Проблемы развития инновационной экономики в Дальневосточном федеральном округе

Хван И.С.1, Сидоренко О.В.2, Тишутина О.И.3
1 Дальневосточный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Профессор кафедры «Менеджмент», доктор экономических наук, доцент
3 Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инновации как фактор развития, играют сегодня ключевую роль в социально-экономическом развитии любой территории. Несмотря на это, Дальний Восток, как объект государственного управления, до сих пор, в большей степени, рассматривается как сырьевой придаток национальной экономики, идеология его развития строится не на принципах инновационного развития, а на принципах эксплуатации традиционных отраслей специализации. Целью данной статьи является исследование динамики инновационного развития субъектов Дальневосточного федерального округа и выявления факторов, препятствующих данному развитию по данным 2015 и 2025 г. Анализ инновационности экономики субъектов Дальнего Востока строился на основе российского инновационного индекса ежегодно рассчитываемого высшей школой экономики с 2012 г. Индекс включает 55 показателей, сгруппированных в 15 специализированных рубрик и распределенных по пяти тематическим блокам. В качестве хронологических рамок исследования был выбран период с 2015 г. по 2025 г. Выявлено, что дальневосточный федеральный округ имеет потенциал для инновационного развития. Основой этого развития могут послужить высокий образовательный уровень населения и ускорение процессов цифровизации в регионе. Продемонстрировано, что низкий уровень финансирования научно-исследовательских разработок и слабая материально-техническая база не позволяют, в полной мере, использовать названные конкурентные преимущества макрорегиона. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что Дальнему Востоку необходима поддержка государства, в лице федерального правительства в области развития инновационной инфраструктуры, финансовой поддержки инновационных проектов

Ключевые слова: инновационная экономика, дальневосточный федеральный округ, инновационная политика, пространственная политика государства

JEL-классификация: Q13, Q17; I 31; O 33; O40



Введение. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является одним из приоритетов развития в пространственной политике государства. В рамках данной политики регион до сих пор рассматривается в первую очередь как сырьевой придаток национальной экономики, с элементами промышленного производства и производства логистических услуг. Тем не менее, многолетний опыт активного программного управления развития Дальним Востоком показывает, что традиционные отрасли не могут обеспечить данному региону прорывное развитие [20]. Очевидно, что инновационная экономика должна стать фундаментом для ускоренного развития макрорегиона. Исследования в этой области [3,4,5] доказывают, что инновационная экономика может выступать не только как источник технологического обновления, но и как инструмент устойчивого и сбалансированного регионального развития. Формирование благоприятных условий для функционирования инновационной среды — ключевой фактор повышения региональной продуктивности, социальной устойчивости и национальной конкурентоспособности в условиях глобальных трансформаций. Целью данной статьи является исследование динамики инновационного развития субъектов Дальневосточного федерального округа и выявления факторов, препятствующих данному развитию. В качестве гипотезы выдвигается предположение о наличии специфических факторов, воздействующих на динамику инновационного развития экономики в субъектах ДФО по сравнению со среднероссийской динамикой. Анализ инновационности экономики субъектов Дальнего Востока строился на основе российского инновационного индекса ежегодно рассчитываемого высшей школой экономики с 2012 г. Для расчета упомянутого индекса высшая школа экономики разработала оригинальную систему количественных и качественных показателей инновационного развития регионов. Данная система включает 55 показателей, сгруппированных в 15 специализированных рубрик и распределенных по пяти тематическим блокам: «Социально-экономические условия инновационной деятельности», «Научно-технический потенциал», «Инновационная деятельность», «Экспортная активность» и «Качество инновационной политики» [17]. Представленная система оценок является сегодня наиболее репрезентативной в рамках рассматриваемого вопроса. В качестве хронологических рамок исследования был выбран период с 2015 г. (год полномасштабного запуска государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" [16]) [1] по настоящее время. Необходимо отметить, что так как методика высшей школы экономики менялась в течение 10 лет, то в работе для анализа использовались рейтинговые показатели, что позволило отследить динамику сопоставимых изменений в субъектах ДФО в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.

