Креативная экосистема Республики Саха (Якутия)
Саввин А.А.1
, Глухарева Е.С.1![]()
1 Акционерное общество «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)», Якутск, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83198853
Аннотация:
Республика Саха (Якутия) традиционно является одним из лидеров в развитии креативных индустрий в Российской Федерации. В регионе занимаются целенаправленным развитием таких направлений, как кино, анимация, IT, мода, ювелирный дизайн и другие. В статье проанализированы процессы становления и развития креативной экономики Якутии, рассмотрены ключевые проекты, способствующие формированию креативной экосистемы региона. Обозначены проблемы существующей федеральной классификации креативных индустрий, приводящей к искажениям при оценке их реального вклада в экономику. Проведен сравнительный анализ собственных оценок региона и данных Федеральной службы государственной статистики, а также предложены решения по уточнению и расширению классификаторов креативных индустрий для более точной оценки их вклада в экономическое развитие региона. Результаты исследования представляют ценность для научных работников, занимающихся изучением региональной экономики, сотрудников профильных ведомств, предпринимателей и инвесторов, заинтересованных в эффективном развитии креативных отраслей
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, классификатор, Республика Саха (Якутия), региональное развитие
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение
В условиях глобальной экономики культурные ресурсы и творческий потенциал становятся ключевыми драйверами роста. Креативная экономика открывает возможности для нахождения уникальных, нестандартных решений в условиях быстро меняющегося мира, формируя основу для «новой экономики», базирующейся на интеллектуальной собственности, творчестве и инновациях.
Креативная экономика – это сектор экономики, основанный на создании, производстве и распространении товаров и услуг, которые имеют творческую или культурную ценность. Она включает в себя креативные индустрии, такие как искусство, дизайн, кино, музыка, мода, а также научные исследования и разработки, программное обеспечение и другие сферы, где инновации и творческий потенциал играют ключевую роль. Этот спектр постоянно расширяется с развитием технологий и изменением рыночных потребностей.
Креативные индустрии включают в себя разнообразные профессии, связанные с творческой деятельностью и инновациями, они пользуются высоким спросом благодаря своей значимости в экономике и культуре современного мира. В последние годы все больше россиян готовы попробовать себя в творческих профессиях. Согласно результатам мониторингового опроса россиян о креативных индустриях, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения несмотря на то, что о креативных индустриях осведомлено менее 30% опрошенных, каждый третий опрошенный считает, что мог бы проявить себя в творческой профессии [4]. Представители творческих профессий, будучи одной из наиболее мобильных групп населения, оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов, инициируя позитивные преобразования городской среды и локальной инфраструктуры. Конкурентоспособность городов и регионов на глобальном уровне во многом определяется способностью привлекать и удерживать именно такую категорию человеческих ресурсов.
На сегодняшний день необходимость развития креативных индустрий повсеместно признается на всех уровнях власти. В мае 2024 г. Указом Президента РФ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поставлена задача по увеличению доли креативных индустрий в экономике страны [23]. В августе 2024 г. принят Федеральный закон № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» [24]. Вклад креативного сектора в экономику страны ежегодно увеличивается. По данным Росстата (Федеральной службы государственной статистики) за период с 2017–2024 гг. доля ВДС (валовой добавленной стоимости) креативной экономики в ВВП (валовом внутреннем продукте) Российской Федерации увеличилась на 1,8 п.п. и по итогам 2024 г. составила 4,1% [11]. В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года поставлена задача по его увеличению до 6% к 2030 году [7]. За этими показателями триллионы рублей выручки предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также сотни тысяч рабочих мест.
Актуальность исследования обусловлена растущим влиянием креативных индустрий на экономику регионов Российской Федерации и необходимостью выработки эффективной стратегии их дальнейшего развития. Результаты исследования дают возможность детально исследовать механизм функционирования креативной экономики на региональном уровне, демонстрируя опыт Республики Саха (Якутия), которая признана одним из лидеров России по развитию креативных индустрий.
