Правовые и методологические аспекты использования показателя «качество жизни» для оценки устойчивости экономики и экономической безопасности региона

Голубцова О.А.1, Кислая Т.Н.1
1 Луганский государственный университет имени Владимира Даля

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089852

Аннотация:
В статье анализируются правовые и методологические основы использования показателя «качество жизни» для оценки уровня устойчивости экономики и экономической безопасности региона. Актуальность исследования продиктована необходимостью усовершенствования методологии оценки регионального социально-экономического развития и экономической безопасности. В работе определена роль нормативно-правовой базы в обеспечении объективности, системности и эффективности оценки качества жизни, а также в повышении прозрачности и общественной подотчетности органов государственной власти. Обоснована целесообразность применения математической модели в качестве инструмента, который помогает оценить многоаспектный показатель «качество жизни» и влияние экономических показателей на изменение исследуемого показателя, устойчивости развития экономики и экономической безопасности региона. Проведена оценка влияния показателей экономического развития Южного федерального округа на уровень качества жизни в регионе. Обосновано использование показателя «качество жизни» как оценочного в системе экономической безопасности и для оценки устойчивости развития экономики региона. Полученные результаты позволят сформировать объективные данные для повышения эффективности регулирования качества жизни

Ключевые слова: качество жизни, правовое регулирование, оценка, индикаторы, устойчивое развитие, экономическая безопасность, регион

JEL-классификация: R1, L6, R58



Введение

В контексте обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности региона уровень качества жизни населения выступает важным оценочным критерием, требующим четкой правовой базы. Отечественное правовое регулирование сведено к отдельным несистемным упоминаниям понятия «уровень жизни» (или близкими к нему по смыслу понятиями).

В современных условиях перед регионом стоит задача обеспечения устойчивого развития с учетом экономических интересов государства. «Качество жизни» играет роль одного из ключевых факторов в региональной конкурентоспособности, а также в обеспечении экономической безопасности.

Рост интереса к изучению проблем влияния состояния экономики региона на уровень качества жизни в системе экономической безопасности наблюдается как у теоретиков, так и у практиков. Основным толчком к этому послужил переход к постиндустриальной стадии развития общества.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска более адекватной оценки уровня развития социально-экономической системы региона и его экономической безопасности. Исследование данной научной проблемы позволит разработать рекомендации по повышению эффективности государственного управления за счет формирования объективных данных развития экономики регионов.

Ряд авторов качество жизни справедливо рассматривает как один из определяющих факторов региональной и национальной конкурентоспособности, и он активно используется международными финансовыми институтами для оценки конкурентных позиций стран на мировом рынке. Более того, международное сообщество признает качество жизни одним из важнейших индикаторов, характеризующих прогресс и развитие государств, а также уровень их экономической безопасности.

Проблемы оценки уровня благосостояния населения нашли отражение в трудах классиков экономической мысли, таких как Аристотель, И. Кант, А. Смит и К. Маркс. Исследование качества жизни как экономической категории продолжили Р. Арон, Д. Белл, А. Винер, Г. Кан, Г. Маркузе, О. Тоффлер и Т. Шульц. Методологии анализа и оценки качества жизни посвящены работы таких ученых, как Р.Р. Аванесова, М.Н. Курочкина, Э.Е. Слюсаренко [1], С.А. Айвазян [2], А.И. Ахметов [3], И.С. Данилова, И.Н. Аммосов [5], А.В. Дубровский, В.Н. Щенникова [6], И.А. Ермакова, Г.М. Квон [7], Е.В. Кабашова [8], Е.А. Карасик, О.С. Карасик [9], М.А. Кузнецова, А.М. Губернаторов [11], А.В. Куклин, А.М. Пашков [12] и др.

Несмотря на значительный объем исследований, ряд вопросов, касающихся правового регулирования и методологии использования показателя «качество жизни» в качестве оценки уровня развития экономики и экономической безопасности региона, остается нерешенным и требует дальнейшего изучения. Не до конца определено проблемное поле понятийного объекта исследования, также не решены проблемы содержательного наполнения категории «качество жизни» и ее применения как индикатора, что выражается в отсутствии единого методологического подхода к оценке. Недостаточно разработанным, как в правовом, так и в научно-теоретическом аспектах является вопрос о месте и роли категории «качество жизни» в управлении экономической безопасностью региона и обеспечении устойчивого развития.

Цель статьи – исследование правовых и методологических аспектов использования показателя «качество жизни» для оценки устойчивости экономики и экономической безопасности региона.

Научной новизной обладает проведенный комплексный анализ уровня качества жизни региона с учетом влияния основных социально-экономических показателей в системе устойчивого развития и экономической безопасности.

Результаты проведённого исследования могут использоваться региональными органами государственной власти, научными и образовательными организациями при анализе качества жизни регионов РФ, а также служить основой для дальнейших исследований по рассматриваемой проблематике.

Основная часть

На протяжении истории представления о «качественной жизни» эволюционировали: от античной эвдемонии (процветания, добродетели) через средневековое духовное спасение к эпохе Просвещения с фокусом на разум, свободу и саморазвитие. Индустриализация привнесла акцент на социальную справедливость, а XX век и современность расширили понятие, включив в него не только материальное благополучие, но и здоровье, образование, безопасность, экологию, социальные связи и личную удовлетворенность.

