Механизмы взаимодействия участников логистической цепи в агропромышленном комплексе

Косенчук О.В.1, Васильев Д.И.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия и сотрудничества между участниками цепей поставок продукции сельского хозяйства. Целью исследования является анализ существующих механизмов взаимодействия между участниками цепей поставок и рассмотрение возможностей применения принципов логистики для оптимизации и совершенствования логистических процессов. В качестве результата работы авторы предлагают схему функционирования логистической системы производства и реализации зерна, также предложены схема видов взаимодействий в агропромышленном комплексе и дано описание драйверов и препятствий в цепях поставок сельскохозяйственной продукции. Анализ драйверов и препятствий может служить основой для определения возможных выгод от более тесного взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной продукции. Эффективность и результативность взаимодействия контрагентов в агропромышленном секторе должна базироваться на тесной кооперации, совместном управлении цепями поставок и повсеместном внедрении инновационных информационных технологий. По мнению авторов, Федеральный закон об агрегаторах сельхозпродукции № 297-ФЗ, вступивший в силу в марте 2025 года, является важным документом, позволяющим рассматривать агрегаторов в том числе с позиций логистических провайдеров, что в перспективе открывает возможности для трансформации цепей поставок сельхозпродукции, позволит достичь гибкости, адаптивности и высокой скорости доставки, а также может послужить росту доходности малых фермерских хозяйств. Авторы приходят к выводу о важности системного и комплексного подхода к развитию кооперации и взаимодействия в цепях поставок сельскохозяйственной продукции, основанного на внедрении инноваций, современных информационных технологиях и подходах интегрированной логистики

Ключевые слова: Логистическая цепь, агропромышленный комплекс, механизмы взаимодействия, участники, совершенствование

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

Механизмы взаимодействия участников логистической цепи играют ключевую роль в обеспечении эффективного перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю. Эти механизмы помогают координировать действия различных звеньев цепи поставок, минимизировать издержки и улучшать качество обслуживания.

Однако, в сфере АПК в частности, в сельскохозяйственном производстве, наблюдаются проблемы, которые требуют комплексного подхода к решению, включая внедрение современных технологий, развитие партнерских отношений между участниками логистических цепей.

По мнению авторов, одной из ключевых проблем взаимодействия участников логистической цепи в сфере сельского хозяйства является недостаточная координация между производителями, переработчиками и дистрибьюторами, что зачастую приводит к задержкам отгрузок продукции, снижая эффективность всей цепи поставок. Также наблюдаются «информационные разрывы», связанные с недостатком актуальной и достоверной информации о спросе, запасах и состоянии продукции, что может вызывать перебои и неоптимальные решения.

Вместе с тем, авторы отмечают, что особой проблемой в логистике сельского хозяйства является порча и естественная убыль аграрной продукции, которая подвержена значительным потерям из-за некорректных условий хранения и транспортировки, что приводит к ухудшению качества и финансовым потерям. В целом нестабильность урожайности сельскохозяйственных культур и их зависимость от погодных факторов создаёт дополнительные риски в логистике.

Также авторы считают, что к проблемам в логистике АПК следует отнести влияние конкуренции и рыночные колебания, связанные с нестабильностью цен и изменением потребительских предпочтений. Это требует от участников быстрой адаптации, что не всегда возможно в условиях недостаточной гибкости производственных процессов.

Этими и другими проблемами обусловлена актуальность изучения механизмов взаимодействия участников логистической цепи в сфере сельского хозяйства. Необходимо повысить эффективность, устойчивость и адаптивность агропродовольственной системы, что в свою очередь, содействует обеспечению продовольственной безопасности, что имеет огромное значение для экономики и общества в целом.

Изучение механизмов взаимодействия участников логистической цепи в сфере сельского хозяйства является крайне актуальным и возможно в нескольких направлениях (рис. 1).

Рисунок 1. Направления совершенствования взаимодействия участников логистической цепи в сфере сельского хозяйства

Источник: составлено авторами.