Анализ статей за последние 5 лет по теме исследования показывает, что в последние годы значительно возрос интерес исследователей к креативным индустриям как отдельному сектору экономики государства. Поскольку идея креативной экономики пока еще недостаточно укоренилась в России, традиционно зависящей от экспорта сырья и энергии, значительное внимание уделяется исследованию передового опыта зарубежных государств в области развития креативных индустрий, особенно таких стран, как Великобритания, США, Южная Корея, Япония и КНР. Опыт этих государств в развитии креативного сектора изучали в своих работах такие исследователи как Байкова Э.Р. [1], Тарбаева М.Б., Яманова Э.Б. [21], Губанов П.Н. [5], Хворостяная А.С. [26], Зверева А.А.А. и Тихоцкая И.С. [8]. Большое внимание было уделено авторами роли креативных индустрий как ключевого компонента концепции «мягкой силы». Текущее состояние, тенденции и основные барьеры развития креативной экономики Российской Федерации были рассмотрены Набизодой Д.Н. [10], Мартыновым А.В., Ширеевой Е.В., Головизниной Ю.И. [9], Симаковой Е.Ю. [17], Гуляшовой П.С., Бушуевой Т.Н. [6]. Особое внимание уделялось перспективам развития творческих индустрий в условиях текущей экономико-политической ситуации. Сокорновым И. Р. Д. Н. детально изучены вопросы методологии исследования креативных индустрий, проанализированы применяемые методы и выявлены их ограничения [18]. Также проведено большое количество исследований, посвященных аспектам развития креативных индустрий в субъектах Российской Федерации. Вопросы регионального развития креативных индустрий затрагивали в своих статьях Сопина Н.В. [19], Боос В.О., Шубина В.И., Куценко Е.С. [2], Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А. [3], Сухов Р.И. [20]. Несмотря на то, что Республика Саха (Якутия) выступает пионером целевого развития креативных индустрий, изучению ее опыта посвящено сравнительно немного научных работ. Опыт Якутии был рассмотрен в работах Николаевой И.В., Ивановой Л.Д., Ван-чу-лин А.Т. [12], Федоровой А.В., Петровой Н.Н. [25].
Несмотря на растущий интерес к креативной экономике, существуют определенные ограничения, препятствующие полноценному исследованию данного вопроса на региональном уровне.
Цель исследования в данной статье является всесторонний анализ процессов формирования и развития креативной экономики Республики Саха (Якутия), а также разработка предложений по совершенствованию всероссийского перечня видов экономической деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Формирование целостного подхода к изучению особенностей регионального развития креативных индустрий может повысить эффективность государственных инициатив и помочь создать условия для полноценного раскрытия потенциала креативных секторов на местном уровне.
Научное исследование расширяет современные представления о развитии креативных индустрий в Республике Саха (Якутия), раскрывая влияние целенаправленных мер поддержки на ускорение роста креативного сектора региона.
В ходе исследования проведен качественный анализ отечественной литературы по тематике исследования, интернет-источников, материалов Федеральной службы государственной статистики, а также закрытых данных опорной организации развития креативных индустрий региона - Корпорации развития Республики Саха (Якутия). Для выявления расхождений в федеральных и республиканских показателях креативных индустрий проведено сравнение перечня видов экономической деятельности в области креативных индустрий Министерства экономического развития Российской Федерации, регионального перечня Корпорации развития Республики Саха (Якутия).
Основная часть
Республика Саха (Якутия) – один из крупнейших регионов России, который имеет относительно развитый сектор креативной экономики. Креативная продукция часто берет свое начало от национальной символики и традиционной культуры. Якутия обладает богатой культурной традицией, которая проявляется в различных формах художественного выражения, начиная от традиционных ремесел и заканчивая современными формами искусства.
В Якутии появился один из первых институтов развития креативной экономики – им стала Корпорация развития Республики Саха (Якутия), которая осуществляет деятельность по поддержке и продвижению креативных индустрий в регионе. Благодаря консолидации усилий и видения по системному развитию креативной экономики, была сформирована экосистема развития креативных индустрий. Так, за последние 5 лет в Якутии была разработана первая в Российской Федерации Концепция развития креативной экономики, был создан Фонд развития цифрового контента, создана программа по выводу якутских модных брендов на федеральный уровень. Результатом проведенных мероприятий стало признание республики в качестве лучшего креативного региона в 2022 году по версии премии Russian Creative Awards [13].