Основная часть. Несмотря на частое использование в научной литературе понятия «инновационная экономика», сущность этого явления многообразна и имеет множество подходов. По большому счету любой экономический рост интенсивного типа вызван инновациями. В классической экономической литературе известны следующие подходы к данному термину. Й. Шумпетер определяет понятие инновационной экономики как экономики, где предпринимательские нововведения системно перестраивают структуру отраслей и циклы роста [19] К. Фримен, Б. Лундвалль считают, что «инновационная экономика - это, прежде всего, система взаимодействий фирм, университетов, государства и институтов, от согласованности которой зависят создание, диффузия и использование технологий» [9]. М. Портер акцентирует внимание на кластерах как ядре инновационной экономики. Согласно его теории конкурентных преимуществ географическая концентрация взаимосвязанных компаний, поставщиков, НИОКР-организаций и поддерживающих их государственных институтов, создают кластеры, которые повышают производительность, ускоряют распространение знаний и стимулируют инновации [2]. По мнению Р. Нельсона и С. Уинтера «инновационная экономика - это эволюционный процесс «поиска – отбора - наследования», где фирменные рутины и организационное обучение определяют технологические траектории и дисциплину отбора на рынках; инновации — результат разнообразия и селекции практик» [8]. В рамках теории сетевой экономики М. Кастельса «инновационная экономика — это сетевая структура производства и обмена, где генерация/обработка/передача информации определяют конкурентоспособность и власть» [18].

В современной литературе также представлено множество вариаций определения понятия «инновационная экономика», которые в основном базируются на классических понятиях, но смещают акцент с «инноваций ради роста» к инновациям «ради трансформаций», т.е. в сторону устойчивого развития [1,14]. Именно отсюда возникают исследовательские тренды «зеленой экономики», разработки этических моделей использований искусственного интеллекта в целях развития экономики [10]. Иными словами, современные трактовки делают инновационную экономику более целенаправленной, ориентированной на общественные вызовы и устойчивость, тогда как классические концепции видели её, прежде всего, как механизм роста и конкурентного преимущества (табл.1).

Таблица 1

Сравнительный анализ классических и современных подходов к понятию «инновационная экономика»

Критерий
Классические подходы
Современные подходы
Миссия инновационной экономики
Экономический рост, повышение конкурентоспособности
Устойчивое развитие, «зелёный» и цифровой переход, социальные миссии
Ключевые драйверы
Предпринимательство, НИОКР, кластеры, институциональные связи
Государственная политика, глобальные трансформационные тренды в энергетике, климате, развитии искусственного интеллекта
Масштабы влияния
Фирма, отрасль, региональная/национальная инновационная система
Национальная экономика, международные отношения
Барьеры развития
Недостаток инвестиций, слабая конкуренция, низкая кооперация
Недостаток инвестиций, неразвитость инфраструктуры, низкий уровень цифровизации, отсутствие стратегической государственной политики
Источник: составлено авторами

Таким образом, анализ сущности понятия инновационная экономика позволяет говорить, что развитие инновационной экономики на современном этапе зависит не только от количества предпринимателей, инвестиций и самих инноваций, но и от возможности встраивания стран и регионов в современные глобальные процессы, меняющие международные экономические отношения, но несмотря на расширение масштабов влияния любых значительных трансформаций на развитие территорий, рассмотрение локальных проблем инновационного развития того или иного региона остается крайне актуальным. Актуальность, в том числе, вызвана дифференциацией скорости диффузии инноваций в разных странах, а внутри стран, между регионами. Неравномерность диффузии инноваций, в свою очередь, приводит к межрегиональной дивергенции. Дальний Восток как макрорегион с площадью равной примерно 40% страны, в числе проблем имеет внутризональную дифференциацию по уровню развития инновационного сектора [7]. В тоже время, известно, что развитие инновационной экономики оказывает значительное влияние на социально-экономическое состояние регионов. Исследования показывают, что инвестиции в НИОКР, формирование инновационных кластеров и поддержка университетско-промышленных связей напрямую способствуют росту производительности и укреплению конкурентных позиций отраслей [12]. Экономико-математическое моделирование также подтверждает, что технологический прогресс является драйвером устойчивого долгосрочного роста [21]. Инновационные системы регионов, основанные на модели «тройной спирали» (университет –промышленность - государство), становятся платформами для концентрации знаний, формирования новых рынков и ускоренного внедрения технологий. При этом в зарубежной практике считается крайне важным вовлекать в это взаимодействие гражданское общество [13,22]. В России значительное внимание уделяется построению устойчивых национальных и межрегиональных инновационных систем, способных обеспечить технологический суверенитет и адаптацию к санкционным ограничениям [11]. Все сказанное выше говорит о необходимости исследования сдерживающих факторов инновационного развития любой территорий, субъекты Дальнего Востока с их высокой степенью дифференциации, не являются здесь исключением.