В рамках оптимизации процессов и в условиях увеличения потребительского спроса на сельскохозяйственную продукцию, по мнению авторов, целесообразно оптимизировать все этапы логистической цепи – от получения сырьевых материалов до доставки конечного продукта потребителю. Эффективное управление логистикой в сельском хозяйстве позволяет значительно сократить издержки, улучшить качество обслуживания и повысить общую эффективность производственной цепочки.

Совершенствование взаимодействия между участниками на всех этапах логистической цепи позволит создать более надежные и безопасные каналы доставки, что будет способствовать в значительной мере снижению потерь и улучшению качества продуктов при транспортировке и хранении. Например, внедрение современных технологий отслеживания может помочь в создании более оптимальных условий хранения агропродукции.

Вместе с тем, авторы отмечают, что агропромышленный комплекс сталкивается с вызовами изменений климата, нехватки ресурсов и увеличения требований к устойчивому развитию. Совершенствование взаимодействия между участниками логистической цепи позволит разработать более устойчивые подходы к производству и распределению сельскохозяйственной продукции, способствующие охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. А с учетом быстрого развития технологий и цифровизации, внедрение новых инструментов, таких как автоматизация, Big Data и IoT, взаимодействие в логистических цепях может значительно улучшить процессы, сделать их более эффективными и адаптивными к изменениям в спросе и предложении.

Логистика играет важную роль в развитии сельских территорий. Авторы утверждают [11, 12], что эффективные логистические решения могут способствовать созданию и развитию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и повышению жизненного уровня в сельских районах. Совершенствование механизмов взаимодействия поможет выявить и решить основные проблемы, с которыми сталкиваются аграрные производители и переработчики.

В условиях глобализации агропромышленный комплекс становится более связанным с международными рынками и понимание механизмов взаимодействия участников логистической цепи позволит сельскохозяйственным производителям более эффективно интегрироваться в международную систему поставок, что повысит их конкурентоспособность. Также, это обеспечит лучшее соответствие мировым стандартам качества и безопасности.

Современный рынок характеризуется нестабильностью спроса и частыми колебаниями цен. Изучение взаимодействия участников логистической цепи позволяет выявить механизмы, способствующие быстрой адаптации к этим изменениям, что особенно важно для сельского хозяйства, где зависимость от климатических условий также значительна.

Материалы и методы

Для достижения поставленных целей был проведен анализ научных источников, статистических данных и законодательных актов, в результате чего выявлены проблемы, препятствия и драйверы для интеграции и взаимодействия участников цепей поставок сельскохозяйственной продукции. Применялись такие методы как анализ, синтез, дедукция, системный подход.

Результаты и их обсуждение

Представляется целесообразным начать процесс изучения механизма взаимодействия участников с понятия логистики и логистическими процессами в АПК. Было выявлено, что существует множество определений термина «логистика». В соответствии с одним из наиболее распространенных определений, логистика –это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления [7]. Схожие определения даются также в работах Аникина Б.А. [2], Родникова А.Н. [16] и других ученых.

Современный АПК представляет собой систему, состоящую из множества участников и элементов, включая производителей сельскохозяйственной продукции, предприятия, обслуживающие и поддерживающие своей продукцией аграриев, перерабатывающую промышленность, транспортную, терминальную, складскую инфраструктуру, конечных потребителей, а также с недавнего времени и цифровые информационные подсистемы. Именно сложностью данной системы, обусловленной помимо прочего сезонностью сельскохозяйственного производства и наличием множества разнородных потоков, включая возвратные материальные потоки, объясняется необходимость применять к ней для анализа и последующей оптимизации логистические методы.