Для развития креативной экономики в республике применяется экосистемный подход. То есть, объединение усилий различных стейкхолдеров, которые входят в эту экосистему – предприниматели, государство, образовательные организации, фонды и инфраструктура, крупные корпорации (рис. 1). Именно по такому принципу в свое время в Якутии была построена инновационная экосистема. Экосистемный подход предполагает наличие опорной организации, которая призвана координировать действия различных стейкхолдеров и быть лидером совместных усилий по достижению общих целей. Такой опорной организацией в Якутии является Корпорация развития Республики Саха (Якутия).
Рис.1. Креативная экосистема Республики Саха (Якутия)
Источник: составлено авторами.
В республике разработаны ряд проектов, которые являются опорными точками для развития креативной экономики:
1. Инфраструктура для креативных индустрий. В Якутии с целью создания комфортной среды для развития творческого потенциала населения региона созданы четыре крупных инфраструктурных объекта для креативных индустрий: Парк высоких технологий «ИТ Парк Якутск», Креативный кластер «Квартал труда», Кластер легкой промышленности «Сахабулт» и Ювелирно-гранильный кластер SAYBM. Парк высоких технологий «ИТ Парк Якутск» - первый на Дальнем Востоке, открытый в декабре 2018 года в рамках существующего с 2011 года Технопарка «Якутия». Он обеспечивает необходимой инфраструктурой как уже действующие ИТ-компании, так и начинающих предпринимателей, в виде предоставления льгот на аренду офисных помещений.
Креативный кластер «Квартал труда», открытый в конце 2022 года, представляет собой единую площадку, где концентрируются представители креативных индустрий, в том числе в сфере дизайна, информационных технологий, аудио- и видеоконтента, искусства и организации развлечений, издательства. На территории кластера действует медиалаборатория, которая включает в себя студии звукозаписи, сведения звука, цветокоррекции, а также XR-студию и хромакей-студию.
Ювелирно-гранильный кластер, созданный компанией «Сэйбиэм» в 2019 г., объединяет частные предприятия в сферах ювелирного дела, огранки, дизайна, производства сувениров и изделий народных промыслов. Кластер оказывает своим резидентам услуги консалтинга, сдает в аренду производственные помещения, предоставляет современное профессиональное оборудование, а также помогает привлекать финансирование для проектов резидентов.
Кластер легкой промышленности на базе финансово-агропромышленного концерна «Сахабулт» функционирует с 2022 года. Кластер направлен на повышение конкурентоспособности местных производителей в области легкой промышленности. Резиденты кластера претендуют на льготную аренду помещений в кластере, консультационные услуги, участие в выставочных мероприятиях, а также предоставление производственного оборудования, предоставление меха и кожи по договорам давальческого сырья.
Также в районах республики создано 17 муниципальных ИТ-центров, которые предоставляют различные ИТ-услуги, занимаются обучением, проводят дистанционные аттестации, видеоконференции, а также акселерацию проектов и обмен опытом. Кроме того, они занимаются повышением уровня информационной грамотности населения.
2. Подготовка будущих кадров креативной экономики. Арктический государственный институт культуры и искусств, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) имени В.А. Босикова и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова играют роль системообразующих университетов в республике по подготовке кадров не только для креативных индустрий, но и в целом в повышении креативной интенсивности в регионе. Кадры среднего звена для якутских креативных индустрий готовят такие образовательные учреждения как Колледж креативных индустрий "АЙАР УУСТАР", Якутское художественное училище (колледж) им. П. П. Романова, Якутский промышленный техникум им. Т. Г. Десяткина, Цифровой колледж «Синергия», а также Якутский колледж инновационных технологий.
Креативные индустрии сегодня объединяют творчество, науку, и предпринимательство. Расширение образовательных программ по обучению креативным и предпринимательским навыкам в образовательных учреждениях является требованием современности.
3. Финансовая поддержка креативных индустрий. В Якутии реализован ряд проектов, направленных на финансовую поддержку субъектов креативных индустрий. Одним из них является Фонд цифрового контента, который выдает займы субъектам креативных индустрий по льготным процентным ставкам на производство и распространение цифрового контента. Возврат займа производится за счет средств, полученных с проката. С 2023 г фондом были профинансировано производство таких проектов как: полнометражные фильмы «Алдан» и «Чужая», короткометражный анимационный фильм «Танха».
