовых и других структурных элементов, составляющих основу для решения важнейших задач, стоящих сейчас перед Российским государством. Если вдумчиво осмыслить нынешнюю внешнеполитическую ситуацию и взятые Россией обязательства по достижению целей национального развития, то настоящий период из обозначенного исторического рубежа можно характеризовать как «самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие» [1]. Именно поэтому законодательная база для обеспечения системообразующих отечественных приоритетов – научно-технологических, военно-технических, социально-экономических, демографических, природно-экологических и т.д. – будет постоянно совершенствоваться и дополняться вплоть до разработки новых регулирующих актов исходя из необходимости обеспечения национальных целей развития страны [2] и защиты государственного суверенитета во всех сферах жизнедеятельности [3]. В связи с этим акцентируем внимание на рассмотрении вопросов, связанных с решением поставленных в работе задач.
На этапе построения национальной социально-экономической модели развития многочисленные законодательные акты и нормативные правовые документы, регулирующие многогранную деятельность МСП, можно условно классифицировать по следующим направлениям:
– официальные документы, формирующие базис государственного регулирования и поддержки системы малого и среднего предпринимательства. К ним следует отнести периодически обновляемый федеральный закон о развитии МСП [4], совершенствование которого осуществляется на постоянной основе исходя из задач социально-экономического развития, и сопряженные с ним многочисленные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, конкретизирующие этот важнейший документ и обеспечивающие реализацию основных элементов поддержки этой сферы деятельности [5], [6], [7], [8]. Можно констатировать, что совокупность указанных официальных актов формирует правовой базис системы МСП, поскольку подавляющее большинство иных законодательных актов, включая льготные режимы, предоставляемые в соответствии с Налоговым кодексом России [9], в общепринятом правовом аспекте отталкиваются именно от фундаментального закона [10]. На данном уровне важное значение имеет грамотный анализ направлений господдержки и применение для различных отраслей МСП, хозяйственная деятельность которых во многих случаях регулируется отдельными законодательными актами, учитывающими специфику того или иного вида бизнеса: розничной и оптовой торговли, туристских и гостиничных услуг, продаж через системы платформенной экономики и др.;
– национальные проекты, практическая реализация которых обеспечивается посредством федеральных проектов [11], [12], и госпрограмм по различным направлениям народнохозяйственного развития [13]. Кроме активного участия в федеральных проектах и госпрограммах, направленных непосредственно на поддержку и развитие малого предпринимательства, встраивание субъектов МСП в другие значимые инновационные акты через содействие региональных и местных органов в систему исполнителей указанных долгосрочных инициатив, будет способствовать приобретению устойчивых контрактов на обозримую перспективу от 6 до 12 лет;
– региональные законодательные акты и программы поддержки субъектов МСП, существенная отдача от которых в большей степени характерна для самодостаточных в финансовом отношении городов федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург), а также Республики Татарстан, Краснодарского края, Нижегородской и Свердловской областях и некоторых других. Эти мероприятия осуществляются в дополнение к федеральным преференциям, однако переход для поддержки бизнеса в пространственной системе «регион-муниципалитет» в настоящий период имеет значительные финансово-кредитные ограничения и наиболее вероятные мероприятия связаны с грамотным администрированием инвестиционных проектов МСП.
Базовые приоритеты МСП в системе комплексного взаимодействия с различными уровнями исполнительной власти, партнерами по бизнесу и представителями социальной сферы, определяемые авторами в качестве задач настоящей статьи, включают следующие отличительные особенности:
– необходимость оперативного взаимодействия с исполнительными органами для встраивания в систему нацпроектов и государственных программ, а также реализации хозяйственных и социальных задач на подведомственной территории. До недавнего времени идеология бизнеса в своем большинстве абстрагировалась от деятельности органов власти, однако в современной национальной экономической модели поступательное развитие МСП практически немыслимо без содержательного взаимодействия и сотрудничества с государственными органами. В первую очередь это проявляется в создании новых предприятий через систему индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий, промышленных кластеров и т.д. [14]. Немаловажное значение имеет активная роль исполнительных органов при налаживании контактов МСП с крупным бизнесом и партнерами, участвующими в осуществлении высокотехнологичных проектов, для получения заказов на исполнение определенных заданий технологического цикла. При этом крупные организации-партнеры МСП зачастую являются важным звеном для создания в различных секторах общественного хозяйства, в том числе в обеспечивающей инфраструктуре, условий, способствующих участию МСП в инвестиционных проектах. Принципиально новое направление взаимодействия бизнес-сообщества и населения в определенной степени формируется исходя из нынешней социально-экономической ситуации и необходимости участия в сфере социального предпринимательства (бизнеса) и сопряженной с ним волонтерской и благотворительной деятельности. В особенности это характерно для малых форм предприятий, расположенных в новых регионах и на территориях. Однако следует отметить, что участие в реализации различных потребностей, связанных с решением многочисленных социальных проблем и защитой национальных интересов, осуществляют представители бизнеса, расположенного во всех регионах России.