Так, Левкин Г.Г. [13] определяет логистику АПК как науку и практику управления материальными потоками в сфере производства, распределения, обмена и потребления продукции сельского хозяйства, включающая ресурсное обеспечение АПК и сбыт готовой продукции комплекса с целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Рассматривая работы зарубежных ученых, можно встретить определение логистики в агропродовольственном секторе как интегрированной системы, которая контролирует, координирует и организует различные логистические потоки (потоки агропродовольственного сырья и товаров, сопутствующей информации, права и финансов) [5]. К специфике аграрного сектора, отличающего его от других секторов экономики и представляющего интерес с точки зрения применения логистического подхода, относят ряд особенностей. Прежде всего, это ярко выраженная сезонность, в первую очередь в сфере растениеводства, которая приводит к неравномерной загрузке элеваторов в течение года и определяет высокие требования к пропускной способности логистической цепи в пиковые моменты. Помимо необходимости обеспечивать большие объемы под хранение продукции, необходимо также обеспечивать температурные и влажностные режимы в силу специфики продукции.

В отношении транспортировки также имеются особенности, к которым, в первую очередь, стоит отнести слабую развитость дорожной сети страны в сельской местности.

В соответствии со статистикой на 2024 год, в Омской области протяженность всех автодорог составляет 24131,1 км, из них к дорогам межмуниципального или регионального уровня относится 10161 км, а к дорогам местного уровня 13239,9 км. В таблице 1, составленной авторами на основе статистических данных [1], приведена информация, отображающая долю дорог с твердым и с усовершенствованным покрытием в Омской области за исключением дорог федерального значения.

Таблица 1

Анализ качества покрытия дорог в Омской области

Межмуниципальные и региональные дороги
Местные дороги
Тип покрытия
Длина, км
Доля, %
Тип покрытия
Длина, км
Доля, %
Грунтовое покрытие
2757,3
27,1
Грунтовое покрытие
7234,9
54,6
Твердое покрытие
1307,9
12,9
Твердое покрытие
285,8
0,2
Усовершенствованное твердое покрытие
6096
60
Усовершенствованное твердое покрытие
5719,2
43,2
Итого
10161,2
100
Итого
13239,9
100%
Источник: составлено авторами по данным [1].

В целом уровень качества дорожного полотна в Омской области находится на среднем для России уровне, так как твердое полотно имеют 57,3% региональных и местных дорог. В целом же в России в соответствии со статистикой за 2024 год, протяженность автомобильных дорог в сельской местности в целом составляет около 771 тысячи километров, при этом лишь 58% этих дорог имеют твердое покрытие [8]. Низкое качество дорог накладывает весомый отпечаток на транспортные затраты. При отсутствии твердого покрытия износ транспорта возрастает, снижается время доставки и растёт расход топлива, что может увеличить себестоимость перевозки до 1,5-2 раз. Процесс транспортировки продукции сельского хозяйства наряду с его хранением также налагает определенные требования к скорости доставки, техническим параметрам и условиям содержания грузов в транспортном средстве.

Также к специфике аграрного сектора можно отнести и острую зависимость от поставок точно-в-срок со стороны производителей критически значимых систем и ресурсов, таких как сельхозтехника или семена и удобрения. В отличии от других отраслей, где срыв поставки может привести к смещению сроков начала производства, срыв поставок в сельском хозяйстве может привести к полному срыву всей посевной и уборочной кампании.

Омская область занимает одно из ведущих мест в стране в качестве сельскохозяйственного региона, специализирующегося как на растениеводстве, так и на животноводстве. По итогам 2024 года удалось переломить негативную тенденцию последних лет и повысить валовый сбор зерновых более чем на 50% относительно прошлого, неудачного для аграриев года. Статистика по сбору урожая растениеводства приведена на рисунке 2.

Рисунок 2+

Рисунок 2. Валовое производство продукции растениеводства

Источник: составлено авторами по данным [20].

Прежде чем рассмотреть вопрос ключевых участников на сельскохозяйственном рынке Омского региона, считаем необходимым представить наше видение облика и функционирования логистической системы АПК, обслуживающей материальный поток из зерновой продукции (рис. 3).

Рисунок 3. Схема функционирования логистической системы производства и реализации зерна

Источник: составлено авторами.