Анализируя уровень инновационности субъектов ДФО за десятилетний период, а именно с момента запуска программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", можно наблюдать отрицательную динамику во всех субъектах ДФО. Отметим, что в 2015 г. этот уровень уже был невысоким, все субъекты ДФО, кроме Хабаровского края и Магаданской области, входили в III и IV группы, с рейтингами ниже среднего уровня. Магаданская область занимала 15 место, а Хабаровский край – 19, среди 85 субъектов Российской Федерации и входили во II группу. По данным 2025 г. субъекты ДФО значительно сдали свои позиции. Четыре субъекта ДФО, включая Хабаровский край перешли в более низкую группу. У девяти из одиннадцати субъектов значительно ухудшился рейтинг. У Хабаровского края рейтинг снизился на 28 п.п., у Магаданской области на 60 п.п. Учитывая тот факт, что в работе рассматривается не сплошной динамический ряд за десять лет, а только её реперные точки (данные 2015 г. и 2025 г.), динамика в эти годы могла быть неравномерной, но тем не менее, общая картина ухудшения ситуации в целом по Дальнему Востоку налицо. (табл.2)

Таблица 2

Рейтинг субъектов Дальневосточного федерального округа по значению

российского регионального инновационного индекса

Регион
По данным 2015 г.
По данным 2025 г.
Группа
Рейтинг
Группа
Рейтинг
Республика Бурятия
III
48
III

54

Республика Саха (Якутия)
III
55
III

51

Забайкальский край
III
61
IV

80

Камчатский край
III
50
IV

76

Приморский край
III
60
III

45

Хабаровский край
II
19
III

47

Амурская область
IV
70
IV

77

Магаданская область
II
15
IV

75

Сахалинская область
III
58
III

59

ЕАО
IV
80
IV

82

ЧАО
IV
75
IV

84

Источник: составлено авторами на основе аналитических докладов «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения 26.08.2025).

Рассмотрим динамику ключевых составляющих индекса инновационного развития субъектов ДФО. Рассматривая параметр регионального инновационного индекса можно отметить пеструю картину по данному параметру. Лидерами рейтинга по основным макроэкономическим параметрам в 2015 г. являлись Магаданская и Сахалинская области, что объясняется высоким уровнем обновления основных фондов в этом году у первого и высоким уровнем среднедушевого ВРП у второго соотвественно. В 2025 г. картина поменялась в лидеры вышла Республика Саха (Якутия) опять же за счет высокого уровня среднедушевого ВРП. Следует отметить, что у шести из 11 регионов по данному параметру рейтинг за анализируемый период ухудшился. При этом ухудшился он у регионов с развитой, диверсифицированной структурой экономики: Хабаровского и Приморского краев. По образовательному потенциалу как в 2015 г. так и в 2025 г. лидером рейтинга среди субъектов ДФО является Хабаровский край. В стране он занимает 5 место по данному показателю. Такую высокую позицию данному региону позволяет занимать развития система высшего и профессионального образования, которая обеспечивает большое количество обучающихся в высших и среднеспециальных учебных заведениях в регионе. Тем не менее и по данному параметру за десять лет с 2015 по 2025 г рейтинг большинства регионов ухудшился. Обратную, т.е. положительную динамику демонстрирует показатель «потенциал цифровизации». За десять анализируемых лет у 8 из 11 субъектов Дальнего Востока рейтинг улучшился, в том числе наиболее заметно он улучшился у таких регионов как ЧАО на 55 п.п., Магаданской области – 50 п.п., Амурской области – 47 п.п., Республике Саха (Якутия) – 33 п.п. Здесь следует отметить, что рост рейтинга ЧАО, Амурской области и РС (Я) обусловлен таким показателем как «доля активных пользователей интернета среди взрослого населения», расчет данного показателя основан на выборочных исследованиях росстата, что не может в полном объеме гарантировать объективность картины. По компоненту «доля организаций, использующих фиксированный высокоскоростной интернет» рейтинги большинства субъектов ДФО держатся на низком уровне.