В 2024 году совместными усилиями частного венчурного фонда «Восход» и Венчурной компанией «Якутия» для финансовой поддержки компаний был создан фонд «Саха-Восход». Фонд был создан для финансирования перспективных технологических компаний Якутии и других регионов Дальнего Востока. Объем фонда составляет 300 млн. рублей, из которых 150 млн. предназначены для инвестирования в проекты из Якутии.
В регионе также действует ряд государственных и негосударственных грантовых программ, направленных на финансирование креативных проектов, а также программа закупки анимационного контента.
4. Иная поддержка креативных индустрий. В 2024 году в Якутии была запущена акселерационная программа «Модная программа: марки, фабрики, ритейл». Цель программы – увеличить количество якутских фэшн-брендов, представленных на полках крупнейших ритейлеров России. В ходе программы компании проходят обучение работе с ритейлерами и фабриками, а те, кто будут отобраны крупными федеральными сетями, получают инвестиции в форме льготных займов для производства своих первых коллекций.
В декабре 2024 года Корпорация развития Республики Саха (Якутия) совместно с партнером-школой современной музыки «Дом музыкантов» запустили первую в республике образовательную акселерационную программу «Sakha Wave» для представителей музыкальной индустрии. Образовательная программа охватывает широкий спектр музыкальных направлений, включая разработку аудио- и видеоконтента, менеджмент в музыкальной индустрии, а также создание музыкальных брендов. Основная цель акселератора - помочь молодым музыкантам и группам реализовать свой потенциал и развить профессиональные качества для успешной карьеры в музыкальном бизнесе.
Для ИТ-компаний проводится Акселератор «Б8» - программа ускоренного развития стартапов, включающая в себя менторскую, консультационную и финансовую поддержку. Принять участие в программе могут стартапы со всей России, имеющие планы или внедряющие машинное обучение, генеративный ИИ, чат-боты на языковых моделях, технологии по распознаванию речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
Помимо этого, в регионе ежегодно проводится большое число конкурсов и хакатонов для детей и взрослых, фестивалей, форумов и других событийных мероприятий по креативным индустриям.
Также в будущем в республике будут реализованы следующие амбициозные проекты:
1. Проект «Парк будущих поколений», задающий новые стандарты по преображению общественных территорий в республике в комфортные пространства круглогодичного использования с отражением национальной идентичности. Трансформацию общественного пространства планируется реализовать на площади 2.4 гектара на территории 79 кварталов в городе Якутске. Ключевым функциональным наполнением Парка будущих поколений является образовательный центр нового типа, направленный на развитие навыков будущего у детей и молодежи, повышение компетенций представителей креативных индустрий.
2. По поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина в г. Якутске планируется построить Дальневосточный многофункциональный кинопавильон полного цикла. Кинопавильон обеспечит креативную индустрию Дальнего Востока современными павильонами для съемок, студиями речевой, шумовой и музыкальной записи, помещениями для работы с изображением и звуком фильмов и сериалов. Ожидается, что в кинопавильоне будет сниматься до 24 фильмов ежегодно.
3. Арктический центр эпоса и искусств – культурный кластер в г. Якутске, который будет заниматься реализацией культурных инициатив, направленных на привлечение интереса как жителей Якутии, так и широкой российской и международной аудитории, будут проводится концерты, спектакли, выставочные, деловые, культурные мероприятия. Центр включает в себя филармонический, репетиционный, мультимедийный, обрядовый залы и высокотехнологичный театральный зал-трансформер, а также различные общественные пространства.
4. Международный медиарынок в г. Якутске будет проведен во второй половине 2025 г. Концепция международного медиарынка цифрового контента (кино, анимация, музыка, видеоигры) в Якутии представляет собой платформу, объединяющую производителей и потребителей цифрового контента со всего мира. Он будет создан для продвижения и распространения цифрового контента, а также обмена опытом и технологиями с международными партнерами.