В Омском регионе по состоянию на 2024 год работают 11 крупных элеваторов и 21 крупное хлебоприемное предприятие с общим объемом хранения чуть менее 2 млн тонн [19]. Крупнейшим элеватором мощностью свыше 160 тысяч тонн владеет АО «Омскхлебпродукт», также к крупным объектам можно отнести элеватор Сибирского КХП мощностью свыше 100 тысяч тонн. Рынок производителей зерновых и масличных культур представлен более чем 50 крупными и средними предприятиями. Среди крупнейших участников рынка можно выделить ООО «Руском-Агро», «Продо зерно» и «Ястро-Агро».

Среди ключевых игроков на рынке производителей сельскохозяйственной техники Омской области крупнейшими являются АО «Омсктрансмаш» и АО ГП «Сибзавод».

Продукция АПК Омского региона идёт как экспорт в другие регионы и страны, так же потребляется напрямую или через оптовых посредников крупными торговыми розничными сетями. Практически все крупные федеральные и региональные торговые сети имеют на прилавках продукцию местных производителей.

Как отмечалось ранее, АПК представляет собой сложную систему с множеством участников и контрагентов, выполняющих одну или несколько функций в рамках данной системы. Многообразие форм хозяйствования и специфика материального потока в свою очередь подчеркивает особую значимость изучения механизмов взаимодействия, выстраивания коммуникаций и сотрудничества при построении логистических каналов в сфере сельского хозяйства. Взгляд авторов на существующие виды взаимодействий в сфере АПК отображен на рисунке 4.

В рамках взаимодействий участники рынка вступают в различные взаимоотношения между собой, государством и конечными потребителями. Существует несколько форм взаимоотношений, среди которых важное место занимают государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) и создание кооперативов.

В рамках ГЧП государство может осуществлять совместное с производителями финансирование инфраструктурных проектов, обеспечивать подготовку кадров, а также поддерживать малое предпринимательство и решать значимые социально-экономические задачи.

Сельскохозяйственная кооперация представляет собой форму объединения фермеров, сельскохозяйственных производителей и предприятий с целью улучшения производственных, сбытовых и других экономических процессов через коллективное ведение бизнеса.

Рисунок 4. Виды взаимодействий в сфере АПК

Источник: составлено авторами.

В агропромышленном комплексе важное значение имеет интеграция, которая рассматривается как объединение отдельных субъектов хозяйствования. При этом, в отличие от кооперации, обязательным моментом является наличие интегратора, выступающего инициатором объединения и нередко основным источником его финансового обеспечения [9].

Данное определение агроинтеграции сообразно определению интеграции, которое даётся в рамках логистического подхода к управлению цепями поставок. Так, В.И. Сергеев [17] определяет понятие интегрированной логистики как сквозное управление потоками в логистической системе, проходящими через все ее звенья, что согласуется с ее делением на функциональные области, деятельность которых подчиняется общей цели всей системы в целом. В управлении цепями поставок и логистики интеграцию рассматривают как процесс взаимодействия между участниками цепи поставок, направленный на достижение общих целей путем расширения и углубления производственно-технологических связей, при совместном использовании ресурсов и создании благоприятных партнерских отношений [6].

Таким образом, рассматривая взаимодействие субъектов рынка сельхозпроизводителей, переработчиков и посредников, является обоснованным взгляд на функционирование цепей поставок в сельском хозяйстве и в частности на процессы взаимоотношения участников с позиций интегрированной логистики. В процессе выстраивания взаимоотношений между участниками цепи поставок могут возникать как ограничения или препятствия, которые ограничивают эффективность функционирования цепи, так и факторы, положительно на неё влияющие (которые принято обозначать «драйверами»). Рассмотрим в таблице 2 основные препятствия и драйверы, влияющие на взаимодействие контрагентов в цепях поставок.