Таблица 3

Социально-экономические условия инновационной деятельности

субъектов ДФО по данным 2015 г. и 2025 г. (индекс/рейтинг)

Регион
Основные макроэкономические показатели
Образовательный потенциал населения
Потенциал цифровизации
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
Республика Бурятия
0,270/41
0,255/41
0,436/30
0,508/15
0,340/62
03342/46
Республика Саха (Якутия)
0226/75
0,185/63
0439/29
0,457/37
0,310/82
0339/49
Забайкальский край
0,157/75
0,171/66
0,267/76
0,392/59
0,655/46
0,270/73
Камчатский край
0,181/68
0,125/76
0,509/13
0,349/43
0,490/75
0,340/47
Приморский край
0,306/26
0,245/47
0,445/28
0,448/39
0,688/35
0,426/19
Хабаровский край
0,302/29
0,230/51
0,589/5
0,542/5
0,820/8
0,339/50
Амурская область
0171/71
0,158/70
0,359/49
0,416/50
0,533/71
0,413/24
Магаданская область
0,346/16
0,211/56
0,567/7
0,467/27
0,455/78
0,387/28
Сахалинская область
0354/13
0,226/53
0266/77
0,432/45
0662/42
0,493/10
ЕАО
0,096/81
0,101/79
0,240/75
0,227/84
0,599/60
0199/83
ЧАО
0,307/25
0,166/68
0,232/80
0,261/82
0,484/76
0,416/21
Источник: составлено авторами на основе аналитических докладов «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir. Дата обращения: (дата обращения 26.08.2025).

Вторым немаловажным фактором, влияющим на развитие инновационной экономики, является научно-технический потенциал. В методике высшей школы экономики его составляющими являются: финансирование научных исследований и разработок, научные кадры, материально-техническая база и результативность научных исследований и разработок. В значении этих показателей наблюдается значительный разброс. По показателю «финансирование научных разработок» рейтинг субъектов ДФО колеблется от 11 в Магаданской области до 89 в Амурской, в 2025 г. от 31 в Приморском крае до 84 в ЕАО и ЧАО. В 2025 г. рейтинг 9 регионов из 11 снизился, при этом в ЧАО и ЕАО до нулевых значений. По показателю «кадры для науки» рейтинг снизился у 10 субъектов из 11. Высокие значения рейтинга Республика Бурятия и ЕАО по данному показателю объясняются тем, что для расчета показателя «кадры для науки» используется в том числе показатель «удельного веса ученых с ученой степенью в общей численности ученных», при этом в Республике Бурятия и ЕАО количество ученых в целом невелико. «Материально-техническая база науки» как показатель научно-технического потенциала в 2015 г не рассчитывался, по данным 2025 г. рейтинги всех субъектов ДФО по данному параметру ниже среднего уровня по стране. Интересно отметить тот факт, что несмотря на сравнительно ухудшающиеся рейтинги по показателям «финансирование научных исследований и разработок», «кадры науки» и «материально-техническая база науки», показатель «результативность научных исследований и разработок» в 2025 г. у 4 из 11 субъектов ДФО, улучшился, т.е. патентная и публикационная активность дальневосточных ученых сравнительно повысилась за счет его роста в Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Приморском крае и Амурской области.