Оценка качества жизни – это динамичный процесс, который постоянно эволюционирует под влиянием исторических, социальных и культурных факторов. Понимание этих аспектов позволяет не только более глубоко анализировать текущее состояние общества, но и разрабатывать более эффективные стратегии для улучшения жизни людей, учитывая их потребности, ценности и исторический контекст.

Отечественное нормативно-правовое регулирование категории «уровень жизни» сведено к отдельным несистемным упоминаниям данного понятия (или близких к нему по смыслу понятий). Конституция Российской Федерации только раз указывает: «…закрепляет права и свободы человека и гражданина, направленные на обеспечение достойного уровня жизни» [1].

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [2] устанавливает правовые основы установления прожиточного минимума, который является важным показателем, характеризующим минимально допустимый уровень жизни.

Трудовой кодекс Российской Федерации [3] содержит положения о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), который должен обеспечивать достойный уровень жизни работника и его семьи.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [4] регулирует отношения в сфере оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, уровень жизни которых ниже установленного прожиточного минимума.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [5] устанавливает порядок назначения и выплаты страховых пенсий, направленных на обеспечение достойного уровня жизни граждан в старости.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [6] регулирует вопросы государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, что направленно на обеспечение их достойного уровня жизни.

В Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [7] качество жизни рассматривается как один из целевых показателей стратегического планирования.

Понятие «качество жизни» было использовано в Стратегии национальной безопасности РФ [8]. В ней через качество жизни определялось понятие «национальная безопасность»: под ней понимается «…состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни…».

В Стратегии экономической безопасности РФ [9]целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности в том числе являются «…повышение уровня и улучшение качества жизни населения».

Таким образом, понятие «качество жизни» как многомерное понятие, охватывающее различные аспекты жизни человека в целом, четко законодательно не закреплено. При этом, обеспечение социальных стандартов и гарантий, с учетом региональных особенностей позволяет справедливо распределить результаты экономического роста.

Очевидно, что существует прямая зависимость между уровнем жизни населения и устойчивостью экономического развития государства и региона. Низкий уровень жизни провоцирует социальную напряженность, рост преступности и, как следствие, подрывает экономическую безопасность. Соответственно, оценка взаимовлияния различных взаимосвязанных региональных процессов на основе системного подхода позволяет оценить устойчивость экономики и экономическую безопасность региона.

В отечественной практике отсутствует единый методический подход к оценке устойчивости экономики и экономической безопасности регионов, при этом обобщающими оценочными показателями чаще всего выступают индикаторы финансовой устойчивости [19] (Senchagov, Ivanov, 2016).

Лисова Е.В. выделила наиболее такие важные показатели оценки развития регионов РФ: «…реальные среднедушевые доходы; реальная начисленная заработная плата работников организаций; реальные среднедушевые расходы; отношение величины прожиточного минимума к среднедушевым доходам населения; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» [13] (Lisova, 2021). Эти показатели характеризуют те или иные стороны качества жизни населения.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривают качество жизни населения как критерий в системе обеспечения экономической безопасности [4; 16; 20; 22-23] (Bogdanov, 2015; Feofilova,Bolshakov, 2014; Chereshnev,Tatarkin, Fedorov, 2012; Chereshnev, Kuklin, 2016; Denoon, 2011),отмечая, что уровень качества жизни населения оценивает потенциальные возможности устойчивого развития экономики и может выступать критерием обеспечения экономической безопасности. При этом также отмечается, что противостояние внутренним и внешним угрозам, в первую очередь, за счет оптимизации затрат всех видов ресурсов и обеспечения социально-экономической и общественно-политической стабильности региона, создает условия для повышения качества жизни населения. Данные выводы считаем обоснованными и актуальными.

Ряд исследователей [6; 9; 12] (Dubrovsky, Shchennikova, 2023, Karasik, Karasik, 2022, Kuklin, Pashkov, 2023) акцентируют внимание на необходимости учитывать как объективные факторы (например, уровень доходов, доступность жилья, качество медицинских услуг), так и субъективные оценки (например, удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, социальное самочувствие). Важно учитывать не только то, что люди имеют, но и то, как они себя чувствуют. Объективные показатели благосостояния важно дополнять субъективными оценками удовлетворенности жизнью.

Как было обосновано и ранее, методологическая база определения качества жизни недостаточно разработана и может быть использована для формирования адаптированной системы оценочных показателей устойчивого развития экономики в системе экономической безопасности региона [10] (Kislaya, 2024).

Примером использования показателя «качество жизни» в РФ является деятельность Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», входящего в медиа-группу «Россия сегодня», которое с 2011 года осуществляет формирование рейтинга российских регионов по качеству жизни, основываясь на данных официальной статистики (66 показателей, объединённых в 11 групп). Данное исследование охватывает все субъекты Российской Федерации и использует широкий спектр индикаторов. Однако, следует отметить, что начиная с 2014 года, в общедоступном доступе отсутствует детализация рейтинговых баллов по каждой группе показателей, что ограничивает возможности для углубленного анализа [18].

С помощью инструментария математического моделирования можно обеспечить беспристрастный анализ, точность и достоверность выводов. Выбор конкретных инструментов рационально осуществлять в соответствии со спецификой региона и накопленным опытом и накопленного опыта исследований.