Важным фактором повышения эффективности деятельности малого и среднего предпринимательства является необходимость учета особенностей функционирования субъектов МСП в отдельных регионах страны исходя из современного прогноза социально-экономического развития, специфики природно-климатических условий и некоторых других обстоятельств. Проанализировав соответствующие официальные законодательные и нормативные правовые акты представим авторскую классификацию наиболее характерных субъектов страны, в которых функционирование МСП имеет существенные особенности и требует особого подхода государственных исполнительных органов:
1) важнейшие геостратегические территории – Дальний Восток и Арктическая зона Российской Федерации. Ввиду особых природно-климатических условий и стратегического значения указанных пространств, достигающих порядка 60% сухопутной площади страны. Здесь особый преференциальный подход к бизнесу определяется на основании соответствующих законодательных и иных официальных актов [15], [16], и к настоящему времени имеет достаточный практический опыт применения. Особенно перспективным является предложение Президента России об установлении, начиная с 2027 года, Единого преференциального режима для всех субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность на данных территориях [17];
2) особые экономические территории России – особые экономические зоны (далее – ОЭЗ), территории опережающего развития (далее – ТОР), территориальные специальные экономические зоны (далее – СЭЗ) (например, Калининградская область и др.), федеральная территория «Сириус» [18], инновационные научно-технологические центры и др. Главной задачей бизнес-сообщества является получение статуса резидента и продолжение деятельности в режиме льготного налогообложения, административной поддержки для разрешения территориальных вопросов и сопровождения инвестиционных проектов. Для бизнес-структур из других регионов получение статуса резидента не является проблемой, однако на первоначальном этапе для местных МСП отмечался весьма осмотрительный подход. Дальнейшее создание, в разумных пределах, новых экономических территорий будет способствовать более устойчивому развитию всех форм бизнеса;
3) монопрофильные муниципальные образования, не имеющие на подведомственной или прилегающей территории действующих ОЭЗ или ТОР. В настоящее время общее число таких образований в России достигает 321 единиц [19], однако многие из них постепенно утратили признаки монопрофильности [20]. Кроме того, более чем в 90 из них образованы новые экономические территории – ТОР или ОЭЗ. В частности, общее количество ТОР в моногородах по состоянию на 01.09.2025 г. достигло 89 единиц [21]. Это требует пересмотра ранее утвержденного перечня и определения новых критериев отнесения к формату моногородов. Имеется ввиду тот факт, когда предприятия малого и среднего бизнеса, регистрируясь в качестве резидента на территориях ОЭЗ или ТОР могут пользоваться достаточными преференциями, имеющими долгосрочный характер. Важно в соответствии с законодательством обеспечить полную легитимность собственного бизнеса. Таким образом, в наиболее сложном положении продолжают оставаться преимущественно представители МСП, хозяйственная деятельность которых формируется на территории в полном смысле монопрофильного образования. Именно эти муниципальные образования в последующем образуют основу формируемого перечня моногородов;
4) новые регионы России и субъекты, территория которых прилегает к районам проведения специальной военной операции [22], [23], [24]. Характеристика новых регионов и специфика деятельности МСП в более развернутом виде требуют особого подхода и практических знаний относительно характера осуществления делового оборота, что, в свою очередь, требует отдельного направления исследований [1]. В данном случае на рассматриваемых территориях для системы МСП по существу происходит становление в новом качестве различных форм бизнеса, изменение структуры и появление новых видов хозяйственной деятельности, наконец, разворот в сторону нового характера предпринимательского менталитета и т.д. Практическая реализация многих нормативных правовых актов, разработанных специально для новых регионов, способствует более ускоренному приобщению к правовым основам, принятым в России, а также постепенному переходу к деятельности в промышленном производстве и в отраслях высоких технологий [2].