Таблица 2

Основные драйверы и препятствия интеграции в цепях поставок АПК

Драйверы и их эффекты
Препятствия
Использование услуг посредников.
Аутсорсинг вспомогательных процессов, таких как транспортировка, хранение или обслуживание техники, за счёт чего предприятие сосредотачивает своё внимание на своих ключевых компетенциях.
Рыночные и конкурентные барьеры.
- слабая развитость инфраструктуры в некоторых районах,
- наличие олигополий на рынках переработки или сбыта сырья,
- низкий уровень доступа к информации о рынке, технологиях или возможностях.
Долгосрочное партнерство.
Способствует концентрации субъекта на стратегических целях, что более выгодно в долгосрочной перспективе
Взаимоотношения с контрагентами и партнерами.
Невозможность выстроить взаимоотношения в силу различных подходов к организации процессов и несовпадающих целей.
Скорость прохождения потоков.
Увеличение скорости доставки скоропортящейся сельскохозяйственной продукции на рынки
Финансовые барьеры.
- недостаточно развитый доступ к кредитному финансированию у малых фермерских хозяйств,
- малая рентабельность при выращивании низкомаржинальных культур
- высокая стоимость инвестиций в основные средства производства.
Информационные технологии.
Их применение способствует повышению гибкости и управляемости цепи поставок за счёт повышения скорости поступления и объема располагаемой информации.
Сегментирование покупателей и
фокусирование на ключевых сегментах.
Это позволяет даже малому фермерскому хозяйству занять устойчивую рыночную нишу и, как следствие, создать устойчивые каналы сбыта.
Управление запасами.
Специфические требования к сельскохозяйственной продукции, сезонность работы и различие в целях и подходах к ведению бизнеса создают противоречия между партнерами по вопросам объема накопления, сроков реализации и условий содержания запасов.
Источник: составлено авторами.

Приведенные препятствия и драйверы при взаимодействии в цепях поставок производителей сельхозпродукции и их посредников позволяют увидеть потенциальную выгоду от выстраивания более тесных взаимосвязей между участниками рынка, а также получить представление о специфических барьерах, ограничивающих взаимоотношения на данном рынке.

Оптимизация взаимодействия участников логистической цепи может строиться на нескольких подходах. Исследованию современных логистических подходов к оптимизации процессов в цепях поставок уделено достаточное внимание в научной литературе. Так, Смирнова Е.А. в своих работах [18] приводит 4 подхода к управлению изменениями в цепях поставок – бенчмаркинг, реинжиниринг, перепроектирование процессов и методика системного анализа функций. В работах Бочкарёва А.А. [4] указывается, что все методы оптимизации сетевой структуры цепей поставок могут быть разбиты на две обширные группы: первая из которых включает в себя детерминистические методы, а вторая – стохастические. Если же говорить более детально про инструменты, используемые при оптимизации и реорганизации логистических процессов, то к ним, как правило, относят оптимизацию запасов, управление складом, совершенствование маршрутов, стратегическое партнерство с контрагентами (перевозчики, поставщики, и т.д.), внедрение информационных технологий (включая IoT и BigData). Внедрение в рамках цепи поставок указанных инструментов способно значительно усилить конкурентные позиции всех участников, в первую очередь за счёт снижения издержек, точного прогнозирования спроса и концентрации каждого из участников цепи на ключевых процессах в рамках их компетенций. Авторы считают, что данные подходы и инструменты безусловно применимы и в части оптимизации цепей поставок агропродукции, позволяя совершенствовать логистические процессы в интересах как производителей, так и, в конечном счёте, потребителей.

Еще одним ключевым направлением совершенствования механизма взаимодействия участников логистической цепи является использование IT-решений, автоматизации и электронных платформ [10]. Применение в сельском хозяйстве России современных информационных технологий, как уже отмечалось выше, является значимым и заслуживающим внимания драйвером роста в текущей экономической ситуации. В условиях современных вызовов, стоящих перед экономикой страны в целом и сельским хозяйством в частности, важно упомянуть использование современных информационных технологий для обеспечения «мобильности логистики» в том числе и в агропромышленном секторе экономики. Обеспечить «мобильность логистики» в рамках цепочки поставок означает придать ей высокую скорость реакции, сокращение времени поставки, гибкость и адаптивность. Региональная система, объединяющая в себе производителей, логистических посредников, крупные розничные сети и даже конечных потребителей (в случае прямых каналов сбыта) и обладающая вышеперечисленными качествами даёт значительное конкурентное преимущество своим участникам. А цифровые платформы, обладающие такими ценными ресурсами как контакты и актуальная информация, являются неотъемлемыми условиями развития подобных цепей поставок.