Моделирование экономических систем является отражением наиболее общих зависимостей и закономерностей экономического развития в виде математических соотношений. Метод математического моделирования позволяет экспериментировать с очень широким кругом предположений как относительно экономической системы, так и внешних воздействий на нее, отыскивать наилучший вариант развития. В то же время результаты, полученные с помощью модели, не являются окончательными в решении экономической задачи. Причина заключается, в том числе, в том, что многие из важнейших экономических проблем не решаются формализованными средствами. Необходимость использования моделей для анализа и принятия решений очевидна, особенно если речь идет о долгосрочных прогнозах развития экономических процессов, где получить количественные характеристики другими методами очень сложно.

Авторы [14-15] (Malin, Naydenov, 2015)в своих работах обосновали, что исследование устойчивости стационарных состояний эффективно осуществляется методами теории катастроф, которая позволяет в результате обработки исторических (статистических) данных о социально-экономическом положении региона дать оценку текущего состояния с точки зрения локальной или глобальной устойчивости в наглядном графическом виде, определить точки равновесия и исследовать временную деформацию потенциальных функций, а значит и формализовать на мезоуровне задачи так называемого устойчивого развития объектов и управление ими, что, в свою очередь, соответствует цели обеспечения экономической безопасности региона.

Математическая постановка задачи оптимизации регионального экономического развития относится к классу многошаговых (или динамических) задач линейного программирования с фиксированным первым этапом (или начальным состоянием), что определяет и методы ее решения. Использование данного подхода позволяет ставить и решать задачи комплексного экономического и социального развития территорий различного управленческого уровня и сложности.

Современная концепция методологии анализа и прогнозирования экономической динамики предполагает рассмотрение комплекса методов, подходов и приемов, направленных на регулирование количества допустимых динамических отклонений и случайных факторов и увеличение эффективности и конкурентоспособности субъекта хозяйствования.

Математический инструментарий корреляционного анализа используется для выявления социально-экономических взаимосвязей в системе развития региона. Расчет регрессивной модели экономической безопасности регионов можно осуществить путем расчета коэффициентов многокомпонентных уравнений с дальнейшим сокращением числа независимых переменных до трех и анализом показателей. Для всех без исключения построенных ретроспективных уравнений требуется высокая точность (коэффициент детерминации должен равняться единице).

Такие модели, как адаптивная регрессионная и адаптивной фильтрации требуют большого объема данных и предварительные прогнозные оценки факторов. Прогнозирование с помощью матричных предикторов используется при ограниченных объемах информации (при очень коротких рядах наблюдений), но прогноз не имеет достаточного статистического обоснования. Модели прогнозирования с помощью матричного предиктора с разделенными переменными позволяют реализовать многоэтапную схему региональных прогнозных расчетов, а многомерное адаптивно-имитационное моделирование используется при разработке многовариантных прогнозов взаимосвязанных показателей развития региона [21] (Khachaturyan, 2002).

Доля влияния факторов на зависимую переменную (или удельный вес объясненной вариации) определяется как величина, выраженная в процентах:

(1) ,

де коэффициент множественной корреляции, – коэффициент корреляции между и фактором , – коэффициент при переменной в уравнении множественной линейной регрессии.

(2)

Пошаговая процедура осуществляется как последовательное включение переменных в модель. При этом используется традиционная статистика, t– критерий для проверки равенства нулю частного коэффициента корреляции. Квадрат этого критерия имеет распределение Фишера. Выбор первой переменной для включения в модель осуществляется для фактора, который имеет наибольший по абсолютной величине коэффициент парной корреляции с откликом y. При этом процедура включения выполняется, если справедливо неравенство для последовательного критерия Фишера: F >Fo, где Fo – наперед заданное пороговое значение.

Алгоритм отбора признаков включает итеративный процесс построения регрессионной модели. На каждом шаге в модель последовательно добавляется наиболее значимый предиктор (признак), статистическая значимость которого, определенная по критерию Фишера (F-статистика), превышает заданный уровень значимости Fo. После формирования модели осуществляется проверка на мультиколлинеарность отобранных переменных. При выявлении существенной взаимосвязи между предикторами, переменные с наименьшим вкладом, для которых значение частного критерия Фишера оказывается ниже Fo, исключаются из модели как несущественные.

Комплексный показатель качества жизни на региональном уровне представим системой частных показателей (табл. 1).

Талица 1. Показатели качества жизни на уровне региона


п/п
Показатели
Индекс
Пороговые значения
I
Демография и качество населения


1.1
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, чел.
х1
1
1.2
Общий коэффициент рождаемости, (число родившихся на 1000 человек населения)
х2
10
1.3
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
х3
77
1.4
Отношение численности людей пенсионного и трудового возраста
х5
0,4
1.5
Коэффициент миграционного прироста на 10000 чел. населения
х7
-
II
Доходы и потребление


2.1
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.
х8
среднее по РФ
2.2
Реальные денежные доходы населения в % к предыдущему году
х9
≤100,0
2.3
Объем платных услуг на душу населения, руб.
х10
среднее по РФ
2.4
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.
х11
среднее по РФ
III
Условия жизни и безопасность


3.1
Уровень безработицы, %
х12
4
3.2
Площадь жилья на 1 чел., м2,
х13
30
3.3
Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах домашних хозяйств, %
х14
50
3.4
Доля потребительских расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки, %
х15
среднее по РФ
3.5
Число зарегистрированных преступлений, инцидентов на 100 тыс. нас.
х17
1000
IV
Здоровье