По мнению авторов, представленная выше территориальная структура для приоритетной поддержки МСП, на которую следует обратить особое внимание, будет востребована вплоть до 2036 года (вполне возможно – до 2050).
Оценка степени предполагаемого участия малого и среднего предпринимательства в системе современных приоритетов национального развития и перспективы возрастания количественных критериев бизнеса основана на анализе многочисленных научных разработок, использовании собственного практического опыта и связанных с ним эмпирических выводов. Такой подход обеспечил, насколько возможно, наиболее объективное ранжирование результатов деятельности малого и среднего предпринимательства, способствующих реализации национальных целей развития, главными из которых являются повышение качества жизни населения России и обеспечение суверенитета во всех сферах жизнедеятельности [25]. Оценивая возможности МСП в этом направлении, можно представить следующий поступательный алгоритм важнейших социально-экономических инициатив:
– активное участие в решении проблем трудоустройства населения;
– рост денежных доходов участников МСП и на этой основе повышение качества жизни в стране;
– выход высокотехнологичных малых компаний на новые рубежи по объемам производства и услуг в научной и производственной деятельности;
– эффективное взаимодействие с представителями крупного бизнеса для решения проблем в сфере производства и поставок отдельных видов оборудования, инструмента, инвентаря и обслуживания бытовых потребностей трудовых коллективов;
– участие в создании обслуживающей инфраструктуры на этапе завершения строительства новых транспортных коридоров, скоростных автомобильных магистралей и развязок;
– участие в предоставлении услуг, обеспечивающих отдых, санаторно-курортное лечение и способствующих улучшению здоровья населения;
– реальное продвижение МСП в отраслях IT (технологический суверенитет) и туризме, обеспечивающим развитие современных услуг в культурно-историческом и оздоровительном пространстве России;
– разработка и продвижение новых видов услуг, отражающих сформировавшийся тренд на повышение номинальной заработной платы и общего уровня доходов населения, отвечающих нынешним технологическим требованиям и потребностям более высокого порядка.
В настоящее время немаловажное значение приобретает аналитическая оценка возможного возрастания показателей развития сектора МСП. Здесь важно понять следующее: ускоренное продвижение к ранее заданным критериям развития, на определенном этапе может быть ограничено высокими производственно-технологическими запросами национальной экономики, в настоящий период во многом представляющей мобилизационную систему, а также приоритетами в развитии Российского пространства [26], которые зачастую необходимо осваивать в крайне сложных природно-климатических условиях.
В I-ом квартале 2025 года доля МСП в валовом внутреннем продукте страны достигла 21,7%, а общее количество занятых в более чем 6,7 млн. зарегистрированных предприятий – около 29,3 млн., не считая самозанятого населения [27], [28]. Вместе с тем, по данным Общероссийской общественной организации МСП «Опора России» в конце I-го квартала 2025 г. общее число зарегистрированных в качестве самозанятых достигло более 13-ти млн., в том числе 646 тыс. индивидуальных предпринимателей, или около 5% [29]. По мнению авторов, постепенно часть самозанятого населения, функционирующего в режиме налога на профессиональный доход (далее – НПД) фактически может быть классифицирована как предпринимательская среда [30]. Поэтому через несколько лет, после упорядочения видов деятельности по режиму НПД, реальные количественные показатели по численности представителей МСП могут быть заметно выше. В обозначенном императиве следует отметить следующее: многогранные условия формирования способов хозяйствования в пределах национальных границ имеют значительные отличия, основанные на исторических, географических, ментальных, социальных и иных особенностях. В этой связи ориентир на современный уровень МСП в ВВП ряда европейских государств [3]: Франции (42,1%), Германии (46,6%), Испании (59,5%), Италии (62,9%) и др. – учитывая различия, о которых упоминалось выше, а также задач по освоению Трансарктического транспортного коридора (далее – ТТК) и полноценного введения в строй инфраструктуры Восточного полигона, включая полную электрификацию, вряд ли можно назвать в полной мере ориентиром и для России.