Таблица 4

Научно-технический потенциал

субъектов ДФО по данным 2015 г. и 2025 г. (индекс/рейтинг)

Регион
Финансирование научных исследований и разработок
Кадры науки
Материально-техническая база науки
Результативность научных
исследований и разработок
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
Республика Бурятия
0,252/49
0,173/60
0,450/6
0,344/16
-
0,309/75
0,247/72
0,390/49
Республика Саха (Якутия)
0,235/55
0,177/58
0,376/29
0,290/33
-
0,239/79
0,359/53
0,445/29
Забайкальский край
0,278/46
0,201/53
0,360/35
0,163/79
-
0,385/65
0,384/47
0,369/61
Камчатский край
0,315/39
0,230/42
0,313/51
0,250/55
-
0,343/72
0,314/61
0,307/73
Приморский край
0,298/41
0,265/31
0,396/21
0,281/39
-
0,458/47
0,310/62
0,480/20
Хабаровский край
0,216/61
0,146/71
0,291/60
0,213/67
-
0,248/78
0,397/44
0,371/58
Амурская область
0,084/80
0,150/70
0,392/23
0,312/24
-
0,463/44
0,275/69
0,381/53
Магаданская область
0,445/11
0,156/68
0,303/57
0,186/77
-
0,198/81
0,401/72
0,238/78
Сахалинская область
0,346/28
0,161/65
0,296/58
0,279/41
-
0,315/74
0,296/67
0,193/83
ЕАО
0,108/79
0,000/84
0,477/4
0,073/84
-
0,000/84
0,196/78
0,193/14
ЧАО
0,334/31
0,000/84
0,396/19
0,000/85
-
0,000/84
0,045/82
0,000/85
Источник: составлено авторами на основе аналитических докладов «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения 26.08.2025 г.)

Рассмотрим показатель качества инновационной политики дальневосточных субъектов. По показателям нормативно-правовая база и организационные основы научно-технической и инновационной политики большинство субъектов ДФО в 2015 г. имели рейтинг выше, чем в среднем по России, по нормативно-правовой базе 7 из 11, по организационным основам 9 из 11, но к 2025 г. ситуация ухудшилась. Несмотря на то, что Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область вышли на первое место, одними из первых разработав «Стратегию научно-технического и инновационного развития», у большинства регионов рейтинг понизился. «Участие в федеральной научно-технической и инновационной политике» как показатель качества инновационной политики появился в 2025 г. В основе расчёта данного показателя лежат количество проектов, поддержанных федеральным центром. В условиях ужесточающийся борьбы за федеральные финансовые ресурсы большинство регионов Дальнего Востока (8 из 11) имеют рейтинг ниже среднего по России.

Таблица 5

Качество инновационной политики

субъектов ДФО по данным 2015 г. и 2025 г. (индекс/рейтинг)

Регион
Нормативная правовая база
научно-технической
и инновационной политики
Организационное обеспечение
научно-технической
и инновационной политики
Участие в федеральной
научно‐технической
и инновационной политике
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
по данным 2015.г
по данным 2025 г.
Республика Бурятия
0,750/9
0,750/44
0,500/19
0,500/21
-
0,395/32
Республика Саха (Якутия)
0,500/35
1,000/1
0,500/19
0,100/1
-
0,348/43
Забайкальский край
0,750/79
0,750/44
0,500/19
0,000/65
-
0,202/75
Камчатский край
0,750/9
0,750/44
0,500/19
0,000/65
-
0,308/52
Приморский край
0,500/35
0,750/44
0,000/59
0,500/21
-
0,429/23
Хабаровский край
0,750/9
0,750/44
1,000/1
0,500/21
-
0,477/12
Амурская область
0,500/35
0,500/75
0,500/19
0,000/65
-
0,242/67
Магаданская область
0,750/9
0,750/44
0,500/19
0,500/21
-
0,220/72
Сахалинская область
0,250/66
1,000/1
0,500/19
0,500/21
-
0,207/74
ЕАО
0,000/78
0,500/75
0,500/19
0,000/65
-
0,158/82
ЧАО
0,000/78
0,000/19
0,000/59
0,500/21
-
0,084/85
Источник: составлено авторами на основе аналитических докладов «Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения 26.08.2025 г.)