27 апреля 2024 г. в Республике Саха (Якутия) был принят Указ Главы Республики Саха (Якутия) №302 «О развитии креативной экономики Республики Саха (Якутия)», направленный на усиление позиций региона в различных индустриях, включая IT-сектор, кино, анимацию, геймдев, дизайн, музыку, народные художественные промыслы, моду, ювелирное дело и другие направления. Планируется, что к 2030 году в этих отраслях будут заняты около 70 тысяч человек, а валовая добавленная стоимость креативных индустрий увеличится вдвое по сравнению со значением 2023 г. В настоящее время особое внимание уделяется созданию инфраструктуры и мерам поддержки, с целью стимулировать появление новых бизнесов и коммерциализацию творческого потенциала региона [22].
Креативная экономика играет все более важную роль в развитии регионов России, и многие субъекты активно занимаются ее мониторингом и анализом. С 7 июня 2025 года вступил в силу приказ Минэкономразвития от 23.04.2025 №266, утвердивший перечень видов экономической деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) [15].
Федеральная служба государственной статистики разработала не только методику расчета доли ВДС креативной экономики в ВРП (валовом региональном продукте) субъекта, но и осуществила ретроспективные оценки этого показателя с 2019 по 2023 годы [14].
Однако с введением официальной методологии для расчета ВДС креативной экономики и присвоением кодов ОКВЭД креативным индустриям, регионы столкнулись с ситуацией, когда значения, которые они рассчитывали самостоятельно значительно отличаются от официальных данных. Значения, которые рассчитывались в регионе Корпорацией развития Республики Саха (Якутия) значительно отличаются от тех, что были рассчитаны в Росстате (таблица 1),
Таблица 1
Валовая добавленная стоимость (ВДС) креативной экономики Республики Саха (Якутия) и ее доля в валовом региональном продукте (ВРП)
|
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
|
по
данным Корпорации развития Республики Саха (Якутия)
| |||||
|
ВДС креативной экономики в ВРП
Республики Саха (Якутия) (в текущих основных ценах, млн. руб.)
|
29 988,2
|
30 214,5
|
34 842,7
|
40 501,0
|
56
913,9
|
|
Доля ВДС креативной экономики в
ВРП Республики Саха (Якутия) (в %)
|
2,4
|
2,6
|
2,4
|
2,0
|
2,8
|
|
по
данным Росстата
| |||||
|
ВДС креативной экономики в ВРП
Республики Саха (Якутия) (в текущих основных ценах, млн.руб.)
|
23
070,6
|
19
916,3
|
24
866,0
|
28
779,0
|
30
906,7
|
|
Доля ВДС креативной экономики в
ВРП Республики Саха (Якутия) (в %)
|
1,9
|
1,8
|
1,5
|
1,4
|
1,4
|
Российский классификатор видов экономической деятельности охватывает широкий спектр отраслей экономики, включая различные виды деятельности, относящиеся к креативным индустриям, однако классификация носит общий характер и не учитывает всех моментов отдельных сегментов креативных индустрий, что приводит к недооценке их вклада в экономику субъекта.
По нашим подсчетам республика значительно теряет свои объемы в таких индустриях как «Программное обеспечение», «Мода», «Ювелирное дело», «Книжное дело» и других». По перечню Минэкономразвития РФ в индустрии «Программное обеспечение» не учтен вид экономической деятельности «Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая» (код по ОКВЭД 62.09), на который приходится большая часть объемов. А по ювелирному делу учтены только виды «Изготовление ювелирных изделий и аналогичных изделий по индивидуальному заказу населения» (32.12.6) и «Производство бижутерии и подобных товаров» (32.13), тогда как основной объем приходится на вид «Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней» (32.12.5). Данный вид не учтен в перечне Минэкономразвития РФ, хотя связь его с созданием креативных продуктов была определена по результатам проведенных в 2024 году по инициативе Агентства стратегических инициатив рабочих групп с участием и представителей бизнеса, а также анализа зарубежных и международных статистических исследований. По индустрии «Мода» (без учета ювелирного дела) республика потеряла почти весь объем, так как в приказе Минэкономразвития РФ учитывается производство продукции (текстильных изделий, одежды, обуви) только по индивидуальным заказам населения. Однако, зачастую организации, которые занимаются изготовлением одежды по индивидуальным заказам, по сути, предоставляют бытовые услуги, и не создают интеллектуальную собственность, что является гораздо более показательным критерием креативных индустрий. С другой стороны, модные марки, активно развивающиеся в Якутии и выходящие на федеральный уровень, создающие дизайн одежды и выпускающие ее коллекциями, обычно регистрируются по кодам видов деятельности, не входящим в указанный перечень. Кроме того, в перечне Минэкономразвития России не нашли отражения виды деятельности, относящиеся к распространению креативного продукта, то есть к торговле [15]. По креативной индустрии «Книжное дело» объемы (около 60%) потеряны преимущественно из-за того, что в перечне Минэкономразвития России не учтены виды деятельности, связанные с торговлей.