4.1
Численность населения на одну больничную койку на к. г., чел.
х18
среднее по РФ
4.2
Численность населения на одного врача на к. г., чел
х19
среднее по РФ
4.3
Общий коэффициент смертности населения, чел. на 1000 чел. нас.
х20
10
V
Образование и наука


5.1
Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 – 6 лет
х21
среднее по РФ
5.2
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки, млн. руб.
х22
среднее по РФ
VI
Культура


6.1
Численность зрителей театров на 1тыс. чел. населения, чел.
х23
среднее по РФ
VII
Экология


7.1
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, стационарные источники, т, на 1 км2
х24
10
7.2
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников, %
х25
100
7.3
Индекс физического объема природоохранных расходов (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
х26
≤1,0
Источник: составлено авторами по материалам [10; 17].

Для анализа выбран Южный федеральный округ РФ. Исходные данные комплексного показателя качества жизни за исследуемый период 2015-2024 гг. представлены в таблице (табл.2).

Таблица 2. Частные показатели комплексного показателя «Качество жизни» по ЮФО за 2015-2024 гг.

Год
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Демография и качество населения
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения
-0,8
-1,2
-1,8
-2,3
-3
-5,5
-8,3
-5,4
-4,2
-4,8
Общий коэффициент рождаемости населения
12,8
12,3
11,1
10,5
9,8
9,5
9,4
8,4
8,3
8,1
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
71,89
72,29
73,16
73,54
73,73
72,09
70,21
72,65
73,6
73,5
Доля населения старше трудоспособного возраста, %
25,9
26,2
26,6
27
26,1
25,8
24,6
25
25
24,9
Коэффициент миграционного прироста на 10000 чел. населения
51
48
27
30
37
64
54
70,2
6,8
31,9
Доходы и потребление
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.
25317
26435
27348
28475
30 204
30910
34974
40219
45 063
53 284
Реальные денежные доходы населения
97,2
97,7
99,9
101,6
100,9
99,2
105,4
112,4
106,2
106,1
Объем платных услуг на душу населения, руб.
53523
57226
61109
65405
72177
67497
83 692
85621
86 547
893554
Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.
21581
22582
23577
24786
26687
26089
31852
32541
36854
37845
Условия жизни и безопасность
Уровень безработицы, %
6,7
6,4
6
5,6
5,3
6,1
5,1
4,1
2,9
2,4
Площадь жилья на 1 чел., м2
22,9
23,4
24,1
24,7
25,4
26
26,6
27,28
27,95
28,67
Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах домашних хозяйств, %
37,1
37,4
37,9
38,1
39,2
39,1
38,6
38,4
38,5
38,4
Доля потребительских расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки, %
1,7
1,7
1,9
1,8
1,6
3,2
3,2
3,2
3,3
3,3
Число зарегистрированных преступлений, инцидентов на 100 тыс. нас.
185842
204597
194529
237627
219669
150760
384702
248508
244828
238375
Здоровье
Численность населения на одну больничную койку на к.г., чел.
125,1
126,5
125,2
126,6
127,4
127,2
126,6
126,5
126,5
126,3
Численность населения на одного врача на к.г., чел.
239,1
238,1
231,5
229,1
107
106,7
108,8
107,5
106,3
105,8
Общий коэффициент смертности
13,6
13,5
12,9
12,8
12,8
15
17,7
14
12,5
12,9
Образование и наука
Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 – 6 лет
62,2
62,3
62,2
62,7
64,8
65
68
67
68,4
69,3
Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки, млн. руб.
25505
24957
24278
25077
27085
26827
30243
29124
31120
30258
Культура
Численность зрителей театров, чел на 1000 чел. населения
159
157
161
166
176
67
107
105
107
106
Экология
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. т.
673
748
909
1097
2138
2037
2042
2051
2050
2054
Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников, %
78,7
76,8
74,3
47,7
70,7
68,7
65,8
65,3
65,8
65,1
Индекс физического объема природоохранных расходов
102,7
71,9
94,3
105,1
106,3
104,8
120
93,6
102,4
101,2
Источник: составлено авторами по материалам [17].

В ходе анализа проведены расчеты темпов роста для всех показателей качества жизни (отношение текущего значения к предыдущему). Далее проведен отбор показателей внутри каждой из групп частных показателей для дальнейшего анализа на основе сравнения линейных коэффициентов корреляции с помощью функции языка программирования R findCorrelation. В группе «Культура» содержится всего один показатель. В группе «Демография» исключаются показатели с индексами «x3», «x5», «x6», «x7». Для анализа остаются: коэффициент естественного прироста населения на 1000 чел. населения (x1); общий коэффициент рождаемости населения (x2); демографическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное (x4).

В группе «Экология» исключен показатель с индексом «x24». Для анализа остаются: доля уловленных и обезвреженных веществ, загрязняющих атмосферу от стационарных источников (x25); индекс физического объема природоохранных расходов (x26).

В группе «Здоровье» остаются все показатели: численность населения на одну больничную койку (x18); численность населения на одного врача (x19); общий коэффициент смертности (x20).

В группе «Доходы и потребление» исключаются показатели с индексом «x8», «x9», «x11», а для анализа остается показатель – объем платных услуг на душу населения (x10).