Подобное мнение поддерживается в ряде публикаций известных авторов, в частности, Ю.А. Крупнова [4], а некоторые исследователи акцентируют внимание на повышении государственной поддержки средних предприятий для последующей их трансформации в крупный бизнес [5; 6], отмечая при этом значительную диспропорциональность в региональном распределении сектора МСП [5]. Объективно звучат предложения ряда авторов, в частности, А.В. Виленского, о необходимости более тесной кооперации предприятий крупного, среднего и малого бизнеса и таким образом увеличение масштаба вовлечения в реальный деловой оборот хозяйствующих субъектов [7]. Следует подчеркнуть один аспект, подмеченный авторами статьи: если ориентироваться на перспективы роста доходов среди самозанятых, из общего числа которых уже сейчас некоторая часть по характеру деятельности и размеру дохода приближается к предпринимательской среде, то численность реально участвующих в системе МСП может быть еще выше. Если провести более глубокий анализ, то результаты, скорее всего, подтвердят необходимость уточнения видов деятельности для субъектов, применяющих НПД. В этой связи, по мнению авторов статьи, в настоящий период достигнутые показатели развития МСП, в особенности по совокупной численности участвующих в данном секторе экономики, можно считать вполне приемлемыми для страны [8, 9]. Ускоренный переход на более высокие рубежи следует осуществлять аккуратно и осмотрительно, учитывая, что в условиях дефицита при подборе квалифицированных кадров могут возникнуть дополнительные проблемы в секторе крупного предпринимательства [10, 11].
Заключение
Разработка системы регулирования и мер поддержки для различных уровней МСП на этапе перехода к национальной модели развития должна рассматривать следующие условные группы предпринимательского сообщества, в настоящее время представляющие Единую национальную систему «некрупного» бизнеса:
– микропредприятия;
– малые предприятия;
– средние предприятия;
– МСП+;
– индивидуальные предприниматели и самозанятое население.
Построение национальной системы, отвечающей особенностям современного этапа социально-экономического развития страны, необходимости противодействия продолжающимся внешним вызовам и реализации значительно изменившихся пространственных приоритетов, требуют разработки новой Стратегии развития сектора некрупного бизнеса. Как известно, действующая Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года [31] не учитывает множества новых факторов внешнеполитического, макроэкономического характера, ориентиров военно-политического прогноза и целевых установок, а также вытекающих отсюда задач для различных направлений деятельности бизнеса [32]. В силу объективно происходивших ранее или продолжающихся в настоящее время событий эти обстоятельства должны быть отражены в подобного рода документе, разработанном в ближайшее время на период до 2040 года. Здесь же можно будет представить предложение об уточнении критериев отнесения к определенной группе структур МСП и порядок ранжирования предприятий данного сектора в соответствии с размерами бизнеса и видами деятельности исходя из сложившихся условий хозяйствования и приоритетов социально-экономического развития государства. Особое значение имеет поддержка деятельности среднего бизнеса и компаний, относящихся к МСП+, имея ввиду их важное значение для развития научно-технологического, промышленного и аграрного суверенитета. При этом ключевая задача всех уровней малого и среднего предпринимательства состоит в активной деятельности для реализации важнейшей национальной цели – повышении качества жизни населения России.