Необходимо провести работу по уточнению и расширению кодов ОКВЭД для того, чтобы охватить все существующие и новые направления креативных индустрий. Важно, чтобы классификатор был достаточно гибким, чтобы адаптироваться к быстро меняющимся реалиям креативных индустрий.
Отметим, что на стратегической сессии по развитию креативной экономики, проведенной под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина 24 июня 2025 года, отмечалось, что одной из главных задач по пути формирования комплексной системы поддержки креативных индустрий является определение границ сектора, «донастройка», детализация и введение новых кодов в действующий ОКВЭД в целях более точного отражения отраслевых реалий [16]. Это позволит более эффективно учитывать специфику креативного сектора при разработке и реализации мер государственной поддержки, кроме того, обеспечит объективную оценку их потенциала для экономического роста и устойчивого развития региона.
Заключение
Для Республики Саха (Якутия), обладающей богатейшим культурным наследием, уникальной идентичностью и человеческим капиталом, развитие креативных индустрий является стратегическим ресурсом для диверсификации экономики, преодоления сырьевой зависимости и повышения качества жизни населения.
В Республике Саха (Якутия) большое внимание уделяется развитию креативных индустрий, начиная с 2018 года, деятельность региона была направлена на последовательное строительство полноценной экосистемы креативной экономики. Одним из первых шагов стало определение Корпорации развития Республики Саха (Якутия) в качестве опорной организации развития креативных индустрий, затем была разработана первая в Российской Федерации комплексная концепция развития креативной экономики, в которой отражены основные подходы к развитию креативной экономики, идеи и открытия региона.
Несмотря на растущий интерес к креативной экономике, существуют определенные ограничения, препятствующие полноценному исследованию данного вопроса на региональном уровне. Во-первых, большая часть существующих исследований сосредоточена на национальном уровне, игнорируя особенности регионального развития креативных отраслей. Во-вторых, недостаток региональной статистики по креативным отраслям существенно осложняет проведение глубокого анализа. До утверждения единого общероссийского перечня видов экономической деятельности в области креативных индустрий регионы формировали собственные перечни, основываясь на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Это привело к значительным расхождениям между официальной статистической информацией и региональными данными, поскольку многие виды деятельности, ранее относившиеся регионами к креативным индустриям, не были включены в федеральный перечень. В связи с этим в настоящее время актуализируется задача поиска альтернативных подходов к измерению масштаба и уровня развития креативных индустрий на региональном уровне.
Источники:
2. Боос В.О., Шубина В.И., Куценко Е.С. Между культурой и экономикой: факторы, мотивирующие регионы поддерживать креативные индустрии // Экономика региона. – 2024. – № 4. – c. 1041-1057. – doi: 10.17059/ekon.reg.2024-4-5.
3. Боровинская Д.Н., Залевская М.А., Морданов М.А. Стратегические инструменты развития креативных индустрий в регионе // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 3. – c. 377-389. – doi: 10.34823/SGZ.2022.3.51827.
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ): Индустрия креатива: мониторинг. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/industrija-kreativa-monitoring (дата обращения: 15.07.2025).
5. Губанов П. Н. Креативные индустрии в США, их основные характеристики, проблемы и тренды // Социология управления: актуальные вопросы современности: сборник научных трудов по итогам IV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 октября 2024 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. Санкт-Петербург, 2024. – c. 61-64.
6. Гуляшова П. С., Бушуева Т. Н. Тенденции развития креативных индустрий в Российской Федерации // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: Сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. – Челябинск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования \Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации\. Челябинск, 2025. – c. 62-68.– url: https://elibrary.ru/item.asp?id=82103855.