В группе «Условия жизни» для анализа остаются показатели: уровень безработицы (x12) и соотношение импорта и экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (x15).

В группе «Образование и наука» остается один показатель – валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет(x21).

Далее все отобранные частные показатели, соответствующие требованиям степени корреляционной связи, сгруппированы в систему с указанием темпов роста каждого показателя по сравнению с предыдущим годом (табл.3).

Таблица 3. Данные для анализа показателя «Качество жизни» по ЮФО

Год
Культура
Демография
Экология
Здоровье
Доходы и потреб-ление
Условия жизни
Образование и наука
x23
x1
x2
x4
x25
x26
x18
x19
x20
x10
x12
x15
x21
2016
0,98742
1,50000
0,96094
1,02734
0,97586
0,71900
1,01119
0,99582
0,99265
1,06919
0,95522
0,83333
1,00161
2017
1,02548
1,50000
0,90244
1,02535
0,96745
0,94300
0,98972
0,97228
0,95556
1,06785
0,93750
1,00000
0,99839
2018
1,03106
1,27778
0,94595
1,02101
0,64199
1,05100
1,01118
0,98963
0,99225
1,07030
0,93333
0,60000
1,00804
2019
1,06024
1,30435
0,93333
0,96247
1,48218
1,06300
1,00632
0,46704
1,00000
1,10354
0,94643
1,33333
1,03349
2020
0,38068
1,83333
0,96939
1,00755
0,97171
1,04800
0,99843
0,99720
1,17188
0,93516
1,15094
0,75000
1,00309
2021
1,59701
1,50909
0,98947
0,95131
0,95779
1,20000
0,99528
1,01968
1,18000
1,23994
0,83607
1,00000
1,04615
2022
0,98131
0,65060
0,89362
1,00919
0,99240
0,93600
0,99921
0,98805
0,79096
1,02305
0,80392
1,00000
0,98529
2023
1,01905
0,77778
0,98810
1,03901
1,00766
1,02400
1,00000
0,98884
0,89286
1,01082
0,70732
1,00000
1,02090
2024
0,99065
1,14286
0,97590
0,98248
0,98936
1,01200
0,99842
0,99530
1,03200
1,03244
0,82759
1,00000
1,01316
Источник: составлено авторами.

Затем устанавливается корреляционная связь между отобранными анализируемыми показателями. Следует отметить, что по некоторым показателям связь присутствует, однако в дальнейшем она будет игнорироваться по причине ограниченного количества показателей.

Далее осуществляется расчет интегральных показателей как внутри каждой из групп частных показателей, так и в целом по всем показателям качества жизни (табл. 4) по формуле (3) средней геометрической:

(3)

Таблица 4. Интегральные показатели по качеству жизни ЮФО

Год
Культура
Демография
Экология
Здоровье
Доходы и потребление
Условия жизни
Образование и наука
Интегральный показатель качества жизни
2016
0,987421
1,139814
0,837641
0,999853
1,069185
0,892199
1,001608
0,985159
2017
1,025478
1,115476
0,955146
0,972420
1,067854
0,968246
0,998395
1,013281
2018
1,031056
1,072633
0,821422
0,997642
1,070301
0,748331
1,008039
0,956360
2019
1,060241
1,054239
1,255212
0,777496
1,103539
1,123345
1,033493
1,048979
2020
0,380682
1,214325
1,009135
1,052753
0,935159
0,929090
1,003086
0,885830
2021
1,597015
1,124124
1,072075
1,061934
1,239937
0,914366
1,046154
1,134847
2022
0,981308
0,837168
0,963788
0,920867
1,023049
0,896617
0,985294
0,942158
2023
1,019048
0,927737
1,015796
0,959332
1,010815
0,841021
1,020896
0,968550
2024
0,990654
1,030957
1,000617
1,008436
1,032445
0,909718
1,013158
0,997218
Источник: составлено авторами.

После этого осуществляется расчет интегральных показателей по регионам Южного федерального округа (Астраханская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Ростовская область) (рис. 1).

Рисунок 1. Интегральные оценки качества жизни по регионам ЮФО

Источник: составлено авторами.

Анализ уровня качества жизни регионов ЮФО проводится по тем же самым показателям, что были отобраны ранее для ЮФО в целом.

По каждой группе показателей «Демография», «Доходы и потребление», «Условия жизни», «Здоровье», «Образование и наука», «Культура», «Экология» сведены интегральные оценки внутри соответствующей группы по каждому из регионов ЮФО.

На рис.1 сведены интегральные оценки качества жизни по каждому из регионов ЮФО. Полученные результаты дают возможность сравнить уровень качества жизни по регионам и со средним уровнем по ЮФО для каждой из групп показателей и интегральных показателей.

Далее формируется система показателей «Экономика», характеризующих развитие экономики региона Южный Федеральный и рассчитываются показатели темпов роста. Затем по степени корреляционной связи определяется влияние каждого показателя экономического развития на уровень качества жизни исследуемого региона (рис.2).

Рисунок 2. Влияние показателей экономического развития на уровень качества жизни ЮФО

Источник: составлено авторами.

В результате анализа можно сделать следующие выводы.