[1] Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 08.08.2025)
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 08.08.2025)
[3] Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 08.08.2025)
[4] Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 08.08.2025)
[5] Постановление Правительства РФ от 03.07.2012 г. №680 «Об уставе федерального государственного бюджетного учреждения «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (ред. от 28.09.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132286/356fb2769863ff2790be1ea5e3a4018ceeb52ea7/ (дата обращения: 08.08.2025)
[6] Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 г. №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 22.05.2025). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172109/f0c55725cbaf89dc62946adcc2470c12c417b6da/ (дата обращения: 08.08.2025)
[7] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 08.08.2025)
[8] Постановление Правительства РФ от 30.08.2025 г. №1345 «Об утверждении Положения о классификации гостевых домов». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202509010018 (дата обращения: 08.08.2025)
[9] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 08.08.2025)
[10] Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 08.08.2025)
[11] Федеральный закон от 30.11.2024 г. №419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491969/ (дата обращения: 11.08.2025)
[12] Новые нацпроекты и бюджет: сколько направят на инфраструктуру в ближайшие три года? // Официальный сайт аналитического агентства Sherpa Group. – URL: https://sherpagroup.ru/analytics/pdf/dase9ib.pdf (дата обращения: 11.08.2025)
[13] Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. №1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. от 14.07.2025). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/b22196a544408e59f8b850649b46ef7ab52a569c/ (дата обращения: 11.08.2025)
[14] Федеральный закон от 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 11.08.2025)
[15] Федеральный закон от 13.07.2020 г. №193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/ (дата обращения: 11.08.2025)
[16] Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 г. №2464-р «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года» (ред. от 29.11.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363186/ (дата обращения: 11.08.2025)
[17] Пленарное заседание X Восточного экономического форума // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/77927 (дата обращения: 11.08.2025)
[18] Федеральный закон от 22.12.2020 г. №437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371784/ (дата обращения: 12.08.2025)
[19] Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. №1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (ред. от 21.01.2020). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166540/15b6bab7e224fe69c887b675b6d00159ea220455/ (дата обращения: 12.08.2025)
[20] Моногорода вновь готовят к пересчету // Официальный сайт сетевого издания «Комерсантъ». – URL: https://www.kommersant.ru/doc/7296215 (дата обращения: 12.08.2025)
[21] Территория опережающего развития // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/ (дата обращения: 12.08.2025)
[22] Постановление Правительства РФ от 22.12.2023 г. №2255 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (ред. от 09.04.2025). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_466292/ (дата обращения: 13.08.2025)
[23] Постановление Правительства РФ от 27.09.2024 г. №1314 «Об особенностях функционирования свободной экономической зоны на отдельных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к территориям Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и (или) Херсонской области» (ред. от 05.07.2025). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_487573/ (дата обращения: 13.08.2025)
[24] Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2025 г. №2148-р «Об утверждении перечня территорий субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_512082/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 13.08.2025)
[25] Указ Президента РФ от 07.05.2024 г. №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 08.08.2025)
[26] Пленарное заседание X Восточного экономического форума // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/77927 (дата обращения: 11.08.2025)
[27] Решетников: мы перевыполнили показатели по занятости в секторе МСП // Официальный сайт сетевого издания «Вести.Ру». – URL: https://www.vesti.ru/article/4508132 (дата обращения: 13.08.2025)
[28] Численность малого и среднего бизнеса в России достигла исторического максимума // Официальный сайт информационного портала «Инк.». – URL: https://incrussia.ru/news/chislennost-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-dostigla-istoricheskogo-maksimuma/ (дата обращения: 13.08.2025)
[29] «Опора России»: число зарегистрированных самозанятых в РФ превысило 13 млн // Официальный сайт информационного агентство ТАСС. – URL: https://tass.ru/ekonomika/24387701 (дата обращения: 13.08.2025)
[30] Федеральный закон от 27.11.2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 14.08.2025)
[31] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (ред. от 30.03.2018). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 15.08.2025)
[32] Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/77788 (дата обращения: 15.08.2025)
Источники:
2. Половян А.В., Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Промышленный суверенитет и развитие новых регионов России // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 2(203). – c. 61-72. – doi: 10.47711/0868-6351-203-61-72.
3. [Электронный ресурс]. URL: https://icss.ru/images/macro/20240205_%D0%98%D0%9A%D0%A1%D0%98%20%D0%9C%D0%A1%D0%9F%20(6).pdf.
3. Малый и средний бизнес в новых условиях: проблемы и меры, необходимые для развития. Институт комплексных стратегических исследований. [Электронный ресурс]. – URL: https://icss.ru/images/macro/20240205_%D0%98%D0%9A%D0%A1%D0%98%20%D0%9C%D0%A1%D0%9F%20(6).pdf (дата обращения: 14.08.2025)
4. Крупнов Ю.А. О роли малого и среднего предпринимательства в экономике современной России // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 1.
5. Шичкин И.А., Умнов В.А. Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 1. – c. 61-84. – doi: 10.18334/epp.15.1.122513.