Можно утверждать, что в данной области наметились положительные тенденции, так как Министерство сельского хозяйства отмечает [3], что доля сельхозпроизводителей, активно использующих цифровые технологии и системы ИИ для управления логистикой, превысило 40%. При этом по темпам освоения и внедрения современных технологий агропромышленный сектор все ещё отстаёт от ряда других секторов экономики. К примеру, лишь 25-30% малых и средних сельхозтоваропроизводителей внедряют цифровые технологии, при этом доля таких предприятий в России составляет по оценкам исследователей около 60 % [15]. Это свидетельствует о низкой вовлеченности в процесс цифровизации деятельности значительной доли фермерских хозяйств. Для обеспечения сетевого взаимодействия, сотрудничества и кооперации участников рынка этого явно недостаточно.

Немаловажное значение в повышении эффективности взаимодействия участников АПК является совместное управление цепями поставок, а также разработка совместных стратегий и координация усилий. Федеральный закон об агрегаторах сельхозпродукции № 297-ФЗ от 8 августа 2024 года является знаковым актом, отображающим политику государства по отношению к аграриям и в том числе, дающий широкие перспективы с точки зрения применения к их деятельности оптимизационных инструментов логистики. В соответствии с ним, на агрегаторов будут возложены интегрирующие функции по сбору, переработке, хранению и сбыту.

Таким образом, агрегатор будет выступать полноценным логистическим посредником, выстраивающим эффективные каналы сбыта продукции до конечного потребителя, обеспечивающего промежуточное хранение и обработку материального потока, а также его информационное сопровождение. Согласно определению данному Мамаевым Э. А. [14], фирмы, оказывающие для клиента (промышленной, торговой или сервисной компании) комплексный логистический сервис, берущие под свой контроль несколько или все логистические функции, классифицируются как 3-PL провайдеры.

Таким образом, применяя к данной ситуации логистическую терминологию, можно провести параллели и сделать вывод, что подобный агрегатор сельхозпродукции выступает в качестве 3-PL провайдера в цепи поставок агропродукции. Вполне закономерно, что в сфере сельского хозяйства, как и в целом по отраслям экономики, происходит делегирование соответствующих функций логистическому оператору. В сфере агрологистики это открывает для малых фермерских хозяйств пути решения многих препятствий, связанных с отсутствием доступа к услугам транспорта, инфраструктуры и управления запасами, а также с недостаточным уровнем информированности и отсутствием наработанных деловых связей. Также важно отметить тот факт, что сокращение значительного количества посредников при передаче всех логистических функций одному контрагенту уменьшит длинную цепочку поставок сельхозпродукции, что может благоприятно сказаться на доходности агропроизводителей.

На наш взгляд, инициатива по созданию агрегаторов требует дальнейшего развития и мер государственной поддержки. Вполне логичным выглядит последующая эволюция подобных агрегаторов в системных интеграторов цепей поставок сельхозпродукции. Кажется целесообразным, чтобы, помимо выполнения логистических функций, данные участники рынка служили своего рода проводниками процессов цифровизации отрасли, обеспечивая доступ к существующим или же к совершенно новой цифровой платформе АПК в рамках проекта «Цифровая трансформация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации». Это позволит обеспечить, с одной стороны, более доступные для малых фермерских хозяйств связи с органами государственной власти, а с другой стороны, выстроить более простые и удобные каналы для коммуникаций между производителями, посредниками, покупателями, транспортными компаниями и операторами инфраструктуры, такой как элеваторы или портовые терминалы.

Заключение

В ходе анализа механизмов взаимодействия участников логистической цепи в агропромышленном комплексе выявлено, что эффективная логистика является ключевым фактором, определяющим успешность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства. Исследование показало, что существующие проблемы, такие как недостаточная координация, информационные разрывы и неэффективные процессы, существенно влияют на производительность и устойчивость всей цепи поставок. Оптимизация взаимодействия требует интеграции современных технологий и инновационных подходов. Внедрение автоматизированных систем управления, использование цифровых платформ для обмена информацией и развития партнерских отношений между участниками логистической цепи позволяет не только сократить затраты, но и улучшить качество товаров и услуг, обеспечивая тем самым устойчивое развитие АПК.