Наибольшее прямое влияние на уровень качества жизни ЮФО за исследуемый период оказали:

- индекс физического объема валового регионального продукта (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году);

- индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году);

- индекс обрабатывающего производства, %;

- доля среднегодовой численности занятых в образовании, %;

Наибольшее обратное влияние на уровень качества жизни ЮФО за исследуемый период оказали:

- доля в привлеченных средствах в инвестиции в основной капитал кредитов банков (без субъектов малого предпринимательства);

- степень износа основных средств.

Для дальнейшего исследования проводится проверка на мультиколлинеарность и осуществляются попытки ее устранения. В результате исключаются показатели с индексом «x6» и «x16».

Таким образом, для анализа остаются показатели:x1 – Индекс физического объема валового регионального продукта; x4 – Индекс производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий; в сопоставимых ценах; x13 – Индекс обрабатывающего производства, %; x14 – Степень износа ОС.

Итоговая коррелограмма влияния развития экономики исследуемого региона на качество жизни представлена на рис.3.

Рисунок 3. Итоговая коррелограмма влияния развития экономики УФО на качество жизни

Источник: составлено авторами.

Отбор наилучшей модели осуществлялся с помощью функции step языка программирования R. В отборе участвовали модели, начиная с полной (в которую входят все 4 фактора) и заканчивая пустой (в которую входит 0 факторов, по сути, это просто среднее значение показателя качества жизни).

Лучшая модель: lm(formula = quality_life ~ x1 + x14, data = economics).

Остатки:

1
2
3
4
5
6
-0.0049666
0.0003682
-0.0026000
0.0159375
-0.0049955
-0.0037436

Коэффициенты:


Значения
Стандартное отклонение
t-значение
p-значение

(Intercept)
6.2228
1.0044
6.195
0.00847
**
x1
0.8733
0.2723
3.208
0.04904
*
x14
-5.9603
0.8112
-7.347
0.00521
**
---

Кодировка значимости: 0 ‘***’ 0.001 ‘**’ 0.01 ‘*’ 0.05 ‘.’ 0.1 ‘ ’ 1

Ошибка остаточной последовательности: 0.0104 при количестве степеней свободы 3. Множественный R-квадрат: 0.9762. Множественный R-квадрат: 0.9604. F-статистика: 61.58, p-значение: 0.003667.

Итоговый вид регрессионного уравнения:

.

Все коэффициенты регрессионного уравнения являются значимыми (все значения в столбце p-значение меньше 0,05), полученная модель является адекватной (p-значение модели также меньше 0,05).

Построение регрессионной модели для прогнозирования качества жизни на основе показателей развития экономики можно использовать также и для оценки устойчивости развития экономики и уровня экономической безопасности региона. При этом анализ возможен с использованием показателей, имеющих наиболее тесную корреляционную связь. В дальнейшем полученные результаты целесообразно использовать для повышения эффективности регионального управления экономикой.

Заключение

Только регионы с активной и целеустремленной позицией создают сильное государство с развитой экономикой. Важнейшей задачей государства является обеспечение базового уровня качества жизни, социальных стандартов и гарантий для всех граждан, включая доступ к образованию, здравоохранению, жилью и социальной защите.

Законодательное закрепление дефиниции «качество жизни» обеспечит унификацию терминологии и создаст основу для разработки согласованных подходов к оценке и мониторингу. Систематизация законодательства позволит интегрировать разрозненные нормы и создать целостную систему, обеспечивающую объективность, сопоставимость и прозрачность результатов. Законы и другие нормативно-правовые акты должны регулировать отношения по разработке четкой нормативно-правовой базы для оценки и мониторинга уровня качества жизни.

Закрепление процедур сбора, обработки и анализа данных о качестве жизни, а также порядка использования результатов оценки в процессе принятия управленческих решений, повысит прозрачность деятельности органов государственной власти и обеспечит большую информированность общества.

Важно обратить внимание на необходимость создания эффективных институтов, ответственных за сбор, обработку и анализ данных о качестве жизни. Независимые исследовательские центры, государственные органы и общественные организации должны взаимодействовать для обеспечения объективной и достоверной оценки. Оценкой качества жизни должны заниматься разные организации – государственные, научные и общественные. Важно, чтобы они работали вместе и предоставляли объективную информацию о благополучии граждан.

Необходим единый федеральный закон «Об оценке уровня качества жизни населения», который бы комплексно регулировал вопросы оценки, мониторинга и повышения уровня жизни населения в Российской Федерации, где в том числе будет определено понятие «качество жизни» для обеспечения единообразного понимания и применения этого термина в различных сферах государственной политики, повысит прозрачность деятельности органов государственной власти и обеспечит их подотчетность обществу.

Нормативно-правовое закрепление системы индикаторов, характеризующих различные аспекты качества жизни, обеспечит возможность количественной оценки достигнутых результатов, мониторинга динамики изменений и прогнозирования. Частные показатели комплексного показателя «Качество жизни» должны охватывать более широкий круг аспектов, включая материальное благосостояние, здоровье, образование, социальную защиту, экологию, безопасность и другие, влияющие на качество жизни.