Отрицательная динамика инновационной активности, подтверждаемая отрицательной динамикой регионального инновационного индекса, продемонстрированная выше, коррелирует и с результирующим параметром развития инновационной экономики – выпуском инновационных товаров, работ и услуг. Как показано на рисунке 1 если в 2013 г. и 2014 г. субъекты Дальнего Востока демонстрировали высокий уровень выше, чем в среднем по Российской Федерации, то с 2015 г. этот показатель стабильно ниже среднероссийского уровня. При этом отметим, что если среднедушевые показатели в среднем по России растут, то на Дальнем Востоке они остаются практически на одном уровне.

Рис.1. Объем выпущенных инновационных товаров, работ и услуг на душу населения в Российской Федерации и Дальневосточном федеральном округе в период с 2013 по 2023 г., млн. руб. [2]

Заключение. Таким образом, проведенный анализ показал, что потенциал развития инновационной экономики на Дальнем Востоке в основном выражается в наличии образовательного потенциала и ускорении процессов цифровизации, но этих факторов недостаточно чтобы сделать инновации фундаментом для развития Дальнего Востока. Неразвитая инфраструктура, отсутствие активной финансовой поддержки со стороны федерального центра не позволяют субъектам Дальнего Востока перейти на инновационный путь развития. Сделанные авторами выводы подтверждаются многочисленными исследованиями, в которых в качестве основных проблем также выделяются: низкая инновационная активность предприятий, фрагментация инновационного пространства, высокие транспортно-логистические и энергетические издержки как системный барьер для высокотехнологического предпринимательства [6,15].

По мнению авторов, выходом их вышеназванных системных проблем может быть, в том числе, более активное использование преференциальных режимов, таких как ТОР (территории опережающего экономического развития) и СПВ (свободный порт Владивосток) для развития технологических компаний. Также необходима концентрация ресурсов на секторальных нишах, которые являются на сегодняшний день наиболее привлекательными для государства и (или) бизнеса. В первую очередь это судостроение и морские технологии, нефтегазохимия, добыча морских биоресурсов и их глубокая переработка, логистика северного морского пути. Таким образом, локальная и финансовая концентрация может помочь сфокусировать недостаточные финансовые ресурсы на наиболее перспективных отраслях для ускоренного внедрения инноваций.

Инновационная экономика дальневосточного федерального округа однозначно имеет потенциал для развития. Высокий образовательный уровень населения, успехи в сфере цифровизации, являются хорошими заделами для ее развития. В тоже время низкий уровень финансирования научно-исследовательских разработок и слабая материально-техническая база не позволяет в полной мере, использовать конкурентные преимущества макрорегиона. Необходима поддержка государства, в лице федерального правительства в области развития инновационной инфраструктуры, финансовой поддержки инновационных проектов.

[1] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 (ред. от 22.08.2025) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". Гарант. URL: https://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения 23.08.2025).

[2] Составлено авторами на основе ежегодного статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели 2024». Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 27.08.2025).


Источники:

1. Акбердина В. В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной
области // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 462-473. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-3.10
2. Бузыкина Т. А. Кластерная теория М. Портера и ее практическое применение в российском опыте // Журнал экономической теории. – 2011. – № 1. – c. 118-122. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternaya-teoriya-m-portera-i-ee-prakticheskoe-primenenie-v-rossiyskom-opyte.
3. Вертинова А. А., Садовская Л. Е. Инновационное развитие и цифровизация как фактор закрепления молодежи на Дальнем Востоке России // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 7. – c. 1685-1698. – doi: 10.18334/lim.12.7.123425.
4. Гармашова Е.П., Дребот А.М. Факторы инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1523-1534. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110287.
5. Гребенкина С. А. Инновационные технологии как фактор устойчивого регионального развития // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 6. – c. 92-98. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-kak-faktor-ustoychivogo-regionalnogo-razvitiya-1.
6. Губарьков, С. В., Тихомирова Е. С. Современное состояние и перспективы развития инновационной среды в субъектах Дальневосточного Федерального округа // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2020. – № 1. – c. 79-87. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-innovatsionnoy-sredy-v-subektah-dalnevostochnogo-federalnogo-okruga.
7. Дугаржапова, Д. Б. Инновационный потенциал регионов Дальнего Востока: состояние и проблемы // Эко. – 2023. – № 10. – c. 86-102. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-regionov-dalnego-vostoka-sostoyanie-i-problemy.
8. Крутик А.Б. Инновационно-ресурсный подход в развитии предпринимательства с позиций эволюционной теории // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 1. – c. 62-72. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionno-resursnyy-podhod-v-razvitii-predprinimatelstva-s-pozitsiy-evolyutsionnoy-teorii.
9. Кузнецов Д. В. Национальная инновационная система: проблема дефиниции // Тдр. – 2009. – № 10. – c. 96-99. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-innovatsionnaya-sistema-problema-definitsii.
10. Устинова Л.Н., Павлова Х.А., Вашуркин Е.Д., Устинов А.Э. Мировые тренды инновационного развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 4. – c. 977-990. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121655.
11. Невьянцева Л.С. Межрегиональное инвестиционное взаимодействие как инструмент обеспечения технологического суверенитета экономики // Проблемы развития территории. – 2024. – № 5. – c. 41-60. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhregionalnoe-investitsionnoe-vzaimodeystvie-kak-instrument-obespecheniya-tehnologicheskogo-suvereniteta-ekonomiki.
12. Нигматулин Ш.И., Жирный А.В. Влияние инновационных технологий на экономический рост // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 5. – c. 263-266. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-innovatsionnyh-tehnologiy-na-ekonomicheskiy-rost.
13. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Факторы инновационного развития национальной экономики: международные аспекты // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1355-1370. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113773.
14. Пилова Ф. И. Содержание и основные понятия инновационной экономики // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. – 2018. – № 1. – c. 98-102. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-osnovnye-ponyatiya.
15. Погребцова Е.А. Инновационная активность субъектов Дальневосточного федерального округа: сравнительная оценка // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – № 1. – c. 71-84. – doi: 10.18334/evp.5.1.120705.
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 22.08.2025) \\\Об утверждении государственной программы Российской Федерации. Экономическое развитие и инновационная экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 25.06.2025).
17. Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Артёмов С. В., Куценко Е. С. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 10. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Электрон. текст. дан. (21.7 Мб). - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025.
18. Скибицкий М.М. Информационная эпоха и новая экономика в трудах Мануэля Кастельса // Мир новой экономики. – 2015. – № 4. – c. 62-68. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-epoha-i-novaya-ekonomika-v-trudah-manuelya-kastelsa.
19. Сухарев, О.С., Сухарев С. О., Руденко Д. В. Теория экономического развития Й. Шумпетера и факты современной жизни (эволюционная Экономика) // Журнал экономической теории. – 2010. – № 2. – c. 181-196. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-ekonomicheskogo-razvitiya-y-shumpetera-i-fakty-sovremennoy-zhizni-evolyutsionnaya-ekonomika.
20. Хва И. С. Проблемы программного управления развитием Дальнего Востока России // Цифровая трансформация региональной экономики: государственное управление и бизнес на Дальнем Востоке: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Хабаровск, 29–30 ноября 2024 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск, 2024. – c. 243-248.
21. Чернышов, Д.В., Афоничкин, В.В., Руднев, С.Г. Моделирование воздействия технологических инноваций на экономический рост // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 11. – c. 205-211. – url: 2023/5035%20Афоничкин,_Чернышов,_Руднев%20=ОСМ=.pdf.
22. Шустов А. А. Инновационная деятельность в зарубежных странах // Креативная экономика. – 2013. – № 11. – c. 3-12. – url: https://1economic.ru/lib/5046.