В заключение следует отметить, что оптимизация механизмов взаимодействия в логистических цепях АПК требует комплексного подхода, ориентированного на инновации, сотрудничество и постоянное развитие. Эти усилия могут значительно повысить эффективность агропромышленного комплекса, что в свою очередь способствует обеспечению продовольственной безопасности и устойчивому развитию сельских территорий. Будущие исследования в данной области могут сосредоточиться на разработке и тестировании новых моделей взаимодействия, учитывающих условия местного рынка и global trends, что будет способствовать дальнейшему улучшению логистических процессов в агропромышленном секторе.


Источники:

1. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство за 2023 год: статистический сборник. / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Омской области. - Омск, 2023. – 15 c.
2. Аникин Б. А. Логистика. / учебник / под ред. Б. А. Аникина. 4-e изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2025. – 320 c.
3. Бизнес-портал Эксперт. [Электронный ресурс]. URL: https://sdexpert.ru/archive/project/agropredpriyatiya-massovo-perekhodyat-na-ii-i-tsifrovye-instrumenty/ (дата обращения: 13.07.2025).
4. Бочкарев А.А., Соловьев Д.С. Проблема оптимизации сетевой структуры цепей поставок и методы ее решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2024. – № 5А. – c. 502-511.
5. Wajszczuk, K. The Role and Importance of Logistics in Agri-Food Supply Chains: An Overview of Empirical Findings, 2016. – С. 47-55
6. Васильев Д. И., Левкин Г. Г., Новикова Т. В. Управление цепями поставок. - Москва : ООО \Директмедиа Паблишинг\, 2023. – 147 c.
7. Гаджинский А. М. Логистика. / Учебник для бакалавров— 21-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2017. – 420 c.
8. Изъюрова Л. На деревню к дедушке по модернизированной сети сельских дорог. Транспорт России: Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://transportrussia.ru/razdely/avtomobilnye-dorogi/12521-na-derevnyu-k-dedushke-po-modernizirovannoj-seti-selskikh-dorog.html?ysclid=m9uvpp5c3102099916 (дата обращения: 14.07.2025).
9. Кольчевская О. П. Кооперация и интеграция организаций в агропромышленном комплексе. / Курс лекций : учебно-методическое пособие. - Горки : БГСХА, 2018. – 140 c.
10. Косенчук О.В., Зинич А.В. Ключевые аспекты продовольственного самообеспечения регионов России // Продовольственная политика и безопасность. – 2025. – № 2. – doi: 10.18334/ppib.12.2.122490.
11. Косенчук О.В. Программно-целевой подход в развитии апк и сельских территорий региона // Продовольственная политика и безопасность. – 2025. – № 1. – c. 39-58. – doi: 10.18334/ppib.12.1.122039.
12. Косенчук О.В. Цифровые технологии для эффективного ведения молочного и мясного агробизнеса // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 4. – c. 997-1018. – doi: 10.18334/ppib.11.4.121606.
13. Левкин Г.Г., Колычев Н. М., Семченко В. В. Логистика в сельском хозяйстве: методология и концепция использования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2014. – № 4. – c. 52-59.
14. Мамаев Э. А., Чеботарев Е. А., Ковалева Н. А. Логистические провайдеры в транспортных системах. / Учебное пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения». - Ростов-на-Дону : Ростовский государственный университет путей сообщения, 2017. – 130 c.
15. Петрова Л. М. Современные реалии и перспективность функционирования малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 1. – c. 93-102.
16. Родников А.Н. Логистика. / Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.
17. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. / Под общей и научной редакцией профессора В.И. Сергеева. - М.: Инфра-М, 2000.
18. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок. / учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
19. Угланова К. Элеваторы, хлебоприемные предприятия и мельницы Омской области готовы к новому урожаю. Вечерний Омск. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://omskgazzeta.ru/all-news/jelevatory-hlebopriemnye-predprijatija-i-melnicy-omskoj-oblasti-gotovy-k-priemu-novogo-urozhaja/ (дата обращения: 13.07.2025).
20. Ягодина Н.В., Ремизова А.А. Развитие сельского хозяйства Омской области: анализ и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5687-5704. – doi: 10.18334/epp.13.12.120147.