Использование для оценки уровня качества жизни в системе устойчивого развития и экономической безопасности региона адекватной экономико-математической модели позволит:

- лучше понять многообразие взаимосвязей различных показателей;

- идентифицировать и аргументировать причинно-следственные связи и механизмы, лежащие в основе тенденций развития региональной экономики;

- изучить устойчивость развития экономики и уровень экономической безопасности, когда натурный эксперимент невозможен из-за непредсказуемости социально-экономических последствий;

- синтезировать стратегии управления и оценивать целесообразность их реализации на практике с помощью прогнозных расчетов на основе установленных взаимосвязей;

- исследовать долгосрочные эффекты (дефекты) проведения региональной социально-экономической политики и хозяйственной практики в направлении повышения устойчивости экономического развития и формирования экономически безопасных условий хозяйствования.

Основными требованиями к модели социально-экономической динамики региона являются простота и понятность для пользователя, удобство в управлении и обращении, целенаправленность, надежность, адаптивность, несложность изменения и модификации.

Предлагается проводить анализ показателей качества жизни на основе сравнения линейных коэффициентов корреляции с помощью функции языка программирования R findCorrelation. Между отобранными анализируемыми показателями качества жизни устанавливается корреляционная связь. Далее осуществляется расчет интегральных показателей по отдельным территориям. Также по степени корреляционной связи определяется влияние каждого показателя экономического развития региона на уровень качества жизни. Отбор наилучшей модели осуществляется с помощью функции step языка программирования R (lm(formula = quality_life ~ x1 + x14, data = economics).

Итоговый вид регрессионного уравнения:

.

Полученная модель является адекватной.

Результаты оценки качества жизни и уровня развития экономики должны учитываться при принятии важных государственных решений. Это необходимо закрепить в законе, чтобы обеспечить ответственное и эффективное управление. Разработка программ и планов, определяющих на долгосрочную перспективу цели, задачи и способы решения проблем повышения качества жизни, обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности региона. Это обеспечит возможность общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и защиты прав и интересов населения.

Дальнейшие исследования будут сосредоточены на выработке методологии совершенствования частных показателей, входящих в состав комплексного индикатора «Качество жизни» регионов Российской Федерации.

[1] Конституция Российской Федерации от 04.10.2022 №8 8-ФКС (изм). – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docb ody=&nd=102027595/(дата обращения: 24.04.2025).

[2] Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16565/?ysclid=m7ud4bd3ps607310266 (дата обращения: 24.04.2025).

[3] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2024) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/?ysclid=m7udbdyatr709092317 (дата обращения: 24.04.2025).

[4] Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/?ysclid=m7uddhcq18775242221 (дата обращения: 24.04.2025).

[5] Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/?ysclid=m7udfk35eu831669064 (дата обращения: 24.04.2025).

[6] Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/?ysclid=m7udh02yti734450723 (дата обращения: 24.04.2025).

[7]Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/?ysclid=m7udixnb7h204602839(дата обращения: 24.04.2025).

[8]Указ Президента Российской ФедерацииО Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400.– URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 24.04.2025).

[9]Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года– URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 24.04.2025).


Источники:

1. Аванесова Р.Р., Курочкина М.Н., Слюсаренко Э.Е. Основные подходы к оценке уровня и качества жизни // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 4. – c. 5–11.
2. Айвазян С. А. Анализ качества и образа жизни населения: эконометрический подход. / ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2012. – 28 c.
3. Ахметов А.И. Проблематика исследования индикаторов качества жизни населения в регионах России: тренды, опыт и особенности мониторинга // Russian Journal of Management. – 2024. – № 2. – c. 235-251.
4. Богданов И.Я. Бедность как образ жизни в современной России. / монография. - М.: Норма, 2015. – 224 c.
5. Данилова И.С., Аммосов И.Н. Зарубежный и отечественный опыт оценки качества жизни населения // Вестник северо-восточного федерального университета им. м.к. аммосова. серия: экономика. социология. культурология. – 2019. – № 1. – c. 5–14. – doi: 10.25587/SVFU.2019.13.33446.
6. Дубровский А.В., Щенникова В.Н. Совершенствование комплексной системы измерения и оценки уровня и качества жизни населения // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 4. – c. 230–237.
7. Ермакова И.А., Квон Г.М. Качество жизни населения: проблема анализа и оценки в муниципальном образовании // Наука через призму времени. – 2020. – № 10. – c. 21–25.
8. Кабашова Е.В. Межрегиональные различия в качестве и уровне жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. – 2024. – № 3. – c. 397–414.
9. Карасик Е.А., Карасик О.С. Современные подходы к оценке уровня качества жизни населения // Вопросы экономики и права. – 2022. – № 174. – c. 39–42.
10. Кислая Т.Н. Показатель качество жизни в системе экономической безопасности региона // Экономика. Информатика. – 2024. – № 3. – c. 503-520. – doi: 10.52575/2687-0932-2024-51-3-503-520.
11. Кузнецова М.А., Губернаторов А.М. К вопросу обеспечения экономической безопасности на основе показателей качества жизни // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 11. – c. 106–111.
12. Куклин А.В., Пашков А.М. О формировании новых подходов к оценке уровня и качества жизни населения // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 8. – c. 5–14.
13. Лисова Е.В. Уровень жизни населения в качестве оценки социального развития регионов РФ // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 3. – c. 144–148. – doi: 10.23670/IRJ.2021.105.3.050.
14. Малин А.С., Найденов И.В. Стратегическое управление экономической безопасностью региона. - М. : Книга-Мемуар, 2015. – 288 c.
15. Мильнер Б.З. Управление знаниями. - М. : ИНФА-М, 2003. – 178 c.
16. Черешнев В. А, Куклин А. А. Национальная экономическая и экологическая безопасность: угрозы, последствия и сценарии экономико-экологического взаимодействия. / монография / РАН, УрО, Ин-т экономики. - Екатеринбург, 2016. – 160 c.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Web-сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics (дата обращения: 21.04.2025).
18. Рейтинг регионов по качеству жизни – 2024. 2. Web-сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20250217/630276667.html (дата обращения: 21.04.2025).
19. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. - М.: Институт экономики РАН, 2016. – 71 c.
20. Феофилова Т.Ю., Большаков С.Н. Теория и методология экономической безопасности в региональном контексте. / монография. - Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2014. – 293 c.
21. Хачатурян С.Р. Прикладные методы математического моделирования экономических систем. / Научно-методическое пособие. - М.: Экзамен, 2002. – 192 c.
22. Черешнев В. А, Татаркин А. И., Федоров М. В. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 1312 c.
23. Denoon David P.H. // Globalization and National Security, 2011. – 2024. – № 29. – p. 241-257. – url: https://www.hsdl.org/c/view?docid=458487.

Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:29

 

 

Legal and methodological aspects of applying the quality of life indicator to assess the sustainability of the regional economy and economic security

Golubtsova O.A., Kislaya T.N.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the legal and methodological of applying the quality of life indicator to assess the sustainability of the regional economy and economic security. Nowadays, there is a need to improve the methodology for assessing regional socio-economic development and economic security. The article defines the role of the regulatory framework in ensuring objectivity, consistency and effectiveness of assessing the quality of life, as well as in increasing the transparency and public accountability of public authorities. The article proves the expediency of using a mathematical model as a tool that helps to assess the quality of life as a multi-aspect indicator and the impact of economic indicators on the change in the studied indicator, the sustainability of regional economic development and economic security. The impact of economic development indicators of the Southern Federal District on the quality of life of the has been assessed. The application of the quality of life as an evaluative indicator in the economic security system, as well as for assessing the sustainability of regional economic development, has been justified. The results obtained will allow to form the objective data in order to improve the efficiency of the quality of life regulation.

Keywords: quality of life, legal regulation, assessment, indicator, sustainable development, economic security, region

JEL-classification: R1, L6, R58

References:

Akhmetov A.I. (2024). The problems of studying indicators of the qual-ity of life of the population in the regions of Russia: trends, experience and features of monitoring. Russian journal of management. 12 (2). 235-251.

Avanesova R.R., Kurochkina M.N., Slyusarenko E.E. (2021). Main approaches to assessing the level and quality of life. Innovation economy: prospects for development and improvement. (4). 5–11.

Ayvazyan S. A. (2012). Analysis of the quality and lifestyle of the population: an econometric approach

Bogdanov I.Ya. (2015). Poverty as a way of life in modern Russia

Chereshnev V. A, Kuklin A. A. (2016). National economic and environmental security: threats, consequences, and scenarios of economic and environmental interaction

Chereshnev V. A, Tatarkin A. I., Fedorov M. V. (2012). Russia's economic security: lessons from the crisis and growth prospects

Danilova I.S., Ammosov I.N. (2019). Studies of quality of life of the general population: Russian and international experiences. Vestnik severo-vostochnogo federalnogo universiteta im. m.k. ammosova. seriya: ekonomika. sotsiologiya. kulturologiya. (1). 5–14. doi: 10.25587/SVFU.2019.13.33446.

Denoon David P.H. (2024). Economics and National Security: The Dangers of Overcommitment Globalization and National Security, 2011. (29). 241-257.

Dubrovskiy A.V., Schennikova V.N. (2024). Improving a comprehensive system for measuring and assessing the level and quality of life of the population. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4). 230–237.

Ermakova I.A., Kvon G.M. (2020). Quality of life of the population: the problem of analysis and assessment in a municipality. Nauka cherez prizmu vremeni. (10). 21–25.

Feofilova T.Yu., Bolshakov S.N. (2014). Theory and methodology of economic security in a regional context

Kabashova E.V. (2024). Interregional differences in the quality and standard of living of the Russian population. Living standards of the population of Russian regions. (3). 397–414.

Karasik E.A., Karasik O.S. (2022). Modern approaches to assessing the quality of life of the population. Issues of economics and law. (174). 39–42.

Khachaturyan S.R. (2002). Applied methods of mathematical modeling of economic systems

Kislaya T.N. (2024). The role of the quality of life indicator in the economic security system of region. Ekonomika. (3). 503-520. doi: 10.52575/2687-0932-2024-51-3-503-520.

Kuklin A.V., Pashkov A.M. (2023). On the formation of new approaches to assessing the level and quality of life of the population. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (8). 5–14.

Kuznetsova M.A., Gubernatorov A.M. (2022). On the question of ensuring economic security based on quality of life indicators. Journal of Applied Research. (11). 106–111.

Lisova E.V. (2021). The standard of living of the population as an assessment of the social development of the federal subjects of the Russian Federation. International Research Journal. (3). 144–148. doi: 10.23670/IRJ.2021.105.3.050.

Malin A.S., Naydenov I.V. (2015). Strategic management of the economic security of the region

Milner B.Z. (2003). Knowledge management

Senchagov V.K., Ivanov E.A. (2016). The structure of the mechanism of modern monitoring of Russia's economic security