Страница обновлена: 24.10.2025 в 13:46:48

 

 

Problems of innovative economy development in the Far Eastern Federal District

Khvan I.S., Sidorenko O.V., Tishutina O.I.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
Innovation as a factor of development plays a key role in the socio-economic development of any territory today. Despite this, the Far East, as an object of public administration, is still considered as a raw material appendage of the national economy. The ideology of its development is based not on the principles of innovative development but on the principles of exploitation of traditional branches of specialization. The article examines the dynamics of innovative development of the subjects of the Far Eastern Federal District and identifies factors hindering this development according to data from 2015 and 2025. The analysis of the innovativeness of the economy of the subjects of the Far East was based on the Russian innovation index, calculated annually by the Higher School of Economics since 2012. The index includes 55 indicators grouped into 15 specialized headings and divided into five thematic blocks. The period from 2015 to 2025 was chosen as the chronological framework of the study. It was revealed that the Far Eastern Federal District has the potential for innovative development. The basis for this development can be the high educational level of the population and the acceleration of digitalization processes in the region. It has been demonstrated that the low level of R&D funding and the weak material and technical base do not allow for the full use of these competitive advantages of the macroregion. The analysis made it possible to conclude that the Far East needs the support of the state, represented by the federal government, in the development of innovative infrastructure and financial support for innovative projects.

Keywords: innovative economy, Far Eastern Federal District, innovation policy, spatial policy

JEL-classification: Q13, Q17; I 31; O 33; O40

References:

Abashkin V. L., Abdrakhmanova G. I., Artyomov S. V., Kutsenko E. S. (2025). The rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation. Issue 10

Buzykina T. A. (2011). M. Porter's cluster theory and its practical application in the Russian experience. Journal of Economic Theory. (1). 118-122.

Chernyshov, D.V., Afonichkin, V.V., Rudnev, S.G. (2023). Modeling the impact of technological innovations on economic growth. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11). 205-211.

Dugarzhapova, D. B. (2023). The innovation potential of the Far East regions: current state and problems. Eco. (10). 86-102.

Garmashova E.P., Drebot A.M. (2020). Factors of innovative development of the region. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1523-1534. doi: 10.18334/vinec.10.3.110287.

Grebenkina S. A. (2020). Innovative technologies as a factor of sustainable regional development. Vestnik Akademii znaniy. (6). 92-98.

Gubarkov, S. V., Tikhomirova E. S. (2020). The current situation and prospects for the development of the innovation environment in the subjects of the far eastern federal district. Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. (1). 79-87.

Khva I. S. (2024). Problems of programmatic management of the development of the Russian Far East Digital transformation of the regional economy: Public administration and business in the Far East. 243-248.

Krutik A.B. (2011). The innovation and resource approach in the development of entrepreneurship from the standpoint of evolutionary theory. Heory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies. (1). 62-72.

Kuznetsov D. V. (2009). National innovation system: definition problem. Tdr. (10). 96-99.

Nevyantseva L.S. (2024). Interregional investment interaction as a tool for ensuring technological sovereignty of the economy. Problems of Territory’s Development. (5). 41-60.

Nigmatulin Sh.I., Zhirnyy A.V. (2024). The impact of innovative technologies on economic growth. Egi. (5). 263-266.

Nikitskaya E.F., Valishvili M.A. (2021). Factors of the national economy innovative development: international aspects. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1355-1370. doi: 10.18334/vinec.11.4.113773.

Pilova F. I. (2018). Content and basic concepts of innovative economy. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta im. V. M. Kokova. (1). 98-102.

Pogrebtsova E.A. (2024). Innovative activity of the subjects of the Far Eastern Federal District: a comparative assessment. High-tech Enterprises Economy. 5 (1). 71-84. doi: 10.18334/evp.5.1.120705.

Shustov A. A. (2013). Innovative activities abroad. Creative economy. 7 (11). 3-12.

Skibitskiy M.M. (2015). The age of information and the new economy in the works of Manuel Castells. The world of new economy. (4). 62-68.

Sukharev, O.S., Sukharev S. O., Rudenko D. V. (2010). The theory of economic development by j.a. schumpeter and facts of modern life (evolutionary Economics). Journal of Economic Theory. (2). 181-196.

Ustinova L.N., Pavlova Kh.A., Vashurkin E.D., Ustinov A.E. (2024). Global trends in innovative development: problems and prospects. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (4). 977-990. doi: 10.18334/vinec.14.4.121655.

Vertinova A. A., Sadovskaya L. E. (2025). Innovative development and digitalization as a factor of youth consolidation in the Russian Far East. Leadership and Management. 12 (7). 1685-1698. doi: 10.18334/lim.12.7.123425.