6. Кармова Б.З., Бухурова Э.А. Развитие российского малого и среднего предпринимательства в 2020-2024 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 8(114). – c. 117-124. – doi: 10.24412/2411-0450-2024-8-117-122.
7. Виленский А.В. Некрупное предпринимательство в условиях кризиса: пространственный аспект безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 871-890. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114897.
8. Левушкина С.В., Еременко Н.В. Динамический анализ развития малого и среднего предпринимательства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 107. – c. 63-76.
9. Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Логвинова И.О. Анализ перспективных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – № 5(34). – c. 87-102.
10. Гурунян Т.В. Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. – 2013. – № 6(78). – c. 3-9.
11. Колесникова О.А., Маслова Е.В., Околелых И.В. Кадровый дефицит на современном рынке труда России: проявления, причины, тренды, меры преодоления // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4(53). – c. 179-189. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-179-189.
Страница обновлена: 02.12.2025 в 19:41:53
Download PDF | Downloads: 10
Particularities of Russian small and medium-sized companies at the stage of building a national economic system
Stroev P.V., Orlov S.L.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 10 (October 2025)
Abstract:
The article examines the specifics of the current stage of development of small and medium-sized companies in the Russian Federation in the context of the national economic system and long-term priorities of socio-economic development. The relevance of the study is determined by the increasing contribution of small and medium-sized companies to the dynamics of economic growth and the objective need to update strategic guidelines amid institutional transformations and external economic turbulence. The article provides an analytical review of the regulatory framework and mechanisms of state support.
A typology of forms of interaction between the business sector and public authorities, large businesses, and civil society institutions was developed. The author suggests territorial typology of priority support, covering geostrategic zones, special economic regimes, single-industry municipalities and new constituent entities of the Russian Federation. The systematization and ranking of development priorities made it possible to identify key areas of progressive growth of the small and medium-sized companies, including participation in national projects, industrial and technological clusterization, the expansion of social entrepreneurship and the development of infrastructure services.
Keywords: stage of global geopolitical development, national development goal, national project, social entrepreneurship, new region, quality of life
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета.
JEL-classification: P42, Q56, L30, L31
References:
Retrieved from https://icss.ru/images/macro/20240205_%D0%98%D0%9A%D0%A1%D0%98%20%D0%9C%D0%A1%D0%9F%20(6).pdf
Gurunyan T.V. (2013). The problem of personnel deficit for innovative activities of small and medium businesses. Creative economy. (6(78)). 3-9.
Karmova B.Z., Bukhurova E.A. (2024). Development of Russian small and medium-sized enterprises entrepreneurship in 2020-2024. Economics and business: theory and practice. (8(114)). 117-124. doi: 10.24412/2411-0450-2024-8-117-122.
Klevtsova M.G., Polozhentseva Yu.S., Logvinova I.O. (2019). The effectiveness of supporting small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. 9 (5(34)). 87-102.
Kolesnikova O.A., Maslova E.V., Okolelyh I.V. (2023). Personnel shortage in the modern Russian labor market: manifestations, causes, trends, coping measures. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4(53)). 179-189. doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-179-189.
Krupnov Yu.A. (2024). On the role of small and medium-sized businesses in the economy of modern Russia. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (1).
Levushkina S.V., Eremenko N.V. (2015). Dynamic analysis of the development of small and medium enterprises. Scientific Journal of KubSAU. (107). 63-76.
Orlov S.L., Kostenok I.V., Stroev P.V., Khomenko Ya.V., Pivovarova O.V. (2025). Donbass and Novorossiya: recovery, integration, development M.: Izdatelstvo «Pero».
Polovyan A.V., Lepa R.N., Grinevskaya S.N. (2024). Industrial sovereignty and development of new regions in Russia. Problems of forecasting. (2(203)). 61-72. doi: 10.47711/0868-6351-203-61-72.
Shichkin I.A., Umnov V.A. (2025). Current trends in the development of small and medium-sized business in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 61-84. doi: 10.18334/epp.15.1.122513.
Vilenskiy A.V. (2022). Small business in a crisis: spatial aspect of security. Economic security. 5 (3). 871-890. doi: 10.18334/ecsec.5.3.114897.