7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года (утв. Правительством Российской Федерации). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411156963/ (дата обращения: 15.07.2025).
8. Зверева А. А. А., Тихоцкая И. С. Креативные индустрии в крупнейших городах Японии // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2023. – № 4. – c. 75-86. – doi: 10.55959/10.55959/msu0579-9414.5.78.4.7.
9. Мартынов А. В., Ширеева Е. В., Головизнина Ю. И. К вопросу о видах административно-правовых барьеров развития креативных индустрий в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 4. – c. 131-141. – doi: 10.24412/1608-8794-2022-4-131-141.
10. Набизода Д. Н. Исследование креативной индустрии в России, выявление тенденций и перспектив ее развития // Студенческий вестник. – 2024. – № 23-6. – c. 37-38. – url: https://elibrary.ru/item.asp?id=67953581.
11. Национальные счета. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 15.07.2025).
12. Николаева В. И., Иванова Л.Д., Ван-Чу-лин А. Т. Креативная экономика Республики Саха (Якутия): перспективы развития // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. – 2022. – № 3. – c. 46-54. – doi: 10.25587/SVFU.2022.74.80.004.
13. Известия. Определены победители главной премии в сфере креативных индустрий Russian Creative Awards. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1434995/2022-12-02/opredeleny-pobediteli-glavnoi-premii-v-sfere-kreativnykh-industrii-russian-creative-awards (дата обращения: 15.07.2025).
14. Приказ Росстата от 4 июня 2025 г. №270 «Об утверждении официальной статистической методологии расчета показателей «Валовая добавленная стоимость креативной экономики субъекта Российской Федерации» и «Доля валовой добавленной стоимости креативной экономики в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts/methodology (дата обращения: 15.07.2025).
15. Приказ Минэкономразвития от 23.04.2025 №266 «Об утверждении перечня видов экономической деятельности в сфере креативных (творческих) индустрий на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_506355/9a4ffd1ab63905a89f3fb42cf76e225f580fe5b1/ (дата обращения: 15.07.2025).
16. Сетевое издание «Коммерсантъ» (2025) Регулятор творчества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7833838?query=%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 15.07.2025)
17. Симакова Е. Ю. Развитие креативной индустрии в условиях санкционного давления на экономику России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2024. – № 1. – c. 142-150. – doi: 10.26456/2219-1453/2024.1.142-150.
18. Сокорнов И. Р. Д. Н. Методология исследования креативных индустрий // Креативная экономика. – 2025. – № 2. – c. 277-302. – doi: 10.18334/ce.19.2.122560.
19. Сопина Н.В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. – 2021. – № 2. – c. 277-294. – doi: 10.18334/ce.15.2.111549.
20. Сухов Р. И. Возможности вовлечения креативных индустрий в формирование туристского продукта // Сервис в России и за рубежом. – 2023. – № 5. – c. 17-30. – doi: 10.5281/zenodo.10419893.
21. Тарбаева М. Б., Яманова Э. Б. История развития креативных индустрий в России и Китае // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона: материалы Третьей региональной научно-практической конференции, Иркутск, 19 мая 2021 года. – Иркутск: Репроцентр А1. Иркутск, 2021. – c. 329-333.
22. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 апреля 2024 г. № 302 \О развитии креативной экономики Республики Саха (Якутия)\. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/1400202405030004 (дата обращения: 15.07.2025).
23. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 15.07.2025).
24. Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409395175/ (дата обращения: 15.07.2025).
25. Федорова А. В., Петрова Н. Н. Организационная модель развития креативных индустрий (на примере Арктической зоны Республики Саха (Якутия)) // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 12. – c. 1410-1416. – doi: 10.34925/EIP.2024.173.12.256.
26. Хворостяная А. С. Стратегирование национальных брендов молодежной инновационной экосистемы креативной экономики (опыт Южной Кореи) // Управленческое консультирование. – 2023. – № 3. – c. 46-56. – doi: 10.22394/1726-1139-2023-3-46-56.
Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:47:10
Download PDF | Downloads: 11
The creative ecosystem of the Republic of Sakha (Yakutia)
Savvin A.A., Glukhareva E.S.Journal paper
Creative Economy
Volume 19, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The Republic of Sakha (Yakutia) has long been recognized as one of the pioneers in the development of creative industries in the Russian Federation. It systematically develops sectors such as cinema, animation, IT, fashion, jewellery design, etc. This study delves into the evolution and advancement of Yakutia’s creative economy, highlighting pivotal initiatives that foster its creative ecosystem. The article addresses challenges posed by the current federal classification system, which underestimates the true economic contributions of these industries. By comparing regional assessments with those provided by the Federal State Statistics Service, the authors propose amendments to refine and expand industry classifications for greater accuracy. These insights will benefit researchers specializing in regional economics, employees of relevant public authorities, business people, and investors interested in fostering effective development of creative sectors.
Keywords: creative economy, creative industry, classifier, Republic of Sakha (Yakutia), regional development
JEL-classification: H110, H560, А130
References:
Baykova E.R. (2022). Experience in the development of creative industries abroad. Economics and management. (1). 11-17. doi: 10.34773/EU.2022.1.2.
Boos V.O., Shubina V.I., Kutsenko E.S. (2024). Culture and economy: factors motivating regions to support creative industries. Economy of the region. 20 (4). 1041-1057. doi: 10.17059/ekon.reg.2024-4-5.
Borovinskaya D.N., Zalevskaya M.A., Mordanov M.A. (2022). Strategic tools for the development of creative industries in the region. Social and humanitarian knowledge (Sotsialʼno-gumanitarnyye znaniya). (3). 377-389. doi: 10.34823/SGZ.2022.3.51827.
Fedorova A. V., Petrova N. N. (2024). Organizational model of creative industries development (on the example of the Arctic zone of the republic of Sakha (Yakutia)). Journal of Economy and Entrepreneurship. (12). 1410-1416. doi: 10.34925/EIP.2024.173.12.256.
Gubanov P. N. (2024). Creative industries in the USA, their main characteristics, problems and trends Sociology of management: current issues of our time. 61-64.
Gulyashova P. S., Bushueva T. N. (2025). Trends in the development of creative industries in the Russian Federation State regulation of socio-economic processes in the region and the municipality: challenges and responses of the present. 62-68.
Khvorostyanaya A. S. (2023). Strategizing of the creative economy youth innovation ecosystem national brands (South Korean experience). Management consulting. (3). 46-56. doi: 10.22394/1726-1139-2023-3-46-56.
Martynov A. V., Shireeva E. V., Goloviznina Yu. I. (2022). On the issues of the types of administrative and legal barriers to the development of the creative industry in Russian Federation. Pravovaya politika i pravovaya zhizn. (4). 131-141. doi: 10.24412/1608-8794-2022-4-131-141.
Nabizoda D. N. (2024). Research of the creative industry in Russia, identification of trends and prospects for its development. Studencheskiy vestnik. (23-6). 37-38.
Nikolaeva V. I., Ivanova L.D., Van-Chu-lin A. T. (2022). Creative economy in the republic of Sakha (Yakutia): development prospects. Vestnik Severo-Vostochnogo federalnogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Kulturologiya. (3). 46-54. doi: 10.25587/SVFU.2022.74.80.004.
Simakova E. Yu. (2024). The development of the creative industry in the context of sanctions pressure on the Russian economy. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (1). 142-150. doi: 10.26456/2219-1453/2024.1.142-150.
Sokornov I. R. D. N. (2025). Methodology of research in the creative industries. Creative Economy. 19 (2). 277-302. doi: 10.18334/ce.19.2.122560.
Sopina N.V. (2021). Development of creative industries in the regions of Russia: opportunities and their implementation. Creative economy. 15 (2). 277-294. doi: 10.18334/ce.15.2.111549.
Sukhov R. I. (2023). Possibilities for involving of creative industries in the tourist product development. Service in Russia and abroad. 17 (5). 17-30. doi: 10.5281/zenodo.10419893.
Tarbaeva M. B., Yamanova E. B. (2021). The history of the development of creative industries in Russia and China Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. 329-333.
Zvereva A. A. A., Tikhotskaya I. S. (2023). Creative industries in major cities of Japan. Moscow University Bulletin:series 5 geography. 78 (4). 75-86. doi: 10.55959/10.55959/msu0579-9414.5.78.4.7.