Страница обновлена: 21.10.2025 в 14:28:24

 

 

Interaction mechanisms of logistics chain participants in the agro-industrial complex

Kosenchuk O.V., Vasilev D.I.

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the issues of interaction and cooperation between participants in agricultural supply chains. The article aims to analyze existing mechanisms of cooperation between chain participants and explore the potential of implementing logistics principles to optimize and enhance logistics processes. As a result, the authors propose a framework for the operation of a logistics system for grain production and distribution, as well as a typology of interactions within the agro-industry and a description of factors influencing and hindering agricultural product supply chains. An analysis of these factors can serve as the basis for identifying potential benefits of closer collaboration among agricultural market players. The effectiveness and efficiency of interaction between parties in the agro-industrial sector should be based on close cooperation, joint supply chain management, and the widespread adoption of innovative information technologies. The authors argue that the Federal Law No. 297-FZ on agricultural aggregators, which came into force in March 2025, is an important document that enables aggregators to be viewed, including from the perspective of logistics providers. This, in turn, opens up opportunities for transforming agricultural supply chains. Such transformation will lead to flexibility, adaptability, and high speed of delivery, as well as increase the profitability of small farms. The authors conclude that a systematic and integrated approach is essential for the development of cooperation and interaction within agricultural supply chains, based on innovation, modern information technology, and integrated logistics approaches.

Keywords: logistics chain, agro-industrial complex, interaction mechanism, participant, improvement

JEL-classification: L51, L52, O25

References:

Road transport and road construction for 2023: statistical collection (2023).

Anikin B. A. (2025). Logistics

Bochkarev A.A., Solovev D.S. (2024). Problem of optimization of network structure of supply chains and methods of its solution. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (5A). 502-511.

Gadzhinskiy A. M. (2017). Logistics

Kolchevskaya O. P. (2018). Cooperation and integration of organizations in the agro-industrial complex

Kosenchuk O.V. (2024). Digital technology for effective management of dairy and meat agribusiness. Food Policy and Security. 11 (4). 997-1018. doi: 10.18334/ppib.11.4.121606.

Kosenchuk O.V. (2025). Program-oriented approach to the development of the agro-industrial complex and rural areas in the region. Food policy and security. 12 (1). 39-58. doi: 10.18334/ppib.12.1.122039.

Kosenchuk O.V., Zinich A.V. (2025). Key aspects of food self-sufficiency in Russian regions. Food Policy and Security. 12 (2). doi: 10.18334/ppib.12.2.122490.

Levkin G.G., Kolychev N. M., Semchenko V. V. (2014). Logistics in agriculture: methodology and concept of use. Vestnik kadrovoy politiki, agrarnogo obrazovaniya i innovatsiy. (4). 52-59.

Mamaev E. A., Chebotarev E. A., Kovaleva N. A. (2017). Logistics providers in transport systems

Petrova L. M. (2022). Modern realities and prospects of small and medium-sized businesses in the agro-industrial complex. Food policy and security. 9 (1). 93-102.

Rodnikov A.N. (2000). Logistics

Sergeev V.I. (2000). Corporate logistics. 300 answers to professional questions

Smirnova E.A. (2009). Supply chain management

Vasilev D. I., Levkin G. G., Novikova T. V. (2023). Supply chain management

Wajszczuk, K. The Role and Importance of Logistics in Agri-Food Supply Chains: An Overview of Empirical Findings, 2016. – S. 47-55

Yagodina N.V., Remizova A.A. (2023). The development of agriculture in the Omsk region: analysis and prospects. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (12). 5687-5704. doi: 10.18334/epp.13.12.120147.